Союз-СПГ / Амур-СПГ

Автор Salo, 09.09.2013 13:50:39

« назад - далее »

0 Пользователи и 5 гостей просматривают эту тему.

Raul

Цитата: Дем от 30.08.2024 17:48:34
Цитата: Raul от 30.08.2024 15:18:37Знаете, сколько народа во всем мире этим занимается (созданием различных РД на основе 120-го)?
А сколько из них - успешно?
И сколько из них - в нашей стране?
Ладно, Вы меня убедили, что нам вновь освоить старый РД-120 - ни в жисть :(. Зато сделать принципиально новый "прорывный" движок - легко! :D

Понимаете, хочется что-то новое увидеть... Чтобы полетело не как Дуров над Парижем. :-\ Как там за границей освоили РД-120 и сколько их, почитайте сами, здесь тема про нас.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Кот Бегемот

Цитата: Raul от 30.08.2024 18:00:50Зато сделать принципиально новый "прорывный" движок - легко! :D
Так уже был рд-0162Д его вроде-как даже испытыали.
Так что "задел" какой-никакой наверное есть. ::)
А что легче использовать "задел" по рд-120 или рд-0162 - вопрос дискуссионный.
И что в итоге перспективнее.

Дем

Цитата: Raul от 30.08.2024 18:00:50Ладно, Вы меня убедили, что нам вновь освоить старый РД-120 - ни в жисть :(. Зато сделать принципиально новый "прорывный" движок - легко! :D
Не то чтобы не освоить, но это задачи одинаковой сложности. Потому что преемственности уже нет.
И не нужно прорывной, а то опять штаны прорвём. Нужно простой и дешёвый, чтобы летать.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Дмитрий В.

Цитата: Demir_Binici от 30.08.2024 15:30:20
Цитата: Дмитрий В. от 30.08.2024 13:48:50
Цитата: Demir_Binici от 30.08.2024 13:37:37
Цитата: Кот Бегемот от 30.08.2024 13:02:58Такие планы были озвучены
Да, не заметил. Для 5 двигателей это наверное возможно, но не на всех участках траектории....
А на каких возможно?
Заявление для журналистов, что "Амур-СПГ может получить <значит может и не получить> опцию так называемого горячего резервирования" сделано почти 4 года назад чиновником из Роскосмоса, а даже не представителем РКЦ Прогресс. Причём сделано в день подписания контракта на эскизный проект. Возможно, такое требование было в пожеланиях заказчика. Возможно РКЦ Прогресс что-то такое обещал в своём предложении на конкурсе.
На сегодняшний день нет ни ракеты ни двигателя для неё, а срок её появления - 2030 год. Даже нет ясности, будут ли продолжены работы по этому проекту.

А Вас интересует, будет ли эта опция, а если будет, то на каких участках траектории она сможет помочь. Серьёзно?

Мне больше занимает, будет ли вообще двигатель, который стоит резервировать этой опцией.

Вопрос с резервированием тоже интересен, но пока носит слишком отвлечённо-теоретический характер в отсутствии каких-либо представлений о возможностях двигателя. Подобная опция на Falcon 9 работает. SpaceX заявляет, что отказ 1 двигателя из 9 возможно компенсировать на всех участках траектории, а на некоторых участках можно компенсировать отказ 2 двигателей. На каких точно - не знаю. Предположу, что после MaxQ.
Конечно, интересует. Возможность резервирования закладывается на стадии формирования концепции, в частности, на стадии аванпроекта, когда ни двигателя, ни ракеты нет и не может быть по понятным причинам.
И, в принципе, возможность выведения ПГ на штатную (или аварийную) орбиту, даже при отказе одного ЖРД сразу после команды КП. При выполнении определённых решений.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Demir_Binici

Цитата: Дмитрий В. от 30.08.2024 21:59:39Конечно, интересует. Возможность резервирования закладывается на стадии формирования концепции, в частности, на стадии аванпроекта, когда ни двигателя, ни ракеты нет и не может быть по понятным причинам.
И, в принципе, возможность выведения ПГ на штатную (или аварийную) орбиту, даже при отказе одного ЖРД сразу после команды КП. При выполнении определённых решений.
Чем меньше двигателей, тем больше должна увеличиваться тяги остальных при отказе одного. Если ставится задача резервирования, то надо закладывать требования не только к ракете, но и к двигателю.
ЕМНИП, Амур-СПГ пока единственная ракета с 5 двигателями, которую планируют сделать многоразовой. У всех остальных - от 7 до 13 двигателей.
На каких участках траектории Амур-СПГ будет возможно компенсировать отказ - информации нет. Обсуждать возможность этого, не имея информации о двигателе - преждевременно.

