РН Вулкан - Vulcan Centaur heavy-lift launch vehicle (Планов громадье в ULA)

Автор Петр Зайцев, 11.08.2009 16:17:18

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Demir_Binici

Цитата: Кот Бегемот от 07.10.2024 08:04:39Если ангара - то дорогущая, а если вулкан, то привлекательная цена....Понимаю....
Тут главное не перепутать.
Сравнивать надо яблоки с яблоками, а не с апельсинами или грибами. Vulcan заменяет Atlas V и Delta IV при этом конкурируя с Falcon 9 и Heavy сейчас, а ещё и с New Glenn и Terran R в перспективе за пуски NSSL и NLP. Ещё есть открытый коммерческий рынок, где к числу конкурентов добавляются Ariane 6 и H3.
Ангара А5 заменяет Протон-М при пусках на GTO и в перспективе Союз-2.1а для пилотируемой программы. Когда/если мы увидим цену контрактов, тогда и сравним. Пока ничего на Ангаре ещё не запустили. Конкурировать она сможет лишь с Союзом-5 если последний не закроют.

Кот Бегемот

Цитата: Demir_Binici от 07.10.2024 11:03:11Сравнивать надо яблоки с яблоками, а не с апельсинами или грибами.
И яблоки и апельсины фрукты и можно сравнить какой фрукт вкуснее или полезнее. :)


Не шалю, никого не трогаю, починяю примус

Demir_Binici

Цитата: Водитель от 07.10.2024 10:54:35По пускам Ф9/ФХ больше информации. Максимальной ПН там не было.
О массе ПН в запусках по программе NSSL не известно. Запуск с максимальной ПН вообще довольно редкое явление. Регулярно выводить близкую к максимальной массе удавалось лишь на Ariane 5, благодаря их Sylda. Ещё спутники Starlink и им подобные регулярно используют почти полные возможности ракеты. В остальных пусках это случается изредка.
Однако сравнивают ракеты обычно по их максимальным заявленным возможностям. 

Demir_Binici

Цитата: Кот Бегемот от 07.10.2024 11:12:42
Цитата: Demir_Binici от 07.10.2024 11:03:11Сравнивать надо яблоки с яблоками, а не с апельсинами или грибами.
И яблоки и апельсины фрукты и можно сравнить какой фрукт вкуснее или полезнее. :)
Можно, если у вас есть выбор. А если растут только яблоки, а апельсины не завозят, что толку в таком сравнении.

Ангару не рассматривают в конкурсе NSSL, а Vulcan в конкурсах МО РФ. На коммерческом рынке Ангары А5 не было, нет и не будет. До 2022 года Протон-М "незримо присутствовал".

Кот Бегемот

Цитата: Demir_Binici от 07.10.2024 11:33:32Можно, если у вас есть выбор. А если растут только яблоки, а апельсины не завозят, что толку в таком сравнении.
Все познается в сравнении, даже если объект с которым вы сравниваете вам не доступен для использования.Всегда нужны какие-то ориентиры и аналоги для того, чтобы оценить что-то.
Вы зациклились исключительно на рынке пусковых услуг.Меня этот рынок не волнует совсем.Я не раз вам об этом говорил.
С другой стороны мне интересно во сколько встанет вулкан американскому налогоплательщику и ангара российскому.


Не шалю, никого не трогаю, починяю примус

Водитель

Цитата: Demir_Binici от 07.10.2024 11:27:14
Цитата: Водитель от 07.10.2024 10:54:35По пускам Ф9/ФХ больше информации. Максимальной ПН там не было.
О массе ПН в запусках по программе NSSL не известно. Запуск с максимальной ПН вообще довольно редкое явление. Регулярно выводить близкую к максимальной массе удавалось лишь на Ariane 5, благодаря их Sylda. Ещё спутники Starlink и им подобные регулярно используют почти полные возможности ракеты. В остальных пусках это случается изредка.
Однако сравнивают ракеты обычно по их максимальным заявленным возможностям.

USSF-62 около 1200кг на ССО
USSF-124 шесть малых аппаратов с возвратом на сушу.

Сильно меньше заявленой грузоподъемности и максимальной энергетической возможности РН.

