Lunar optimized Starship / Лунный Старшип от SpaceX

Автор Alex Immortal, 18.07.2020 12:26:23

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

garg

О, как я и предсказывал - оптимальная 2-я заправка около ГПО. Хотя они конечно решили описать максимально широкий пул орбит. Но реально думаю будут использовать с апогеем от 30 до 60 тысяч. Тупо это оптимальная по энергетике тактика. Хотя многое зависит от достигаемых сухих масс танкеров.
может ли разум на бинарной логике осознать непрерывный спектр?

Шлангенциркуль

Цитата: V.B. от 28.12.2024 21:41:20Crewed lunar missions will include a secondary propellant transfer in MEO/HEO,
the Final Tanking Orbit ("FTO"). Operations in MEO/HEO will occur in an elliptical orbit of 281
km x 34,534 km and an altitude tolerance of +116,000/-24,000 km apogee and +/- 100 km perigee,
Интересно, с какой целью специально подчеркивается заправка на сверхвысокой орбите при лунных полетах, когда для требований связи могли просто описать в целом, как это сделано для других траекторий. План миссии причем совершенно не зафиксирован, и даже тут орбита с огромным разбросом.

Андрюха

Цитата: garg от 28.12.2024 22:13:11О, как я и предсказывал - оптимальная 2-я заправка около ГПО. Хотя они конечно решили описать максимально широкий пул орбит. Но реально думаю будут использовать с апогеем от 30 до 60 тысяч. Тупо это оптимальная по энергетике тактика. Хотя многое зависит от достигаемых сухих масс танкеров.
Так что будет 2 депо на разных орбитах? Или финальная дозаправка - она одна и должна происходить от танкера, доставляемого непосредственно на высокоэллиптическую орбиту? Да и зачем вообще депо на LEO, если и там также можно танкерами?

garg

Энергетически выгодно заправляться как можно ниже. От танкеров стартующих с земли точно. Тупо потому что чем выше тем больше трат на паразитную массу танкера. И меньше заправка.
Заправка на высокой орбите - от танкера-депо который сначала заправляют на низкой орбите - который потом стартует на высокую и там заправляет корабль.
Тут по идее чем ниже орбита тем выгоднее тоже. Но поднимать орбиту имеет смысл только до высоты расхода половины топлива в баках. Тогда танкер  заправляет корабль следующий дальше до полного. А выше - лишние потери топлива. И с импульсом рапторов лезть выше ГПО - только лишние траты топлива.
Хотя возможен вариант размышлений - когда топлива со вторым танкером-депо и так с избытком, а требования по ПН скромные и скорость перекачки топлива так же выйдет скромной и чтоб не скакать лишние разы через радиационные пояса тогда HLS для дозаправки переходит на высокоэлептическую земную орбиту - и там стыкуется с усиленным танкером заправленным как депо на НОО. И успевает заправиться до апогея - и стартует к луне на том же витке.
Для перезаправки HLS тоже можно уходить от луны на ВЭО с дельтой 3 км/с - как раз высотой ~ 150 тыщ. км. Чтоб если рвануло - не раздолбать гейтвей осколками.
может ли разум на бинарной логике осознать непрерывный спектр?

Андрюха

#1584
Цитата: garg от 29.12.2024 18:21:30Заправка на высокой орбите - от танкера-депо который сначала заправляют на низкой орбите - который потом стартует на высокую и там заправляет корабль.
А то есть депо одно, а заправка корабля и на LEO, и на высокой орбите....Я почему-то депо представлял как просто "бочку", без двигателей...

garg

#1585
Бочка без двигателей с объёмом баков минимум на 1 старшип(любого названия/назначения)  - как окажется на орбите? В отсек обычного старшипа он не влезет. Значит своим ходом. А кто там движки скручивать с нее будет?
Просто депо - будет отличаться только отсутствием плиток и крылышек. Возможно 2-й ным объемом баков (заправить сам корабль и танкер в догонку)
С высокой орбиты танкер надо будет возвращать. Если он будет оборудован под долговременную заправку обычными танкерами - то это будет танкер-депо. Если он будет сам заправляться от депо - то это просто будет танкер (точнее не совсем просто, а с усиленной термозащитой).

ЗЫ. Депо нужно -чтоб сократить потери на испарение топлива (или исключить вовсе при оборудовании детандером) и чтоб сократить риски многочисленных стыковок с танкерами для целевых кораблей которые еденичны в изготовлении или с ценной ПН  или для пилотируемых (будущих)
может ли разум на бинарной логике осознать непрерывный спектр?

