Союз-СПГ / Амур-СПГ

Автор Salo, 09.09.2013 13:50:39

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Demir_Binici

Цитата: Дмитрий В. от 20.11.2024 14:04:55Вся прелесть решения с АМ в том, что все эти системы выделены в отделяемый блок гораздо меньшей массы, чем у 2й ступени
Как можно наблюдать, никого, кроме ЦиХ эта "прелесть" не прельщает. CASC/SAST делают CZ-6C и CZ-6A без всяких костылей с повторно запускаемым YF-115. Landspace тоже обходится без третьей ступени. Rocket Lab проектирует Neutron с двумя ступенями. И т.д.

Судя по номограмме, "отделяемый блок гораздо меньшей массы, чем у 2й ступени" не очень помог Ангаре 1.2. По соотношению Мпн (SSO 700 km) к стартовой массе она не сильно лучше двухступенчатой CZ-6C, несмотря на заметное превосходство РД-191 и РД-0124А над YF-100 и YF-115 по УИ и TWR (1680кг/176тонн/0.955% и 2000кг/217тонн/0.922% соответственно).

Дмитрий В.

Цитата: Demir_Binici от 20.11.2024 14:32:07
Цитата: Дмитрий В. от 20.11.2024 14:04:55Вся прелесть решения с АМ в том, что все эти системы выделены в отделяемый блок гораздо меньшей массы, чем у 2й ступени
Как можно наблюдать, никого, кроме ЦиХ эта "прелесть" не прельщает. CASC/SAST делают CZ-6C и CZ-6A без всяких костылей с повторно запускаемым YF-115. Landspace тоже обходится без третьей ступени. Rocket Lab проектирует Neutron с двумя ступенями. И т.д.

Судя по номограмме, "отделяемый блок гораздо меньшей массы, чем у 2й ступени" не очень помог Ангаре 1.2. По соотношению Мпн (SSO 700 km) к стартовой массе она не сильно лучше двухступенчатой CZ-6C, несмотря на заметное превосходство РД-191 и РД-0124А над YF-100 и YF-115 по УИ и TWR (1680кг/176тонн/0.955% и 2000кг/217тонн/0.922% соответственно).
Мю Пг никого не интересует - главное, что Мпг не ниже требуемой. И сравнивать надо не с иностранными аналогами, а с вариантом А-1.2 с повторным запуском.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Demir_Binici

Цитата: Дмитрий В. от 20.11.2024 14:08:17То, что повторное включение для наших двигателистов "крепкий орешеК - это факт, но с АМ ещё и энергетика лучше.
В упрощённой теории она может и лучше. Но на практике ещё надо учесть время между выключением двигателя 2-й ступени и включением 3-й. Учесть высоту разделения ступеней, на которой весьма заметно торможение земной атмосферы. Всю выгоду от снижения массы может съесть низкая тяга двигателя.

Например у Falcon 9 ASDS из примера выше при выведении на 800 км Мпн падает всего на 12% относительно 400км или на 1460 кг - с 12130 до 10670 кг. Для GTO, а тем более других орбит с ещё большей требуемой энергетикой, использование дополнительной ступени однозначно приведёт к увеличению Мпн. Для орбит 800 - 2000 км выгода от дополнительной ступени будет минимальная или даже отрицательная.

Дмитрий В.

Цитата: Demir_Binici от 20.11.2024 14:56:27
Цитата: Дмитрий В. от 20.11.2024 14:08:17То, что повторное включение для наших двигателистов "крепкий орешеК - это факт, но с АМ ещё и энергетика лучше.
В упрощённой теории она может и лучше. Но на практике ещё надо учесть время между выключением двигателя 2-й ступени и включением 3-й. Учесть высоту разделения ступеней, на которой весьма заметно торможение земной атмосферы. Всю выгоду от снижения массы может съесть низкая тяга двигателя.

