Рутан

Автор Agent, 09.04.2004 08:32:18

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

X

О перспективах бизнеса
 
Код:  PLR/yDAILY/F2AF87DF-A479-4702-B9FF-5DAD3EC5813C Государство:  Россия
Источник:  Коммерсантъ Регион:  Город Москва
Дата:  04.10.2004 Город:  Москва
Номер:  184-п Автор:  МИХАИЛ ИВАНОВ, ЕЛЕНА ЧИНЯЕВА
Страница:  17 Дата загрузки:  04.10.2004 07 ч.
 

 
 
Космический бизнес набирает высоту.
 

 
На сегодня намечен третий суборбитальный полет частного космического корабля Spaceship One (SSI). А на прошлой неделе произошло несколько событий, важнейших для рынка услуг, связанных с коммерческим освоением космоса. В понедельник британец Ричард Брэнсон объявил о создании первого частного космического туроператора Virgin Galactic по осуществлению суборбитальных полетов. В среду состоялся второй полет SS1. А американец Роберт Бигелоу учредил премию $50 млн тому, кто создаст частный орбитальный космический корабль к 2010 году.

Вслед за государством

Впервые идея космического туризма была реализована на государственном уровне. 30 апреля 2001 года калифорнийский финансист Деннис Тито в качестве туриста совершил полет на корабле "Союз ТМ-32" к российскому модулю Международной космической станции (МКС) вопреки протестам NASA. За неделю в космосе он заплатил около $20 млн Российскому авиакосмическому агентству (ныне Федеральное космическое агентство). 27 апреля 2002 года на орбиту отправился 28-летний миллионер из ЮАР Марк Шаттлуорт, который провел на МКС восемь дней за те же $20 млн. В апреле этого года к предполетной подготовке приступил 58-летний американский бизнесмен Грегори Олсен. Его семидневный полет за ту же цену намечен на апрель 2005 года, причем турист впервые получит возможность провести серию научных экспериментов.

Между тем еще в 1996 году группа инвесторов из Сент-Луиса, штат Миссури, учредила премию X-Prize в $10 млн тому, кто до 1 января 2005 года дважды в течение двух недель отправит в полет трех человек на частном корабле. Конкурс показал, как трудно частным компаниям конкурировать в освоении космоса с государством, ведь требуется самостоятельно создать недорогие носитель и корабль. Из 26 компаний-участниц лишь Scaled Composites, построившей носитель и 8-метровый SS1 из композитных материалов, удалось дойти до стадии полетов. На суборбиту в 100 км SS1 выводит самолет "Белый рыцарь" многоразового использования, что снижает себестоимость полетов. А поскольку пребывание в невесомости длится только три минуты, требования к подготовке пассажиров - а значит, и расходы - тоже ниже обычных. 21 июня этого года состоялся первый полет SS1, a 29 сентября - второй, оба осуществил 63-летний пилот Майкл Мелвилл (см. ,,Ъ" от 22 июня и 30 сентября).

На прошлой неделе, 2 октября, должен был состояться и первый запуск космического аппарата Wild Fire, разработанного группой канадских конструкторов в рамках проекта Da Vinci - единственного реального конкурента Scaled Composites по конкурсу X-Prize. Носителем выступает не самолет, а шар с гелием. Он поднимет Wild Fire весом 3855 кг на высоту около 24, 5 км, после чего аппарат должен отделиться и, включив собственный гибридный ракетный двигатель, подняться на высоту 100 км, а затем спуститься на землю на парашюте. В пресс-релизе, опубликованном в прошлый четверг руководителем проекта Брайаном Финн, отмена полета объясняется техническими причинами, однако авторы намерены довести проект до конца.

