Что погубило Н-1: ключевые факторы провала - разбираем вместе

Автор torazurey, 29.09.2025 22:54:04

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Какие факторы стали решающими в провале Н-1? (выберите главный или комбинацию до двух)

Системная интеграция и управление: 30 ЖРД + КОРД + вибрации/пульсации
Отсутствие полноразмерных огневых испытаний первой ступени
Конфликт Королёва с Глушко и «междоусобица КБ»: раскол, спор о топливе и провал системной интеграции
Сжатые сроки и недостаток финансирования/инфраструктуры
Производственная дисциплина и качество технологий (дефекты, вибрации, утечки)
Изначально ошибочная концепция двигательной установки: ставка на кластер из множества ЖРД вместо нескольких сверхмощных
Конструкция и производственная надёжность двигателей НК-15/НК-33
Другое (указать в комментарии)

AB57

Цитата: sychbird от 01.10.2025 18:57:57Но программу закрыли позже 1969г. А это было ошибкой. И причина в назначении Мишина вместо Мажорина. Мишин был слабый человек и не имел серьезной поддержки наверху.







Вроде Тюлина собирались назначать на место Королёва, а не Мозжорина...

Streamflow

Цитата: Старый от 01.10.2025 16:55:48...нужна была другая страна, с другим научно-техническим и организационным уровнем.
Вот именно. Вообще, Россия/СССР - это, в принципе, не та страна, которая способна совершать технические инновации. Дикое напряжение с 1915 - 1916 годов по 1945 - 1950 годы чуть было не привели к её качественному перерождению. Но, не привели. К Лунной гонке уже всё стало возвращаться в прежнее русло. Так что, попытались, но не шмогли.

Ну, и как частность - Глушко, "главный двигателист СССР" выделялся как чудовищным самомнением и параноидальной волей, так и паталогической неспособностью самостоятельно создать что-либо новое - что-то выходило только после того, как к нему извне поступала критическая информация. В тот раз она запоздала.

Schwalbe

Цитата: Павел73 от 01.10.2025 06:52:02Неэффективность советской экономики - вот первопричина.
Советская экономика максимально эффективна. Просто космическая отрасль была в лидерах десоветизации. Но даже при этом проблема Н1 не в экономике, а в ошибках управления программой. Экономики вполне хватило построить заводы, пусковые и серию ракет.
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.

Schwalbe

Цитата: Streamflow от 01.10.2025 20:50:24Россия/СССР - это, в принципе, не та страна, которая способна совершать технические инновации.
Даже не обсуждая суть этого тезиса, технические инновации и погубили нашу лунную программу.
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.

Schwalbe

Цитата: Старый от 01.10.2025 16:46:59Задача создания сверхтяжёлой РН была стране не по силам. Единственное что можно было сделать это не браться за эту задачу. 
Возможно, но это не говорит о невозможности высадки на Луну. Или облета в 1967. Полная потеря управляемости отрасли, когда все целеполагание было отдано на откуп главным конструкторам - вот причина. И в этой причине нет ничего "советского". 
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.

Старый

Цитата: Schwalbe от 01.10.2025 21:19:51Возможно, но это не говорит о невозможности высадки на Луну. Или облета в 1967.
Облёт на Л-1 мог быть. Высадка - нннш. 
Цитата: Schwalbe от 01.10.2025 21:19:51Полная потеря управляемости отрасли, когда все целеполагание было отдано на откуп главным конструкторам - вот причина. И в этой причине нет ничего "советского". 
Это какраз чисто советское явление. На диком Западе государственные органы жёстко держат в руках частных подрядчиков в интересах всего государства. 
 На Западе вообще нет такого понятия "главный конструктор", там изделия создают компании а не личности. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Seliv

Цитата: Schwalbe от 01.10.2025 21:14:08
Цитата: Павел73 от 01.10.2025 06:52:02Неэффективность советской экономики - вот первопричина.
Советская экономика максимально эффективна. Просто космическая отрасль была в лидерах десоветизации. Но даже при этом проблема Н1 не в экономике, а в ошибках управления программой. Экономики вполне хватило построить заводы, пусковые и серию ракет.
Такая эффективная, что сама полностью рухнула еще в 80х. Голод, холод, пиzдюли 90х это не причина, а следствие той эффективной экономической и политической политике

