Что погубило Н-1: ключевые факторы провала - разбираем вместе

Автор torazurey, 29.09.2025 22:54:04

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Какие факторы стали решающими в провале Н-1? (выберите главный или комбинацию до двух)

Системная интеграция и управление: 30 ЖРД + КОРД + вибрации/пульсации
Отсутствие полноразмерных огневых испытаний первой ступени
Конфликт Королёва с Глушко и «междоусобица КБ»: раскол, спор о топливе и провал системной интеграции
Сжатые сроки и недостаток финансирования/инфраструктуры
Производственная дисциплина и качество технологий (дефекты, вибрации, утечки)
Изначально ошибочная концепция двигательной установки: ставка на кластер из множества ЖРД вместо нескольких сверхмощных
Конструкция и производственная надёжность двигателей НК-15/НК-33
Другое (указать в комментарии)

Seliv

Цитата: Schwalbe от 02.10.2025 09:55:05
Цитата: Seliv от 02.10.2025 09:34:12Вопрос был про "лидером по декоммунизации", я бы даже в первую десятку совкосмос не записал
Давайте Вашу десятку.
забирай


Павел73

Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Schwalbe

Цитата: Seliv от 02.10.2025 10:04:50
Цитата: Schwalbe от 02.10.2025 09:55:05
Цитата: Seliv от 02.10.2025 09:34:12Вопрос был про "лидером по декоммунизации", я бы даже в первую десятку совкосмос не записал
Давайте Вашу десятку.
забирай
LADA 110 (неофициальное название — «десятое семейство» или «десятка») — семейство легковых автомобилей, разработанных и выпускавшихся с 1995 по 2009 год российской компанией «АвтоВАЗ»...
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.

Streamflow

Цитата: Дмитрий В. от 01.10.2025 23:04:10
Цитата: Streamflow от 01.10.2025 22:49:51
Цитата: Дмитрий В. от 01.10.2025 22:30:05Перегородки - это изобретение Исаева (в СССР), и должно было быть известно Глушко давно. А специалисты ОКБ-276 проходили обучение у него же.
Не надо распространять фейки, запущенные десятилетия спустя реальных событий.
А в чём же фейк?
В том, что Исаев изобрёл рёбра на огневом днище большой камеры сгорания ЖРД.

Вон и Каторгин (естественно, вместе с соавторами) тоже это "изобрёл" - в двухтысячном году (в двухтысячном, Карл!) получил российский патент на схему расположения рёбер h в двигателе F-1, которую в 1964 году забраковали его разработчики.

Дмитрий В.

Цитата: Streamflow от 02.10.2025 10:44:52
Цитата: Дмитрий В. от 01.10.2025 23:04:10
Цитата: Streamflow от 01.10.2025 22:49:51
Цитата: Дмитрий В. от 01.10.2025 22:30:05Перегородки - это изобретение Исаева (в СССР), и должно было быть известно Глушко давно. А специалисты ОКБ-276 проходили обучение у него же.
Не надо распространять фейки, запущенные десятилетия спустя реальных событий.
А в чём же фейк?
В том, что Исаев изобрёл рёбра на огневом днище большой камеры сгорания ЖРД.

Вон и Каторгин (естественно, вместе с соавторами) тоже это "изобрёл" - в двухтысячном году (в двухтысячном, Карл!) получил российский патент на схему расположения рёбер h в двигателе F-1, которую в 1964 году забраковали его разработчики.
Было бы интересно посмотреть Ваши доказательства того, чьто это фейк.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Streamflow

Доказывать своё утверждение о том, что "Исаев изобрёл", должны вы. 

Дмитрий В.

Цитата: Streamflow от 02.10.2025 11:48:04Доказывать своё утверждение о том, что "Исаев изобрёл", должны вы.
Отнюдь. В литературе вполне указана даже дата первого использования "исаевского креста". Это факт. Вы пытаетесь его опровергнуть, посему бремя опровержения лежит на Вас
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Streamflow

Я был очень плохо знаком с изделиями иасаевского ОКБ, так как они, в основном, относились к боевым ракетам, и использовали высококипящие топлива, для которых проблема акустических колебаний, насколько я знаю, практически не существовала, так что и ребра в камере сгорания нужны не были.

Но, действительно, 15 августа 1951 г. на стендовых испытаниях двигателя зенитной ракеты С2.260 тягой 8 т в его камере сгорания были установлены крест-накрест 4 тонкие неохлаждаемые перегородки (за 12.5 - 13 лет до появления рёбер в двигателях Rocketdyne LR-89 и F-1). Однако, "не имея тепловой защиты, перегородки сгорали, выполнив свою роль на наиболее напряженном участке со сложным процессом запуска и выхода двигателя на режим". Так что, судя по всему, "исаевский крест", если и препятствовал возникновению каких-то акустических колебаний в камере сгорания, то только на режиме запуска, когда там сам чёрт ногу сломит. А у больших двигателей акустические колебания могли возникнуть и возникали в любой момент их работы, в том числе и на стационарном режиме работы. Так что, от чего этот крест реально защищал, пока не сгорал и кусками и каплями не вылетал наружу, наверное, до сих пор никто не ответит.