Энтузиасты частного космоса

"Цель этих полетов - показать, что маленькая компания способна без государственных вложений запустить человека в космос", - считает Берт Рутан, конструктор SS1. Объем рынка космического туризма пока трудно оценить, однако очевидно, что спрос на этот вид услуг есть и будет расти (см. интервью). Еще в мае 2002 года по заказу консалтинговой компании Futron среди американцев с годовым доходом свыше $250 тыс. был проведен опрос об отношении к космическим полетам. Выяснилось, что 19% респондентов готовы выложить $100 тыс. за 15-минутный суборбитальный полет, а 7% - $20 млн за двухнедельный орбитальный полет. А при снижении цены до $5 млн количество желающих в последнем случае выросло бы до 16%. Около 48% респондентов заявили, что появление частной космической станции для туристов подтолкнуло бы их к совершению космического путешествия.

Тем не менее до недавнего времени единственным спонсором Берта Рутана выступал Пол Аллен, один из основателей компании Microsoft, который вложил в проект около $25 млн - вдвое больше, чем сама премия X-Prize. И вот в прошлый понедельник 54-летний британский миллиардер Ричард Брэнсон сообщил, что принадлежащая ему Virgin Group подписала соглашение о покупке у принадлежащей Полу Аллену компании Mojave Aerospace Ventures (MAV) лицензии на технологию создания SS1 для организации коммерческих полетов в космос. Цена сделки не разглашается, хотя в пресс-релизе Virgin Group указывается, что стоимость лицензионного соглашения с MAV может вырасти до $21, 5 млн в течение последующих 15 лет в зависимости от количества построенных космических кораблей.

Ъ Многопрофильный британский холдинг Virgin Group ведет свою историю с 1968 года, когда ее нынешний президент, генеральный директор и председатель правления Ричард Брэнсон, тогда еще студент, начал выпускать молодежный журнал. В 1971 году он открыл музыкальный магазин, в 1973 году был основан рекорд-лейбл Virgin Records. В 1977 году компания выпустила сингл панк-группы Sex Pistols "God Save the Queen", а затем и альбом "Never Mind the Bollocks", получивший мировую популярность. В 1984 году была основана авиакомпания Virgin Atlantic Airways, а в 1999 году - Virgin Telecom. Сейчас в Virgin Group входит около 200 компаний в 29 странах с общим штатом 35 тыс. человек. Они действуют в таких разных сферах бизнеса, как финансы, авиаперевозки, телекоммуникации, медиа, торговля и развлечения. Общие доходы Virgin Group в 2003 году превысили $7, 9 млрд.

Компания Virgin Galactic начнет работу в 2005 году, а первые полеты состоятся в 2007 году. За пять лет компания намерена набрать около 3000 астронавтов при расчетной цене за полет, включая три дня подготовки, $190 тыс. Господин Брэнсон думает и о строительстве орбитальных отелей. Их разрабатывает, в частности, компания Space Island Group из Лос-Анджелеса, которая надеется к 2007 году построить первый такой комплекс - Geode. Это многоэтажная башня со спальнями, рабочими кабинетами и складами, которая собрана из топливных баков для шаттлов, снабженных причалами для перехода из блока в блок. Geode может стать базовой станцией и хранилищем топлива при создании комплекса Space Island.

О желании осваивать космос частным образом объявил и американский предприниматель Роберт Бигелоу.

Ъ

60-летний Роберт Бигелоу с юности увлекался космосом и историями об НЛО. В 1995 году он учредил Национальный институт научных открытий для исследования паранормальных явлений, а в 1996 году приобрел за $200 тыс. ранчо в отдаленном районе Невады у семьи, утверждавшей, что на их участке происходят паранормальные явления. На ранчо была устроена лаборатория, где ученые из созданного им института ведут круглосуточное наблюдение. В апреле 1999 года в Лас-Вегасе была создана компания Bigelow Aerospace no проектированию пилотируемых космических аппаратов и оборудования для них. Свои увлечения Роберт Бигелоу финансирует за счет доходов от сети отелей Budget Suites of America (оценивается в $600 млн) и инвестиций в недвижимость.

