Доступный для России супертяж

Автор Shestoper, 25.07.2009 19:40:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Sam Grey

Цитата: azvoz от 29.05.2021 21:14:34
Цитата: Старый от 29.05.2021 20:54:18
Цитата: azvoz от 29.05.2021 20:42:15Зачем дожимать 3х ступом, если можно согласно закону Дмитрия(стартовая масса 3-хступа на 8% меньше, а трудоёмкость на 12% выше.) просто увеличить массу 2х ступенчатой РН
Просто увеличить не получается, требуется слишком много переделок. Проще приделать сверху третью ступень. См. Союз, Протон.

 Впрочем это дело вкуса. У нас ставят третью ступень а на загнивающем Западе форсируют двигатели и удлиняют баки первой ступени.
На, как ты выражаешься "загнивающем Западе" , любят делать хитрее - прилепляют костыли-бустеры и
хитро называют 3х ступенчатую ракету 2х ступенчатой.
Маск - это исключение из правила - практически только он удлинял баки  и увеличивал УИ и тягу двигателей .
Атлас 5 летает и без ускорителей, чистые две ступени (4750 на ГПО, 8 тонн на ССО).
Если навесить всего один ускоритель, то на ГПО уже 6 тонн, а на ССО 10, и т.д., до пяти штук. Все довольны, реально модульная РН получилась, куда там Ангаре.
Я не помню чтобы кто-либо в ULA пытался хитрить с количеством ступеней, ибо клиентам пофиг, а у самого провайдера комплексов по этому поводу нет.

Антарес двухступенчатый, у Вулкана такой вариант будет, почти вся молодая мелочь двухступенчатая.
Маску ничего больше не оставалось, т.к. ТТУ он принципиально не хотел, а поднимать грузоподъёмность было нужно.

Дмитрий В.

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 29.05.2021 12:47:19Изначально Р-7 предполагалась как тандем на 6 РД-105 первой ступени и одном РД-106 второй, но разработка мощных керосиновых ЖРД не пошла, да и масса БЧ возрастала.

Что-то про такой вариант Р-7 впервые слышу. Насколько известно, Р-7 с самого начала проектировалась как "неоднородный" пакет (в т.ч. с переливом). После отчётов МИАН и НИИ-4 рассматривалась именно пакетная схема.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

azvoz

#30102
Цитата: Дмитрий В. от 29.05.2021 21:42:18Чтобы трёхступ стал однозначно выгоднее двухмтупа нужно, чтобы весовое совершенство снизилось заметно ниже давно достигнутого уровня.
Согласен , но это только частность.

1) весовое совершенство зачастую достигается достаточно дорогими методами - например фрезерованными стенками.
При увеличении объемов баков дороговизна усиливается еще больше.
Весьма вероятно(а лично я в этом уверен) , что начиная с размеров  РН с ПН более 25 тонн,
величина моноблочной нижней ступени будет настолько велика, что трудоемкость изготовления
3х ступа с подвесными  баками нижней ступени будет меньше трудоемкости изготовления 2х ступа с фрезерованными баками.
2)
Цитата: Дмитрий В. от 29.05.2021 21:42:18это не империческая, а расчётная зависимость.

 Под эмпиричностью я подразумевал небольшой спектр двигателей данные которых использовались для расчетов указанной вами зависимости.

Если рассчитывать с параметрами движков РД-170 (дорогие и тяжелые)
тогда да - выгоды от 3х ступа не так велики по сравнению с 2х ступом
С другими движками (легкими и недорогими) выгода от 3х ступенчатости может быть очень приличной.

Цитата: azvoz от 29.05.2021 21:08:561) при недорогом движке с  большой удельной тягой и  среднем УИ (условный Мерлин)
выгода от 3х ступа будет заметно ваше по сравнению с 2х ступом.
Поэтому Фалкон Хэви несмотря кривую концепцию с малой ступенчатостью(хуже унифицированного трехблока и быть ничего не может)
показывает на бумаге лучше удельные характеристики чем Ф9. (только на бумаге потому что кривой)
2)При дорогом движке с низкой удельной тягой и УИ выше среднего ( условный бриллиантовый хер семейства РД-170)
выгода от 3х ступа будет меньше по сравнению с вариантом 1).


Субъективный итог:
Если использовать не тяжелые дорогие БХГ семейства рд-170,
а современные ЖРД с высокой удельной тягой
и упрощенные баки(без вафли) нижней ступени,
тогда для РН с ПН более 25 тонн
3х ступ будет лучше 2х ступа и по мюПГ и по трудозатратам.

