Взрыв Sea Launch

Автор ratman, 31.01.2007 02:27:55

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Вован

О проблемах РД 171 из источника:
Однажды и навсегда...Документы и люди о создателе ракетных двигателей и космических систем академике Валентине Петровиче Глушко. – М.: Машиностроение, 1998. – 632 с., ил.

В сентябре 1981 года на лопатках ротора турбины были обнаружены следы от соударения лопаток с какими-то частицами, которые попали в турбину или из стендового бака, или из самого двигателя.
26 июня 1982 года – авария двигателя с разрушением стенда. Причина, как решила аварийная комиссия, либо в попадании в двигатель загрязнений из бака ракеты, либо в поломке одного из элементов проточного тракта турбины из-за значительной виброактивности турбонасосного агрегата. Загрязнения в баке были вполне возможны, и это потом подтвердилось, так как баки были "вафельной " конструкции из алюминиевого сплава. Это был первый "звонок ", указывающий на неприятие конструкцией проточного тракта турбонасосного агрегата двигателя алюминиевых частиц, начиная с определенной их величины.
Начиная с июня 1983 года ... продолжались работы по оптимизации толщины покрытия на узлах и деталях проточной части турбины, по совершенствованию вращающихся деталей турбонасосного агрегата с целью снижения виброактивности, проводились работы по определению возгораемости деталей проточной части турбины.
Про филътp, который решено было поставить на входе в окислительную магистраль двигателя: если ячейку фильтра сделать заведомо малой, то двигатель будет надежно защищен от попадания из бака алюминиевых частиц, которые при определенных величине и количестве могут привести к возгоранию элементов проточной части турбины. Но это ведет к повышению гидросопротивления окислительной магистрали и требует увеличения наддува бака и его упрочнения, а это лишняя масса, что неприемлемо. Если, наоборот, ячейку в фильтре сделать большой, то возможно попадание больших частиц алюминия в двигатель из бака ракеты, что ведет к возгоранию турбины.
Выбор критических размеров и массы алюминиевых частиц, допустимых для попадания в двигатель, оказался достаточно сложной задачей. Задача эта, тем не менее, была успешно решена.

Как решена, двигателисты не написали... Я бы не стал обвинять Южмаш по поводу плохо промытых баков
Байконур надолго - навсегда

Feol

А я бы сказал, что эта задача, судя по всему, полностью решена быть не может.
Всем пользователям нравится это сообщение.

VAA

Цитировать
ЦитироватьИнтересно бы узнать по-подробнее, как этот фильтр устроен и выглядит, из чего сделан, какое гидросопротивление он вносит..
IMHO стоит обычная сеточка из проволоки.

Сеточка из проволоки с ячейкой 0,16х0,16 мм?  Какой же толщины проволока и из чего сделана (если, конечно, данные о рамере ячейки правильные)?

VAA

ЦитироватьА один серийный РД-180 уже сгорел, правда на заводе при сдаточном прожиге.

Уважаемый Старый, откуда эти сведения?  Помнится, Вы уже об этом говорили где-то года полтора назад без ссылки на источники; я по горячим следам "попытал" представителя Энергомаш на ILA-2006, оне не раскололся и сказал что-то типа: "Иногда американцы не хотят принимать двигатели после прожигов, ссылаясь на некоторые недочеты, но мы с ними работаем и убеждаем, почему их принять можно".
{Слова цитированы по памяти, их точность автор гарантировать не может}

Старый

Откуда сведения не скажу.
 "Не хотят принимать" это одно, а по настоящему воспламенился и сгорел это другое. Кроме того ещё сгорел как минимум один опытный РД-180 и один опытный РД-191.
 То есть причина не устранена, она лишь "загнана вглубь" и проявляется с меньшей вероятностью.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

VAA

ЦитироватьОткуда сведения не скажу.
Понимаю..
Я поэтому и не стал глубже докапываться - сведения из третьих рук (ртов, мониторов?), к тому же не хотелось ставить человека в неудобное положение.
А американцы об этом двигателе знают?
ЦитироватьТо есть причина не устранена, она лишь "загнана вглубь" и проявляется с меньшей вероятностью.
Мне, честно говоря, вообще трудно представить, как при таких температурах, давлении и атмосфере почти чистого кислорода вообще что-то может сохранять химическую устойчивость...
Однако интересно, что при двух авариях проблема проявилась именно на первых секундах после запуска двигателя.  Может, поделитесь, если знаете, как сгорели эти РД-180, в начале прожига или в более поздний период работы?