На прошлой неделе в интервью журналу Aviation Week and Space Technology Роберт Бигелоу заявил об учреждении конкурса America Aerospace с премией в $50 млн. Выиграет тот, кто создаст космический корабль, способный доставить на орбиту экипаж из пяти-семи астронавтов и осуществить стыковку с надувным космическим модулем Nautilus, образовав таким образом небольшую космическую станцию. Господин Бигелоу передал в призовой фонд $25 млн собственных средств, остальное поступит от частных спонсоров. Победитель также получит первоочередное право заключения контракта с Bigelow Aerospace на осуществление полетов к Nautilus.

Жилые орбитальные модули Nautilus создаются компанией Bigelow Aerospace на основе технологии TransHab, которая разрабатывалась в 90-х годах космическим центром имени Джонсона для расширения жизненного пространства астронавтов на МКС. Проект был свернут из-за технических трудностей и отказа конгресса увеличить финансирование, и в 2002 году господин Бигелоу выкупил у NASA лицензию на эту технологию. До запуска Nautilus в испытательный полет на орбиту в ноябре 2005 года отправится его миниатюрная копия - модуль Genesis. Он будет запущен ракетой-носителем Falcon-5, созданной калифорнийской фирмой SpaceX. "Наша цель - создать новую ценовую парадигму для строительства космических станций, - говорит Роберт Бигелоу- Мы хотим настолько сократить себестоимость обитаемых космических станций, чтобы они были доступны не только для государств, но и для частных лиц".

Не туризмом единым

Коммерческое освоение космоса не ограничивается туризмом. В последнее время государственные агентства все чаще сотрудничают по космическим проектам, в том числе связанным с обороной, с небольшими частными компаниями.

Наиболее ярким примером этой тенденции является проект Falcon агентства передовых военных разработок США (Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA) по созданию скоростного и мощного носителя для вывода в космос военного спутника США весом в полтонны. В рамках этого проекта DARPA в конце сентября заключило соглашение на общую сумму $42 млн на создание наиболее оптимальных технологических решений с четырьмя основными претендентами. Наряду с известной фирмой Lockheed Martin свои разработки представят небольшие частные компании - альянс, возглавляемый AirLaunch (получил $11, 3 млн), а также компании Microcosm ($10, 4 млн) и SpaceX ($8 млн). Альянс AirLaunch, в который входят также Space Vector и Universal Space Lines, будет заниматься разработкой двухступенчатой ракеты-ускорителя Quick-Reach на жидком топливе, которая может быть запущена с любого аэродрома в мире. Microcosm займется усовершенствованием своего носителя Sprite за счет установки более мощного двигателя, а SpaceX - улучшением своей ракеты-носителя, которая, по совпадению, называется, как и проект, Falcon.

***

"Спрос реален, рынок есть"

На вопросы ,,Ъ" ответил ФИЛИП МАККАЛИСТЕР, директор консалтинговой компании Futron Corporation, специализирующейся на аэрокосмических проектах.

- Какова динамика спроса на частные полеты в космос и насколько реальны планы венчурных капиталистов?

- Мы считаем, что на частные космические полеты будет спрос, и немалый. По нашим последним расчетам, к 2021 году около 60 человек ежегодно захотят совершить орбитальный полет. Исходя из "государственных" расценок $20 млн за полет, ожидаемый доход - $300 млн в год. По мере развития частного космического туризма цена будет падать. Вопрос в том, насколько предложение сможет удовлетворить этот спрос.

- А как насчет прибыли?

- Все зависит от себестоимости полетов. Если это будет стоить, скажем, $1 млн, то почему нет? Конкурс, который объявил Роберт Бигелоу, как раз и направлен на то, чтобы стимулировать создание недорогих носителей, способных вывести на орбиту столь же недорогие надувные модули.

- Как вы оцениваете потенциальный спрос на дешевые суборбитальные полеты?