Андрюха

Это конечно сильно устарело, но уже тогда рассматривалась дозаправка ещё и на  NRHO...с возвращением корабля-заправщика на Землю. 
И вот если впоследствии планируется отказ от "Ориона" и задействование только Старшипа (не важно, какой-то версии для маршрута Земля-Гейтвей-Земля, или возврат самого HLS), такой танкер-заправщик с усиленным ТЗП на высокоэллиптической орбите (не депо) наверное уже имеет смысл использовать для отработки этого самого возврата на Землю. Вот только сколько он "довезёт" для HLS тогда и сколько их понадобится? ::)

Андрюха

Что получается: кораблю HLS, находящемуся на высокой орбите, нужно топливо, всё или часть, для отлёта с ВЭО, выхода на NRHO, посадки на поверхность и возврата с нее на NRHO. Назовем его "отлетной партией топлива". Чтобы посредством депо доставить "отлетную партию" для корабля на ВЭО, депо тоже нужно иметь уже свое топливо на последующее возвращение с ВЭО, и топливо для доставки всего вышеперечисленного сначала на ВЭО -"партию доставки". Но эту же "отлетную партию" корабль может сам доставить с НОО на ВЭО за счёт своей "партии доставки". 
Я не вижу преимуществ доставки "отлетной партии" именно в депо, т.е. преимуществ дозаправки корабля на ВЭО. В него всё необходимое топливо просто не влезает что ли? Поэтому и возникло ВЭО?

garg

Ну т.к. танкеру не нужен большой обтекатель (если только не универсал еще и подвозящий ПН для луны, но и там надо не слишком много. То вполне может быть что на 1500 тонн заправки уложатся в 150 тонн сухой массы даже с усиленной защитой. Может даже с топливом на посадку.
Импульс вакуумного раптора под 380 секунд, хотя порой были обещания до 383-387с.
Так что на ВЭО 150 000  и дельту 3 км/с соотношение масс 2,25 - соответственно можно будет отдать 560-580 тонн горючки.
HLS - Если уж нацелились на двойную заправку, можно сделать полегче и поменьше. Особенно в части размеров баков(900 тонн  заправки с головой хватит). И тогда даже с  жилой кабиной  массой  как 2 нормальных жилых модуля  т.е. 30 тоннами - общая сухая масса может быть 110-120 тонн. И попутных грузов в одну сторону еще максимум  до 20 тонн с головой по артемиде будет.
До поверхности луны от НОО  6 км/с. Заправка на 3 км/с. Остается для HLS 3 км/с до поверхности луны 560 +140 (HLS +ПН на поверхность)/2,25 = 310 на поверхности -20 тонн выгружаем 290 старт - до заправки на ВЭО обратно опять  3 км/с - прилетает 128 тонн. Т.е. еще минимум 8 тонн горючки на промежуточные маневры стыковки с гейтвеем остается минимум.

Так что да. Хватает вроде бы даже в тяжелом варианте.
Хотя изначально было озвучено что HLS должен весить не более 100 тонн.
Может быть по причине попыток вписаться в эту массу сильно сокращают баки и потому и нужна двойная заправка при первоначальной доставке HLS на луну. С учетом вписания сухой массы в 100 тонн, хватит даже  600 тонных баков - только проще все станет, в том числе и устойчивость на грунте и выгрузка. И даже танкер может быть чугуниевым (~200т) все равно хватит.

Танкера на основе версии V3 (2300т заправки) и вовсе смогут в прямые рейсы к гейтвею. Этого запаса точно хватит при необходимости перейти на чистое снабжение/посещение с помощью старшипов, с любым весовым совершенством. Даже с 350 тоннами сухой массы с учетом усиленной защиты, кабин пассажирской и грузовой, баков под вонючку, ксенон, воду, кислород и все все все. И еще 50 тонн безвозвратной ПН сверху.
может ли разум на бинарной логике осознать непрерывный спектр?

garg

Депо, точнее высотный танкер (депо он или нет -веть депо -накопитель) почти ничего не тратит на возврат с ВЭО. Т.к. Перигей всего 280 км. Для сведения с такой орбиты нужно даже меньше чем с круговой НОО. Естественно при импульсе в апогее. Остальное традиционный аэробрекинг.

