40-тонник: ищем оптимальное решение.

Автор Дмитрий В., 01.01.2008 14:53:40

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

Цитировать
ЦитироватьЕсть соображения, к каким двигателям относится это:
http://www.kbkha.ru/?p=8&cat=12&prod=65
http://www.kbkha.ru/?p=8&cat=12&prod=64
Ну, по второму все ясно: "Для использования в составе второй ступени мощных РН типа «Энергия»." :D
По второму, очевидно, тоже самое. Есть подозрение, что это проработки для сверхтяжелых РН от ЦиХ (для 3-й водородной ступени). Хотя вариант с переменным соотношением компонентов выгоднее для первой ступени, либо для центрального блока. Ну, или для гипотетического одноступа :roll:
Это ещё от лопоухой Ангары. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Дмитрий В.

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьЕсть соображения, к каким двигателям относится это:
http://www.kbkha.ru/?p=8&cat=12&prod=65
http://www.kbkha.ru/?p=8&cat=12&prod=64
Ну, по второму все ясно: "Для использования в составе второй ступени мощных РН типа «Энергия»." :D
По второму, очевидно, тоже самое. Есть подозрение, что это проработки для сверхтяжелых РН от ЦиХ (для 3-й водородной ступени). Хотя вариант с переменным соотношением компонентов выгоднее для первой ступени, либо для центрального блока. Ну, или для гипотетического одноступа :roll:
Это ещё от лопоухой Ангары. :wink:
Не исключено, хотя для "лопоухой" ароде бы 3-хкомпонентник рассматривался.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьДавайте. Тем более РД-0141 они почему-то на сайте не привели. :(
Пересчитал. Овчинка выделки не стоит. Масса ПГ упала на 2,8 т. А по стоимости вряд ли будет выигрыш :cry:
Слишком тяжелый. :(
Да, и УИ меньше :cry:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Лютич

Кстати, слышал еще варианты трехкомпонентников водород-кислорад-аммиак. Утверждалось, что бак аммиака получается очень компактным, так что можно его утопить в баке ЖК, зато очень неплохая прибавка энергетике у земли.
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Дмитрий В.

ЦитироватьКстати, слышал еще варианты трехкомпонентников водород-кислорад-аммиак. Утверждалось, что бак аммиака получается очень компактным, так что можно его утопить в баке ЖК, зато очень неплохая прибавка энергетике у земли.
Н-да, ну запашок будет на СК после старта! :D
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

MGouchkov

Цитировать
ЦитироватьДавайте. Тем более РД-0141 они почему-то на сайте не привели. :(
Пересчитал. Овчинка выделки не стоит. Масса ПГ упала на 2,8 т. А по стоимости вряд ли будет выигрыш :cry:

 Ну вот, только прочитав про 250тс в вакууме подумал что это уже почти то, что имхо надо..   :twisted:
 БОльшая часть, имхо, интереса к паре "кислород-метан" обоснована бОльшей перспективностью этой пары для создания многоресурсных  ЖРД, которые могут многократно использоваться, будучи после запуска тем или иным обравзом сохранно возвращаемыми на землю. Тогда, и с тем что они значимо относительно более тяжёлые, смиряться сообразно, если это ведёт к значимому снижению затрат на межполётные диагностику- обслуживание.
 Но вот класс тяги..? Массовое совершенство, особенности связанные с многоразовостью так или иначе ухудшат, и поэтому для реализации в РН бОльшей за счёт систем возвращения, стартовой мессы тех же оптимальных схем что и для одноразовой (3 или 5 однокамерных жрд на блоке), еденичная  тяга ЖРД понадобиться  "на один класс" больше..
.."Метановый RS68" нужен...
Старый всегда логично делает это с медведем (случайно заглянув в ЧД)

MGouchkov

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьА как такой движок будет собираться и доставляться к месту сборки РН?

