Облет Луны на ПКК Союз

Автор Yegor, 14.04.2009 19:22:00

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Вадим Семенов

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьПотребуется несколько беспилотных полётов, значит нужна автоматическая стыковка и много ещё чего. Следовательно никаким Союзом и ДМ здесь не пахнет.
Не понял, какая связь одного с другим. Союз разучился стыковаться в автоматическом режиме?
Дык, Курс нужен на объекте, к которому хочется автоматически стыковаться. На ДМ Курс есть?
Дык там и стыковочного узла нет. Вроде как предлагалось к ДМ привинтить второй БО от Союза, а на нем и стыковочный узел и Курс.
Гипотеза о боге дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно ничего не узнавая.
А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине".

Чебурашка

ЦитироватьДык там и стыковочного узла нет. Вроде как предлагалось к ДМ привинтить второй БО от Союза, а на нем и стыковочный узел и Курс.

А чем этот БО на ДМ-е будет питаться? Как будет обеспечиваться тепловой режим? А расчитано ли днище БО на стыковку и т.д.  Ей богу, страдаете каким-то глупым прожектёрством.

Попытка использовать один и тот же корабль и для МКС и для облёта Луны тоже из серии авантюр даже с чисто баллистических соображений. С чего вы взяли, что плоскость орбиты МКС будет оптимальна для старта к Луне. Необоходимого положения орбиты можно ждать годами.  А расчёт окон  для пуска "Протона" с разгонным блоком становится просто кошмаром для баллистиков. Мало того, что на весьма узкое окно для  старта к Луне накладывается ещё условия стыковки с кораблём, отчалившим от МКС.

И на последок. Представим на секунде, что в результате "сложной конфигурации электромагнитного поля вокруг МКС", опять сглючил пироболт. Что будет с  этим кораблём при возвращении со 2-ой космической скоростью. Вы гарантируете, что что-нибудь подобное  больше не произойдёт?

Если есть острое желание облететь Луну, необходимо воспользоваться схемой Зонда - всё выводится в одном флаконе, но с более основательным кораблём.

Boo

От "Протона" в качестве носителя отказались и вообще опустили Россию ниже плинтуса, так?
А если с французами, да на "Ариан-5"?
С Куру, естессно.
Аффтар, съешь еще этих мягких французских булочек да выпей царской водки!

avmich

Цитировать
ЦитироватьДык там и стыковочного узла нет. Вроде как предлагалось к ДМ привинтить второй БО от Союза, а на нем и стыковочный узел и Курс.

А чем этот БО на ДМ-е будет питаться? Как будет обеспечиваться тепловой режим? А расчитано ли днище БО на стыковку и т.д.  Ей богу, страдаете каким-то глупым прожектёрством.

Этот вариант озвучен РККЭ ещё при СНН.

Питание БО особо не требует, а то, что нужно, можно сделать либо от собственных источников, либо от ДМ, по крайней мере вплоть до момента стыковки с Союзом. Тепловой режим обеспечивается также, как и сейчас у Союза. Что значит "рассчитано ли днище БО на стыковку"? То днище, которое закреплено на ДМ, или то, на котором стыковочный узел? В люобм случае вопрос странный.

Это всё относительно небольшие задачи.

ЦитироватьПопытка использовать один и тот же корабль и для МКС и для облёта Луны тоже из серии авантюр даже с чисто баллистических соображений.

Это не так :) . Никаких фундаментальных препятствий нет, а технические сложности относительно невелики. Во всяком случае, пока что никто не смог назвать действительно серьёзную причину, по которой так сделать нельзя или неэффективно.

ЦитироватьС чего вы взяли, что плоскость орбиты МКС будет оптимальна для старта к Луне.

Неоптимальна, но вполне пригодна, это следует из геометрии для десятого класса.

ЦитироватьНеобоходимого положения орбиты можно ждать годами.

Каждые две недели есть окно запуска.

ЦитироватьА расчёт окон  для пуска "Протона" с разгонным блоком становится просто кошмаром для баллистиков.

Потому что задача ставится выжать последний грамм. Имейте запасы - в пилотируемых полётах без них всё равно никак.

