"Воздушный старт" опять проснулся - PR в РГ

Автор X, 19.04.2004 15:32:58

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

X

Юбилейный (5 лет) пиар воздушного старта в Российской Газете.
http://www.rg.ru/2004/04/19/valialis.html

Сергей Серов
Дата публикации 19 апреля 2004 г.
 
Проблема, о которой пойдет речь, уже более года не может разрешиться вполне законным путем и держит в напряжении людей, успешно осваивающих одно из самых перспективных направлений мировой космонавтики.

Ровно пять лет назад была образована аэрокосмическая корпорация "Воздушный старт", в которую на начальном этапе вошли авиакомпания "Полет" и КБ Химавтоматики. Предполагалось практически реализовать идею выведения космических аппаратов на низкие орбиты с использованием самолета-носителя Ан-124-100ВС. Это был первый в истории новой России случай, когда космическая программа должна была бы финансироваться практически полностью за счет частных инвестиций. В США и Западной Европе аналогичный проект также разрабатывается, но значительная часть средств выделяется из государственных бюджетов.

Преимущества воздушного старта очевидны. Нет необходимости строить специальные стартовые площадки с дорогой инфраструктурой. Запуск производится с самолета, летящего по самой оптимальной экваториальной траектории. Себестоимость пусковых услуг делает такой вид старта очень привлекательным для всех стран, имеющих виды на прикладное освоение космического пространства, а таких с каждым годом становится все больше.

Идею воздушного старта активно поддержали в Росавиакосмосе. В 1999 году все участники проекта пришли к обоюдовыгодным соглашениям, которые были подкреплены соответствующими правительственными распоряжениями. К сожалению, ВВС смогли выделить из своего неработающего резерва только четыре полностью разукомплектованных борта Ан-124. Одна деталь - прежде чем первые два корпуса этих самолетов были доставлены на завод для ремонтно-восстановительных работ, из них самосвалами вывезли по несколько тонн птичьего помета.

Тем не менее авиакомпания "Полет" нашла средства не только на фактическое воссоздание заново двух военно-транспортных гигантов, но и выделила финансы для проработки эскизного проекта воздушного старта. Из госбюджета не было взято ни копейки.

В процессе работ сложилась кооперация настоящих лидеров отечественной и международной авиационно-ракетной отрасли: ГРЦ "КБ им. академика В.П. Макеева", ГНП РКЦ "ЦСКБ-Прогресс" и АНТК им. О.К. Антонова. Участникам проекта удалось адаптировать к воздушному пуску одну из самых уникальных разработок ГРЦ "КБ им. академика В.П. Макеева" - двухступенчатую ракету-носитель с экологически чистым кислородно-керосиновым двигателем. Несомненным ноу-хау стал оригинальный способ выталкивания огромной ракеты из чрева "Руслана" с помощью транспортно-пускового контейнера и пневматической катапульты, что обеспечило безопасность и высокую надежность пусков.

По итогам эскизного проекта было сделано экспертное заключение одного из ведущих российских государственных центров ракетостроения. В нем, в частности, сказано, что реализация воздушного старта может способствовать обеспечению гарантированного и независимого доступа России в космос в части запуска космических аппаратов легкого класса, расширению присутствия российских средств выведения на мировом рынке космических услуг, созданию средств выведения нового поколения с высокими показателями экологичности, надежности и безопасности. Отмечено, что основные требования техзадания на разработку проектов по ракетному и космическому сегментам, а также по командному пункту выполнены. Предложенные решения позволяют выводить на низкую круговую орбиту космические аппараты массой до 3,85 тонны, на высокие круговые и высокоэлептические орбиты аппараты массой до 1,5 тонны, на геостационарные орбиты спутники массой до 0,8 тонны. Фактически уже в самое ближайшее время можно приступать к практической реализации прорывного космического проекта "Воздушный старт".

Не тут-то было. Как только предварительная проработка была выполнена, командование ВВС преисполнилось решимости забрать "свои" Ан-124 из "Воздушного старта" и передать их в аренду одной из частных авиакомпаний, финансированием российских хай-тек технологий никогда не занимавшейся. Мотивация проста - ВВС не получают никакой арендной платы за эксплуатацию "космических" "Русланов". То, что военно-транспортные Ан-124 по закону никогда не являлись собственностью ВВС, а всегда считались госимуществом, переданным Военно-воздушным силам на баланс, авиационных генералов не смущает. Между тем по причине именно государственной собственности военно-транспортных самолетов арендная плата за их эксплуатацию должна поступать не на счета ВВС, а в Федеральный бюджет. В части, касающейся "космических" Ан-124, такие отчисления будут возможны лишь после компенсации затрат, которые авиакомпания "Полет" понесла, восстанавливая их до летной годности. Налоги же от коммерческой эксплуатации двух восстановленных Ан-124-100 в госбюджет поступают регулярно, так что государство, с точки зрения финансов, никогда внакладе и не было.