Например на внешней подвеске Ми-26.
Ясно. А для перевозки РД-0141 было бы достаточно "Бычка"
 :roll:

 А ДУ первой ступени в сборе появляется только вместе с баковым блоком ступени,- ступенью в сборе, и так грузится на некий аналог ВМ-Т?
 Вобщем, наверное можно и возможно логично,- баковый блок для пары кислород-метан имеет смысл предусматривать именно единым изделием; в в отличии от баков для пары кислород - водород центра "Энергии" габариты метанового бака позволяют это сделать..
 Однако всё же, как о вертолёте-кране на базе Ми-26 для транспортировки многоразового ВА с ДУ в сборе, а бакового блока- на аналоге ВМ-Т (что становиться проще потому как ЦТ бакового блока не смещает к хвосту тяжёлая ДУ), в треде впервые упомянул я, так по сию пору этот вариант видится мне предпочтительнее.
Старый всегда логично делает это с медведем (случайно заглянув в ЧД)

Дмитрий В.

ЦитироватьНу вот, только прочитав про 250тс в вакууме подумал что это уже почти то, что имхо надо..   :twisted:
 БОльшая часть, имхо, интереса к паре "кислород-метан" обоснована бОльшей перспективностью этой пары для создания многоресурсных  ЖРД, которые могут многократно использоваться, будучи после запуска тем или иным обравзом сохранно возвращаемыми на землю. Тогда, и с тем что они значимо относительно более тяжёлые, смиряться сообразно, если это ведёт к значимому снижению затрат на межполётные диагностику- обслуживание.
 Но вот класс тяги..? Массовое совершенство, особенности связанные с многоразовостью так или иначе ухудшат, и поэтому для реализации в РН бОльшей за счёт систем возвращения, стартовой мессы тех же оптимальных схем что и для одноразовой (3 или 5 однокамерных жрд на блоке), еденичная  тяга ЖРД понадобиться  "на один класс" больше..
.."Метановый RS68" нужен...
В принципе, возможен и метановый ЖРД упрощенной, открытой схемы с УИ на уровне несколько выше, чем у НК-33. Если не заморачиваться с многоразовостью (ну, оставить для испытаний и надежности 5-6-кратный ресурс), то движок можно сделать достаточно легким.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

Хотя в принципе, и первая ступень с шестью НК-33-1 достойно выглядит. Стартовая масса (при 2-й водородной ступени) порядка 740 т, масса ПГ=42-43 т. Есть перспективы наращивания грузоподъемности за счет увеличения объема баков.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

MGouchkov

Цитировать
ЦитироватьНу вот, только прочитав про 250тс в вакууме подумал что это уже почти то, что имхо надо..   :twisted:
 БОльшая часть, имхо, интереса к паре "кислород-метан" обоснована бОльшей перспективностью этой пары для создания многоресурсных  ЖРД, которые могут многократно использоваться, будучи после запуска тем или иным обравзом сохранно возвращаемыми на землю. Тогда, и с тем что они значимо относительно более тяжёлые, смиряться сообразно, если это ведёт к значимому снижению затрат на межполётные диагностику- обслуживание.
 Но вот класс тяги..? Массовое совершенство, особенности связанные с многоразовостью так или иначе ухудшат, и поэтому для реализации в РН бОльшей за счёт систем возвращения, стартовой мессы тех же оптимальных схем что и для одноразовой (3 или 5 однокамерных жрд на блоке), еденичная  тяга ЖРД понадобиться  "на один класс" больше..
.."Метановый RS68" нужен...
В принципе, возможен и метановый ЖРД упрощенной, открытой схемы с УИ на уровне несколько выше, чем у НК-33. Если не заморачиваться с многоразовостью (ну, оставить для испытаний и надежности 5-6-кратный ресурс), то движок можно сделать достаточно легким.

