Что надо было делать вместо Н1?

Автор Bell, 03.05.2006 18:42:45

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Molodoy

Цитата: Alex-DX от 11.11.2025 08:55:52
Цитата: Molodoy от 11.11.2025 08:38:44это широкое днище со всеми вытекающими в виде больших трат на стартовый стол,
Вот Союз, там широкое днище фиксированные маршевые двигатели и не большие подруливающие двигатели. Может они эффективны из за широкого днища?
Странно сравнивать рулевые двигатели Союза-2 с разнотягом на НК-33, рулевые двигатели в центре это эффективно, Falcon 9 как пример

Alex-DX

Цитата: Molodoy от 11.11.2025 09:00:31Странно сравнивать рулевые двигатели Союза-2 с разнотягом на НК-33
Тяговые фиксированные. 

космосмурф

#2262
Цитата: Molodoy от 11.11.2025 05:42:54И был бы один космонавт на Луне со всеми рисками и вытекающими последствиями. Причём был бы скорее всего так же вторым после американских космонавтов из-за отставания в вычислительной технике. Лучше бы выбрали Н-1 первоначальной размерности, в 45-60т со стартовой массой 1500-1800т, без разнотяга и желательно с цилиндрическими баками, пользы бы больше было. Ракета была бы проще и дешевле, как и стартовый комплекс в целом, да и помимо лунных миссий применение вероятно нашлось бы при такой размерности.
При наличии достаточных финансовых средств (сопоставимых с затратами в США) появились бы водородные двигатели. Появились бы двигатели НК-33 уже в 1966 году (или еще более мощные двигатели). В худшем случае, возможно, было бы осуществлено 2 запуска Н-1 для лунной миссии.
Затем Н-1М стал бы реальностью и т. д.
Н-1, какой мы ее знаем, является ракетой, полной недостатков, только по финансовым причинам. Цилиндрические несущие баки по сравнению со сферическими с несущей конструкцией кажутся мне очень незначительным недостатком по сравнению со всем остальным. Кстати, изучавшиеся версии Н-1 также имели цилиндрические баки. В этом заключается одна из сильных сторон Н-1: она была очень эволюционной. И ОКБ-1 знало, что первые N-1, которые летали, были лишь очень плохими версиями того, чем должна была быть N-1, и даже 8L была еще очень далека от ожидаемой версии N-1 с большей мощностью и, прежде всего, водородными двигателями.

Напомню, что RL-10 полетел в 1963 году. А F-1 работал на испытательном стенде в 1961 году. Вот что можно сделать с деньгами. Все эти истории о «слишком много двигателей», «недостаточной мощности», «отсутствии водорода», «одном космонавте» и т. д. — это просто истории инженеров, которые сделали хорошую работу с тем, что у них было. Это исключительно история денег и организации. Ни одна другая гигантская ракета-носитель не справилась бы лучше с таким небольшим бюджетом. Saturn V никогда бы не покинула чертежной доски, если бы у нее было финансирование Н-1. NASA не получила бы F-1, Saturn V, возможно, имела бы 30 двигателей на первом этапе, и все бы сказали: «Фон Браун не умеет делать ракеты-носители, Saturn V — полный провал». Но нет, это просто результат недостатка денег, инженеры здесь ни при чем.

Поэтому на вопрос «что было бы нужно вместо Н-1» единственный ответ, который приходит мне в голову, — «неважно, какая ракета-носитель, любая, разработанная с большим бюджетом, сработала бы, будь то Н-1 или любая другая гигантская ракета-носитель».
Я француз, и мои сообщения переводятся через DeepL. Поэтому мои обороты речи иногда бывают странными. ))

Schwalbe

Цитата: Alex-DX от 11.11.2025 08:25:21
Цитата: Molodoy от 11.11.2025 05:42:54Ракета была бы проще и дешевле
Проще разнотяга ни чего нет.
Для конструктора ракеты. Но есть нюанс.
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.