Заправка на ВЭО нужна если весовое соотношение недостаточное.
Во первых HLS все равно не должен возвращаться к Земле - он без щита. Поэтому в последствии все равно потребуется заправка.
Во вторых НОО-поверхность луны даже без гейтвея это около 6 км/с, потом возврат к Гейтвею это около 2,8 км/с, плюс отдельная стыковка заправка (возле гейтвея опасно, поэтому в любом случае маневры)
И вот потребная гарантированая дельта  для первого демонстрационного полета вылезает в  9 км/с, а может и еще запас нужен. На вакуумных рапторах это весовое  совершенство должно быть выше 11,4/1. Т.е. соотношение начальной и конечных масс. А там еще рулевые это земные рапторы с импульсом  355-365 против 380 у вакуумных. ориетация просто на сжатом газе 150с? ну и т.д. и т.п. потери.
И хоть страшип для HLS лишается теплозащиты и крылышек. но приобретает жилые кабины, СЖО на месяц или больше, грузовую палубу, шлюзы, лебедку- кран балку выдвижную из корпуса для выгрузки на поверхность, ноги с адаптивной подвеской (иначе эта башня на лунном грунте гарантированно грохнется) пояс непосредственно посадочных движков  (возможно на вонючке) выдвижные  рулонные Сб -зановесочки и что то там еще точно.
Не факт что все это добро будет легче в сумме теплозащиты и крылышек. Скорее наоборот.

А что есть сейчас по факту?
Точной инфы нет, но сейчас V1  без нихрена с 1200 тонн заправки весит 150 тонн.
Версия V2 пусть и имеет 1500т заправки, но имеет чуть большие габариты. И чуть меньшие только передние крылышки. Может чуть меньше теплозащиты (пару процентов площади) И сомневаюсь что его успели облегчить. Сейчас задача безопасно сойти с орбиты.
Т.е. в лучшем случае сейчас весовое 10/1 или около того.
А HLS надо будет все таки не тупо собрать как прототип, но еще долго оборудовать всеми фентифлюшками и проверять так ли собрали их и работают ли они.
Так что проектируют его на том что есть или вот вот будет, а не будет когда-то тогда.
Вот и выходит, что без доп. заправки каменный цветок не выходит.
может ли разум на бинарной логике осознать непрерывный спектр?

Шлангенциркуль

Цитата: Андрюха от 29.12.2024 19:34:11Это конечно сильно устарело, но уже тогда рассматривалась дозаправка ещё и на  NRHO...с возвращением корабля-заправщика на Землю.
И вот если впоследствии планируется отказ от "Ориона" и задействование только Старшипа (не важно, какой-то версии для маршрута Земля-Гейтвей-Земля, или возврат самого HLS), такой танкер-заправщик с усиленным ТЗП на высокоэллиптической орбите (не депо) наверное уже имеет смысл использовать для отработки этого самого возврата на Землю. Вот только сколько он "довезёт" для HLS тогда и сколько их понадобится? ::)


Тут энтузиасты даже не пытались оптимизировать в лоб придуманный план путем растягивания баков под условия невесомости или хотя бы заправки на эллиптической орбите, а не у Луны. Вместо подливания ста тонн нехватки топлива, гораздо компактнее схема, при которой лэндер на первый полет заправляется сразу, а при дальнейшей эксплуатации к нему на гало-орбиту пригоняется одноразовый и максимально облегченный танкер.
Ну а что сейчас в мозгах компоновщиков миссий Артемиды в текущих, так сказать, условиях можно только гадать, неплохо бы дождаться хоть какого-то официального апдейта.

Дем

Цитата: Андрюха от 29.12.2024 16:51:26Так что будет 2 депо на разных орбитах? Или финальная дозаправка - она одна и должна происходить от танкера, доставляемого непосредственно на высокоэллиптическую орбиту? Да и зачем вообще депо на LEO, если и там также можно танкерами?
Очевидно, потребное на всю миссию количество топлива в HLS не лезет, поэтому нужна окончательная заправка на высокой орбите.
Цитата: garg от 29.12.2024 18:21:30Но поднимать орбиту имеет смысл только до высоты расхода половины топлива в баках. Тогда танкер  заправляет корабль следующий дальше до полного.
Ничто не мешает HLS выйти на высокую орбиту (НЕО) пустым и там залиться до полного. Учитывая что размер и масса заправщика не определены, с определением оптимума всё сложнее.
Цитата: garg от 29.12.2024 18:54:44С высокой орбиты танкер надо будет возвращать.