 Когда вы, Дмитрий, открывали тему, то уточняли, что двигатели с вашей точки зрения сообразно рассматривать существующие (как минимум в разваботке):
 А существующие так метан-кислородные,- либо замкнутые напряжённые на одни полёт, либо открытые многоразовые (РД-М центра им Келдыша), либо и замнутые и многоразовые, но тяжеленные (РД 0162 КБХА).
 Имхо, если не думать о перспективе многоразовости, то с парой кислород-метан заморачиваться не стоит, и как вы и написали в следующем посте,- на первой ступени,- 6 НК33.
 А если думать, то имхо- конечная цель развития РН этого этапа,- ДУ первой ступени в спасаемом аппарате,- из 5ти ЖРД по идее РД-М (используя для действительно _открытой_ схемы ещё одно преимущество пары кислород-метан,- возможности эффективно поднять давление при восстановительном газе и открытой схеме)- с давлением в камере 120атм, но тягой гарантированно на земле в 250тс        .
..Может быть примечательно для первого этапа, сравнить по эффективности 6 НК33, как с 5ю РД0141 КБХА, так и с вариантом из 6ти метановых модификаций РД0120 КБХА.
 И так же для сравнения с многоразовым варитантом ДУ,  эта же система из 6ти одноразовых метановых 200от тонников,- тоже может быть опорным ориентиром.
Старый всегда логично делает это с медведем (случайно заглянув в ЧД)

Дмитрий В.

Варианты одноразовых тандемов с 5*РД-0141, 5*РД-0162 (по характеристикам весьма похож на метановый РД-0120) и 6*НК-33-1 уже рассмотрены. Вариант с 6*НК-33 не проходит по грузоподъемности (ПГ составляет порядка 33-36 т в зависимости от требований по выходу из нештатных ситуаций).
Не совсем ясно, зачем рассматривать многоразовые варианты :roll:
Во-первых, сомнительны перспективы снижения стоимости выведения при переходе на многоразовую технику. Во-вторых, не совсем ясно, что имеется в виду: спасение только ДУ или первой ступени целиком? Оба варианта технически осуществимы, но имеют свои специфические проблемы.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

MGouchkov

ЦитироватьВарианты одноразовых тандемов с 5*РД-0141, 5*РД-0162 (по характеристикам весьма похож на метановый РД-0120) и 6*НК-33-1 уже рассмотрены. Вариант с 6*НК-33 не проходит по грузоподъемности (ПГ составляет порядка 33-36 т в зависимости от требований по выходу из нештатных ситуаций).
 
 Не совсем ясно, зачем рассматривать многоразовые варианты :roll:
Во-первых, сомнительны перспективы снижения стоимости выведения при переходе на многоразовую технику. Во-вторых, не совсем ясно, что имеется в виду: спасение только ДУ или первой ступени целиком? Оба варианта технически осуществимы, но имеют свои специфические проблемы.

 Анализ первых двух вариантов,- метановых- видел само собой, c 5*РД-0141 мне и понравился. Про вариант 6*НК-33-1 вы, Дмитрий, в своём последнем посте упоминали только что проанализируете, а удививший меня, признаюсь, результат (такое падение  ПГ) привели только сейчас.
 
 Про многоразовость: Что мысль о её выгодности вопреки опыту Шаттла, и реализовав этот опыт и во внимании к снижению затрат на межполёт- не только моя, можно увидеть имхо и в том, что и РД0141 и РД0162 декларировались (первый)- для РКС с декларировавшейся же многоразовостью 1ой ступени ("Россиянка"), а второй- разрабатывался тоже для так же многоразовой ("Волга").

 С вариантами многоразовости,- действительно вопрос:
 "Россиянка" в _этом_ действительно мягко говоря сомнительна, а по сравнению с очередным "Предшаттлом"- "Волгой", я писал, мне представляется более предпочтительным более консервативный вариант,- ракетная ступень как сочетание одноразового бакового блока и ВА с ДУ на парашюте-айрбегах-штангах/опорах.
Старый всегда логично делает это с медведем (случайно заглянув в ЧД)

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьВарианты одноразовых тандемов с 5*РД-0141, 5*РД-0162 (по характеристикам весьма похож на метановый РД-0120) и 6*НК-33-1 уже рассмотрены. Вариант с 6*НК-33 не проходит по грузоподъемности (ПГ составляет порядка 33-36 т в зависимости от требований по выходу из нештатных ситуаций).
 
