Роль Челомея в космонавтике

Автор AlexCherny, 03.08.2009 12:45:11

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

m-s Gelezniak

Цитировать
ЦитироватьСпасибо!
Тогда предположительно:

ЛК-100- ДУ САС;
ЛК-101- ГО;
ЛК-102- возвращаемый аппарат (ВА);
ЛК-103- агрегатный отсек ВА;
ЛК-104- агрегатный отсек ЛК (аппаратурный отсек и отсек двигателей коррекции);
ЛК-105- доразгонная ступень (РБ).

судя по имеющимся фото:
ЛК-101 - ДУ САС с маленьким обтекателем-надставкой над ВА;
ЛК-102 - кабина ВА;
ЛК-103 - Нижний отсек ВА с двигателями управления спуском и баками;
ЛК-104 - агрегатный отсек;
ЛК-105 - разгонный блок;
ЛК-106 - конический межступенчатый переходник между РБ и третьей ступенью "Протона"
Обтекатель закрывает весь корабль, начиная от фермы, соединяющей РБ с агрегатным отсеком. Он имеет цилиндрическую форму с коротким коническим переходом на диаметр ВА спереди. Надпись СССР есть, а номера нет :-(
Собственно всё это на схеме обозначенно. Единственно не стал выделять верхний и нижний срез обтекателя.
Коническая проставка между корпусом РТТД САС и верхним силовым шпангоутом ВА выполняет функции скорее силового переходника а не обтекателя.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

m-s Gelezniak

И ещё, так-как агрегатный отсек ВА имел свой номер, при блочно-модульном делении комплекса, при вводе парашютной системы он отдесялся.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Salo

Л.Л.Селяков "ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ В НИКУДА. Записки авиаконструктора."
ЦитироватьПЕРВЫЕ СОВМЕСТНЫЕ РАБОТЫ С В. Н. ЧЕЛОМЕЕМ. (СМУТНОЕ ВРЕМЯ)

