Новые российские РН для нового российского ПК

Автор Lev, 28.08.2008 22:17:30

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Shestoper

ЦитироватьЗа счет уменьшения давления относительная масса практически не снизится. :wink:

А такая задача и не ставилась, снизить бы абсолютную.

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьЗа счет уменьшения давления относительная масса практически не снизится. :wink:

А такая задача и не ставилась, снизить бы абсолютную.

Да это не вопрос - снизил тягу, масса тоже уменьшится. Проблема в другом. Отработка "ненапряженного" ЖРД займет по времени примерно столько же, сколько и напряженного, а по стоимости разница будет не слишком велика. Правда, при достаточной серии, это можно отбить меньшей стоимостью производства.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Shestoper

ЦитироватьНу, и повторится история с Ангарой - долгострой и громадные расходы.

Зато на выходе - семейство с совсем другими возможностями, ради этого можно и долгострой потерпеть.

Насчет возможных супертяжей - можно ведь не ограничиваться единым блоком первых ступеней для всего семейства. Помнится Губанов писал про разработику блока А в едином диаметре с блоком Ц и про возможные супертяжи с 2-4 такими боковушкамим.
Сейчас открою новую тему, постараюсь прикинуть, какой носитель можно создать по такому принципу.

Shestoper

ЦитироватьПравда, при достаточной серии, это можно отбить меньшей стоимостью производства.

Плюс высокая надежность намного проще достигается у ненапряженного. У тяжей и супертяжей ПН дороги и часто уникальны, их терять нежелательно.

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьНу, и повторится история с Ангарой - долгострой и громадные расходы.

Зато на выходе - семейство с совсем другими возможностями, ради этого можно и долгострой потерпеть.

Насчет возможных супертяжей - можно ведь не ограничиваться единым блоком первых ступеней для всего семейства. Помнится Губанов писал про разработику блока А в едином диаметре с блоком Ц и про возможные супертяжи с 2-4 такими боковушкамим.
Сейчас открою новую тему, постараюсь прикинуть, какой носитель можно создать по такому принципу.

Только может оказаться, что к моменту "выхода" семейство окажется ненужным, а страна погрязнет в непрерывном проектировании ракет.
Имеющийся готовый двигатель - это шанс сделать пилотируемый носитель быстро (сумеем ли этим шансом воспользоваться - другой вопрос).
А блок А в диаметре блока Ц планировался для продвинутых вариантов 175ГК, насколько помню, для "нормальных" носителей не рассматривался
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

fagot

Хорошо бы еще определиться, зачем этот носитель и корабль нужны.

Shestoper

ЦитироватьТолько может оказаться, что к моменту "выхода" семейство окажется ненужным, а страна погрязнет в непрерывном проектировании ракет.
Имеющийся готовый двигатель - это шанс сделать пилотируемый носитель быстро (сумеем ли этим шансом воспользоваться - другой вопрос).


Всё семейство будет создаваться достаточно долго (при необходимости вплоть до самых монструозных вариантов). Но трехблочный вариант под увеличеный ППТС можно сделать относительно быстро. Может и не до 2015 года, но к 2018-2020 - с запасом.

А летать на РД-180 без существенных его переделок - это для любителей фейерверков.

ЦитироватьА блок А в диаметре блока Ц планировался для продвинутых вариантов 175ГК, насколько помню, для "нормальных" носителей не рассматривался

Губанов упоминает в своей книге чисто гипотетически, что с увеличенными боковушками можно та-а-акие носители забабахать!  :)

fagot

ЦитироватьДа это не вопрос - снизил тягу, масса тоже уменьшится. Проблема в другом. Отработка "ненапряженного" ЖРД займет по времени примерно столько же, сколько и напряженного, а по стоимости разница будет не слишком велика. Правда, при достаточной серии, это можно отбить меньшей стоимостью производства.
При отработке ненапряженного двигателя будет значительно меньше проблем, поэтому отработка сведется фактически к набору статистики и может быть проведена достаточно быстро. Экономия за счет большей надежности и соответственно меньшей аварийности так же может быть весьма значительной.
В общем-то на готовых технологиях быстро можно сделать и напряженный двигатель, что показывает пример РД-180.