 Не совсем ясно, зачем рассматривать многоразовые варианты :roll:
Во-первых, сомнительны перспективы снижения стоимости выведения при переходе на многоразовую технику. Во-вторых, не совсем ясно, что имеется в виду: спасение только ДУ или первой ступени целиком? Оба варианта технически осуществимы, но имеют свои специфические проблемы.

 Анализ первых двух вариантов,- метановых- видел само собой, c 5*РД-0141 мне и понравился. Про вариант 6*НК-33-1 вы, Дмитрий, в своём последнем посте упоминали только что проанализируете, а удививший меня, признаюсь, результат (такое падение  ПГ) привели только сейчас.
 
 Про многоразовость: Что мысль о её выгодности вопреки опыту Шаттла, и реализовав этот опыт и во внимании к снижению затрат на межполёт- не только моя, можно увидеть имхо и в том, что и РД0141 и РД0162 декларировались (первый)- для РКС с декларировавшейся же многоразовостью 1ой ступени ("Россиянка"), а второй- разрабатывался тоже для так же многоразовой ("Волга").

 С вариантами многоразовости,- действительно вопрос:
 "Россиянка" в _этом_ действительно мягко говоря сомнительна, а по сравнению с очередным "Предшаттлом"- "Волгой", я писал, мне представляется более предпочтительным более консервативный вариант,- ракетная ступень как сочетание одноразового бакового блока и ВА с ДУ на парашюте-айрбегах-штангах/опорах.
На предыдущей странице я привел краткие данные по варианту с 6*НК-33-1. Падение массы ПГ при переходе на НК-33 объясняется простым уменьшением располагаемой тяги, а значит и ограничением стартовой массы. В принципе, если поднапрячься, то можно дотянуть и этот вариант до 40 тонн. Но уже за счет вылизывания 2-й ступени и отказа от безопасного выхода из нештатных ситуаций. Что касается варианта спасения ЖРД в капсуле, то я сам рассматривал такой вариант в проекте "Космическое такси" *спасение НК-33). Такой вариант появился из 2-х предросылок- количество этих ЖРД ограничено, а ресурс вполне допускает многократное применение. Иными словами, решение было вынужденным. Проблемы: создание надежных быстроразъемных сроединений в магистралях подачи топлива, необходимость существенных затрат на поисково-спасательные работы. При этом массса ПГ снижается незначительно.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

MGouchkov

ЦитироватьНа предыдущей странице я привел краткие данные по варианту с 6*НК-33-1. Падение массы ПГ при переходе на НК-33 объясняется простым уменьшением располагаемой тяги, а значит и ограничением стартовой массы. В принципе, если поднапрячься, то можно дотянуть и этот вариант до 40 тонн. Но уже за счет вылизывания 2-й ступени и отказа от безопасного выхода из нештатных ситуаций. Что касается варианта спасения ЖРД в капсуле, то я сам рассматривал такой вариант в проекте "Космическое такси" *спасение НК-33). Такой вариант появился из 2-х предросылок- количество этих ЖРД ограничено, а ресурс вполне допускает многократное применение. Иными словами, решение было вынужденным. Проблемы: создание надежных быстроразъемных сроединений в магистралях подачи топлива, необходимость существенных затрат на поисково-спасательные работы. При этом массса ПГ снижается незначительно.

