Доступный для России супертяж

Автор Shestoper, 25.07.2009 19:40:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Diy

А почему нельзя сделать сверхтяж под освоение космоса в целом? СЛС тоже делают без конкретного плана высадки на астероиде или Марсе и ничего.
«Кто виноват, что им светят два солнца?..»

SFN

ЦитироватьПлейшнер пишет:
Все верно, сначала исследуется потребность, потом выпускается продукт
Было иначе. В какую ту светлую арабскую голову пришла мысль "один салон-один автобус". ;)   Там где со светлыми мыслями сложнее вместо одного монстра выводили 4 кобуса ;)

George

ЦитироватьИскандер пишет:
И не факт что российский супертяж будет участвовать в международных проектах.
У вашей страны нет ни единого шанса участвовать в чем бы то ни было.

George

ЦитироватьИскандер пишет:
Да Луну вообще полностью можно исследовать автоматами и с точки зрения развития технологий это намного более прогрессивно чем строить большую ракету на старых технологиях.
Нет, нельзя.

Других технологий для РН пока не придумано. Все как на первой в мире РН - Р-7, ныне "С-2".

vlad7308

ЦитироватьGeorge пишет:
ЦитироватьИскандер пишет:
И не факт что российский супертяж будет участвовать в международных проектах.
У вашей страны нет ни единого шанса участвовать в чем бы то ни было.
Прекратите
Это омерзительно
это оценочное суждение

RLAN

Не мешайте Жоре мастурбировать.

Diy

SFN, пятизенит себя уже обезопасил от закрытия линейкой РН разной ПН из зенитоколбасок, заодно уменьшив этим стоимость.
«Кто виноват, что им светят два солнца?..»

Diy

А большой водородный центр, думаю, еще вернется для РН > 100 т.
«Кто виноват, что им светят два солнца?..»

Seerndv

ЦитироватьGeorge пишет:
ЦитироватьИскандер пишет:
И не факт что российский супертяж будет участвовать в международных проектах.
У вашей страны нет ни единого шанса участвовать в чем бы то ни было.
- тем более не надо топтаться на старых разработках, а переходить на метан и водород.
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

vlad7308

ЦитироватьRLAN пишет:
Не мешайте Жоре мастурбировать.
пусть мастурбирует в другом месте, если ему это так необходимо
это оценочное суждение

avmich

#8230
У сторонников сверхтяжа есть два основных аргумента. Первый - стоимость килограмма на орбите ниже, если выводить стотонником, чем если выводить десятитонником. Второй - есть полезные нагрузки, которые не влазят в десятитонник, но влазят в стотонник.

На первый аргумент противники сверхтяжа отвечают, что стотонник летает реже, чем десятитонник. Поэтому каждый запуск стоит непропорционально дороже. Какой эффект окажется сильнее - вопрос, который зависит от конкретных условий. На второй аргумент отвечают, что можно собирать полезные нагрузки по частям на орбите, и это всё равно понадобится, если нужны ПН, которые не влазят даже в стотонник.

Аналогии с автомобильным транспортом, с одной стороны, говорят, что есть пикап на полтонны, а есть Белаз, и обоим есть работа. С другой, можно сказать, что есть Союз 2-1в, а есть (почти) Ангара-5, и обоим есть (будет) работа. А вот автомобиль для перевозки Н-1 по степи в Байконур так и не построили - то, что недостроили, бросили. И чему аналогичен супертяж - работающему крупному автомобилю, или неработающему ещё более крупному - неясно.

Исторически оказывалось до сих пор, что востребованы РН с ПН от примерно полутонны до примерно 25 тонн. Очень интересно будет посмотреть, что СпейсЭкс сможет сделать с Ф-9Х, которая имеет раза в два большую ПН. По супертяжам - пока что всё, что было, летало или недолго - одна программа на десяток пусков у Сатурна-5, два пуска Энергии, недоведённая Н-1 - или дорого - 135 пусков Шаттлов, которые ушли в значительной степени по экономическим причинам. Все супертяжи были политическими проектами - и ныне строящийся SLS не исключение тому. Возможно, диапазон выгодных ПН будет со временем - и удешевлением килограмма на орбите - постепенно расти в сторону больших грузов, но пока что этот рост небыстр.

testest

Цитироватьavmich
Вы даете экономическую оценку супертяжу, но сами же отмечаете, что такие ракеты создаются не по экономическим причинам. Тогда уж и целесообразность создания супертяжа оценивайте с политической стороны. Тут два вопроса. Нужна нам пилотируемая космонавтика за НОО? Нужен для нее супертяж?

avmich

Цитироватьykpoi пишет:
Цитироватьavmich
Вы даете экономическую оценку супертяжу, но сами же отмечаете, что такие ракеты создаются не по экономическим причинам. Тогда уж и целесообразность создания супертяжа оценивайте с политической стороны. Тут два вопроса. Нужна нам пилотируемая космонавтика за НОО? Нужен для нее супертяж?
Моё мнение такое: нам однозначно нужна пилотируемая космонавтика за НОО. И нам совершенно не нужен для этого супертяж.