Raul

Цитата: telekast от 29.05.2021 21:36:10
Цитата: Raul от 29.05.2021 15:55:54
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 29.05.2021 15:00:11
Цитата: Raul от 29.05.2021 12:57:03
Цитата: telekast от 29.05.2021 12:48:24Вертолетная посадка с гиперзвука? Аццкий бред.
ИМХУ
При чем тут гиперзвук? Установившаяся скорость падения ступени в нижних слоях атмосферы - дозвуковая.

Для 23 метровой (sic!) ступени Sea Dragon разработчики пришли к варианту, что её скорость падения будет сверхзвуковой, и потому придумывали специальный раскладной баллон для торможения.
Чем больше и тяжелее ступень при одинаковой геометрии - тем выше скорость падения. Поэтому огромный Sea Dragon - это аэродинамический топор. У второй ступени H-1 средний диаметр 8.8 метров и это конус - аэродинамическое сопротивление у него выше, чем у цилиндра. Скорость падения, как я думаю, где-то в районе 300-400 км/час (в 2 с лишним  раза тяжелее первой ступени Falcon 9, которая набирает ~900 км/ч, но в 8 раз больше по Sx).

 Первая ступень H-1 имеет днище d16.9 (22.3 метра по крыльям) и она будет садиться реактивно.
Я уже как-то тговорил что при вертолетной посадке, даде если удасться, что сомнительно, раскрыть ротор  есть крайне неприятная возможность попасть в режим вихревого кольца. При высокой скорости снижения это как два пальца об асфальт. И тогда винтом можно хоть закрутится, толку не будет, что он есть, что его нет.
ИМХУ
Попробовать хочется. :) В конечном счете можно и так рассуждать, что летать на крыльях нельзя  - потому что штопор, флаттер... Для любой возникающей проблемы можно найти решение.

В конечном счете, если ступень захочет "об асфальт", то у нас есть довод в виде ракетных двигателей многократного включения. Ими можно снизить скорость падения.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

telekast

Цитата: Raul от 29.05.2021 22:29:02
Цитата: telekast от 29.05.2021 21:36:10
Цитата: Raul от 29.05.2021 15:55:54
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 29.05.2021 15:00:11
Цитата: Raul от 29.05.2021 12:57:03
Цитата: telekast от 29.05.2021 12:48:24Вертолетная посадка с гиперзвука? Аццкий бред.
ИМХУ
При чем тут гиперзвук? Установившаяся скорость падения ступени в нижних слоях атмосферы - дозвуковая.

Для 23 метровой (sic!) ступени Sea Dragon разработчики пришли к варианту, что её скорость падения будет сверхзвуковой, и потому придумывали специальный раскладной баллон для торможения.
Чем больше и тяжелее ступень при одинаковой геометрии - тем выше скорость падения. Поэтому огромный Sea Dragon - это аэродинамический топор. У второй ступени H-1 средний диаметр 8.8 метров и это конус - аэродинамическое сопротивление у него выше, чем у цилиндра. Скорость падения, как я думаю, где-то в районе 300-400 км/час (в 2 с лишним  раза тяжелее первой ступени Falcon 9, которая набирает ~900 км/ч, но в 8 раз больше по Sx).

 Первая ступень H-1 имеет днище d16.9 (22.3 метра по крыльям) и она будет садиться реактивно.
Я уже как-то тговорил что при вертолетной посадке, даде если удасться, что сомнительно, раскрыть ротор  есть крайне неприятная возможность попасть в режим вихревого кольца. При высокой скорости снижения это как два пальца об асфальт. И тогда винтом можно хоть закрутится, толку не будет, что он есть, что его нет.
ИМХУ
Попробовать хочется. :) В конечном счете можно и так рассуждать, что летать на крыльях нельзя  - потому что штопор, флаттер... Для любой возникающей проблемы можно найти решение.

