Союз-СПГ / Амур-СПГ

Автор Salo, 09.09.2013 13:50:39

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Prokrust

Цитата: vlad7308 от 24.10.2025 16:01:38
Цитата: Дмитрий В. от 24.10.2025 13:28:47Повторный запуск керосинового жрд большой тяги  даром не дается
А я так и не понял, чем повторный запуск отличается от первого.
Остатками компонентов? Это настолько большая проблема?
Глушковцы только движок  11Д58 осилили. Ну не смогли больше, тяжко им.
Ну а Кузнецовцы смогли и сделали НК-39К на 41 тонну тяги. Конечно этот движок Глушковцы выкинули на свалку.

Дмитрий В.

Цитата: vlad7308 от 24.10.2025 16:01:38
Цитата: Дмитрий В. от 24.10.2025 13:28:47Повторный запуск керосинового жрд большой тяги  даром не дается
А я так и не понял, чем повторный запуск отличается от первого.
Остатками компонентов? Это настолько большая проблема?
Да, это большая задача. Перед вторым включением может остаться очень небольшая доза топлива, которая к моменту окончания баллистической паузы находится в произвольном месте бака. Её надо осадить, а затем вытеснить из топлива газовые пузырьки. Значит, надо оснащать ступень системой осадки топлива. Здесь есть вариант использования специальных заборных устройств (в некоторых случаях капиллярных но они, говорят непригодны для криогенных компонентов), удерживающих топливо у заборных устройств. Либо делать некие расходные бачки с компонентами, которые всегда заполнены и газовая фракция в них всегда отделена от жидкой (например, с использованием мембран). Надо обеспечить тепловой режим, чтобы за несколько десятков минут (от 20 до 45) малая доза криогенного компонента не испарилась. Для обеспечения правильной ориентации при повторном включении необходимо ступень оснастить системой ориентации и стабилизации (часто её объединяют с системой обеспечения запуска в ДУ СООЗ). Ну и надо обеспечить продувки камеры и газогенератора после первого и перед вторым включением, обеспечить зажигания (пиротехническое, химическое или искровое).
Про длительность второго включения я уже писал.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

Цитата: Prokrust от 24.10.2025 16:38:21
Цитата: vlad7308 от 24.10.2025 16:01:38
Цитата: Дмитрий В. от 24.10.2025 13:28:47Повторный запуск керосинового жрд большой тяги  даром не дается
А я так и не понял, чем повторный запуск отличается от первого.
Остатками компонентов? Это настолько большая проблема?
Глушковцы только движок  11Д58 осилили. Ну не смогли больше, тяжко им.
Ну а Кузнецовцы смогли и сделали НК-39К на 41 тонну тяги. Конечно этот движок Глушковцы выкинули на свалку.
Глушковцы вообще ничего не осиливали. 11Д33 и 11Д58 сделали в ОКБ-1 под руководством М.В. Мельникова.
А на Кузнецове двигатель с повторным включением - НК-3ВК - проектируют только сейчас.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Буцетам

Цитата: vlad7308 от 24.10.2025 16:01:38
Цитата: Дмитрий В. от 24.10.2025 13:28:47Повторный запуск керосинового жрд большой тяги  даром не дается
А я так и не понял, чем повторный запуск отличается от первого.
Остатками компонентов? Это настолько большая проблема?
Вот в этой статье на стр. 87 показан объём доработок
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Буцетам

Цитата: Дмитрий В. от 24.10.2025 17:09:42Да, это большая задача. Перед вторым включением может остаться очень небольшая доза топлива, которая к моменту окончания баллистической паузы находится в произвольном месте бака. Её надо осадить, а затем вытеснить из топлива газовые пузырьки. Значит, надо оснащать ступень системой осадки топлива. Здесь есть вариант использования специальных заборных устройств (в некоторых случаях капиллярных но они, говорят непригодны для криогенных компонентов), удерживающих топливо у заборных устройств. Либо делать некие расходные бачки с компонентами, которые всегда заполнены и газовая фракция в них всегда отделена от жидкой (например, с использованием мембран).
Зачем такие сложные варианты, если у нас есть стстема ориентации на вонючке? Включили на 10 секунд, топливо осело, запускаем основной ЖРД
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Demir_Binici

#8605
Цитата: Вернер П. от 21.10.2025 21:30:49В отличии от РД-0124, у РД-0124А (для Ангары) должен был быть двукратный запуск, но не вышло.
Продолжение работ по выполнению этого требования грозили затянуться на неопределенное время.
Думается, это стало основной причиной, почему на Ангаре вдруг всплыл агрегатный модуль АМ.
Судя по всему да. Не вышло.
Цитата: Вернер П. от 21.10.2025 21:30:49В инете проведена работа по зачистке  об упоминании  двукратного запуска, и под РД-0124А теперь
существует просто слегка модернизированный РД-0124 однократного зажигания
Насчёт зачистки не знаю. Но вот на полном официальном названии "агрегатный модуль в составе 2-й ступени" они палятся.