   Обстановка складывалась очень сложная. Известно, что немцы в конце войны разработали и использовали, в основном, против Англии новое оружие: - крылатую ракету ФАУ-1 с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем. Начало боевых пусков 08.09.44. - баллистическую ракету ФАУ-2 с ракетным жидкостным двигателем. Начало боевых пусков 8.1Х.1944 г.
   У нас в Союзе эти две ракеты нашли свое развитие в трудах коллективов С. П. Королева и В. П. Глушко по ракете ФАУ-2 и ракетным двигателям, а развитие и освоение ракеты ФАУ-1 было поручено коллективу В. Н. Челомея.
   В 1958 г. В. Н. Челомей вышел с предложением о создании многоступенчатой баллистической ракеты и на базе ее целого комплекса оружия.
   Там было все: и нападение, и оборона, и разведка. Руководство (Н. С. Хрущев) рассмотрело предложение В. Н. Челомея и в результате вышло специальное Постановление о разработке предложенной ракеты с привлечением сил коллективов В. М. Мясищева и П. О. Сухого.
   Коллективу В. М. Мясищева была поручена разработка первой ступени. Приступая к выполнению этой новой задачи, по полученным от В. Н. Челомея данным, мы организовали специальную группу в отделе аэродинамики (Ю. Г. Добровский, В. Н. Шкакина), которой было поручено разобраться с новым заданием. В результате изучения полученных от В. Н. Челомея данных и, проведя необходимые баллистические расчеты, мы пришли к выводу, что проектировать первую ступень нельзя, т. к. проект всей ракеты не увязан. Ничего не получается.
   В. М. Мясищев пригласил В. Н. Челомея и в узком кругу (Мясищев, Челомей, Главацкий и я) я доложил результаты расчетов и сообщил, что проект не увязан и требует коренного пересмотра.
   В. Н. Челомей выслушал все внимательно и заявил, что он согласен с нашими выводами и приступит к уточнению проекта. На этом наши совместные работы и прекратились. Однако Н. С. Хрущев проводил жесткую политику по ликвидации работ по развитию авиации.
   А. Н. Туполев, стараясь сохранить авиационную тематику своего коллектива, выступал на заседании Совета Обороны с заявлениями о том, что он развитием самолета Ту-22 обеспечит выполнение всех поставленных в настоящее время задач, оставшихся за авиацией. (Какие задачи может решить Ту-22?!)
   Обстановка сложилась сложная.
   Возможно, что В. Н. Челомей использовал нашу критику своего проекта как нежелание В. М. Мясищева работать над баллистическими стратегическими ракетами и, видимо, был убежден, что В. М. Мясищев будет и дальше разрабатывать авиационные системы М-52 и М-56.
   Возможно, что В. Н. Челомей использовал для этой цели сына Н. С. Хрущева, С. Н. Хрущева, работавшего в то время в коллективе В. Н. Челомея. Точных данных нет, но известно, что В. Н. Челомей на длительное время удалялся с Сергеем Хрущевым в свой кабинет и вел, видимо, длительные беседы.
   Возможно, что П. В. Дементьев, спасая авиацию, авиационную промышленность от полного, Хрущевым Н. С., разгрома, принес в жертву ОКБ В. М. Мясищева, передав его В. Н. Челомею и тем самым, освободив себя от страшной и непосильной обузы. Действительно, В. М. Мясищев своей деятельностью требовал от авиационной промышленности все более и более высоких темпов по разработке новых авиационных систем. Это требовало от Дементьева очень четкой и хорошо спланированной работы по освоению новой технологии, новых металлов (точнее сплавов), новых более совершенных систем навигации и, конечно, новых более совершенных двигателей и т. д.
   Далее дела развивались следующим образом.
   В октябре 1959 г. Владимир Михайлович ушел в очередной отпуск. Он уехал с семьей в военный санаторий г. Гурзуф (Крым). Решение общих вопросов в его отсутствие было поручено Н. М. Главацкому, ну, а технические вопросы остались за мной.
   В один из вечеров позвонил П. В. Дементьев и предупредил, что завтра он заедет на Фили. У него есть ряд вопросов и просил никуда не отлучаться.
   На следующий день П. В. Дементьев приехал, и я с Л. М. Роднянским его принимали. По существу, у Петра Васильевича был один вопрос:
   - "Если Вам поручат спроектировать и построить межконтинентальную баллистическую ракету. Вы с этой задачей справитесь?" Мы ответили, что нас это задание не смущает, т. к. мы детально разобрались в этом вопросе, решая задачу создания ракеты совместно с П. О. Сухим, но надо поговорить с В. М. Мясищевым. Да и не боги горшки обжигают.
   Петр Васильевич, кивнув в знак согласия головой, уехал. Мы тогда и не предполагали, что это был не простой визит, а с большими последствиями для судьбы всего нашего коллектива.
   Спустя некоторое время до нас дошли слухи о возможной передаче ОКБ В. Н. Челомею.
