Что надо было делать вместо Н1?

Автор Bell, 03.05.2006 18:42:45

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Лютич

ЦитироватьНесмотря на индекс Н-1М ракета представляла собой фактически новую разработку

Т.е. даже без Глушко в ЦКБЭМ понимали бесперспективность дальнейших работ над Н-1 и собирались делать новую ракету.
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Лютич

ЦитироватьНесмотря на индекс Н-1М ракета представляла собой фактически новую разработку

Т.е. даже без Глушко в ЦКБЭМ понимали бесперспективность дальнейших работ над Н-1 и собирались делать новую ракету.
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Salo

Т.е. вы считаете , что нужно было спустить Н-1 в унитаз вместе со всем заделом двигателей, ради того чтобы потратить ещё в два раза больше денег на другую ракету, а потом и её спустить в унитаз.
Результат такого унитазного перспективного планирования один  недоделанный Зенит за 15 лет? :(
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Технократ

Задолбали экологи.
Даже мне мозки промыли, просто какое то слепое пятно в мозгу образовалось - типа ну нельзя вонючки применять.

А между тем 40 лет основная тяжёлая лошадка СССР и Росии в запусках ПН является именно вонючка Протон. На 6 двигунах.

Ну чего же нам мешает поставить 12 двигателей.
Ничего - только психологический блок в СМИ.

Надёжность - вполне можно уложиться подняв степень автоматизации и культуры производства. Российская промышленность уже потихоньку доросла до европейского и японского уровня качества.

Реально используя движки Энергомаша,унификацию, компьютерное моделирование, новые технологии производства, контроля и складской и транспортной логистики добиться уровня надёжности не меньшего чем у Протона.

Нельзя разбрасываться такой наработанной статистикой, опытом и производственным заделом как опыт эксплуотации и производства РД-253 и его модификаций.

Старт же тяжёлой РН осуществлять с побережья Приморского края или Сахалина. Где потери от возможной аварии будут сведены к минимуму.
Да и никто не мешает сделать плавучий старт в Атлантике или в Индийском океане, ну в Тихом можно.

Схема РН получается вполне приемлемой

1 ступень 12 двигателей РД-275
2 ступень 4 двигателя РД-275 с сопловыми насадками.
3 ступень 1 РД-254 высотный вариант 253

Стартовая масса 1500 тонн
ПН около 40- 42 тонн

на третью ступень можно установить водородный двигун РД-0120
Получается ступень близкая к параметрам к третьей ступени Сатурна 5
около 130 тонн
ПН на НЗО возрастает до 70 тонн
Это отличный транспорт для Лунных и марсианских экспедиций.

Причём дешёвый.
Можно разработать и начать производить за 5-7 лет

Себестоиммость 40 тонника не будет выше 50 миллионов баксов - 1250 миллионов рублей.

Все наши космические победы вынесены тяжёлыми плечами Протонов.
И лет 20-30 они вполне ещё послужат.

Да керосин, метан это всё жорошо - но им летать столетия - а сейчас и сегодня РД-253 вполне могут дать России фору в космической гонке.

А нам эта фора в 15-20 лет так нужна.
Ведь за те же деньги мы сможем вывести в 2 раза больше ПН, да чего там говорить - просто вывести её.
Через тернии к звёздам!

AceIce

ЦитироватьТ.е. даже без Глушко в ЦКБЭМ понимали бесперспективность дальнейших работ над Н-1 и собирались делать новую ракету.

Никто (кроме Глушко) не помешал бы со временем довести Н-1 до варианта Н-1М к середине 80-ых.
Война - это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.
Сунь-цзы

Лютич

Цитировать
ЦитироватьТ.е. даже без Глушко в ЦКБЭМ понимали бесперспективность дальнейших работ над Н-1 и собирались делать новую ракету.

Никто (кроме Глушко) не помешал бы со временем довести Н-1 до варианта Н-1М к середине 80-ых.

Во-первых. Как уже упоминалось, Н-1М имеет к Н-1 такое же отношение, как Ту-22М к Ту-22. Общего там разве что двигатели первой ступени и управление разнотягом.

Во-вторых, к 8-м была доведена очень неплохая ракета с хорошим запасом по развитию - Энергия.