Цитата: Дмитрий В. от 21.10.2025 22:16:34Да, это и хорошо, что не стали возиться с повторным запуском и сделали АМ. Изящное и универсальное решение. Очень полезное при кластерных запусках.
Хорошо это или плохо, а сделали, что смогли. Изящность и универсальность - оценочные суждения. Если планировали на РД-0124А только двукратный, а не многократный запуск, то лучше уж пусть АМ. Можно ещё и ступень свести с орбиты. Космос чище будет.
Цитата: Дмитрий В. от 21.10.2025 23:03:35АМ лучше со всех точек зрения: дешевле, проще, точнее, энергетически выгоднее.
Если верить Нестерову, картинку из книги которого Вы тут выкладывали, то АМ для Ангары 1.2 действительно энергетически выгоднее.

Если сравнить массу ПН, для Амур-СПГ и Амур-СПГ/Фрегат, которую приводят разработчики для 800 км SSO и 200 км круговой орбиты, то картина следующая:
  • Амур-СПГ : 4,000/9,500 = 42%
  • Амур-СПГ/Фрегат : 6,000/9,500 = 63%
Получается, что тоже энергетически (сейчас не про стоимость) выгоднее.

Однако интересно посмотреть на другие ракеты.
  • Falcon 9 ASDS : 10,670/18,300 = 58%
  • Neutron EXP : 9,700/16,400 = 59%
  • Neutron DRL : 8,200/14,200 = 58%
  • Zhuque-2E : 3,635/6,000 = 61%
  • CZ-12 : 6,000/10,000 = 60%
Спойлер
Для CZ-12 SSO не 800, 700 км. Для Falcon 9 ASDS масса ПН, выводимой на 200 км ориентировочная, с форума NSF.
[свернуть]
Как то все справляются в две ступени, без всяких костылей в виде РБ и АМ. Соотношение практически как у Амур-СПГ с дополнительной ступенью.

Старый

Цитата: vlad7308 от 24.10.2025 16:01:38А я так и не понял, чем повторный запуск отличается от первого.
Остатками компонентов? Это настолько большая проблема?
Запуск в вакууме совсем не то что запуск в атмосфере или с заглушкой в сопле. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Дмитрий В.

Цитата: Буцетам от 24.10.2025 17:17:05
Цитата: Дмитрий В. от 24.10.2025 17:09:42Да, это большая задача. Перед вторым включением может остаться очень небольшая доза топлива, которая к моменту окончания баллистической паузы находится в произвольном месте бака. Её надо осадить, а затем вытеснить из топлива газовые пузырьки. Значит, надо оснащать ступень системой осадки топлива. Здесь есть вариант использования специальных заборных устройств (в некоторых случаях капиллярных но они, говорят непригодны для криогенных компонентов), удерживающих топливо у заборных устройств. Либо делать некие расходные бачки с компонентами, которые всегда заполнены и газовая фракция в них всегда отделена от жидкой (например, с использованием мембран).
Зачем такие сложные варианты, если у нас есть стстема ориентации на вонючке? Включили на 10 секунд, топливо осело, запускаем основной ЖРД
Проблема в том, что это дополнительная система (я её и упомянул - ДУ СООЗ), она хоть на вонючке, хоть на холодном газе, присутствует. А это тоже всё небесплатно.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

