Двигатели КБХМ им. Исаева

Автор Salo, 06.08.2009 23:41:31

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Salo

#700
Раскрыта ещё одна тайна века!
Цитировать
ЦитироватьSalo пишет:

http://old.korolev.ru/cp/science3.html



Что за двигатель?
Дмитрий В. пишет:

2-я ступень Р-29РМ?


"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#701
http://krasm.com/docs/2012/1-2_2012.pdf
ЦитироватьНачали с того, что под производственные площади и оборудование реконструировали бывший цех двигателей. Сначала смонтировали установку по производству ИКЖТ — искусственного композиционного жидкого топлива. Это водоугольная смесь: 60 процентов измельченного в порошок угля и 40 процентов воды. Всем известно, что уголь в воде не растворяется, выпадает в осадок. поэтому смешение производится после кавитационной (ударной) обработки водоугольной смеси и специальной добавки, которая связывает все компоненты. ИКЖТ хранится годами, не расслаиваясь и не давая осадка. На вид — черная текучая краска или нефть, а, по сути, — готовое топливо.
Впрыскивай в котлы котельных и получай тепло. Одна установка может обеспечить обогрев поселка до 50 тысяч жителей. Разве не заманчиво для территорий, где уголь лежит, можно сказать, под ногами?
К следующему этапу внедрения проекта — монтажу углегазификатора — мы подошли в 2011 году. Аппарат для получения из ИКЖТ синтезгаза, который сам по себе тоже является топливом, пригодным для промышленных и бытовых целей, спроектирован в "КБ Химмаш имени А.М. Исаева".
Конструкторы-ракетчики со свойственным им творческим "полетом мысли" подошли к заданию нестандартно. Конструкция нашего углегазификатора отличается от зарубежных аналогов: процесс синтеза идет при более низкой температуре и давлении. Зарубежные установки работают при давлении до 30-50 атмосфер и температуре до 1500 градусов. В нашем аппарате синтез происходит при давлении всего в 6,6 атмосферы и температуре 1000 градусов. Это позволяет снизить себестоимость аппарата — для его изготовления не требуются дорогостоящие жаропрочные материалы. Вообще, по техническим характеристикам этому углегазификатору нет равных в мире.
В 2012 году планируем завершить монтаж линии, доведя ее до конечного этапа — получения из синтезгаза синтетического топлива: бензина и дизельной фракции.
Промежуточный продукт, получаемый из синтезгаза, — синтин, из которого путем технологических приемов нефтепереработки будет получен бензин и дизельное топливо, а также реактивное топливо, которое по своим характеристикам невозможно получить из нефтяного сырья. При определенной экономической конъюнктуре цен на уголь и нефть топливо из угля становится дешевле.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

inoplanetyanin

Цитировать

Интересно, а ведь ДОК-10 и ДОК-50 это могут быть С5.70 и С5.71 или их потомки.

ДОК-10 -это С5.216, каталитический, тягой 1 кГ, ДОК-50 -это С5.221 тягой 5 кГ, разработаны для "Лавочки"
Виват!

Salo

Спасибо! Я уже и сам разобрался. Первый использовали на Фобосах, а второй на Фобосах и Фрегатах.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Frontm

В смысле первый, второй...?
на фрегате
8 - Двигатель малой тяги   С5.221 [XZ, XY, СОЗ]
4 - Двигатель малой тяги   С5.216 [YZ]
1 - Клапан блока наддува   УФ90083
2 - Клапан магистральный   УФ96435
2 - блок клапанов    С5.668.0A-0
2 - электропневмоклапан   С5.517.A1.0-0
3 - Пироклапан   С5.642
...
:wink:
2 - рулевая машинка   14Ф12-7751-0-02

Salo

ЦитироватьВ смысле первый, второй...?
на фрегате
8 - Двигатель малой тяги   С5.221 [XZ, XY, СОЗ]
4 - Двигатель малой тяги   С5.216 [YZ]
1 - Клапан блока наддува   УФ90083
2 - Клапан магистральный   УФ96435
2 - блок клапанов    С5.668.0A-0
2 - электропневмоклапан   С5.517.A1.0-0
3 - Пироклапан   С5.642
...
:wink:
2 - рулевая машинка   14Ф12-7751-0-02
У меня были данные о двенадцати С5.221:
http://aviapanorama.narod.ru/journal/2000_2/4.HTM
ЦитироватьОснову ДУ стабилизации, ориентации и обеспечения запуска составляет однокомпонентный гидразиновый двигатель с активным катализатором с5.221 тягой 5 кгс. Количество двигателей 12, их удельный импульс 225 с.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Echidna

Интересно, есть что-нибудь о КТДУ С154.000 ?

Salo

Индекс скорее всего неправильный.
Если это КДУ КБХМ, то индекс должен иметь вид С5.154.000.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

C-300

ЦитироватьИнтересно, есть что-нибудь о КТДУ С154.000 ?
Хммм... Напоминает индекс С1.54000. Это, насколько я помню, то ли ЖРД блока Л РН 8К78 "Молния", то ли ЖРД тормозной ступени ракеты 8К713 ГР-1. В любом случае, по конструкции они близки.
Только С1 - это изделия Мельникова из ОКБ-1 (Королёв).
По теме: есть подробное описание... Здесь: http://a3-bgtu.narod.ru/download.htm

Salo

http://www.khrunichev.ru/main.php?id=4&nid=2383
ЦитироватьНовости партнеров и филиалов

В Конструкторском бюро химического машиностроения имени А.М. Исаева состоялась научно-техническая конференция, посвященная 60-летию образования ОКБ-2 и ОКБ-3

16.03.2012
14 марта 2012 года в Конструкторском бюро химического машиностроения имени А.М.Исаева прошла научно-техническая конференция, посвященная 60-летию образования ОКБ-2 и ОКБ-3 в составе НИИ-88. На конференцию были приглашены специалисты, рабочие КБхиммаш им. А.М. Исаева, а также ветераны предприятия и гости смежных предприятий ( РКК «Энергия им. С. П. Королёва»,НПО ИТ, «Корпорация «Тактическое пакетное вооружение», Королёвский Космический Колледж Машиностроения и Технологий,– Администрация г. Королёв, ГКНПЦ им.М.В. Хруничева,Компомаш – ТЭК,ФГУП «Центр Келдыша», НПО им. С.А. Лавочкина, МО, Роскосмос, Финансово-технологическая Академия, НПО «Техномаш»,НПО «Энергомаш», СПЧ-22) -всего 350 человек.

Вел заседание Владимир Андреевич Петрик – Генеральный директор КБхиммаш им. А.М. Исаева. В состав Президиума  конференции входили:

1.     Петрик Владимир Андреевич – генеральный директор КБхиммаш им. А.М. Исаева

2.      Городничев Юрий Петрович – Первый зам. Гл. инженера РКЗ ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.

