Двигатели КБХМ им. Исаева

Автор Salo, 06.08.2009 23:41:31

« назад - далее »

0 Пользователи и 4 гостей просматривают эту тему.

Salo

#740
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

abl22

Это не исаевский двигатель. Это КС от РУ-013 Душкина.

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"


Salo

ЦитироватьЕвгений Румянцев пишет:
ЦитироватьА.Д.Тавзарашвили (1919г.-?) В октябре 41г. с 4-го курса факультета «Е» (артиллерийский) в составе рабочего батальона МВТУ оборонял Москву. После разгрома немцев под Москвой направлен в артиллерийское училище. После краткого курса на фронт. Окончил войну в 45г. капитаном командиром батареи или дивизиона. Награжден боевыми орденами. После войну закончил МВТУ и направлен в НИИ-88. В ОКБ-3 в комнате ведущих наши столы были рядом. Я занимался испытаниями двигателя ракеты «Коршун», а он испытаниями этой ракеты. Он давал мне рекомендацию при вступлении в партию. В 59г. в ОКБ-2 я занимался отработкой двигателя ТДУ, а он отработкой самой ДУ. С начала отработки ДУ КК «Союз» он ведущий конструктор. И далее ведущий конструктор по всем ДУ пилотируемых и грузовых КК. Часто вместе с ним были на полигоне.
Тавзарашвили Антон Давидович 12.07.1919 – 28.10.1992 Лауреат Государственной премии СССР. Ведущий конструктор КБ Химмаш им. А.В. Исаева. Специалист в области двигательных установок для пилотируемых космических кораблей «Союз» и АГК «Прогресс». У него очень печальная судьба - точнее, конец жизни. Он был горячим и принципиальным человеком. А в начале 1990-х гг. в КБ Химмаш (как и на многие другие космические предприятия) пришли неучи, которые определяли людей не в соответствии с професиональными качествами, а по возрасту, по членству в КПСС (эта аббревиатура выступала тогда как пугало) и т.д. Тавзарашвили стал протестовать, а его взяли, да и совершенно отвратительно уволили. И сказали при этом: типа, мы не увольняем, а переводим в "почётные члены", а в КБ будете приходить в виде "свадебного генерала", так сказать, - и не когда захотите, а когда вас пригласят. В общем, "сделали одолжение". А он в это всерьёз не поверил. И вот, пришёл он как-то на работу, а ему говорят: а вы тут больше официально не работаете, и пропуск ваш недействителен. Он пришёл домой и повесился...
Похоронен в Москве, на Миусском кладбище.
 
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Johannes

#745
This may not be the correct thread to post the following question, but who can identify the rocket engine in the background of the photo below?


Source: Brochure to mark the 70th Anniversary of SGAU (2012: p.14)
«Вперед, на Марс!»

Johannes

«Вперед, на Марс!»

Salo

Это двигатель Глушко.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Nicolas Pillet

Мои фотографии в музее НИЦ РКП в Пересвете : 14Ф12 с двигателами С5.222.

http://www.radikal.ru">http://s52.radikal.ru/i137/1305/92/57f520fab4ac.jpg" >

Nicolas Pillet

http://www.radikal.ru">http://s019.radikal.ru/i604/1305/c7/b41f4c23f63b.jpg" >

Nicolas Pillet

Тоже напишен "20А6"...

(I don't know how to put high resolution pictures on this forum... :-( )

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитировать
ЦитироватьАлексей пишет:
Я тут не в ту ветку спросил про испытания КБХМ-ского двигателя на метане в НИЦ РКП. Я слышал там АВД произошло в четверг? Никто подробностей не знает?
Алексей пишет:
Я слышал это не из каких-то левых источников, но к сожалению не знаю подробностей. :cry:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Johannes

http://gazetakoroleva.ru/?arhivyear=2013&month=9&number=2013104&st=130
ЦитироватьНа МАКСе-2013 собственного стенда у КБ Химмаш не было, но в составе экспозиции хруничевской фирмы была представлена его продукция. [...]
Допустим, принципиальные решения приняты. Что дальше? Возьмём, к примеру, совместный российско-европейский проект «ЭкзоМарс», предусматривающий совместное исследование Марса, запуск орбитального марсианского зонда в 2016 году и марсохода — в 2018-м. Вы уже включились в эту работу?
— В рамках этого проекта нам была поставлена задача разработать однокомпонентный четырёхкамерный жидкостной ракетный двигатель. Эту работу предстоит выполнить на всех этапах: проектирования, разработки, изготовления, наземной отработки, лётных испытаний. Нами были подготовлены технические предложения и в прошлом году направлены в головную организацию, где они были рассмотрены. Мы уже получили техническое задание, на реализацию которого берём 24 месяца. Каких-то революционных технических решений ждать не следует. Скорее, здесь будет использоваться то, что уже наработано предыдущими поколениями учёных, инженеров. Хотя будут и технические инновации, и новые компоновочные схемы.
«Вперед, на Марс!»

Anatoly Zak

ЦитироватьJohannes пишет:
— В рамках этого проекта нам была поставлена задача разработать однокомпонентный четырёхкамерный жидкостной ракетный двигатель. 
Интересно, речь идет о посадочном или тормозном двигателе аппарата ЭкзоМарс-2018?

