Доступный для России супертяж

Автор Shestoper, 25.07.2009 19:40:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 4 гостей просматривают эту тему.

Reentrant

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьТут еще смешнее. Вчера я получил 64 т на отлетной. Причем с конечной массой 3-й ступени 25 т. Или спредшит врет, или я в исходных данных ошибся, или все правильно :D
Секундочку. Что-то я тормознул, когда первый раз читал. Значит, ПН=64, третья супень 25*10=250, а вторая -- ваша (783) или моя (667)?
667
Погонял с разными вариантами увеличенных второй-третьей ступени, выжать ничего существенного уже не получилось. Потери растут слишком быстро. Зато в базовой версии (238 тонн=ПН+третья) дотянул почти до 63 тонн. В общем, тот вариант получился близок к оптимальному, ни убавить, ни прибавить. :) Все-таки реальная "Энергия" вышла перетяжеленной для своих двигателей.
Сведу все вместе.

РН тяжелого класса "Энергия-Луна":
1) бустеры от "Энергии" без средств спасения;
2) центральный блок от "Энергии" уменьшен до 667 тонн и переделан под размещение ПН сверху;
3) водородная третья ступень (isp=470, m0/m1=10)
Доставляет:
до 120 тонн ПН на LEO в двухступенчатом варианте;
до 150 тонн ПН на LEO со 88-тонной третьей ступенью;
до  63 тонн ПН на TLI со 175-тонной третьей ступенью;
2357.5 тонн -- стартовая масса во всех вариантах (с точностью до обтекателя и САС).

Этого достаточно, чтобы отправлять пилотируемые экспедиции к Луне по схемам LOR и Direct в один пуск, а также собрать тяжелый межпланетный корабль на LEO в 2-4 пуска. В приближении к реальности часть ПН придется сдать на упущенные технические подробности, но в целом где-то так.

Если "смасштабировать" эту РН до 50 тонн на TLI, получится 95-тонник (120/63*50=95). :)

mihalchuk

Цитировать
ЦитироватьСчитаем:
- Бак О сухой 5741 кг
- Бак Г сухой 14365 кг
- остатки компонентов и газов - 10000-11000 кг
- межбаковый отсек с системой управления 7300-7500 кг
- хвостовой отсек 7500 кг
- двигательная установка 24000 кг
- прочие системы (СПВП, бортовая кабельная сеть и т.п.) - 4000-5000 кг.
Если отвлечься от массы остатков и "прочих систем", то выходит, что у Энергии масса хвоста (31,5т) практически такая же, как и у верхних баковых отсеков (бак О + бак Г + межбак).  :shock:

Да и вообще масса баков О и Г составляла всего четверть от конечной массы кислородно-водородной ступени. Неудивительно, что из того же "энергиевского" набора движков можно ещё выжимать и выжимать.
И что делать? Отстрелить пару водородных движков по пути к орбите?

Большой

Цитироватьдо 2030 года - запуск с использованием ракеты-носителя тяжелого класса на околоземные орбиты тяжелых пилотируемых кораблей; разработка и начало эксплуатации на космодроме «Восточный» космического ракетного комплекса с ракетой-носителем сверхтяжелого класса.
http://www.federalspace.ru/main.php?id=402

наверно не представляют о сверхсложности создания супертяжа. Такое было под силу только СССР :? Но только не сегодняшней России. И России через 10 лет.
Я верю тому кто ищет истину, и не верю тому, который говорит, что нашёл её...

Большой

а это вообще хохма
Цитироватьсоздания семейства ракет-носителей тяжелого и сверхтяжелого классов, включая разработку технологий изготовления баковых конструкций большого диаметра и других элементов средств выведения на основе композиционных и других перспективных конструкционных материалов, создание необходимой номенклатуры ракетных двигателей, в том числе кислородно-водородных жидкостных ракетных двигателей большой тяги с возможностью многократного запуска, решение технических проблем обеспечения многоразовости средств выведения.
Я верю тому кто ищет истину, и не верю тому, который говорит, что нашёл её...