Дмитрий В.

ЦитироватьХорошо бы еще определиться, зачем этот носитель и корабль нужны.

Назначение корабля определено в требованиях ФКА.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

fagot

Хорошая получается дилемма. Ангара уже почти есть, но не вписывается в требования ФКА, при тот что само агенство не предлагает ничего существенно лучшего.

freinir

ЦитироватьХорошая получается дилемма. Ангара уже почти есть, но не вписывается в требования ФКА, при тот что само агенство не предлагает ничего существенно лучшего.

Как не вписывается? Вписывается.... есть ТЗ, Ангара ему удовлетворяет.

fagot


Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьДа это не вопрос - снизил тягу, масса тоже уменьшится. Проблема в другом. Отработка "ненапряженного" ЖРД займет по времени примерно столько же, сколько и напряженного, а по стоимости разница будет не слишком велика. Правда, при достаточной серии, это можно отбить меньшей стоимостью производства.
При отработке ненапряженного двигателя будет значительно меньше проблем, поэтому отработка сведется фактически к набору статистики и может быть проведена достаточно быстро. Экономия за счет большей надежности и соответственно меньшей аварийности так же может быть весьма значительной.
В общем-то на готовых технологиях быстро можно сделать и напряженный двигатель, что показывает пример РД-180.

Не знаю, насколько КПЭО ЖРД учитывает его сложность , но подозреваю, что программа отработки (по количеству экземпляров и времени наработки на стенде) будет слабо от этого зависеть.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

fagot

Тут имелось ввиду следующее. В случае напряженного двигателя больше вероятность возникновения проблем, приводящих к различным отказам на стенде, в т. ч. и связанных с повреждением самого стенда. В итоге, даже если стендовое время и не увеличивается, значительно возрастают промежутки времени между прожигами для устранения выявленных проблем. В особо неблагоприятном случае возможно расширение программы отработки сверх запланированной.

freinir

ЦитироватьДля ППТС не вписывается.

Вообщето А5П вписывалась прекрасно в требования ТЗ.

Shestoper

ЦитироватьХорошая получается дилемма. Ангара уже почти есть, но не вписывается в требования ФКА, при тот что само агенство не предлагает ничего существенно лучшего.

Есть-то она есть. Но что это за семейство, слезы. Максимум, что можно выжать из него - Ангару-7 класса 40-тонника. И то при куче высконапряженных движков. Мы все видим, как часто падает Зенит с одним РД-170. А тут семь движков, даже чуть более напряженых (нет никаких оснований полагать, что надежность РД-170 и РД-190 будет существенно различаться).
Если бы использовали НК-33, и не замахивались бы создать на одном двигателе единое семейство для всех типов ПН - так и неплохо получилось бы. Были бы хорошие легкие и средние носители, а тяжелый класс и в перспективе сверхтяжелый - это вотчина движков совсем другой мощности, там они оптимальны. Излишняя унификация вредна, на небольших двигателях 40-тонник получается уже на пределе и без запасов для развития семейства вверх.

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьДля ППТС не вписывается.

Вообщето А5П вписывалась прекрасно в требования ТЗ.
Ну, это уже обсуждалось. С формальной точки зрения, А-5П не отвечает, как минимум, следующим требованиям ФКА:
- тандемная схема (у А-5П - пакет)
- двигатели РД-180 и РД-0146 (РД-191)

Из-за невысокого запаса по тяговооруженности и состава ДУ проблематично продолжение полета при отказе одного из двигателей 1-й или 2-й ступени. И т.д. Понятно, что ТЗ "не догма", а основание для придирок.  :D  Тем не менее...
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

freinir

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьДля ППТС не вписывается.

