Доступный для России супертяж

Автор Shestoper, 25.07.2009 19:40:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 5 гостей просматривают эту тему.

Просто Василий

Цитата: Sam Grey от 29.05.2021 16:38:52
Цитата: Просто Василий от 29.05.2021 16:29:31
Цитата: Alex-DX от 29.05.2021 16:19:44Странно, а в умных книжках пишут, что тяговооруженность должна быть больше 2.  ;)

1,25 оптимизация по минимальному количеству одноразовых двигателей...
Это только для первой ступени наверное.
Для полностью многоразовой ракеты нужна высокая тяговооружность так говорил Элон Маск, чтобы с экономить на топливе.
На многоразовой РН (и особенно на Старшипе) основной принцип ровно обратный: «экономим на чем угодно, кроме топлива. Сколько заправок потребуется, столько и будет».
Нет, на самолётах почему не так? А? Или на автомобилях? При 100 запусках растет стоимость топлива, а при 1000 ещё больше
Пока мы говорим, уходит завистливое время: лови момент, как можно меньше верь будущему.

vlad7308

Цитата: Просто Василий от 29.05.2021 16:45:36
Цитата: Sam Grey от 29.05.2021 16:38:52
Цитата: Просто Василий от 29.05.2021 16:29:31
Цитата: Alex-DX от 29.05.2021 16:19:44Странно, а в умных книжках пишут, что тяговооруженность должна быть больше 2.  ;)

1,25 оптимизация по минимальному количеству одноразовых двигателей...
Это только для первой ступени наверное.
Для полностью многоразовой ракеты нужна высокая тяговооружность так говорил Элон Маск, чтобы с экономить на топливе.
На многоразовой РН (и особенно на Старшипе) основной принцип ровно обратный: «экономим на чем угодно, кроме топлива. Сколько заправок потребуется, столько и будет».
Нет, на самолётах почему не так? А? Или на автомобилях?
пока что так
Потому что цена собственно топлива в авиа- и авто-километрах существенна, а в космических запусках - несущественна.
Пока. Пока цена космических пусков заоблачна.
это оценочное суждение

Цитата: Alex-DX от 29.05.2021 16:19:44Странно, а в умных книжках пишут, что тяговооруженность должна быть больше 2.  ;)


Ускорение в итоге лютое будет.

Sam Grey

Цитата: Просто Василий от 29.05.2021 16:45:36
Цитата: Sam Grey от 29.05.2021 16:38:52
Цитата: Просто Василий от 29.05.2021 16:29:31
Цитата: Alex-DX от 29.05.2021 16:19:44Странно, а в умных книжках пишут, что тяговооруженность должна быть больше 2.  ;)

1,25 оптимизация по минимальному количеству одноразовых двигателей...
Это только для первой ступени наверное.
Для полностью многоразовой ракеты нужна высокая тяговооружность так говорил Элон Маск, чтобы с экономить на топливе.
На многоразовой РН (и особенно на Старшипе) основной принцип ровно обратный: «экономим на чем угодно, кроме топлива. Сколько заправок потребуется, столько и будет».
Нет, на самолётах почему не так? А? Или на автомобилях? При 100 запусках растет стоимость топлива, а при 1000 ещё больше
Если ты едешь на машине из Мск в СПб, то бензин будет составлять где-то половину стоимости твоей поездки. Появляется смысл обратить на эту статью расходов внимание. 
С самолётом то же самое. 

Для Ф9 керосин (по словам Гвинн) составляет 2% от стоимости запуска. Лучше искать экономию в других местах. 
Если Старшип будет летать как 737, совершая «утренний и вечерний рейс», то к вопросу стоимости топлива будет смысл вернуться.

Цитата: vlad7308 от 29.05.2021 16:22:44
Цитата: Raul от 29.05.2021 15:55:54первой ступени Falcon 9, которая набирает ~900 км/ч
откуда дровишки?

