Доступный для России супертяж

Автор Shestoper, 25.07.2009 19:40:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьСейчас нижняя граница энергетики коммерческих носителей ближайших лет - это 25 т на НОО. Для наших широт - это все 30, а с запасом на перспективу - 40 (если только мы не собираемся перепроектировать свои тяжелые РН каждые 10-15 лет).
Это как, вообще все современные носители уже ниже нижней границы? :lol:

Через несколько лет (ну, может, через 10-12) - станут.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Reentrant

ЦитироватьЧерез несколько лет (ну, может, через 10-12) - станут.
Я понимаю, что верхняя граница ПН будет понемногу подниматься, но нижняя-то с чего бы? Да еще таким невероятным скачком, за 10 лет прыгнет выше нынешней верхней!? :shock:

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьЧерез несколько лет (ну, может, через 10-12) - станут.
Я понимаю, что верхняя граница ПН будет понемногу подниматься, но нижняя-то с чего бы? Да еще таким невероятным скачком, за 10 лет прыгнет выше нынешней верхней!? :shock:

Проблема в том, что кроме максимальной массы ГСО-шных КА растет и их средняя масса. "Легкие" КА будут все менее привлекательны в этом сегменте рынка.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Reentrant

ЦитироватьПроблема в том, что кроме максимальной массы ГСО-шных КА растет и их средняя масса. "Легкие" КА будут все менее привлекательны в этом сегменте рынка.
Это проблема скорее средних РН коснется, которые уже сейчас в нижней части диапазона живут. С другой стороны, у отечественных РН есть приличный резерв за счет перехода на водородные РБ -- без увеличения стартовой массы. При сохранении нынешних тенденций "Ангара" и КВТК покроют потребность в увеличении ПН на ГСО еще лет на 20 вперед.

Shestoper

ЦитироватьТак ведь, вроде, никто и не призывает использовать супертяжи в коммерческих целях. Суть в другом: создавать сверхтяжелые РН на основе элементов находящихся в серийном производстве. А верхняя граница коммерческих носителей ближайшей перспективы - это как раз и есть 30-40 т.

Каких именно элементов?
Тяжелые и сверхтяжелые носители можно унифицировать по двигателям. Даже средние и сверхтяжелые можно (пример Зенита и Энергии).
С диаметрами уже сложнее.
Если брать "сосиски" до 4 метров диаметром - супертяж из них получается ужасом, летящим на крыльях ночи. Что-то типа УР-700. Будут проблемы с распределением нагрузок внутри сложной связки сосисок, и с размещением крупногабаритной ПН поверх этой связки.
Энергия с Зенитом унифицирована по диаметрам частично - все равно понадобилась оснастка и система транспортировки под крупногабаритный ЦБ.
Единственный вариант унифицировать по диаметру тяж и супертяж пристойной конструкции - блоки диаметром 5,5-6 метров. Как в семействе РЛА. Тяж в этом варианте моноблочный тандем.
Но блоки такой размерности сейчас серийно не производятся, для их производства и перевозки все равно нужно новое оборудование.
Тяжелый носитель в этом случае оказывается не унифицирован по диаметрам со средними.  И РД-170 слаб для такого моноблочника, а два РД-170 в диаметр 6 метров не влезут. Нужен будет новый двигатель  (не обязательно ЖРД, возвожно РДТТ или гибридник).

jre

Россия не в состоянии освоить элементарные вещи, что государственная космонавтика не имеет ни малейших перспектив, посему и НАСА отказались от многих старых своих функций, в пользу частной космонавтики, поэтому у них есть перспетива, а У России ее практически нет, даже ежели бы чудовищная бюрократическая система умудрилась бы родить нечто напоминающие супертяж, все равно он по любому будет многократно уступать частным западным носителям,  и окажется по сути совершенно неконкурентным на мировом рынке, подобно тому как совсем не конкурентны современные российские самолеты

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьТак ведь, вроде, никто и не призывает использовать супертяжи в коммерческих целях. Суть в другом: создавать сверхтяжелые РН на основе элементов находящихся в серийном производстве. А верхняя граница коммерческих носителей ближайшей перспективы - это как раз и есть 30-40 т.

