Доступный для России супертяж

Автор Shestoper, 25.07.2009 19:40:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Reader

Цитата: ZOOR от 02.11.2020 19:07:29Ну в общем кто делать уже определено. СТК - РККЭ...
Были-бы деньги - желающие освоить их найдутся ;)
Месяца с два, как уже всё поменялось, вроде.
Разработка РН "Союз-5" и СТК - это прерогатива АО "РКЦ "Прогресс".

algol5720

Цитата: Alex-DX от 04.11.2020 18:27:04
Цитата: algol5720 от 04.11.2020 15:49:35
Цитата: Alex-DX от 03.11.2020 09:31:54
Цитата: Raul от 03.11.2020 08:55:17Поэтому к 30-годам, когда замаячит срыв программы -  и в самом деле возможен крутой разворот с переходом на водород. Или, в зависимости от успехов Маска - на метан.
Успех у Маска неизбежен. :)
Следовательно крутой разворот наступит раньше.
Моноблок, многоразовость, метан, водород...
"Водород-гавно."-по выражению Маска :D
Согласен с Маском только в первой части. т.е. для первой ступени. :)
Дальше водород или что нибудь термоядерное... 8)
Как сохранить водород на Старшипе для посадки на Марсе или Луне или Земле. Объем баков, их масса, сложность,дороговизна и низкая удельная тяга двигателей приведут к низкому массовому совершенству, высоким финансовым затратам и длительным срокам изготовления прототипов.В общем Маск прав-гавно ;D .

Leonar

Цитата: algol5720 от 04.11.2020 17:50:32
Цитата: Leonar от 04.11.2020 17:02:44
Цитата: Raul от 03.11.2020 08:55:17Поэтому к 30-годам, когда замаячит срыв программы -  и в самом деле возможен крутой разворот с переходом на водород. Или, в зависимости от успехов Маска - на метан.
Метан- а сосиски будут по 9 горшков с союза спг и с лапками.
Че ещё нужно
Неа,сосиски для 9-ти горшков маловаты. Нужны сардельки по 5.5-ть ;D
Нормально там все и для 4.1.
Ну как минимум для 7 горшков.

Alex-DX

Цитата: algol5720 от 05.11.2020 02:15:23Как сохранить водород на Старшипе для посадки на Марсе или Луне или Земле.
Для каждого этапа свое идеальное топливо. :)

Водород  для второй и третей ступени.

Max Andriyahov

Цитата: Alex-DX от 05.11.2020 07:22:16
Цитата: algol5720 от 05.11.2020 02:15:23Как сохранить водород на Старшипе для посадки на Марсе или Луне или Земле.
Для каждого этапа свое идеальное топливо. :)

Водород  для второй и третей ступени.
При полете на Луну/Марс "вторая/третья ступень" превращаются в посадочный модуль и первую ступень для обратного взлета. Плюс - вопрос долговременного хранения, особенно для Марса.

Leonar

Цитата: Max Andriyahov от 05.11.2020 08:09:38
Цитата: Alex-DX от 05.11.2020 07:22:16
Цитата: algol5720 от 05.11.2020 02:15:23Как сохранить водород на Старшипе для посадки на Марсе или Луне или Земле.
Для каждого этапа свое идеальное топливо. :)

Водород  для второй и третей ступени.
При полете на Луну/Марс "вторая/третья ступень" превращаются в посадочный модуль и первую ступень для обратного взлета. Плюс - вопрос долговременного хранения, особенно для Марса.
Обычно 4ая, пятая...

algol5721

#25586
Цитата: Alex-DX от 05.11.2020 07:22:16Для каждого этапа свое идеальное топливо. :)
Топливная пара должна быть одна для всех ступеней и забыть про Н2 для СТ - дорого и долго. Не потянуть отсталой технологически отрасли одноразовый СТ даже на керасине. Проект стартового комплекса под СТ делать с учетом многоразового носителя на метане. На первом этапе отрабатывать Союз-СПГ на этом СК, и постепенно довести его до стартового комплекса  супертяжа по подобию Енисея. Так и триллионы не просрем и многоразовый средний носитель  хотя-бы будет.

Alex-DX

#25587
Цитата: algol5721 от 05.11.2020 14:43:50Топливная пара должна быть одна для всех ступеней и забыть про Н2 для СТ - дорого и долго.
Сергей Павлович придерживался другого мнения.

Цитата: undefinedПрименение водородных ЖРД и атомных водородных двигательных установок (АДУ) существенно расширяет возможности Н-I.

Перевод II и III ступеней на АДУ позволит выводить на круговую орбиту вокруг Земли грузы весом до 200 т.
http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/vetrov/korolev-delo/04-05.html

Цитата: algol5721 от 05.11.2020 14:43:50На первом этапе отрабатывать Союз-СПГ
а на следующем этапе водородную вторую ступень с двигателями от Ангары.
Думаю при меньшей стартовой массе станет конкурентом F9...