И тем не менее командование ВВС любыми способами стремится изъять "Русланы" из космической программы. По "спорным" самолетам прошло более десяти судебных заседаний, все они, естественно, закончились не в пользу Минобороны. Командование ВВС в конце прошлого года умудрилось отдать (пока на бумаге) самолеты, выделенные распоряжением Правительства РФ от 01.12.1998 г. N 1702-р для реализации программы "Воздушный старт", в пользование... правительству Москвы, что, согласно существующему законодательству, не имело права делать. По имеющейся у нас информации, вопрос о "космических" Ан-124 главком ВВС генерал армии Михайлов хотел вынести на последнюю коллегию Минобороны, пытаясь заручиться поддержкой у высшего руководства военного ведомства.

Вся эта военно-воздушная тяжба вокруг "Русланов" никак не красит ни командование ВВС, ни лично ее главкома. Ведь получается, что не совсем понятные коммерческие амбиции военных чиновников ставят под удар целое направление отечественной космонавтики, реализуемое, стоит напомнить, по совершенно оригинальной инвестиционной программе. К тому же объективно командование ВВС позиционирует себя как, извините за выражение, примитивных халявщиков. Отдав в частные руки не годные к полетам "Русланы" и дождавшись, когда эти самолеты будут "чужими дядями" восстановлены до идеального состояния, авиационные генералы тут же решили вернуть "свое", уже годное к коммерческой эксплуатации имущество, чтобы сразу отдать в другие частные руки, но уже как товар, с которого, наверное, будет возможность брать валютный навар в качестве некой арендной платы.

А ведь такая позиция прямо противоречит общей стратегии государства на развитие высокотехнологичного производства и удвоение ВВП. Ведь одно дело - получать доход только от перевозок габаритного груза коммерсантов-челноков. И совсем другое - развивать при этом прорывное ракетно-космическое направление России, обеспечивая новые рабочие места и развитие высоких технологий.

Бродяга

Кстати, Старый, с его "Экономической Мудростью" постоянно критиковал Воздушный Старт. ;)
 Вот два сообщения из новостей, причём они идут подряд.

 " NEW     26.04.2005 / 13:06    Разгонный блок доставлен на космодром

     25 апреля с.г. в 9:05 мск самолет Ан-124-100 'Руслан' авиакомпании 'Полет' доставил на космодром Байконур разгонный блок 'Бриз-М', который используется для ракет-носителей 'Протон-М' и обеспечивает выведение космических аппаратов на геостационарную орбиту.

     - А.Ж.
 
--------------------------------------------------------------------------------
 
 NEW     26.04.2005 / 11:36    Очередной старт с морского космодрома

     26 апреля 2005 года в 07:31:29.11 UTC (11:31:29.11 мск) с морской стартовой платформы Odyssey, находившейся в экваториальной зоне Тихого океана (154 град. з.д.) стартовыми командами компании Sea Launch при поддержке специалистов ГКБ "Южное" (г. Днепропетровск, Украина) осуществлен пуск ракеты-носителя "Зенит-3SL" № 15 которая вывела в космос телекоммуникационный спутник Spaceway-1 (2005 015A), принадлежащий компании DirecTV, Inc.
     КА изготовлен специалистами компании Boeing Satellite Systems на основе базового блока BSS-702. Его масса 5993 кг. После выхода на геостационарную орбиту спутник займет на ней точку стояния над 102,8 град. з.д.

     - А.Ж.
 
-------------------------------------------------------------------------------- "

 Как мы видим, Просто Возить Разгонный Блок На Космодром с помощью Руслана - Выгодно. :)

 Кроме того, выгодно эксплуатировать морскую платформу для запуска ракет и корабль обеспечения. :)

 А Старый всё продолжает твердить, что Построить Космодром На Пустом Месте - "Копейки".  :D
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

X

ЦитироватьА Старый всё продолжает твердить, что Построить Космодром На Пустом Месте - "Копейки".  :D

По-моему, вы перевираете Старого. Насколько я понял, Старый твердит, что строительство СК на пустом месте и строительство СК на существующем космодроме будут отличатся одно от другого по затратам на "Копейки", причем не известно еще, в какую сторону.

Т.е. совершенно не то, что говорите вы.