3.     Смирнов Игорь Александрович – Генеральный конструктор КБхиммаш

4.     Васютин  Юрий Иванович – начальник отдела 420

5.     Завьялов Владимир Семёнович – ветеран

6.     Селезнёв Евгений Петрович – ветеран

7.     Леонтьев Николай Иванович – ветеран

8.     Курбатов Василий Васильевич – председатель совета ветеранов г. Королёв

9.     Хрусталёва Галина Алексеевна -  председатель совета ветеранов филиала

10.  Сточек Нина Павловна – старший научный сотрудника отдела 214

11.   Крючков Леонид Романович  - начальник группы отдела 214

12.  Тихонов Виктор Алексеевич – токарь-расточник 6 р. цех 102

13.   Полянский Юрий Владимирович – слесарь- сборщик 6 р.цех 104

14.   Бычкова Анна Ивановна – работала с 1947 по 1977 гг. отд.215 ОКБ3

15.   Шувалова Людмила Георгиевна  -   работала 1946 по 1983 гг. отд. 408 ОКБ 3

16.   Пронкевич Андрей Сергеевич – начальник 1382 ВП МО РФ

17.  Русаков Владимир Александрович – зам. руководителя Администрации г. Королёв.

18.  Соколов Борис Александрович -  советник Президента РКК «Энергия им. С.П. Королёва»

 Заседание началось  в 14:00 с гимна КБхиммаш им. А.М. Исаева. Владимир Андреевич Петрик поприветствовал  собравшимся, а также поздравил ветерана ОКБ-3 Сточек Нину Павловну с 90-летием и преподнёс подарок.

На конференции  выступил с докладом « Алексей Михайлович Исаев и его КБ. Двигатели разгонных блоков»  ветеран ОКБ-2, начальник конструкторского отдела Васютин Юрий Иванович. Затем выступил  ветеран ОКБ-3 и КБхиммаш им. А.М. Исаева Завьялов Владимир Семёнович с докладом « К Юбилею образования  ОКБ-2 и ОКБ-3 в составе НИИ-88». После доклада В.А. Петрик презентовал новую книгу В.С. Завьялова «О работе в КБхиммаш и не только об этом» и подарил  её присутствующим делегатам и ветеранам. После выступил с поздравительной речью от РКК «Энергия им. С.П. Королёва»  Соколов Борис Александрович и вручил директору подарочный набор  медалей  РКК «Энергия им. С.П. Королёва». После  Соколова слово предоставили Леонтьеву Николаю Ивановичу ветерану КБхиммаш им. А.М. Исаева. Он обратился с небольшой поздравительной речью к собравшимся.  Затем  выступил представитель Администрации г. Королёв  Русаков  Владимир Александрович и поздравил КБхиммаш с юбилеем от имени Главы города и Главы администрации.  Выступления продолжил Селезнёв Евгений Петрович – ветеран КБхиммаш и также обратился к присутствующим с короткой поздравительной речью и словами напутствия молодым специалистам. После Селезнёва  выступила Сточек Н.П. с воспоминаниями о  выдающихся людях, с которыми она работала.  Василий Василевич Курбатов поздравил КБхиммаш и его сотрудников с юбилеем и вручил  медали : В.А. Петрику, Н.П. Сточек, Ю.И. Васютину, В.С. Завьялову, В.В. Калинину, Давыдову, А.А. Гудкову, Н.И. Леонтьеву.

Валерий Андреевич Моисеев также выступил с поздравлениями и преподнёс  подарок.

После всех поздравлений  Владимир Андреевич Петрик  и Воробьёв Владимир Николаевич  наградили медалями и Почетными грамотами сотрудников и ветеранов  предприятия:

1.     Сточек Н.П. (орден им.К.Э. Циолковского) – старший научный сотрудник

2.     Тихонов В.П. (медаль «За заслуги») – токарь-расточник 6р.

3.     Крючков Л.Р.( медаль «За заслуги») – нач. группы

4.     Полянский Ю.В. (медаль «За заслуги») – слесарь-сборщик 6р.

5.     Леонтьев Н.И.

Знаком Федерального космического агентства «За обеспечение космических стартов»:

1.     Брылкин А.М. слесарь-сборщик 6р.

2.     Бурданов А.И. электросварщик ручной сварки 6р.

3.     Вдовенко В.Н. заливщик металла 4р.

Почетной грамотой Федерального космического агентства

1.     Логунов Ю.Н. слесарь- электрик по ремонту электрооборудования 6р.

2.     Попов Г.А. – нач. отд.

Почетной грамотой Администрации города Королёв

1.     Степанова Л.Н. нач.бюро

Звание «Заслуженный Ветеран труда» КБхиммаш им. А.М. Исаева

1.     Метелёв А.В.  зам.гл.инженера

  Для ветеранов был организован фуршет и праздничный концерт, на котором выступила группа «Надежда».[/size]
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитировать
ЦитироватьРоссия испытала 8 новых спутников-шпионов[/size]
http://www.lifenews.ru/news/91465

ЦитироватьМихаил Попов, Life News Online
10:29, Воскресенье Май 13, 2012

Ракетно-космический центр ЦСКБ «Прогресс» закончил испытания новейшей двигательной установки спутников в Королеве.

Спутники-шпионы будут использованы для создания топографических карт, поиска месторождений и военной разведки.

Самарское КБ «Прогресс» планирует совершить 8 запусков космических аппаратов в течении двух лет. Наряду со спутниками-шпионами будет запущен аппарат программы «Бион», с мышами на борту, для исследования взаимодействия млекопитающих с космической средой, при межпланетных перелетах.

- В настоящее время Россия несколько отстала от США, Индии и Китая в использовании спутников разведчиков на околоземной орбите, - рассказал Life News источник в Роскосмосе. – Сейчас на орбите находится только один российский аппарат, который можно использовать в подобных целях, это «Ресурс-ДК1».

Рассчитанный на 3 года использования, аппарат успешно выполняет свои функции уже в течение 6 лет.

Конструкторам новых космических аппаратов удалось увеличить ресурс их двигателя до 5 лет.

- Мы провели подготовку и успешные испытания «Системы Выдачи Импульсов Тяг» для спутников-разведчиков, - рассказали Life News в ЦСКБ «Прогресс». - Это позволило нам взять полный цикл производства космических аппаратов, включая двигательную установку, в свои руки. Тогда как ранее производство различных агрегатов спутников было рассредоточено в разных КБ.