Старый

Цитата: Schwalbe от 01.10.2025 21:19:51Полная потеря управляемости отрасли, когда все целеполагание было отдано на откуп главным конструкторам - вот причина.
И что нужно стране на Западе решает страна а не главные конструкторы.
Так что диктат главных конструкторов это чисто советское а теперь и российское явление.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Seliv

Цитата: Streamflow от 01.10.2025 20:50:24Глушко, "главный двигателист СССР" выделялся как чудовищным самомнением и параноидальной волей, так и паталогической неспособностью самостоятельно создать что-либо новое
И как у него рд-170 был создан, с патологической неспособностью создать что-либо новое? 

Schwalbe

Цитата: Seliv от 01.10.2025 21:27:01
Цитата: Schwalbe от 01.10.2025 21:14:08
Цитата: Павел73 от 01.10.2025 06:52:02Неэффективность советской экономики - вот первопричина.
Советская экономика максимально эффективна. Просто космическая отрасль была в лидерах десоветизации. Но даже при этом проблема Н1 не в экономике, а в ошибках управления программой. Экономики вполне хватило построить заводы, пусковые и серию ракет.
Такая эффективная, что сама полностью рухнула еще в 80х. Голод, холод, пиzдюли 90х это не причина, а следствие той эффективной экономической и политической политике
Кстати, рухаясь, случайно запустила Буран.
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.

Schwalbe

Цитата: Streamflow от 01.10.2025 20:50:24Ну, и как частность - Глушко, "главный двигателист СССР" выделялся как чудовищным самомнением и параноидальной волей, так и паталогической неспособностью самостоятельно создать что-либо новое - что-то выходило только после того, как к нему извне поступала критическая информация. В тот раз она запоздала.
РД-120 - это результат информации о чем?
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.

Seliv

#51
Цитата: Schwalbe от 01.10.2025 21:40:42
Цитата: Seliv от 01.10.2025 21:27:01
Цитата: Schwalbe от 01.10.2025 21:14:08
Цитата: Павел73 от 01.10.2025 06:52:02Неэффективность советской экономики - вот первопричина.
Советская экономика максимально эффективна. Просто космическая отрасль была в лидерах десоветизации. Но даже при этом проблема Н1 не в экономике, а в ошибках управления программой. Экономики вполне хватило построить заводы, пусковые и серию ракет.
Такая эффективная, что сама полностью рухнула еще в 80х. Голод, холод, пиzдюли 90х это не причина, а следствие той эффективной экономической и политической политике
Кстати, рухаясь, случайно запустила Буран.
Что во многом следствие провала Н1 и лунной программы. "Делайте как в сша, там поумнее вас"
И на заработку Бурана, даже с копированием/списываньем, мы скорее потратили больше чем буржуи на Шаттл
Полноценных макетов под десяток, где у них было два. Из них один весовой, деревянный

Старый

Цитата: Schwalbe от 01.10.2025 21:40:42Кстати, рухаясь, случайно запустила Буран.
Такое случается. Не случайно, конечно, а надорвав последние силы.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Streamflow

Цитата: Seliv от 01.10.2025 21:37:13
Цитата: Streamflow от 01.10.2025 20:50:24Глушко, "главный двигателист СССР" выделялся как чудовищным самомнением и параноидальной волей, так и паталогической неспособностью самостоятельно создать что-либо новое
И как у него рд-170 был создан, с патологической неспособностью создать что-либо новое?
А что в нём принципиально нового? Перегородки в камере сгорания? Напомню, что "ОКБ-456 в течение 12 лет (1962 – 1974 годы) не разрабатывало керосин-кислородные двигатели сколько-нибудь значительной тяги  (отметим, что этот отказ произошел практически в тот момент, когда и самарское ОКБ-276, и американская компания Rocketdyne нашли 2 принципиально различных способа абсолютно надежно подавлять акустические автоколебания для любых условий в камере сгорания)".

Пока ему не принесли на блюдечке решение Rocketdyne (очевидно, из Национального музея воздухоплавания и астронавтики в Вашингтоне, подходит по времени), Глушко вообще не рыпался, несмотря даже на то, что имел перед глазами решение ОКБ его, видимо, главного врага, Кузнецова. И это, по моим оценкам, был четвёртый случай, когда Глушко спасался от краха за счёт того, что было сделано за рубежами той страны, в которой он жил, причем 3 раза он выползал оттуда, а один раз застрял в "неудобном положении".