Со стримов. На момент включения движком там примерно 1,5 км высоты и 900 км/ч скорости.

Цитата: Raul от 29.05.2021 15:55:54
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 29.05.2021 15:00:11
Цитата: Raul от 29.05.2021 12:57:03
Цитата: telekast от 29.05.2021 12:48:24Вертолетная посадка с гиперзвука? Аццкий бред.
ИМХУ
При чем тут гиперзвук? Установившаяся скорость падения ступени в нижних слоях атмосферы - дозвуковая.
Для 23 метровой (sic!) ступени Sea Dragon разработчики пришли к варианту, что её скорость падения будет сверхзвуковой, и потому придумывали специальный раскладной баллон для торможения.
Чем больше и тяжелее ступень при одинаковой геометрии - тем выше скорость падения. Поэтому огромный Sea Dragon - это аэродинамический топор. У второй ступени H-1 средний диаметр 8.8 метров и это конус - аэродинамическое сопротивление у него выше, чем у цилиндра. Скорость падения, как я думаю, где-то в районе 300-400 км/час (в 2 с лишним  раза тяжелее первой ступени Falcon 9, которая набирает ~900 км/ч, но в 8 раз больше по Sx).

 Первая ступень H-1 имеет днище d16.9 (22.3 метра по крыльям) и она будет садиться реактивно.

В статье про Dragon предлагалось и геометрию менять, и широкую ступень делать, и много чего ещё, но скорость всё равно оставалась глубоким сверхзвуком.

P.S. Falcon 9 делает два тормозных импульса.

Alex-DX

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 29.05.2021 17:03:15
Цитата: Alex-DX от 29.05.2021 16:19:44Странно, а в умных книжках пишут, что тяговооруженность должна быть больше 2.  ;)


Ускорение в итоге лютое будет.
В итоге будет три ступени т.е. Н-1. ;)

Raul

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 29.05.2021 17:06:20
Цитата: Raul от 29.05.2021 15:55:54
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 29.05.2021 15:00:11
Цитата: Raul от 29.05.2021 12:57:03
Цитата: telekast от 29.05.2021 12:48:24Вертолетная посадка с гиперзвука? Аццкий бред.
ИМХУ
При чем тут гиперзвук? Установившаяся скорость падения ступени в нижних слоях атмосферы - дозвуковая.
Для 23 метровой (sic!) ступени Sea Dragon разработчики пришли к варианту, что её скорость падения будет сверхзвуковой, и потому придумывали специальный раскладной баллон для торможения.
Чем больше и тяжелее ступень при одинаковой геометрии - тем выше скорость падения. Поэтому огромный Sea Dragon - это аэродинамический топор. У второй ступени H-1 средний диаметр 8.8 метров и это конус - аэродинамическое сопротивление у него выше, чем у цилиндра. Скорость падения, как я думаю, где-то в районе 300-400 км/час (в 2 с лишним  раза тяжелее первой ступени Falcon 9, которая набирает ~900 км/ч, но в 8 раз больше по Sx).

 Первая ступень H-1 имеет днище d16.9 (22.3 метра по крыльям) и она будет садиться реактивно.

В статье про Dragon предлагалось и геометрию менять, и широкую ступень делать, и много чего ещё, но скорость всё равно оставалась глубоким сверхзвуком.

P.S. Falcon 9 делает два тормозных импульса.
Дело не в тормозных импульсах, а в установившей скорости падения перед посадкой. Которая вообще не зависит от реактивного торможения перед входом в атмосферу. У второй ступени H-1 тормозных импульсов, при вертолетной посадке, не будет вообще.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Raul