Каких именно элементов?
Тяжелые и сверхтяжелые носители можно унифицировать по двигателям. Даже средние и сверхтяжелые можно (пример Зенита и Энергии).
С диаметрами уже сложнее.
Если брать "сосиски" до 4 метров диаметром - супертяж из них получается ужасом, летящим на крыльях ночи. Что-то типа УР-700. Будут проблемы с распределением нагрузок внутри сложной связки сосисок, и с размещением крупногабаритной ПН поверх этой связки.
Энергия с Зенитом унифицирована по диаметрам частично - все равно понадобилась оснастка и система транспортировки под крупногабаритный ЦБ.
Единственный вариант унифицировать по диаметру тяж и супертяж пристойной конструкции - блоки диаметром 5,5-6 метров. Как в семействе РЛА. Тяж в этом варианте моноблочный тандем.
Но блоки такой размерности сейчас серийно не производятся, для их производства и перевозки все равно нужно новое оборудование.
Тяжелый носитель в этом случае оказывается не унифицирован по диаметрам со средними.  И РД-170 слаб для такого моноблочника, а два РД-170 в диаметр 6 метров не влезут. Нужен будет новый двигатель  (не обязательно ЖРД, возвожно РДТТ или гибридник).

Тема называется "Доступный для России супертяж". А Вы, Schestoper, раз от разу предлагаете супертяж, может, и разумный, но недоступный России. Для меня лично аксиома - доступная сейчас (и на ближайшие пару десятилетий) для России РН сверхтяжелого класса - это "сосисочный" носитель с минимальным применением водорода и грузоподъемностью в пределах 70-110 т на НОО. Все остальное приведет к таким чудовищным затратам, что выведет само понятие супертяжа для России в область фантазий.

ЗЫ. Только не подумайте, что меня это радует. Мне лично, симпатичнее схемы типа "Энергии" или "Вулкана". Но суровая реальность диктует свои правила.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

m-s Gelezniak

Цитировать...
ЗЫ. Только не подумайте, что меня это радует. Мне лично, симпатичнее схемы типа "Энергии" или "Вулкана". Но суровая реальность диктует свои правила.
Те же сосиски но не с минимальным применением водорода.
ЗЫ "Сосиски под водородом" (с)
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Дмитрий В.

Цитировать
Цитировать...
ЗЫ. Только не подумайте, что меня это радует. Мне лично, симпатичнее схемы типа "Энергии" или "Вулкана". Но суровая реальность диктует свои правила.
Те же сосиски но не с минимальным применением водорода.
ЗЫ "Сосиски под водородом" (с)

Да, только для 120-150 т достаточно всего лишь 4 сосисок.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Shestoper

ЦитироватьТема называется "Доступный для России супертяж". А Вы, Schestoper, раз от разу предлагаете супертяж, может, и разумный, но недоступный России. Для меня лично аксиома - доступная сейчас (и на ближайшие пару десятилетий) для России РН сверхтяжелого класса - это "сосисочный" носитель с минимальным применением водорода и грузоподъемностью в пределах 70-110 т на НОО. Все остальное приведет к таким чудовищным затратам, что выведет само понятие супертяжа для России в область фантазий.

ЗЫ. Только не подумайте, что меня это радует. Мне лично, симпатичнее схемы типа "Энергии" или "Вулкана". Но суровая реальность диктует свои правила.

В ближайшие 10-15 лет Россия объективно не потянет такие программы, для которых требуется активное использование супертяжей.
Я это прекрасно понимаю.
Именно поэтому нет необходимости в пожарном порядке вязать снопы из сосисок.
Доступный для России супертяж - это такой супертяж, который будет востребован после 2025 года.
Поэтому его можно делать с чувством, с толком, с расстановкой.

P. S. Даже сосисочный носитель может выводить порядка 150 тонн, если использовать схему УР-700.

Дмитрий В.

ЦитироватьВ ближайшие 10-15 лет Россия объективно не потянет такие программы, для которых требуется активное использование супертяжей.
Я это прекрасно понимаю.
Именно поэтому нет необходимости в пожарном порядке вязать снопы из сосисок.
Доступный для России супертяж - это такой супертяж, который будет востребован после 2025 года.
Поэтому его можно делать с чувством, с толком, с расстановкой.