Например у Falcon 9 ASDS из примера выше при выведении на 800 км Мпн падает всего на 12% относительно 400км или на 1460 кг - с 12130 до 10670 кг. Для GTO, а тем более других орбит с ещё большей требуемой энергетикой, использование дополнительной ступени однозначно приведёт к увеличению Мпн. Для орбит 800 - 2000 км выгода от дополнительной ступени будет минимальная или даже отрицательная.
У Нестерова всё посчитано. Тяга весьма слабо влияет на гравпотери при небольшом времени работы и включениях в районе перигея/апогея.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Demir_Binici

Цитата: Дмитрий В. от 20.11.2024 14:34:49Мю Пг никого не интересует ...
Ну если не интересует, то конечно. Оттого и получается результат, который мы все видим.
Цитата: Дмитрий В. от 20.11.2024 14:34:49... - главное, что Мпг не ниже требуемой.
Сделать хорошо задача не стоит. Стоит задача обеспечить кем-то когда-то выдуманные требования. Ангара 1.2 полетела в 2022 году. Когда там требования к Мпг закладывали? Вот так и просчитывали - дескать через 25 лет у нас будет потребность выводить то-то и то-то такой-то массы на такие-то орбиты? Серьёзно?
Цитата: Дмитрий В. от 20.11.2024 14:34:49И сравнивать надо не с иностранными аналогами, а с вариантом А-1.2 с повторным запуском.
Так нет никакого варианта "А-1.2 с повторным запуском". И не было никогда. Или вы про график из книжки Нестерова? Ну тогда конечно. Примерно: "Мы выбрали вариант с тремя ступенями, как самый оптимальный, бла, бла, бла". А от Нестерова можно было ожидать другого объяснения? В духе: "Дескать наши подрядчики не смогли доработать двигатель, обеспечив его повторное включение. А если бы и доработали, то массовое совершенство на второй ступени у нас получилось настолько плохое, что она не обеспечивала вывод заложенной на этапе эскизного проекта Мпг. Проще было сделать третью ступень, чем добиваться массового совершенства, да и двигателя всё равно нет. Так как ракета обещана была двухступенчатой, то по бумагам она проходит как двухступенчатая (чтобы не нарушать отчётность (c)), хотя ступеней три."

Вопрос, распространится ли этот инженерно-бюрократический опыт на Амур-СПГ или нет.

Дмитрий В.

Цитата: Demir_Binici от 20.11.2024 15:22:42
Цитата: Дмитрий В. от 20.11.2024 14:34:49Мю Пг никого не интересует ...
Ну если не интересует, то конечно. Оттого и получается результат, который мы все видим.
Цитата: Дмитрий В. от 20.11.2024 14:34:49... - главное, что Мпг не ниже требуемой.
Сделать хорошо задача не стоит. Стоит задача обеспечить кем-то когда-то выдуманные требования. Ангара 1.2 полетела в 2022 году. Когда там требования к Мпг закладывали? Вот так и просчитывали - дескать через 25 лет у нас будет потребность выводить то-то и то-то такой-то массы на такие-то орбиты? Серьёзно?
Цитата: Дмитрий В. от 20.11.2024 14:34:49И сравнивать надо не с иностранными аналогами, а с вариантом А-1.2 с повторным запуском.
Так нет никакого варианта "А-1.2 с повторным запуском". И не было никогда. Или вы про график из книжки Нестерова? Ну тогда конечно. Примерно: "Мы выбрали вариант с тремя ступенями, как самый оптимальный, бла, бла, бла". А от Нестерова можно было ожидать другого объяснения? В духе: "Дескать наши подрядчики не смогли доработать двигатель, обеспечив его повторное включение. А если бы и доработали, то массовое совершенство на второй ступени у нас получилось настолько плохое, что она не обеспечивала вывод заложенной на этапе эскизного проекта Мпг. Проще было сделать третью ступень, чем добиваться массового совершенства, да и двигателя всё равно нет. Так как ракета обещана была двухступенчатой, то по бумагам она проходит как двухступенчатая (чтобы не нарушать отчётность (c)), хотя ступеней три."

Вопрос, распространится ли этот инженерно-бюрократический опыт на Амур-СПГ или нет.
Орбиты и запускаемые КА до сих пор актуальны. Да и пофиг, что "ступеней 3", если это дешевле и проще, чем повторный запуск. Или Вам не надо проще и дешевле? ;)
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

fagot

Цитата: Demir_Binici от 20.11.2024 15:22:42Так нет никакого варианта "А-1.2 с повторным запуском". И не было никогда. Или вы про график из книжки Нестерова? Ну тогда конечно. Примерно: "Мы выбрали вариант с тремя ступенями, как самый оптимальный, бла, бла, бла". А от Нестерова можно было ожидать другого объяснения? В духе: "Дескать наши подрядчики не смогли доработать двигатель, обеспечив его повторное включение. А если бы и доработали, то массовое совершенство на второй ступени у нас получилось настолько плохое, что она не обеспечивала вывод заложенной на этапе эскизного проекта Мпг. Проще было сделать третью ступень, чем добиваться массового совершенства, да и двигателя всё равно нет. Так как ракета обещана была двухступенчатой, то по бумагам она проходит как двухступенчатая (чтобы не нарушать отчётность (c)), хотя ступеней три."
Как ни смешно, у Нестерова примерно так и описано, ну конечно с учетом того, что серьезная книга не пишется в петросянском стиле. Очередной "Пастернака не читал, но осуждаю". :)