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 29.05.2021 17:06:20
Цитата: Raul от 29.05.2021 15:55:54
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 29.05.2021 15:00:11
Цитата: Raul от 29.05.2021 12:57:03
Цитата: telekast от 29.05.2021 12:48:24Вертолетная посадка с гиперзвука? Аццкий бред.
ИМХУ
При чем тут гиперзвук? Установившаяся скорость падения ступени в нижних слоях атмосферы - дозвуковая.
Для 23 метровой (sic!) ступени Sea Dragon разработчики пришли к варианту, что её скорость падения будет сверхзвуковой, и потому придумывали специальный раскладной баллон для торможения.
Чем больше и тяжелее ступень при одинаковой геометрии - тем выше скорость падения. Поэтому огромный Sea Dragon - это аэродинамический топор. У второй ступени H-1 средний диаметр 8.8 метров и это конус - аэродинамическое сопротивление у него выше, чем у цилиндра. Скорость падения, как я думаю, где-то в районе 300-400 км/час (в 2 с лишним  раза тяжелее первой ступени Falcon 9, которая набирает ~900 км/ч, но в 8 раз больше по Sx).

 Первая ступень H-1 имеет днище d16.9 (22.3 метра по крыльям) и она будет садиться реактивно.

В статье про Dragon предлагалось и геометрию менять, и широкую ступень делать, и много чего ещё, но скорость всё равно оставалась глубоким сверхзвуком.

P.S. Falcon 9 делает два тормозных импульса.
Он большой. Установившаяся скорость падения в атмосфере не зависит от скорости входа и числ тормозных импульсов, она зависит от массы ступени, Сx и плотности воздуха. Масса растет пропорционально кубу размеров, Сx - пропорционально квадрату. Sea Dragon слишком большой.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Дмитрий В.

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 29.05.2021 17:04:10
Цитата: vlad7308 от 29.05.2021 16:22:44
Цитата: Raul от 29.05.2021 15:55:54первой ступени Falcon 9, которая набирает ~900 км/ч
откуда дровишки?

Со стримов. На момент включения движком там примерно 1,5 км высоты и 900 км/ч скорости.
Блок Ц падал у земли с равновесной скоростью свободного падения примерно 90 м/с.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Alex-DX

Цитата: Sam Grey от 29.05.2021 16:38:52
Цитата: Просто Василий от 29.05.2021 16:29:31
Цитата: Alex-DX от 29.05.2021 16:19:44Странно, а в умных книжках пишут, что тяговооруженность должна быть больше 2.  ;)

1,25 оптимизация по минимальному количеству одноразовых двигателей...
Это только для первой ступени наверное.
Для полностью многоразовой ракеты нужна высокая тяговооружность так говорил Элон Маск, чтобы с экономить на топливе.
На многоразовой РН (и особенно на Старшипе) основной принцип ровно обратный: «экономим на чем угодно, кроме топлива. Сколько заправок потребуется, столько и будет».
стопятый раз напишу.
оптимизация для одноразовых идет за счет минимального количества двигателей как итог низкая тяговоруженность
 Для многоразовых наоборот ставим двигатели по максимуму, значит возможно дешево построить носитель в три ступени.
А три ступени это экономия топлива т.е. меньшие размеры РН.
Для примера стартовая масса Старшипа 4500 т , а если его сделать в три ступени то стартовая масса будет не больше 3000 т.
Несомненный "минус" что получится ракета меньше по высоте Сатурна-5, что для пиара не очень хорошо. ;)

Дмитрий В.

#30071
Цитата: Alex-DX от 29.05.2021 18:01:37
Цитата: Sam Grey от 29.05.2021 16:38:52
Цитата: Просто Василий от 29.05.2021 16:29:31
Цитата: Alex-DX от 29.05.2021 16:19:44Странно, а в умных книжках пишут, что тяговооруженность должна быть больше 2.  ;)