ЦитироватьМало того, что на весьма узкое окно для  старта к Луне накладывается ещё условия стыковки с кораблём, отчалившим от МКС.

Отчалить от МКС можно много раз в день :) .

ЦитироватьИ на последок. Представим на секунде, что в результате "сложной конфигурации электромагнитного поля вокруг МКС", опять сглючил пироболт. Что будет с  этим кораблём при возвращении со 2-ой космической скоростью. Вы гарантируете, что что-нибудь подобное  больше не произойдёт?

Конечно. Ведь летали же Гагарин, Армстронг... О какого рода гарантиях речь?

О том, что космонавтика в принципе штука опасная, известно. О том, что можно бороться с рисками, тоже. Данная конкретная задача известно, что решаема. В чём проблема?

ЦитироватьЕсли есть острое желание облететь Луну, необходимо воспользоваться схемой Зонда - всё выводится в одном флаконе, но с более основательным кораблём.

Необязательно...

Андрей Суворов

ЦитироватьВо-вторых, дополнительный отсек на РБ, и разделение по стыку РБ/ДО - это идея 1999 года, а может быть и более ранняя. Преимущества введения ДО в состав ТПК исследованы (доп. СОЖ, радиосистемы и т.д.).
И, что, какое резюме? Ясно, что исследованы, почему вы не хотите хотя бы коротко сказать, что именно наисследовалось?

ЦитироватьВаш вопрос по СУС Союза понятен - слишком мало информации по нему, но поверьте на слово - "лунный БИНС" - это новая разработка (железо+ПО)=время, деньги.
Не хочу верить на слово - именно из-за "веры на слово" специалистам мы имеем то, что имеем. Специалист обычно лицо заинтересованное, с багажом опыта, который иногда мешает. Чаще помогает, но обратное тоже возможно. Итак,

1. Годятся ли управляющие органы СУС "Союза-ТМА" для спуска с Луны? Если нет, почему? Не хватает тяги, не хватает запаса перекиси? Как эта задача решалась на 7К-Л1?
2. Почему не годится существующее "железо" для реализации алгоритмов управления спуском хотя бы в случае траектории с одним погружением и приводнением в Индийском океане, как "Зонд-8"?
ЦитироватьПро испарительный контур СОТР- необходимость его наличия в составе была доказана еще на Аполлоне;
Нет, на Аполлоне была доказана возможность использования, а не невозможность неиспользования. Как-то же обходятся геостационарные спутники без испарительного контура?

hcube

Думаю над схемой, описанной в ЧД. Ну, полет на Луну в два Протона.

Вообще говоря, не нужно посылать два последовательных Союза. Лучше сделать так - два Протона выводят на орбиту РБ на 20 тонн, и связку ЛК (фактически -малую посадочную платформу) + ЛОК + малый РБ для торможения у Луны - что-то типа Фрегата. Вообще говоря, второй РБ - это посадочная ступень, так что можно  их объединить.

Схема следующая - вывод первого РБ, на 22 тонны. Затем вывод пакета и стыковка. После проверки первый РБ дает импульс на разгон к Луне и отстыковывается.

Связка проходит через точку Лагранжа и дает посадочной ступенью ЛК малый тормозной импульс, переходя на высокоэллиптическую орбиту. Далее ЛК с посадочной ступенью дает тормозной импульс и садится на поверхность. Производится флаговтык, псоле чего в нужный момент времени космонавт садится на негерметичную платформу и взлетает на ней с Луны на ту же самую высокоэллиптическую орбиту, на которой находится ЛОК. Стыкуется с ЛОКом, переносит образцы в гермоотсек. Далее, взлетная ступень отстыковывается и остается на орбите, а ЛОК на встроенном запасе топлива разгоняется обратно к Земле. Взлетная ступень из-за нестабильности орбиты через несколько витков врезается в Луну.

У меня есть ощущение, что в два Протона по массе оно при такой оптимизации влезает. Кто-нибудь посчитает?
Звездной России - Быть!

ratte07

ВА одноместный или двухместный?
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

Зомби. Просто Зомби

ЦитироватьДумаю над схемой...
Рациональное зерно, по-моему, только одно: использовать для "флаговтыка" минимальную одноместную открытую платформу
Высадка на час-два, собрал камни, пофотографировал - и назад

Я забыл, во сколько ее массу оценивали (здесь было, на форуме), такого лунного "мотоцикла"?