О том и речь - сравнивать нужно цену услуги, а не относительный объем камер сгорания на килограмм головного обтекателя.

Пока Вулкан чуть дешевле Атласа и сильно дешевле Дельты. Но дороже Ф9. Более из открытой информации вывести нечего.

Demir_Binici

#1466
Цитата: Водитель от 07.10.2024 11:55:45Пока Вулкан чуть дешевле Атласа
Чуть дешевле - это на треть примерно.
Цитата: Водитель от 07.10.2024 11:55:45Но дороже Ф9
И ещё дороже, например, Electron или Pegasus. За пуск дороже. Без учёта возможностей ракеты. Наверное USSF требует VC4, а не VC2 не просто так. Хотя даже VC2 превосходит Falcon 9 ASDS. Естественно, что за более производительную ракету платят больше. Но это в 2021 году.
В 2022 году ситуация уже другая. Но непрерывная цепочка успешных пусков тоже неплохо оценивается. Будем наблюдать какие конфигурации заказаны для USSF-16, USSF-23, USSF-43 и WGS-11+. ИСПРАВЛЕНО: здесь Тони Бруно пишет что GPS III-7 полетит на VC4 на VC2S, который на круговую орбиту 20,368 км с наклонением 55° может выводить 3.9 тонн. 6 тонн, которые может выводить VC2 видно посчитали недостаточным VC4 видно сочли избыточными. Найдёте сколько пара спутников Galileo весила, которые Falcon 9 выводил и параметры орбиты? Заодно посмотрите параметры орбит, на которые Falcon 9 выводил GPS III.

Дем

Цитата: Demir_Binici от 05.10.2024 11:00:32Откуда только появляются эти "ненавистники" ТТУ. Что в теме про Ariane 6, что здесь вот. Для одноразовых ракетных ступеней - ТТУ самый дешёвый и вполне надёжный способ обеспечения низкой стоимости вывода за килограмм. Если конечно уметь делать ТТУ с достаточно высоким УИ и производить их массово.
Если бы ТТУ был дешевле ЖРД, то их бы и ставили вместо.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Demir_Binici

Цитата: Дем от 07.10.2024 12:58:36
Цитата: Demir_Binici от 05.10.2024 11:00:32Откуда только появляются эти "ненавистники" ТТУ. Что в теме про Ariane 6, что здесь вот. Для одноразовых ракетных ступеней - ТТУ самый дешёвый и вполне надёжный способ обеспечения низкой стоимости вывода за килограмм. Если конечно уметь делать ТТУ с достаточно высоким УИ и производить их массово.
Если бы ТТУ был дешевле ЖРД, то их бы и ставили вместо.
Так их и ставят. Все, кто делает одноразовые ракеты и умеют делать ТТУ. Иногда вместо, на лёгких ракетах, иногда в дополнение - на тяжёлых и средних. ТТУ  не просто дешевле ЖРД - это законченная, заправленная и готовая к полёту ракетная ступень. А к ЖРД ещё надо корпус, баки и прочее. Потом подготовить к старту, заправить и запустить. Или слить топливо, если пуск откладывается.

При многоразовом использования ТТУ заметной экономии не дают.

Водитель

#1469
Цитата: Demir_Binici от 07.10.2024 12:43:06
Цитата: Водитель от 07.10.2024 11:55:45Пока Вулкан чуть дешевле Атласа
Чуть дешевле - это на треть примерно.
Цитата: Водитель от 07.10.2024 11:55:45Но дороже Ф9
И ещё дороже, например, Electron или Pegasus. За пуск дороже. Без учёта возможностей ракеты. Наверное USSF требует VC4, а не VC2 не просто так. Хотя даже VC2 превосходит Falcon 9 ASDS. Естественно, что за более производительную ракету платят больше. Но это в 2021 году.
В 2022 году ситуация уже другая. Но непрерывная цепочка успешных пусков тоже неплохо оценивается. Будем наблюдать какие конфигурации заказаны для USSF-16, USSF-23, USSF-43 и WGS-11+. GPS III-7 полетит на VC4, который на круговую орбиту 20,368 км с наклонением 55° может выводить 6 тонн. 3.9 тонн, которые может выводить VC2 видно посчитали недостаточным. Найдёте сколько пара спутников Galileo весила, которые Falcon 9 выводил и параметры орбиты? Заодно посмотрите параметры орбит, на которые Falcon 9 выводил GPS III.
Возможности ракеты это возможности ракеты. Платят за пуск конкретного аппарата. И пуски аналогичных аппаратов на Вулкане дороже чем на Ф9.