1,25 оптимизация по минимальному количеству одноразовых двигателей...
Это только для первой ступени наверное.
Для полностью многоразовой ракеты нужна высокая тяговооружность так говорил Элон Маск, чтобы с экономить на топливе.
На многоразовой РН (и особенно на Старшипе) основной принцип ровно обратный: «экономим на чем угодно, кроме топлива. Сколько заправок потребуется, столько и будет».
стопятый раз напишу.
оптимизация для одноразовых идет за счет минимального количества двигателей как итог низкая тяговоруженность
 Для многоразовых наоборот ставим двигатели по максимуму, значит возможно дешево построить носитель в три ступени.
А три ступени это экономия топлива т.е. меньшие размеры РН.
Для примера стартовая масса Старшипа 4500 т , а если его сделать в три ступени то стартовая масса будет не больше 3000 т.
Несомненный "минус" что получится ракета меньше по высоте Сатурна-5, что для пиара не очень хорошо. ;)
При равной Мпг, одинаковом техническом уровне и одинаковых критериях проектирования, разница в стартовой массе 2-х и 3-хступенчатой РН составит от 5 до 10% (или около того). Разбиралось уж давным давно: https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?topic=3219.0
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Владимир Шпирько

Цитата: Raul от 29.05.2021 17:40:07Он большой. Установившаяся скорость падения в атмосфере не зависит от скорости входа и числ тормозных импульсов, она зависит от массы ступени, Сx и плотности воздуха. Масса растет пропорционально кубу размеров, Сx - пропорционально квадрату. Sea Dragon слишком большой.
Сх - зависит от геометрии  - например падает плашмя, "стоя" или под произвольным углом.     А от квадрата размеров зависит площадь миделя...  .   Правда появляются еще и Су,  Cz,  Мх, Му, Мz.

Raul

Цитата: Владимир   Шпирько от 29.05.2021 18:24:16
Цитата: Raul от 29.05.2021 17:40:07Он большой. Установившаяся скорость падения в атмосфере не зависит от скорости входа и числ тормозных импульсов, она зависит от массы ступени, Сx и плотности воздуха. Масса растет пропорционально кубу размеров, Сx - пропорционально квадрату. Sea Dragon слишком большой.
Сх - зависит от геометрии  - например падает плашмя, "стоя" или под произвольным углом.    А от квадрата размеров зависит площадь миделя...  .  Правда появляются еще и Су,  Cz,  Мх, Му, Мz.
Это уже детали пошли. Мы здесь оцениваем вертикальное падение ракетной ступени двигателями вперед.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Alex-DX

Цитата: Дмитрий В. от 29.05.2021 18:05:41
Цитата: Alex-DX от 29.05.2021 18:01:37
Цитата: Sam Grey от 29.05.2021 16:38:52
Цитата: Просто Василий от 29.05.2021 16:29:31
Цитата: Alex-DX от 29.05.2021 16:19:44Странно, а в умных книжках пишут, что тяговооруженность должна быть больше 2.  ;)

1,25 оптимизация по минимальному количеству одноразовых двигателей...
Это только для первой ступени наверное.
Для полностью многоразовой ракеты нужна высокая тяговооружность так говорил Элон Маск, чтобы с экономить на топливе.
На многоразовой РН (и особенно на Старшипе) основной принцип ровно обратный: «экономим на чем угодно, кроме топлива. Сколько заправок потребуется, столько и будет».
стопятый раз напишу.
оптимизация для одноразовых идет за счет минимального количества двигателей как итог низкая тяговоруженность
 Для многоразовых наоборот ставим двигатели по максимуму, значит возможно дешево построить носитель в три ступени.
А три ступени это экономия топлива т.е. меньшие размеры РН.
Для примера стартовая масса Старшипа 4500 т , а если его сделать в три ступени то стартовая масса будет не больше 3000 т.
Несомненный "минус" что получится ракета меньше по высоте Сатурна-5, что для пиара не очень хорошо. ;)
При равной Мпг, одинаковом техническом уровне и одинаковых критериях проектирования, разница в стартовой массе 2-х и 3-хступенчатой РН составит от 5 до 10% (или около того). Разбиралось уж давным давно: https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?topic=3219.0
Нет нет! Там оптимизировано к тяговооруженности 1,5. ;)
А мы оптимизируем к 2 тогда разница будет не 10 % 8)

