НК-33

Автор Bell, 26.11.2007 23:35:48

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

просто Вася

#3520
Цитироватьavmich пишет:

 но государство тут вообще не должно быть при чём.
Государство - основной акционер СНТК, поэтому возобновление производства НК-33 предполагалось в том числе и за счет средств бюджета. Впрочем не буду настаивать на этой точке зрения. Я не знаю всех раскладов. Что до Мистраля, то это, естественно,  не более чем шутка. Хотя по моему глубокому убеждению лучше было бы возродить производство самарского ЖРД, чем покупать французское корыто.

Serge

Цитироватьпросто Вася пишет:
Цитироватьavmich пишет:

 но государство тут вообще не должно быть при чём.
Государство - основной акционер СНТК, поэтому возобновление производства НК-33 предполагалось в том числе и за счет средств бюджета. Впрочем не буду настаивать на этой точке зрения. Я не знаю всех раскладов. Что до Мистраля, то это, естественно, не более чем шутка. Хотя по моему глубокому убеждению лучше было бы возродить производство самарского ЖРД, чем покупать французское корыто.
Так французское корыто было же куплено бартером - мы им Союзы в Куру, они нам эти корыта с технологией. По сути дали возможность заработать нашей космической отрасли.

salto

Цитироватьпросто Вася пишет:
Государство - основной акционер СНТК, поэтому возобновление производства НК-33 предполагалось в том числе и за счет средств бюджета. Впрочем не буду настаивать на этой точке зрения. Я не знаю всех раскладов. Что до Мистраля, то это, естественно,не более чем шутка. Хотя по моему глубокому убеждению лучше было бы возродить производство самарского ЖРД, чем покупать французское корыто.
 

Grus

#3523
ЦитироватьSerge пишет: Так французское корыто было же куплено бартером - мы им Союзы в Куру, они нам эти корыта с технологией. По сути дали возможность заработать нашей космической отрасли.
На деде, разрешили покупку в Италии и Франции, там военные и купили.

Brake

Собственно весь плач Яросланыкушина
http://www.vkonline.ru/content/view/131054/nk33-dokazal-pravo-na-zhizn#

НК-33 доказал право на жизнь
 
Планы восстановления производства самарского ракетного двигателя НК-33 снова под вопросом. Разработчик американской ракеты Antares больше года назад принял решение о замене двигателя AJ-26/НК-33 на ее первой ступени на двигатель РД-181 (в российской версии - РД-193) НПО «Энергомаш». А недавняя авария ракеты стала громким поводом сообщить об этом. О том, что произошло на самом деле, и почему России нельзя закрывать проект НК-33, в интервью «ВК» рассказал исполнительный директор ОАО «Кузнецов» Николай ЯКУШИН

27.11.2014 22:36:00
 Обновлено: 28.11.2014 15:35
 Авторы: СЛИЗЕВИЧ Петр

Спойлер
Дело не в НК-33


- После аварии американской ракеты-носителя «Антарес» с модифицированными двигателями AJ-26/НК-33 разработчик ракеты, компания Orbital Sciences заявила, что откажется от использования двигателей на базе самарских НК-33. В чем истинная причина этого решения? Ведь американские коллеги долго боролись за проект!

 - В 1990-ые годы американские партнеры из компании Aerojet Rocketdyne купили у нас 47 экземпляров двигателей НК-33 и НК-43 из задела, который был на консервации с 1974 года. Купили, потому что в США подобных разработок не было, да и сегодня аналог им найти трудно. Об этом заявил вице-президент Orbital Sciences Фрэнк Калбертсон.

 Американские коллеги, непосредственно работавшие с НК-33 при его модификации в AJ-26, и сейчас продолжают отзываться о нем восторженно. Как и те, кто занимался адаптацией изделия к ракете. И это не удивительно. Двигатель разработки гениального конструктора Николая Кузнецова остается одним из уникальных творений на стыке авиационных и ракетных технологий.

 У него исключительные весовые параметры - по удельной массе мы в полтора раза выигрываем у ближайшего конкурента, РД-181 НПО «Энергомаш». Он остается простым по конструкции, но сохраняет колоссальную надежность – в ходе многочисленных испытаний и в Самаре, и за рубежом, НК-33 безукоризненно отрабатывал на стендах часами. В полете его наработка – всего 200-210 секунд, а тут десятки тысяч секунд! В 1990-е один из экземпляров НК-33 после расконсервации запускали 17 раз! Ни один двигатель в мире на такое не способен. А ведь многократный запуск — очень важная характеристика, не только техническая, но и коммерческая.