По указанным вами ссылкам пуск Ф9 в среднем $85млн, Вулкана $105млн. Массы ПН у обоих ракет сравнимые. Вот и вся математика.


Электрон или Пегас не могут вывести физически. Могли бы - тогда бы участвовали в конкурсе и их имелся бы смысл вспоминать.

Когда Вулкан выведет на ГСО столько же сколько ФХ и дешевле 150млн, тогда поговорим.

Водитель

Посмотрел GPS. 4.3т (конечно не тянет VС2), прямой вывод на Ф9 на 55° 20000км.

Об том и речь. Ф9 дешевле для этой задачи чем Вулкан.

Demir_Binici

Цитата: Водитель от 07.10.2024 14:44:37Посмотрел GPS. 4.3т (конечно не тянет VС2), прямой вывод на Ф9 на 55° 20000км.

Об том и речь. Ф9 дешевле для этой задачи чем Вулкан.
Судя по написанному - смотрел не понятно где, или цифр оказалось много и в них не разобрался. "Прямой вывод ..  ". Следует понимать смысл употребляемых слов и воздерживаться от употребления непонятных.

Цитата: Водитель от 07.10.2024 14:35:54По указанным вами ссылкам пуск Ф9 в среднем $85млн, Вулкана $105млн. Массы ПН у обоих ракет сравнимые. Вот и вся математика.
Обсуждать пока имеет смысл только одну ссылку, ту где Vulcan за $112 млн. и Falcon 9 за $80 млн. Массы ПН конечно сравнимые. Потому я и сравнил, поделив эти $млн. на максимальное число кг для разных типовых орбит. Математика, точнее арифметика, нехитрая, но как я наблюдаю, для некоторых сложна в понимании. 

Водитель

#1472
Цитата: Demir_Binici от 07.10.2024 16:39:59
Цитата: Водитель от 07.10.2024 14:44:37Посмотрел GPS. 4.3т (конечно не тянет VС2), прямой вывод на Ф9 на 55° 20000км.

Об том и речь. Ф9 дешевле для этой задачи чем Вулкан.
Судя по написанному - смотрел не понятно где, или цифр оказалось много и в них не разобрался. "Прямой вывод ..  ". Следует понимать смысл употребляемых слов и воздерживаться от употребления непонятных.

Цитата: Водитель от 07.10.2024 14:35:54По указанным вами ссылкам пуск Ф9 в среднем $85млн, Вулкана $105млн. Массы ПН у обоих ракет сравнимые. Вот и вся математика.
Обсуждать пока имеет смысл только одну ссылку, ту где Vulcan за $112 млн. и Falcon 9 за $80 млн. Массы ПН конечно сравнимые. Потому я и сравнил, поделив эти $млн. на максимальное число кг для разных типовых орбит. Математика, точнее арифметика, нехитрая, но как я наблюдаю, для некоторых сложна в понимании.
Некоторым чуждо натягивание животных на предметы. Есть цена на одинаковую услугу. Сколько при этом сгорает топлива, какого, и какая часть потенциальной нагрузки выводится не имеет значения.

Да, признаю, орбита GPS 3 при выводе Ф9 переходная.

Demir_Binici

Цитата: Водитель от 07.10.2024 17:24:19Есть цена на одинаковую услугу.
Рекомендую ознакомиться с терминами цена (услуги) и стоимость (контракта).