Цитата: algol5721 от 05.11.2020 14:43:50довести его до стартового комплекса  супертяжа по подобию Енисея.
Не вдохновляет такая концепция.

Супертяж может и должен стать полностью многоразовым.
как вариант
https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?topic=18235.msg2023966#msg2023966
Здесь можно дополнить в части третей ступени.
Две версии: пилотируемая с грузовым отсеком на подобии как у Бурана,
И грузовая версия -  легкая третья ступень с возможностью возвращения с помощью Бурана.

Думаю в грузовой версии супертяж сможет выводить 100 т при стартовой массе менее 2000 т.

Искандер

Хм, так времена другие были. Тогда стремились выжать максимум не считаясь с расходами и даже экологией, сейчас считают каждую копейку и во главу ставится экономическая эффективность, да ещё по-хорошему на протяжении жизненного цикла всего комплекса.
С водородом не станет эффективнее. Нужно быть проще, говорят метан+кислород оптимум. Нет?
Трехступенчатый, полностью многоразовый "крылатик", не плохо, но три ступени это слишком много.
Нужно быть проще и лучше потерять в эффективности, но упростить и удешевить, ведь топливо это сущие пустяки...
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt.
Propaganda non facit homines idiotae. Propaganda fit pro fatuis.

Raul

#25589
Цитата: Искандер от 06.11.2020 19:45:37Хм, так времена другие были. Тогда стремились выжать максимум не считаясь с расходами и даже экологией,
ПМСМ государственная космическая отрасль в принципе не ориентирована на высокую экономическую эффективность. Но от нее вполне можно схлопотать великие свершения. :o Вот и надо ставить ей задачу в том, чтобы великие свершения были эффективны и при решении малых задач.

Цитата: Искандер от 06.11.2020 19:45:37сейчас считают каждую копейку и во главу ставится экономическая эффективность, да ещё по-хорошему на протяжении жизненного цикла всего комплекса.
Так вот, многососисочность "Енисея" вроде бы хороша с точки зрения применения его в урезанном формате Союза-5 или СТК-50, но:
1. Нет увода от СК
2. РД-171 слишком дорог и ненадежен
3. d4.1 не проходит через туннели.
4. Чтобы эффективно заменить Протон, нужна водородная вторая ступень.
5. Многоразовость прикручивается ценой большой потери ПН.
6. И она получается ограниченной из-за керосина.
Т.е. получается затратный проект.

Цитата: algol5721 от 05.11.2020 14:43:50На первом этапе отрабатывать Союз-СПГ на этом СК, и постепенно довести его до стартового комплекса  супертяжа по подобию Енисея. Так и триллионы не просрем и многоразовый средний носитель  хотя-бы будет.
Идти от Союза-СПГ более правильно.  :)
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Alex-DX

Цитата: Искандер от 06.11.2020 19:45:37С водородом не станет эффективнее. Нужно быть проще, говорят метан+кислород оптимум. Нет?
Замена водорода на метан только для второй ступени дает проигрыш в 20 т -> 20%.

Всего водорода требуется для второй и третей ступени около 50 т.,
 что в два раза меньше чем для Энергии или Спейс-Шатла.

Цитата: Искандер от 06.11.2020 19:45:37Трехступенчатый, полностью многоразовый "крылатик", не плохо, но три ступени это слишком много.

А в две ступени (СтарШип) слишком рекордная стартовая масса, которую еще предстоит решить .

Искандер

#25591


Цитата: algol5721 от 05.11.2020 14:43:50На первом этапе отрабатывать Союз-СПГ на этом СК, и постепенно довести его до стартового комплекса  супертяжа по подобию Енисея. Так и триллионы не просрем и многоразовый средний носитель  хотя-бы будет.
Идти от Союза-СПГ более правильно.  :)
[/quote]
Да.
Но, ПМСМ, ещё более правильным было бы идти от моноблочной, полностью многоразовой, метан-кислородной, двуступенчатой РН в размерности 30т+, а СТК планировать в духе Старшипа. Какая лунная программа при такой стоимости одноразового носителя Енисей??? У России не будет столько средств и в ближайшие пару десятков лет будет только хуже.
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt.
Propaganda non facit homines idiotae. Propaganda fit pro fatuis.

Искандер

Цитата: Alex-DX от 07.11.2020 10:39:55
Цитата: Искандер от 06.11.2020 19:45:37С водородом не станет эффективнее. Нужно быть проще, говорят метан+кислород оптимум. Нет?
Замена водорода на метан только для второй ступени дает проигрыш в 20 т -> 20%.

Всего водорода требуется для второй и третей ступени около 50 т.,
 что в два раза меньше чем для Энергии или Спейс-Шатла.

Цитата: Искандер от 06.11.2020 19:45:37Трехступенчатый, полностью многоразовый "крылатик", не плохо, но три ступени это слишком много.

