Двигатели КБХМ им. Исаева

Автор Salo, 06.08.2009 23:41:31

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Salo

#720
Цитироватьzavjalov.vs@list.ru

автор Завьялов В.С. написал итоговую главу к книге "Космонавтика будущего в будущем государстве" (Глава 20). Для просмотра пройдите по ссылке http://zavjalov.okis.ru/glava20.html
О потенциальных ОКР КБХМ.

Еще остались специалисты по разработке двигателей и ДУ КА, но уже 20 лет нет новых заказов от РКК «Энергия» и ЦСКБ. Немного о двигателе РБ «Бриз-М». «Протон-М» единственный конкурентный РН на рынке космических услуг по выводу тяжелых спутников связи на ГСО. С увеличением САС спутников до 15-20 лет ежегодное количество запусков будет сокращаться, конкуренция по их выводу будет увеличиваться. Пока, я думаю, так будет и дальше, США не дают разрешение Китаю на запуск своих коммерческих спутников. «Ариан-5», который имеет преимущество перед «Протоном» по выведению массы ПН, освоил одновременный запуск 2-х тяжелых спутников, где стоимость вывода одиночного спутника на ГСО сравнима с «Протоном». «Ангара-А5» не может заменить «Протон» в коммерческих пусках по стоимости. «Союз-2-3» в варианте 4 может быть только после 20-го года. Продолжительность функционирования «Протона» зависит от 2-х связанных с собой факторов: согласие Казахстана и надежность РН с РБ.

Пока надежность «Протона-М» с РБ «Бриз-М» лимитирует РБ. Как и всегда в ракетной технике основная масса аварий происходит по вине системы управления или работы ДУ. Что касается двигателя 14Д30 (С5.98М), то он уникален в своем классе. Он имеет предельную удельную тягу для 2-х тонных двигателей на стойких компонентах, при рекордной продолжительности штатной работы в 3200 сек. Для двигателей КБ Исаева характерна высокая надежность с большим, часто многократным, запасом по ресурсу работы.

В этом отношении С5.98М исключение. Он отрабатывался только на 2-х кратный ресурс при полуторном ресурсе при КВИ. Для изготовления такого двигателя требуется строжайшее выполнение требований конструкторской и технологической документации. Он является таким же напряженным по ресурсу, как двигатели семейства РД-170 по давлению в КС. Первоначально двигатель С5.98 разрабатывался для комплекса «Наряд-В» на основе ранее разработанного двигателя С5.92 для НПО им. Лавочкина. ДУ «Наряда-В» впервые использовалась как РБ «Бриз-К» с РН « Рокот» в 91 и 94 гг. ЭП на РБ «Бриз-М» для РН «Протон-М» был разработан в 11.94 г., где основным вариантом был со сбрасываемым дополнительным баком к топливным бакам «Бриза-К». Для КБ «Салют» это была элегантная задача по созданию РБ «Протона-М» на основе имеющихся ранее разработок. Не последнюю роль играла стоимость «Бриз-М» для ГРНПЦ по сравнению со стоимостью РБ «ДМ», и унификация двигателя с РБ «Бриз-К». Все решалось за счет увеличения ресурса маршевого двигателя С5.98. Рабочий ресурс двигателя в полете увеличивался почти в 4 раза по сравнению с ресурсом в «Бриз-К». КС двигателя имеет родословную от разгонного двигателя ДУ блока «И» комплекса «Н1-Л3». С тех пор она неоднократно форсировалась и была безотказна в работе целого ряда двигателей. Но с «Бризом-М» был сделан «большой скачок». Для сравнения заправка топливом: «Бриз-К» ~ 5,7 т., «Фрегат» до 5,35 т., «Фрегат-СБ» до 9,2 т., «Бриз-М» - 19,79 т., из них 14,615 т. в ДТБ. Лично я сомневался в правильности задания такого ресурса, но в КБХМ был финансовый голод, а отработка С5.98М (14Д30) была единственный ОКР предприятия. К моему удивлению стараниями В.А.Рыбакова, Г.М.Петраша, Н.Ф.Бойченко, Г.Н.Кличановского, А.М.Нешина и др. удалось отработать двигатель на заданный ресурс. Сторонниками применения двигателя с таким ресурсом в КБ «Салют» в разное время были: Л.М.Киселев, Н.Н.Миркин, Ю.О.Бахвалов, А.К.Недайвода. Изготовление двигателя ведется в опытном производстве КБХМ, где конструктора часто выполняют функции ОТК и ВП МО, т.к. требуется строжайшее соответствие КД, а отступления всегда были, есть и будут. Каждый двигатель перед поставкой проходит огневые контрольно-технологические испытания (КТИ), это 5 включений по 50 сек., по результатам которых проводится нейтрализация и поднастройка параметров.