- В чем выгода?

 - Поиск специалистами путей удешевления выведения на орбиту полезной нагрузки продолжается. Сейчас все большую популярность получают проекты многоразовых или частично-многоразовых комплексов, когда один или несколько элементов системы выведения благополучно возвращаются на землю и могут быть использованы вновь. Двигатели НК-33 обеспечивают эту задачу в полной мере. Кроме того, в свое время НК-33 был сертифицирован под пилотируемые старты.

- А в чем тогда причина отказа Orbital Sciences от применения AJ-26/НК-33?

 — Orbital Sciences – частная компания, и ей с учетом экономии времени и средств нередко приходится решать задачи в особой плоскости. Отсюда и использование российского двигателя, и привлечение к созданию первой ступени украинского КБ «Южное» и НПО «Южмаш». Украинские коллеги, кстати, разработали ее на базе своей ракеты-носителя «Зенит». Вторая, твердотопливная ступень – тоже не оригинальная, создана на основе широко применяемого твердотопливного двигателя CASTOR-30 компании ATK (которая находится в процессе слияния с Orbital).

 Все вроде бы адаптировали, приспособили. Но не исключено, что в процессе работы над конструкцией носителя разработчику захотелось большего. Поднять энергетику ракеты. Можно было пойти по пути форсирования двигателя НК-33. И, кстати, к этому варианту мы были готовы, даже начали обсуждение этого вопроса. Но в адрес коллег из Orbital поступило предложение от еще одного отечественного разработчика — НПО «Энергомаш». Появилось оно тогда, когда ракета «Антарес» фактически выходила уже на этап огневых испытаний.

 Насколько это этично со стороны российских коллег, говорить уже не приходится. Решение принято. И, как ни парадоксально, окончательно вопрос об исключении двигателя АJ26/НК-33 из дальнейшей программы «Антарес» был определен незадолго до последнего нештатного пуска в октябре. Кстати, решение Orbital Sciences не состоялось бы без соответствующей поддержки отдельных российских «доброжелателей» в части проекта НК-33.

- Вы считаете, в этой ситуации есть определенный «рок»?

 - Именно НК-33, не умаляя заслуг других технических решений, предопределил особый конструкторский статус ракеты-носителя «Антарес», и мы благодарны компании Orbital Sciences, что наш двигатель, ставший основой американской версии АJ26, в составе носителя испытал ощущение первого космического полета. Тем самым, восстановив историческую справедливость по отношению к уникальным людям, которые занимались его разработкой, и стремились доказать его возможности.

 Но я думаю, что торопиться с решением о замене изделия не следовало. Во-первых, потенциал двигателя НК-33 далеко не исчерпан. А, во-вторых, замена двигателя в ракете – процесс, сопряженный с немалым количеством сложностей. Фактически «Антарес» был на этапе летно-конструкторских испытаний. Нужно было работать над содержанием проекта. Но Orbital Sciences заявила о смене двигателя, а это, по сути, означает смену и самого носителя. Так что, отчасти, Orbital сама подписала приговор существующей программе «Антарес». При этом, поставив под сомнение, а в итоге и перечеркнув многолетний труд огромного числа специалистов высочайшего класса. Не только смежных компаний, но и своей собственной.



 Истина никому не интересна


- А сколько времени необходимо на адаптацию ракеты к новому двигателю? Это долгий процесс?

 — Новый двигатель – это другие конструктивные размеры, другие параметры по массе, тяге, давлению, вибрациям. Придется переделывать топливную систему, пересчитывать прочностные характеристики ракеты, что-то перепроектировать. Фактически, это будет уже другая ракета, потребуется целый комплекс стендовых и летных испытаний. Другими словами, теоретически с задачей замены двигателей можно справиться года за два, но в нынешних условиях точные оценки нам давать сложно.

- А если оценить эту позицию в привязке к процессу адаптации к проекту НК-33?

 - Дело в том, что ОАО «Кузнецов» опосредованно участвовал в доработке НК-33 в модификацию AJ-26. Так был составлен наш контракт с Aerojet в 1990-е. Американская сторона обращалась к нам за подробными консультациями, когда в этом была необходимость, но у нас не было доступа к информации, важной для технических специалистов, в частности, к телеметрическим сведениям, записи параметров полета во время испытания изделия в США.