   Обеспокоенные полученными сведениями я с Н. М. Главацким выехали в Крым для свидания с Владимиром Михайловичем и обсуждения с ним имеющейся у нас информации. По приезду в Гурзуф мы посетили В. М. Мясищева, и, к великому нашему изумлению, Владимир Михайлович все знал и даже сказал: "Бороться поздно, я получил назначение начальника ЦАГИ". Огорченные до предела, мы вернулись в Москву. Перед отъездом, несмотря на холодную погоду и температуру воды около 10 град., я выкупался в море, но эта холодная ванна мне хорошего настроения не вернула.
   События развивались с бешеной скоростью. Видимо, вопрос был решен давно и посещение нас Дементьевым носило чисто формальный характер.
   В один их осенних дней мы получили извещение, что к нам на Фили едет все начальство и что нам надо быть всем на местах. Приехали: П. В. Дементьев, нач. оборонного отдела ЦК И. Д, Сербин, практически, все заместители Министра авиационной промышленности, партийные работники и академик Владимир Николаевич Челомей.
   Было решено собрать общее собрание всего коллектива ОКБ, на котором будет оглашено решение о нашей новой тематике.
   П. В. Дементьевым и И. Д. Сербиным мне поручалось выступить на собрании с заявлением, что до сегодняшнего дня мы занимались отсталой и никому не нужной тематикой, а вот, мол, только сейчас, с приходом В. Н. Челомея, мы займемся совершенно новой и нужной тематикой - займемся решением совершенно новых задач под руководством супергениального зодчего В. Н. Челомея. На это я ответил: "Я, конечно, выступлю, но скажу, что мы всегда выполняли и решали для страны, народа и армии сложнейшие и актуальные задачи и выполняли их успешно. Что коллектив и впредь будет так же успешно выполнять все порученные ему задачи". Физиономия у В. Н. Челомея после моего заявления была "кислой". Но делать было нечего, я настаивал на своем и был, безусловно, совершенно прав. После сообщений П. В. Дементьева, И. Д. Сербина о передаче нашего коллектива в систему ОКБ В. Н. Челомея в качестве филиала М 1. выступил я со своим кратким заявлением.
   Конечно, мы все были оскорблены тем, что наш сильнейший и организованный, совершенно самостоятельный коллектив стал вдруг филиалом!? Конечно, это был маневр, маневр, показавший, что весь наш коллектив занимался не тем, чем надо, а только с приходом В. Н. Челомея, академика и сверхгениального конструктора, мы займемся настоящим делом. Но, как показало время, я со своим коллективом по долгу службы должен был принять новую тематику и новые задания первым, т. к. все начинается с проектных работ, принимая "портфель" заданий от "метрополии" Веутова (основная организация В. Н. Челомея), быстро убедились, что в "портфеле"-то ничего и нет. Один "детский лепет". Одна фантазия. И ничего в дальнейшей жизни от "портфеля*' не осталось.
   Нам все пришлось начинать сначала. Надо было готовить предложения, чем заниматься.
   Для коллектива нужна была работа, а ее В. Н. Челомей не подготовил.
   В конце 1959 года была сделана попытка, уже после передачи КБ В. Н. Челомею, организовать работы по завершению испытаний первого опытного самолета М-50 и начать летные испытания опытной системы М-50 с двигателями М16-17.
   Была создана группа под руководством Главного конструктора Якова Борисовича Нодельмана, ведущего конструктора Юрия Николаевича Труфанова и ведущего по силовой установке Юрия Васильевича Дьяченко. Но, ввиду полного отсутствия заинтересованности руководства, промышленности, да и заказчика, все работы по доводке и летным испытаниям были прекращены.
   Коллектив П. Ф. Зубца был переключен на создание твердотопливных ракетных двигателей и, таким образом, совершенно уникальный двигатель М16-17 был заброшен.
   Никто спорить не будет - нужны твердотопливные ракетные двигатели, но зачем же бросать успешно начатые работы по созданию первого в мире бесфорсажного ТРД для обеспечения полета на сверхзвуке с удельным расходом топлива на М=1,8 - 2,0, равным 1,12 - 1,14 кг топлива/кг тяги час? Где и сейчас у нас подобные двигатели?
   У кого была такая "светлая" голова, решившая прекратить нужные, на мой взгляд, для страны работы??!
   Хочется привести слова, посвященные Петру Николаевичу Нестерову. "Он был старше своего времени. А время, как толпа, не прощает тех, кто идет не в строю. Отставших громко презирает и тихо ненавидит идущих впереди..."
   Как показало время, "ненавидят" не очень тихо.
   После колоссального триумфа конструкторской авиационной мысли, по специальному решению, уже который раз, ОКБ В. М. Мясищева прекратило свое самостоятельное существование и на сей раз было передано В. Н. Челомею. В. М. Мясищев был назначен начальником ЦАГИ, но это была не его работа.