В конечном счете, если ступень захочет "об асфальт", то у нас есть довод в виде ракетных двигателей многократного включения. Ими можно снизить скорость падения.
Пробовать это на здоровье. Если найдете денег. Желательно на стороне, а не из кармана граждан. Создать проблему а потом героически ее решать тоже как-то странно. А снизив скорость падения до приемлемых величин с помощью РД совершенно логично на них же и садиться. Чего там после торможения от той скорости останется. ;)
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)

Владимир Шпирько

Цитата: azvoz от 29.05.2021 21:23:51
Цитата: Владимир   Шпирько от 29.05.2021 20:44:33
Цитата: azvoz от 29.05.2021 20:22:01
Цитата: Дмитрий В. от 29.05.2021 20:15:42Стартовая масса 3-хступа на 8% меньше, а трудоёмкость на 12% выше. Смысл делать трёхступ?
Зачем тогда удолбищную Ангару А5 слепили 3х ступом?
Создатели не знали про этот "закон"?
Знали, но! делали не одну ракету, а семейство ракет....  из блоков.  Но с Вашей оценкой того, что получилось я согласен.
Допустим навязана "блочность".
Но что мешало сделать блочный 2х ступ?
Ведь если верить "закону" (Стартовая масса 3-хступа на 8% меньше, а трудоёмкость на 12% выше.)
удельная трудоемкость упала бы всё равно.
Так ведь и сделали..... правда только первую в семействе - Ангару-1.  А остальные какие получились....

Просто Василий

Цитата: Sam Grey от 29.05.2021 16:28:30
Цитата: Просто Василий от 29.05.2021 16:09:38
Цитата: Sam Grey от 29.05.2021 16:01:15
Цитата: Просто Василий от 29.05.2021 15:47:50А оно многоразовому нужно? Вроде на Старшине Маск хочет 1.5. Мне нравятся ракеты с тяговооружностью  1.5-1.6, чтоб резко так взмывала вверх почти как МБР ;)
Пожалуйста, Vega.
И что, как у нее дела?
Причем здесь Вега? От тяговооружности успешность ракеты не сильно зависит, тот же шаттл с 1.6 летал не плохо или зенит, и оба они были закрыта не от высокой тяговооружности.
Просто ты про РН с большой тяговооруженностью упоминал. Красиво взлетают, конечно.
Ещё Атлас-551 на взлете имеет соотношение 1.85, тоже красиво идёт.
Chris B - NSF:
— Новая упорная шайба Super Heavy. Будет больше двигателей Raptor на ускорителе!
|
Michael Baylor:
— Похоже, в центре [шайбы] есть крепление для девятого двигателя Raptor, что в общей сложности даёт 29 двигателей, если добавить внешнее кольцо из 20.
|
Elon Musk:
— Изначально - 29 Raptor'ов у ускорителя, позже в этом году число возрастёт до 32, как и значение тяги на один двигатель. В долгосрочной перспективе стремимся к показателям >7500 тонн тяги и тяговооружённости ~1.5
Пока мы говорим, уходит завистливое время: лови момент, как можно меньше верь будущему.

Цитата: Raul от 29.05.2021 17:30:32
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 29.05.2021 17:06:20
Цитата: Raul от 29.05.2021 15:55:54
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 29.05.2021 15:00:11
Цитата: Raul от 29.05.2021 12:57:03
Цитата: telekast от 29.05.2021 12:48:24Вертолетная посадка с гиперзвука? Аццкий бред.
ИМХУ
При чем тут гиперзвук? Установившаяся скорость падения ступени в нижних слоях атмосферы - дозвуковая.
Для 23 метровой (sic!) ступени Sea Dragon разработчики пришли к варианту, что её скорость падения будет сверхзвуковой, и потому придумывали специальный раскладной баллон для торможения.
Чем больше и тяжелее ступень при одинаковой геометрии - тем выше скорость падения. Поэтому огромный Sea Dragon - это аэродинамический топор. У второй ступени H-1 средний диаметр 8.8 метров и это конус - аэродинамическое сопротивление у него выше, чем у цилиндра. Скорость падения, как я думаю, где-то в районе 300-400 км/час (в 2 с лишним  раза тяжелее первой ступени Falcon 9, которая набирает ~900 км/ч, но в 8 раз больше по Sx).
 Первая ступень H-1 имеет днище d16.9 (22.3 метра по крыльям) и она будет садиться реактивно.
В статье про Dragon предлагалось и геометрию менять, и широкую ступень делать, и много чего ещё, но скорость всё равно оставалась глубоким сверхзвуком.
P.S. Falcon 9 делает два тормозных импульса.
Дело не в тормозных импульсах, а в установившей скорости падения перед посадкой. Которая вообще не зависит от реактивного торможения перед входом в атмосферу. У второй ступени H-1 тормозных импульсов, при вертолетной посадке, не будет вообще.

Если бы можно было обойтись без тормозных импульсов, то обходились бы без них.