Только, пожалуйста, не напоминайте мне про прикидки отдела Тихонравова 50-х годов про преимущества схемы Н-1 над пакетом. Поскольку, во-первых, они исходили из технологий 50-х, а во-вторых, то ли ошиблись, то ли намеренно занизили в два раза трудоемкость сборки и транспортировки компонентом моноблока Н-1.
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

SAV

ЦитироватьТ.е. вы считаете , что нужно было спустить Н-1 в унитаз вместе со всем заделом двигателей, ради того чтобы потратить ещё в два раза больше денег на другую ракету, а потом и её спустить в унитаз.
Результат такого унитазного перспективного планирования один  недоделанный Зенит за 15 лет? :(

Наверно вопрос риторический. В начале спустили в унитаз Н1, а потом Энергию с Бураном. Надо сказать спасибо Кучме (больше некому?), что и Зенит не спустили туда же. Вот сейчас уже и спускать нечего, а то б продолжили «славную» традицию.

ЦитироватьТолько, пожалуйста, не напоминайте мне про прикидки отдела Тихонравова 50-х годов про преимущества схемы Н-1 над пакетом. Поскольку, во-первых, они исходили из технологий 50-х, а во-вторых, то ли ошиблись, то ли намеренно занизили в два раза трудоемкость сборки и транспортировки компонентом моноблока Н-1.

А напомните мне, если не трудно, точнее дайте ссылку, а то я мало знаком с этим эпизодом.
.

Salo

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьТ.е. даже без Глушко в ЦКБЭМ понимали бесперспективность дальнейших работ над Н-1 и собирались делать новую ракету.

Никто (кроме Глушко) не помешал бы со временем довести Н-1 до варианта Н-1М к середине 80-ых.

Во-первых. Как уже упоминалось, Н-1М имеет к Н-1 такое же отношение, как Ту-22М к Ту-22. Общего там разве что двигатели первой ступени и управление разнотягом.

Во-вторых, к 8-м была доведена очень неплохая ракета с хорошим запасом по развитию - Энергия.

Только, пожалуйста, не напоминайте мне про прикидки отдела Тихонравова 50-х годов про преимущества схемы Н-1 над пакетом. Поскольку, во-первых, они исходили из технологий 50-х, а во-вторых, то ли ошиблись, то ли намеренно занизили в два раза трудоемкость сборки и транспортировки компонентом моноблока Н-1.
Не к 80-м, а к концу 80-х. И не была доведена а совершила два испытательных пуска. Первый из них частично-успешный и к тому же выполненный с использованием стендового блока Ц.

И последующая история Зенита, наводит меня на грустные размышления о возможно печальной судьбе Энергии в любом случае.
:(
У Вас есть уверенность , что РД-170 не взорвался бы в одном из следующих полётов?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

wolf

12 РД-275 как-то не внушают оптимизма. Сколько было падений "Протонов" только из-за попадания мусора в двигатели. И если бы фильтры во всем помогали... А ведь есть еще отказы элементов конструкции двигателей, системы управления и т.д.
Но если совсем нет иного выхода... :roll:

Moron

ЦитироватьИ последующая история Зенита, наводит меня на грустные размышления о возможно печальной судьбе Энергии в любом случае.
:(
У Вас есть уверенность , что РД-170 не взорвался бы в одном из следующих полётов?
Как уже многократно повторяли, РД-170 не взрывопасен, а пожароопасен. Это не намного лучше, но всё же...
Поправьте, если что, мне кажется что для Энергии допускался отказ одного из  двигателей на старте.

PS
А была тема, "Что нужно было делать вместо Энергии-Буран"? Может завести такую...  :roll:
Читатель со стажем.

AceIce

Вообще, я давно думаю над мыслью предложить администрации форума в историческом разделе завести отдельные темы по Н1 и другим проектам, с которыми связывали большие надежды. Туда можно переместить все разрозненные темы. Читая на пртяжении трёх лет форум я убедился, что возвращение к теме Н1 происходит с завидным постоянством. Лично я почти каждый день думаю об этой машине.
Война - это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.
Сунь-цзы

Salo

Цитировать
ЦитироватьТ.е. вы считаете , что нужно было спустить Н-1 в унитаз вместе со всем заделом двигателей, ради того чтобы потратить ещё в два раза больше денег на другую ракету, а потом и её спустить в унитаз.
Результат такого унитазного перспективного планирования один  недоделанный Зенит за 15 лет? :(
Наверно вопрос риторический. В начале спустили в унитаз Н1, а потом Энергию с Бураном. Надо сказать спасибо Кучме (больше некому?), что и Зенит не спустили туда же. Вот сейчас уже и спускать нечего, а то б продолжили «славную» традицию.
Если бы в 1974 г. просто закрыли Н-1, но сохранили задел по двигателям, можно было бы сделать керосиново-водородный Протон на 30т ПН на НЗО, или Зенит на 20т.
И движкибыли (НК-33 и РД-57) и горький но опыт.
В крайнем случае можно было бы Н-11 сделать. :(
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

fagot

Цитировать12 РД-275 как-то не внушают оптимизма. Сколько было падений "Протонов" только из-за попадания мусора в двигатели. И если бы фильтры во всем помогали... А ведь есть еще отказы элементов конструкции двигателей, системы управления и т.д.
Но если совсем нет иного выхода...
С РД-253 всего два случая, с РД-0211 побольше, но мусор тут ни при чем.

fagot

ЦитироватьПоправьте, если что, мне кажется что для Энергии допускался отказ одного из двигателей на старте.
Да, было требование для такого случая безопасно улетать за бугор.