vlad7308

Цитата: Дмитрий В. от 24.10.2025 17:09:42
Цитировать
ЦитироватьПовторный запуск керосинового жрд большой тяги  даром не дается
А я так и не понял, чем повторный запуск отличается от первого.
Остатками компонентов? Это настолько большая проблема?
Да, это большая задача. Перед вторым включением может остаться очень небольшая доза топлива, которая к моменту окончания баллистической паузы находится в произвольном месте бака. Её надо осадить, а затем вытеснить из топлива газовые пузырьки. Значит, надо оснащать ступень системой осадки топлива. Здесь есть вариант использования специальных заборных устройств (в некоторых случаях капиллярных но они, говорят непригодны для криогенных компонентов), удерживающих топливо у заборных устройств. Либо делать некие расходные бачки с компонентами, которые всегда заполнены и газовая фракция в них всегда отделена от жидкой (например, с использованием мембран). Надо обеспечить тепловой режим, чтобы за несколько десятков минут (от 20 до 45) малая доза криогенного компонента не испарилась. Для обеспечения правильной ориентации при повторном включении необходимо ступень оснастить системой ориентации и стабилизации (часто её объединяют с системой обеспечения запуска в ДУ СООЗ).
Вопрос был про двигатель.
Это все не имеет отношения к двигателю.
В любом РБ это есть. Осаждение, ориентация, контроль теплового режима и тп.
Цитата: Дмитрий В. от 24.10.2025 17:09:42Ну и надо обеспечить продувки камеры и газогенератора после первого и перед вторым включением, обеспечить зажигания (пиротехническое, химическое или искровое).
Вот это и есть про двигатель. "Остатки компонентов".
И мне кажется, что это не похоже на серьезную проблему.

Что еще?
Сильная закоксовка турбины или ГГ в процессе выключения? Хммм, ну может быть. Хотя и маловероятно.
это оценочное суждение

Дмитрий В.

Цитата: vlad7308 от 24.10.2025 17:29:26
Цитата: Дмитрий В. от 24.10.2025 17:09:42
Цитировать
ЦитироватьПовторный запуск керосинового жрд большой тяги  даром не дается
А я так и не понял, чем повторный запуск отличается от первого.
Остатками компонентов? Это настолько большая проблема?
Да, это большая задача. Перед вторым включением может остаться очень небольшая доза топлива, которая к моменту окончания баллистической паузы находится в произвольном месте бака. Её надо осадить, а затем вытеснить из топлива газовые пузырьки. Значит, надо оснащать ступень системой осадки топлива. Здесь есть вариант использования специальных заборных устройств (в некоторых случаях капиллярных но они, говорят непригодны для криогенных компонентов), удерживающих топливо у заборных устройств. Либо делать некие расходные бачки с компонентами, которые всегда заполнены и газовая фракция в них всегда отделена от жидкой (например, с использованием мембран). Надо обеспечить тепловой режим, чтобы за несколько десятков минут (от 20 до 45) малая доза криогенного компонента не испарилась. Для обеспечения правильной ориентации при повторном включении необходимо ступень оснастить системой ориентации и стабилизации (часто её объединяют с системой обеспечения запуска в ДУ СООЗ).
Вопрос был про двигатель.
Это все не имеет отношения к двигателю.
В любом РБ это есть. Осаждение, ориентация, контроль теплового режима и тп.
Цитата: Дмитрий В. от 24.10.2025 17:09:42Ну и надо обеспечить продувки камеры и газогенератора после первого и перед вторым включением, обеспечить зажигания (пиротехническое, химическое или искровое).
Вот это и есть про двигатель. "Остатки компонентов".
И мне кажется, что это не похоже на серьезную проблему.

Что еще?
Сильная закоксовка турбины или ГГ в процессе выключения? Хммм, ну может быть. Хотя и маловероятно.
Сложная/ не сложная - это всё вкусовщина на уровне диванных экспертов. Как только дело доходит до практики, всё меняется.
ЗЫ. И, да,без упомянутых "прибамбасов" на ступени двигатель не запустится.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Старый

Цитата: vlad7308 от 24.10.2025 17:29:26Вопрос был про двигатель.
В камере сгорания вакуум. Кислород мгновенно вскипает и замерзает. Как создать условия для воспламенения?
Условия можно создать и создают, но это сильно не просто.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитата: Дмитрий В. от 24.10.2025 17:31:52Сложная/ не сложная - это всё вкусовщина на уровне диванных экспертов. Как только дело доходит до практики, всё меняется.
ЗЫ. И, да,без упомянутых "прибамбасов" на ступени двигатель не запустится.
Прибамбасы одинаковы что для разгонного блока что для ступени многоразового запуска. Дополнительной сложности и стоимости нет. 
 А вот как запустить непосредственно сам ЖРД? 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

vlad7308

#8612
Цитата: Буцетам от 24.10.2025 17:14:24
Цитата: vlad7308 от 24.10.2025 16:01:38
Цитата: Дмитрий В. от 24.10.2025 13:28:47Повторный запуск керосинового жрд большой тяги  даром не дается
А я так и не понял, чем повторный запуск отличается от первого.
Остатками компонентов? Это настолько большая проблема?
Вот в этой статье на стр. 87 показан объём доработок
спасибо, посмотрел.
Как я ожидал, ничего волшебного.
Одноразовые клапаны меняем на нормальные.
Добавляем клапан дренажа в одном единственном тракте (охлаждение сопла).
Добавляем вторую пирошашку для стартовой раскрутки ТНА (фуфуфу).
Ставим нормальную систему зажигания.

