Что надо было делать вместо Н1?

Автор Bell, 03.05.2006 18:42:45

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Лютич

Цитировать
ЦитироватьНе исключено, что это связано с мишинской химерой - многоразовым полутораступенчатым кораблем снабжения МКБС, первая ступень которого была сделана на основе блока А, но оснащалась аэроспайком.

Не вижу связи....

Аэроспайк? Аэроспайк. Большой тяги? Большой тяги. Плюс упоминание о некоем привлечении КБ Глушко к работам ЦКБЭМ в начале 70-х.
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Лютич

ЦитироватьЕсли все перечисленное выше было не реально, то оставались длительный полет и полет женского экипажа в чисто пропагандистских целях. Или два пилотируемых полета в течение 66 и начала 67 гг. В любом случае это то же был не лишний опыт.

Для Восхода СДЕЛАЛИ устройство индивидуального перемещения, а также готовили обновленную СЖо и планировали тросовые эксперименты.

Но затем все было брошено на прорыв с Н-1, когда сложилась ситуация, что движок и старт уже почти готовы, а в ракете конь не валялся.
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

SAV

ЦитироватьПо поводу РЛС у меня тоже большое удивление, почему его не планировали на "Союз". На сколько я помню, в тот момент в СССР уже были наработки по компактным РЛС для ВВС.
ЦитироватьВариант ленинградского НИИ-158, специализировавшегося на авиационных радиолокаторах, не прошел по массе, габаритам, потребляемой мощности и срокам создания. Лазерно-оптическая система ЦКБ «Геофизика», разрабатывавшего тепловые и оптические головки самонаведения, могла работать только на ближних расстояниях, а на дальних все равно требовался радиолокатор. Системы, предложенные НИИ-648 (А.С. Мнацаканян) и ОКБ МЭИ (А.Ф. Богомолов), были достаточно близки по своим характеристикам. Выбор пал на радиотехническую систему сближения «Игла», разработанную в НИИ-648. Впоследствии А.Ф. Богомолов добился установки своего «Контакта» на лунный корабль Л-3, но, к сожалению, в космосе тот так и не побывал. http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/molodtsov/01/03.html
«Контакт» кстати, был не готов еще и в 70 г.

«не прошел по массе, габаритам, потребляемой мощности и срокам создания». Оно и понятно делали то на лампах. Миниатюрных СВЧ ламп тогда видимо не было. Клистроны или магнетроны потребляли много. СВЧ тракт тоже весил не мало. На самолете энергетика больше и с массой полегче.
У американцев на «Джемени» стояла РЛС, что не удивительно зная их возможности в электронике, а у нас «Игла» видимо тупо работала на радиоответчик. Тут нет вопросов. Это сделать просто, и не требует большой массы и энергии. Однако делает систему не универсальной. Иначе если отказывает радиомаяк, то стыковка становиться невозможной. Одна из стыковок не состоялась из-за банального ухода частоты кварца (экономили на активном термостате?).
Если бы стояла РЛС, то можно сближаться с чем угодно, лишь бы хватило интенсивности отраженного сигнала. Представим, что отказывает радиомаяк лунного модуля и стыковка не возможна. ':?'
Хоть артиллерийский дальномер бери с собой на всякий случай. ':roll:'

Интересно, что в проекте ЭПАС «Иглу» на «Союз» не ставили, а активно работал «Аполлон».
Надо полагать, вполне можно было радиосистемы сближения испытывать и на «Восходах». Например, ту же РЛС, установленную в навесном контейнере. На «Джемени» для РЛС был отдельный отсек. Только запускать такой «Восход» уже нужно было форсированной «семеркой». Было б только что испытывать.
Видимо сроки создания таких систем не позволяли про это думать.
.

Bell

Да, я тоже склоняюсь к тому, что ВКД на Восходе можно было отработать хотя бы приблизительно в рамках Джемини, а стыковка и т.п. - НННШ...
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

SAV

ЦитироватьДля Восхода СДЕЛАЛИ устройство индивидуального перемещения, а также готовили обновленную СЖо и планировали тросовые эксперименты.
Но затем все было брошено на прорыв с Н-1, когда сложилась ситуация, что движок и старт уже почти готовы, а в ракете конь не валялся.
Вот именно. Как на войне, то одну брешь затыкали, то другую. Слишком много хотели сразу сделать. Но если отставание по работам на момент принятия решений в 64 г. было уже 2-3 года, то как рассчитывали обогнать американцев? Никак их обогнать было нельзя. Можно было только сделать их успех не столь эффектным.
Но для этого строить Н1, и состязаться кто раньше станет на лунную поверхность было не нужно, а достаточно было раньше привести лунный грунт.
Тросовый эксперимент и «космический мотоцикл» видимо мало, что дают лунному проекту, поэтому это можно было отложить на более позднее время.  
Интересно, а для чего американцы в ходе полетов «Джемени» испытывали буксировку? Серьезно рассматривали буксир как альтернативу жесткой стыковки?