Старый

ЦитироватьА американцы об этом двигателе знают?
Ну а как же! Собственно огневые сдаточные испытания для того и проводятся чтоб такие двигатели сгорали до того как попадут на американскую ракету.

ЦитироватьМне, честно говоря, вообще трудно представить, как при таких температурах, давлении и атмосфере почти чистого кислорода вообще что-то может сохранять химическую устойчивость...
Дык для этого изобрели специальное покрытие которое называется "никелевое" но болтают что оно дороже золота. А чтоб движущиеся детали при чиркании друг об друга не восплпменялись сделаны проставки из чистого серебра. Серебро в кислороде не горит.

ЦитироватьОднако интересно, что при двух авариях проблема проявилась именно на первых секундах после запуска двигателя.  Может, поделитесь, если знаете, как сгорели эти РД-180, в начале прожига или в более поздний период работы?
Не знаю. Я это слышал давно. А возгорание обычно и происходит в начале работы двигателя так как скорее всего связано с дефектами этого покрытия. Отклеилось допустим покрытие за время транспортировки двигателя и ракеты, или там царапнулось чем и эге.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Feol

Или, что скорее всего, дефект материала. Вкрапинка неоднородности какая-нибудь. Возможно, мелкоскопических размеров. А при запуске - начинает пригорать, температура растёт, лавинообразный разгар и все. Прерывай трансляцию.
Всем пользователям нравится это сообщение.

VAA

ЦитироватьДык для этого изобрели специальное покрытие которое называется "никелевое" но болтают что оно дороже золота.
Эх, что сейчас не дороже золота... Любой спутник (западный) на единицу массы в 10 (коммуникационный) - 50 (некоторые АМС) дороже золота, по крайней мере без учета заправки.

ЦитироватьА чтоб движущиеся детали при чиркании друг об друга не восплпменялись сделаны проставки из чистого серебра. Серебро в кислороде не горит.

На платину не стали раскошеливаться?  Было б надежнее, а при цене в 10 миллионов за движок, возможно, себя бы и оправдало.
А то насчет серебра я не уверен, все-таки мне кажется, что в мелкодисперсном виде в кислороде оно может загореться.  К тому же при 900 уже плавится, платина - на 1000 выше (примерно). Если 10 кг на движок хватит - оно того бы стоило, платины у нас много,:) :wink:  а покрывать ей не должно быть принципиально сложно.

Feol

А золото в кислородном тракте горит? Может, им и покрывать  :wink: ? Или из него и делать  :wink: ?
Всем пользователям нравится это сообщение.

VAA

ЦитироватьА золото в кислородном тракте горит? Может, им и покрывать  :wink: ? Или из него и делать  :wink: ?

Золото все-таки легкоплавкое, а температурно там напряженно. Платина, думаю, лучше.  Наверное, еще лучше что-нибудь иридий-родиевое, но оно сильно дороже.  
Но это в порядке бреда.  Думаю, лучше вообще проектирования таких напряженных движков избегать, хотя бы в будущем.

Feol

Получается, и тут нет перспектив прогресса: или невозможно или нецелесообразно  :cry: .
Всем пользователям нравится это сообщение.

KrMolot

ЦитироватьНу а как же! Собственно огневые сдаточные испытания для того и проводятся чтоб такие двигатели сгорали до того как попадут на американскую ракету.
А разве такие испытания не должны проводится с РД-171 для РН Зенит? И если нет, то почему?