Serge V Iz

Цитата: Demir_Binici от 31.08.2024 07:25:41На каких участках траектории Амур-СПГ будет возможно компенсировать отказ - информации нет. Обсуждать возможность этого, не имея информации о двигателе - преждевременно
На тех, где тяги оставшихся четырёх или двух двигателей достаточно. Такие участки начинаются уже менее, чем в минуте от контакта подъема.

Demir_Binici

#7106
Цитата: Raul от 30.08.2024 18:00:50Ладно, Вы меня убедили, что нам вновь освоить старый РД-120 - ни в жисть :(. Зато сделать принципиально новый "прорывный" движок - легко!
Я бы сказал, что сложность задач примерно одинакова.

"Освоить" старый РД-120, сегодня означает заново разработать РД-120 и освоить его производство. Если в Энергомаше есть люди, которые способны разработать новый двигатель почти с чистого листа, то РД-120 может появиться. Последний их двигатель, который можно считать новым, это РД-191.

Последний двигатель который с чистого листа разработан в КБХА и дошёл до стадии ЛКИ - РД-0124. Однако у них было несколько разработок, которые хотя и не пошли дальше лабораторий и стендов, но таки были - РД-0162, MIRA, РД-0146.

Не берусь судить, у кого больше шансов довести разработку ~100 тс двигателя до лётной готовности. Если бы директором был я (c), то финансировал бы обе разработки. Керосиновому РД-120 тоже нашлось бы применение, даже если обе разработки стали бы одинаково успешны.

Сейчас РД-120 более несуществующий двигатель из прошлого и одновременно бумажный двигатель зачем-то красующийся на сайтах. Не более реальный, чем свежеизготовленный НК-33.

Raul

#7107
Цитата: Дем от 30.08.2024 18:17:17
Цитата: Raul от 30.08.2024 18:00:50Ладно, Вы меня убедили, что нам вновь освоить старый РД-120 - ни в жисть :(. Зато сделать принципиально новый "прорывный" движок - легко! :D
Не то чтобы не освоить, но это задачи одинаковой сложности. Потому что преемственности уже нет.
И не нужно прорывной, а то опять штаны прорвём. Нужно простой и дешёвый, чтобы летать.
Вообще эта тема не по двигателям, а по ракетам. Мне лично частично многоразовая РН на керосине представляется более перспективной, чем на метане.

Следите за ракетами Маска - успешный мультимиллиардер применяет частично многоразовый Falcon на керосине и строит полностью многоразовый Старшип на метане. Это все неспроста (с), явно не обошлось без подсчета Маском денежек.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Дмитрий В.

Цитата: Demir_Binici от 31.08.2024 07:25:41
Цитата: Дмитрий В. от 30.08.2024 21:59:39Конечно, интересует. Возможность резервирования закладывается на стадии формирования концепции, в частности, на стадии аванпроекта, когда ни двигателя, ни ракеты нет и не может быть по понятным причинам.
И, в принципе, возможность выведения ПГ на штатную (или аварийную) орбиту, даже при отказе одного ЖРД сразу после команды КП. При выполнении определённых решений.
Чем меньше двигателей, тем больше должна увеличиваться тяги остальных при отказе одного. Если ставится задача резервирования, то надо закладывать требования не только к ракете, но и к двигателю.
ЕМНИП, Амур-СПГ пока единственная ракета с 5 двигателями, которую планируют сделать многоразовой. У всех остальных - от 7 до 13 двигателей.
На каких участках траектории Амур-СПГ будет возможно компенсировать отказ - информации нет. Обсуждать возможность этого, не имея информации о двигателе - преждевременно.
Задача решается введением номинального и форсированного режимов. К примеру, в проекте МРКС-1 ЖРД РД-192 или РД-0162 должны были форсироваться на 33%. Для Амура, с точки зрения энергетики, достаточно форсировать на 25%. Соответственно, второй фактор обеспечения продолжения полёта - управляемость - обеспечивается подвесом всех 5 ЖРД в кардане.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Demir_Binici

Цитата: Дмитрий В. от 31.08.2024 11:20:50Задача решается введением номинального и форсированного режимов. К примеру, в проекте МРКС-1 ЖРД РД-192 или РД-0162 должны были форсироваться на 33%. Для Амура, с точки зрения энергетики, достаточно форсировать на 25%. Соответственно, второй фактор обеспечения продолжения полёта - управляемость - обеспечивается подвесом всех 5 ЖРД в кардане.
Интересно, да. Когда появится РД-0169, возможно сообщат о том, насколько его допустимо форсировать. Пока почти не слышно даже о его прототипе - РД-0177. Про 25% разумеется очевидно, если это достижимо для данного двигателя. Будет ли реализовано управление вектором тяги для всех РД-0169 или лишь для одного, я не слышал.
Спойлер
Пока будем наблюдать за CZ-12, на которой будет четыре YF-100K на первой ступени. Про отказы YF-100 вообще ничего не известно, так что может и не увидим в действии резервирования.
[свернуть]