Большой

Судя по намерениям :P использовать большие диаметры (8-12 м) и желаниям иметь 70 и 130 тонники напрашивается компоновочная схема Энергии с 2-мя и 4-мя боковушками (типа РЛА-125 на 63 тн ПН и Энергии) :roll:
Я верю тому кто ищет истину, и не верю тому, который говорит, что нашёл её...

Reentrant

Цитироватьнаверно не представляют о сверхсложности создания супертяжа. Такое было под силу только СССР :? Но только не сегодняшней России. И России через 10 лет.
В начале тридцатых годов Советской республике тоже было многое не под силу, что могла Российская империя. Однако, к концу тех же тридцатых многое изменилось. А ведь нынешние-то проблемы с тогдашними и сравнивать нечего. ;)

ЦитироватьСудя по намерениям :P использовать большие диаметры (8-12 м) и желаниям иметь 70 и 130 тонники напрашивается компоновочная схема Энергии с 2-мя и 4-мя боковушками (типа РЛА-125 на 63 тн ПН и Энергии) :roll:
Только без боковых креплений ПН, я надеюсь. :) Думаю, выйдет что-то вроде "лунной Энергии", которую мы тут посчитали. Насчет 60-70-тонного варианта -- "Энергия", по-моему, довольно плохо масштабируется. Нормальным будет только один вариант, и лучше сразу ориентироваться на 120-150-тонник, оптимизированный именно под отлетную траекторию.

Дмитрий В.

ЦитироватьДумаю, выйдет что-то вроде "лунной Энергии", которую мы тут посчитали. Насчет 60-70-тонного варианта -- "Энергия", по-моему, довольно плохо масштабируется. Нормальным будет только один вариант, и лучше сразу ориентироваться на 120-150-тонник, оптимизированный именно под отлетную траекторию.

Однопуск - это тупик. Будущее за многопусковыми схемами с использованием универсальных носителей.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Reentrant

ЦитироватьОднопуск - это тупик. Будущее за многопусковыми схемами с использованием универсальных носителей.
Смотря для каких масс и частоты запусков. Строить МКС однозначно выгоднее многопуском серийников. Потому что она одна. ;) Марсианский корабль, очевидно, попадет в ту же нишу -- по массе и уникальности. Но если понадобится отправлять по 3-4 "лунных" корабля в год, однопуск выйдет дешевле, чем сборка по 100-150-тонн на орбите из 25-тонных кусочков.

Хотя пожалуй, многопуск серийников мог бы оправдаться, если бы они были многоразовыми, и операции по запускам и сборке на орбите были бы максимально автоматизированы. Возможно, в перспективе к этому все и придет.

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьОднопуск - это тупик. Будущее за многопусковыми схемами с использованием универсальных носителей.
Смотря для каких масс и частоты запусков. Строить МКС однозначно выгоднее многопуском серийников. Потому что она одна. ;) Марсианский корабль, очевидно, попадет в ту же нишу -- по массе и уникальности. Но если понадобится отправлять по 3-4 "лунных" корабля в год, однопуск выйдет дешевле, чем сборка по 100-150-тонн на орбите из 25-тонных кусочков.

Хотя пожалуй, многопуск серийников мог бы оправдаться, если бы они были многоразовыми, и операции по запускам и сборке на орбите были бы максимально автоматизированы. Возможно, в перспективе к этому все и придет.

Не в этом дело. При малом числе пусков определяющими факторами станут стоимость и сроки разработки. А при высокой частоте - размерность единичного носителя будет относительно слабо влиять на стоимость миссий (слабо выраженный локальный минимум функции "стоимость миссии от масса ПГ единичного носителя").
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Reentrant

ЦитироватьНе в этом дело. При малом числе пусков определяющими факторами станут стоимость и сроки разработки. А при высокой частоте - размерность единичного носителя будет относительно слабо влиять на стоимость миссий (слабо выраженный локальный минимум функции "стоимость миссии от масса ПГ единичного носителя").
Где проходит граница между большой и малой частотой пусков? Один пуск в несколько лет, очевидно, малая частота, это понятно.  Коммерческие РН летают по 5-10 раз в год. Обслуживание лунной базы потребует 3-4 пуска в год, на смену экипажей и доставку грузов. Здесь разрыва как бы нет, практически -- частота пусков супертяжей приближается к нижней границе серийного уровня. С другой стороны, использование сборки лунных транспортов серийниками на НОО потребует увеличения производства серийников в разы -- при этом коммерческая доля в их использовании сильно сокращается. Фактически, РН перестает быть коммерческой, так как большая часть ее производства поддерживается за счет лунной программы.