 Более того, в отличие от отечественной практики, когда при стартах ракет-носителей в обязательном порядке присутствует уполномоченный представитель предприятия-разработчика двигателя (он же берет на себя ответственность за принятие решения о продолжении или прекращении полета в случае подозрений на неисправность), при стартах «Антареса» даже двигателисты из Aerojet, такой возможности не имели. Наши специалисты в обеспечении стартов также, к сожалению, не участвовали.

 - То есть когда сегодня выдвигают предварительную версию о том, что взрыв «Антареса» произошел из-за аварии турбонасосного агрегата одного из AJ-26/НК-33, вы не можете предположить, почему она случилась? Например, мог ли попасть в ТНА посторонний предмет из баков ракеты, сделанной в Днепропетровске?

 - Знаете, я с большим уважением отношусь к коллективам и КБ «Южное», и НПО «Южмаш». Мне приходилось работать с ними ранее. Но информацией о том, какие конструктивные и технические решения были приняты коллегами при создании первой ступени «Антареса», у меня нет, поэтому комментировать ситуацию в таком ключе мне бы не хотелось.

- А насколько справедливым, по Вашему мнению, в существующей ситуации тогда будет расследование?

 - Судя по имеющейся телеметрической информации, по видеозаписям и обломкам ракеты, благо они упали недалеко от старта, причину аварии установить можно. Но это ведь требует очень тщательного и взвешенного расследования. А давайте спросим себя, кому теперь действительно нужна эта объективность? Заинтересованы ли в ней партнеры из компании Orbital Sciences и ее потенциальные коллеги «по двигателю-донору»? Конечно, нет. Для них более важно в этой ситуации получить подтверждение обоснованности принятого ими решения о замене двигателей первой ступени. Даже расшифровка телеметрии требует времени, а мы были свидетелями того, что причину аварии Orbital озвучил почти сразу же.

 Правда, потом стали поступать уточнения. Но даже если встать на позицию Orbital и считать, что взрыв произошел по причине сбоя в работе ТНА одного из двигателей, то тогда почему и как двигатель работал более 10 секунд, пытаясь выполнить задачу и спасти обреченный «Антарес»? Если бы причина ситуации была только в этом, все произошло бы намного раньше. Возможно даже, за десятые, сотые доли секунды.



 НК-33 нужен России


- На совещании, которое Владимир Путин проводил 21 июля 2014 года в Самаре, на РКЦ «Прогресс», вы поднимали вопрос о недобросовестной конкуренции со стороны НПО «Энергомаш», о его вмешательстве в отношения ОАО «Кузнецов» с Aerojet Rocketdyne и Orbital Sciences. Что в итоге?

 - Слова поддержки в наш адрес прозвучали. Но по сути, к этому моменту «подножка» от «Энергомаша» уже лишила нас $500 млн с американских контрактов – то есть от 22 до 23 млрд. рублей по текущему курсу. Огромные деньги, часть из которых, могла пойти на дальнейшее развитие производства НК-33.

- А что уже сделано на предприятии для этого?

 - О значимости проекта много говорилось в прессе, но фактически на собственном энтузиазме нам удалось дойти до стадии опытного, единичного производства НК-33. Проект реализуется из наших собственных средств. И сейчас крайне важным с точки зрения многих позиций является то, чтобы НК-33 остался жить в отечественных проектах – в составе ракеты «Союз-2.1в», первый успешный старт которой состоялся в декабре прошлого года, а также на других носителях, разрабатываемых на РКЦ «Прогресс». НК-33 – это не только «Союз-2.1в». Его возможности шире.

- Вам могут сказать, что вы против конкуренции и не умеете проигрывать.

 - Мы за конкуренцию технических характеристик и против монополии одного производителя. Кстати, ОАО «Кузнецов» 58 лет тесно сотрудничает с НПО «Энергомаш». На нашей территории находится их филиал, мы выпускаем их двигатели РД-107А/РД-108А, которые «везут» на себе всю пилотируемую космонавтику России. Но это не значит, что коллектив предприятия готов забыть об НК-33. Да, это наше детище, но его применение на российских ракетах – это не только продолжение реальной конкуренции в отрасли. Это, в том числе, сохранение выдающейся конструкторской школы Николая Кузнецова.

- А есть опасность, что в России, глядя на США, не задумываясь, повторят их решение об отказе от НК-33?