В Роскосмосе уверены, что замкнутый цикл производства в одном месте позитивно отразится на качестве космических аппаратов. Но главное - позволит жестко распределить зону ответственности за возможные технические недочеты.[/size]
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.samspace.ru/News/SUB_NEWS/05-5-15-3-врем.htm
Цитировать15 мая

 Завершен первый этап огневых испытаний разработанной «ЦСКБ-Прогресс» двигательной установки (системы выдачи импульсов тяг) для малых спутников.
 Система выдачи импульсов тяг (СВИТ) является перспективной двигательной установкой и предназначена для осуществления орбитальных маневров космического аппарата, его ориентации и стабилизации.
 СВИТ разработана и изготовлена специалистами «ЦСКБ- Прогресс» на основе блока баков и арматуры собственного изготовления с использованием жидкостных ракетных двигателей разработки НИИ машиностроения и КБхиммаш. Для «ЦСКБ-Прогресс» это первый опыт создания двигательной установки для малых массогабаритных космических аппаратов.
 Испытания прошли на испытательной базе КБхиммаш им. А.М. Исаева. Второй этап огневых испытаний СВИТ пройдет в сентябре текущего года, после чего планируется проведение её летных испытаний в составе малого космического аппарата дистанционного зондирования Земли разработки «ЦСКБ-Прогресс».[/size]
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьК юбилею ОКБ-2 и ОКБ-3 в составе НИИ-88.[/size]

/Выступление на научно-технической конференции КБХМ им. А.М.Исаева 14 марта 2012г./

Становление ОКБ-2, ОКБ-3 НИИ-88 проходило в сложное время. В начале 50-х годов шла полномасштабная война в Корее (25.06.50-27.07.53г.). В боевых действиях с обеих сторон (США с союзниками по ООН против Китая с КНДР) участвовали миллионные армии. СССР в прямых военных сражениях ограничился только действием авиации (МИГ-15 против бомбардировщиков и истребителей США), хотя в 01.50 был заключен с Китаем договор о взаимопомощи. В СССР к тому времени была атомная бомба, но не было средств ее доставки, в отличие от США, что грозило непредсказуемыми последствиями. Внутренняя обстановка в СССР была не менее напряженной. Только что закончилось «ленинградское дело» расстрелом в октябре 50 г. Н.А.Вознесенского, А.А.Кузнецова и др. Которые предлагали создать коммунистическую партию в российской федерации, что, по мнению И.В.Сталина, грозило распадом монолитного СССР. В стране разворачивалась компания по борьбе с космополитизмом, «вейсманизмом-морганизмом», сионизмом и преклонением перед «западом».

НИИ-88 создавался для разработки БРДД и ЗУР на основе разработок фашистской Германии. Если Фау-2 была в Германии отработана и находилась в эксплуатации в войсках, то ЗУР находились на уровне доводочных испытаний. Соответственно по Фау-2 был полный комплект документации, и достаточное количество материальной части для ЛКИ, то по ЗУР были отдельные отрывки документации и единичные экземпляры разрозненных опытных ракет. В 11.51 принята на вооружение первая ракета Р-1 – копия немецкой Фау-2. На заключительный этап вышли ЛКИ ракеты Р-2, которые проводил С.П.Королев. Но в НИИ-88 он оставался рядовым начальником отдела, что противоречило его фактическому положению. В этих условиях была проведена первая реорганизация института. 29.04.50г. создано ОКБ-1 по разработке БРДД на основе отдела №3 С.П.Королева. Одновременно создано ОКБ-2 по разработке зенитных ракет под руководством К.И.Тритко (не путать с ОКБ-2 А.М.Исаева). Д.Ф.Устинов (министр вооружения) и Л.Р.Гонор (директор НИИ-88 ) не могли сами решить вопрос образования ОКБ-1 без согласования с И.Д.Сербиным (начальник оборонного отдела ЦК ВКП(б) ), который был против назначения ГК С.П.Королева. Для усиления руководства ОКБ-1 в НИИ-88 из МАП был переведен М.К.Янгель, пока начальником отдела управления ОКБ-1. Следует отметить, что М.К.Янгель назначен начальником отдела в 04.50г., а С.П.Королев начальником и ГК ОКБ в 05.50г. Здесь Д.Ф.Устинов отстоял назначение беспартийного Королева начальником и ГК ОКБ-1, как в 46г. Гайдуков отстоял его назначение ГК по баллистической ракете на основе Фау-2. (Д.Ф.Устинов предлагал тогда ГК Е.В.Синильщикова). Б.Е.Черток приказом Д.Ф.Устинова освобожден от обязанностей заместителя главного инженера института и начальника отдела управления НИИ-88, и приказом Л.Р.Гонора назначен заместителем начальника отдела управления ОКБ-1.
Дела по ЗУР в НИИ шли плохо. С 47г. устанавливаются тесные связи НИИ-88 с  ОКБ-2 НИИ-1 МАП А.М.Исаева. В НИИ-1 было два ОКБ. ОКБ-1 Л.С.Душкина и ОКБ-2 А.М.Исаева. Душкин продолжал заниматься разработкой ЖРД для самолетов. Им создан первый в СССР ЖРД с ТНА, за это он был награжден в 12.45г. орденом Ленина. Этим же указом Исаев награжден орденом Ленина за создание РД-1 для самолета «Би», а В.П.Глушко и Д.Д.Севрук орденами ТКЗ за разработку ЖРД для самолетов с насосной подачей от самолетного двигателя, С.П.Королев орденом «Знак Почета» за создание установки (РУ-1) для этого двигателя. А.М.Исаев был против ТНА в ЖРД и считал, что ЖРД нужно создавать для ЗУР, а не для самолетов. ЖРД должен быть предельно простым, дешевым в массовом изготовлении. В НИИ-1 сменилось руководство. Вместо В.Ф.Болховитинова стал М.В.Келдыш, который ориентировал НИИ-1 на научную, а не на конструкторскую работу. Правда, именно Келдыш выдвинул Исаева на Сталинскую премию (48г.) за создания двигателя для летающей модели М.Р.Бисновата. Работать по двигателям для ЗУР можно было только в НИИ-88. Отдел №9 А.М.Исаева организован в составе НИИ-88 в 05.48г. В 06.50г. отдел №8 Н.Л.Уманского был объединен с отделом №9. А.М.Исаев стал не только ГК  отдела №9, но и заместителем ГК ОКБ-2, как и ГК отдела №4 Е.В.Синильщиков (ГК ОКБ-2 К.И.Тритко).

 Н.Л.Уманский и два его заместителя были уволены. Причина увольнения была не только в плохой отработке двигателей для ЗУР, и успехов А.М.Исаева в создании двигателя для С.А.Лавочкина, но и в общей политике по борьбе с «космополитизмом» и «сионизмом». Уманский – опытный авиационный инженер, работал в 40г. в «шараге» А.Н.Туполева вместе с С.П.Королевым. Во время войны в ОТБ в Казане, в 45-46гг. в Германии. 30 немецких специалистов, которые работали у Н.Л.Уманского, как и все немцы, работающие в Подлипках, были переведены в филиал №1 после принятия на вооружение ракеты Р-1 28.11.50г. У Уманского начальником испытательной станции работал Г.М.Табаков. В 49-50гг. он  работал главным инженером, строящегося филиала №2 в Загорске.