Schwalbe

Цитата: Alex-DX от 11.11.2025 08:57:42Интересно, если у Союза выйдет из строя любой из двигателей он сможет продолжить полет?
Если двигатель отказывает на боковине - пакет разваливается.
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.

Molodoy

Цитата: космосмурф от 11.11.2025 14:01:23Поэтому на вопрос «что было бы нужно вместо Н-1» единственный ответ, который приходит мне в голову, — «неважно, какая ракета-носитель, любая, разработанная с большим бюджетом, сработала бы, будь то Н-1 или любая другая гигантская ракета-носитель»
Я согласен, что проект ракеты надо было доводить до конца раз уж взялись, мне не нравится проект Н1-Л3, но вот Н1-Л3М с двухпуском уже выглядит сильно лучше, двухпуск позволял высадить двоих или даже троих космонавтов, нужна была только стыковка с тормозным блоком на лунной орбите, а взлёт с Луны происходил бы по прямой схеме сразу к Земле. 

Schwalbe

Цитата: космосмурф от 11.11.2025 14:01:23Но нет, это просто результат недостатка денег, инженеры здесь ни при чем.
Это не так в отношении Н1. Затраты на нее в сумме были сопоставимы с затратами на американскую программу. Проблема номер 1 - это планирование и управление этими ресурсами. И тут есть и большая вина Королева, который в конце 50-х начале 60-х выступал как главный эксперт для руководства СССР, и именно он несерьезно отнесся к программе американской высадки, считая ее прикрытием военных программ. Отсюда во многом и отставание с развертыванием работ по Н1 и Луне. Н проблема номер 2 - это низкий уровень КБ и отставание в технологиях. Причем это отставание не осознавалось и заметалось под ковер, прикрываясь успехами первых лет космонавтики.
Но даже при всем этом советская плановая экономика позволяла решить задачу обогнать США, но, конечно, не прямым копированием технических решений.
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.

космосмурф

Цитата: Schwalbe от 11.11.2025 17:56:04
Цитата: космосмурф от 11.11.2025 14:01:23Но нет, это просто результат недостатка денег, инженеры здесь ни при чем.
Это не так в отношении Н1. Затраты на нее в сумме были сопоставимы с затратами на американскую программу. Проблема номер 1 - это планирование и управление этими ресурсами. И тут есть и большая вина Королева, который в конце 50-х начале 60-х выступал как главный эксперт для руководства СССР, и именно он несерьезно отнесся к программе американской высадки, считая ее прикрытием военных программ. Отсюда во многом и отставание с развертыванием работ по Н1 и Луне. Н проблема номер 2 - это низкий уровень КБ и отставание в технологиях. Причем это отставание не осознавалось и заметалось под ковер, прикрываясь успехами первых лет космонавтики.
Но даже при всем этом советская плановая экономика позволяла решить задачу обогнать США, но, конечно, не прямым копированием технических решений.
Я не согласен. Программа «Аполлон» составляла 4% ВВП США. Все указывает на то, что мы были очень далеки от 4% богатства СССР, потраченного исключительно на программу Н1-Л3.
Действительно, координация космических программ в целом была очень плохой из-за войны производителей, но при этом забывают об огромных расходах, которые были понесены на программу «Аполлон»: более 400 000 человек были непосредственно вовлечены в эту программу. Испытательные стенды для всех ступеней, в нескольких экземплярах в нескольких штатах США, программы по созданию водородных двигателей и F-1 с 50-х годов, абсолютная финансовая и политическая поддержка на самом высоком государственном уровне.
Сам факт, что им удалось получить зону 110 и ракету-носитель 8Л, которая, очевидно, была достаточно близка к рабочей ракете-носителю, уже является чудом, учитывая условия разработки. Когда читаешь мемуары всех вовлеченных в проект людей, одна фраза повторяется постоянно: «но испытание системы XXX было отклонено, нет денег» или «завод YYY опаздывает с поставкой продукции, поскольку проект не является приоритетным и не хватает денег». Систематически.
Вы никогда не увидите такого в случае с «Аполло», там было скорее так: «если какому-то звену цепи не хватает средств, облейте его деньгами».
Я француз, и мои сообщения переводятся через DeepL. Поэтому мои обороты речи иногда бывают странными. ))

Старый

Цитата: космосмурф от 11.11.2025 14:01:23Н-1, какой мы ее знаем, является ракетой, полной недостатков, только по финансовым причинам.
Не надо всё сводить только к деньгам. Общий научно-технический и организационный уровень страны тоже имеет значение.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Дмитрий В.