РАКЕТНАЯ ТЕХНИКА - В.Н.ЧЕЛОМЕЙ

   Пришло новое руководство, нужна была опять перестройка. Нужно было решать новые задачи. Много было непонятно. Но что мы могли сделать? Мы могли только работать. Что делать, за нас думали другие.
   1959 и 1960 гг. были трудными годами в нашей жизни. Морально трудными. Трудно было многое понять. Как удалось В.Н.Челомею, с его "бредовыми" идеями "сокрушить" В.М.Мясищева? Почему специалисты редчайшей по сей день профессии, специалисты, разбирающиеся активно в делах создания самолетных автоматических систем управления, оказались не у дел и должны были искать себе работу. Почему специалисты механики систем управления, специалисты, способные решать сложнейшие задачи создания механизмов управления, способных работать при температуре +600'С и более, почему эти люди должны были перестроиться и проектировать простые земные "телеги"? Много было "почему". Принимая задание В.Н.Челомея, мне и руководимому мной коллективу нужно было изучить новую тематику, осмыслить все, что принесла эта новая тематика. Нужна была перестройка проектной организации. Были найдены решения всех организационных вопросов, и мы приступили к исполнению новых заданий. Надо прямо сказать, что для специалиста-самолетчика новая тематика оказалась куда проще, чем старая. Но были свои вопросы, новая, если хотите, философия.
   Возьмем прочность. Самолет - аппарат многоразового применения, он долговечен. Новая тематика - одноразовая. Совсем другое дело.
   Аэродинамика. Сложнейший комплекс вопросов. Движение самолетов в атмосфере, встречающее на своем длительном пути огромную массу возмущений, их надо изучить, с ними надо бороться.
   В новой тематике кратковременный проход через атмосферу - одноразовый. Чистая механика, а затем баллистика.
   Задачи возвращения на землю, связанные с решением новых тепловых и очень сложных вопросов. Рассеивание и т. д. Новые вопросы. Но наш коллектив был подготовлен и к этому. В свое время мы подобрали молодых толковых ребят, имеющих специальное образование - молодые физики. Вот они-то и пригодились для решения этих новых задач. Двигатель, система двигателя, топливо - все это было новое. Справились и с этим и очень успешно!!!
   Молодые физики (Олег Федоров и др.) были нам нужны (вернее они всегда нужны) при решении задач проектирования сверхзвукового воздухозаборника и сопла двигателя и их взаимодействия с планером самолета (М-50, М-52 и М-56). Одна из работ О.Федорова опубликована в журнале "Техн. возд. флота" Ж 2 за 1962 г.
   Нужно было решать вопросы интерференции гондол двигателей с планером самолета, нужно было "найти" полезную интерференцию, обеспечить прирост аэродинамического качества. Для этого силами бригады О. Федорова было разработана теория и создана методика расчета многоскачкового воздухозаборника и создана методика подсчета полезной интерференции.
   Все это проверялось и подтверждалось многочисленными трубными исследованиями.
   По сложившимся у нас в Союзе традициям самолетчик и двигателист разделялись. Двигателист создает только газогенератор и часть компрессора и сопло (только тогда, когда сопло двигателя полностью изолировано), а самолетчик создает воздухозаборник, но ведь это тоже часть компрессора, основанная на сверхзвуке. Разделять их совершенно неразумно. Зарубежные двигателисты уже давно поняли это, и зарубежные двигателестроительные фирмы выпускают комплексную установку, состоящую из гондолы с воздухозаборником и двигателя, как единое целое. Это правильно. Достигается максимальный коэффициент полезного действия и минимальный вес конструкции.
   Наши двигателисты решают только одну часть задачи, а самолетчики, проектируя воздухозаборник и сопловую часть гондолы, практически, вмешиваются и в генератор и в газогенератор, происходит большая потеря времени и качества. Все это мы поняли, работая над проектами М-50, М-52 и особенно М-56.
   Кроме создания пилотируемых и беспилотных аппаратов мы занимались разработкой космических летательных аппаратов многоразового использования.
   Сергей Павлович Королев, занимаясь решением задач по освоению космического пространства человеком, практически, ограничился разработкой летательных аппаратов, спускаемых с орбиты (из космоса) да принципах баллистического спуска. В то время считалось, что баллистический спуск аппарата наиболее простой и надежный.
   Точность приземления никого не волновала.
   Задачи многоразового использования аппаратов не ставились.
   12 апреля 1961 г. весь мир был потрясен величайшим событием века - полетом Ю.А.Гагарина вокруг нашей планеты. (04.10.57 - первый искусственный спутник Земли). Началась новая эра - освоения космического пространства. Задолго до этого полета я позвонил Мстиславу Всеволодовичу Келдышу, он тогда был научным руководителем НИИ-1, и попросил разрешения приехать к нему и показать наши разработки. Получив согласие, я с Геннадием Дермичевым захватили чертежи и тактическую модель предполагаемого нами космического, многоразового аппарата, возвращающегося из космического полета с использованием аэродинамики, не баллистический спуск, а планирующий, с посадкой на заданную ВПП. Приехав в Лихоборы к Мстиславу Всеволодовичу, мы разложили прямо на полу его маленького кабинета чертежи и поставили модель предполагаемого аппарата. Просто интересно вспомнить те времена, когда мы втроем ползали по полу кабинета и фантазировали. М.В.Келдыш одобрил наши идеи, вложенные в проект, и договорились, что будем продолжать работать. Руководство нашего КБ в силу конъюнктурных соображений приняло решение о прекращении работ по этой теме. Интересно отметить, что 30 лет тому назад мы правильно подходили к решению многоразового летательного космического аппарата, его контуры, общий вид, практически, совпадают с сегодняшней американской "Колумбией". Разница только в размерах. Наш аппарат был одноместный. Планер имел острые кромки, что, конечно, по современному, является ошибкой, но таков уж был уровень наших в стране знаний. Не все сразу бывает известно. (См. фиг. 17).
   Отношения с В.Н.Челомеем сложились непростые. Дело в том, что бывшее КБ В.М.Мясищева, совершенно уникальное по своей организации и составу, способное решать любые задачи, было передано КБ В.Н.Челомея в качестве филиала №1. Основное КБ было в г. Реутово. Вот тут-то и крылась вся сложность взаимоотношений. Мы творчески были совершенно самостоятельной организацией. Могли и решали все поставленные руководством вопросы. В.Н.Челомей, видимо, понимал, что удержать в своих руках филиал будет трудно. Он всячески старался перетащить в Реутово основной костяк нашей проектной организации. Я всячески препятствовал этому, понимая, что надо сохранить коллектив. На этой почве и начались наши трения. В конце концов, я заявил В.Н.Челомею, что в таких условиях, когда за спиной делается черт знает что, идет переманивание людей, я работать не могу. В.Н.Челомей много раз заявлял мне, что делать так не будет, а на деле продолжал свою крайне нежелательную для нас деятельность.