 - Не будем строить догадки. Но уверен, что допустить этого нельзя. Мы просто не имеем права второй раз в истории забыть двигатель, который, спустя годы, доказал свое право на жизнь. Это было бы предательством по отношению и к НК-33, и к коллективу его создавшему. Этот двигатель достоин жизненного пространства и продолжения полета. Он может и должен послужить во благо укрепления роли России в космонавтике. 
[свернуть]
«Первый пуск носителя «Космос-3М» прошёл успешно, не считая того, что вырвало стартовый пневмощит с места крепления, а заправочные рукава улетели вместе с ракетой».

triage

#3525
ЦитироватьBrake пишет:
Собственно весь плач Я росланы кушина
 http://www.vkonline.ru/content/view/131054/nk33-dokazal-pravo-na-zhizn#

О том, что произошло на самом деле, и почему России нельзя закрывать проект НК-33, в интервью «ВК» рассказал исполнительный директор ОАО «Кузнецов» Николай ЯКУШИН
27.11.2014 22:36:00
ЦитироватьСейчас все большую популярность получают проекты многоразовых или частично-многоразовых комплексов, когда один или несколько элементов системы выведения благополучно возвращаются на землю и могут быть использованы вновь. 
интересно какие частично многоразовые системы выведения в ближайшие несколько лет увидят свет, кроме Дракона... 

Цитировать- Судя по имеющейся телеметрической информации, по видеозаписям и обломкам ракеты, благо они упали недалеко от старта, причину аварии установить можно. Но это ведь требует очень тщательного и взвешенного расследования. А давайте спросим себя, кому теперь действительно нужна эта объективность? Заинтересованы ли в ней партнеры из компании Orbital Sciences .... Конечно, нет. Для них более важно в этой ситуации получить подтверждение обоснованности принятого ими решения о замене двигателей первой ступени.
конечно нет, многолетнюю работу и закупленные ранее двигатели в угоду нового двигателя выкинем на свалку, будем несколько лет создавать новый носитель под другие двигатели, а так же найдем производителя первой ступени, с большей вероятностью потеряем текущий контракт, а так же деньги при попытке его выполнения через других поставщиков, репутацию....
интересно сколько лоббисты могли заплатить за отказ от НК-33 с таким феерверком?
а ведь могли отказаться от двигателя НК-33 еще при получении предложения
Цитироватькогда ракета «Антарес» фактически выходила уже на этап огневых испытаний
и или продолжать разработку с этими двигателями или параллельно строить другую версию, с другими двигателями.

НАСА заключила с Orbital Science контракт общей стоимостью в 1,9 миллиарда долларов на 8 полетов «Сигнуса» к МКС до 2016 года....  
ЦитироватьНо по сути, к этому моменту «подножка» от «Энергомаша» уже лишила нас $500 млн с американских контрактов
для скольки РН они хотели продать двигатели? (про имеющийся контракт на 8 полетов не спрашивается) и под какую нагрузку?

salto

Цитироватьpnetmon пишет:
- Судя по имеющейся телеметрической информации, по видеозаписям и обломкам ракеты, благо они упали недалеко от старта, причину аварии установить можно. Но это ведь требует очень тщательного и взвешенного расследования. А давайте спросим себя, кому теперь действительно нужна эта объективность? Заинтересованы ли в ней партнеры из компании Orbital Sciences .... Конечно, нет. Для них более важно в этой ситуации получить подтверждение обоснованности принятого ими решения о замене двигателей первой ступени.конечно нет, многолетнюю работу и закупленные ранее двигатели в угоду нового двигателя выкинем на свалку, будем несколько лет создавать новый носитель под другие двигатели, а так же найдем производителя первой ступени, с большей вероятностью потеряем текущий контракт, а так же деньги при попытке его выполнения через других поставщиков, репутацию....
интересно сколько лоббисты могли заплатить за отказ от НК-33 с таким феерверком?
а ведь могли отказаться от двигателя НК-33 еще при получении предложения
      Причину аварии они установят, хотя в некоторых случаях даже при имеющихся  телеметрии и обломках изделия это однозначно не удается.Даже имея принятое решение о замене двигателя,  Orbital Sciences заинтересована в установлении причины аварии, - мало ли что может случиться с новым двигателем! Что касается преределки первой ступени, то кординальной  переделки не потребуется, так как  добавляется только переходник под новый двигатель, ну и , конечно, меняются магистрали подвода.Задержка по времени при благоприятном сочетании факторов по оценке специалистов составит (7...9) месяцев.
    А что касается замены двигателя, то о чем речь!? Конечно НК-33 морально и физически устарел и в теперешнем виде  не может конкурировать с двигателем "Энергмаша".Нужно было форсировать работы с НК33-1, может быть и удалось бы выиграть тендер. А сейчас - это действительно "плач Ярославны"!