  В 08.50г. Л.Р.Гонора заменил К.Н.Руднев. Это тоже связано с политикой укрепления кадрами НИИ-88 и борьбой с влиянием «космополитов». Л.Р.Гононор был не только ближайшим соратником Д.Ф.Устинова еще по заводу «Большевик», но и видным членом «Еврейского антифашистского комитета» во время ВОВ, участники которого подверглись репрессиям вплоть до расстрела некоторых. Д.Ф.Устинову удалось на какое-то время «спрятать» Гонора на артиллерийском заводе в Красноярске (теперь КМЗ), но все-таки в 01.53г. он был арестован по делу «врачей убийц». (Освобожден и реабилитирован вскоре после смерти И.В.Сталина).

С.П.Королев топливной парой своей первой межконтинентальной ракеты Р-7 выбрал кислород-керосин. Представители министерства обороны требовали, чтобы ракета разрабатывалась на долго-хранимых компонентах (т.е. без кислорода). В.П.Глушко 12.01.50г. в письме в МО и другие вышестоящие организации писал, что создать двигатель на долго-хранимых компонентах тягой свыше 8 т. невозможно. По настоянию МО С.П.Королев получил 27.11.50г. указание от МВ о разработке баллистической ракеты для ВМФ на стойких компонентах. Без особого энтузиазма он приступил к разработке ракеты Р-11 на стойких компонентах с двигателем А.М.Исаева С2.253 разработанного для ЗУР. Война в Корее показала срочную необходимость разработки ЗУР. ЛКИ ЗУР, разработки НИИ-88 прошли неудачно, в основном по системе управления.  Система управления ЗУР в Германии была на начальной стадии отработки, а она была сложнее системы управления баллистических ракет. 24.01.51г. в НИИ-88 приехал 1-й секретарь МК и МГК Н.С.Хрущев, он был переведен из Киева в Москву в процессе «ленинградского дела». В 02.51г. С.П.Королев решением парткома назначен председателем комиссии по проверке работы ОКБ-2. 23.05.51г. С.П.Королев доложил о результатах проверки. На основании решения парткома К.Н.Руднев направил письмо в МВ с предложением организовать в НИИ-88 единое ОКБ по разработке БРДД и ЗУР во главе с Королевым. На письме есть виза С.П.Королева. Королев не был сторонником такого решения, когда его зам В.П.Мишин руководил бы отработкой ЗУР. В 08.51г. вышло Постановление ЦК и Совмина о передаче ЗУР из НИИ-88 МВ в МАП. Так закончилась очередная попытка самоутверждения С.П.Королева, на которой он нажил себе много новых врагов и противников. В 04.51г. по предложению С.П.Королева приказом по НИИ М.К.Янгель назначен заместителем ГК ОКБ-1 по серийным работам по ракетам Р-1 и Р-2 на Днепропетровском заводе. (Постановлением, за подписью И.В.Сталина, 09.05.51г. завод передан в подчинение МВ для серийного производства боевых ракет).  Однако, в 05.51г. приказом МВ М.К.Янгель назначен заместителем ГК ОКБ-1 по проектным делам вместо Мишина. Конечно, без согласования с Королевым. 30.11.51г. на НТС НИИ состоялась защита ЭП по ракете Р-11. С докладом выступил М.К.Янгель, как заместитель ГК ОКБ-1 по проектным работам. (Ведущим конструктором  Р-11 был Е.В.Синильщиков. Его весной 53г. после перехода на работу в ОКБ-3 сменил В.П.Макеев). Именно на этом НТС выступили Д.Д.Севрук и А.М.Исаев о возможности создания двигателей для баллистических ракет на стойких компонентах. Д.Д.Севрук в это время работал в Химках заместителем В.П.Глушко по опытным работам. За это выступление В.П.Глушко обозвал Д.Д.Севрука авантюристом, или как вспоминал В.П.Мишин «техническим аферистом». Военные встретили «на ура» ЭП по Р-11 и предложения о возможности создавать баллистические ракеты на стойких компонентах. (Проект В.С.Будника о создании ракеты Р-5 на стойких компонентах). 27.12.51г. и 16.01.52г. С.П.Королев выступал на НТС НИИ-88 с докладами  по «Перспективам БРДД» не только как ГК ОКБ-1, но и как заместитель директора НИИ. В 03.52г. С.П.Королев подал заявление о приеме в кандидаты членов ВКП(б). До этого он два года учился в университете Марксизма-Ленинизма в Мытищах.   Рекомендации ему дали Д.И.Козлов (ведущий конструктор по ракетам Р-5 и Р-7 и секретарь п/о ОКБ-1), Ю.А.Победоносцев (бывший главный инженер НИИ-88 ). С.П.Королев очень волновался на партийном собрании, но был принят единогласно 18.03.52г. Осложнения начались на парткоме. Секретарь парткома М.Г.Медков был категорически против приема Королева: «Освобождали многих, кто работал на оборону, но это не значит, что их нужно принимать в партию до реабилитации». Медкова поддержали многие члены парткома. Решающим оказалось выступление члена парткома-директора НИИ  К.Н.Руднева, который высказался за прием, и что этот вопрос он согласовал в ЦК на высоком уровне. Здесь нужно сделать небольшое отступление.