Но Алексей Михайлович Исаев, признаю, молодец, проблему, стоящую перед ним, в отличие от Глушко, решил и изобретение сделал. И всё это имеет какое-то отношение к тем ребрам для подавления акустических колебаний, которые были разработаны 12.5 - 25 лет спустя.

Alex-DX

Второй пункт наверное тоже убрать надо. У Старшипа такого нет. В полете все испытания. Но за него проголосовало 43 процента. :o

Alex-DX


Дмитрий В.

Цитата: Streamflow от 02.10.2025 20:46:15Я был очень плохо знаком с изделиями иасаевского ОКБ, так как они, в основном, относились к боевым ракетам, и использовали высококипящие топлива, для которых проблема акустических колебаний, насколько я знаю, практически не существовала, так что и ребра в камере сгорания нужны не были.

Но, действительно, 15 августа 1951 г. на стендовых испытаниях двигателя зенитной ракеты С2.260 тягой 8 т в его камере сгорания были установлены крест-накрест 4 тонкие неохлаждаемые перегородки (за 12.5 - 13 лет до появления рёбер в двигателях Rocketdyne LR-89 и F-1). Однако, "не имея тепловой защиты, перегородки сгорали, выполнив свою роль на наиболее напряженном участке со сложным процессом запуска и выхода двигателя на режим". Так что, судя по всему, "исаевский крест", если и препятствовал возникновению каких-то акустических колебаний в камере сгорания, то только на режиме запуска, когда там сам чёрт ногу сломит. А у больших двигателей акустические колебания могли возникнуть и возникали в любой момент их работы, в том числе и на стационарном режиме работы. Так что, от чего этот крест реально защищал, пока не сгорал и кусками и каплями не вылетал наружу, наверное, до сих пор никто не ответит.

Но Алексей Михайлович Исаев, признаю, молодец, проблему, стоящую перед ним, в отличие от Глушко, решил и изобретение сделал. И всё это имеет какое-то отношение к тем ребрам для подавления акустических колебаний, которые были разработаны 12.5 - 25 лет спустя.
15.08.1950 согласно:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Старый

Цитата: Дмитрий В. от 02.10.2025 21:33:10Ракету Н-1 погубила программа Н1-Л3
Без этой программы она бы вообще не родилась. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Streamflow


Streamflow

#94
И Глушко не использовал "исаевский крест", очевидно, потому, что считал его лекарством от другой болезни, в чём, наверное, был прав. А стоило увидеть внутри F-1, висящего в музее в Вашингтоне, невысокие рёбра (очевидно, охлаждаемые, так как не сгорели при работе двигателя) в виде концентрических кругов и радиусов, и - оп-ля, после 12-летнего перерыва с керосин/кислородными ЖРД начались масштабные работы по РД-170 с ребрами такого же рисунка и размера, правда уже из выступающих форсунок.

Дмитрий В.

Цитата: Старый от 02.10.2025 21:42:58
Цитата: Дмитрий В. от 02.10.2025 21:33:10Ракету Н-1 погубила программа Н1-Л3
Без этой программы она бы вообще не родилась.
Не факт. Деньги на Н1 дали ещё до того как, аж за 2 года почти.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Старый

Цитата: Дмитрий В. от 03.10.2025 14:32:31
Цитата: Старый от 02.10.2025 21:42:58
Цитата: Дмитрий В. от 02.10.2025 21:33:10Ракету Н-1 погубила программа Н1-Л3
Без этой программы она бы вообще не родилась.
Не факт. Деньги на Н1 дали ещё до того как, аж за 2 года почти.
Факт, факт. 
Для Н-1 не было полезных нагрузок. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

sychbird

Цитата: Дмитрий В. от 03.10.2025 14:32:31
Цитата: Старый от 02.10.2025 21:42:58
Цитата: Дмитрий В. от 02.10.2025 21:33:10Ракету Н-1 погубила программа Н1-Л3
Без этой программы она бы вообще не родилась.
Не факт. Деньги на Н1 дали ещё до того как, аж за 2 года почти.
Сработала инерция мышления на всех уровнях. Наличие более мощной ракеты позволило на время получить значительное стратегическое преимущество. 

Значит надо двигаться в том же направлении" Создать еще более мощную.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Schwalbe

Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.

Вернер П.

Цитата: Alex-DX от 02.10.2025 20:56:05Второй пункт наверное тоже убрать надо. У Старшипа такого нет. В полете все испытания. Но за него проголосовало 43 процента. :o
А когда появилось численное моделирование на компьютерах?  ;) (риторический)