"Воздушный старт" опять проснулся - PR в РГ

Автор X, 19.04.2004 15:32:58

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Лютич

ЦитироватьЕщё в 2004 году, "Полёт" освоил миллиард. Наверное, на испытаниях, в тихаря, не одну старую ЖД цистерну с водой из "Руслана" выпихнули.

Ответственно говорю вам - ничего они не делали. Да и фигли отрывать Русланы от важного дела - как-никак второе место по авиационным грузоперевозкам и первое - по авиаперевозкам нестандартных грузов в мире.
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Павел73

Люди, а можно ламерский вопрос задать? :)  Вот есть проект МАКС, у которого стартовая масса 620 т, масса второй ступени с ПН - 275 т, а масса орбитального самолёта при выводе на низкую орбиту - 26 т. В качестве 1 ступени используется Ан-225 с максимальной скоростью  850 км/ч и максимальной высотой полёта около 12000 м (точное значение не знаю, предполагаю "руслановское" :) ). Вопрос: насколько примерно уменьшится масса второй ступени (при той же ПН), если в качестве первой использовать сверхзвуковой самолёт-разгонщик с вдвое большими максимальными скоростью и высотой полёта?
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Bell

Вопрос неправильно поставлен. Надо так - насколько увеличится масса и размеры самолета-носителя, который сможет оторвать от земли 275 т груза на загривке, чтоб еще и разогнался до 2М на высоте 25 км?  :lol:
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Павел73

ЦитироватьВопрос неправильно поставлен. Надо так - насколько увеличится масса и размеры самолета-носителя, который сможет оторвать от земли 275 т груза на загривке, чтоб еще и разогнался до 2М на высоте 25 км?  :lol:
Не, ну зачем такую дуру? :D  Хорошо, поставлю вопрос по-другому. Известно, что Ту-144, а затем  и "Конкорд" прогорели, главным образом из-за нерентабельности. Но они имели единственное назначение: перевозка пассажиров. А вот если создать сверхзвуковой самолёт-разгонщик для вывода (с помощью ракетной одноразовой второй ступени, конечно!) на низкую орбиту ПН массой 20-25 т (многоразовый КК, например), и по "совместительству" межконтинентальный авиалайнер для прямых рейсов Москва-Нью-Йорк (через Северный полюс)? Может, что-то и вышло бы из этой затеи (пусть даже совместно с американцами)? Этакий российско-американский "Конкорд".... :D Щас новая американская администрация будет формироваться, вот и подсунуть идею. Такая дружба будет между нашими странами - водой не разольёшь!  :D
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Дмитрий В.

ЦитироватьА вот если создать сверхзвуковой самолёт-разгонщик для вывода (с помощью ракетной одноразовой второй ступени, конечно!) на низкую орбиту ПН массой 20-25 т (многоразовый КК, например), и по "совместительству" межконтинентальный авиалайнер для прямых рейсов Москва-Нью-Йорк (через Северный полюс)? Может, что-то и вышло бы из этой затеи (пусть даже совместно с американцами)? Этакий российско-американский "Конкорд".... :D Щас новая американская администрация будет формироваться, вот и подсунуть идею. Такая дружба будет между нашими странами - водой не разольёшь!  :D
Эффекта, скорее всего, не получится: слишком разные требования предъявляются к разгонщику и пассажирскому лайнеру.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Павел73