Salo

#755
Вероятно о посадочном:
ЦитироватьТак что, я думаю, будущее космических двигателей всё-таки за электроракетными двигателями, хотя марсианскую миссию 2018 года планируем реализовать на наших классических, отработанных, проверенных, надёжных двигателях.
Наработки по однокомпонентному двигателю замкнутой схемы С5.71 на гидразине были у КБХМ в рамках проекта посадочного модуля 5М-1.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

C-300

ЦитироватьSalo пишет:
Наработки по однокомпонентному двигателю замкнутой схемы С5.71 на гидразине были у КБХМ в рамках проекта посадочного модуля 5М-1.
Интересная идея :) Я так догадываюсь,что  ЖРД должен был включать в себя ГГ с твёрдым катализатором, турбину, насос+арматуру и регуляторы. А выхлоп турбины был соединён с соплом.
Верно?

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#758
Там же:
ЦитироватьЖидкостные двигатели пока рано списывать со счетов

 Вымышленный космический корабль из научно-фантастического романа британского писателя Дугласа Адамса «Автостопом по галактике» был оснащён двигателем, который использовал для перемещения в пространстве... «принцип невероятности». На чём же на самом деле будут летать корабли будущего? Ответ на этот вопрос тоже можно было поискать на авиакосмическом салоне.
 Ещё на заре космической эры были сделаны первые разработки жидкостных ракетных двигателей и двигательных установок, которые затем использовались для ракет-носителей беспилотных космических аппаратов и первых пилотируемых кораблей. Большой опыт в этой области имеют специалисты Конструкторского бюро химического машиностроения — филиала ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. На МАКСе-2013 собственного стенда у КБ Химмаш не было, но в составе экспозиции хруничевской фирмы была представлена его продукция.

Рассказывает генеральный директор Игорь ПАНИН:

 — Сегодня внутри нашего КБ ведутся новые разработки, в частности по перспективным маршевым двигательным установкам, которые мы сделали, основываясь на разработках прошлых лет. Они касаются и жидкостных ракетных двигателей на паре «кислород — метан». Я считаю, что это хороший шаг вперёд, это то, над чем сегодня трудятся ведущие мировые ракетно-космические корпорации. У нас есть реально действующий двигатель-демонстратор, который уже не единожды прошёл огневые натурные испытания, показал и подтвердил заявленные для него технические параметры. Мы получили хорошие результаты, которые дают нам основание с определённым оптимизмом смотреть вперёд именно в этом направлении. Я имею в виду опытно-конструкторские работы по метановым двигателям, которые возглавляет Центр Келдыша.

 — Игорь Геннадьевич, насколько скоординированы действия различных предприятий в решении перспективных задач?

 — Существует классическая схема выстраивания взаимоотношений между головными организациями, в которых зарождаются идеи, проектируются новые космические аппараты, и теми предприятиями, которые являются исполнителями отдельных научно-технических задач в рамках новых проектов. Всё начинается с эскизного проектирования, которое проходит обсуждение и научно-техническую экспертизу головных отраслевых научно-исследовательских организаций, в частности ЦНИИмаша, а в отдельных случаях и РАН. Прорабатывается социально-экономическая направленность проекта, чтобы было подтверждение того, что в результате действительно может получиться некий продукт, который принесёт народному хозяйству конкретную реальную пользу.

 — Допустим, принципиальные решения приняты. Что дальше? Возьмём, к примеру, совместный российско-европейский проект «ЭкзоМарс», предусматривающий совместное исследование Марса, запуск орбитального марсианского зонда в 2016 году и марсохода — в 2018-м. Вы уже включились в эту работу?

 — В рамках этого проекта нам была поставлена задача разработать однокомпонентный четырёхкамерный жидкостной ракетный двигатель. Эту работу предстоит выполнить на всех этапах: проектирования, разработки, изготовления, наземной отработки, лётных испытаний. Нами были подготовлены технические предложения и в прошлом году направлены в головную организацию, где они были рассмотрены. Мы уже получили техническое задание, на реализацию которого берём 24 месяца. Каких-то революционных технических решений ждать не следует. Скорее, здесь будет использоваться то, что уже наработано предыдущими поколениями учёных, инженеров. Хотя будут и технические инновации, и новые компоновочные схемы.
 На мой взгляд, из идеи химических двигателей к настоящему времени выжали практически все соки, хотя работа по их модернизации, усовершенствованию, повышению энергомассовых характеристик не останавливается. Мы пытаемся поднять их на более высокий технический уровень, и те задачи, которые стоят перед ракетно-космической техникой, сегодня, в принципе, с их помощью реализуются. Но мы понимаем, что есть предел возможностей, и учёным нужно работать, чтобы перейти на совершенно иной качественный уровень. Сейчас идут интенсивные работы над созданием транспортно-энергетического модуля, в которых участвуют многие космические предприятия и организации, в том числе и наша, и здесь речь идёт о создании системы преобразования энергии. В плане качества это будет большое движение вперёд. По сути, это будет новый тип установки, преобразующей тепловую энергию в электрическую. Так что, я думаю, будущее космических двигателей всё-таки за электроракетными двигателями, хотя марсианскую миссию 2018 года планируем реализовать на наших классических, отработанных, проверенных, надёжных двигателях.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
ЦитироватьSalo пишет:
Наработки по однокомпонентному двигателю замкнутой схемы С5.71 на гидразине были у КБХМ в рамках проекта посадочного модуля 5М-1.
Интересная идея  :)  Я так догадываюсь,что ЖРД должен был включать в себя ГГ с твёрдым катализатором, турбину, насос+арматуру и регуляторы. А выхлоп турбины был соединён с соплом.
Верно?
В рамках спекулятивных догадок примерно так. 8)
"Были когда-то и мы рысаками!!!"