Salo

Цитировать
ЦитироватьДля Восхода СДЕЛАЛИ устройство индивидуального перемещения, а также готовили обновленную СЖо и планировали тросовые эксперименты.
Но затем все было брошено на прорыв с Н-1, когда сложилась ситуация, что движок и старт уже почти готовы, а в ракете конь не валялся.
Вот именно. Как на войне, то одну брешь затыкали, то другую. Слишком много хотели сразу сделать. Но если отставание по работам на момент принятия решений в 64 г. было уже 2-3 года, то как рассчитывали обогнать американцев? Никак их обогнать было нельзя. Можно было только сделать их успех не столь эффектным.
Но для этого строить Н1, и состязаться кто раньше станет на лунную поверхность было не нужно, а достаточно было раньше привести лунный грунт.
Тросовый эксперимент и «космический мотоцикл» видимо мало, что дают лунному проекту, поэтому это можно было отложить на более позднее время.  
Интересно, а для чего американцы в ходе полетов «Джемени» испытывали буксировку? Серьезно рассматривали буксир как альтернативу жесткой стыковки?

Это тоже были тросовые эксперименты по созданию искусственной тяжести.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

SAV

ЦитироватьЭто тоже были тросовые эксперименты по созданию искусственной тяжести.

В тех источниках, что мне попадались о закрутке относительно центра масс не говорилось.
Не получилось, или источники не полные попадались?
Только писалось об изменении параметров орбиты.

Salo

Цитировать
ЦитироватьЭто тоже были тросовые эксперименты по созданию искусственной тяжести.

В тех источниках, что мне попадались о закрутке относительно центра масс не говорилось.
Не получилось, или источники не полные попадались?
Только писалось об изменении параметров орбиты.

В МПК об этом есть.Тросом соединялась Аджена и Джемини и производилась закрутка. В одном полёте получилось закрутить связку, а ещё в одном нет. Буду дома посмотрю точнее. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

SAV

Насколько «Восход» имел достаточно корректирующих систем, которые бы позволили отрабатывать сближение в космосе?
Перед началом разработки «Союза» рассматривали возможность создания маневренного «Востока». Надо полагать, что раз планировали закрутку «Восхода» в тросовом эксперименте, но соответствующие средства для придания кораблю небольших корректирующих импульсов там должны были к тому времени установить, а значит эту систему можно было в той или иной степени использовать для отработки систем маневрирования в космосе.

Salo

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьЭто тоже были тросовые эксперименты по созданию искусственной тяжести.

В тех источниках, что мне попадались о закрутке относительно центра масс не говорилось.
Не получилось, или источники не полные попадались?
Только писалось об изменении параметров орбиты.

В МПК об этом есть.Тросом соединялась Аджена и Джемини и производилась закрутка. В одном полёте получилось закрутить связку, а ещё в одном нет. Буду дома посмотрю точнее. :wink:

Нашёл в МПК: во время полёта Джемини 11 проводился успешный эксперимент по созданию искусственной тяжести при вращении связанных 30 м тросом Джемини 11 и ракеты Аджена.
В полёте Джемини 12 попытка повторить эксперимент не удалась, и  из-за возникших колебаний троса эксперимент прекратили.
Коррекции орбиты с помощью Аджены во всех полётах проводились после жёсткой стыковки Джемини с Адженой. Тросовая связка в этих случаях не использовалась. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

wolf

ЦитироватьНасколько к программе Н-1 был привлечен Косберг? Утверждается, что якобы его хотели задействовать в самом начале, но оказалось достаточно остальных КБ. Что же было на самом деле? Есть сомнения.
А вот позже:
http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/molodtsov/01/05-2.html
"После аварийного пуска Н-1 №7Л в 1972 году руководству отрасли удалось привлечь для работы по Н-1 ОКБ-456 (В.П. Глушко) и ОКБ-154 (С.А. Косберг). В ОКБ последнего к тому времени был разработан проект мощного ЖРД тягой 250 тонн, работающего на топливе АТ+НДМГ, и специалисты брались переделать под керосин и кислород. Но интерес к "лун-ной гонке" падал, и проект не вышел из "бумажной" стадии".
Но, по крайней мере, один двигатель для Н-1/Л-3 был создан. Какова история этой разработки? Тех. Данные выложу позже – нет под рукой.

