Доступный для России супертяж

Автор Shestoper, 25.07.2009 19:40:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Плейшнер

Цитата: Bell от 17.10.2021 14:25:34создавать корабль прямой посадки
А есть у кого-нибудь ссылка на труд/книгу/статью с более-менее подробным сравнением различных вариантов экспедиций на Луну?
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

Дмитрий В.

Цитата: Плейшнер от 17.10.2021 14:41:24
Цитата: Bell от 17.10.2021 14:25:34создавать корабль прямой посадки
А есть у кого-нибудь ссылка на труд/книгу/статью с более-менее подробным сравнением различных вариантов экспедиций на Луну?
Наверняка такие труды есть, но в концентрированном виде мне не встречались. Но оценки вполне доступны. Достаточно сравнить Сатурн С-8 с Сатурн-5, УР-700 с Н1 (наш Вулкан лучше сравнить с Сатурн-5, наверное). В общем, для прямой схемы нужна энергетика (грубо) в 1,5 раза больше.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Туман Андромедов

#32302
Цитата: Плейшнер от 17.10.2021 14:41:24А есть у кого-нибудь ссылка на труд/книгу/статью с более-менее подробным сравнением различных вариантов экспедиций на Луну?
Вот правильные книги на эту тему:
1. Егоров В.А., Гусев Л.И. Динамика перелётов между Землёй и Луной.
2. Охоцимский Д.Е., Сихарулидзе Ю.Г. Основы механики космического полёта.

Но сразу скажу что нет "лучшей схемы полёта на Луну". Есть располагаемые возможности (широта точки пуска, возможности средства выведения,  ограничения для средства выведения,  ресурс жизнеобеспечения для пилотируемого корабля или общий ресурс максимальной длительности полёта корабля или какой-либо составной части средства выведения, сама задача миссии и т.д. и т.п.), под которые и выбирается схема. Ну и зависимость от эпохи. Луна движется, это движение имеет периоды, когда параметры её движения можно использовать с выгодой для той или иной схемы или вынудить отказаться от схемы, которая могла бы быть предпочтительной по каким-либо другим критериям.
Полёт к Луне, или на Луну. - это, как всегда, клубок компромиссов.

Bell

#32303
Цитата: Дмитрий В. от 17.10.2021 15:30:56
Цитата: Плейшнер от 17.10.2021 14:41:24
Цитата: Bell от 17.10.2021 14:25:34создавать корабль прямой посадки
А есть у кого-нибудь ссылка на труд/книгу/статью с более-менее подробным сравнением различных вариантов экспедиций на Луну?
Наверняка такие труды есть, но в концентрированном виде мне не встречались. Но оценки вполне доступны. Достаточно сравнить Сатурн С-8 с Сатурн-5, УР-700 с Н1 (наш Вулкан лучше сравнить с Сатурн-5, наверное). В общем, для прямой схемы нужна энергетика (грубо) в 1,5 раза больше.
Да, если сравнивать то, что перечислено - разница будет примерно такой.
Но сравнивать надо не это.

Ключевой проблемой раздельной схемы ЛОК/ЛК является ограничение районов посадки - экваториальные и полярные - из-за собственного вращения Луны вокруг своей оси и ее поворота относительно неподвижной плоскости орбиты ЛК. Но если ставится задача 1) исследовать всю остальную часть Луны, то есть широты от +-15 до +-80 градусов и 2) находится на поверхности более 1 суток, то необходимо становится предусмотреть в системе ЛОК/ЛК запас топлива для изменения наклонения траектории ЛК и совмещения ее с наклонением орбиты ЛОК.
И вот тут-то выясняется, что масса системы с дополнительным топливом очень быстро растет, увеличиваясь на десятки % относительно массы простейшей миссии! В пределе практически приближаясь к массе корабля прямо посадки!

К тому же у схемы прямой посадки есть масса других достоинств, о которых уже неоднократно говорили.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Asteroid

Цитата: Bell от 17.10.2021 15:58:33К тому же у схемы прямой посадки есть масса других достоинств, о которых уже неоднократно говорили.
Положим, в Союзе (СА + БО) можно долететь до Луны и вернуться обратно. ПАО возможно придётся доработать. Вопрос: какая масса должна быть на НОО, чтобы слетать на Луну по схеме прямого перелёта?


