Доступный для России супертяж

Автор Shestoper, 25.07.2009 19:40:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Дмитрий В.

ЦитироватьБлудный пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
До настоящего времени Россия не только несла бремя арендных платежей, но и большую часть расходов по осуществлению пусков.
Ещё бремена заниженой цены на двигатели и постбанкротного "Морского старта".
ЦитироватьКазахстан сейчас намерен войти в состав учредителей "Наземного старта" с соответствующим финансовым участием.
В начале "Байтерека" тот учредитель имел намерение финансировать строительства старта. Полностью. А потом - передумал.
Проблемы Морского старта к Казахстану отношения не имеют. Что касается "Байтерека", то это был совместный российско-казахский проект по распилу государственных денег, в котором на протяжении почти десятилетия стороны с превеликим удовольствием осваивали бюджетные деньги. Российская сторона передавала заказчику картинки уровня курсового проекта, получая за это десятки миллионов долларов, столько же оседало в карманах и с противоположной стороны. Когда выяснилось, что в долларовом эквиваленте проект вырос по стоимости втрое-вчетверо без каких-либо видимых результатов, казахстанское руководство задало резонный вопрос: "Доколе?".
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Блудный

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Проблемы Морского старта к Казахстану отношения не имеют.
Но имеют к России. Мы же о "бремени Зенита" говорили.

Цитироватьказахстанское руководство задало резонный вопрос: "Доколе?".
А где гарантии от повторения такого вопроса? Так что я бы хотел выхода из "Нового Байтерека". Пусть он станет казахско-украинским. Уместная роль России - подрядчик и заказчик (иногда).

Shestoper

ЦитироватьБлудный пишет:
Для Марса по-любому - многопуск.
Необязательно  :D

Shestoper

#4883
ЦитироватьБлудный пишет:
В начале 70-х и по водороду почти ничего не было.
Был пример США.
Причем как не сложен был водород - подозреваю что ацетам в освоении будет ещё сложнее. Так может сразу за водород взяться?

Shestoper

ЦитироватьБлудный пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
или 130пелац-тонник, или Луна, одновременно не получится.
Маниакального стремления к Луне, да ещё и однопуском я вообще не понимаю. Что это нам даёт? Зачем? Три ведра гелия-3? Бред.

Единственное разумное назначение Луны - тренировка под Марс. А это сборный пепелац, несколько прилунений-взлётов, база, спасательный резерв, пищевой и водный циклы и т.д. Всё, что можно отработать - отработать. А это однозначно многопуск. Тут и 70 тонн годятся, и 35.
А что нам дает Марс, если уж на то пошло? Там даже гелия и того нет.  :)
А для Марса тоже сгодится 35 тонн, большой носитель не нужно отработать?

Дмитрий В.

ЦитироватьБлудный пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Проблемы Морского старта к Казахстану отношения не имеют.
Но имеют к России. Мы же о "бремени Зенита" говорили.
Цитироватьказахстанское руководство задало резонный вопрос: "Доколе?".
А где гарантии от повторения такого вопроса? Так что я бы хотел выхода из "Нового Байтерека". Пусть он станет казахско-украинским. Уместная роль России - подрядчик и заказчик (иногда).
Морской старт - это чемодан без ручки, который тащит коммерческая организация РККЭ, правда, так или иначе не без помощи государства. Если нести непосильно - пусть бросает и сосредотачивается на Наземном старте. В чем проблема-то? Вся прелесть Зенита в том, что он уже есть. На нем нельзя много спилить, но можно заработать.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Блудный

ЦитироватьShestoper пишет:
Так может сразу за водород взяться?
Водород не даёт конкурентного выигрыша в коммерческом секторе. Его "умеют" уже несколько стран. А ацетам - шанс выйти вперёд.

Если вкладывать деньги в монструозные проекты, то неплохо бы с них ещё иметь практическую выгоду.

Shestoper

#4887
ЦитироватьБлудный пишет:
Ну если хорошо подумать и внимательно осмотреться, то предложить-то как раз мы можем больше. Другое дело, что умение предлагать подутрачено. А вот "наши вероятные приятели" с блеском умеют впаривать даже совершеннейшее фуфло.

С этим я согласен. Как бы не были мне несимпатичны некоторые черты современной РФ (отчего я, гражданин Белоруссии, русский по национальности, испытывающий самые теплые чувства к русскому народу и нашему общему прошлому, к идее немеделнного объединения на российских условиях отношусь настороженно) - но на России минимум наполовину держится экономика Средней Азии, за счет зароботков мигрантов.
И других экономических связей внутри СНГ - ещё существует вагон и маленькая тележка.
Связи с Россией и сейчас крайне важны для большинства бывших союзных республик. И экономический оборот у них с РФ больше, чем с ЕС, и на порядки больше, чем с США.
Однако при этом политическое влияние ЕС и США в их столицах вполне сравнимо с российским.  :cry:
То РФ хладнокровно плюет на вползание других держав в зону своих интересов, то возбуждается к активности и начинает размахивать газовой удавкой с изяществом слона в посудной лавке. Причем зачастую в интересах каких-то подозрительных личностей с девятизначными состояниеми.