Лютич

ЦитироватьКроме того, выгодно эксплуатировать морскую платформу для запуска ракет и корабль обеспечения. :)

Ага. Глупые Американцы и Злонамеренные Русские решили, что Строить С Нуля Плавающий СК и Пускать с Экватора Дешевле, чем Запускать с Существующего Зенитовского СК на Байконуре, где Все Есть.
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Бродяга

Цитировать
ЦитироватьКроме того, выгодно эксплуатировать морскую платформу для запуска ракет и корабль обеспечения. :)

Ага. Глупые Американцы и Злонамеренные Русские решили, что Строить С Нуля Плавающий СК и Пускать с Экватора Дешевле, чем Запускать с Существующего Зенитовского СК на Байконуре, где Все Есть.

 Да, а Заодно, эдак "В Нагрузку" ;) там Есть Русские И Казахи, которые там Хозяева. (Причём никак не разберутся между собой, кто именно из них.)  :D
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Бродяга

Цитировать
ЦитироватьА Старый всё продолжает твердить, что Построить Космодром На Пустом Месте - "Копейки".  :D

По-моему, вы перевираете Старого. Насколько я понял, Старый твердит, что строительство СК на пустом месте и строительство СК на существующем космодроме будут отличатся одно от другого по затратам на "Копейки", причем не известно еще, в какую сторону.

Т.е. совершенно не то, что говорите вы.

 А Вы Знаете, Сколько Уже Народа в Плесецке? ;)

 Десятки Тысяч и Всех Их Содержить Госудраство. Под этих людей есть какая-никакая инфраструктура.

 Старый "офицер отечественного розлива" потому людей за людей не считает, вот они у него и "бесплатные". ;)  :D

 Она "за людей" считает разные "железяки". :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

X

ЦитироватьА Вы Знаете, Сколько Уже Народа в Плесецке? ;)

 Десятки Тысяч и Всех Их Содержить Госудраство. Под этих людей есть какая-никакая инфраструктура.

Так они ведь скоро все вымрут ( (C) Бродяга) :evil: Какие проблемы - с вашей точки зрения?  :wink:

Бродяга

Цитировать
ЦитироватьА Вы Знаете, Сколько Уже Народа в Плесецке? ;)

 Десятки Тысяч и Всех Их Содержить Госудраство. Под этих людей есть какая-никакая инфраструктура.

Так они ведь скоро все вымрут ( (C) Бродяга) :evil: Какие проблемы - с вашей точки зрения?  :wink:

 Пупсик, мой друг детства там служил и был одно время начштаба, сами понимете, он СведуЩЪ в тамошних делах и вообще в структуре данрой отрасли.

 Космодром Это Много Людей, может можно по-другому, но Пока Нет. :)
 И не извольте острить, это Тупо Вглядит. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

X

ЦитироватьИ не извольте острить, это Тупо Вглядит. :)

Да ;) Уж ;) Не ;) Хуже ;) Вашего ;) Стиля ;) :D

X

ЦитироватьПупсик, мой друг детства там служил и был одно время начштаба, сами понимете, он СведуЩЪ в тамошних делах и вообще в структуре данрой отрасли.

 Космодром Это Много Людей, может можно по-другому, но Пока Нет. :)
 И не извольте острить, это Тупо Вглядит. :)

Ну и что? При чем здесь Много Людей в Плесецке? Их что, кто-то сгоняет с насиженного места со всей его инфраструктурой?

Отнюдь! Они как жили там, так там и останутся; как пускали Молнии/Космосы/Рокоты, так и будут их пускать.

Речь шла не о переносе существующего космодрома на другое место, а только о строительстве нового СК, который в любом случае[/b] (при условии осуществления планов по Ангаре) будут строить/строят.

ЦитироватьКак мы видим, Просто Возить Разгонный Блок На Космодром с помощью Руслана - Выгодно.

Выгодно, да. А по воде было бы еше выгоднее :)

Бродяга

Цитировать
ЦитироватьПупсик, мой друг детства там служил и был одно время начштаба, сами понимете, он СведуЩЪ в тамошних делах и вообще в структуре данрой отрасли.

 Космодром Это Много Людей, может можно по-другому, но Пока Нет. :)
 И не извольте острить, это Тупо Вглядит. :)

Ну и что? При чем здесь Много Людей в Плесецке? Их что, кто-то сгоняет с насиженного места со всей его инфраструктурой?

Отнюдь! Они как жили там, так там и останутся; как пускали Молнии/Космосы/Рокоты, так и будут их пускать.

Речь шла не о переносе существующего космодрома на другое место, а только о строительстве нового СК, который в любом случае (при условии осуществления планов по Ангаре) будут строить/строят.

 Ага, Народа Добавится? ;) Сколько, простите, какова численность? ;)

Цитировать
ЦитироватьКак мы видим, Просто Возить Разгонный Блок На Космодром с помощью Руслана - Выгодно.