Насколько это удобно делать в Союзе пока оставим за скобками. Для долговременного пребывания на Луне предположим, что там ждёт заранее доставленный модуль - т.е. тоже пока за скобками.
==>[RU.SPACE Forever>

Цитата: Bell от 17.10.2021 15:58:33
Цитата: Дмитрий В. от 17.10.2021 15:30:56
Цитата: Плейшнер от 17.10.2021 14:41:24
Цитата: Bell от 17.10.2021 14:25:34создавать корабль прямой посадки
А есть у кого-нибудь ссылка на труд/книгу/статью с более-менее подробным сравнением различных вариантов экспедиций на Луну?
Наверняка такие труды есть, но в концентрированном виде мне не встречались. Но оценки вполне доступны. Достаточно сравнить Сатурн С-8 с Сатурн-5, УР-700 с Н1 (наш Вулкан лучше сравнить с Сатурн-5, наверное). В общем, для прямой схемы нужна энергетика (грубо) в 1,5 раза больше.
Да, если сравнивать то, что перечислено - разница будет примерно такой.
Но сравнивать надо не это.

Ключевой проблемой раздельной схемы ЛОК/ЛК является ограничение районов посадки - экваториальные и полярные - из-за собственного вращения Луны вокруг своей оси и ее поворота относительно неподвижной плоскости орбиты ЛК. Но если ставится задача 1) исследовать всю остальную часть Луны, то есть широты от +-15 до +-80 градусов и 2) находится на поверхности более 1 суток, то необходимо становится предусмотреть в системе ЛОК/ЛК запас топлива для изменения наклонения траектории ЛК и совмещения ее с наклонением орбиты ЛОК.
И вот тут-то выясняется, что масса системы с дополнительным топливом очень быстро растет, увеличиваясь на десятки % относительно массы простейшей миссии! В пределе практически приближаясь к массе корабля прямо посадки!

К тому же у схемы прямой посадки есть масса других достоинств, о которых уже неоднократно говорили.

Не проще ли на Луноходе туда добраться?

Bell

Цитата: Asteroid от 17.10.2021 16:14:16Положим, в Союзе (СА + БО) можно долететь до Луны и вернуться обратно. ПАО возможно придётся доработать. Вопрос: какая масса должна быть на НОО, чтобы слетать на Луну по схеме прямого перелёта?


Насколько это удобно делать в Союзе пока оставим за скобками.
Во-первых, это Лин считал, так что не интересно повторять :)

Во-вторых, для этого нужен не СА Союза с люком вверху, а ВА ТКС с люком в днище. Под которым будет экспедиционный отсек/БО, шлюз и все остальные взлетно-посадочные ступени.

У меня при массе ВА 4 т общая масса на ЛЕО получалась порядка 140 т. Это 3 человека на поверхности на несколько дней, в любую точку.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 17.10.2021 16:17:53Не проще ли на Луноходе туда добраться?
Прилететь на экватор и поехать на 1300 км на широту 45 градусов? Кхм...
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Asteroid

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 17.10.2021 16:17:53Не проще ли на Луноходе туда добраться?
Насчёт простоты ничего не скажу, а вот то, что опаснее - это точно. Астронавты при поломке лунохода могли добраться до взлётного модуля пешком. А в этом случае что делать?
==>[RU.SPACE Forever>

Asteroid

#32309
Цитата: Bell от 17.10.2021 16:19:00ВА ТКС с люком в днище
Конечно лучше, вот только рассчитан ли он на посадку со второй космической?

Цитата: Bell от 17.10.2021 16:19:00Под которым будет экспедиционный отсек/БО, шлюз
А это на сколько потянет?
==>[RU.SPACE Forever>

Шестопер239

Цитата: Bell от 17.10.2021 15:58:33Да, если сравнивать то, что перечислено - разница будет примерно такой.
Но сравнивать надо не это.

Ключевой проблемой раздельной схемы ЛОК/ЛК является ограничение районов посадки - экваториальные и полярные - из-за собственного вращения Луны вокруг своей оси и ее поворота относительно неподвижной плоскости орбиты ЛК. Но если ставится задача 1) исследовать всю остальную часть Луны, то есть широты от +-15 до +-80 градусов и 2) находится на поверхности более 1 суток, то необходимо становится предусмотреть в системе ЛОК/ЛК запас топлива для изменения наклонения траектории ЛК и совмещения ее с наклонением орбиты ЛОК.
И вот тут-то выясняется, что масса системы с дополнительным топливом очень быстро растет, увеличиваясь на десятки % относительно массы простейшей миссии! В пределе практически приближаясь к массе корабля прямо посадки!

К тому же у схемы прямой посадки есть масса других достоинств, о которых уже неоднократно говорили.
Если делать супертяж не для того, чтобы как можно скорее флаговтыкнуть в Луну (а для скорейшего единичного полета сейчас лучше подойдет многопуск имеющихся тяжей - сейчас не 60ые, стыковки отработаны до рутины), а чтобы регулярно летать и на Луну, и у планетам, и строить на орбите ОС, электростанции и Большой Театр - тогда нужен носитель с такой грузоподъемностью, для которого доставка экипажей на Луну по прямой схеме будет плевым делом.