ЦитироватьЭффекта, скорее всего, не получится: слишком разные требования предъявляются к разгонщику и пассажирскому лайнеру.
Ну постараться совместить их. Вон "Мрия" ещё меньше похожа на самолёт-разгонщик, однако появился же проект МАКС. :) Трех зайцев одним выстрелом. Во-первых, наконец-то появится реально действующая авиационно-космическая система (многоразовая первая ступень, крылатый орбитальный КК и снижение требований по здоровью к его пассажирам). Во-вторых, пассажирские авиаперевозки позволят хотя бы частично окупить её создание. И в-третьих (пожалуй, самое главное) - чем больше у нас с Америкой будет совместных проектов, тем меньше вероятность возникновения какого-нибудь дурдома типа войны. Ну как? Бред?  :wink:
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьЭффекта, скорее всего, не получится: слишком разные требования предъявляются к разгонщику и пассажирскому лайнеру.
Ну постараться совместить их. Вон "Мрия" ещё меньше похожа на самолёт-разгонщик, однако появился же проект МАКС. :)
Начнем с того, что к пассажирскому самолету предъявляются требования экономичности (минимального расхода топлива) в крейсерском полете. Разгонщик же, по определению, должен обеспечить достижение в минимально возможное время заданной (максимально возможной при данном типе ВРД) скорости, на заданной высоте и при заданном угле наклона траектории. Соответственно, тяговооруженность разгонщика должна быть существенно выше. Я уж не говорю про то, что оптимальные компоновки у них будут разные.

PS. Ан-225 - это скорее не "разгонщик", а "подъемщик" :wink:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Павел73

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьЭффекта, скорее всего, не получится: слишком разные требования предъявляются к разгонщику и пассажирскому лайнеру.
Ну постараться совместить их. Вон "Мрия" ещё меньше похожа на самолёт-разгонщик, однако появился же проект МАКС. :)
Начнем с того, что к пассажирскому самолету предъявляются требования экономичности (минимального расхода топлива) в крейсерском полете. Разгонщик же, по определению, должен обеспечить достижение в минимально возможное время заданной (максимально возможной при данном типе ВРД) скорости, на заданной высоте и при заданном угле наклона траектории. Соответственно, тяговооруженность разгонщика должна быть существенно выше. Я уж не говорю про то, что оптимальные компоновки у них будут разные.

PS. Ан-225 - это скорее не "разгонщик", а "подъемщик" :wink:
Хорошо, пусть планер один и тот же, а двигатели разные для разных версий: у "космической" более мощные, а у "пассажирской" - более экономичные. Может быть даже для "космического" исполнения предусмотреть дополнительные "посадочные места" - пилоны для ещё двух-четырёх двигателей для увеличения тяговооружёности.
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Evgeniy

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьЭффекта, скорее всего, не получится: слишком разные требования предъявляются к разгонщику и пассажирскому лайнеру.
Ну постараться совместить их. Вон "Мрия" ещё меньше похожа на самолёт-разгонщик, однако появился же проект МАКС. :)
Начнем с того, что к пассажирскому самолету предъявляются требования экономичности (минимального расхода топлива) в крейсерском полете. Разгонщик же, по определению, должен обеспечить достижение в минимально возможное время заданной (максимально возможной при данном типе ВРД) скорости, на заданной высоте и при заданном угле наклона траектории. Соответственно, тяговооруженность разгонщика должна быть существенно выше. Я уж не говорю про то, что оптимальные компоновки у них будут разные.

PS. Ан-225 - это скорее не "разгонщик", а "подъемщик" :wink:
Требования не такие уж и разные. Задача разгонщика не только разгон второй ступени, но и транспортировка ее в точку старта. Прежде чем расстыковаться обычно проходит продолжительный полет на параллакс. В требованиях к разгонщику обычно озвучивается 5000-6000 км. Так что какой режим полета основной для носителя - еще вопрос.
Вот облики траспортного и разгонного самолета действительно разные, т.к. для транспорта необходимо предусматривать большой внутренний объем, а для разгонщика он при старте со спины не нужен. Но никто не отменял понятие многофункционального ЛА. Для самолета это определение всегда было актуально.
"Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума" Н.Е.Жуковский

Evgeniy

ЦитироватьВопрос неправильно поставлен. Надо так - насколько увеличится масса и размеры самолета-носителя, который сможет оторвать от земли 275 т груза на загривке, чтоб еще и разогнался до 2М на высоте 25 км?  :lol:
Да нет, вопрос как раз таки правильный. Вопрос об облике второй ступени при заданной ПН, а не о разгонщике.
"Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума" Н.Е.Жуковский