Raul

#7707
Цитата: blik от 20.11.2024 12:32:52
ЦитироватьОСТ Р 53802— 2010

74 ступень ракеты-носителя: Отделяемая часть ракеты-носителя, состоящая из одного или не␂скольких ракетных блоков и обеспечивающая полет ракеты космического назначения или ракеты-носи␂теля на определенных участках траектории.
Примечание — Ступени ракет-носителей нумеруются в порядке их отделения.

76 Разгонный блок ракеты космического назначения; РБ РКН: Часть ракеты космического на␂значения, предназначенная для доставки одного или нескольких космических аппаратов на орбиты или траектории назначения после отделения от ракеты-носителя

66 ракета-носитель; PH: Часть ракеты космического назначения, предназначенная для выведения орбитального модуля или полезного груза на заданную траекторию или орбиту

То есть по ГОСТу агрегатный модуль это 3я ступень, и так же агрегатный модуль является разгонным блоком
Холивар интересный, можно в нем поучаствовать?

На мой несведущий взгляд, у ракетных ступеней могут быть отделяемые части (ОЧ). Как то - сбрасываемые баки, как у шаттла, аккумуляторы как у Электрона, ракетные двигатели, как у первого Атласа и стартовые ускорители. А если ОЧ могут быть двигателями и баками, то почему не могут быть - двигателями вместе с баками? Баки можно сбрасывать, двигатели - тоже, а вместе - нельзя, ГОСТ против?

Подумаем так, что РД-0124А и его баки О и Г вместе с проставками - это ОЧ второй ступени Ангары 1.2. От которой перед выходом на орбиту остается только адаптер ПГ, СУ и апогейная ДУ. Поэтому - две ступени, как по КД ЦИХа, а не три. 8)

Для Амура-СПГ это важно. Его вторая ступень, наверное, будет не лучше УРМ-2 Ангары 1.2 по своему конструктивному совершенству и/или удельному импульсу. При этом требуемая ХС намного выше. Поэтому гипотетический АМ для Амура будет еще эффективнее в сравнении с АМ Ангары 1.2. Но по ТЗ он должен быть частью ступени, а не разгонным блоком.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Трилобит

Цитата: Raul от 20.11.2024 19:33:45
Цитата: blik от 20.11.2024 12:32:52
ЦитироватьОСТ Р 53802— 2010

74 ступень ракеты-носителя: Отделяемая часть ракеты-носителя, состоящая из одного или не␂скольких ракетных блоков и обеспечивающая полет ракеты космического назначения или ракеты-носи␂теля на определенных участках траектории.
Примечание — Ступени ракет-носителей нумеруются в порядке их отделения.

76 Разгонный блок ракеты космического назначения; РБ РКН: Часть ракеты космического на␂значения, предназначенная для доставки одного или нескольких космических аппаратов на орбиты или траектории назначения после отделения от ракеты-носителя

66 ракета-носитель; PH: Часть ракеты космического назначения, предназначенная для выведения орбитального модуля или полезного груза на заданную траекторию или орбиту

То есть по ГОСТу агрегатный модуль это 3я ступень, и так же агрегатный модуль является разгонным блоком
Холивар интересный, можно в нем поучаствовать?

На мой несведущий взгляд, у ракетных ступеней могут быть отделяемые части (ОЧ). Как то - сбрасываемые баки, как у шаттла, аккумуляторы как у Электрона, ракетные двигатели, как у первого Атласа и стартовые ускорители. А если ОЧ могут быть двигателями и баками, то почему не могут быть - двигателями вместе с баками? Баки можно сбрасывать, двигатели - тоже, а вместе - нельзя, ГОСТ против?

