РД на метане

Автор MKOLOM, 17.05.2004 16:03:47

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

http://tass.ru/armiya-i-opk/2207534
ЦитироватьДемонстратор ракеты "Россиянка" с многоразовой первой ступенью изготовят в 2016 году
 25 августа, 8:41 UTC+3
 Особенностью проекта "Россиянка", является способ возвращения в район космодрома и приземления многоразовой первой ступени за счет многократного включения штатных двигателей

ЖУКОВСКИЙ /Московская область/, 25 августа. /ТАСС/. Государственный ракетный центр (ГРЦ) им. Макеева планирует в следующем году изготовить демонстратор ракеты-носителя "Россиянка" с многоразовой первой ступенью. Об этом сообщил 25 августа ТАСС гендиректор и генеральный конструктор предприятия Владимир Дегтярь.
"Проект "Россиянка" с многоразовой первой ступенью на сегодняшний момент предложено начать реализовывать в ракете сверхлегкого класса с использованием двигателей первой и второй ступеней разработки КБХМ им. Исаева на топливной паре "жидкий кислород и сжиженный природный газ". Работы планируется выполнять по техническому заданию ЦНИИМАШ в 2016 году. Эти работы рассматриваются ГРЦ Макеева как демонстратор ракеты-носителя "Россиянка", - рассказал Дегтярь.
Как пояснили в ГРЦ, демонстратором "Россиянки" станет макет ракеты, обладающий основными технологическими возможностями конечного продукта.
По двигателю для ракеты, отметил Дегтярь, проведен значительный объем работ. "В 2015 году планируются основные испытания двигателя", - сказал он.
Особенностью проекта "Россиянка", является способ возвращения в район космодрома и приземления многоразовой первой ступени за счет многократного включения штатных двигателей. Впервые проект был представлен общественности в 2007 году.
Схему возвращения первой ступени ракеты-носителя в настоящее время испытывает частная американская компания Space X на ракете-носителе Falcon.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Seerndv

Долго сдерживался, но больше не могу:  :D

- макет какого двигателя стоит на макете "Россиянки"? ;)
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Seerndv

#2062
ЦитироватьК слову, в 1980 году выпущена монография под редакцией академика Н.Д. Кузнецова по обобщению опыта создания двигателя НК-33. Соавторами от ЦИАМ были В.Р. Левин, В.И. Гуров и К.Н. Шестаков. В частности, в ней впервые в мире сформулировано утверждение, что ключевым агрегатом мощных ЖРД является турбонасосный агрегат (ТНА). Создать надежно работающий ТНА – значит создать двигатель. Дефекты кислородного насоса, устраняемые в процессе его доводки, приводили, как правило, к разгару всего двигателя массой более тонны за 6–10 миллисекунд. Разгар – это воспламенение и катастрофическое горение металла конструкции. Некоторые аспекты решения проблем совершенствования ТНА представлены в книге «Вклад ЦИАМ в создание ракетных двигателей» (издана в 2010 году).
 
- это к высказыванию "перегрева".
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Salo

ЦитироватьSeerndv пишет:
Долго сдерживался, но больше не могу:  :D  

- макет какого двигателя стоит на макете "Россиянки"?  ;)
А где макет-то? А делать будут вероятно на С5.86. Других нет.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Seerndv

Ну как-то для РН стартовой массой  750 т  применить С5.86 ...

Там даже С5.867 не катит совершенно

http://f18.ifotki.info/org/8ef2f2f97b6a922e289c846982d16691b29b76204437772.jpg

С ним только С-5 можно сделать   ;)
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Дмитрий В.

ЦитироватьSeerndv пишет:
Ну как-то для РН стартовой массой 750 т применить С5.86 ...

Там даже С5.867 не катит совершенно

 http://f18.ifotki.info/org/8ef2f2f97b6a922e289c846982d16691b29b76204437772.jpg

С ним только С-5 можно сделать  ;)
А с чего вы взяли, что масса макета Россиянки будет такой же как и у штатной Россиянки?
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Seerndv

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
А с чего вы взяли, что масса макета Россиянки будет такой же как и у штатной Россиянки?
- а ... так иво просто кидать с вертолёта штоле будут?
А иначе он вообще ничего не продемонстрирует  :D
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Salo

Коли может сесть, то и взлететь тоже сможет.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Дмитрий В.