Sam Grey

Цитата: Raul от 29.05.2021 18:52:33
Цитата: Владимир   Шпирько от 29.05.2021 18:24:16
Цитата: Raul от 29.05.2021 17:40:07Он большой. Установившаяся скорость падения в атмосфере не зависит от скорости входа и числ тормозных импульсов, она зависит от массы ступени, Сx и плотности воздуха. Масса растет пропорционально кубу размеров, Сx - пропорционально квадрату. Sea Dragon слишком большой.
Сх - зависит от геометрии  - например падает плашмя, "стоя" или под произвольным углом.    А от квадрата размеров зависит площадь миделя...  .  Правда появляются еще и Су,  Cz,  Мх, Му, Мz.
Это уже детали пошли. Мы здесь оцениваем вертикальное падение ракетной ступени двигателями вперед.
Так оно же не будет вертикальным.
Или мы делаем дополнительное включение для обнуления горизонтальной скорости и вообще, возвращаем первую ступень на космодром?

Raul

Цитата: Sam Grey от 29.05.2021 19:03:11
Цитата: Raul от 29.05.2021 18:52:33
Цитата: Владимир   Шпирько от 29.05.2021 18:24:16
Цитата: Raul от 29.05.2021 17:40:07Он большой. Установившаяся скорость падения в атмосфере не зависит от скорости входа и числ тормозных импульсов, она зависит от массы ступени, Сx и плотности воздуха. Масса растет пропорционально кубу размеров, Сx - пропорционально квадрату. Sea Dragon слишком большой.
Сх - зависит от геометрии  - например падает плашмя, "стоя" или под произвольным углом.    А от квадрата размеров зависит площадь миделя...  .  Правда появляются еще и Су,  Cz,  Мх, Му, Мz.
Это уже детали пошли. Мы здесь оцениваем вертикальное падение ракетной ступени двигателями вперед.
Так оно же не будет вертикальным.
Или мы делаем дополнительное включение для обнуления горизонтальной скорости и вообще, возвращаем первую ступень на космодром?
Для упрощения расчета принимается, что ступень падает вертикально. Например, мы поднимаем ступень на 10 км вверх и выключаем РД. Движения воздуха нет, Земля не вращается, Луна не мешается (хотя все делается ради нее). ;)
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Sam Grey

Цитата: Raul от 29.05.2021 19:47:27
Цитата: Sam Grey от 29.05.2021 19:03:11
Цитата: Raul от 29.05.2021 18:52:33
Цитата: Владимир   Шпирько от 29.05.2021 18:24:16
Цитата: Raul от 29.05.2021 17:40:07Он большой. Установившаяся скорость падения в атмосфере не зависит от скорости входа и числ тормозных импульсов, она зависит от массы ступени, Сx и плотности воздуха. Масса растет пропорционально кубу размеров, Сx - пропорционально квадрату. Sea Dragon слишком большой.
Сх - зависит от геометрии  - например падает плашмя, "стоя" или под произвольным углом.    А от квадрата размеров зависит площадь миделя...  .  Правда появляются еще и Су,  Cz,  Мх, Му, Мz.
Это уже детали пошли. Мы здесь оцениваем вертикальное падение ракетной ступени двигателями вперед.
Так оно же не будет вертикальным.
Или мы делаем дополнительное включение для обнуления горизонтальной скорости и вообще, возвращаем первую ступень на космодром?
Для упрощения расчета принимается, что ступень падает вертикально. Например, мы поднимаем ступень на 10 км вверх и выключаем РД. Движения воздуха нет, Земля не вращается, Луна не мешается (хотя все делается ради нее). ;)
Если так, то да. Но такое работает, например, для Нью Шепарда, который набирает строго вертикальную Dv. Но мы же хотим запускать на орбиту, да?) То есть, уже через несколько секунд после старта мы постепенно наклоняем РН и начинаем набор горизонтальной скорости. Что с этим делать?