SpaceX предлагает разные услуги пуска:
  • Falcon 9 RTLS
  • Falcon 9 ASDS
  • Falcon 9 Expendable (~2 t @ GEO)
  • Falcon Heavy RTLS side ASDS core (~3.5 t @ GEO)
  • Falcon Heavy RTLS side expend core (~6 t @ GEO)  
  • Falcon Heavy ASDS side expend core (~8 t @ GEO)
  • Falcon Heavy expend all (~9 t @ GEO)

Цены на эти услуги разные. На некоторые цены публично объявлены, цены на некоторые другие становятся известными по стоимости заключённых контрактов с государственными агентствами. Цены для коммерческих и правительственных заказчиков могут отличаться.

Цены на Vulcan Centaur тоже разные, в зависимости от числа SRB. В данном случае USSF приобрёл два пуска почти самой дешёвой конфигурации Falcon и два пуска почти самой дорогой конфигурации  Vulcan Centaur.

Разумеется покупка VC4 вместо VC2 сделана не просто так, а исходя из массы спутника и параметров орбиты. Про USSF-112 пока ничего не известно, а на USSF-87 будет два спутника и выводиться они будут прямо на GEO. VC2 способен вывести 2.6 тонны, а VC4 до 4.8 тонн. Для вывода на GEO силами SpaceX потребовался бы Falcon Heavy (RTLS side expend core либо RTLS side ASDS core). Таким образом USSF и другие имеют возможность выбора подходящей по параметрам, надёжности и цене ракеты.

Demir_Binici

Цитата: Водитель от 07.10.2024 17:24:19Да, признаю, орбита GPS 3 при выводе Ф9 переходная.
Она не просто переходная. Falcon 9 Expendable выводил GPS 3-1 на орбиту с перигеем 1,200 км, а Falcon 9 ASDS выводил GPS-III 3, 4, 5 и 6 на орбиты с перигеем от 392 до 419 км.

У Falcon 9 вообще довольно скромные параметры при выводе на средние и высокие орбиты. Идеальная ракета для запуска Starlink и других подобных спутников. На GTO тоже весьма неплохо, если наклонение менять не требуется.

Водитель

#1475
Цитата: Demir_Binici от 07.10.2024 18:52:13
Цитата: Водитель от 07.10.2024 17:24:19Есть цена на одинаковую услугу.
Рекомендую ознакомиться с терминами цена (услуги) и стоимость (контракта).

SpaceX предлагает разные услуги пуска:
  • Falcon 9 RTLS
  • Falcon 9 ASDS
  • Falcon 9 Expendable (~2 t @ GEO)
  • Falcon Heavy RTLS side ASDS core (~3.5 t @ GEO)
  • Falcon Heavy RTLS side expend core (~6 t @ GEO) 
  • Falcon Heavy ASDS side expend core (~8 t @ GEO)
  • Falcon Heavy expend all (~9 t @ GEO)

Цены на эти услуги разные. На некоторые цены публично объявлены, цены на некоторые другие становятся известными по стоимости заключённых контрактов с государственными агентствами. Цены для коммерческих и правительственных заказчиков могут отличаться.

Цены на Vulcan Centaur тоже разные, в зависимости от числа SRB. В данном случае USSF приобрёл два пуска почти самой дешёвой конфигурации Falcon и два пуска почти самой дорогой конфигурации  Vulcan Centaur.

Разумеется покупка VC4 вместо VC2 сделана не просто так, а исходя из массы спутника и параметров орбиты. Про USSF-112 пока ничего не известно, а на USSF-87 будет два спутника и выводиться они будут прямо на GEO. VC2 способен вывести 2.6 тонны, а VC4 до 4.8 тонн. Для вывода на GEO силами SpaceX потребовался бы Falcon Heavy (RTLS side expend core либо RTLS side ASDS core). Таким образом USSF и другие имеют возможность выбора подходящей по параметрам, надёжности и цене ракеты.
По обоим контрактам, в приведенных вами же ссылках, у Спейс Икс цена ниже. И нагрузки, которые могут выводить оба оператора. Не стоит высасывать то чего нет.

USSF-87  это аналог ПН выводившейся ранее на Атлас 511, относительно "легкая" .