Вообщето А5П вписывалась прекрасно в требования ТЗ.
Ну, это уже обсуждалось. С формальной точки зрения, А-5П не отвечает, как минимум, следующим требованиям ФКА:
- тандемная схема (у А-5П - пакет)
- двигатели РД-180 и РД-0146 (РД-191)

Из-за невысокого запаса по тяговооруженности и состава ДУ проблематично продолжение полета при отказе одного из двигателей 1-й или 2-й ступени. И т.д. Понятно, что ТЗ "не догма", а основание для придирок.  :D  Тем не менее...

Там ТЗ было хитро составлено. Было требование рассмотреть РД-180, тандем и т.д. Но в случае нахождения более предпочтительного варианта, предложить на конкурс его. Этим вариантом для ГКНПЦ оказалась А5П.
И при отказе одного из двигателей тяговооружённости хватило бы.

Дмитрий В.

ЦитироватьТам ТЗ было хитро составлено. Было требование рассмотреть РД-180, тандем и т.д. Но в случае нахождения более предпочтительного варианта, предложить на конкурс его. Этим вариантом для ГКНПЦ оказалась А5П.
И при отказе одного из двигателей тяговооружённости хватило бы.

Я ведь не спорю. Мне самому А-5П в экономическом плане представляется более приемлемым вариантом. Но, давайте признаем, что запас тяговооруженности достаточен для увода аварийной РН от СК, но при отказе ДУ ЦБ ни о каком прродолжении полета речи уже не идет. Да и масса ПГ (максимум 21 т) явно меньше, чем у Русь-М
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

SpaceR

Цитировать
ЦитироватьВ том-то и дело, что эти требования специально созданы таким образом, чтобы нельзя было использовать уже существующие РН. В итоге вместо создания современных спутников средства будут попилены на создание третьей РН протоновского класса. Напоминает все это линейку Дельта-4/Атлас-5 плюс Арес-1, только вот у России совсем другие возможности, чем у США.
С этим трудно не согласиться. Но факт, есть факт. :cry:
Да, с этим можно согласиться. Но - это только часть разъяснения.

На мой взгляд, главная причина разработки новой РН в том же классе грузоподъемности - создание альтернативы космическому суперхолдингу ГКНПЦ и рычаг влияния на него.
Все же в курсе, во что уже превратилась разработка Ангары. Такого долгостроя не было ещё за всю историю космонавтики. Деньги летят как в чёрную дыру, а результатов пока мало. Да и цена на запуски обещает быть ой-ой...

Так что имхо появление конкурирующей РН подстегнёт разработчиков Ангары и умерит их финансовые аппетиты.
А появление нового космодрома придержит амбиции Казахстана касаемо Байконура.
Кроме того, вопрос о старте Ангары на Восточном окончательно не закрыт, что в свою очередь будет стимулом для разработчиков Руси.

Это возможность выбора и реальное воплощение проявления конкуренции, так же как и в случае Дельты 4 / Атласа 5 (плюс Арес-1).
И по-моему, это правильно.

Удивляет только наша позиция стыдливо закрывать на это глаза и объяснять разработку новой самарской РН тем, что "другие РН не соответствовали конкурсным требованиям".  :lol:
К чему эта игра в прятки с завязыванием глаз, я не понимаю. Признания какого факта мы боимся-то ? :)

Вот это, на мой взгляд, и есть правильный, ОБОСНОВАННЫЙ запас - в данном случае в развитии космонавтики.

Да, будет потрачено немало средств, но ведь не впустую - развитие проектно-конструкторской и производственной баз Самарского космического куста, развитие технологий, создание рабочих мест и ещё много чего - разве это лишние затраты?

А ракету спроектировать можно было конечно и по-другому. Думаю спецам всё же виднее, какой запас тяговооруженности реально нужен (в том числе и по управляемости при отказе движка).