Кстати, весовое совершенство у первой ступени Sea Dragon весьма высокое.

Цитата: Просто Василий от 29.05.2021 15:18:49
Цитата: Дмитрий В. от 29.05.2021 15:10:07
Цитата: Просто Василий от 29.05.2021 14:57:25
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 29.05.2021 12:40:26Чем больше тяга двигателя - тем дороже.

Чем больше выводится ПН на двигателях с той же тягой - тем лучше, тем дешевле каждый кг ПН.
Кто нибудь ещё использует этот показатель? Где взял? Сам придумал?
ГРЦ Макеева проектировал "Викторию-К" по этому критерию ("тяговая отдача"). И судя по параметрам Сатурн-5 он был спроектирован также, как и большинство современных западных ракет (не использующих твердотопливных ускорителей). Это легко определяется по величине стартовой тяговооружённости (1,2-1,25 - при этих значениях - "плюс-минус" - реализуется максимальная масса ПГ при заданной тяге двигателей).
Короче показатель так себе)) У Флакона тяговооруженость ~1.4, и всех заткнул.

Если смотреть на Falcon 9, то у него либо 41 тонна тяги на 1 тонну ПН, либо примерно 60 тонн тяги на тонну ПН + многоразовость, против среднестатистических одноразовых РН с ~65 тонн тяги на тонну ПН.

Цитата: Просто Василий от 29.05.2021 16:43:33
Цитата: Дмитрий В. от 29.05.2021 16:41:012 (плюс-минус) - это оптимум для максимального МюПГ, а не максимальной Мпг.
Забыл, что такой МюПГ? :'(

Массовая доля полезной нагрузки, т.е. сколько процентов от стартовой массы ракеты составляет её ПН.

Цитата: Raul от 29.05.2021 17:40:07
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 29.05.2021 17:06:20
Цитата: Raul от 29.05.2021 15:55:54
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 29.05.2021 15:00:11
Цитата: Raul от 29.05.2021 12:57:03
Цитата: telekast от 29.05.2021 12:48:24Вертолетная посадка с гиперзвука? Аццкий бред.
ИМХУ
При чем тут гиперзвук? Установившаяся скорость падения ступени в нижних слоях атмосферы - дозвуковая.
Для 23 метровой (sic!) ступени Sea Dragon разработчики пришли к варианту, что её скорость падения будет сверхзвуковой, и потому придумывали специальный раскладной баллон для торможения.
Чем больше и тяжелее ступень при одинаковой геометрии - тем выше скорость падения. Поэтому огромный Sea Dragon - это аэродинамический топор. У второй ступени H-1 средний диаметр 8.8 метров и это конус - аэродинамическое сопротивление у него выше, чем у цилиндра. Скорость падения, как я думаю, где-то в районе 300-400 км/час (в 2 с лишним  раза тяжелее первой ступени Falcon 9, которая набирает ~900 км/ч, но в 8 раз больше по Sx).

 Первая ступень H-1 имеет днище d16.9 (22.3 метра по крыльям) и она будет садиться реактивно.
В статье про Dragon предлагалось и геометрию менять, и широкую ступень делать, и много чего ещё, но скорость всё равно оставалась глубоким сверхзвуком.

P.S. Falcon 9 делает два тормозных импульса.
Он большой. Установившаяся скорость падения в атмосфере не зависит от скорости входа и числ тормозных импульсов, она зависит от массы ступени, Сx и плотности воздуха. Масса растет пропорционально кубу размеров, Сx - пропорционально квадрату. Sea Dragon слишком большой.

Так масса обечайки растёт не пропорционально кубу... И Сх у Sea Dragon был весьма большим.

Цитата: Дмитрий В. от 29.05.2021 17:48:58
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 29.05.2021 17:04:10
Цитата: vlad7308 от 29.05.2021 16:22:44
Цитата: Raul от 29.05.2021 15:55:54первой ступени Falcon 9, которая набирает ~900 км/ч
откуда дровишки?
Со стримов. На момент включения движком там примерно 1,5 км высоты и 900 км/ч скорости.
Блок Ц падал у земли с равновесной скоростью свободного падения примерно 90 м/с.

Ну так он падал Starship-style, да?

Цитата: Alex-DX от 29.05.2021 18:53:01
Цитата: Дмитрий В. от 29.05.2021 18:05:41
Цитата: Alex-DX от 29.05.2021 18:01:37
Цитата: Sam Grey от 29.05.2021 16:38:52
Цитата: Просто Василий от 29.05.2021 16:29:31
Цитата: Alex-DX от 29.05.2021 16:19:44Странно, а в умных книжках пишут, что тяговооруженность должна быть больше 2.  ;)

1,25 оптимизация по минимальному количеству одноразовых двигателей...
Это только для первой ступени наверное.
Для полностью многоразовой ракеты нужна высокая тяговооружность так говорил Элон Маск, чтобы с экономить на топливе.
На многоразовой РН (и особенно на Старшипе) основной принцип ровно обратный: «экономим на чем угодно, кроме топлива. Сколько заправок потребуется, столько и будет».
стопятый раз напишу.
оптимизация для одноразовых идет за счет минимального количества двигателей как итог низкая тяговоруженность
 Для многоразовых наоборот ставим двигатели по максимуму, значит возможно дешево построить носитель в три ступени.
А три ступени это экономия топлива т.е. меньшие размеры РН.
Для примера стартовая масса Старшипа 4500 т , а если его сделать в три ступени то стартовая масса будет не больше 3000 т.
Несомненный "минус" что получится ракета меньше по высоте Сатурна-5, что для пиара не очень хорошо. ;)
При равной Мпг, одинаковом техническом уровне и одинаковых критериях проектирования, разница в стартовой массе 2-х и 3-хступенчатой РН составит от 5 до 10% (или около того). Разбиралось уж давным давно: https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?topic=3219.0
Нет нет! Там оптимизировано к тяговооруженности 1,5. ;)
А мы оптимизируем к 2 тогда разница будет не 10 % 8)

Тогда у вас будет много движков.

Возьмём условный чистый двуступ-сверхтяж - Starship/Super Heavy - 5000 тонн, ТВР = 1,5, его тяга движков первой ступени = 7500 тонн. Тяга всей транспортной системы = 7500 тонн + тяга корабля Starship.

И условный трёхступенчатый Starship/Super Heavy со стартовой массой 3000 тонн, ТВР = 2, его тяга движков первой ступени равна 6000 тонн, но вам нужна ещё вторая ступень с хорошей тяговооружённостью, и тогда суммарная тяга всей системы из 2 ступеней будет существенно больше 7500 тонн. Итого тяга всей транспортной системы = 6000 тонн первой ступени + несколько тысяч тонн тяги второй ступени + тяга корабля.

Итого 3 ступени потребуют большего кол-ва двигателя, большего межполётного обслуживания двигателей, больше систем САЗ и создадут больше проблем.

Цитата: azvoz от 29.05.2021 21:08:56показывает на бумаге лучше удельные характеристики чем Ф9. (только на бумаге потому что кривой)


Тяга к ПН такая же, незначительно выше МюПГ.


Цитата: azvoz от 29.05.2021 22:08:481) весовое совершенство зачастую достигается достаточно дорогими методами - например фрезерованными стенками.
При увеличении объемов баков дороговизна усиливается еще больше.
Весьма вероятно(а лично я в этом уверен) , что начиная с размеров  РН с ПН более 25 тонн,
величина моноблочной нижней ступени будет настолько велика, что трудоемкость изготовления
3х ступа с подвесными  баками нижней ступени будет меньше трудоемкости изготовления 2х ступа с фрезерованными баками.


Так кто тебя заставляет их фрезеровать? Привари внутри элементы прочности аля Илон Маск, делов-то.


Цитата: azvoz от 29.05.2021 22:08:48С другими движками (легкими и недорогими) выгода от 3х ступенчатости может быть очень приличной.


Вам нужно:

Больше движков.

Больше систем управления.

Больше трубопроводов.

Больше САЗ.

Больше систем разделения.

Хотя проблемы решаются наличием нормальной системы для изготовления баков.

Дмитрий В.

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 30.05.2021 09:37:04Кстати, весовое совершенство у первой ступени Sea Dragon весьма высокое.
Какое именно?
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Alex-DX

#30115
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 30.05.2021 09:47:42Тогда у вас будет много движков.

Возьмём условный чистый двуступ-сверхтяж - Starship/Super Heavy - 5000 тонн, ТВР = 1,5, его тяга движков первой ступени = 7500 тонн. Тяга всей транспортной системы = 7500 тонн + тяга корабля Starship.

И условный трёхступенчатый Starship/Super Heavy со стартовой массой 3000 тонн, ТВР = 2, его тяга движков первой ступени равна 6000 тонн, но вам нужна ещё вторая ступень с хорошей тяговооружённостью, и тогда суммарная тяга всей системы из 2 ступеней будет существенно больше 7500 тонн. Итого тяга всей транспортной системы = 6000 тонн первой ступени + несколько тысяч тонн тяги второй ступени + тяга корабля.

Итого 3 ступени потребуют большего кол-ва двигателя, большего межполётного обслуживания двигателей, больше систем САЗ и создадут больше проблем.
Время работы каждой ступени трехразового моноблока меньше надежность ступени и всей системы выше.

Чем больше у блока двигателей, тем легче парировать отказ двигателя.

Цитата: Дмитрий В. от 30.05.2021 09:58:01
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 30.05.2021 09:37:04Кстати, весовое совершенство у первой ступени Sea Dragon весьма высокое.
Какое именно?

Округлённо 0,89 массы топлива, у каждой ступени.

Цитата: Alex-DX от 30.05.2021 11:20:36Время работы каждой ступени трехразового моноблока меньше надежность ступени и всей системы выше.

Больше стартов, больше шанс отказа.

При многодвигательности первой ступени двуступа двигатели можно просто поочерёдно отключать.

Цитата: Alex-DX от 30.05.2021 11:20:36Чем больше у блока двигателей, тем легче парировать отказ двигателя.


Дополнительная проблема - больше двигателей - больше шанс неудачного старта/неудачной работы.

Raul

Цитата: telekast от 29.05.2021 22:47:51
Цитата: Raul от 29.05.2021 22:29:02
Цитата: telekast от 29.05.2021 21:36:10
Цитата: Raul от 29.05.2021 15:55:54
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 29.05.2021 15:00:11
Цитата: Raul от 29.05.2021 12:57:03
Цитата: telekast от 29.05.2021 12:48:24Вертолетная посадка с гиперзвука? Аццкий бред.
ИМХУ
При чем тут гиперзвук? Установившаяся скорость падения ступени в нижних слоях атмосферы - дозвуковая.

Для 23 метровой (sic!) ступени Sea Dragon разработчики пришли к варианту, что её скорость падения будет сверхзвуковой, и потому придумывали специальный раскладной баллон для торможения.
Чем больше и тяжелее ступень при одинаковой геометрии - тем выше скорость падения. Поэтому огромный Sea Dragon - это аэродинамический топор. У второй ступени H-1 средний диаметр 8.8 метров и это конус - аэродинамическое сопротивление у него выше, чем у цилиндра. Скорость падения, как я думаю, где-то в районе 300-400 км/час (в 2 с лишним  раза тяжелее первой ступени Falcon 9, которая набирает ~900 км/ч, но в 8 раз больше по Sx).

 Первая ступень H-1 имеет днище d16.9 (22.3 метра по крыльям) и она будет садиться реактивно.
Я уже как-то тговорил что при вертолетной посадке, даде если удасться, что сомнительно, раскрыть ротор  есть крайне неприятная возможность попасть в режим вихревого кольца. При высокой скорости снижения это как два пальца об асфальт. И тогда винтом можно хоть закрутится, толку не будет, что он есть, что его нет.
ИМХУ
Попробовать хочется. :) В конечном счете можно и так рассуждать, что летать на крыльях нельзя  - потому что штопор, флаттер... Для любой возникающей проблемы можно найти решение.

В конечном счете, если ступень захочет "об асфальт", то у нас есть довод в виде ракетных двигателей многократного включения. Ими можно снизить скорость падения.
Пробовать это на здоровье. Если найдете денег. Желательно на стороне, а не из кармана граждан. Создать проблему а потом героически ее решать тоже как-то странно. А снизив скорость падения до приемлемых величин с помощью РД совершенно логично на них же и садиться. Чего там после торможения от той скорости останется. ;)
Что-то вы не поняли. В контексте была посадка с людьми, а разбиваться при каждой десятой попытке, как у Фалкона явно неправильно. И топлива на реактивное торможение тратится слишком много. Плюс с этому проблемы с транспортировкой тяжелой 60-тонной ступени, которую ни один вертолет не поднимет (а сама она может лететь на винтах куда надо).

Предлагаете тратить деньги граждан только на копирование американских решений? Так брать у американцев надо их стремление и инновациям. а не повторять то, что делают. ;D
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Raul

#30119
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 30.05.2021 09:37:04Кстати, весовое совершенство у первой ступени Sea Dragon весьма высокое.
У всех ракет, которые еще не полетели - офигительно высокое весовое совершенство. ;)
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!