А в две ступени (СтарШип) слишком рекордная стартовая масса, которую еще предстоит решить .
Да хоть 5т - это отдельный водородный контур со своими прибамбасами, которые по любому стоят много и прежде всего в эксплуатации.
Лучше потерять в эффективности, чем увеличивать сложность, а значит риски.
Тоже самое касается ступенчатости - меньше ступеней, меньше сложность. Важно выводить нужную ПН, надёжно, за меньшие деньги.
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt.
Propaganda non facit homines idiotae. Propaganda fit pro fatuis.

Alex-DX

Цитата: Искандер от 08.11.2020 08:50:14Да хоть 5т - это отдельный водородный контур со своими прибамбасами, которые по любому стоят много и прежде всего в эксплуатации.
Который очень похож на кислородный контур с температурой в 50К.

Цитата: Искандер от 08.11.2020 08:50:14Лучше потерять в эффективности, чем увеличивать сложность, а значит риски.
Тоже самое касается ступенчатости - меньше ступеней, меньше сложность. Важно выводить нужную ПН, надёжно, за меньшие деньги.
Увеличения стартовой массы супертяжа в 2 раза вызывает сомнения в надежности многоразовой конструкции.
Так же это касается и высоты РН более 100 м. :o
Более низкая тяговооруженность увеличивает риски.

azvoz

Цитата: Alex-DX от 07.11.2020 10:39:55
Цитата: Искандер от 06.11.2020 19:45:37С водородом не станет эффективнее. Нужно быть проще, говорят метан+кислород оптимум. Нет?
Замена водорода на метан только для второй ступени дает проигрыш в 20 т -> 20%.

Всего водорода требуется для второй и третей ступени около 50 т.,
 что в два раза меньше чем для Энергии или Спейс-Шатла.
Водород ОЧЕНЬ дорого и опасно.
Гибель экипажа Колумбии напрямую связана с использованием водорода - не будь его не потребовалась бы теплоизоляции бака, кусок которой при падении повредил теплозащиту шаттла.

"Водород-дерьмо"(с) Илон Маск

За эту чеканную формулировку ему можно простить почти всё :

И марсианские бредни , и клоунаду с посадкой первых ступеней Фэлкона,
и даже тупейшую обещалку про облёт Луны в 2018 году.

Единственно Гиперлуп не подлежит прощению, пока не покается.

Alex-DX

Цитата: azvoz от 08.11.2020 12:57:43Водород ОЧЕНЬ дорого и опасно.
Развитие водородной тематики двигает науку (экономику) в перед.

Водород это ступень к ядерным двигателям.
Цитата: azvoz от 08.11.2020 12:57:43Гибель экипажа Колумбии напрямую связана с использованием водорода - не будь его не потребовалась бы теплоизоляции бака, кусок которой при падении повредил теплозащиту шаттла.

В шаттле водород использовался с Земли т.е. в первой ступени...

Цитата: azvoz от 08.11.2020 12:57:43"Водород-дерьмо"(с) Илон Маск
Метан идеален только для первой ступени.

Дмитрий Инфан

Цитата: Alex-DX от 08.11.2020 13:28:07Водород это ступень к ядерным двигателям.
Лучше сразу, без всяких ступеней. 
Тем более, что для ТФЯРД предпочтительней аммиак, который долго может храниться и не требует таких тяжёлых баков, как водород.

algol5720

Цитата: Alex-DX от 08.11.2020 13:28:07
Цитата: azvoz от 08.11.2020 12:57:43Водород ОЧЕНЬ дорого и опасно.
Развитие водородной тематики двигает науку (экономику) в перед.

Водород это ступень к ядерным двигателям.
Цитата: azvoz от 08.11.2020 12:57:43Гибель экипажа Колумбии напрямую связана с использованием водорода - не будь его не потребовалась бы теплоизоляции бака, кусок которой при падении повредил теплозащиту шаттла.

В шаттле водород использовался с Земли т.е. в первой ступени...

Цитата: azvoz от 08.11.2020 12:57:43"Водород-дерьмо"(с) Илон Маск
Метан идеален только для первой ступени.
1.Водород на 2ой по нашему.Так же, как и у Энергии.
2.Расскажи это Маску ;)
3.Не нужен водород ни на какой ступени.

Alex-DX

Цитата: algol5720 от 08.11.2020 14:52:101.Водород на 2ой по нашему.Так же, как и у Энергии.
Интересно, кто придумал такую классификацию?

Выдавать желаемое, за действительное.

Цитата: algol5720 от 08.11.2020 14:52:102.Расскажи это Маску ;)
Он знает. ;)

Alex-DX

Цитата: Дмитрий Инфан от 08.11.2020 14:34:23Лучше сразу, без всяких ступеней. 
Тем более, что для ТФЯРД предпочтительней аммиак, который долго может храниться и не требует таких тяжёлых баков, как водород.
Тяжелые баки не аргумент, когда есть многоразовый супертяж с ПН = 100 т.


Если этого мало можно увеличить стартовую массу на 1000 т и получить 200+ т.
Не думаю что можно Старшип  увеличить линейно для вывода большего груза.
100 т это предел для Маска. 8)