В 09 г. КБХМ разработало ТП на двигатель тягой 4 т., выполненный по схеме с дожиганием кислого газа после турбины. Двигатель при той же массе, что и 14Д30 (~199 кг.) и габаритах имеет удельную тягу 337 единиц, что на 10 единиц больше чем у 14Д30. Он может использоваться в РБ с «Протоном» и «Ангарой». С рабочим ресурсом в два раза меньше, чем у двигателя 14Д30, он может выводить большую ПН с большей точностью. Но энтузиазма это ТП у КБ «Салют» не вызвало.

Сейчас крайне целесообразно разработать 4-х тонный двигатель, работающий на кислороде и метане для РБ «Ангары», «Союзов» повышенной грузоподъемности, «Зенита» и других возможно перспективных РН. Метановый двигатель РБ имеет лучшие энергетические характеристики, чем двигатели, работающие на кислороде с керосином, и, тем более, на АТ с НДМГ. Метан обладает лучшей охлаждающей способностью, чем керосин, а охлаждать 4-х тонный двигатель легче, чем 2-х тонный, следовательно, будет иметь многократный запас по ресурсу. Зажигание компонентов при ограниченном для РБ числе включений надежно отработано. Двигатель с не напряженными параметрами, выполненный по схеме с дожиганием «сладкого» газа ГГ, обладает и большими запасами по надежности. Такому двигателю суждено многолетнее будущее. Метановый РБ с запасами топлива до 20 т. не уступает по эффективности РБ на водороде. Первые ЛКИ такого РБ могут быть проведены с РН «Протон-М» или с «Зенитом» вместо «Фрегата-СБ», где заправку метаном можно производить с передвижных средств. Работы с метановым двигателем можно рассматривать как демонстратор модельных процессов будущих многотонных метановых двигателей. Процесс перехода РН будущего на метан неоспорим. Сейчас создание новых РН основывается на имеющихся двигателях. Это считается реализмом. Так закладывались и закладываются: «Русь-М» на РД-180 (
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#721
ЦитироватьJohannes пишет:

This seems to be an "Araks" propulsion system [1] under the snow cover. But this site is not on the territory of the museum, is it?


Фильм "Маленького Тонуса" о НИЦ РКП [04:21]
http://www.russianspaceweb.com/araks.html
Цитировать
An interpretive drawing of the Araks (Arkon) spacecraft based on Russian publications.
Although originally published drawings depicted the satellite in metallic colors,
later sources proved that in flight the satellite is enveloped into yellow-orange
thermal blanketing, common for NPO Lavochkin's spacecraft. Copyright © 2002 by Anatoly Zak


The Araks (Arkon) spacecraft during processing at NPO Lavochkin's testing station,
KIS, in the town of Khimki northwest of Moscow. Credit: NPO Lavochkin


The propulsion system of the Araks spacecraft based on the Fregat upper stage.
Copyright © 2002 by Anatoly Zak
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/236/12.shtml



http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/153/05.shtml#02

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/193/36.shtml



http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/194/60.shtml



http://rnd.cnews.ru/tech/news/top/index_science.shtml?2007/04/19/246578


ЦитироватьJohannes пишет:

КА "Аракс" ?!



ftp://130.206.92.88/Espacio/Sesi%F3n%20Plenaria%20-%20R1%20-%20ROSCOSMOS%20-%20Sergei%20SAVELIEV.pdf
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#722
ЦитироватьАниКей пишет:

Туристов пригласят в Пересвет

http://www.mosoblpress.ru/43/96645/


 
http://www.radoneje.ru/events/news/?ID=7208


ЦитироватьАниКей пишет:



http://fotki.yandex.ru/users/videofotostudia/view/494744/

ЦитироватьАниКей пишет:



http://fotki.yandex.ru/users/videofotostudia/view/494746/

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#723
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#724
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#725
ЦитироватьТворческое и результативное сотрудничество ОКБ-301 (ныне НПО им. С.А. Лавочкина) и ОКБ-2 (КБхиммаш им. А.М. Исаева) было продолжено в последующие годы, с развитием в настоящее время наиболее энергомассовых удельных характеристик маршевого двигателя С5.92 для РБ «Фрегат» в условиях развёрнутого серийного производства; разработки нового поколения КТДУ и ЖРД МТ ориентации и стабилизации для перелетного и посадочного модулей в рамках проектов «Луна-Глоб». «Луна-Ресурс»; перспективных работ по Федеральной космической программе и программам международного сотрудничества.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

Опять лётные испытания нового поколения двигателей на уникальных АМС?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

ОАЯ

Настолько ли они уникальные? Может быть это всего лишь "посадка спускаемого модуля на Луну "для того, чтобы доказать самим себе, что мы можем осуществить такую программу" - пояснил Виктор Хартов;"

Старый

ЦитироватьНастолько ли они уникальные? Может быть это всего лишь "посадка спускаемого модуля на Луну "для того, чтобы доказать самим себе, что мы можем осуществить такую программу" - пояснил Виктор Хартов;"
Изготовленый в единственном экзепляре - уникальный по определению. И будет потерян из-за того что его же решили использовать и как стенд для отработки нового поколения двигателей. :(
 А хоть раз применить уже апробированные решения никак нельзя?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

2Salo,
Сергей, а как вы странички выковыряли из пдфки http://vestnik.laspace.ru/pdf/4-2012.pdf ?
Ребята от информационной жадности или по недоумению сделали ее под паролем и напечатать, например, страничку в прямую простому человеку по быстрому не дано  :wink:
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

sychbird

Цитироватьhttp://krasm.com/docs/2012/7-8.pdf
Интересная петля в истории  техники. Возврат к немецким военным технологиям 40 годов производства "синтетического бензина"
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

ОАЯ

ЦитироватьИзготовленный в единственном экземпляре - уникальный по определению.

Если работающий на поверхности Луны – тогда он уникальный и полезный. Но если забыть о науке, сам по себе запуск безобидного разведчика для науки имеет очень много плюсов:
- Во-первых, деньги, отпущены на этот запуск и не надо отчитывается перед заказчиком, что не доставлен стандартный груз по стандартной схеме – здесь причина неудачи будет видна.
- Во-вторых, деньги получены по этой программе, частично потрачены на разработку экспериментального двигателя и его систем (выпуск документации и методик проведения испытаний и полномасштабное доведение до установки на изделие).
- В-третьих, если все пройдет «удачно как в прошлый раз» и в силу вступит страховой случай, то на страховые деньги можно снова модернизировать, доделывать, выпускать следующее изделие.
Сразу три полезных свойства. Здесь даже уникальность Хаббла отдыхает. :D

Salo

#732
ЦитироватьАниКей пишет:

2Salo,
Сергей, а как вы странички выковыряли из пдфки http://vestnik.laspace.ru/pdf/4-2012.pdf ?
Ребята от информационной жадности или по недоумению сделали ее под паролем и напечатать, например, страничку в прямую простому человеку по быстрому не дано :wink:
Сергей, просто использовал клавишу Print Screen.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#733
Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьТворческое и результативное сотрудничество ОКБ-301 (ныне НПО им. С.А. Лавочкина) и ОКБ-2 (КБхиммаш им. А.М. Исаева) было продолжено в последующие годы, с развитием в настоящее время наиболее энергомассовых удельных характеристик маршевого двигателя С5.92 для РБ «Фрегат» в условиях развёрнутого серийного производства; разработки нового поколения КТДУ и ЖРД МТ ориентации и стабилизации для перелетного и посадочного модулей в рамках проектов «Луна-Глоб». «Луна-Ресурс»; перспективных работ по Федеральной космической программе и программам международного сотрудничества.
Старый пишет:

Опять лётные испытания нового поколения двигателей на уникальных АМС?
ОАЯ пишет:

Настолько ли они уникальные? Может быть это всего лишь "посадка спускаемого модуля на Луну "для того, чтобы доказать самим себе, что мы можем осуществить такую программу" - пояснил Виктор Хартов;
Старый пишет:

Изготовленый в единственном экзепляре - уникальный по определению. И будет потерян из-за того что его же решили использовать и как стенд для отработки нового поколения двигателей. :(
 А хоть раз применить уже апробированные решения никак нельзя?
Не один раз, а минимум два. :wink:

КТДУ, судя по всему, имеет тягу 420 кгс при УИ 320 с и разрабатывается на базе проверенного 11Д442/C5.62. Плюс два двигателя мягкой посадки тягой по 60 кгс с УИ 300 с.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#734
ЦитироватьИмxотеп пишет:
Обнаружил прекрасное: тендер на СЧ ОКР «ОКА-Т-МКС» «Разработка эскизного проекта 2-го этапа». Дата окончания - 21.08.2012. Сумма контракта - 350000000. Срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг): август 2012 г. – 25 ноября 2013 г.

Выдержки из ТЗ:

Цитировать-   топливную систему с комбинированной двигательной установкой, обеспечивающей возможность перекачки топлива с борта РС МКС;
-   солнечную батарею (СБ) с приводами вращения панелей СБ.

Планируемая длительность циклов автономного функционирования КА «ОКА-Т» должна составлять 90 – 180 суток. Длительность циклов обслуживания КА «ОКА-Т» в составе МКС или ППТС – до 7 суток. Срок активного существования КА «ОКА-Т» должен составлять не менее 7 лет.

Масса научной аппаратуры и технологического оборудования, размещаемого в спецотсеке, должна составлять ~ 850 кг с учетом массы аппаратуры, размещаемой в шлюзовой камере (уточняется по результатам эскизного проектирования НА). Внутренний объем спецотсека с учетом установки и зон обслуживания технологического оборудования и части служебной аппаратуры, а также шлюзовой камеры, должен составлять не менее 18 м3. Среднесуточная мощность электроснабжения комплекса научной аппаратуры должно составлять – не менее 5 кВт.

Требования к баллистико-навигационному обеспечению полета КА «ОКА-Т» должны определяться, исходя из возможности полета МКС на орбите 400-420 км (i=51,6). Параметры базовой рабочей орбиты КА «ОКА-Т» должны определяться из условия минимизации затрат топлива и длительности цикла свободного полета КА. КА должен иметь технические возможности для реализации более высоких круговых и эллиптических орбит до высот 3000 км и более. На этапе свободного полета КА «ОКА-Т» должны обеспечиваться не менее чем 20-суточные интервалы полета с заданным уровнем микрогравитации, после чего допускается выключение комплекса научной и технологической аппаратуры и проведение коррекций орбиты КА «ОКА-Т» с учетом коррекций орбиты МКС.
Полет должен выполняться в автоматическом режиме в соответствии с программами, загруженными в бортовой компьютер, и командами с Земли. Управление полетом КА «ОКА-Т» должно осуществляться из ЦУП и сопровождаться оперативным анализом и прогнозированием динамики изменения параметров элементов орбитальной группировки КА «ОКА-Т» и МКС (КА «ОКА-Т» и ППТС). КА должен иметь возможность коррекции орбиты по командам с Земли в случае угрозы столкновения с космическим мусором и во время подхода к МКС.