 Ой, Дмитрий, а я считал что "консервативная частичная многоразовость"- моя "дилетантская ересь", а в профессиональных кругах либо любят "Венчур стары" или "Байкалы/Волги", либо на многоразовость- принципиальная идиосинкрозия .
 К сожалению поиск по форуму работает (по крайней мере под моим управлением) ..не очень, сслкой на ваше "космическое такси для НК33" поделитесь?
 Про саму идею такой многоразовости понимаю что у неё есть свои подводные камни (так же как и у любой другой ) :?
 Соединения магистралей с внешним баком, близкие к требуемым работают на Шаттле, но вот сделать вместо хвоста Шаттла с ДУ такой возвращаемый блок для "Шаттла-карго" американцы, упоминали, пробовали но не получилось :(  
 А вот про "приём" возвращающегося блока ДУ, проблема видится решаемой проще,- значительную часть траектории своего полёта после отделения он проходит на сверхзвуке, на котором аэродинамического качества несущего корпуса типа "Клипера"      :wink:  должно хватать для достаточно точного управления (при этом тяжёлая теплозащита для ВА 1ой ступени ещё не нужна), а парашуюную систему можно вводить на высотах 2-3км (в два-три раза ниже чем для  СА ПКК), причём точка открытия парашюта в которую выводиться ВА может расститываться в зависимости от ветра оперативно.
 Так что сажать ВА в эллипс километр на три, на обычном парашюте имхо вполне возможно.
Старый всегда логично делает это с медведем (случайно заглянув в ЧД)

Дмитрий В.

ЦитироватьК сожалению поиск по форуму работает (по крайней мере под моим управлением) ..не очень, сслкой на ваше "космическое такси для НК33" поделитесь?
 Про саму идею такой многоразовости понимаю что у неё есть свои
Это здесь:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=5122
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

MGouchkov

Цитировать
ЦитироватьК сожалению поиск по форуму работает (по крайней мере под моим управлением) ..не очень, сслкой на ваше "космическое такси для НК33" поделитесь?
 Про саму идею такой многоразовости понимаю что у неё есть свои
Это здесь:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=5122

Спасибо, "поймал" сяду читать.
Старый всегда логично делает это с медведем (случайно заглянув в ЧД)

Дмитрий В.

ЦитироватьК сожалению поиск по форуму работает (по крайней мере под моим управлением) ..не очень, сслкой на ваше "космическое такси для НК33" поделитесь?
 
Вообще-то, идея "Космического такси" принадлежит моему соавтору по статье - редактору НК Игорю Афанасьеву (я кое-что доработал и сделал некоторые расчеты и прикидки).
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дем

ЦитироватьПоследняя попытка извратиться. Ставим небольшой бачок с ЖВ внутрь бака ЖМ. Гелием выдавливаем ЖВ в теплообменник, где он газифицируется при температуре ЖМ и используется для наддува бака ЖМ. Бак с термоизоляцией весит меньше чем шар -баллоны. Давление внутри и снружи примерно одинаковое. Запас ЖВ в четыре раза меньше чем гелия. Масса газов наддува тоже.
Водородная инфраструктура на старте по-любому есть. :wink:
Можно ещё проще - никакого гелия, никаких теплообменников.
Помещаем бак с ЖВ внутрь бака с ЖМ. Засчет теплопотока через стенку ЖВ испаряется и создаёт давление, которое вытесняет ЖВ наружу. Там при контакте с ЖМ водород испаряется и создаёт давление в баке ЖМ. Всего один клапан  на фиксированное внешнее давление (ну и ещё один для выпуска излишков газа из бака с ЖВ)

Насчёт объёмов ЖВ - нужно ещё учесть его растворимость в ЖМ (но для УИ это только на пользу пойдёт)
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

RadioactiveRainbow

А может оба компонента водородом вытеснять? :)
Ведь кислород при контакте с водородом не должен реагировать... без, так сказать, зажигателя какого-нибудь ))
Глупость наказуема

Salo

Стрёмно! Малейшая искра и Бум-м-м. Можно жидкий гелий разместить в баке с тем же эффектом. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"