Подумаем так, что РД-0124А и его баки О и Г вместе с проставками - это ОЧ второй ступени Ангары 1.2. От которой перед выходом на орбиту остается только адаптер ПГ, СУ и апогейная ДУ. Поэтому - две ступени, как по КД ЦИХа, а не три. 8)

Для Амура-СПГ это важно. Его вторая ступень, наверное, будет не лучше УРМ-2 Ангары 1.2 по своему конструктивному совершенству и/или удельному импульсу. При этом требуемая ХС намного выше. Поэтому гипотетический АМ для Амура будет еще эффективнее в сравнении с АМ Ангары 1.2. Но по ТЗ он должен быть частью ступени, а не разгонным блоком.
Лютая ментальная эквилибристика. Только вот в ваших примерах сбрасывается именно часть ступени, которая в ее составе выполняла работу. В случае с АМ это было бы справедливо если бы он выполнял функцию в составе второй ступени. А так это обычное последовательное разделение ступеней - отработала одна, отвалилась, заработала следующая.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

Raul

Цитата: Трилобит от 20.11.2024 20:03:17В случае с АМ это было бы справедливо если бы он выполнял функцию в составе второй ступени.
Тогда давайте наделим АМ функцией управления по крену на всем активном участке второй ступени.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Rudel2

Цитата: Трилобит от 20.11.2024 20:03:17В случае с АМ это было бы справедливо если бы он выполнял функцию в составе второй ступени.
Так он выполняет.
Он всей ступенью командует.
Убери АМ - и ступень немедленно утратит контроль.

Трилобит

Цитата: Rudel2 от 20.11.2024 20:49:04
Цитата: Трилобит от 20.11.2024 20:03:17В случае с АМ это было бы справедливо если бы он выполнял функцию в составе второй ступени.
Так он выполняет.
Он всей ступенью командует.
Убери АМ - и ступень немедленно утратит контроль.
Ну система управления это имхо не то, могу ошибаться, но по такому признаку некоторые ракеты вообще одноступами становятся, если по расположению авионики ступени считать.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

vlad7308

Цитата: Raul от 20.11.2024 19:33:45Холивар интересный, можно в нем поучаствовать?
Холивар неинтересный, ибо не первый.
В прошлый или позапрошлый раз Дмитрий в конце концов объяснил просто, понятно и весьма правдоподобно, почему АМ не РБ и не ступень. Просто потому, что положено было сделать двухступенчатую РН, а не получалось. Поэтому АМ назвали "модулем (отделяемым блоком) в составе 2ст". Вот и всё.
это оценочное суждение

Demir_Binici

Цитата: Дмитрий В. от 20.11.2024 15:53:17Орбиты и запускаемые КА до сих пор актуальны.
Орбиты конечно никуда не делись. С чего вдруг вывод, что КА до сих пор актуальны? Есть какие-то конкретные примеры запущенных КА? Когда начали разработку, какова масса по ТЗ и насколько они соответствуют тем трём КА, если это КА, а не макеты, которые запустили за три года?
Цитата: Дмитрий В. от 20.11.2024 15:53:17Да и пофиг, что "ступеней 3", если это дешевле и проще, чем повторный запуск.
Повторный запуск на РД-0124 просто не смогли. В профильной теме говорили, что это сопоставимо с разработкой нового двигателя. Если так, то конечно дешевле и проще. Сколько могла стоить разработка нового двигателя неизвестно. Смогут ли вообще разработать новый двигатель с повторным стартом, тоже неизвестно. Собственно в этой теме мы и обсуждаем это применительно уже к РД-0169.

Как бы не пришлось Вам в 2030-х повторять приведённую цитату уже применительно к Амуру-СПГ.

zen432

#7714
Цитата: Demir_Binici от 20.11.2024 13:21:01
Цитата: blik от 20.11.2024 12:32:52Дешевизна АМ очень сомнительна. 18 двигателей. С большой вероятностью система управления от Бриза. По сути, мини Бриз, Бриз стоит 8 млн.$
Вынужденная мера. Сделать повторное включение на РД-124А не смогли. Да ещё и с массовым совершенством второй ступени дела обстояли не лучшим образом. По сути им ничего не оставалось, кроме как третью ступень городить.

Но даже с третьей ступенью, стыдливо именуемой АМ в составе второй ступени, получилось так себе. Если у Falcon ASDS при выводе на ССО 800 км Мпн падает на 12% относительно вывода на 400 км, то согласно официальным данным для Ангары 1.2 падение Мпн получается приблизительно 23%.

Возможно, что на сей раз у РКЦ Прогресс получится то, что не удалось сделать ЦиХ - относительно современную двухступенчатую ракету.