Bell

Цитироватьfreinir пишет:
ЦитироватьBell пишет:
Цитироватьfreinir пишет:
ЦитироватьBell пишет:
Цитироватьfreinir пишет:
ЦитироватьBell пишет:
Угу.
Суть в том, что надежность весьма сильно зависит от серийности и ценности запуска РН. Ради полетов на Луну, Марс, выведения военных суперплатформ на ГСО, блоков ОС или чего там еще раз в год можно прожечь двигатели, тщательно промыть баки и аккуратно подготовится к запуску. Что резко отличает супертяж от любой "рабочей лошадки", которой надо летать по 10-15 раз в год. И у которой требования по устойчивости к рутинной халтуре должны быть куда жестче.
Надо четко понимать, что ни 75, ни 85, ни тем более 130-тонник не будет летать как Протон. С ним можно и повозится.
Зашибись... и насколько повысится надёжность за счёт этих мероприятий?
Ну скажем до надежности Атлас-5. Мало? Ну пардон, больше 100% не бывает  :(  
Сколько раз Атлас успешно отлетал? 40-60 раз? Тогда при уровне доверия 0,9 надёжность РН составляет 0,944-0,96. Так что пока говорить о надёжности выше 0,96 не приходится.
А нам что, больше 40 раз понадобится? До конца века летать на ней чтоли?
А какие иные варианты? Ради этого расходовать миллиарды на разработку и освоение метана?
У вас каша в голове. Надёжность у Атласов никак не 1 и не 0,99, она не выше 0,95. И при чём тут метан? Он каким боком надёжность увеличит?
Не, у меня в голове все нормально  :)  Реальная надежность чего бы то ни было определяется по результату - называется подтвержденная надежность. А теоретическая есть сумма неких разной степени вероятностных допущений. Точнее произведение  :)  И при желании и в том, и в другом случа можно получить цифры, различающиеся на порядок. Можно на практике получить непрерывные серии из 13 успешных запусков Сатурна-5, 24 и 111 запусков шаттлов, если брать в пример системы, сопоставимые по масштабам.
Каким образом это обеспечивается на практике - я сказал. Тщательная подготовка запуска и предотвращение возможных известных отказов. Для редко используемых супертяжей это допустимо и возможно.

Про метан Вам уже все сказали. Я не просто с этим согласен - я именно так и считаю.

Цитироватьfreinir пишет:
Я тут был на одном мероприятии, где ЦНИИмаш рассказывал про варианты сверхтяжей и сказали что есть один "секретный" вариант целой линейки носителей .... А тут уже в интернете всё есть
Мне сложно подобрать иное слово, чем "деградация". Бездумное копирование широко известного американского образца и прямой путь к Н1. Пусть лучше остается секретным, чтоб не позориться.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Shestoper

#4889
ЦитироватьБлудный пишет:
А ацетам - шанс выйти вперёд.

Крайне, крайне сомнительно.
Химия у него сложнее и дороже, чем у метана. УИ практически такой же.
А чтобы метан давал однозначный коммерческий выигрыш перед водородом - что-то неочевидно.
Меня даже красочные ПДФ-ки лоббистов ацетама не убедят однозначно - специалисты умеют красочно расписать плюсы своего детища, вспомним протаскивание через конгресс США "дешевого" Шаттла.

Bell

ЦитироватьБлудный пишет:
ЦитироватьBell пишет:
Это дорого, сложно и долго.
Безотносительно попила, чисто с позиций пользы - вопрос приоритетов и путей их реализации.

Если зачем-то нужен 100/200 тонник (не знаю зачем) - то смысл воспроизводить осовремененные "Энергию"/"Вулкан". Новизны минимум, а ништяки получать в виде восстановления производств, технологий, отработки новых транспортных схем и т.д.

Если же смотреть на веса поскромнее - то новизны допустимо больше. В рамках неё бонусно овладеть ацетамом совсем неплохо будет. А что долго - так затея сверхтяжей и так вопрос перспективы. Нам же не послезавтра 40-80 тонн на орбите нужны? Куда гнать? Кого и зачем?
Вот поэтому я не рассматриваю ацетам для сверхтяжей. Ему там место разве что на третьей ступени, и то, с большой натяжкой. Опять же, все это разговоры, когда по сути никакого ацетама еще нет, с ним даже не работали в реальности. Его даже еще не произвели в ощутимом количестве, чтоб оценить технологические свойства.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Блудный

ЦитироватьBell пишет:
Вот поэтому я не рассматриваю ацетам для сверхтяжей. Ему там место разве что на третьей ступени, и то, с большой натяжкой.
А может - на первой всё-таки? Вопрос изучения.