Дмитрий В.

Цитата: Alex-DX от 29.05.2021 18:53:01
Цитата: Дмитрий В. от 29.05.2021 18:05:41
Цитата: Alex-DX от 29.05.2021 18:01:37
Цитата: Sam Grey от 29.05.2021 16:38:52
Цитата: Просто Василий от 29.05.2021 16:29:31
Цитата: Alex-DX от 29.05.2021 16:19:44Странно, а в умных книжках пишут, что тяговооруженность должна быть больше 2.  ;)

1,25 оптимизация по минимальному количеству одноразовых двигателей...
Это только для первой ступени наверное.
Для полностью многоразовой ракеты нужна высокая тяговооружность так говорил Элон Маск, чтобы с экономить на топливе.
На многоразовой РН (и особенно на Старшипе) основной принцип ровно обратный: «экономим на чем угодно, кроме топлива. Сколько заправок потребуется, столько и будет».
стопятый раз напишу.
оптимизация для одноразовых идет за счет минимального количества двигателей как итог низкая тяговоруженность
 Для многоразовых наоборот ставим двигатели по максимуму, значит возможно дешево построить носитель в три ступени.
А три ступени это экономия топлива т.е. меньшие размеры РН.
Для примера стартовая масса Старшипа 4500 т , а если его сделать в три ступени то стартовая масса будет не больше 3000 т.
Несомненный "минус" что получится ракета меньше по высоте Сатурна-5, что для пиара не очень хорошо. ;)
При равной Мпг, одинаковом техническом уровне и одинаковых критериях проектирования, разница в стартовой массе 2-х и 3-хступенчатой РН составит от 5 до 10% (или около того). Разбиралось уж давным давно: https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?topic=3219.0
Нет нет! Там оптимизировано к тяговооруженности 1,5. ;)
А мы оптимизируем к 2 тогда разница будет не 10 % 8)
Да всё одно-разница в пределах 10%.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Raul

Цитата: Sam Grey от 29.05.2021 19:55:12
Цитата: Raul от 29.05.2021 19:47:27
Цитата: Sam Grey от 29.05.2021 19:03:11
Цитата: Raul от 29.05.2021 18:52:33
Цитата: Владимир   Шпирько от 29.05.2021 18:24:16
Цитата: Raul от 29.05.2021 17:40:07Он большой. Установившаяся скорость падения в атмосфере не зависит от скорости входа и числ тормозных импульсов, она зависит от массы ступени, Сx и плотности воздуха. Масса растет пропорционально кубу размеров, Сx - пропорционально квадрату. Sea Dragon слишком большой.
Сх - зависит от геометрии  - например падает плашмя, "стоя" или под произвольным углом.    А от квадрата размеров зависит площадь миделя...  .  Правда появляются еще и Су,  Cz,  Мх, Му, Мz.
Это уже детали пошли. Мы здесь оцениваем вертикальное падение ракетной ступени двигателями вперед.
Так оно же не будет вертикальным.
Или мы делаем дополнительное включение для обнуления горизонтальной скорости и вообще, возвращаем первую ступень на космодром?
Для упрощения расчета принимается, что ступень падает вертикально. Например, мы поднимаем ступень на 10 км вверх и выключаем РД. Движения воздуха нет, Земля не вращается, Луна не мешается (хотя все делается ради нее). ;)
Если так, то да. Но такое работает, например, для Нью Шепарда, который набирает строго вертикальную Dv. Но мы же хотим запускать на орбиту, да?) То есть, уже через несколько секунд после старта мы постепенно наклоняем РН и начинаем набор горизонтальной скорости. Что с этим делать?
Это так, но ведь у нас стоит задача оценить скорость падения, а не определить ее. Для последнего потребуются чертежи ступени H-1 в цифровом формате.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!