А картинка правильная? Потому что есть такая и она выглядит по другому


И еще про бесплатность второго включения оттуда же:

"Кроме того, требование по реализации повторного включения ДУ приводит
к усложнению ПГС и необходимости оснащения второй ступени дополнительными системами
и агрегатами, увеличивающими ее массу.
В частности, на ступени должна быть установлена система обеспечения запуска (СОЗ), ра
ботающая на высококипящих компонентах и обеспечивающая управляемый полет ступени на
баллистической паузе, создание перегрузки перед повторным включением маршевого дви
гателя, а также увод ступени с рабочей орбиты КА. СОЗ компонуется на базе блоков ДУ малой
тяги и баков высокого давления, используемых на РБ «Бриз». Масса снаряженной СОЗ состав
ляет 160 кг, в том числе конструкция 110 кг и топливо в двух ШБ высокого давления 50 кг.
Доработка ДУ РД-0124А под повторное включение предусматривает установку двух ампул
с пусковым горючим, доработку ЭПК, установку дополнительных ШБ с азотом и гелием для
продувки ДУ после выключения, и управление работой автоматики ДУ при повторном вклю
чении. Общее увеличение конструкции ДУ оценивается в 60 кг. Доработки потребует и систе
ма подачи топлива, которая будет включать размещение в баке окислителя дополнительных
ШБ с азотом общей массой 250 кг, обеспечивающих наддув практически пустых баков ступени
перед повторным запуском двигателя."


vlad7308

А так почти все перечисленное тоже есть, но в АМ.
это оценочное суждение

Demir_Binici

Цитата: zen432 от 20.11.2024 23:28:37А картинка правильная?
Картинка из брошюры © February 2017 ILS International Launch Services, Inc.
Официальный документ с их сайта. Более свежих я не видел. Наклонение 97.5°.
Цитата: zen432 от 20.11.2024 23:28:37Потому что есть такая и она выглядит по другому
Это из книги Нестерова. Насколько ей можно доверять? По этой картинке Ангара 1.2 выводит более 2 тонн на орбиту 1500 км с наклонением 83°. На сайте ЦиХ указано 1.6 тонн на Нкр = 1500 км, без указания наклонения со старта в Плесецке. Заметная разница.

Возможно это картинка с какими-то расчётными данными. В реальности всё оказалось немного иначе. К примеру, на сайте ЦиХ до 2015 году для опорной орбиты (Н кр =200 км,  i=63°) было заявлено 3.8 тонны. Затем стало 3.5 тонны.

Demir_Binici

Цитата: vlad7308 от 20.11.2024 22:09:50
Цитата: Raul от 20.11.2024 19:33:45Холивар интересный, можно в нем поучаствовать?
Холивар неинтересный, ибо не первый.
В прошлый или позапрошлый раз Дмитрий в конце концов объяснил просто, понятно и весьма правдоподобно, почему АМ не РБ и не ступень. Просто потому, что положено было сделать двухступенчатую РН, а не получалось. Поэтому АМ назвали "модулем (отделяемым блоком) в составе 2ст". Вот и всё.
Именно так. Объяснял не только Дмитрий В. и даже не столько Дмитрий В. Но именно Дмитрий В. почему-то возмущается, когда здесь на ФНК этот АМ называют третьей ступенью. Хотя и не только он.

Ну называется у них в документации эта ракета двухступенчатой, ну и ладно, если им так удобнее. Почему все должны этой их казуистики придерживаться? К примеру, Vega никто не называет трёхступенчатой ракетой.

zen432

Цитата: Demir_Binici от 21.11.2024 09:52:50
Цитата: zen432 от 20.11.2024 23:28:37А картинка правильная?
Картинка из брошюры © February 2017 ILS International Launch Services, Inc.
Официальный документ с их сайта. Более свежих я не видел. Наклонение 97.5°.
Цитата: zen432 от 20.11.2024 23:28:37Потому что есть такая и она выглядит по другому
Это из книги Нестерова. Насколько ей можно доверять? По этой картинке Ангара 1.2 выводит более 2 тонн на орбиту 1500 км с наклонением 83°. На сайте ЦиХ указано 1.6 тонн на Нкр = 1500 км, без указания наклонения со старта в Плесецке. Заметная разница.

Возможно это картинка с какими-то расчётными данными. В реальности всё оказалось немного иначе. К примеру, на сайте ЦиХ до 2015 году для опорной орбиты (Н кр =200 км,  i=63°) было заявлено 3.8 тонны. Затем стало 3.5 тонны.

А сейчас на сайте ILS другая картинка


Большой

Свеженькая ;)
Вы не можете просматривать это вложение.
Я верю тому кто ищет истину, и не верю тому, который говорит, что нашёл её...