Цитата: Schwalbe от 11.11.2025 17:56:04
Цитата: космосмурф от 11.11.2025 14:01:23Но нет, это просто результат недостатка денег, инженеры здесь ни при чем.
... И тут есть и большая вина Королева, который в конце 50-х начале 60-х выступал как главный эксперт для руководства СССР, и именно он несерьезно отнесся к программе американской высадки, считая ее прикрытием военных программ. ....
А этому есть какие-то документальные подтверждения?
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Старый

Цитата: Schwalbe от 11.11.2025 17:56:04Причем это отставание не осознавалось и заметалось под ковер, прикрываясь успехами первых лет космонавтики.
Это один из существенных факторов. Причём руководством страны не осознавалось и заметалось даже сильнее чем представителями отрасли. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Schwalbe

Цитата: космосмурф от 11.11.2025 18:55:20Сам факт, что им удалось получить зону 110 и ракету-носитель 8Л
Даже масштаб капитального строительства показывает, что советская программа была одного порядка с американской. 
Огневой стенд для первой ступени ничего не давал при факте конструктивного дефекта НК-15. Динамический натурный стенд может что-то и дал бы, но это не просто постройка. Схема испытаний и измерительное оборудование было слишком сложным для нас тогда. СДИ для Бурана построили, только вот полеты прошли до испытаний. Сложное это дело.
Объяснения недостаточным финансированием - это воспоминания в перестройку. В 1967-68 годах никто об этом не говорил.
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.

Schwalbe

Цитата: Дмитрий В. от 11.11.2025 22:26:58
Цитата: Schwalbe от 11.11.2025 17:56:04
Цитата: космосмурф от 11.11.2025 14:01:23Но нет, это просто результат недостатка денег, инженеры здесь ни при чем.
... И тут есть и большая вина Королева, который в конце 50-х начале 60-х выступал как главный эксперт для руководства СССР, и именно он несерьезно отнесся к программе американской высадки, считая ее прикрытием военных программ. ....
А этому есть какие-то документальные подтверждения?
Наверное.
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.

космосмурф

Цитата: Schwalbe от 12.11.2025 00:14:40Даже масштаб капитального строительства показывает, что советская программа была одного порядка с американской.
Огневой стенд для первой ступени ничего не давал при факте конструктивного дефекта НК-15. Динамический натурный стенд может что-то и дал бы, но это не просто постройка. Схема испытаний и измерительное оборудование было слишком сложным для нас тогда.
Зоны 110, 112 и 8Л не являются «доказательством» того, что уровень инвестиций был сопоставим с программой «Аполлон». Например, поезд Л3 получил смехотворно малое финансирование и в 1972 году все еще не был готов к полету на 7Л, хотя он был гораздо проще, чем лунный поезд «Аполлона». Топливные элементы были готовы только в 1972 году. Водородные двигатели... в 1979 году. Они запускали в среднем только по одному Н-1 в год. И не было целой страны, которая посвятила бы себя одной единственной цели: достичь Луны, через все экономические слои общества.
Что касается испытательного стенда, то Королев, а затем Мишин и даже Афанасьев и Устинов запросили статический испытательный стенд для блока А, поэтому технически это было вполне возможно. Им отказывали до 1974 года после бесчисленных запросов, хотя он должен был быть построен в 1964-65 годах. Что касается НК-15, то это снова вопрос денег и организации. Кузнецов работал не у Смирнова (ВПК), а у Дементьева, в авиации. Дементьев ясно сказал Кузнецову: «Космос — не твое дело!».
Само собой разумеется, что при поддержке первого секретаря, который в 1962 году (то есть через год после запуска «Аполлона») объявил бы Н-1 национальным приоритетом, выделил бы практически неограниченные средства и настоял бы на том, чтобы Кузнецов (или Глушко, или кто-либо другой) разработал двигатель с тягой более 600 т на керокси, или даже просто, что НК-33 должен был заработать на стенде уже в 1963 году (то есть через 2 года после двигателя Ф-1), то в этом случае очевидно, что советские умы достигли бы успеха... или, по крайней мере, в 1972 году сделали бы гораздо больше, чем было сделано.
Но всем было наплевать на программу Л3. Устинов едва ли был заинтересован, Смирнов следовал мнению Устинова, а Афанасьев отдавал приказы промышленникам, которые делали, что могли.
Я француз, и мои сообщения переводятся через DeepL. Поэтому мои обороты речи иногда бывают странными. ))