LG

Цитировать
ЦитироватьНе в этом дело. При малом числе пусков определяющими факторами станут стоимость и сроки разработки. А при высокой частоте - размерность единичного носителя будет относительно слабо влиять на стоимость миссий (слабо выраженный локальный минимум функции "стоимость миссии от масса ПГ единичного носителя").
Где проходит граница между большой и малой частотой пусков? Один пуск в несколько лет, очевидно, малая частота, это понятно.  Коммерческие РН летают по 5-10 раз в год. Обслуживание лунной базы потребует 3-4 пуска в год, на смену экипажей и доставку грузов. Здесь разрыва как бы нет, практически -- частота пусков супертяжей приближается к нижней границе серийного уровня. С другой стороны, использование сборки лунных транспортов серийниками на НОО потребует увеличения производства серийников в разы -- при этом коммерческая доля в их использовании сильно сокращается. Фактически, РН перестает быть коммерческой, так как большая часть ее производства поддерживается за счет лунной программы.
Я бы предположил, что 70 тонн - это нижняя граница, которая позволяет:
- доставить экипаж 4 чела на орбиту Луны и вернуть обратно на нормальном ЛОК
- посадить на Луну нормальный ЛВПК или модуль лунной базы
- собрать марсианский или астероидный корабль за вменяемое количество пусков
- запускать тяжелые АМС

С другой стороны, это верхняя граница, которая позволяет:
- быть этой РН еще применимой на ОИСЗ (тяжелые автоматы, тяжелые модули околоземных ОС). Для ОИСЗ 70 тонн - это максимум на любые отдаленные перспективы, 100 тонн для ОИСЗ уже бесполезен.
- собсно суметь сделать такую РН и инфраструктуру для нее.

Reentrant

ЦитироватьС другой стороны, это верхняя граница, которая позволяет:
- быть этой РН еще применимой на ОИСЗ (тяжелые автоматы, тяжелые модули околоземных ОС). Для ОИСЗ 70 тонн - это максимум на любые отдаленные перспективы, 100 тонн для ОИСЗ уже бесполезен.
- собсно суметь сделать такую РН и инфраструктуру для нее.
Вот это самая проблема, в современных условиях РН грузоподъемностью больше 25 тонн "продать" невозможно. Пока что это потолок коммерческого применения. Околоземная ОС уже вообще как класс под вопросом, тем более, с тяжелыми модулями.

Тут нужен выход на какой-то новый тип деятельности или технических средств. К примеру, у США был (и кстати, есть) шанс продвинуть более тяжелые ракеты с идеей "комфортного" доступа в космос. С такой моделью: миссии относительно короткие, в один полет; летает  много "гражданских" специалистов (не космонавтов), работы производятся непосредственно на борту космического корабля (а не на ОС). Только МКС надо прибить нафиг. ;) Чтоб не конкурировала.

Да, корабль при этом многоразовый, естественно. С возвращением всего прикладного барахла домой.

LG

Reentrant писал (а):
ЦитироватьВот это самая проблема, в современных условиях РН грузоподъемностью больше 25 тонн "продать" невозможно.
Да! Но ведь в современных условиях 70-тонник продать просто невозможно хотя бы потому что его нет. И продавать его можно будет не раньше чем он будет.