точнее не совсем просто, а с усиленной термозащитой).
Не факт что для возврата депо на НОО потребуется теплозащита, не обязательно за один раз тормозиться.
Цитата: garg от 29.12.2024 22:23:55А что есть сейчас по факту?
Точной инфы нет, но сейчас V1  без нихрена с 1200 тонн заправки весит 150 тонн.
Тут надо не забывать, что возвращаемый корабль должен быть достаточно прочным чтобы не развалиться при торможении. Вон прошлый аж погнулся.
А депо можно хоть из фольги делать, его наддув держать будет.

Зы: Я бы просто стыковал HLS и депо на НОО и использовал его для разгона как бустер, не тратя топливо HLS.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

garg

Возврат на НОО с около второй космической депо без термозащиты не переживет, хоть в 10 проходов тормози. А ЭВИ и вовсе снесет без вариантов. а без ЭВИ какое это депо? Так что высотная заправка только танкером. Депо - на стабильных орбитах
может ли разум на бинарной логике осознать непрерывный спектр?

Водитель

Что то как то слишком сложно.

Шлангенциркуль

Тесты с перекачкой топлива между Старшипами были согласованы с НАСА на весну, посмотрим, насколько уедут даты.

Андрюха

Цитата: garg от 31.12.2024 09:39:28Возврат на НОО с около второй космической депо без термозащиты не переживет, хоть в 10 проходов тормози. А ЭВИ и вовсе снесет без вариантов. а без ЭВИ какое это депо? Так что высотная заправка только танкером. Депо - на стабильных орбитах
Так депо возвращается с ВЭО на НОО, для чего ему и нужен некий запас топлива, а не термозащита
Цитата: Дем от 30.12.2024 21:40:32Не факт что для возврата депо на НОО потребуется теплозащита, не обязательно за один раз тормозиться.
Или тут аэробрейкинг задумали? :)

Андрюха

Цитата: Шлангенциркуль от 31.12.2024 13:11:36Тесты с перекачкой топлива между Старшипами были согласованы с НАСА на весну, посмотрим, насколько уедут даты.
Вроде не согласованны, а была просто "просьба" НАСА...

Дем

Цитата: garg от 31.12.2024 09:39:28Возврат на НОО с около второй космической депо без термозащиты не переживет, хоть в 10 проходов тормози.
А если в 100 проходов? В 1000? Подобрать безопасный уровень нагрева.
Та же МКС без проблем атмосферой тормозиться, несмотря на скорость набегающего потока в 8км/с
Цитата: garg от 31.12.2024 09:39:28А ЭВИ и вовсе снесет без вариантов. а без ЭВИ какое это депо?

Изоляция всяко должна выдерживать воздействие атмосферы при запуске, никто депо на орбите плёнкой обматывать не станет. Так что и тут не снесёт.
Цитата: Андрюха от 31.12.2024 13:17:38Вроде не согласованны, а была просто "просьба" НАСА...
и планы от СпейсХ. Но не жёсткие, а "если получится"
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Prokrust

Цитата: garg от 29.12.2024 22:23:55И вот потребная гарантированая дельта  для первого демонстрационного полета вылезает в  9 км/с, а может и еще запас нужен. На вакуумных рапторах это весовое  совершенство должно быть выше 11,4/1. Т.е. соотношение начальной и конечных масс. А там еще рулевые это земные рапторы с импульсом  355-365 против 380 у вакуумных. ориетация просто на сжатом газе 150с? ну и т.д. и т.п. потери.
И хоть страшип для HLS лишается теплозащиты и крылышек. но приобретает жилые кабины, СЖО на месяц или больше, грузовую палубу, шлюзы, лебедку- кран балку выдвижную из корпуса для выгрузки на поверхность, ноги с адаптивной подвеской (иначе эта башня на лунном грунте гарантированно грохнется) пояс непосредственно посадочных движков  (возможно на вонючке) выдвижные  рулонные Сб -зановесочки и что то там еще точно.
Не факт что все это добро будет легче в сумме теплозащиты и крылышек. Скорее наоборот.
Сойдет если нужно груз привезти на лунную поверхность. Но если старшип HLS задержится на лунной поверхности, то кислород выкипит, взлетать будет неначем.
Или нужно делать легкий холодильник - не факт что получится или переходить на перекись или вонючку для посадочных модулей с экипажем.

Дем

Цитата: Prokrust от 04.01.2025 12:03:59Или нужно делать легкий холодильник - не факт что получится или переходить на перекись или вонючку для посадочных модулей с экипажем.
Они тоже закипят.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.