В два Протона может и влезет, но современных, не тогдашних

А так, на 75-тонной Н-1 с нормальным, не "переэкономическом" ЛОКом - очень даже ничего
Не копать!

Yegor

ЦитироватьА если с французами, да на "Ариан-5"?
С Куру, естессно.
ИМХО Роскосмос не пойдет на то чтобу оплачивать иностранный ракета-носитель.

Patron

Цитировать
ЦитироватьВо-вторых, дополнительный отсек на РБ, и разделение по стыку РБ/ДО - это идея 1999 года, а может быть и более ранняя. Преимущества введения ДО в состав ТПК исследованы (доп. СОЖ, радиосистемы и т.д.).
И, что, какое резюме? Ясно, что исследованы, почему вы не хотите хотя бы коротко сказать, что именно наисследовалось?

ЦитироватьВаш вопрос по СУС Союза понятен - слишком мало информации по нему, но поверьте на слово - "лунный БИНС" - это новая разработка (железо+ПО)=время, деньги.
Не хочу верить на слово - именно из-за "веры на слово" специалистам мы имеем то, что имеем. Специалист обычно лицо заинтересованное, с багажом опыта, который иногда мешает. Чаще помогает, но обратное тоже возможно. Итак,

1. Годятся ли управляющие органы СУС "Союза-ТМА" для спуска с Луны? Если нет, почему? Не хватает тяги, не хватает запаса перекиси? Как эта задача решалась на 7К-Л1?
2. Почему не годится существующее "железо" для реализации алгоритмов управления спуском хотя бы в случае траектории с одним погружением и приводнением в Индийском океане, как "Зонд-8"?
ЦитироватьПро испарительный контур СОТР- необходимость его наличия в составе была доказана еще на Аполлоне;
Нет, на Аполлоне была доказана возможность использования, а не невозможность неиспользования. Как-то же обходятся геостационарные спутники без испарительного контура?

1) Андрей, надеюсь, что Вы понимаете, что тема пилотируемого облета Луны с использованием существующего задела - ТПК Союз и РБ ДМ (модификации) - не может быть полностью освещена на форуме не из-за нежелания кого-либо, а по объективным причинам - нет сейчас в наличии одного (нескольких) спеца (ов), который бы знал(и) все ответы на все вопросы.
2) Для разработки алгоритмов управления спуском по теме Зонд были задействованы академические институты, например, институт прикладной математики; алгоритмы легли в основу работы ГСП, которую разработала контора Н.Пилюгина. Объем, который занимала ГСП в СА - литры. Сегодня в СА Союза стоят блоки аппаратуры СУС (см. статью Микрина), которые не могут быть использованы для решения управления спуском  - их технические характеристики неприемлемы для решения задачи в отличие от ГСП (которой нет уже давно). Повторюсь - нужна новая аппаратура СУС. Исполнительные органы - двигатели СИО С, может быть и сгодятся - нужен анализ.
3)Получение информации о местоположении СА в после "вылета" из атмосферы после первого погружения (внешних АФУ нет, погрешности определения местоположения СА впрямую влияют на точность приведения в точку начала работы парашютной системы) - еще одна задача, которую сейчас никакая аппаратура в СА не решает.
4) Тепловой режим СА - многое зависит от длительности участка спуска (от момента первого погружения и до посадки). Пусть длительность этого участка составляет порядка 65-70 минут. От "лишнего" тепла, которое "выработали" экипаж+бортовая аппаратура+внешнее тепло на этом участке полета Вы должны избавиться. По грубой оценке - "лишнее" тепло составляет порядка 2 кВт. Его надо принудительно отвести из кабины. Вот Вам и испарительный контур.
5) Вернемся к прямому входу СА с одним погружением и приводнением в Индийском океане. Задействование части флота РФ для поиска, обнаружения и эвакуации СА - отдельная задача, не в эту смену. Требуемая точность попадания СА в коридор входа требует наличия на борту соответствующей аппаратуры - не уверен, что на сегодняшнем Союзе эта аппаратура есть в необходимом объеме, и ее характеристики удовлетворяют всем "лунным" требованиям.