   В конце 1961 г. я уже твердо решил, что работать с Владимиром Николаевичем Челомеем я не могу. Присутствовать при развале организации я не хотел. Я зашел к В.Н.Челомею и заявил, что все: "... я с Вами больше работать не могу, т.к. Вы не держите данное мне слово и меня обманываете, а я в таких условиях работать не могу и не буду. Прошу меня отпустить - с миром." Владимир Николаевич подумал и сказал, что через неделю он даст ответ.
   По истечении недели я опять зашел к нему и напомнил о моей просьбе. Он стал меня отговаривать, говоря, что я делаю крупную ошибку, что я буду жалеть об уходе и так далее. На что я твердо ему заявил, что я принял решение и задерживать меня не надо. После длительного разговора Владимир Николаевич дал свое согласие. Я поблагодарил и вышел. Самым трудным оказалось прощание с коллективом, создавшим, уже по новой тематике, в очень короткие сроки проекты ракетных комплексов: В-100, 200 и 500.. Мы освоили новые для ОКБ-23 типы ракетных, как жидкостных, так и твердотопливных двигателей. После ряда разработок и анализов мы остановились на двигателях, созданных коллективом, руководимом очень интересным человеком, Семеном Ариевичем Косбергом. Очень жаль, что он в 1965 г. погиб в автомобильной катастрофе.
   Нашим коллективом была создана головная боевая часть современных боевых баллистических ракет, стоящих и сейчас на дежурстве в наших стратегических ракетных войсках.
   Созданная головная, боевая часть по результатам стрельб обеспечивала большую точность стрельб при минимальном эллипсе рассеивания.
   Но отступать было поздно. Я позвонил Петру Васильевичу Дементьеву (Министру Авиационной промышленности, по тем временам - председателю Госкомитета по авиационной технике) и попросил у него аудиенцию.
   В ответ получил - "Приезжай!" Я приехал и коротко объяснил Петру Васильевичу обстоятельства, побудившие меня принять решение об уходе из дорогого мне коллектива.
   Петр Васильевич выслушал меня, вызвал своего заместителя Бориса Васильевича Куприянова и передал ему поручение устроить меня на работу.
ЦитироватьВременно я поселился в кабинете Сергея Михайловича Егера, там стоял свободный стол. За этим столом проводил первое время своего пребывания в КБ Лазарь Маркович Роднянский. Он перевелся сюда годом раньше, совершенно не сработавшись с В.Н.Челомеем. Конечно, дело не только в том, что Л.М.Роднянский сработался или не сработался с новым руководством ОКБ, а дело в том, что в корне изменилась тематика ОКБ, исчезла целая отрасль, одна из самых сложных и ответственных в самолетостроении - система управления самолетом.
   В новой ракетной тематике систему управления от расчетов до исполнительных механизмов выполняет специализированное КБ, в данном случае, институт академика Николая Алексеевича Пилюгина. В этих условиях привыкшему к самостоятельности и к активной жизни Л.М.Роднянскому делать в ОКБ В.Н.Челомея было нечего.
   Были попытки к самостоятельному созданию рулевой машинки и такая разработка была поручена группе конструкторов управления, руководимой Игорем Павловичем Золотаревым, но это была слишком мелкая для Л.М.Роднянского работа.
   Бытовавшая в те времена крылатая фраза Андрея Николаевича, "что самый хороший гидроусилитель - бустер это тот, который не стоит на самолете", привела к тому, что до прихода Лазаря Марковича Роднянского в ОКБ А.Н.Туполева не было специалистов способных разобраться и устранить те сложные явления в устойчивости и в управляемости, которые имели место на скоростных самолетах, как например поведение самолета Ту-22.
   Приход Л.М.Роднянского коренным образом изменил положение, но самое главное это то, что Лазарь Маркович создал школу, создал коллектив высококвалифицированных специалистов, способных решать сложнейшие вопросы современных систем управления. И в этом, если хотите, заслуга Владимира Михайловича Мясищева, воспитавшего таких талантливых специалистов, как Лазарь Маркович.
   К великому сожалению, Лазарь Маркович Роднянский умер в расцвете сил на 56-м году жизни 27.07.71 г.
   С В.Н.Челомеем я расстался в конце 1961 г., но как показали дальнейшие события, Владимир Николаевич Челомей не оставил надежды о моем возвращении.
   Прошло 5 лет, раздался звонок. Снимаю трубку. Знакомый голос просит меня выйти. "Надо поговорить". Даю согласие и выхожу чрез подъезд "Поликлиника", тогда он еще действовал. У подъезда стоит черная "Волга" и около нее Заместитель В.Н.Челомея по режиму и кадрам. Здороваюсь и спрашиваю - в чем дело? В ответ: ... "Вами интересуется одна очень влиятельная особа, она просит Вас прибыть к ней на очень важную для Вас встречу..." На все мои расспросы о вопросы - один ответ ... "Поедемте, Вас ждут!" Ну, прямо, как в детективе. Забавно! Я подумал и решил поехать. Поехали. Смотрю поворачиваем на Реутово. Подъехали к резиденции В.Н.Челомея. Нас ждали. Мгновенно открылись ворота и мы не останавливаясь выехали на двор ОКБ. Подъехали к парадному. Поднимаюсь к В.Н.Челомею. Он ждет меня. Поздоровались и В.Н.говорит: "... Вы никуда отсюда не поедете, пока не дадите согласие на свое возвращение. Я это говорю очень серьезно", - закончил Владимир Николаевич свою речь. Я рассмеялся и говорю: "...Это что-то новое в найме рабочей силы!" И попросил В.Н. вызвать машину и отвезти меня обратно, т.к. все это очень несерьезно.
   Владимир Николаевич стал меня уговаривать, говоря, что он все время следил за мной, что я совершенно не у дел, зря теряю время и растрачиваю свои способности. Но я стоял на своем. Все кончилось тем, что меня отвезли обратно. К сожалению, Владимир Николаевич был во многом совершенно прав. Я, видимо, был ему нужен.
   Прав был и Павел Осипович Сухой, говоривший мне, что я никогда у Туполева не получу самостоятельности и, что он это испытал на себе.
   Я это все прекрасно понимал, я понимал, что я совсем другой человек, у меня совсем другая школа и, что мой творческий путь создателя закончен, я это интуитивно чувствовал. Но какие-то силы заставляли меня принять решение - остаться в ОКБ А.Н.Туполева.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Штуцер