P. S. Даже сосисочный носитель может выводить порядка 150 тонн, если использовать схему УР-700.

СССР не потянул "Энергию", а Россия в ближайшие 50 лет не потянет такую РН. Разрабатывать специальный носитель для выполнения 1-2 полетов в год за сумму 10-15 млрд. $ - чистое безумие. Для решения этой задачи нужно решение типа "я его слепила из того, что было". Тогда, даже если супертяж помрет в очередной раз, его не будет жалко - производство и инфраструктура этого просто не заметят.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Reentrant

ЦитироватьСССР не потянул "Энергию", а Россия в ближайшие 50 лет не потянет такую РН.
СССР вообще-то "Энергию" создал и успешно запустил. "Энергию" прикончил Горбачев, своим братанием с американцами. Нет врагов -- нет "военного космоса" -- не нужна "Энергия". А на ненужное всегда денег не хватает, сколько бы оно ни стоило. ;)

ЦитироватьРазрабатывать специальный носитель для выполнения 1-2 полетов в год за сумму 10-15 млрд. $ - чистое безумие.
А нужны ли 1-2 полета в год? Куда и зачем эти полеты? Исследование Луны методом "Аполлона", с посещением на сутки-двое доказало свою неэффективность, это было признано еще в 70-е годы. Шагом вперед может быть постоянная база, это многократно более высокая отдача на один пилотируемый полет. Но для этого требуется определенный минимум полетов в год, ниже которого ЛБ невозможна.

Здесь та же ситуация, что и с орбитальными станциями. Как только появилась ОС, "просто полеты" практически прекратились как класс. Потому что забрасывать человека в космос на несколько суток -- крайне неэффективно, по сравнению с постоянным пребыванием там.

Поэтому, я считаю, сколько-нибудь длительный период полетов на Луну в стиле "Аполлона" -- полная бессмыслица. Предварительное исследование Луны, подготовка и строительство лунной базы должно выполняться автоматами. А затем -- сразу экспедиции с длительным пребыванием сменных экипажей. В идеале -- безо всяких переходных периодов вообще. Чтобы один запуск обеспечивал пребывание не 2-3 дня на пустом месте, с совком, флагом и ведерком, а несколько месяцев, с тяжелым оборудованием.

ЦитироватьДля решения этой задачи нужно решение типа "я его слепила из того, что было". Тогда, даже если супертяж помрет в очередной раз, его не будет жалко - производство и инфраструктура этого просто не заметят.
Ничего себе, не заметят. :) Как будто не миллиарды будут в трубу выпущены, в любом случае.

Дмитрий В.

ЦитироватьСССР вообще-то "Энергию" создал и успешно запустил. "Энергию" прикончил Горбачев, своим братанием с американцами. Нет врагов -- нет "военного космоса" -- не нужна "Энергия". А на ненужное всегда денег не хватает, сколько бы оно ни стоило. ;) .

Как бы 360 млн. рублей за грузовой пуск и 500 млн - за пилотируемый - было крутовато даже для СССР. И даже снижение стоимости при выходе на серию 5-6 пусков в год не слишком смягчало проблему.

ЦитироватьА нужны ли 1-2 полета в год? Куда и зачем эти полеты? Исследование Луны методом "Аполлона", с посещением на сутки-двое доказало свою неэффективность, это было признано еще в 70-е годы. Шагом вперед может быть постоянная база, это многократно более высокая отдача на один пилотируемый полет. Но для этого требуется определенный минимум полетов в год, ниже которого ЛБ невозможна.Здесь та же ситуация, что и с орбитальными станциями. Как только появилась ОС, "просто полеты" практически прекратились как класс. Потому что забрасывать человека в космос на несколько суток -- крайне неэффективно, по сравнению с постоянным пребыванием там. .....

Супертяж нужен для создания базы и смены экипажей, а снабжение ЛБ можно вести и более легкими РН.