По РД-0221:
смотрите ссылку на странице
http://www.tsenki.com/EngineSele.asp
От себя добавлю:
РД-0221 предназначен для разгонного блока лунного комплекса Л3 системы Н1-Л3.
Однокамерный ЖРД многократного включения выполнен по схеме с дожиганием окислительного генераторного газа.
Компоненты топлива – азотный тетраоксид и НДМГ.
Рп = 78,4 кН (8,0 тс)
Ip = 3234 м/с
pk = 12,3 Мпа
t = 800 c
hдв = 1710 мм
Dдв = 900 мм
Ведущий конструктор – Бородин В.М.

Итак, двигатель был создан. Но совершенно непонятно, в рамках программы Н-1 или по инициативе КБХА (что сомнительно)? :roll:

Salo

На 7К вроде бы стоял двигатель КБХМ?  



А разгонным блоком был блок Д, который сбрасывался перед посадкой Л3 на Луну.
На ЛК стоял Блок Е с двигателем КБ Южное.
Какой РБ Вы имеете ввиду?


"Были когда-то и мы рысаками!!!"

wolf

Судя по всему, РД-0221 КБХА был альтернативой КВД-1 от КБХМ.

КВД-1 создан в 1960-77 г.г. для криогенных разгонных блоков (блок «Р» РН Н-1). Огневых испытаний так и не проходил, документация продана Индии. Намного позже он вернулся как КВД-1М...
Хотя, КБХА создало двигатель, который по топливу/окислителю был намного ближе Глушко и Челомею с их УР-700.

Можно ли что-то прояснить с историей РД-0221?

Salo

По водороду здесь:
Эпопея«Пятьдесят шестого»  И.Черный. «Новости космонавтики» №03/2000г
[/color]
ЦитироватьИнициативные работы начались в авиадвигателестроительном конструкторском бюро (КБ) А.М.Люльки, который при поддержке М.В.Келдыша совместно с А.М.Исаевым предложил С.П.Королеву создать первые образцы кислородно-водородных ЖРД. В качестве первостепенной определили задачу разработки двух двигателей для перспективных модификаций ракеты Н-1: 11Д57 тягой 40 тс для блока «С» (третья ступень) и 11Д56 тягой 7.5 тс для космического разгонного блока «Р» (четвертая ступень). Впоследствии Н.Д.Кузнецов, создававший кислородно-керосиновые ЖРД для Н-1, обещал разработать кислородно-водородный двигатель тягой 200 тс для второй ступени ракеты.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьСудя по всему, РД-0221 КБХА был альтернативой КВД-1 от КБХМ.

КВД-1 создан в 1960-77 г.г. для криогенных разгонных блоков (блок «Р» РН Н-1). Огневых испытаний так и не проходил, документация продана Индии. Намного позже он вернулся как КВД-1М...
Хотя, КБХА создало двигатель, который по топливу/окислителю был намного ближе Глушко и Челомею с их УР-700.

Можно ли что-то прояснить с историей РД-0221?

Видимо ответь здесь:

"РН «Протон»: неслетавшие варианты" И.Афанасьев. НК №11 1998 г
ЦитироватьОднако анализ аварийных пусков показал, что в части неудач были виноваты именно блоки «Д». В свое время В.Челомею не дали «развернуться» с собственным разгонным блоком (РБ) в программе ЛК-1, и сейчас, по его мнению, можно было повысить надежность комплекса, отказавшись от использования блока «Д». Еще во времена «лунно-облетного противостояния» с ОКБ-1, он предвидел трудности, возникающие при эксплуатации верхней ступени с криогенными окислителем, и предлагал разработать универсальный РБ на том же топливе, что и нижние ступени носителя. Для такого блока в 1965 г. он заказал своим соратникам по кооперации из Воронежа высотный ЖРД многократного включения с возможностью глубокого дросселирования тяги. Конечно, двигателю на АТ-НДМГ трудно тягаться с кислородно-керосиновым коллегой, но косберговцы пообещали «выжать все возможное» и сделать высокоэкономичный ЖРД замкнутой схемы. К январю 1969 г. было проведено 188 огневых испытаний 56 двигателей. Однако, не имея преимуществ по массе забрасываемого груза, новый разгонный блок не состоялся.