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьАнатолий Павлович Завалишин "Этот неизвестный и выдающийся Челомей"
"Алмаз"

На двух третях статьи "Алмаз" встречается фраза:

"...запуск ТКС все же был еще раз совершен в 1987 году уже в составе ракеты-носителя "Энергия" как "полезная нагрузка" под именем "Полюс". Весь задел при этом был использован, включая и те приборы и агрегаты, которые имели пометку "стендовые". Только благодаря этому космический корабль "Полюс" удалось собрать практически в течение года."

Если мне не изменяет память, полюсом принято считать нечто другое... :?:

Все что там было другого - железобетонные балки в корпусе протоновского бака.

Чего-чего, а железобетонных балок там не было.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

m-s Gelezniak

ratte часто эти балки вспоминал.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Штуцер

Ну так пусть забудет. Ни ratte, ни железобетонных балок я внутри 17Ф19ДМ не видел...
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

m-s Gelezniak

ЦитироватьНу так пусть забудет. Ни ratte, ни железобетонных балок я внутри 17Ф19ДМ не видел...
Но это не значит что ему верили :)
Шли бы Вы все на Марс, что ли...



Штуцер

Серия «Авиация и космонавтика» основана в 2004 году
Федосов Е. А.
Полвека в авиации. Записки академика.

Но вернемся к Владимиру Николаевичу Челомею, который был очень интересным человеком. Работая в авиационной промышленности, многие из нас смотрели на него, как на личность, я бы сказал, авантюрного склада. Он брался за сложнейшие крупные программы, проекты глобального масштаба, не имея хорошего научно-технического задела. Формируя свои космические программы, создавая знаменитую «сотку» — межконтинентальную баллистическую ракету легкого класса УР-100, которая и стала в своё время одной из составляющих ракетно-ядерного щита СССР, он шёл к намеченным целям путями, которыми до него никто не ходил. Он довольно успешно стал работать над УР-500 — «пятисоткой», и одновременно над космическими системами. Но элемент авантюризма, применения «рискованных» технологий были присущи Челомею. Он брался совершенно безбоязненно за эти крупнейшие проекты, руководствуясь одним правилом:

– Главное — раскрутить маховик, а когда сделаешь это, то он уже сам будет крутить тебя.

Поэтому он «раскручивал маховик», подключая к реализации своих планов как можно больше организаций, НИИ, ученых, инженеров — и что же? Как правило, техническая система действительно «поддавалась» ему. В авиационной промышленности он был известен как лидер, предлагающий экстравагантные, сногсшибательные проекты, которые по тем временам казались совершенно фантастическими.

Но как профессор МВТУ — это был классический профессор: очень требовательный, строгий, не допускающий никаких вольностей. Бедные его аспиранты стонали, потому что диссертации он заставлял переделывать по нескольку раз. Он лично читал каждую главу научной работы. Аспирантов он отбирал сам, это были люди, которых он понимал, благоволил к ним и опекал. В нем странным образом уживались, казалось бы, совершенно исключающие друг друга качества: с одной стороны — авантюризм в технике, с другой — абсолютная честность и строгость в подходах ко всему, что касалось науки. Он был прекрасным механиком-аналитиком, одним из ведущих специалистов в области теории колебаний, причем занимался нелинейными колебаниями, параметрическими резонансами. По этой теме — теория параметрических резонансов — В. Н. Челомей защитил докторскую диссертацию. Оппонентом у него выступал академик Николай Николаевич Боголюбов, который в то время тоже  {119}  был одним из ведущих специалистов в области теории колебаний. У него много классических работ по системам с переменными параметрами и т. д. Он очень высоко оценил труд В. Н. Челомея, всегда поддерживал его, даже когда Владимир Николаевич стал уже академиком. Я думаю, что Н. Н. Боголюбов видел в нем прежде всего блестящего ученого, механика-аналитика, который тонко понимал механику процессов колебаний, и в то же время мало знал В. Н. Челомея как оригинального организатора и конструктора, бравшегося за очень сложные проекты.

Классическая схема воплощения в жизнь сложной системы выглядит просто. Надо вначале создать научно-технический задел, некую базу, чтобы быть уверенным, что задача решается, а уж после этого идти на многомиллиардные затраты. Челомей же шёл на них с ходу.. Возможно, это было исторически оправдано тем, что так он действовал в начальном периоде становления космонавтики, ракетной техники, в условиях жесткого соревнования с США, в разгар «холодной войны». Да к тому же он должен был вписаться в компанию таких маститых уже ракетчиков, как С. П. Королев и М. К. Янгель, которые очень успешно создавали межконтинентальные баллистические ракеты, конкурируя между собой, но совсем не желали видеть в своей компании ещё кого бы то ни было. Челомей ведь был «чужаком» — из авиационной промышленности, да и время прорыва выбрал не лучшее — начало 1961 года, когда уже вовсю сияла звезда Королева.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

David Lee Rickman

ЦитироватьЭто было время титанов

I love this Question and Answer from the interview:

- But who, in your opinion, was great in this series the most gifted and talented?
- I worked next to a genius. Vladimir Nikolayevich Chelomey.