ЦитироватьSalo пишет:
Коли может сесть, то и взлететь тоже сможет.
Ну, само собой. Будет у макета масса тонн 20-25.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Seerndv

А вот ув. Большой предоставил:


- получается РД0169  - конкурент С5.867 ?
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

 В.С.Завьялов написал статью "Метановый двигатель-3" Со статьей можно ознакомиться пройдя по этой ссылке

Salo

ЦитироватьSeerndv пишет:
А вот ув. Большой предоставил:
 

- получается РД0169 - конкурент С5.867 ?
И он уже выиграл соревнование:
http://zavjalov.okis.ru/metanovij-dvigatel-3.html
ЦитироватьЗавьялов Владимир Семенович. Метановый двигатель 3

охоже в проекте «Космической программы РФ» на 2016-2025гг. найден компромисс между «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева» и РКЦ «Прогресс», соответственно между «Ангарой» и «Союзом-5». Из семейства РН «Союз-5» выделили только РН среднего класса «Союз-5.1» под названием «Феникс», как замену в будущем РН «Союз-2», уйдя от конкуренции с «Ангарой-5». Вероятно в настоящее время это оптимальное решение. Разумно и то, что разработка двигателя 1-й ступени РН «Союз-5.1» («Феникс») поручена ОАО «Энергомаш», которое обладает уникальной в РФ производственной и экспериментальной базой, на которой можно создавать двигатели тягой свыше 300 тс. Разумно и то, что разработка двигателя 2-й ступени метановой РН поручено КБХА, где имеется соответствующая производственная и экспериментальная база и ВМЗ для серийного изготовления двигателя.

Следует сказать об ошибках КБХМ в разработке ЭП двигателя С5.867 2-й ступени РН «Союз-5», хотя КБХМ имело наибольший практический опыт в освоении метана в РКТ. Эти ошибки следующие:

1. Метановый двигатель должен быть всегда пригодным для многоразовых включений. Это иногда нужно для двигателя 2-й ступени, и всегда нужно перед поставкой для проверки качества изготовления и соответствия параметров настройки требованиям ТЗ. Иногда могут проводиться огневые испытания в составе ДУ или ступени РН. Двигатель С5.867 был нарисован с одноразовым включением.
         По опыту успешной отработки двигателей «Сатурн-5» в СССР для «Н-1» было введено обязательное требование проведения огневого испытания (КТИ) двигателя перед поставкой. Первыми многоразовыми двигателями ступеней РН стали двигатели НК-33, которые проходили огневые испытания перед поставкой. Эти двигатели были поставлены на Н-1 № 8Л, которая готовилась к пуску в августе 1964 г., но в мае тема Н-1 была закрыта. Для Н-1М были разработаны многоразовые кислородно-водородные двигатели 11Д56 и 11Д57 А.М.Исаева и А.М.Люлька, но до них дело не дошло. КБ А.М.Исаева совместно с М.В.Мельниковым (разработчик блока «Д») определяли режимы огневых испытаний двигателей перед поставкой. Двигатели С5.62 на компонентах АТ и НДМГ для блока «И» Н-1, и в варианте 11Д442 для ФГБ ТКС «Алмаз», проходили перед поставкой КТИ с последующей химической нейтрализацией, но без переборки. Один из таких двигателей еще существует до сих пор в составе МКС.

Итог. Для большей надежности двигатели РН перед поставкой должны проходить КТИ без последующей переборки.

2. КБХМ представило в ЭП разработку двигателя С5.867 без детальной проработки обеспечения  производственной и экспериментальной базой, а, соответственно, без ТЭО и реальных сроков отработки. В КБХМ нет ни производственной, ни экспериментальной базы для отработки двигателя таких тяг. Был единственный проверенный способ решить эту задачу: начать изготовление и испытания первых отработочных двигателей сразу на серийном заводе. И такой опыт был. В 1964 г. вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о разработке первой межконтинентальной баллистической ракеты подводных лодок. Появление такой ракеты позволяло из произвольного района территориальных вод СССР держать под прицелом любого потенциального противника. Двигателя 1-й ступени тягой 70 тонн КБХМ до того не создавало, а этот замкнутый двигатель еще нужно «утопить» в баке горючего. Работы проводились на Красноярском механическом заводе (КМЗ), где постоянно находились конструктора КБХМ. В итоге менее чем за 5 лет в марте 1969 г. вышли на ЛКИ. Сейчас это кажется невероятным. Господствует общая тенденция превратить бюджетные деньги максимально в «собственные». Отсюда стремление вести работы на собственной производственной и экспериментальной базе, и чем дольше этот процесс, тем выгодней разработчику. Хорошо если КБХА начнет изготовление двигателя 2-й ступени «Феникса» сразу на ВМЗ, а в своем опытном производстве сосредоточится на изготовлении водородного двигателя 2-й ступени «Ангары-5В». Этому может помочь объединение КБХА и ВМЗ в единое целое.