Ну и?... Что?  Даже никакой продувки нет.
это оценочное суждение

Demir_Binici

Цитата: vlad7308 от 24.10.2025 17:41:36Ну и?... Что?
Ещё надо, чтобы это всё работало. В невесомости. Проблемы при повторном включении происходят гораздо чаще, чем при первом включении. У всех. И на двигателях с НДМГ/АТ тоже чаще.

vlad7308

Цитата: Дмитрий В. от 24.10.2025 17:29:22А это тоже всё небесплатно.
Разумеется, не бесплатно.
Но точно не дороже еще одного ракетного блока\ступени\разгонника\агрегатного модуля (как это не называй).
Почти наверняка - на порядок дешевле.
это оценочное суждение

vlad7308

Цитата: Demir_Binici от 24.10.2025 17:48:09
Цитата: vlad7308 от 24.10.2025 17:41:36Ну и?... Что?
Ещё надо, чтобы это всё работало. В невесомости. Проблемы при повторном включении происходят гораздо чаще, чем при первом включении. У всех. И на двигателях с НДМГ/АТ тоже чаще.
все это делается на РБ. Любом.
Суть моего вопроса (не в первый раз) - это что такого волшебного есть в РБ, что это категорически отказываются добавить в верхнюю ступень российские конструкторы РН.
Ранее нас пытались убедить, что очень сложен повторный пуск мощного двигателя. Так вот - непохоже.
это оценочное суждение

vlad7308

Цитата: Demir_Binici от 24.10.2025 17:18:30Как то все справляются в две ступени, без всяких костылей в виде РБ и АМ. Соотношение практически как у Амур-СПГ с дополнительной ступенью.
Версия только одна - нормальная вторая ступень. То есть не чугунная, а с совершенством 4-6%, и с повторными включениями.
это оценочное суждение

Дмитрий В.

Цитата: Demir_Binici от 24.10.2025 17:48:09
Цитата: vlad7308 от 24.10.2025 17:41:36Ну и?... Что?
Ещё надо, чтобы это всё работало. В невесомости. Проблемы при повторном включении происходят гораздо чаще, чем при первом включении. У всех. И на двигателях с НДМГ/АТ тоже чаще.
Цитата: vlad7308 от 24.10.2025 17:48:31
Цитата: Дмитрий В. от 24.10.2025 17:29:22А это тоже всё небесплатно.
Разумеется, не бесплатно.
Но точно не дороже еще одного ракетного блока\ступени\разгонника\агрегатного модуля (как это не называй).
Почти наверняка - на порядок дешевле.
Конечно. Но возможности повторного включения ограничены, и оно имеет узкое применение.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

Цитата: vlad7308 от 24.10.2025 17:59:17
Цитата: Demir_Binici от 24.10.2025 17:18:30Как то все справляются в две ступени, без всяких костылей в виде РБ и АМ. Соотношение практически как у Амур-СПГ с дополнительной ступенью.
Версия только одна - нормальная вторая ступень. То есть не чугунная, а с совершенством 4-6%, и с повторными включениями.
Много ли таких в мире?
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Буцетам

Цитата: Дмитрий В. от 24.10.2025 18:24:40
Цитата: Demir_Binici от 24.10.2025 17:48:09
Цитата: vlad7308 от 24.10.2025 17:41:36Ну и?... Что?
Ещё надо, чтобы это всё работало. В невесомости. Проблемы при повторном включении происходят гораздо чаще, чем при первом включении. У всех. И на двигателях с НДМГ/АТ тоже чаще.
Цитата: vlad7308 от 24.10.2025 17:48:31
Цитата: Дмитрий В. от 24.10.2025 17:29:22А это тоже всё небесплатно.
Разумеется, не бесплатно.
Но точно не дороже еще одного ракетного блока\ступени\разгонника\агрегатного модуля (как это не называй).
Почти наверняка - на порядок дешевле.
Конечно. Но возможности повторного включения ограничены, и оно имеет узкое применение.
Погодите, но мне вы говорили что разгонный блок под названием "АМ" на Ангаре-1.2 стоит ровно столько же, сколько стоит доработка 2й ступени под перезапуск! 
https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?msg=2776672
Что изменилось с тех пор? Поступили какие-то новые данные?
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.