 Секретарь парткома на особо важных предприятиях (организациях) считался парторгом ЦК ВКП(б) и избирался по представлению ЦК (в данном случаи по представлению начальника оборонного отдела И.Д.Сербина). Такие парткомы имели право контроля основной деятельности предприятия. Михаила Григорьевича Медкова я знал по работе в ОКБ-2, где он был с 59г. заместителем А.М.Исаева по общим вопросам. Медков после рабфака поступил в МАИ, который окончил в 37г. и был направлен на партийную работу в Хабаровский край. После работы 1-м секретарем горкома в г. Комсомольск на Амуре назначен директором авиационного завод №126 (44-46гг.). На заводе было освоено серийное изготовление самолетов ЛИ-2 (копия американского Дугласа). /Его начали изготавливать на заводе №84 в Химках (на этой территории сейчас «ОАО Энергомаш им. В.П.Глушко»), а с 42г. в Ташкенте./ Медков за это был награжден орденом М.И.Кутузова 2-й степени. В НИИ-88 было два таких самолета с откидными сиденьями. Аэродром находился на территории НИИИТ. До полигона в Капустином Яре летали с 2-мя посадками в Воронеже и Сталинграде (Гумрак). /В настоящее время на  заводе в Комсомольске осваивается истребитель 5-го поколения Т-50 и первый в постсоветское время гражданский самолет Сухой Суперджет 100. Затраты на Суперджет приближаются к затратам на разработку «Энергия-Буран» и никогда не будут окупаемы, т.к. его импортные комплектующие составляют 80%. Разработка Ту-334 практически закрыта. Совместное производство АН-148 с Украиной невозможно из-за позиции акционеров Газпрома./ В конце 51г. Медков избран секретарем парткома НИИ-88 вместо И.И.Уткина, будущего ГК НИИИТ и основателя системы измерений в ракетной технике. Где работал Медков в 47-51гг. до НИИ-88, я не знаю, но к ракетной технике он отношения не имел, и был доверенным лицом И.Д.Сербина.  Благодаря Медкову в КБХМ до сих пор существует санаторий-профилакторий по соседству с бывшим санаторием и дачными участками ЦК КПСС. Первым заместителем А.М.Исаева по кадрам был Алексей Ананьевич Леонов, который был секретарем парткома у К.Н.Руднева при эвакуации Тульского оружейного завода и когда Руднев был директором завода №314 в г. Медногорске Чкаловской (Оренбургской) области до 47г. С Рудневым он перебрался в Калининград (Королев) /Октябрьская улица дом №8/, где скончался в 2002 году, прожив до 96 лет.

В 03.52г. в составе НИИ-88 организовано два двигательных ОКБ. ОКБ-2 ГК А.М.Исаев и ОКБ-3 ГК Д.Д.Севрук. В 05.52г. Постановлением СМ и ЦК К.Н.Руднев назначен заместителем Д.Ф.Устинова в МВ, а М.К.Янгель директором НИИ-88. Эти преобразования тесно связаны между собой. С.П.Королев твердо взял курс на создание межконтинентальных ракет на кислороде с керосином. Боевые ракеты ближнего и среднего радиуса действия, по его мнению, должны создаваться на твердом топливе. Это он предлагал еще в Казане в 1945г. Пороховая промышленность в СССР не могла изготавливать пороховые шашки больших размеров, которые были необходимы для баллистических ракет дальнего действия. Работать с криогенными компонентами в боевых условиях было крайне затруднительно, что показал еще опыт применения  Фау-2. Военные законно требовали возможности длительного нахождения ракеты в заправленном состоянии и минимального времени подготовки к пуску. Предложения Д.Д.Севрука и А.М.Исаева на НТС в 11.51г. полностью отвечали чаяниям военных. Для увеличения радиуса действия ЗУР требовались двигатели тягой до 17 т. Севрук и Исаев доказали возможность их создания. Решающим для военных было создание ракеты Р-11 на стойких компонентах. Эта ракета имела при примерно равной дальности с Р-1 стартовую массу 5,4т. по сравнению с 13,4т. у Р-1. Открывались широкие возможности ее применения на подвижных установках и на подводных лодках. Таким образом, создание ОКБ-2 и ОКБ-3 в составе НИИ-88 было разумным и своевременным шагом в создании ракетной техники. С.П.Королевым и В.П.Мишиным была сделана еще одна попытка создать боевую ракету (Р-9) на криогенных компонентах. Однако по длительному хранению в шахтных пусковых установках она не смогла конкурировать с ракетами на стойких компонентах.

Теперь непосредственно о вновь созданных ОКБ в составе НИИ-88 в 03.52г. Буду говорить только об отдельных моментах их деятельности и непосредственных участниках в период 52-58гг. Про ОКБ-2 имеется множество публикаций, про ОКБ-3 есть в книге В.К.Середы «Воспоминания и думы» и в материалах форума «Новости космонавтики» к 100-летию Д.Д.Севрука. Я ограничусь только сравнением итогов работы ОКБ-2 и ОКБ-3 и, так называемом, «человеческим фактором», который во многом объясняет успехи или неудачи в работах этих ОКБ. В техническом плане А.М.Исаев и Д.Д.Севрук были новаторами в области ракетного двигателестроения и дополняли друг друга. Исаев первый поборол «вч», поставив «крест» на форсуночной головке. Севрук нашел такое расположение однокомпонентных форсунок, что они по существу выполняли функции «исаевского креста», и не давали развиваться «вч» колебаниям. Севрук первым создал многотонные ЖРД с ТНА и первым применил двухкомпонентную схему в ЖРД с ТНА. Исаев первый применил двухкомпонентные форсунки в головке КС ЖРД с ТНА и создал классическую схему поддержания нужного уровня тяги и соотношения компонентов с помощью регулятора и стабилизатора на выходе из ТНА. Севрук впервые опробовал НДМГ в ЖРД. Исаев впервые осуществил запуск ЖРД одной командой на пиропатроны пусковой камеры. В начале 54г. Севрук предложил Янгелю сделать связку из своих двигателей для баллистических ракет, но осуществил это Исаев для ускорителей КРДД «Буря» С.А.Лавочкина. Правда Исаев делал раньше связку (С09.29) для ЗУР, но это было вынужденное решение из-за «вч» и на двигателях с вытеснительной системой подачи. Севрук исследовал новые топлива для ЖРД, Исаев был консервативен в выборе топлив. И это далеко не все, что было внедрено в ОКБ-2 и ОКБ-3 в короткий срок с 52 по 58 год.

Хочу вернуться опять к вопросу выбора П.Д.Грушиным двигателя для ЗУР комплекса С-75. Я думаю, что дело не только в характеристиках двигателей Севрука и Исаева, и в умении Исаева работать с серийными заводами, а в «человеческом факторе». Севрук в отношениях с заказчиком мыслил техническими категориями, согласовав ТЗ, он был противником его изменения. Исаев считал, что заказчик имеет  право менять ТЗ, когда ему это выгодно. Лично А.М.Исаев не питал симпатий к П.Д.Грушину и оставался верным другом С.А.Лавочкина. Он постарался освободиться от дальнейших работ с Грушином, передав имеющийся задел А.С.Мевиусу. Человеческий фактор касался не только отношений с заказчиком, но и отношений с работниками ОКБ.
 
У Севрука не было доверительных отношений даже со своими замами, как у А,М.Исаева с В.Н.Богомоловым или с А.П.Елисеевым и Г.И.Новохатневым. Севрук был сильнее Е.В.Синильщикова как конструктор двигателист, и Г.М.Табакова как испытатель. Д.Д.Севрук (1908-1994гг.) в 1932г. окончил Московский электромеханический институт. С 33г. работал в электрофизической лаборатории ЦИАМ. 16.07.38г. арестован за «контрреволюционную деятельность», вернее за несдержанный злой язык и польскую фамилию. Отправлен для отбытия наказания на Колыму, где добывал «золотишко». По его словам спасло то, что он сумел заводить автомашины в суровые морозы и был переведен на работу в гараж. В дальнейшем работал в составе конструкторской группы из заключенных инженеров и в конце 40г. переведен из системы ГУЛАГ в ведение 4-го спецотдела НКВД. Т.к. с этим отделом связаны судьбы Севрука, Королева и Глушко, то немного об этом отделе, и как они оказались в его структуре.