Цитировать
ЦитироватьДля решения этой задачи нужно решение типа "я его слепила из того, что было". Тогда, даже если супертяж помрет в очередной раз, его не будет жалко - производство и инфраструктура этого просто не заметят.
Ничего себе, не заметят. :) Как будто не миллиарды будут в трубу выпущены, в любом случае.

Не заметят, поскольку производство и инфраструктура будут использоваться серийными РН, а не только уникальными супертяжами.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Reentrant

ЦитироватьКак бы 360 млн. рублей за грузовой пуск и 500 млн - за пилотируемый - было крутовато даже для СССР. И даже снижение стоимости при выходе на серию 5-6 пусков в год не слишком смягчало проблему.
Военный бюджет потянул бы. "Гражданский", конечно, нет.

ЦитироватьСупертяж нужен для создания базы и смены экипажей, а снабжение ЛБ можно вести и более легкими РН.
Длительность смены какая? Вряд ли более 4-6 месяцев, по крайней мере, поначалу. Плюс хотя бы 1-2 пуска на развитие базы и/или резерв на что-то срочно-внеплановое, типа спасения экипажа . Вот уже и 3-4 пуска в год, не считая снабжения.

ЦитироватьНе заметят, поскольку производство и инфраструктура будут использоваться серийными РН, а не только уникальными супертяжами.
Да ничего, кроме УРМ-ов с первой ступени, наверняка использовать не удастся. Все остальное будет выброшено, как после "Энергии".

Ask

Согласен с Дмитрием В. - супертяж должен быть вариантом тяжелой РН. Разработанным, но необязательно летающим.
А тяжелая нужна для дела. Реальных дел у человечества в космосе немного: ДЗЗ, навигация и ретрансляция. Ну может еще посещаемые станции (наука, мелкое про-во чего-либо в условиях вакуума и микрогравитации и т.д.). Все это на орбите Земли.
При этом околоземное пространство капитально "засрано".

Вот и варианты использования:
1. Некий буксир-мусорщик - это реальная нагрузка для тяжелой ракеты.
2. Кол-во мест на ГСО не бесконечно, поэтому тяжелая платформа будет - трафик ведь растет. И это реальная нагрузка для тяжелой ракеты.
3. Посещаемые научно-технологические платформы.
40 тонн вполне будет востребовано. ИМХО.

А лунная база, полет на Марс и т.д. при современном уровне развития техники - интернациональное шапито, типа МКС. Уж если нации по-молодецки замахнутся - супертяж уже есть)))

Дмитрий В.

Еще раз мое имхо (рефрен! :lol:  ): В силу объективных причин, лунная деятельность на протяжении десятилетй (а может, и столетй) будет носить ограниченный характер научных исследований и отработки технологий. Для этого на лунной поверхности не требуется громоздкая инфраструктура. Возможно, что это будет просто посещаемая база (или несколько баз в разных районах). Работать на каждой базе будет умеренный экипаж в 2-4 человека. И это в лучшем случае, через достаточно длительное время "освоения".

Что касается вопроса использования элементной базы, то при модульном дизайне можно использовать и блоки 1-й ступени, и блоки 2-й. С соответствующими доработкамии, естественно.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Старый

Доступным для России вариантом может быть только пакет из четырёхметровых модулей. Все остальные - недоступны.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Дмитрий В.

ЦитироватьДоступным для России вариантом может быть только пакет из четырёхметровых модулей. Все остальные - недоступны.

Собственно, об том и речь:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=919146#919146
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

YuZeR

Думаю, относится к теме: реально ли приводнять первые многоразовые ступени с парашютной посадкой в озере Балхаш?
800км от Байконура. Первые ступени Зенита падают дальше. Будет ли иметь весомые преимущества супертяж с такой схемой запуска?

Дмитрий В.

ЦитироватьДумаю, относится к теме: реально ли приводнять первые многоразовые ступени с парашютной посадкой в озере Балхаш?
800км от Байконура. Первые ступени Зенита падают дальше. Будет ли иметь весомые преимущества супертяж с такой схемой запуска?

Нет смысла: многоразовые блоки усложняют, удорожают и утяжеляют конструкцию без видимого экономического эффекта.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!