Demir_Binici

Цитата: Raul от 31.08.2024 10:04:56Смотрите за руками (с) Маска - успешный мультимиллиардер применяет частично многоразовый Falcon на керосине...
Я уже где-то писал, что оглядываться на Маска и SpaceX надо с умом. Многие их решения - вынужденные. Отсутствие средств, времени, опыта и т.д. Им требовалось хоть какой двигатель сделать в разумные сроки, обладая весьма скромными финансовыми возможностями. Отсюда и керосин и открытая схема.
Цитата: Raul от 31.08.2024 10:04:56...и строит  полностью многоразовый Старшип на метане.
А это уже совсем другой Маск и совсем другой SpaceХ с совершенно другими возможностями.

Кот Бегемот

Цитата: Raul от 31.08.2024 10:04:56Мне лично частично многоразовая РН на керосине представляется более перспективной, чем на метане.
Не могли бы вы пояснить почему вы пришли к таким выводам.

Raul

#7112
Цитата: Кот Бегемот от 31.08.2024 12:42:14
Цитата: Raul от 31.08.2024 10:04:56Мне лично частично многоразовая РН на керосине представляется более перспективной, чем на метане.
Не могли бы вы пояснить почему вы пришли к таким выводам.
Цитата: Raul от 30.08.2024 10:35:02Едcинственный вопрос к Союзу-СПГ - это почему он СПГ? Двигатель около 100-тонной тяги с шестикратным использованием вполне можно создать на керосине, например, путем модернизации РД-120.

При обратной замене метана на керосин ракетные ступени становятся меньше по объему, значит:
1. Дешевле по металлу.
2. Меньше по диаметру для перевозки по железной дороге в любом направлении.
3. Легче для осуществления маневра торможения-посадки и подъема летающим краном.
А также:
4. Без рисков освоения нового вида горючего.
5. Пригодными для запуска с существующих площадок без модернизации топливной части.
6. С готовой статистикой РД.
7. С выходом на ЛКИ по графику, поскольку модернизация существующего РД может выполняться поэтапно.

Поэтому переход на метан нуждается в дополнительном обосновании - а не только горячим желанием освоить "новую прорывную технологию". Например, РД-0169 может пригодиться при создания полностью многоразового космолета для РОС - 25 или 100-кратного, здесь метан вне конкуренции. :)
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Кот Бегемот

#7113
Цитата: Raul от 31.08.2024 10:04:56Следите за руками (с) Маска - успешный мультимиллиардер применяет частично многоразовый Falcon на керосине и строит  полностью многоразовый Старшип на метане. Это все неспроста (с), явно не обошлось без подсчета Маском денежек.
Может получится так, что в какой-то момент у нас захотят например сделать уменьшенную копию старшипа.И наличие задела по метану в виде того же амур-спг будет весьма кстати.
Вот что пишут об этом кбха
ЦитироватьРД0177 — опытный образец двигателя, разработкой которого КБХА занимается с 2016 года. Работы проводятся в рамках государственного контракта по созданию базового задела для перспективных средств выведения.

А вообще метан предлагали для многоразовости задолго до маска.НЯП даже бустеры энергии-ураган хотели перевести на метан.Россиянка и МРКС опять же...

Искандер

Цитата: Raul от 31.08.2024 10:04:56
Цитата: Дем от 30.08.2024 18:17:17
Цитата: Raul от 30.08.2024 18:00:50Ладно, Вы меня убедили, что нам вновь освоить старый РД-120 - ни в жисть :(. Зато сделать принципиально новый "прорывный" движок - легко! :D
Не то чтобы не освоить, но это задачи одинаковой сложности. Потому что преемственности уже нет.
И не нужно прорывной, а то опять штаны прорвём. Нужно простой и дешёвый, чтобы летать.
Вообще эта тема не по двигателям, а по ракетам. Мне лично частично многоразовая РН на керосине представляется более перспективной, чем на метане.

Смотрите за руками (с) Маска - успешный мультимиллиардер применяет частично многоразовый Falcon на керосине и строит  полностью многоразовый Старшип на метане. Это все неспроста (с), явно не обошлось без подсчета Маском денежек.
Для любой многоразовой ракеты метан лучшеЕ керосина. Об этом уже много лет говорено-переговорено.
Двигатель по любому требуется новый. ЕМНИП РД-120 однорежимный, высотный и керосин.