Evgeniy

ЦитироватьХорошо, пусть планер один и тот же, а двигатели разные для разных версий: у "космической" более мощные, а у "пассажирской" - более экономичные. Может быть даже для "космического" исполнения предусмотреть дополнительные "посадочные места" - пилоны для ещё двух-четырёх двигателей для увеличения тяговооружёности.
Тяговооруженность не единственный фактор экономичности ЛА. Аэродинамика тоже сильно зависит от расчетных режимов полета. Тут надо уже смотреть что выгоднее - делать один самолет, спосбный решать и ту и другую задачу, но с меньшими эффективностями, либо два специализированных для своих задач самолета. Приделывание двигателей и т.д. до добра не доведет.
"Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума" Н.Е.Жуковский

Павел73

Цитировать
ЦитироватьВопрос неправильно поставлен. Надо так - насколько увеличится масса и размеры самолета-носителя, который сможет оторвать от земли 275 т груза на загривке, чтоб еще и разогнался до 2М на высоте 25 км?  :lol:
Да нет, вопрос как раз таки правильный. Вопрос об облике второй ступени при заданной ПН, а не о разгонщике.
Да, я как раз это и хотел спросить: какой массы будет вторая ступень, какой грузоподъёмности нужен будет сверхзвуковой самолёт-разгонщик, и сможет ли он эксплуатироваться с существующих аэродромов в пассажирском варианте? Мне кажется, прямые рейсы из центральной России в Америку за четыре-пять часов имели бы некоторый спрос... :roll:
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Дмитрий В.

ЦитироватьТяговооруженность не единственный фактор экономичности ЛА. Аэродинамика тоже сильно зависит от расчетных режимов полета.
Ну, что касается пассажирских машин, то определенным критерием их качества может служить показатель (Каэр*М/Ср), если мне память не изменяет.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Evgeniy

Цитировать
ЦитироватьТяговооруженность не единственный фактор экономичности ЛА. Аэродинамика тоже сильно зависит от расчетных режимов полета.
Ну, что касается пассажирских машин, то определенным критерием их качества может служить показатель (Каэр*М/Ср), если мне память не изменяет.
Не изменяет. Это т.н. параметр дальности. Правда к сожалению он всего многообразия самолетов описать не может. Да точность формирования аэродинамики самолета по такому критерию не идеальная. Особенно для разгонщиков, внушительная часть траектории полета которых связана с неустановившимся движением.
"Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума" Н.Е.Жуковский

Evgeniy

ЦитироватьЛюди, а можно ламерский вопрос задать? :)  Вот есть проект МАКС, у которого стартовая масса 620 т, масса второй ступени с ПН - 275 т, а масса орбитального самолёта при выводе на низкую орбиту - 26 т. В качестве 1 ступени используется Ан-225 с максимальной скоростью  850 км/ч и максимальной высотой полёта около 12000 м (точное значение не знаю, предполагаю "руслановское" :) ). Вопрос: насколько примерно уменьшится масса второй ступени (при той же ПН), если в качестве первой использовать сверхзвуковой самолёт-разгонщик с вдвое большими максимальными скоростью и высотой полёта?

Для начала немного поправлю параметры расстыковки ступеней МАКСа: высота - 8 км, число М=0,62.
По моей приближенной оценке, для высоты расстыковки 25 км и числа М=2 стартовая масса второй ступени (без изменения выводимой и возвращаемой ПН) снижается на 25% (до 207 тонн).
Как изменится масса разгонной ступени сказать сразу трудно. Надо прилично посидеть с обликом, потому как отличия между дозвуковой и сверхзвуковой машиной более чем просто существенны. Применять статистику по сверхзвуковым машинами для приближенной оценки массы первой ступени АКС я бы не стал. На мой взгляд это просто не корректно. Уж больно не стандартная для этого ситуация - разгон на сверхзвук внушительной по размерам второй ступени на спине. Соответсвенно аэродинамика и тяговооруженность уже выбиваются из статистики. Не говоря уже о траектории полета, которая далека от типовой для современной авиационной техники. А за ними и все остальные составляющие облика сверхзвукового самолета.
"Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума" Н.Е.Жуковский