Thanks for posting the link.

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.portal-slovo.ru/impressionism/43280.php
ЦитироватьПолучив из Польши остатки Фау-1 и Фау-2, руководство Института 14 сентября 1944 года и составило этот документ («План на изучение специального агрегата, доставленного в НИИ-1»). Даже беглого взгляда на этот документ видно, что ни Королёв, ни Глушко не привлекались к изучению документа «План на изучение ...» и, по-видимому, до своей командировки в Германию не имели никакого представления о деле, «основоположниками» которого им суждено было стать. Не привлекался к этому делу и будущий заместитель Королёва Мишин: в списке лиц, привлечённых к изучению обломков Фау-2, он не значился. Руководству Наркомавиапрома, которому был подведомственен НИИ-1, не понадобились услуги ни Душкина, ни Стечкина: чья-то властная рука перенесла их фамилии из числа «ведущих» в число «привлекающихся». Сенсацией следует признать участие в работе по «Плану...» Владимира Николаевича Челомея: ведь он давно уже занимался советскими ПуВРД (пульсирующими воздушно-реактивными двигателями) и в 1944 году возглавил ОКБ 51. Идею создания двигателя, работающего без компрессора при повышенном давлении воздушного потока, Челомей вынашивал еще со времен студенческой практики на Запорожском моторостроительном заводе.

Документ свидетельствует о том, что руководство Авиапрома уже знало его как специалиста широкого профиля. Еще в 1940 г. в числе пятидесяти лучших молодых ученых СССР Владимир Николаевич был принят в специальную докторантуру при АН СССР, и двадцатишестилетний Челомей — самый молодой в этой полусотне избранных.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

David Lee Rickman

ЦитироватьЕще в 1940 г. в числе пятидесяти лучших молодых ученых СССР Владимир Николаевич был принят в специальную докторантуру при АН СССР, и двадцатишестилетний Челомей — самый молодой в этой полусотне избранных.

Thanks for this information! I did not realize that Chelomei was so young when he was awarded this honor.

David L. Rickman

Salo

Спасибо Pit'у за ссылку.  :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

David Lee Rickman

ЦитироватьСпасибо Pit'у за ссылку.  :wink:

Yes, thank you Pit! :wink:

To continue from this link:

Длительное время имя Владимира Николаевича Челомея было фактически неизвестным. Но история и факты жизни дают повод для вопроса: «каким номером» в ракетостроении бывшего СССР нужно считать Челомея? В плеяде корифеев ракетно-космической техники — С. Королев, В. Челомей, М. Янгель, В. Глушко — место Челомея особое. Если все они были инженерами от Бога с колоссальной научной интуицией и способностью научно-технического предвидения, то Челомей прежде всего был выдающимся ученым-аналитиком, талантливым педагогом, а затем уж конструктором. Как вспоминает С. Хрущев, «в своих разработках Челомей шел не от конструкции к науке, а от науки к конструкции». Каждые девять из десяти изделий, разработанных в конструкторском коллективе Челомея, не имели аналогов в мире....

...Неоценимым является вклад Челомея и в развитие советской космонавтики. К его первым космическим разработкам в 1963—1964 гг. относятся спутники-истребители «Полет-1» и «Полет-2», которые маневрируют на орбите, меняя высоту и угол наклона плоскости орбиты, и научный спутник «Протон-1». Созданная в 1965 г. под его руководством ракета «Протон» отправила в космос самые тяжелые аппараты: все орбитальные пилотированные станции «Салют» и «Мир», большое количество геостационарных спутников связи и научных модулей. «Протон», несмотря на свой почти 45-летний возраст, выводит спутники на орбиту и сегодня. Всего осуществлено свыше 300 запусков этой ракеты.

Именно в конструкторском бюро под руководством Владимира Николаевича родилась идея создания долговременной орбитальной станции, своеобразного «космического дома», которая стала основой для всех будущих пилотируемых станций серии «Салют» и «Мир».

Good Article!

David L. Rickman

Salo

Павел Романович Попович и Виктор Васильевич Горбатко дали эксклюзивное интервью корпоративной газете «Трибуна ВПК»:
http://www.npomash.ru/press/ru/podrobnee110409.htm?l=0

В. Поляченко (из книги «На море и в космосе») :
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna391108.htm?l=0
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna15_160409.htm?l=0
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna280709.htm?l=0
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna250610.htm?l=0

ПЕРВАЯ «ЛАСТОЧКА» В.Н. ЧЕЛОМЕЯ:
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna220509.htm?l=0

ШКОЛА В.Н. ЧЕЛОМЕЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА :
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna240609.htm?l=0