Ещё Дэн Голдин, администратор НАСА при Клинтоне (а также обоих Бушах), в своё время заказал своим спецам оценить возможности возврата на Луну с использованием имеющейся техники. Те нашли самый дешёвый вариант, использующий Протоны и укладывающийся в 1 млрд долларов.

Повторить сегодня программу Аполлон с уровнем безопасности примерно как в 1960 можно, используя, скажем, 4 пуска ракет класса Ангара-5 и Союз-ФГ. С уровнем безопасности, соответствующим сегодняшним более жёстким требованиям, можно высадиться на Луну, использовав 7 пусков ракет класса Ангара-5. Большинство техники имеется, единственное крупное исключение - необходимость разрабатывать лунный посадочный корабль, но техническая база есть и для этого.

Другие варианты пилотируемой космонавтики за пределы НОО тоже вполне возможны без супертяжа. Это касается окололунной орбитальной станции или пилотируемой экспедиции к близкому астероиду.

testest

Цитироватьavmich пишет:

Ещё Дэн Голдин, администратор НАСА при Клинтоне (а также обоих Бушах), в своё время заказал своим спецам оценить возможности возврата на Луну с использованием имеющейся техники. Те нашли самый дешёвый вариант, использующий Протоны и укладывающийся в 1 млрд долларов.

Повторить сегодня программу Аполлон с уровнем безопасности примерно как в 1960 можно, используя, скажем, 4 пуска ракет класса Ангара-5 и Союз-ФГ. С уровнем безопасности, соответствующим сегодняшним более жёстким требованиям, можно высадиться на Луну, использовав 7 пусков ракет класса Ангара-5. Большинство техники имеется, единственное крупное исключение - необходимость разрабатывать лунный посадочный корабль, но техническая база есть и для этого.

Другие варианты пилотируемой космонавтики за пределы НОО тоже вполне возможны без супертяжа. Это касается окололунной орбитальной станции или пилотируемой экспедиции к близкому астероиду.
Это все одноразовые проекты. Их действительно проще и дешевле реализовать без супертяжа, для которого только разработка обойдется миллиардов в десять. Но как же освоение? Если придется содержать окололунную орбитальную станцию, это лучше делать 2-3 пусками супертяжа в год, а не десятком Протонов.

vlad7308

об том и спич, что гипотетический супертяж должен на 90% состоять из сосисок, сделанных под "коммерчески целесообразную" тяжелую РН на 30-40т
условно говоря, из тех же УРМов, только нормальной размерности

тогда - при грамотном конструировании - есть надежда, что в случае возникновения "политической целесообразности" этот супертяж будет иногда летать, а в случае ее - "политической целесообразности" - исчезновения не отправится на свалку истории вместе с тоннами потраченного бабла, а будет спокойно ждать следующего приступа "политической целесообразности", летая по кусочкам, зарабатывая деньги и принося пользу народному хозяйству
это оценочное суждение

George

ЦитироватьSeerndv пишет:
а переходить на метан и водород.
Тут нет ничего нового.

testest

ЦитироватьGeorge пишет:
ЦитироватьSeerndv пишет:
а переходить на метан и водород.
Тут нет ничего нового.
Да, ишшо наши деды на метане ракеты пуляли!

George

Цитироватьvlad7308 пишет:
Прекратите
По той стране я специалист и знаю, что говорю, ИМХО не ставлю.

Любые проекты сверхтяжелых носителей в России не должны зависеть от подобных стран. Надо полагаться только на свои силы.

Diy

На самом деле нет оснований говорить, что сверхтяж по определению летает реже например 20-тонника. При серьезном освоении космоса может лететь и не реже. Так что экономический эффект сверхтяжа для крупных конструкций очевиден.
«Кто виноват, что им светят два солнца?..»

Павел73

Цитироватьykpoi пишет:
Да, ишшо наши деды на метане ракеты пуляли!
Немецкие! :)
Будет не до космонавтики (С) Ронату.