Димитър

ЦитироватьПо моей приближенной оценке, для высоты расстыковки 25 км и числа М=2 стартовая масса второй ступени снижается на 45-49%, т.е. почти вдвое.
Как изменится масса разгонной ступени сказать сразу трудно.  Применять статистику по сверхзвуковым машинами для приближенной оценки массы первой ступени АКС я бы не стал. Уж больно не стандартная для этого ситуация - разгон на сверхзвук внушительной по размерам второй ступени на спине.

Выходит, масса второй ступени уменьшается до 140 тонн? Хорошо.

Применять статистику по сверхзвуковым машинами для приближенной оценки, думаю все-таки можно (учитывая что площадь поперечнего сечения нашей машины будет больше).
У Ту-160 макс. взлётная масса - 275000 кг, Пустой - 110000 кг. Разница (ПН + горючее) - 165 тонн. Интересно, сколько эму нужно горючего, чтобы сразу после взлета разогнаться до макс. скорости и высоты, и вернуться на аеродром?
Думаю (на глаз) нужная машина должна иметь 6 двигателей НК-32 и быть немножко крупнее Ту-160 ...

Evgeniy

Цитировать
ЦитироватьПо моей приближенной оценке, для высоты расстыковки 25 км и числа М=2 стартовая масса второй ступени снижается на 45-49%, т.е. почти вдвое.
Как изменится масса разгонной ступени сказать сразу трудно.  Применять статистику по сверхзвуковым машинами для приближенной оценки массы первой ступени АКС я бы не стал. Уж больно не стандартная для этого ситуация - разгон на сверхзвук внушительной по размерам второй ступени на спине.

Выходит, масса второй ступени уменьшается до 140 тонн?

Я подправил величину снижения массы второй ступени из-за моторной ошибки оня получилась вдвое завышеной. Итоговая масса - 207 тонн.

ЦитироватьПрименять статистику по сверхзвуковым машинами для приближенной оценки, думаю все-таки можно (учитывая что площадь поперечнего сечения нашей машины будет больше).
У Ту-160 макс. взлётная масса - 275000 кг, Пустой - 110000 кг. Разница (ПН + горючее) - 165 тонн. Интересно, сколько эму нужно горючего, чтобы сразу после взлета разогнаться до макс. скорости и высоты, и вернуться на аеродром?
Думаю (на глаз) нужная машина должна иметь 6 двигателей НК-32 и быть немножко крупнее Ту-160 ...

Хотите приближенно оценить потребную массу первой ступени? Чтож, возьмите аэродинамику Ту-160, рассчитайте аэродинамические характеристики вместе со второй ступенью и без нее. Задайте дальность полета на параллакс. Определите оптимальную траекторию разгона второй ступени и возвпащения носителя на аэродром базирования (при этом не забудьте определить потребные тяговооруженность силовой установки и массу топлива со всеми запасами). Определите из прочностного расчета на основании траектории полета и полета в условиях турбулентности потребную массу системы крепления второй ступени. Забросьте полученные данные и данные по относительным массам элементов конструкции Ту-160 в уравнение баланса масс и тогда, проделав несколько итераций по размерам и объемам самолета вы получите приближенную массу первой ступени (с погрешностью в 10-15%, в зависимости от того на сколько повезет)
"Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума" Н.Е.Жуковский

zyxman

Я думаю, что сверхзвуковой разгонщик не должен нести космическую ступень сверху, скорей всего ее надо делать утопленную сзади, может даже лучше всего точно такую схему, как сейчас реализуется воздушный старт - просто космическая ступень выкатывается из грузового отсека-трубы назад, по рельсам, а потом как обычно через некоторое время включает двигатель и тп.
Заодно такую схему и считать легче, потому что получается "просто" широкофюзеляжный сверхзвуковой самолет.