.Е. Нестеров, Ю.А. Цуриков, г. Москва, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева ДОЛГАЯ ЖИЗНЬ РАКЕТЫ «ПРОТОН»
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna250609.htm?l=0

НА СТРАЖЕ МИРА НА ЗЕМЛЕ. 19 июня 1959 года (50 лет назад) во исполнение постановления Правительства
ОКБ-52 приступило к созданию ракетного комплекса большой дальности для стрельбы по наземным целям
(Комплекс П-7).:
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna260609.htm?l=0

БОЛЬШОЕ ВИДИТСЯ НА РАССТОЯНИИ. вспоминают два бывших секретаря Владимира Николаевича –
Зоя Сергеевна Усова и Раиса Ивановна Короткова:
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna270609.htm?l=0

С. Хрущев ЛЕОНАРДО РАКЕТНОГО МИРА:
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna270609.htm?l=0

НЕВИДАННЫЙ ТЕХНАРЬ;
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna270609.htm?l=0

Юбилейный выпуск к 95 летию Челомея:
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna290709.htm?l=0

ОРУЖИЕ БЕЗ СТРАХА И УПРЕКА:
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna310809.htm?l=0

СЛАВНЫХ ДЕЛ МАСТЕРА:
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna360909.htm?l=0

ГАРАНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРИТЕТА:
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna371009.htm?l=0

ГЛОБАЛЬНАЯ РАКЕТА:
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna371009.htm?l=0

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОПЛОТ:
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna481209.htm?l=0

КРЫЛЬЯ НАД МОРЕМ:
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna080210.htm?l=0

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ «СОТКИ»:
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna150410.htm?l=0

ЭПОХА ДЕРЗНОВЕННОГО ПОЛЁТА:
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna040610.htm?l=0

КОНСТРУКТОР, УЧЁНЫЙ, РУКОВОДИТЕЛЬ:
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna020710.htm?l=0
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Е.Кулешов ДВА НЕЗАВИСИМЫХ СОЗДАТЕЛЯ ПУЛЬСИРУЮЩИХ ДВИГАТЕЛЕЙ :
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna441208.htm?l=0
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna451208.htm?l=0
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna460109.htm?l=0
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna020109.htm?l=0

Е. Кулешов. Бурный поток дядюшки Вилли:
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna330909.htm?l=0
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna340909.htm?l=0
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna350909.htm?l=0


http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna100309.htm?l=0
ЦитироватьОБ ИСТОРИИ ЯЗЫКОМ ПЛАКАТА

На традиционных ХХХIII Академических Чтениях по Космонавтике 2009 года прозвучал доклад ведущего специалиста отдела 00-03 Е.В. Кулешова, посвященный 95-летию со дня рождения В.Н. Челомея, на тему – «Плакаты по Истории ракетно-космической техники» . В этом выступлении было предложено построение докладов на Королевских Чтениях в виде плакатов, а не традиционных слайдов. В качестве примера в докладе были приведены исследования по двум темам «Седлец – Родина В.Н. Челомея» и «Звезда КЭЦ и космическая триада».



В первой части доклада был рассмотрен плакат, посвященный исследованию и изучению малой родины В.Н. Челомея. В центральной его части представлена найденная недавно карта царства Польского, составленная еще в 1869 году действительным членом Императорского Русского Географического общества Н.Н. Галкиным. На ней представлена территория, являвшаяся в то время частью царской России, и, в частности, место рождения В.Н. Челомея – г. Седлец. На современных картах Польши это город Седльце. Рядом с городом Седлец обнаружилось также местечко Челомые, которое является родиной отца В.Н. Челомея – Николая Михайловича. В докладе была приведена версия происхождения фамилии Челомей – состоящая из слов «Чело» и «Мые», что означает «Мыть голову, мыться, умываться, приводить себя в порядок», что, вероятно, имеет корни в частых военных действиях, происходивших на территории Польши, когда воинам приходилось приводить себя в порядок после боев.

Про этот плакат газета «Трибуна ВПК» подробно уже рассказывала в №33 за 2008 год.

Второе исследование было представлено в виде плаката «Звезда КЭЦ и космическая триада». Оно посвящалось создателям космической техники - Вернеру фон Брауну, С.П. Королеву и В.Н. Челомею. Был рассмотрен период их жизни с 1932 по 1934 гг. Путеводной звездой для героев данного исследования стал К.Э. Циолковский.



Во второй части доклада были продемонстрированы ранее неизвестные в России титульный лист и обложка докторской диссертации барона Вернера фон Брауна из Фридрих – Вильгельм университета в Берлине. Работа называлась « Конструктивный, теоретический и экспериментальный вклад в проблему жидкостной ракеты». Также в докладе был приведен текст «Введения» в эту ранее секретную диссертацию. Интересно, что эту диссертацию подписали ректор Фишер и декан Хорн, хотя никто из них никогда не видел ни одной строчки из нее.

В этой части доклада также был впервые приведен фрагмент современной карты Польши с местом рождения Вернера фон Брауна – г. Выжиск (Вирзиц).
"Были когда-то и мы рысаками!!!"