3. Двигатель С5.867 представлен в ЭП с восстановительным ГГ, но ничего не говорится об особенностях системы управления. В замкнутой «сладкой» схеме, при изменении режима тяги,  регулирование массового расхода ГГ на турбину должно идти по двум линиям для обеспечения постоянного соотношения компонентов и, соответственно, температуры газа. Об этом в ЭП ничего не сказано.

4. Благодаря хорошей охлаждающей способности метана для двигателя тягой 70 тс. можно пропускать через рубашку КС только часть горючего и этим снизить потребное давление на выходе насоса горючего и суммарную мощность ТНА. Этот вопрос в ЭП не проработан.

5. Для КБХМ, как организации свыше 20 лет (с 1993 г.) занимающейся практическим освоением метана следовало в ЭП провести анализ выбора оптимальных решений, таких как управление вектором тяги, способа зажигания и др. Все это говорит о неспособности или нежелании заниматься метаном.
...
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

А на первой ступени Союза-5 метановый РД-180МС.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Буцетам

Цитировать[email]zavjalov.vs@list.ru[/email] пишет:
В.С.Завьялов написал статью "Метановый двигатель-3" Со статьей можно ознакомиться пройдя по этой ссылке
А откуда данные, что Кузнецов возобновил производство НК-33? Новость-то замечательная.
ЦитироватьSalo пишет:
А на первой ступени Союза-5 метановый РД-180МС.
:cry:  О, боги, почему?!! Почему не РД-0164? Ведь он лучше во всём. Только по высоте больше, но кого это волнует.
Всё дело в "уникальной в РФ производственной и экспериментальной базой, на которой можно создавать двигатели тягой свыше 300 тс", да?
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

октоген

Зачем эта шизофрения с переводом РД180 на метан? Ведь по сути новый движок будет. Не факт что старый керосиновый ТНА удастся без масштабных изменений под метан приспособить. При этом всем остается кислый газ, два горшка с обвязкой из трубопроводов ит.д.

0164 лучше идеологически и будет дешевле в изготовлении. А глубокое  дросселирование для движка 1 ст и при отсутствии пакетной компоновки ПМСМ не такая уж необходимая вещь.

Seerndv

ДОГГ проще.
Его можно делать уже сейчас.
А вот  с ДВГГ танец на граблях, если верить почтенному "перегреву" сплясали далеко не до конца.
Поэтому в РД-0169 мне как-то не верится совсем.
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Буцетам

#2077
ЦитироватьSeerndv пишет:
ДОГГ проще.
Его можно делать уже сейчас.
А вот с ДВГГ танец на граблях, если верить почтенному "перегреву" сплясали далеко не до конца.
Поэтому в РД-0169 мне как-то не верится совсем.
Мне, вот, казалось, что С5.86 от КБХМ успешно поработал и набрал хороший "пробег". А С5.867 это, вроде как, масштабированный С5.86. Какие там нерешённые проблемы остались?
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Seerndv

С5.867 это не РД-0169  :!:
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Буцетам

ЦитироватьSeerndv пишет:
С5.867 это не РД-0169  :!:  
Окей!
ЦитироватьSeerndv пишет:
А вот с ДВГГ танец на граблях, если верить почтенному "перегреву" сплясали далеко не до конца.
Мне, вот, казалось, что С5.86 от КБХМ успешно поработал и набрал хороший "пробег". А С5.867 это, вроде как, масштабированный С5.86. Какие там нерешённые проблемы  :!:  С ДВГГ  :!: остались?
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.