Но кстати тут еще интересный момент, что возможно, для данной схемы будет смысл в ТТ ускорителях, подвешиваемых к самому самолету, чтобы проще реализовать максимально крутой и быстрый подъем в точку отделения космической ступени.
И тогда почти не будет разницы между разгонником и пассажирским вариантом, только надо суметь скомпоновать объем салона чтобы там были либо кресла/топливо, либо ускорители.
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

Evgeniy

ЦитироватьЯ думаю, что сверхзвуковой разгонщик не должен нести космическую ступень сверху, скорей всего ее надо делать утопленную сзади, может даже лучше всего точно такую схему, как сейчас реализуется воздушный старт - просто космическая ступень выкатывается из грузового отсека-трубы назад, по рельсам, а потом как обычно через некоторое время включает двигатель и тп.
Заодно такую схему и считать легче, потому что получается "просто" широкофюзеляжный сверхзвуковой самолет.

Я все никак не возьму в толк. Почему все привязались к старту изнутри самолета? Это же явно не рационально. Как раз таки старт со спины выглядит куда более простым. Снимаются требования по малости и устойчивости величины перегрузки при разделении (если  вертикальный порыв ветра например, то что делать будете?). Опять же нет проблем с продольной балансировкой.
Старт со спины выглядит куда более привлекательным и простым. Разогнал машину, рассоединил узлы соединения ступеней, создал отрицательную перегрузку и вторая ступень сама отсоединится. А как только расстояние будет достаточно большим (вторая ступень будет позади и выше первой), запускаем двигатели второй ступени и вперед. Тем более что для машин, стартующих на сверхзвуке и гиперзвуке и без того вторая ступень всегда рассматривается слегка утопленной в фюзеляж для снижения аэродинамического сопротивления (взгляните к примеру на Спираль или МиГ-АКС).

ЦитироватьНо кстати тут еще интересный момент, что возможно, для данной схемы будет смысл в ТТ ускорителях, подвешиваемых к самому самолету, чтобы проще реализовать максимально крутой и быстрый подъем в точку отделения космической ступени.
И тогда почти не будет разницы между разгонником и пассажирским вариантом, только надо суметь скомпоновать объем салона чтобы там были либо кресла/топливо, либо ускорители.

А вот эта интересная идея. Для машин с ВРД есть проблема вырождения двигателей с ростом температуры поступающего на вход двигателя воздуха. ТТУ позволят дать дополнительный толчок и прибавить характеристическую скорость системе (если нагрев конструкции позволяет). Надо только внимательно подумать куда эти ТТУ запихнуть, чтобы на аэродинамику поменьше влияли. Да и оценить насколько они будут эффективны в применении. Может Их надо будет столько для малого приращения характеристической скорости, что самолет не взлетит.  :shock:   :)
"Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума" Н.Е.Жуковский

Павел73

Недавно наткнулся на эту страничку: http://www.testpilot.ru/russia/tupolev/244/tu244.htm . Здесь рассказывается о проекте сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-244. Конечно, это ламерский подход, но всё же осмелюсь мысленно удвоить взлётную массу, массу топлива и коммерческую нагрузку. Получается: взлётная масса - 600 тонн, масса топлива (в "космической" терминологии - горючего  :) ) - 300 тонн, масса коммерческой нагрузки - 50 тонн. Если масса ракетной ступени с ПН будет около 200 тонн, то нужно IMHO просто наполовину недозаправить самолёт, чтобы он смог поднять на 20 км этот груз и разогнаться до 2М. Конечно, аэродинамическое сопротивление ракетной ступени приведёт к повышенному расходу горючего самолёта-разгонщика, но, мне кажется, не настолько, чтобы он не смог выполнить свою задачу и вернуться на аэродром. Интересно, что сказали бы туполевцы? :)  На этой страничке ни звука не сказано о возможном "космическом" применении самолёта...
Будет не до космонавтики (С) Ронату.