Двигательная установка (ДУ) КА «ОКА-Т» должна обеспечивать:
-   возможность межорбитальных маневров, включая довыведение КА на базовую рабочую орбиту и дополнительные орбиты;
-   операции по сближению, причаливанию и стыковке с МКС;
-   требуемую ориентацию и стабилизацию КА «ОКА-Т» при проведении научных и технологических экспериментов;
-   дозаправку из топливных баков РС МКС (ППТС).
Пневмогидросистема КА «ОКА-Т» должна обеспечивать возможность ее многократной дозаправки компонентами топлива с борта МКС (ППТС). Компоненты топлива ДУ КА «ОКА-Т» должны быть совместимы с компонентами топлива МКС: АТин (ОСТ В113-03-503-85) + НДМГ (ГОСТ В17803-72).
При дозаправке топливной системы КА «ОКА-Т» с МКС должно обеспечиваться восстановление работоспособности вытеснительной системы подачи топлива.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Echidna

ЦитироватьА хоть раз применить уже апробированные решения никак нельзя?
А их нет. Они остались в прошлом и с ним умерли.

Salo

#736
Я бы так не сказал:
http://vestnik.laspace.ru/pdf/4-2012.pdf



"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#737
Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьSFN пишет:

Анатолий Зак обновил страничку Тапока
http://www.russianspaceweb.com/ptk_2012.html
Lanista  пишет:

Анатолию Заку большое спасибо.
Lanista  пишет:

А вот Dual main engine - это что за движки? в смысле характеристики, топливо? они новые же?
Frigate пишет:

ИМНО речь идет о 2х маршевых двигателях КДУ.
Salo пишет:

Их там восемь штук по 100 кгс. А топливо старое.
Lanista пишет:

Зачем так много движков на заду, еще и разного типа?
имеет значение место расположения? 2 которые в центре - они типа маршевые стоят там т.к через центр масс импульс дают?
Salo пишет:

Судя по тяге в 4 тс, УИ 330 с и компонентам НДМГ/АТИН речь идёт о двух С5.92, или двух С5.98 (14Д30).
Salo пишет:

Мы какую картинку обсуждаем?
Lanista пишет:

у Зака новую, там можно покрутить аппарат.

Salo пишет:

Два двигателя для дублирования видимо и стоят. По виду это маршевые С5.92. Ранее планировались только 8 ДОМ тягой по 100 кгс как я и писал выше. Они с вытеснительной подачей и стоят по периметру. Как скрестили ужа с ежом не знаю, но баки видимо раздельные.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

C-300

В книге, приведённой ниже, есть подробное описание двигателя ракеты 217М комплекса С-25. Насколько я помню, это исаевский двигатель.
 Техническое описание.Книга 1.Устройство ракеты. 
http://narod.ru/disk/26378655001/217%D0%BC%20%D1%821%20%D0%BE%D0%B1%D1%80.rar.html
100 Мб.
 

Техническое описание.Часть 1.Общие сведения.Устройство ракеты 5Я24
http://narod.ru/disk/26375029001/5%D1%8F24%20%D1%821%20%D0%BE%D0%B1%D1%80.rar.html
90 Мб
 

Ракета 5Я25.Техническое описание.Книга 1.Общие сведения.Устройство ракеты. 
http://narod.ru/disk/15536754001/%D1%82%D0%BE%205%D1%8F25%D0%BA%D0%BD1.djvu.html

Разъём

А случайно нигде не попадалась ПГС С5.98М или ПГС Бриз-М?