- Здесь картина еще более привлекательная. По нашим расчетам, к 2021 году 15 тыс. человек ежегодно захотят совершить суборбитальный полет. Правда, мы исходили из того, что полеты начнутся в 2006 году и будут стоить $100 тыс. Теперь господин Брэнсон, купивший технологию создания суборбитального корабля SS1, говорит о 2007 годе и $190 тыс. Но все равно порядок цифр примерно тот же.

- Каковы административные и правовые препятствия на пути к освоению космоса частными компаниями?

- Здесь существует некоторая неопределенность. Федеральному авиационному агентству США (FAA) предстоит разработать лицензионный режим. Эта работа уже ведется, но нормативные акты предстоит одобрить конгрессу. Необходимо также тщательно продумать систему страхования пассажиров, проработать юридическую сторону вопроса на случай, если пассажиры будут подавать в суд на частную аэрокосмическую компанию, - словом, все те вопросы, которые должна решить компания, предоставляющая услуги, связанные с риском для жизни. Но все равно после очередного полета SS1 и объявленного Бигелоу нового конкурса мы гораздо ближе к реализации частных космических полетов, чем даже две недели назад. Спрос реален, рынок есть, это не утопия - тот, кто запустит эффективный с точки зрения себестоимости космический корабль, сможет здорово на этом заработать.

Интервью взял МИХАИЛ ИВАНОВ

Фото GAMMA

Фото:

- Пилот SS1 Майкл Мелвилл осуществил голубую мечту бизнесменов из MAV: он дважды поднялся на 100 км на частном космическом корабле

 
 
МИХАИЛ ИВАНОВ, ЕЛЕНА ЧИНЯЕВА Космический бизнес набирает высоту. // Коммерсантъ (Москва).- 04.10.2004.- 184-п.- C.17

DronMSTU

Цитировать
ЦитироватьХарактерно, что Рутан приурочил второй (победный, даст бог :)) полет ко дню запуска первого спутника.

 А полёт Шаттла приурочили к Дню Космонавтики?
 А может это очередное совпадение, это где-то говорится открытым текстом, что "приурочили"?

 :)

MONDAY, OCTOBER 4, 2004
1330 GMT (9:30 a.m. EDT)

A beautiful sunrise is greeting the massive crowd at Mojave airport positioned to watch the flight of SpaceShipOne on this 47th anniversary of Sputnik -- the first man-made object launched into space.

Бродяга

Да, идёт трансляция сегодняшнего полёта на странице X-Prize.
http://www.xprize.org/webcast/webcast.php?mediaURL=http://wm-live.world.mii-streaming.net/live/xprize&where=home
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

X

ЦитироватьДа, идёт трансляция сегодняшнего полёта на странице X-Prize.
http://www.xprize.org/webcast/webcast.php?mediaURL=http://wm-live.world.mii-streaming.net/live/xprize&where=home
Либо я не так законектился, либо вещания нет. Идут ролики разных компаний.

Бродяга


 Ага, вроде сперва показывали аэродром, а теперь ролики.
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Бродяга


 Видео нет, но по текстовке вроде уже всё прошло благополучно.
 http://spaceflightnow.com/ss1/status.html
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

X

Цитировать
 Видео нет, но по текстовке вроде уже всё прошло благополучно.
 http://spaceflightnow.com/ss1/status.html
Был сброс.

Серваки не справляются!

Бродяга


 Ага, я не понял сразу что там написано.
 Теперь уже всё.
 Рутан выиграл.

 :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

X

Цитировать
 Ага, я не понял сразу что там написано.
 Теперь уже всё.
 Рутан выиграл.

 :)
Рутан выиграл!
Но все только начинается!

Бродяга

Да. Всё только начинается.
 
:)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Paleopulo

Рутан хвастается, что побил рекорд Х-15.

X

ЦитироватьРутан хвастается, что побил рекорд Х-15.