Ну, а ОКБ-456 была тогда сильная контора. Когда принципиальное решение имелось, она потом и кровью его реализовывала.

Seliv

Цитата: Старый от 01.10.2025 21:50:02
Цитата: Schwalbe от 01.10.2025 21:40:42Кстати, рухаясь, случайно запустила Буран.
Такое случается. Не случайно, конечно, а надорвав последние силы.
Не надорвав, а просто доложили средств и влияния.

Streamflow

Цитата: Schwalbe от 01.10.2025 21:15:48
Цитата: Streamflow от 01.10.2025 20:50:24Россия/СССР - это, в принципе, не та страна, которая способна совершать технические инновации.
Даже не обсуждая суть этого тезиса, технические инновации и погубили нашу лунную программу.
Без технических инноваций реализовать в 60-е годы такой проект как полёт на Луну, было невозможно.

Streamflow

Цитата: Schwalbe от 01.10.2025 21:42:46
Цитата: Streamflow от 01.10.2025 20:50:24Ну, и как частность - Глушко, "главный двигателист СССР" выделялся как чудовищным самомнением и параноидальной волей, так и паталогической неспособностью самостоятельно создать что-либо новое - что-то выходило только после того, как к нему извне поступала критическая информация. В тот раз она запоздала.
РД-120 - это результат информации о чем?
О том же самом.

Streamflow

Цитата: Seliv от 01.10.2025 22:13:52
Цитата: Старый от 01.10.2025 21:50:02
Цитата: Schwalbe от 01.10.2025 21:40:42Кстати, рухаясь, случайно запустила Буран.
Такое случается. Не случайно, конечно, а надорвав последние силы.
Не надорвав, а просто доложили средств и влияния.
Надорвав и силы, и средства, и остаток влияния.

Дмитрий В.

Цитата: Streamflow от 01.10.2025 22:13:07
Цитата: Seliv от 01.10.2025 21:37:13
Цитата: Streamflow от 01.10.2025 20:50:24Глушко, "главный двигателист СССР" выделялся как чудовищным самомнением и параноидальной волей, так и паталогической неспособностью самостоятельно создать что-либо новое
И как у него рд-170 был создан, с патологической неспособностью создать что-либо новое?
А что в нём принципиально нового? Перегородки в камере сгорания? Напомню, что "ОКБ-456 в течение 12 лет (1962 – 1974 годы) не разрабатывало керосин-кислородные двигатели сколько-нибудь значительной тяги  (отметим, что этот отказ произошел практически в тот момент, когда и самарское ОКБ-276, и американская компания Rocketdyne нашли 2 принципиально различных способа абсолютно надежно подавлять акустические автоколебания для любых условий в камере сгорания)".

Пока ему не принесли на блюдечке решение Rocketdyne (очевидно, из Национального музея воздухоплавания и астронавтики в Вашингтоне, подходит по времени), Глушко вообще не рыпался, несмотря даже на то, что имел перед глазами решение ОКБ его, видимо, главного врага, Кузнецова. И это, по моим оценкам, был четвёртый случай, когда Глушко спасался от краха за счёт того, что было сделано за рубежами той страны, в которой он жил, причем 3 раза он выползал оттуда, а один раз застрял в "неудобном положении".

Ну, а ОКБ-456 была тогда сильная контора. Когда принципиальное решение имелось, она потом и кровью его реализовывала.
Перегородки - это изобретение Исаева (в СССР), и должно было быть известно Глушко давно. А специалисты ОКБ-276 проходили обучение у него же.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Seliv

Цитата: Streamflow от 01.10.2025 22:13:07А что в нём принципиально нового?
Ну принципиально новым у любого жрд что-то сложно называть, кроме открытого-закрытого цикла, аэроспайков на будущее, двигавшиеся сопло.

Еще раз, кажется уже 10 раз даже здесь писал, что было если Глушко согласился делать F1 и потом не сделал его. Мы бы так-же хором обсуждали, нехрен лезть и обещать, бери ношу по себе, не умеешь срать не мучай жопу, и проч поговорки