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

wolf

Вот это уже интересно!
В справочнике «Двигатели» почему-то указано: «РД-0221 предназначен для разгонного блока лунного комплекса Л3 системы Н1-Л3».
Были ли такие планы?
И если двигатель был уже испытан и готов к 1969 г., то почему бы его не планировали использовать в Н-1? Может быть в вариантах модернизированных ракет были такие планы?
А двигатель действительно идеален для челомеевской ракеты.
Странно все это...
Почему в немногочисленных источниках указанно, что РД-0221 создан именно для Н-1? Неужели везде ошибка?

wolf

Да, блок «Р» предполагалось использовать в варианте Н-1М. Однако никаких упоминаний двигателя КБХА.
http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/molodtsov/01/05-2.html
«Еще задолго до триумфального полета «Аполлона-11» стало ясно, что опередить американцев при том положении дел, которое сложилось в советской лунной программе, не было никакой возможности. А послать на Луну всего лишь одного космонавта после того, как по ней походили Н. Армстронг и Э. Олдрин, — это был бы шаг назад. В то же время возможности по повышению грузоподъемности Н-1 в ее первоначальном виде были практически исчерпаны. Ведь той массы полезного груза на околоземной орбите (95 тонн) с трудом хватало на то, чтобы высадить на Луну хотя бы одного космонавта. И конструкторам ЦКБЭМ приходилось проявлять максимум изобретательности, чтобы втиснуться в жесткие лимиты по массе лунного корабля. Требовались нетрадиционные подходы. Одним из них был переход на жидкий водород в качестве топлива для верхних ступеней Н-1. Так, в частности, в ОКБ-276 (Н.Д. Кузнецов) проводилась проектная проработка кислородно-водородного двигателя НК-15В с тягой в пустоте 200 тонн для модернизированной второй ступени ракеты-носителя Н-1. И даже В.П. Глушко, не принимавший участия в создании Н-1 и враждебно относившийся к В.П. Мишину, предложил создать кислородно-водородный двигатель с тягой в пустоте 250 тонн.
Еще большего эффекта давало использование кислородно-водородных разгонных блоков. Вместе с началом работ по Н-1 были развернуты работы по созданию кислородно-водородных двигателей. В ОКБ-165 (ныне НПО «Сатурн») под руководством главного конструктора А.М. Люльки велась разработка двигателей 11Д54 для третьей ступени Н-1 (6-8 двигателей) и 11Д57 для блока С (один двигатель) с тягой по 40 тонн каждый при удельном импульсе 456 секунд. В ОКБ-2 (ныне КБХИММАШ) под руководством главного конструктора А.М. Исаева разрабатывался двигатель 11Д56 тягой 7,5 тонны для блока Р, и в июне 1967 года прошли их первые огневые испытания. Для сравнения: первые огневые испытания первого американского кислородно-водородного двигателя RL-10 прошли в 1960 году, а первые испытания двигателя J-2 для ракет класса «Сатурн» — в 1961 году. Кстати, именно двигатель 11Д56 под названием КВД-1 явился причиной международного скандала в 90-х годах, когда Россия продала Индии и сам двигатель, и технологию его изготовления. Он же оказался и первым (и пока единственным) отечественным кислородно-водородным двигателем, запускавшемся в космосе. Причем вывела его туда стартовавшая 18 апреля 2001 года индийская ракета-носитель GSLV.
Учитывая работы по созданию кислородно-водородных двигателей, вполне естественно, что новые модификации Н-1 разрабатывались в расчете на их применение. В одном из вариантов (программа Н1-Л3ВIV) блок Г заменялся на кислородно-водородный блок С. В этом случае при снижении массы лунного ракетного комплекса на опорной орбите до 92,6 тонны его масса на трассе Земля-Луна возрастала на 3,6 тонны, а на орбите Луны — на 1,3 тонны. Это позволяло увеличить экипаж ЛОК до 3 человек и втиснуть в лунную кабину двух космонавтов. Очевидно, что для того, чтобы получить новое качество, нужно было увеличить массу полезной нагрузки на орбите искусственного спутника Земли.
В мае 1969 года в ЦКБЭМ был выпущен аванпроект по теме Н-1М, который рассмотрел многие проблемы по исследованию космоса, в том числе широкомасштабное изучение Луны, полет на Марс, постоянная орбитальная станция. Для выполнения поставленных задач была предложена новая ракета-носитель Н-1М со стартовым весом 4250 тонн и массой выводимой полезной нагрузки 150 тонн. Причем эта ракета коренным образом отличалась от того варианта, который предлагал еще в 1965 году С.П. Королев. На первой ступени устанавливалось 36 двигателей НК-15 тягой по 154 тонны каждый. В качестве разгонного блока использовались кислородно-водородные блоки С и Р. Водород использовался и на третьей ступени — блок М. Блок С был предназначен для разгона к Луне, а блок Р — ДЛЯ ТОРМОЖЕНИЯ И ВЫХОДА НА ОРБИТУ ЛУНЫ. Лунный орбитальный корабль с экипажем из трех человек был внешне похож на ЛОК программы Н1-Л3, но масса его возросла до 14,5 тонн, а стыковочный узел был оборудован ВНУТРЕННИМ ПЕРЕХОДОМ ПОДОБНО «Союзу». Лунный посадочный корабль ЛКМ-Э обеспечивал посадку на Луну и пребывание на ней ДВУХ ИЛИ ДАЖЕ ВСЕХ ТРЕХ космонавтов. Перед стартом к Земле бытовой отсек ЛОК НЕ ОТСТРЕЛИВАЛСЯ.
Несмотря на индекс Н-1М ракета представляла собой фактически новую разработку, а уровень затрат на ее создание был сопоставим с расходами по теме Н1-Л3. Естественно, что в условиях жиденького финансирования Н-1 на новые траты никто не пошел...».