Старый

Цитата: космосмурф от 12.11.2025 03:17:57поезд Л3 получил смехотворно малое финансирование и в 1972 году все еще не был готов к полету на 7Л, хотя он был гораздо проще, чем лунный поезд «Аполлона».
Не факт. Например двигательные установки Аполлона точно были проще. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитата: космосмурф от 12.11.2025 03:17:57то в этом случае очевидно, что советские умы достигли бы успеха
Совершенно не очевидно. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Schwalbe

Цитата: космосмурф от 12.11.2025 03:17:57Что касается испытательного стенда, то Королев, а затем Мишин и даже Афанасьев и Устинов запросили статический испытательный стенд для блока А, поэтому технически это было вполне возможно.
Огневой стенд для блока А - да, просили. Только что бы он принципиально изменил? Получили бы взрыв на стенде вместо взрыва на старте?

На самом деле по затраты очень ярко говорит тот момент, что после третьего пуска в ЦНИИмаш был сооружен огромный стенд для имитации газовых потоков за днищем блока А. И деньги на такое вполне нашлись.

Нельзя в лоб сравнивать экономику СССР и США в 60-е и подходы к реализации программы. В СССР не хватало не денег, а возможности освоить больше денег привлекаемыми организациями. Сама по себе программа не могла быть реализована за 3-4 года силами ОКБ-1. Исключение из программы половины отрасли из-за личных неприятий Королева указывает на главную проблему - полную потерю управляемости. 
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.

Schwalbe

Разговоры же про нехватку денег -  это разговоры из конца 80-х. И это вызвано как раз перестройкой, когда при уже практически завершенном переходе к капитализму в СССР деньги становились главной ценностью. И это были разговоры не про "тогда", а про "сейчас". Со стороны промышленности - "дайте денег, а то будет как тогда". А со стороны пропаганды настало время удивительных историй, в которых отсутствие колбасы объяснялось наличием ракет.
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.

Schwalbe

Цитата: космосмурф от 12.11.2025 03:17:57чтобы Кузнецов (или Глушко, или кто-либо другой) разработал двигатель с тягой более 600 т на керокси
Зеркаливание программы Аполлон и было главной программной ошибкой Королева. Однопусковая схема. Без нее проблема двигателя в 600 т становилась бы не такой острой. Кстати, НК-15 не мог быть 600-тонником без значительной перестройки производства. Но он мог быть 300-тонником. Выбор размерности в 150 тс - это следствие концепции разнотяга с Кордом.
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.

Alex-DX

Цитата: Schwalbe от 11.11.2025 16:18:08
Цитата: Alex-DX от 11.11.2025 08:25:21
Цитата: Molodoy от 11.11.2025 05:42:54Ракета была бы проще и дешевле
Проще разнотяга ни чего нет.
Для конструктора ракеты. Но есть нюанс.
Наверно только один, не надежная система управления.