Старый

ЦитироватьА разве такие испытания не должны проводится с РД-171 для РН Зенит? И если нет, то почему?
Проводятся вобщето.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

KrMolot

ЦитироватьПроводятся вобщето.
А вообще тогда странно, чтобы прям так сразу на первых секундах... Или  же приемка РД-171 заказчиком несколько отличается от американской?  :)

KrMolot

Не все же у меня создается твердая уверенность что двигатель здесь все же непричем.  8)  :)

Старый

Двигатель причём уже хотя бы потому что он воспламеняется от любой ерунды.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

VAA

ЦитироватьА вообще тогда странно, чтобы прям так сразу на первых секундах... Или  же приемка РД-171 заказчиком несколько отличается от американской?  :)
Возможны различные сценарии, например, после прожига двигателя во время его сотывания покрытие отслаивается, или с течением времени - после прожига до запуска...

KrioG

ЦитироватьСеточка из проволоки с ячейкой 0,16х0,16 мм? Какой же толщины проволока и из чего сделана (если, конечно, данные о рамере ячейки правильные)?
Удивлены? Вообще-то с ячейкой 0,16 мм это еще довольно грубый фильтр. В фильтрах наземки размер ячейки на порядок меньше. Скорее это даже не сетка, а металлическая ткань. Из нержавеющей стали.

Weiser

Украинский коммерсант
http://www.kommersant.ua/doc.html?docId=749813
"Зенит-3SL" пал жертвой инородного тела
// космос
   
Фото: AFP



Вчера были обнародованы окончательные выводы межгосударственной комиссии по расследованию причин аварии ракеты-носителя (РН) "Зенит-3SL". Комиссия установила, что "Зенит-3SL" потерпел катастрофу из-за отказа двигателя вследствие попадания в него инородной частицы. Впрочем, пуски в рамках программы Sea Launch могут возобновиться уже летом.
Конструкторское бюро "Южное" (КБ "Южное") и Южный машиностроительный завод (ЮМЗ) в Днепропетровске назвали вчера причины аварии РН "Зенит-3SL". Согласно заключению комиссии, утвержденному руководителями космических агентств Украины и России, инцидент произошел в результате отказа двигателя 1-й ступени РД171М, разработанного на российском НПО "Энергомаш", вследствие возгорания из-за "случайного привнесения металлической посторонней частицы в насос окислителя". По словам представителя КБ "Южное" Юрия Мошненко, частица могла иметь размеры "от миллиметра". "Параметры двигателя очень жесткие. На любые частицы он может среагировать негативно",– сообщил Ъ господин Мошненко.
Авария РН "Зенит-3SL", которая производится украинскими и российскими предприятиями, произошла 31 января во время коммерческого запуска спутника связи NSS-8 (New Skies Satellite) в Тихом океане с морской стартовой платформы Odissey, принадлежащей международной компании Sea Launch LLC (см. Ъ от 1 февраля). В результате ракета разрушилась и произошел пожар, а спутник связи стоимостью $550 млн сгорел. Платформа Odissey осталась на плаву и находится на ремонте. Для расследования причин аварии 7 февраля была создана комиссия, в состав которой вошли сотрудники федерального космического агентства России и Национального аэрокосмического агентства Украины, а также представители предприятий-разработчиков.
Экспертам не удалось узнать, откуда в двигатель попала посторонняя частица, поскольку сам агрегат полностью сгорел. По словам Юрия Мошненко, она могла находиться в двигателе или же попасть из системы подачи топлива. Подобная проблема уже возникала на этапе испытаний РН. Так, во время стендовых испытаний в Загорске (Московская область) произошел взрыв с пожаром, одной из причин которого было попадание инородных тел. После этого было принято решение дополнительно контролировать состояние бака и двигателя, для чего на ЮМЗ оборудовали стенд, на котором производят очистку и промывку баков и трубопроводов.
Господин Мошненко заявил, что сейчас контроль станет еще более жестким. Комиссия разработала рекомендации, после выполнения которых "штатная эксплуатация ракеты-носителя продолжится". Эксперты считают, что авария не скажется на самой программе и пуски "Морского старта" возобновятся уже летом.
АЛЕКСАНДРА Ъ-ЗОЛОТОВА, Днепропетровск; ДЕНИС Ъ-ПОПОВИЧ