ааа

Цитировать3)Получение информации о местоположении СА в после "вылета" из атмосферы после первого погружения (внешних АФУ нет, погрешности определения местоположения СА впрямую влияют на точность приведения в точку начала работы парашютной системы) - еще одна задача, которую сейчас никакая аппаратура в СА не решает.
А GPS/Глонасс тут никак не помогут?
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

hcube

ВА ЛОКа двухместный - в описанном 60-м году еще не умели делать нормальные компы для автоматической стыковки. ЛК, конечно, одноместный. Открытый или закрытый - вопрос. Открытый легче, закрытый позволяет сделать большую длительность флаговтычной миссии - то бишь собрать не первые попавшиеся камни, а интересные. Взлетная ступень - фактически, что-то типа увеличенного SAFER с кармашками для камней и всего такого прочего. Посадочная ступень - что-то типа Фрегата. Причем, чтобы сэкономить шасси, садиться можно по схеме Н-1 - затормозиться, потом сбросить РБ и сесть на двигателе взлетной ступени. Это, правда, получается уже чистый сюр - посадка космонавта ВООБЩЕ без корабля, чисто в SAFER'е ;-). Ну, может с некоей негерметичной кабиной поверх скафандра, чтобы всякими осколками не задело при посадке/взлете, но и только.

Хмм... мне даже картинка в чем-то нравится ;-) 'Пенал' для скафандра, на самом деле можно герметичный, с запасом воздуха на 1-2 'заливки' - воздух можно в принципе откачивать перед разгерметизацией. По бокам от пенала - корпуса с баками и два сопла двигателей, вниз - телескопическая лестница. Совсем внизу - посадочные опоры, буквой H в плане, можно треугольником. Запас ХС позволяет произвести дотормаживание, посадку и взлет с разгоном до 2 космической, или посадку и взлет с 1 космической для Луны (это в сумме примерно 3 км/с). АТ-НДМГ. Кабина - что мелочиться - двухместная, или 1 место + образцы, т.е. что-то типа 1.5 метра шириной, 0.75 глубиной. Сам же лендер - 4*2 метра, в высоту около 4 метров.

Эта же штука, при снабжении ее манипуляторами - орбитальный монтажник с приличным запасом ХС.
Герметизация нужна фактически только для нормального управления посадкой - в скафандре уж очень фигово управлять. Ну, и в меньшей степени - для взлета.
Звездной России - Быть!

Lev

Patron писал(а):
ЦитироватьТребуемая точность попадания СА в коридор входа требует наличия на борту соответствующей аппаратуры - не уверен, что на сегодняшнем Союзе эта аппаратура есть в необходимом объеме, и ее характеристики удовлетворяют всем "лунным" требованиям.
Вы что, предлагаете идти в облет Луны на серийном низкоорбитальном ТМА? Не думаете, что лунный Союз должен немного отличаться от серийного низкоорбитального ТМА, хотя бы в части ТЗП и состава СУДН?
Делай что должен и будь что будет

avmich

Никто, в общем-то, не говорит - давайте возьмём имеющийся Союз-ТМА и на нём полетим на Луну. Говорится, что:

1) Как летать в облёт Луны, мы знаем - Зонд.
2) В чём разница между Зондом и ТМА, мы знаем.
3) Как недостающие системы и параметры компенсировать с использованием современных технологий - задача относительно несложная.

Нет никаких сомнений, что задача решается, и что она решается относительно (относительно) недорого. В частности, безусловно, дешевле, чем в 60-е; более того, чем больше подробностей задачи мы тут выпишем, тем точнее предскажем стоимость/сложность её решения.

Вадим Семенов

Цитировать
ЦитироватьДык там и стыковочного узла нет. Вроде как предлагалось к ДМ привинтить второй БО от Союза, а на нем и стыковочный узел и Курс.

А чем этот БО на ДМ-е будет питаться? Как будет обеспечиваться тепловой режим? А расчитано ли днище БО на стыковку и т.д.
Полагаю, если вы немного подумаете, то и сами сообразите чем будет питаться и т.п.

ЦитироватьЕй богу, страдаете каким-то глупым прожектёрством.
Ничуть. Скорее вы симулируете вы этакую наивность. ;) По причине нехватки аргументов.

ЦитироватьПопытка использовать один и тот же корабль и для МКС и для облёта Луны тоже из серии авантюр даже с чисто баллистических соображений. С чего вы взяли, что плоскость орбиты МКС будет оптимальна для старта к Луне. Необоходимого положения орбиты можно ждать годами.
Ну вот, единственный аргумент и тот полный бред. Для старта к Луне любая околоземная орбита практически одинаково хороша.
Гипотеза о боге дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно ничего не узнавая.
А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине".

Patron

ЦитироватьPatron писал(а):
ЦитироватьТребуемая точность попадания СА в коридор входа требует наличия на борту соответствующей аппаратуры - не уверен, что на сегодняшнем Союзе эта аппаратура есть в необходимом объеме, и ее характеристики удовлетворяют всем "лунным" требованиям.
Вы что, предлагаете идти в облет Луны на серийном низкоорбитальном ТМА? Не думаете, что лунный Союз должен немного отличаться от серийного низкоорбитального ТМА, хотя бы в части ТЗП и состава СУДН?

На предыдущих двух страницах пытался объяснить, что требуются существенные доработки "низкоорбитального" ТМА под "лунный" вариант. Похоже, что Вы прочитали только окончание. Резюме - конечно же, требуются и другая ТЗП (боковая и лобовой щит) и аппаратура  СУС, и много что еще...

Patron

Цитировать
Цитировать3)Получение информации о местоположении СА в после "вылета" из атмосферы после первого погружения (внешних АФУ нет, погрешности определения местоположения СА впрямую влияют на точность приведения в точку начала работы парашютной системы) - еще одна задача, которую сейчас никакая аппаратура в СА не решает.
А GPS/Глонасс тут никак не помогут?

Помогут, конечно, вот только будет ли развернута отечественная группировка Глонасс полностью к тому времени :?: Знаю только об одном примере использования аппаратуры GPS на спускаемом аппарате - капсуле ARD. Экспериментальный полет капсулы в 1998 году завершился успешно. Информация с аппаратуры GPS помогла решить задачу точного приводнения (круг радиусом 4.9 км). Для уверенного такого же ответа в части Глонасс требуется уже сегодня начать программу летных экспериментов хотя бы с уже отлетавшими СА Союза (после доукомплектования соответствующего, конечно же) с отстрелом их на любой подходящей конверсионной РН; чем не рациональное использование задела, да и молодежь практически сможет и КСП новую "пощупать" и АСН (GPS) и СУС и СОТР... Было бы желание. По крайней мере около 20 корпусов СА лежат мертвым грузом. Тут тебе и проверка на счет "повторного" применения и т.д.

Lev

Patron писал(а):
ЦитироватьНа предыдущих двух страницах пытался объяснить, что требуются существенные доработки
А никто не предлагает летать в облет Луны вообще без доработок. Однако доработки, которые делают из Союз ТМА Союз Л а из ДМ - ДМ-Л - минимальны.
Делай что должен и будь что будет

Patron

ЦитироватьPatron писал(а):
ЦитироватьНа предыдущих двух страницах пытался объяснить, что требуются существенные доработки
А никто не предлагает летать в облет Луны вообще без доработок. Однако доработки, которые делают из Союз ТМА Союз Л а из ДМ - ДМ-Л - минимальны.

Если доработки конструкции и бортовых систем корабля и разгонного блока "весят" по времени и по затратам  1,5-2 года и ...ндцать лимонов $, соответственно, то тогда это конечно минимальные доработки :wink:

serb

ЦитироватьЕсли доработки конструкции и бортовых систем корабля и разгонного блока "весят" по времени и по затратам  1,5-2 года и ...ндцать лимонов $, соответственно, то тогда это конечно минимальные доработки :wink:

Ну, смотря с чем сравнивать
Что касается ПТК - то 1.5-2 года и 24 мегабакса - это только эскизный проект.

Если за эту сумму и за это время можно получить новое качество и новые возможности в железе - это вполне минимально
ИМХО, конечно ;-)