Reentrant

ЦитироватьReentrant писал (а):
ЦитироватьВот это самая проблема, в современных условиях РН грузоподъемностью больше 25 тонн "продать" невозможно.
Да! Но ведь в современных условиях 70-тонник продать просто невозможно хотя бы потому что его нет. И продавать его можно будет не раньше чем он будет.
А кто его рискнет делать без нагрузок? Вариантов-то ровно два: государственная программа и рынок. На рынке ничего не просматривается, а политики только в предвыборный  (как в брачный, блин) период на все готовы. :)

LG

Цитировать
ЦитироватьReentrant писал (а):
ЦитироватьВот это самая проблема, в современных условиях РН грузоподъемностью больше 25 тонн "продать" невозможно.
Да! Но ведь в современных условиях 70-тонник продать просто невозможно хотя бы потому что его нет. И продавать его можно будет не раньше чем он будет.
А кто его рискнет делать без нагрузок? Вариантов-то ровно два: государственная программа и рынок. На рынке ничего не просматривается, а политики только в предвыборный  (как в брачный, блин) период на все готовы. :)
Естественно - 70-тонник может появиться только при наличии серьезной и затратной программы под него. Это без вариантов. Луна там или Марс. Но почему именно 70-тонник а не скажем 120-тонник? Потому, что под 70-тонник можно найти задачи и под другие программы намного легче чем под 120-тонник. И сделать 70-тонник будет намного дешевле чем 120-тонник.
Т.е. 70-тонный динозавр имеет намного больше шансов выжить и прокормиться чем 120-тонный динозавр. :D

us2-star

#1595
70-и тонник продать невозможно.  :(  
А вот 30-35-тонник, можно, праткически уже  ;)
А если он будет "моноблоком"
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=12344&start=0
- битая ссылка, теперь тема тут! )
то из него "легко" конструируется 80-90-тонник, а "сложнее" - 150-200 тонник, что, ИМХО, является максимумом "химии и материаловедения" в ближайшие 50-100 лет.
"В России надо жить долго.." (с)
"Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтётся.." (с)

LG

Цитировать70-и тонник продать невозможно. :(
А вот 30-35-тонник, можно, праткически уже ;)
А если он будет "моноблоком"
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=12344&start=0,
то из него "легко" конструируется 80-90-тонник, а "сложнее" - 150-200 тонник, что, ИМХО, является максимумом "химии и материаловедения" в ближайшие 50-100 лет.
Не вопрос - у меня в кармане есть А-7 и Союз-Л
Тут собсно тема топика такая - обоснования создания сверхтяжей.

Reentrant

Цитировать70-и тонник продать невозможно. :(
А вот 30-35-тонник, можно, праткически уже ;)
Уже когда? Atlas-V уже давно "существует" в тяжелом варианте -- только не летал в нем ни разу. Не заказывают его. Delta-IV в тяжелой версии (а это у нее 23 тонны всего) летала 5, что ли, раз за 10 лет.

ЦитироватьА если он будет "моноблоком"
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=12344&start=0, то из него "легко" конструируется 80-90-тонник, а "сложнее" - 150-200 тонник, что, ИМХО, является максимумом "химии и материаловедения" в ближайшие 50-100 лет.
Вот у нас как бы есть моноблочный "Зенит", причем уже был кирпичом в прошлой жизни. Из него тоже много чего легко конструируется. :) А толку? От кирпича до супертяжа из кирпичей дистанция немногим ближе, чем до супертяжа от "ничего".

ЦитироватьТ.е. 70-тонный динозавр имеет намного больше шансов выжить и прокормиться чем 120-тонный динозавр. :D
Хорошо бы посмотреть, что за ниша экологическая у них там будет. То есть, взять пару-тройку вариантов лунных/марсианских программ, и к ним прикинуть.

LG

Reentrant писал(а):
ЦитироватьХорошо бы посмотреть, что за ниша экологическая у них там будет. То есть, взять пару-тройку вариантов лунных/марсианских программ, и к ним прикинуть.
Дык мы целую книжку в том числе и про это недавно издали (аккумулировав там множество своих потайных идей)... :D
http://www.energia.ru/ru/news/news-2011/news_04-19_2.html


Lamort

Цитировать70-и тонник продать невозможно. :(
А вот 30-35-тонник, можно, праткически уже ;)
А если он будет "моноблоком"
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=12344&start=0,
то из него "легко" конструируется 80-90-тонник, а "сложнее" - 150-200 тонник, что, ИМХО, является максимумом "химии и материаловедения" в ближайшие 50-100 лет.
Если вы его сделаете для других целей, то можно продать и 70-тонник и 140-тонник.
 Просто-напросто ракета такой размерности должна быть многоразовой. :)
La mort toujours avec toi.