Плейшнер

Цитата: Bell от 17.10.2021 15:58:33К тому же у схемы прямой посадки есть масса других достоинств, о которых уже неоднократно говорили.
Энергетика энергетикой, 

а действительно ли так нужны ЛОКи ЛОСы и прочие окололунные объекты.
Может это просто стереотип?
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

Дмитрий В.

Цитата: Bell от 17.10.2021 16:20:54
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 17.10.2021 16:17:53Не проще ли на Луноходе туда добраться?
Прилететь на экватор и поехать на 1300 км на широту 45 градусов? Кхм...
На полюс. Базу (обитаемую) собираются ставить в приполярных районах, где есть водяной лёд.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Bell

Цитата: Asteroid от 17.10.2021 16:26:11
Цитата: undefinedВА ТКС с люком в днище
Конечно лучше, вот только рассчитан ли он на посадку со второй космической?
Да там разница в конструкции почти никакая. Вон, СА Союза рассчитан и на то, и на другое. Основной вопрос в ТЗП, а оно даже древнее союзовское весит всего +200 кг для второй космической.

Цитата: Asteroid от 17.10.2021 16:26:11
Цитата: undefinedПод которым будет экспедиционный отсек/БО, шлюз
А это на сколько потянет?
Тут сложно сказать...

1. Экспедиционный отсек, он же БО должен вмещать свободно трех человек и обеспечивать все функции БО Союза, сон (хотя бы двух членов экипажа), отдых, питание и "обратный процесс" + какую-то простейшую научную деятельность (типа осмотра и сортировки образцов грунта). Ориентироваться можно на 2 массы союзовского БО, т.е. 3 т.
Конструктивно он должен быть интегрирован с взлетной ступенью, поскольку 3 суток назад к Земле в ВА не высидеть.

2. Шлюз, вместе со скафандрами, нужен только на поверхности, поэтому он должен быть в составе посадочной ступени. Объем где-то на 5 человек - 3 скафандра и 2 космонавта, чтоб можно было достаточно свободно снимать-одевать. По массе порядка 1 тонны.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

Цитата: Дмитрий В. от 17.10.2021 16:47:11
Цитата: Bell от 17.10.2021 16:20:54
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 17.10.2021 16:17:53Не проще ли на Луноходе туда добраться?
Прилететь на экватор и поехать на 1300 км на широту 45 градусов? Кхм...
На полюс. Базу (обитаемую) собираются ставить в приполярных районах, где есть водяной лёд.
Какая разница? С полюсов до умеренных широт столько же ехать :)
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Дмитрий В.

Цитата: Bell от 17.10.2021 16:55:43
Цитата: Дмитрий В. от 17.10.2021 16:47:11
Цитата: Bell от 17.10.2021 16:20:54
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 17.10.2021 16:17:53Не проще ли на Луноходе туда добраться?
Прилететь на экватор и поехать на 1300 км на широту 45 градусов? Кхм...
На полюс. Базу (обитаемую) собираются ставить в приполярных районах, где есть водяной лёд.
Какая разница? С полюсов до умеренных широт столько же ехать :)
Зачем туда ехать людям?
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Цитата: Bell от 17.10.2021 16:20:54
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 17.10.2021 16:17:53Не проще ли на Луноходе туда добраться?
Прилететь на экватор и поехать на 1300 км на широту 45 градусов? Кхм...

А чё?

Автодом на скорости в 40 км/ч будет в районе двух дней в пути.

Bell

Цитата: Дмитрий В. от 17.10.2021 17:03:16Зачем туда ехать людям?
Затем. Может мы еще смысложизненный вопрос по-обсуждаем?
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Цитата: Asteroid от 17.10.2021 16:24:06
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 17.10.2021 16:17:53Не проще ли на Луноходе туда добраться?
Насчёт простоты ничего не скажу, а вот то, что опаснее - это точно. Астронавты при поломке лунохода могли добраться до взлётного модуля пешком. А в этом случае что делать?

Как чё, тусить на Луноходе!

И ждать, пока с соседней базы подоспеют на другом Луноходе.

Но тут под Луноходом надо иметь какой-то суровый автодом уровня Ратте на Луне, а не открытый багги.


azvoz

Цитата: Bell от 17.10.2021 16:54:27Экспедиционный отсек, он же БО должен вмещать свободно трех человек и обеспечивать все функции БО Союза
А зачем для прямого полета на Луну 3 человека?

Вполне достаточно двоих.
А в экстриме, для экономии, и одного.