Выгодно, да. А по воде было бы еше выгоднее :)

 Нет.
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

X

ЦитироватьАга, Народа Добавится? ;) Сколько, простите, какова численность? ;)

А какая разница-то, сколько именно? В Плесецке добавится примерно столько же, сколько потребуется в "чистом поле", с незначительной разницой, возможно. Ну и что?

Цитировать
ЦитироватьВыгодно, да. А по воде было бы еше выгоднее :)
Нет.

С чего бы это?
Французы вот любят свою Ариан по морю возить. Самолетом только спутники доставляют (кстати, частенько Руслан для этого дела берут :)).

Бродяга

Цитировать
ЦитироватьАга, Народа Добавится? ;) Сколько, простите, какова численность? ;)

А какая разница-то, сколько именно? В Плесецке добавится примерно столько же, сколько потребуется в "чистом поле", с незначительной разницой, возможно. Ну и что?

 В Плесецке Уже Куча Народа. :) В значительной степени эти люди не задействованы сейчас. Можно их задействовать по полной программе и только-то.
 Поймите, в данном случае "вся прибыль" это халявная ХС, которая получается от несколько более удобной точки старта. Но можно просто Несколько Увеличить Третью Ступень.

 В качестве противовеса этой "халяве сладкой" мы получаем Кучу Оргвопросов В Любом Случае. А это Ужасная Штука. :)

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьВыгодно, да. А по воде было бы еше выгоднее :)
Нет.

С чего бы это?
Французы вот любят свою Ариан по морю возить. Самолетом только спутники доставляют (кстати, частенько Руслан для этого дела берут :)).

 Да, и шаттловский бак везут по морю. Но это европейцы и американцы, у них "другая манера решать вопросы". :) Вы Никогда Ничего Не Отправляли По Нашей Угаро-Дебоширской Железной Дороге? ;)

 Кроме того, не скажу сразу что будет дешевле - нанимать тот же Руслан на неделю или постоянно содержать специализированное судно для перевозки этих самых ракетных модулей.
 Если судно будет общего назначения, то см. выше. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Дмитрий Виницкий

Бродяга, как же можно говорить о космосе, если вы не допускаете, возможности навести порядок на земле, в том числе и на жд?
+35797748398

Бродяга

ЦитироватьБродяга, как же можно говорить о космосе, если вы не допускаете, возможности навести порядок на земле, в том числе и на жд?

 Postoronnim V, речь идёт о Реальной Ситуации или о какой-то Вымышленной Идеальной? :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Дмитрий Виницкий

Гыыы! Вам порядок на родной земле представляется вымышленым идеалом?
+35797748398

Старый

У меня такое впечатление чтио в РГ работает какойто любитель этой системы и раз за разом печёт статьи. Хотя конечно не исключена и прямая заказуха.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Игорь Суслов

ЦитироватьУ меня такое впечатление чтио в РГ работает какойто любитель этой системы и раз за разом печёт статьи. Хотя конечно не исключена и прямая заказуха.

Старый, согласитесь, что при принятии решения о строительстве того или иного космодрома и/или космической транспортной системы, руководствуются не только экономическими соображениями. По морю возить ступени ракет или по воздуху, транспортировать собранную ракету в горизонтальном положении или вертикальном, пить стаканАми разбавленный на треть спирт или рюмочками пополам виски - это уж как повелось :)

P.S.: Кто заставляет узбеков покупать трактора в 1,5-2 раза дороже заводской цены?
P.P.S.: Немец: - Я выпиваю перед сном две-три баночки пивка...
Русский: - Не плохо, не плохо: это же 6-9 литров!!!
Спасибо не говорю, - уплачено...

Старый

ЦитироватьСтарый, согласитесь, что при принятии решения о строительстве того или иного космодрома и/или космической транспортной системы, руководствуются не только экономическими соображениями. По морю возить ступени ракет или по воздуху, транспортировать собранную ракету в горизонтальном положении или вертикальном, пить стаканАми разбавленный на треть спирт или рюмочками пополам виски - это уж как повелось :)
"Воздушный старт" это вобщето не транспорт а прожектик запука ракет с самолёта. Предлагают на лету выбрасывать из пуза Руслана 100-тонную ракету и вперёд! Помимо экономической нецелесообразности тут ещё и техническая нереализуемость замешана.
 
 А возят конечно где как повелось. По ж.д. говорят возить плохо потому что дык-дык дык-дык.
 Большой блок можно и на самолёт взгромоздить. Но вот супостаты почемуто по воде возят. То ли счастья своего не понимают, то ли Бродягу не читают, то ли привычнее так... :)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Игорь Суслов

ЦитироватьПомимо экономической нецелесообразности тут ещё и техническая нереализуемость замешана...

М-да... Законы физики взятками не изменить... Но попытаться - можно :)
Спасибо не говорю, - уплачено...