wolf

Кстати, работы по блоку «Р» активно велись:
http://isjaee.hydrogen.ru/pdf/4_2006makarov.pdf
РАЗВИТИЕ ВОДОРОДНОЙ ИСПЫТ АТЕЛЬ НОЙ БАЗЫ НИИХИММАШ ДЛЯ ОТРАБОТК И РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ, СТУПЕНЕЙ РАКЕТ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА
«...Стенд В-3 нa 6 рабочих мест предназначен для испытаний агрегатов двигателей и блоков на водороде и «холодных» и огневых испытаний систем и ДУ разгонных блоков с тягой до 50 тс.
На стенде В-З были проведены отработка первого кислородно-водородного блока «Р» для ракеты-носителя H-I и систем РН «Энергия».
В 2002 году на стенде завершен цикл холодных и огневых испытаний кислородно-водородного блока 12КРБ с двигателем КВД-1, созданного в Центре имени Хруничева по международному контракту с Индией для ракеты-носителя GSLV. Блок 12КРБ успешно эксплуатируется в Индии, к настоящему времени было проведено три успешных запуска...».
Есть и фото этого огромного стенда.

Salo

ЦитироватьСудя по всему, РД-0221 КБХА был альтернативой КВД-1 от КБХМ.

КВД-1 создан в 1960-77 г.г. для криогенных разгонных блоков (блок «Р» РН Н-1). Огневых испытаний так и не проходил, документация продана Индии. Намного позже он вернулся как КВД-1М...
Хотя, КБХА создало двигатель, который по топливу/окислителю был намного ближе Глушко и Челомею с их УР-700.

Можно ли что-то прояснить с историей РД-0221?

ЦитироватьВот это уже интересно!
В справочнике «Двигатели» почему-то указано: «РД-0221 предназначен для разгонного блока лунного комплекса Л3 системы Н1-Л3».
Были ли такие планы?
И если двигатель был уже испытан и готов к 1969 г., то почему бы его не планировали использовать в Н-1? Может быть в вариантах модернизированных ракет были такие планы?
А двигатель действительно идеален для челомеевской ракеты.
Странно все это...
Почему в немногочисленных источниках указанно, что РД-0221 создан именно для Н-1? Неужели везде ошибка?

А ведь РД-56 проходил ОСИ, как и РД-57.  :(
Чего уж удивляться, что Н1-Л3 спутали с Челомеевским ЛК-1.  :(
Цитирую МПК: "С помощью разгонного (РБ блок А массой 12,28т)корабль переводился с опорной орбиты ИСЗ  на траекторию полёта к Луне."
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

А вот и подтверждение моих слов

КБ химической автоматики
Цитировать1965-1992. КБХА

 В это же время для разгонного блока челомеевского лунного комплекса был разработан однокамерный ЖРД многократного включения РД–0221, выполненный по схеме с дожиганием окислительного генераторного газа.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"