SFN

А наши что нибудь предпринимают на С2-1в по орбиталовским событиям?

Вал

ЦитироватьSFN пишет:

А наши что нибудь предпринимают на С2-1в по орбиталовским событиям?
Наши не предприняли, а предвосхитили - двигатель на Союзе неподвижен.
Вообще странно. Получается, что никакого конструкторского сопровождения двигателя вообще не было? Я про Орбитал.
5359055087344250

salto

ЦитироватьSFN пишет:
А наши что нибудь предпринимают на С2-1в по орбиталовским событиям?
Информации по выяснению причин аварии пока нигде нет.Телеметрии тоже. Возможно,   у "наших" (ОАО «Кузнецов») что-то и есть, но пока они молчат. А на С2-1в НК33 используется в соотетствии с его спецификацией. Вот там и нужно использовать оставшийся задел двигателей. 

triage

Цитироватьsalto пишет:
Даже имея принятое решение о замене двигателя, Orbital Sciences заинтересована в установлении причины аварии, - мало ли что может случиться с новым двигателем! Что касается преределки первой ступени, то кординальной переделки не потребуется, так как добавляется только переходник под новый двигатель, ну и , конечно, меняются магистрали подвода.Задержка по времени при благоприятном сочетании факторов по оценке специалистов составит (7...9) месяцев.
Что Orbital Sciences заинтересована в установлении причины аварии - это понятно.
Задержка по времени при благоприятном сочетании факторов по оценке специалистов составит (7...9) месяцев - наверное опять испытательный запуск с небольшой полезной нагрузкой, а весомая доставка груза в рамках контракта к МКС в конце 2015 - 2016 года.

Grus

Цитироватьpnetmon пишет:
Цитироватьисполнительный директор ОАО «Кузнецов» Николай ЯКУШИН
27.11.2014 22:36:00
ЦитироватьСейчас все большую популярность получают проекты многоразовых или частично-многоразовых комплексов, когда один или несколько элементов системы выведения благополучно возвращаются на землю и могут быть использованы вновь.
интересно какие частично многоразовые системы выведения в ближайшие несколько лет увидят свет, кроме Дракона... 
Частично многоразовый X-37, который собираются увеличить, вроде. Dream Chaser, который собираются уменьшить. А проектов просто прорва, включая индийский.

Для многоразовости, так понимаю, нужнее всего частота пусков. Чтоб обслуга не дармоедствовала в промежутках. Этого многие хотят, но не складывается. Маск заходит с другого конца: то что уже часто летает сделать многоразовым, где возможно.

salto

Цитироватьpnetmon пишет:
Что Orbital Sciences заинтересована в установлении причины аварии - это понятно.
 Задержка по времени при благоприятном сочетании факторов по оценке специалистов составит (7...9) месяцев - наверное опять испытательный запуск с небольшой полезной нагрузкой, а весомая доставка груза в рамках контракта к МКС в конце 2015 - 2016 года.
Задержка связана с доработкой ступени под новый двигатель.  

Slaanesh

ЦитироватьGrus пишет:
Цитироватьpnetmon пишет:
Цитироватьисполнительный директор ОАО «Кузнецов» Николай ЯКУШИН
27.11.2014 22:36:00
ЦитироватьСейчас все большую популярность получают проекты многоразовых или частично-многоразовых комплексов, когда один или несколько элементов системы выведения благополучно возвращаются на землю и могут быть использованы вновь.
интересно какие частично многоразовые системы выведения в ближайшие несколько лет увидят свет, кроме Дракона...
Частично многоразовый X-37, который собираются увеличить, вроде. Dream Chaser, который собираются уменьшить. А проектов просто прорва, включая индийский.

Для многоразовости, так понимаю, нужнее всего частота пусков. Чтоб обслуга не дармоедствовала в промежутках. Этого многие хотят, но не складывается. Маск заходит с другого конца: то что уже часто летает сделать многоразовым, где возможно.
И швейцарский SOAR от S3, с которыми Кузнецов работает, думаю, они в первую очередь и имелись в виду
Nobody's laughing here

triage

#3534
ЦитироватьGrus пишет:
Цитироватьpnetmon пишет:
Цитироватьисполнительный директор ОАО «Кузнецов» Николай ЯКУШИН
27.11.2014 22:36:00
ЦитироватьСейчас все большую популярность получают проекты многоразовых или частично-многоразовых комплексов, когда один или несколько элементов системы выведения благополучно возвращаются на землю и могут быть использованы вновь.
интересно какие частично многоразовые системы выведения в ближайшие несколько лет увидят свет, кроме Дракона...
Частично многоразовый X-37, который собираются увеличить, вроде. Dream Chaser, который собираются уменьшить. А проектов просто прорва, включая индийский.