Salo

Хорошо, что не получилось проверить на практике. :shock:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

fagot

Получается, что из примерно двух тысяч слетавших РД-253 отказали два, и столько же сгорело из семидесяти летных РД-170. Стендовая статистика тоже не в пользу последнего.

Salo

А что только два?
Это в 1990 и 2007? А в 1997 на 48 секунде АВД по какой причине?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

SAV

ЦитироватьТолько, пожалуйста, не напоминайте мне про прикидки отдела Тихонравова 50-х годов про преимущества схемы Н-1 над пакетом. Поскольку, во-первых, они исходили из технологий 50-х, а во-вторых, то ли ошиблись, то ли намеренно занизили в два раза трудоемкость сборки и транспортировки компонентом моноблока Н-1.

Не знаю как для специалистов но мне кажется, что трудоемкость блока А значительно больше чем трудоемкость изготовления подобного блока в виде пакета.
Соображения чисто формальные.
Вид снизу на блок А Н1 (вариант с 24 двигателями) (желтый). Масштаб примерно выдержан.


Поверх наложен гипотетический пакетный вариант (голубой) с 25 двигателями на основе блока Б - 9 двигателей (в центре) и четырех боковушек на основе блока В – 4 двигателя. Пусть двигатели везде НК-15. Модификация блоков Б и В фактически должна касается только конструкции и объемов топливных баков. Верхние ступени остаются без изменений.
Поэтому возникает вопрос. Почему не пошли таким путем. Только ли из-за идеи реализовать управление разнотягом?
.

Moron

Цитировать
ЦитироватьТолько, пожалуйста, не напоминайте мне про прикидки отдела Тихонравова 50-х годов про преимущества схемы Н-1 над пакетом. Поскольку, во-первых, они исходили из технологий 50-х, а во-вторых, то ли ошиблись, то ли намеренно занизили в два раза трудоемкость сборки и транспортировки компонентом моноблока Н-1.

Не знаю как для специалистов но мне кажется, что трудоемкость блока А значительно больше чем трудоемкость изготовления подобного блока в виде пакета.
Соображения чисто формальные.
Вид снизу на блок А Н1 (вариант с 24 двигателями) (желтый). Масштаб примерно выдержан.

Поверх наложен гипотетический пакетный вариант (голубой) с 25 двигателями на основе блока Б - 9 двигателей (в центре) и четырех боковушек на основе блока В – 4 двигателя. Пусть двигатели везде НК-15. Модификация блоков Б и В фактически должна касается только конструкции и объемов топливных баков. Верхние ступени остаются без изменений.
Поэтому возникает вопрос. Почему не пошли таким путем. Только ли из-за идеи реализовать управление разнотягом?
.
Вполне возможно. Экономим на массе двигателя => рулевых сопел нет,  качания камеры нет => управление разнотягом, всё равно хвост толстый. Можно и в обратную сторону стрелки ставить, без разницы. :)
Схема Н-1 это "выжимка" из того что могли и успевали сделать.
Читатель со стажем.

SAV

Выжимки да  - согласен. Исходя из заданных начальных условий, и общей конструктивной идеи в целом видимо сделали оптимальную конструкцию.

Только вот возникает такой каверзный вопрос. А не была ли идея делать систему с разнотягом изначально доминирующей, которая и определила выбор всего остального?
В частности размерность двигателей  в150т. Может кое-кто и не хотел делать мощные двигатели. Ведь для более точного управления нужно много двигателей небольшой мощности и разнесенных подальше от оси ракеты.
Это вопрос из области что первично, а что вторично.
Если сразу заложились на общую концепцию управления, то отсюда и размерность двигателя = общую тягу поделили на удобное число (24 это две дюжины, чисто психологически в старые времена, откуда были родом наши конструкторы, еще была привычка считать дюжинами).
Двигатели могло сделать авиационное КБ и не надо было «бодаться» с Глушко.
Следует также и необходимость управления тягой и габариты первой ступени. В итоге пришлось отказаться от прорывной идеи делать простые и очень мощные двигатели и пришлось строить посреди степи огромный завод.
Поэтому может не двигатели были «гнилые», а сама концепция порочная?
.