О рациональном использовании труда заключенных инженеров задумались еще в конце 20-х годов после «Шахтинского дела». После арестов по делу «Промпартии» и борьбе с «вредительством» 15.05.30г. вышел «Циркуляр ОГПУ ВСНХ» об использовании специалистов, осужденных за вредительство в интересах военного производства в помещениях органов ОГПУ, подписанный В.В.Куйбышевым и Г.Г.Ягодой. В этой системе, получившей позднее наименование «шараг» успели поработать многие выдающиеся инженера и ученые. В процессе «Большого террора» 37-38гг. в заключении оказались многие тысячи инженеров и ученых. Потребовалась коренная реорганизация системы «шараг». Эта реорганизация тесно связана с именем Л.П.Берия. 22.08.38г. он назначен 1-м замом наркома НКВД Н.И.Ежова. Выступая на Политбюро ЦК ВКП(б) Берия предложил объединить «шараги» НКВД непосредственно с заводами военного производства по соответствующему профилю заключенных инженеров и ученых. В этом случаи их результаты можно оценить непосредственно в той или иной конструкции. 29.09.38г. приказом НКВД образован отдел ОКБ, 21.10.38г. приказом он назван «4-й спецотдел». Начальником отдела назначен М.А.Давыдов, бывший директор Кировского завода в Ленинграде. 25.11.38г. Л.П.Берия назначен наркомом НКВД. 10.01.39г. 4-й спецотдел  преобразован в ОТБ НКВД, Давыдов арестован (расстрелян 27.07.41г.). Начальником отдела назначен В.А.Кравченко. Человек с высшим инженерным образованием и с широким техническим кругозором. До конца 45г. 4-й спецотдел подчинялся непосредственно Л.П.Берия. В.А.Кравченко непосредственно контактировал с И.В.Курчатовым по всем вопросам, связанным с НКВД.

 Путь Севрука, Королева и Глушко в систему 4-го спецотдела НКВД сложился по-разному. У Д.Д.Севрука не было высоких должностей в ЦИАМ и персональной особо ответственной работы, поэтому он прямым путем, как «контрреволюционер» приговорен Особым Совещанием НКВД к 8 годам ИТР и направлен на Колыму. В вырытых траншеях добывали золото. В зимнее время отказывали свечи зажигания и карбюраторы автомашин. Севрук разработал морозоустойчивою систему зажигания, связанную с доработкой свечей зажигания и карбюраторов. Его перевели на работу в лабораторию, и он получил пропуск для поездок по всей Колыме.  Его никто персонально не запрашивал, как необходимого специалиста, списки которых фильтровались и утверждались у В.А.Кравченко. Но в системе ГУЛАГ с 40г. выявлялись среди заключенных люди необходимые для работы в системе 4-го спецотдела НКВД. Таким образом, Севрук, как ранее работающий в авиационной промышленности, и проявивший себя по технике на Колыме, в конце 40г. был переведен в систему «шараг». Для этого он за 4 месяца проделал путь от Колымы до Москвы, откуда уже направлен в феврале 41г.  в Казань к В.А.Бекетову, который запрашивал у Кравченко пополнение своего контингента. Таким образом, встретились В.П.Глушко и Д.Д.Севрук, которые до этого не знали друг друга. Севрук, как инженер-электрик определен В.П.Глушко на отработку запуска двигателя, с которым было не все стабильно. В конце 42г. двигатель РД-1 тягой 300кг. имел ресурс свыше 1-го часа при большом количестве включений. Севрук поставил вопрос о необходимости летных испытаний. Глушко считал, что двигатель создается для любого типа самолета, и привязкой его к конкретному типу самолета должны заниматься авиационные инженеры. В.А.Бекетов поддержал предложение Севрука, оно соответствовало основным критериям создания ОТБ НКВД. Севрук просил у Глушко авиационного инженера для проведения испытаний двигателя в составе летающей лаборатории на основе пикирующего бомбардировщика Пе-2, изготавливаемого на соседнем заводе №22. Для этого самолета на их заводе (№16) делали двигатель ВК-105, который обеспечивал крутящий момент через редуктор насосному агрегату, питающему топливом двигатель РД-1. Глушко сказал, что он знает такого инженера, и через Бекетова был послан в 4-й спецотдел запрос на С.П.Королева. Королев спроектировал установку РУ-1 для привязки РД-1 на самолет Пе-2. Севрук спроектировал все клапана для этой установки. Он был единственным из «зеков», кто был допущен к летным испытаниям. Королев летал уже после освобождения в 44г. После отъезда Глушко в Германию, Севрук остался в Казане доводить двигатель с химическим зажиганием (РД-1ХЗ), т.к. двигатель РД-1 на больших высотах иногда не запускался. Химическое зажигание разработал А.А.Мееров, бывший работник РНИИ. Двигатель РД-1ХЗ был доведен в 46г. Севрук в 46г. выбрал место в Химках для размещения казанского КБ-СД, будущего КБ «Энергомаша».  

У Королева с переходом в систему 4-го спецотдела НКВД было все сложнее. Он был руководителем ГИРД, одним из организаторов РНИИ, был, хоть и не долго, дивизионным инженером с двумя ромбами, а в ГИРД и непосредственным подчиненным «врага народа» Р.П.Эйдемана. НКВД удостоило его «пристрастными допросами» и включением в списки, подлежащим по приговору ВКВС к ВМН, и направляемые на утверждение членам Политбюро ЦК ВКП(б). Так называемые «сталинские списки». С.П.Королев был включен в расстрельный список из 74 человек. 25.09.38г. И.В.Сталин, В.М.Молотов, К.Е.Ворошилов и Л.М.Коганович подписали этот список без замечаний. 27.09.38г. ВКВС СССР приговорила к ВМН 59 человек из 74-х. С.П.Королев приговорен к 10 годам тюремного заключения. Чем руководствовался при этом В.В.Ульрих неизвестно. После приговора С.П.Королев был без промедления этапом отправлен на Колыму. Отношение к приговоренным к тюремному заключению, а не к исправительным работам было более суровое и выживало из них меньшинство. С.П.Королев испытал их в полной мере, чудом оставшись живым. Я думаю, что основной причиной перевода С.П.Королева из системы ГУЛАГ в систему 4-го спецотдела НКВД были не столько ходатайства матери и письма М.М.Громова и В.С.Гризодубовой, а указания В.А.Кравченко, на основании списка, составленного А.Н.Туполевым на нужных ему специалистов. Подтверждением этого является то, что сразу после пересмотра приговора, решением ОС НКВД (8 лет исправительных работ), он был направлен на работу в «шарагу» А.Н.Туполева и эвакуирован вместе с ней в Омск после начала войны. В конце 42г. по запросу Глушко-Бекетова и по собственному желанию он перешел из одной «шараги» в другую в Казань. В Омске ему «светило» освобождение в 43г. после принятия на вооружение самолета Ту-2, но в Казане была интересная работа по его профилю, с использованием в авиации реактивных двигателей.