ЦитироватьОпять же, все это разговоры, когда по сути никакого ацетама еще нет, с ним даже не работали в реальности. Его даже еще не произвели в ощутимом количестве, чтоб оценить технологические свойства.
Чтобы двигаться вперёд - нужно совать нос во всякие щели. Даже им рискуя.

Shestoper

#4892
Говоря откровенно, я не верю в возможность добраться до Луны при действующей в России власти и экономической системе. При существующих правилах игры нет для этого ни хотения (реального, не деклараций), ни умения.
А супертяж сам по себе  - крайне сомнительно, что сделают в металле. Даже так, как сделали Энергию - не создав при этом для носителя адекватных ПН.
Скорее всего либо работы по супертяжу не перейдут в практическую плоскость, либо (что более вероятно) перейдут, несколько лет будут протекать в виде масштабного попила, а потом благополучно скончаются на манер Клипера.
Эту тему я рассматриваю в большей степени как интеллектуальное уражнение и задел на далекое  светлое будущее.

Блудный

#4893
ЦитироватьShestoper пишет:
начинает размахивать газовой удавкой с изяществом слона в посудной лавке.
Странно. Булки при накопившейся неоплате тоже не отпускают. Но при этом никто не вопит про "булочную удавку" и не обзывается слоном.

Этому парадоксу я до сих пор не нашёл объяснения.

pkl

ЦитироватьБлудный пишет:
Маниакального стремления к Луне, да ещё и однопуском я вообще не понимаю. Что это нам даёт? Зачем? Три ведра гелия-3? Бред.

Единственное разумное назначение Луны - тренировка под Марс. А это сборный пепелац, несколько прилунений-взлётов, база, спасательный резерв, пищевой и водный циклы и т.д. Всё, что можно отработать - отработать. А это однозначно многопуск. Тут и 70 тонн годятся, и 35.
На Луне можно исследовательскую базу построить. А для неё необходимо недорогое средство снабжения, в т.ч. для доставки крупногабаритных и массивных грузов. Марс - это явно не скоро.[IMG]70 т в таком случае - минимум. И то, тащить придётся ядерным буксиром.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Shestoper

ЦитироватьБлудный пишет:
Булки при накопившейся неоплате тоже не отпускают.
Газовые войны велись не только вокруг долгов, но и вокруг цены российского газа и стоимости его транзита через Украину. И приводили в том числе к повышению цены туркменского газа для России. Но углубляться во все  аспекты этой длинной истории в этой теме не стоит.

pkl

ЦитироватьБлудный пишет:
ЦитироватьДмитрий Инфан пишет:
Для Луны, может, и годятся, а для Марса - нет. Тут и 130-тонника в комбинации с межпланетным ядерным ЭРД-буксиром мало. Нужен 200-тонник.
Для Марса по-любому - многопуск. И "10 по 60" могут оказаться эффективнее чем "3 по 200".
Так это и есть главный вопрос по супертяжу. Окромя "зачем?", разумеется. Какой вариант оптимален? Какой вариант перспективен?
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Shestoper

Цитироватьpkl пишет:
А для неё необходимо недорогое средство снабжения, в т.ч. для доставки крупногабаритных и массивных грузов.
Если посмотреть на супертяж с точки зрения пользователя пусковых услуг (какого-нибудь покорителя Луны с лунной пылью на сапогах скафандра), то требования к носителю можно сформулировать так:
1) Высокая надежность.
2) Низкая цена доставки килограмма ПН (как минимум не выше, чем у Протона и Зенита, а лучше ниже).
3) Возможность обеспечения грузопотока порядка 1000-2000 тонн в год, с возможностью в перспективе нарастить грузопоток ещё в несколько раз (считая массу, выводимую на НОО, для Луны будет примерно на порядок меньше).
4) Большой квант груза - массой не меньше 70 тонн и диаметром не меньше 8 метров.

pkl

ЦитироватьShestoper пишет:
ЦитироватьБлудный пишет:
В начале 70-х и по водороду почти ничего не было.
Был пример США.
Причем как не сложен был водород - подозреваю что ацетам в освоении будет ещё сложнее. Так может сразу за водород взяться?
Ацетам бесперспективен. Водород - это не только ценный мех топливо для ЖРД, но и рабочее тело для других типов РД /не Ж/. И элемент многих химических процессов. И хладагент. Да и на Земле ему много применений можно найти, безотносительно, будет у нас супертяж или нет.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Морской старт - это чемодан без ручки, который тащит коммерческая организация РККЭ, правда, так или иначе не без помощи государства. Если нести непосильно - пусть бросает и сосредотачивается на Наземном старте. В чем проблема-то? Вся прелесть Зенита в том, что он уже есть. На нем нельзя много спилить, но можно заработать.
Из "Зенита" супертяж плохой получается.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан