Доступен ли России супертяж?

Автор Asteroid, 18.11.2022 00:02:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Доступен ли России супертяж?

Да
43 (39.8%)
Нет
60 (55.6%)
Затрудняюсь с ответом
5 (4.6%)

Проголосовало пользователей: 108

vlad7308

Цитата: ratcustorb от 23.03.2023 21:45:48
Цитата: vlad7308 от 23.03.2023 21:32:47
Цитата: Raul от 23.03.2023 21:22:30У России нет однокамерных РД с тягой 100-200 тонн и открытой схемой
Так может пора сделать?
А с какой целью?
ну если есть планы делать нормальные ракеты, то имеет смысл сделать нормальный двигатель?

Если, конечно, рд191 чем-то плох, чего я не утверждаю, это Рауль его подозревает в нехорошем. Хотя нет, я тоже подозреваю - что он весьма дорог в изготовлении. А также не умеет повторных включений. И слишком мощный для верхних ступеней. И ..тп

Если же планов делать нормальные ракеты нет, то новый двигатель конечно ни к чему.
это оценочное суждение

Serge V Iz

А почему нельзя для верхних ступеней использовать просто другой двигатель? Вплоть до двигателя последней ступени на этих вот ужасных высококипящих, как у Фрегата, или, скажем, Дракона?

ratcustorb

Цитата: Serge V Iz от 23.03.2023 22:20:42А почему нельзя для верхних ступеней использовать просто другой двигатель? Вплоть до двигателя последней ступени на этих вот ужасных высококипящих, как у Фрегата, или, скажем, Дракона?
Для верхних ступеней наибольший УИ важнее, чем для первой.

Serge V Iz

Цитата: ratcustorb от 23.03.2023 22:51:35
Цитата: Serge V Iz от 23.03.2023 22:20:42А почему нельзя для верхних ступеней использовать просто другой двигатель? Вплоть до двигателя последней ступени на этих вот ужасных высококипящих, как у Фрегата, или, скажем, Дракона?
Для верхних ступеней наибольший УИ важнее, чем для первой.
Если это вторая ступень, то, вероятно, это так. А если это третья ступень, которая ещё и должна там долго барахтаться (сложные орбиты, задачи рандеву, несколько орбит, наконец), то исключение лишних железяк и прочих теплоизоляций может оказаться полезнее?..

tau13

Цитата: Serge V Iz от 23.03.2023 22:57:20
Цитата: ratcustorb от 23.03.2023 22:51:35
Цитата: Serge V Iz от 23.03.2023 22:20:42А почему нельзя для верхних ступеней использовать просто другой двигатель? Вплоть до двигателя последней ступени на этих вот ужасных высококипящих, как у Фрегата, или, скажем, Дракона?
Для верхних ступеней наибольший УИ важнее, чем для первой.
Если это вторая ступень, то, вероятно, это так. А если это третья ступень, которая ещё и должна там долго барахтаться (сложные орбиты, задачи рандеву, несколько орбит, наконец), то исключение лишних железяк и прочих теплоизоляций может оказаться полезнее?..
Величина УИ важнее для любых верхних ступеней, где слабо или совсем нет влияния окружающей атмосферы и не требуется тяга для преодоления силы тяжести. Так что вышеуказанное справедливо для любых верхних ступеней, РБ и собственных двигателей КА.
Дедушка Циолковский суров и непреклонен.

vlad7308

Цитата: Serge V Iz от 23.03.2023 22:20:42А почему нельзя для верхних ступеней использовать просто другой двигатель?
можно
Но это еще один двигатель. В смысле, другой. Что усложняет и удорожает. Но можно.
это оценочное суждение

Дем

Цитата: Raul от 23.03.2023 17:10:44Видите ли, Дем, все состоявшиеся сверхтяжелые ракеты (C-5, Энергия, Шаттл, SLS) построены на РД большой тяги.
Я не уверен что можно считать эти ракеты состоявшимися.
Цитата: Raul от 23.03.2023 17:10:44Поэтому и предлагается сохранить РД-180 для России, с пониманием того, что другого РД большой тяги у нас не будет. Можете считать это памятью о советском периоде.
Подход "у нас нет денег на жигуль поэтому будем возить картошку на феррари" дурной.
Почемуне взять камеру от этого РД-180, приделать к ней ТНА по открытой схеме и не парить мозги?
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Дмитрий В.

Цитата: Дем от 24.03.2023 11:43:35
Цитата: Raul от 23.03.2023 17:10:44Видите ли, Дем, все состоявшиеся сверхтяжелые ракеты (C-5, Энергия, Шаттл, SLS) построены на РД большой тяги.
Я не уверен что можно считать эти ракеты состоявшимися.
Цитата: Raul от 23.03.2023 17:10:44Поэтому и предлагается сохранить РД-180 для России, с пониманием того, что другого РД большой тяги у нас не будет. Можете считать это памятью о советском периоде.
Подход "у нас нет денег на жигуль поэтому будем возить картошку на феррари" дурной.
Почемуне взять камеру от этого РД-180, приделать к ней ТНА по открытой схеме и не парить мозги?
А такой ТНА к этой камере подойдёт? Там же тяга просядет раза в 1,5-2
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

#228
Цитата: Дем от 24.03.2023 11:43:35Подход "у нас нет денег на жигуль поэтому будем возить картошку на феррари" дурной.
Почемуне взять камеру от этого РД-180, приделать к ней ТНА по открытой схеме и не парить мозги?
"Голова и сопло рассчитаны на 300 атм.К тому же,БАХ,это БАХ,чем его переделывать лучше новый,или 701-704,200т с керосином,80т на водороде,на одном горшке.

Raul

Цитата: vlad7308 от 23.03.2023 22:11:17Если, конечно, рд191 чем-то плох, чего я не утверждаю, это Рауль его подозревает в нехорошем.
Влад, пожалуйста, не приписывайте мне свои подозрения :) .

РД-191, пмсм, отличный РД для ракеты легкого класса (Ангара-1.2) где с его помощью можно получить эксплуатационный ВБР 0.98 (0.99 для РД 1 ступени, 0.99 для РД 2 ступени, 0.99*0.99 ~= 0.98).

Для других типов ракет будет по-разному.

Если говорить о средней ракете на замену Союзу-2, то там тот же целевой ВБР 0.98 можно получить с  помощью РД-180. Это будет хороший результат, на уровне Фалкона-9, одна потеря ПН на 50 полетов. И от это базы можно стремиться к 100% надежности Атласа-5. Если же взять вместо РД-180 пару РД-191, то это будет во-первых, дороже, а во вторых, ВБР будет  0.99*0.99 *0.99 ~= 0.97, что ниже. Поэтому для применения в средней ракете больше подходит РД-180.

Если брать ракету тяжелого класса (Ангара-А5), то легкие модули на РД-191 обеспечивают более высокую серийность при небольшом числе запусков, это плюс.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Raul

#230
Цитата: vlad7308 от 23.03.2023 21:32:47
Цитата: Raul от 23.03.2023 21:22:30У России нет однокамерных РД с тягой 100-200 тонн и открытой схемой
Так может пора сделать? Если, конечно, нет доверия догг?
Уж такой простой двигатель наверно можно сделать года за два-три, если у России есть хорошие двигателисты?
Доверие к ДОГГ есть, основанное на накопленной статистике полетов. Если говорить о создании новых РД с открытой схемой или ДВГГ - то это даст возможность поднять надежность выведения и сэкономить на страховых отчислениях, что выглядит заманчиво. Но такой РД надо было иметь вчера. Сегодня создание нового РД займет где-то 10 лет и еще 10 лет он должен нарабатывать свою репутацию, чтобы заказчики в него поверили. Это отбросит наше ракетостроение еще на 20 лет назад от того состояния, в котором оно сейчас находится.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Raul

#231
Кстати, если брать метан, вокруг которого все ошалело носятся, то у нас откровенно не знают, что выбрать - ДОГГ или ДВГГ, плодя множество названий РД, а в США качают в камеру тот же горячий кислород. Эта история надолго.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Raul

Цитата: Дем от 24.03.2023 11:43:35Подход "у нас нет денег на жигуль поэтому будем возить картошку на феррари" дурной.
У нас нет денег на жигуль, поэтому будем возить картошку на электромобиле  ;)
ЦитироватьНеожиданно - первый российский микроэлектромобиль выпускают в Адыгее



Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Дем

Цитата: Дмитрий В. от 24.03.2023 11:55:07А такой ТНА к этой камере подойдёт? Там же тяга просядет раза в 1,5-2
С чего просядет? Насос ТНА будет выдавать на выходе те же 300-400 атм при том же расходе компонентов.
Просто чтобы газ после привода ТНА вдуть туда же - на входе в привод ТНА надо иметь 600-700атм. А если мы его выкидываем наружу - то для такого же перепада достаточно иметь на его входе 200-300 атм. Что даже при сохранении окислительного газа, достаточно безпроблемно.
Цитата: Юрий Темников от 24.03.2023 12:34:52Голова и сопло рассчитаны на 300 атм.К тому же,БАХ,это БАХ,чем его переделывать лучше новый,или 701-704,200т с керосином,80т на водороде,на одном горшке.
Камера - уже просчитана, чтобы в ней всё хорошо сгорало и она сама при этом не прогорала. Зачем изобретать велосипед?
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Raul

#234
Цитата: vlad7308 от 22.03.2023 21:44:38
Цитата: Raul от 22.03.2023 21:41:29
Цитата: vlad7308 от 22.03.2023 21:37:31грош цена цифре из внутреннего трансфертного договора.
ЦИХ и Протон-ПМ - разные предприятия, которые находятся в кооперации.
Вы забыли добавить - "и независимые".
Одно предприятие входит в Роскомос, другое через множество промежуточных ступеней (ОДК и др.) управляется Ростехом. Это разные структуры, поэтому взаимоотношения их предприятий можно считать рыночными. Конечно, с поправкой на реалии жизни.
Спойлер
Где Вы сейчас найдете чисто рыночные отношения, без административного нажима и давления обстоятельств непреодолимой силы? Тут такие дела на рынке творятся - целые предприятия, в которые вкладывали душу, надежды и средства добровольно продаются иностранными владельцами за рубль.
[свернуть]

Где сечайс все просто и понято..? В SpaceX - всеми предприятиями управляет один акционер:



Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

vlad7308

Цитата: Raul от 26.03.2023 20:07:47Конечно, с поправкой на реалии жизни.
Вот-вот. Так что эти цены не имеют никакого отношения к себестоимости вообще. Хотя по бумагам может быть все верно - типа кост плюс.

ЗЫ даже настоящий честный кост плюс - это очень хреновая схема, ибо ни один нормальный контрактор не устоит перед сравнительно честной возможностью вздуть косты до предела.

ЗЫЫ я недавно писал в этом или соседнем топике, что на данном уровне развития средств выведения практика разделения двигателистов и ракетчиков на разные конторы мне представляется очень неправильной вообще. В любой стране.
это оценочное суждение

ZOOR

#236
Цитата: vlad7308 от 26.03.2023 20:48:13ЗЫЫ я недавно писал в этом или соседнем топике, что на данном уровне развития средств выведения практика разделения двигателистов и ракетчиков на разные конторы мне представляется очень неправильной вообще. В любой стране.

А практика разделения ракетчиков и СУшников правильная или нет?
 А практика разделения ракетчиков и наземщиков правильная или нет?
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Serge V Iz

Вероятно, правильной должна бы быть практика постановки именно "ракетчиков", как авторов самобеглой повозки в целом, во главе стройных рядов остальных: энергомашинистов, радиотехников, химавтоматчиков, нас-сушников и т.п.

Но для этого нужен ракетчик, который достаточно хорошо разбирается в возможностях и методах работы указанных...

ZOOR

Цитата: Serge V Iz от 26.03.2023 21:29:58Но для этого нужен ракетчик, который достаточно хорошо разбирается в возможностях и методах работы указанных...

В настоящее время это выродилось в стремлении перетянуть на себя финпотоки.
В нашей стране, во всяком случае.

ЗЫ Может ЦСКБ это переломит
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

vlad7308

Цитата: ZOOR от 26.03.2023 21:24:19
Цитата: vlad7308 от 26.03.2023 20:48:13ЗЫЫ я недавно писал в этом или соседнем топике, что на данном уровне развития средств выведения практика разделения двигателистов и ракетчиков на разные конторы мне представляется очень неправильной вообще. В любой стране.

А практика разделения ракетчиков и СУшников правильная или нет?
 А практика разделения ракетчиков и наземщиков правильная или нет?
первая - тоже неправильная.
Вторая - сложнее, но подозреваю, тоже.
это оценочное суждение