Путь В.П.Глушко на работу в систему 4-го спецотдела не имеет ничего общего с путем, пройденным Д.Д.Севруком и С.П.Королевым. Глушко не занимал в РНИИ руководящих должностей, его двигатели (ОРМ) не предназначались для приемки на вооружение, и отработка их была далека от завершения, как и ГГ без внешнего охлаждения. Против него была только дружба с «врагами народа» И.Т.Клейменовым и Г.Э.Лангемаком, да книга, написанная совместно с Лангемаком. После ареста 21.03.38г. и предварительного допроса на Лубянке 28.03.38г., когда было объявлено о мере пресечения, он был переправлен в Бутырскую тюрьму. Там он находился в общей камере №113, где не было уголовников. Среди заключенных в камере был опытный «зэк» Б.С.Стечкин - выдающийся ученый в области авиационного двигателестроения, который сыграл решающую роль в дальнейшей судьбе В.П.Глушко. 1-й протокольный допрос был 05.06.38г. К этому времени Стечкин научил Глушко всем премудростям общения со следователями. Самое главное /по Стечкину/ это не раздражать следователя и во всем с ним соглашаться. Не говорить, что ты невиновен и требуешь освобождения. Говорить, что у тебя была очень важная для государства работа, и что ты хочешь ее продолжать, не требуя освобождения. В дальнейшем можно говорить, что тебя оклеветали, заставили подписать вынужденные признания, но ты готов продолжать свою важную работу, не требуя освобождения. После этого допроса началась длительная проверка важности работы и степени «вредительства» Глушко. Назначались различные технические комиссии, с представлением актов в 4-й спецотдел. Все это время Глушко находился в Бутырской тюрьме, а Королев, арестованный на 3 месяца позже Глушко, был уже давно на пути к Колыме. 2-й допрос Глушко был только 24.01.39г. Вел его новый следователь. В протоколе допроса указано, что он был прерван по просьбе арестованного.!!! 17.03.39г. Глушко предъявлено обвинительное заключение и  что его дело будет рассматриваться Особым Совещанием НКВД.  03.06.39г. Глушко написал письмо А.Я.Вышинскому в соответствии с рекомендациями Б.С.Стечкина.  15.08.39г. ОС НКВД приговорило Глушко к 8-и годам ИТР. На приговоре карандашный росчерк: «Оставить для работы в техбюро». Техбюро – это ОТБ завода №82. куда собрали всех двигателистов авиационной промышленности, многим из которых сроки заключения были объявлены только в 06.39г. Заказов на ЖРД для авиации в 39г. еще не было. Глушко занимался отработкой ГГ для скоростной торпеды, охлаждаемой морской водой. Это логическое продолжение его работы в РНИИ по ГГ. К нему подключили профессора Г.С.Жирицкого, видного специалиста по лопаточным машинам (насосы, турбины). В этом же ОТБ на руководящих постах среди «зэков» были Б.С.Стечкин, А.Д.Чаромский, А.Н.Добротворский и др. Питание в ОТБ было хорошее, временами ресторанное, занимались спортом, музыкой. На свидание с дочерью, которой исполнилось 2 года,  на Лубянку Глушко приехал в прекрасном костюме и с букетом цветов. В 40г. в авиации заинтересовались возможностью применения ЖРД в полете для временного увеличения скорости. ОТБ 82 переводилось в Казань, где рядом с авиационным заводом №22, изготавливающим самолеты Пе-2 строился завод авиационных двигателей.   Глушко предложили возглавить работы по созданию ЖРД для истребителей и бомбардировщиков. В Казане было несколько хуже с питанием, но производственные возможности были хорошие. О таких возможностях мог только мечтать А.М.Исаев, когда посетил ОТБ 16 в 42 году вместе с Болховитиновым. Руководил ОТБ 16 полковник ГБ (позднее генерал-майор) В.А.Бекетов с хорошим инженерным образованием. По мере получения результатов были освобождены из заключения Чаромский и Добротворский. В 43г. освободили Стечкина по просьбе А.А.Микулина перед И.В.Сталиным. Бекетов передавал их работников в подчинение В.П.Глушко. В 43г. совместным приказом НКАП и НКВД В.П.Глушко назначен ГК КБ-СД (КБ специальных двигателей). Таким образом, днем рождения «ОАО Энергомаш» нужно считать 43г., а крестным отцом В.А.Бекетова из 4-го спецотдела НКВД.

Далее коротко о работниках ОКБ-3. Это Г.М.Табаков, Е.В.Синильщиков, В.Р.Серов, В.П.Беляков, А.Д.Тавзарашвили, Е.Г.Ланда.

Если к моменту образования ОКБ-2 основной коллектив был уже сформирован в объединенным отделе №9, то в ОКБ-3 он формировался из различных коллективов. Это отделы №6 и №18 НИИ-88 и группа работников, пришедшие с Д.Д.Севруком от Глушко. В ОКБ-2 был сформированный командный состав, сплоченный вокруг А.М.Исаева, в ОКБ-3 руководящий состав формировался из различных людей, ранее не работавших друг с другом, и не сплоченных единой идеей, кроме конструкторов отдела №6 П.И.Костина, работавших над созданием зенитных неуправляемых ракет на основе немецкого «Тайфуна». Коротко о некоторых руководящих работниках ОКБ-3.

Е.В.Синильщиков (1910-1991г.) заместитель ГК по конструкторской части. Работал 32-41гг. в КБ завода «Большевик» вместе с Д.Ф.Устиновым и Л.Р.Гонором. В 41-42гг. ГК Мытищинского машиностроительного завода (ММЗ). Ремонт танков и выпуск первых САУ-76. 43-44гг. начальник конструкторского отдела в КБ  В.Г.Грабина в Подлипках. 45-46гг. Германия институт «Нордхаузен». Начальник института Л.М.Гайдуков, главный инженер С.П.Королев. 46-50гг. начальник и ГК отдела №4 НИИ-88. Разработка ЗУР на основе «Вассерфаль». 50-53гг. ОКБ-1 НИИ-88. Ведущий конструктор ракеты Р-11 в марте 53г. его сменил В.П.Макеев. 53-57гг. ОКБ-3. С 57г. на работе в Ленинграде (?).