SpaceShipOne reached an altitude of 368,000 feet (70 miles/114 kilometers) according to preliminary radar readings, organizers said, breaking the record for sub-orbital flight set by the X-15 rocket plane more than 40 years ago.

"We blew the X-15 away," said Peter Diamandis, president of the Ansari X Prize foundation, which offered the prize for the first private spacecraft to carry out sub-orbital flight twice within two weeks.

The X-15 rocket plane, jointly developed by NASA and the US military, set an altitude record of 354,200 feet (67 miles or 108 kilometers) on an August 22, 1963 flight

Бродяга

Рутану есть чем гордиться.
 :)

 НАСА за 25 миллионов не разработает вам кофеварку, максимум выдаст вам аналитический отчёт о "возможности создания кофеварки", где будет написано, что дело это Сложное и Очень Дорогое.
 :D
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

X

ЦитироватьRutan selected the October 4 date to coincide with the 47th anniversary of the 1957 launch of the Soviet Union's first satellite, Sputnik I, which sparked the original space race between Moscow and Washington.


2057 год, 04 октября.
В НАСА проводился опрос: "Юбилей какого события отмечает сегодня человечество?"
50% опрошенных ответили "53 года полету Рутана"
49% -                                "не помню я никаких юбилеев"
1%  -                                 "сто лет назад русская ракета впервые пролетела над Нью-Йорком"

Bell

Цитировать
ЦитироватьRutan selected the October 4 date to coincide with the 47th anniversary of the 1957 launch of the Soviet Union's first satellite, Sputnik I, which sparked the original space race between Moscow and Washington.


2057 год, 04 октября.
В НАСА проводился опрос: "Юбилей какого события отмечает сегодня человечество?"
50% опрошенных ответили "53 года полету Рутана"
49% -                                "не помню я никаких юбилеев"
1%  -                                 "сто лет назад русская ракета впервые пролетела над Нью-Йорком"
Угу. Вот зуб даю - шаттл впервые запустили 12 апреля по той же причине.
Такая вот манипуляция общественным мнением. Очень по-американски. Это к вопросу о недавнем споре Старого с Ратманом и Ронату  :wink:
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

avmich

Оставь панику, Белл, слабым духом :) . Такой истории такое не страшно.

Старый

ЦитироватьSpaceShipOne reached an altitude of 368,000 feet (70 miles/114 kilometers) according to preliminary radar readings, organizers said, breaking the record for sub-orbital flight set by the X-15 rocket plane more than 40 years ago.
Слава богу хоть вспомнили. :)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

VK

А все-таки, что там в условиях Х-prize про манекенов-пассажиров говорится?

Что-то мне кажется, Рутан мало-мало обманул организаторов. Одно дело - возить мешок с картошкой, а другое - живого человека. Иначе зачем бы про пассажиров писали в условиях конкурса?

И есть ли объявленное подтверждение организаторов, что Рутан победил?

avmich

Питеру Диамандису специально вопрос задавали - троих людей везти, или иметь возможность везти троих людей? Питер, вероятно, подумав о последствиях аварии с тремя людьми на борту, заявил, что достаточно возможности - даже чуть ли не запрещается везти "пассажиров". В общем-то, здравое, на мой взгляд, решение. Посмотрите на то, на какие хитрости готовы идти другие команды, у которых нет Пола Аллена... там же риск куда выше...

Питера тоже можно понять. Даже такой результат - это очень даже ничего себе.

ДмитрийК

ЦитироватьА все-таки, что там в условиях Х-prize про манекенов-пассажиров говорится?
Три стандартных человека должны перед полетом залезть в кабину, сесть и пристегнуться. После этого двоих разрешается заменить на картофельный эквивалент.

ЦитироватьИ есть ли объявленное подтверждение организаторов, что Рутан победил?
http://xprize.org/press_room/press_releases/press.php?articleID=130