Для многоразовости, так понимаю, нужнее всего частота пусков. Чтоб обслуга не дармоедствовала в промежутках. Этого многие хотят, но не складывается. Маск заходит с другого конца: то что уже часто летает сделать многоразовым, где возможно.
когда один или несколько элементов системы выведения благополучно возвращаются на землю  - я думал что это первая ступень или устройство выведения. (и перепутал Фалькон с Драконом)

к указанному списку кораблей можно и будущую разработку европейцев добавить и дабра что-то хотела...

или в элементы системы выведения можно и шаттл добавить, который спутники выводил, и самолеты-носители для воздушного старта...

Grus

Цитироватьpnetmon пишет: когда один или несколько элементов системы выведения благополучно возвращаются на землю - я думал что это первая ступень или устройство выведения. (и перепутал Фалькон с Драконом)
На X-37, скажем, двигатель последней ступени - двигатель и спускаемого аппарата. Я это имел ввиду. Вообще, последняя ступень, система управления, некоторые приводы - самые дорогие части.

Александр Ч.

ЦитироватьBrake пишет:
Разработчик американской ракеты Antares больше года назад принял решение о замене двигателя AJ-26/НК-33 на ее первой ступени на двигатель РД-181 (в российской версии - РД-193) НПО «Энергомаш»
Если в США будет принят бюджет Пентагона на 2015г. с поправкой Маккейна, то никакого двигателя российского производства, в том числе и на Антаресе, на американских носителях не будет. Только местного, американского, производства. Документация, что на НК-33, что на РД-180, давно продана американцам, так что политически им ничего не мешает в лице СНТК и Энергомаша "наказать этих русских".
Ad calendas graecas

triage

http://ria.ru/defense_safety/20141203/1036281366.html
03.12.2014
Конгресс США согласовал законопроект запрета закупок двигателей из РФ

В прошлом году ВВС США заключили с United Launch Alliance контракт на поставку российских двигателей до 2019 года стоимостью около 11 миллиардов долларов. Поправка Маккейна позволяет военному ведомству выполнить этот контракт.

оригинал статьи на которую ссылаются U.S.-Russia Space Alliance Hits Snags  https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CB4QFjAA&url=http%3A%2F%2Fonline.wsj.com%2Farticles%2Fu-s-russia-space-alliance-hits-snags-1417563658&ei=66x-VJqwKYX7ywORwILQCA&usg=AFQjCNFyEqiqPxMSUpaBZmHevUJ1UpE0kA&bvm=bv.80642063,d.bGQ&cad=rjt
но там ничего про поправки Маккейна, и очень отличен от РИА.
С оригинальной фамилией автора и текстом типа объявленного в сентябре плана по строительству пилотируемых кораблей..... в статье написали почему США перестали запускать спутники на Китайских ракетах 

salto

ЦитироватьАлександр Ч. пишет:
Документация, что на НК-33, что на РД-180, давно продана американцам, так что политически им ничего не мешает в лице СНТК и Энергомаша "наказать этих русских".
Тем не менее они разрабатывают свой двигатель на кислород - метане.  Этот процесс  может надолго затянуться. А изготовление что НК-33, что РД180 - это дело тоже непростое и потребует много времени и денег. Быстрее всего они еще минимум лет семь будут покупать двигатели "Энергомаша" пока не разрабатают свою достойную замену.

Apollo13

Цитироватьsalto пишет:
ЦитироватьАлександр Ч. пишет:
Документация, что на НК-33, что на РД-180, давно продана американцам, так что политически им ничего не мешает в лице СНТК и Энергомаша "наказать этих русских".
Тем не менее они разрабатывают свой двигатель на кислород - метане. Этот процесс может надолго затянуться. А изготовление что НК-33, что РД180 - это дело тоже непростое и потребует много времени и денег. Быстрее всего они еще минимум лет семь будут покупать двигатели "Энергомаша" пока не разрабатают свою достойную замену.
Аэроджет просил 5 лет и 1 млрд на AR-1. Пока не дают.