Для дешевой РН среднего класса, т.н. "рабочей лошадки", скорее всего оптимальным был бы метановый двигатель открытой схемы, как на РН Ариан Некст (ЖРД Прометеус) и на РН Zhuque-2 (ЖРД TM-12). Мне почему-то кажется, что разработка его намного проще, быстрее и сам двигатель был бы дешевле, чем высокотехнологичного РД-0162. Или скрепы не позволяют? А до сих пор летать на архаичном двигателе с турбиной на перекиси позволяют?

Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt.
Propaganda non facit homines idiotae. Propaganda fit pro fatuis.

Кот Бегемот

Цитата: Raul от 31.08.2024 12:49:47Дешевле по металлу.
Экономия на спичках.Если она вообще там есть
Цитата: Raul от 31.08.2024 12:49:47Меньше по диаметру для перевозки по железной дороге в любом направлении.
Ну вот допустим амур-спг с 7 рд-0169 около 17т на НОО, а вот игрытш 17т на НОО оба в диаметре 4.1м
Цитата: Raul от 31.08.2024 12:49:47Легче для осуществления маневра торможения-посадки и подъема летающим краном.
А что рд-120 расчитан на многократное включение?Или БХГ?
Цитата: Raul от 31.08.2024 12:49:47Без рисков освоения нового вида горючего.
А в чем риски?рд-0162 уже испытывали.Помоему новые разработки это плюс, а не минус.
Цитата: Raul от 31.08.2024 12:49:47Пригодными для запуска с существующих площадок без модернизации топливной части.
Это с каких?С зенитовского старта в байконуре?А оно надо на территории "братского" государства.А с ангаринного старта как-то сомневаюсь что можно без глубокой переделки что-то кроме ангары запустить.
Чего ж иртыш с ангаринного старта не хотят запускать, а говорят о строительстве нового?Наверное не все так просто.
Цитата: Raul от 31.08.2024 12:49:47С выходом на ЛКИ по графику, поскольку модернизация существующего РД может выполняться поэтапно.
Ну вот огневые по рд-0169 должны быть в октябре, а когда будет рд-120 если вот сегодня начать - это вопрос.

Искандер

Цитата: Demir_Binici от 31.08.2024 11:54:24
Цитата: Raul от 31.08.2024 10:04:56...и строит  полностью многоразовый Старшип на метане.
А это уже совсем другой Маск и совсем другой SpaceХ с совершенно другими возможностями.
Я б не сказал что он другой, доверия и пиара сейчас больше => больше денег, больше возможностей.
А так он всегда старался извлечь максимум из доступного ресурса.
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt.
Propaganda non facit homines idiotae. Propaganda fit pro fatuis.

Кот Бегемот

Цитата: Искандер от 31.08.2024 13:01:00Мне почему-то кажется, что разработка его намного проще, быстрее и сам двигатель был бы дешевле, чем высокотехнологичного РД-0162.
А сколько стоил рд-0162 есть данные?

Искандер

Цитата: Кот Бегемот от 31.08.2024 13:08:12
Цитата: Искандер от 31.08.2024 13:01:00Или скрепы не позволяют?
Скрепы это импортозамещенный аналог "западных ценностей" к чему вы их приплели - совершенно непонятно.
Спойлер
"Скрепы" — это концепт, который отражает текущие культурные и политические дебаты в России об основах бытия оной. Сводить их к какой-то аналогии чего-то там?.. ::) По-моему это упрощение.
[свернуть]

В данном контексте "скрепа" (великая космическая лержава) на мой ламерский взгляд не позволяют разработать простой, дешевый, технологичный двигатель метановой схемы. Смотрим на Прометеус...
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt.
Propaganda non facit homines idiotae. Propaganda fit pro fatuis.

Кот Бегемот

Цитата: Искандер от 31.08.2024 13:01:00Для дешевой РН среднего класса, т.н. "рабочей лошадки", скорее всего оптимальным был бы метановый двигатель открытой схемы, как на РН Ариан Некст (ЖРД Прометеус) и на РН Zhuque-2 (ЖРД TM-12)
Если  допустим ступнь МРКС с рд-0162 летает по 100 раз то стоимость этих двигателей становится несущественной, а вот более высокий уи за 100 полетов принесет свои плоды в виде больше ПН за каждый из ста полетов.
Чтобы совсем понятно было стоимость двигателя мы делим на 100 полетов.А выигрыш по ПН за счет бОльшей эффективности двигателя умножаем на 100 полетов.