Demir_Binici

Цитата: Водитель от 07.10.2024 20:35:36По обоим контрактам, в приведенных вами же ссылках, у Спейс Икс цена ниже.
У SpaceX ниже цена за запуск по контракту 2021 года, но и ракеты у них в этом контракте существенно "слабее" предлагаемых в том же контракте ракет ULA. Vulcan VC4 по выводимой полезной нагрузке существенно превосходит Falcon 9 ASDS. Даже Vulcan VC2 превосходит Falcon 9 ASDS. Вполне естественно, что за более мощные ракеты платят больше.
О ценах по контракту 2022 года можно будет судить, когда будут известны конфигурации ракет. 

Цитата: Водитель от 07.10.2024 20:35:36USSF-87  это аналог ПН выводившейся ранее на Атлас 511, относительно "легкая".
Можно примерно судить о массе GSSAP-5&6. Но о массе GSSAP-7&8 не известно. Судя по заказанной ракете, она может быть существенно выше. Между этими миссиями почти три года прошло.

Вывод USSF-87 будет на GEO. Falcon 9 ASDS либо вовсе не способен туда что-то вывести, либо масса настолько незначительна, что практического интереса не представляет. Для вывода на GEO требуется Falcon Heavy, а это уже совсем другие деньги. Если по контракту 2021 года SpaceX продавала два запуска на Falcon 9 ASDS за $159.7 млн, то по контракту 2019 года за два запуска на Falcon 9 ASDS плюс Falcon Heavy RTLS side expend core они получили $297 млн. Коммерческая цена на Falcon Heavy RTLS side ASDS core на 45% выше коммерческой цены Falcon 9 ASDS.

Подводя итог: цены SpaceX по NSSL ещё в 2021 году превысили цены ULA. Предположительно, по ценам 2022 разрыв будет больше. Что было вполне логично с учётом 31 успешного запуска SpaceX за 2021 год и задержек ULA с запуском Vulcan. Надо сказать, что цену SpaceX подняли вполне умеренно, в рамках приличий. А вот ULA здорово снизили цены относительно Atlas V.

Astro Cat

Цитата: Demir_Binici от 07.10.2024 21:44:53А вот ULA здорово снизили цены относительно Atlas V.

Теперь придется поднимать. Переделывать ТТУ, испытывать, новая сертификация, повышенные страховки. 

Demir_Binici

Цитата: Astro Cat от 07.10.2024 22:20:39
Цитата: Demir_Binici от 07.10.2024 21:44:53А вот ULA здорово снизили цены относительно Atlas V.

Теперь придется поднимать. Переделывать ТТУ, испытывать, новая сертификация, повышенные страховки. 
Этим всем Northrop Grumman будет заниматься. И запуски NSSL не страхуют.

Повышать цены ULA ввиду предстоящего распределения пусков по NSSL Phase 3 не время. 

Schwalbe

Цитата: Demir_Binici от 07.10.2024 13:15:44
Цитата: Дем от 07.10.2024 12:58:36
Цитата: Demir_Binici от 05.10.2024 11:00:32Откуда только появляются эти "ненавистники" ТТУ. Что в теме про Ariane 6, что здесь вот. Для одноразовых ракетных ступеней - ТТУ самый дешёвый и вполне надёжный способ обеспечения низкой стоимости вывода за килограмм. Если конечно уметь делать ТТУ с достаточно высоким УИ и производить их массово.
Если бы ТТУ был дешевле ЖРД, то их бы и ставили вместо.
Так их и ставят. Все, кто делает одноразовые ракеты и умеют делать ТТУ. Иногда вместо, на лёгких ракетах, иногда в дополнение - на тяжёлых и средних. ТТУ  не просто дешевле ЖРД - это законченная, заправленная и готовая к полёту ракетная ступень. А к ЖРД ещё надо корпус, баки и прочее. Потом подготовить к старту, заправить и запустить. Или слить топливо, если пуск откладывается.

При многоразовом использования ТТУ заметной экономии не дают.
В принципе, хорошее смесевое топливо удовольствие не дешевое. Да и корпус РДТТ скорее дороже жидкостного бака, если с последним не извращаться. Ставят ТТУ по нескольким соображениям. За счет высокой надежности они не так портят ракету при росте числа двигателей, что позволяет формировать ряды грузоподъемности. А производство ТТУ в мирное время поддерживает мобилизационный потенциал по производству топлива.
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.