Г.М.Табаков (1912-1995г.) заместитель ГК по испытаниям. 39-45гг. ГСПИ-4 НКБ. 45-46гг. Германия. 47-48гг. начальник испытательной станции в отделе №8 Н.Л.Уманского. 49-50 Главный инженер филиала №2 НИИ-88. 51-52гг курировал строительство испытательных станций двигателей ЗУР в НИИ-88. 53-02.55г. ОКБ-3. 55-56гг. заместитель главного инженера НИИ-88 Н.М.Трошина. 56-63 директор НИИ-229. 63-65гг. начальник ГУ ГКОТ. С 65 по 81г. заместитель министра МОМ.

В.Р.Серов (1921г.) После окончания МАИ 43-46гг. работа на заводе № 82. 47-55гг. калейдоскоп работ в НИИ-88. В ОКБ-1 работал инженером-технологом, старшим инженером в КБ, начальником расчетного сектора у С.П.Королева. Рассчитывал Р-11. Для улучшения характеристик предложил использовать двигатель с ТНА. Королев отказался. Перешел к Д.Д.Севруку просчитал ракету с двигателем С3.42. Работа передана в СКБ-385 в Златоуст к В.П.Макееву. Рассчитал ракету Р-17 (Скад), которую передали в Воткинск. Остался у Макеева начальником расчетного отдела и 1-м заместителем ГК. Руководил проектными разработками ракет подводных лодок первого поколения Р-13 и Р-21 и комплекса Д-5 где закладывались первые «утопленики». Разошелся с Макеевым по взглядам на создание первых межконтинентальных морских ракет. Вернулся в ЦНИИМАШ начальником отдела надежности. 67-74гг. ГК и директор НИИПГМ (разработка скоростной торпеды «Шквал»). 74-79гг. руководитель организации «Агат» МОМ. Создатель автоматизированной системы плановых расчетов отрасли ракетостроения. Создатель и директор института информатики.

В.П.Беляков (1923-1986г.) После окончания МАИ был оставлен в аспирантуре. Женился. Комнату обещали дать в Подлипках. С 47г. работает инженером-испытателем. С момента образования ОКБ-3 начальник отдела огневых испытаний двигателей (отдел №31). 59г. проработал начальником того же отдела в ОКБ-2 (отдел №15). Защитил диссертацию по совокупности работ. В 60г. перешел в НИИ-88 начальником отдела двигателей в комплексе С.Д.Гришина. С 63 по 68г. в НИИ-229 заместитель директора (В.А.Пухов) по науке. В 68г. защитил докторскую по определению склонности КС к вч колебаниям. Предзащита была в кабинете А.М.Исаева (КБХМ официальный оппонент). С 68г. в НИИ Криогенмаш. С 72г. Генеральный директор и ГК НПО «Криогенмаш». Членкор АН СССР. Герой соцтруда, Лауреат Ленинской и Государственной премий и пр. Это мой первый начальник, с которым я общался каждый день с 55 по 59гг., но который никогда не вмешивался в мою повседневную работу. Приучил все делать самостоятельно, но подробно разбирал все мои некондиционные испытания, а они были, особенно, первые годы работы. Он рано скончался, его энергии и таланта хватило бы еще на много дел.

А.Д.Тавзарашвили (1919г.-?) В октябре 41г. с 4-го курса факультета «Е» (артиллерийский) в составе рабочего батальона МВТУ оборонял Москву. После разгрома немцев под Москвой направлен в артиллерийское училище. После краткого курса на фронт. Окончил войну в 45г. капитаном командиром батареи или дивизиона. Награжден боевыми орденами. После войну закончил МВТУ и направлен в НИИ-88. В ОКБ-3 в комнате ведущих наши столы были рядом. Я занимался испытаниями двигателя ракеты «Коршун», а он испытаниями этой ракеты. Он давал мне рекомендацию при вступлении в партию. В 59г. в ОКБ-2 я занимался отработкой двигателя ТДУ, а он отработкой самой ДУ. С начала отработки ДУ КК «Союз» он ведущий конструктор. И далее ведущий конструктор по всем ДУ пилотируемых и грузовых КК. Часто вместе с ним были на полигоне.

       Е.Г.Ланда (1923-2005г.) В армию не призывался по зрению. У него было 6-8 диоптрий минус. В ОКБ-3 я занимался отработкой двигателя С3.20М5 для самолетного ускорителя, а он отработкой самого ускорителя. В ОКБ-2 он был первым ведущим конструктором по малоразмерным ДУ КА «Молния», «Марс», «Венера». С начала работ по КА «Янтарь-2К» ведущий конструктор по всем ДУ КА Д.И.Козлова (за исключением «Зенита-6»). Постоянный представитель КБХМ на объекте ГРУ «Голицино» (г. Краснознаменск).[/size]
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитировать
ЦитироватьМужики, а в Политехнический музей никто не собирается в обозримом будущем?
Я был в прошлоой год:
http://www.foto.bg/showgallery.php?cat=7806
Спасибо!

А вот то, что меня интересует: метеорологическая ракета МР-1 с одним из первых ЖРД Исаева.


"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Johannes

http://rgantd.ru/vzal/vvs/vasin-valentin-petrovich.shtml


Летающая лаборатория на базе фронтового бомбардировщика Ил-28 с корректирующей двигательной установкой. Фото ЛИИ. 1957 г.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-220. Оп. 4-1. Д. 1241. Л. 13.


Отзыв летчика-испытателя В.П. Васина о выполнении режима невесомости. Из отчета «Летные испытания корректирующей двигательной установки в условиях невесомости на летающей лаборатории Ил-28Р № 803». ЛИИ. 1960 г.
«Вперед, на Марс!»

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьИнформация от Николя Пилле с форума NASASpaceFlight:

Блок выведения "Волга" имеет двигательную установку 14Д520, состоящую из корректирующе-тормозного двигателя
17Д64 и 16-ти жидкостных рулевых двигателей малой тяги  С5.142 (два комплекта по восемь штук).
Индексы КДУ и МД явно перепутаны!
"Были когда-то и мы рысаками!!!"


Salo

Цитировать
ЦитироватьИнформация от Николя Пилле с форума NASASpaceFlight:

Блок выведения "Волга" имеет двигательную установку 14Д520, состоящую из корректирующе-тормозного двигателя
17Д64 и 16-ти жидкостных рулевых двигателей малой тяги  С5.142 (два комплекта по восемь штук).
Индексы КДУ и МД явно перепутаны!
Ан нет!
Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьКто-то внесёт ясность в этот вопрос?
Все правильно 520-это унифицированная ДУ на базе матчасти 64 и 61
Т.е. баки от 61-й, а от 64-й МД? Сам двигатель отдельного индекса не имеет?
64.1000-0 (тысячник)
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"