Новая РН на технологиях Н-1

Автор Ивгениуш, 22.10.2023 17:16:06

« назад - далее »

Ивгениуш и 11 гостей просматривают эту тему.

Giperion121

И ещё как вариант, о котором кажется уже писал здесь. Берём блок Б и совмещаем с блоком В. Увеличиваем количество двигателей, также добавляем центральные двигатели с УВТ.
Он должен быть многоразовым, с посадкой на место старта, и изменяя количество двигателей во внешнем кольце и массу топлива, можно будет выбирать разные профили под соответствующую нагрузку.
2ая ступень описанный постом выше новый совмещённый с блоком Г конусный  блок с нижним диаметром 5.5 м.
Обтекатель может быть частью многоразовой ступени, наподобие Нейтрона от Рокетлаб.

Также получаем возможность под совмещённый блока Б и В поставить снизу первую ступень.
Первая ступень блок А остаётся примерно такой же как в оригинале, с поправкой на прикручивание многоразовости.

Ивгениуш

Цитата: Giperion121 от 22.10.2025 01:37:32
Цитата: Ивгениуш от 21.10.2025 23:15:01Если модернизировать рд-107, например, более плотно разместив камеры сгорания, то получится пять двигателей, но т.к крт не хватает, общая масса его на союзе около 250 тонн, то понадобятся доп.топливные баки, либо увеличение массы крт в сферобаках, возможно конструктивные особенности схемы
Н1 (конусность) позволят уменьшить отношение тяги на старте к массе ракеты на старте, и её масса может быть доведена до 330-340 тонн.
Мне кажется надо добавить дополнительную конусную ступень, этакий адаптер-переходник с верхнего диаметра блока В 5.5м, на блок Г с диаметром 4.1м. Или же совместить блок Г с конусным переходником в единый блок, что дополнительно расширит линейку пригодных к установке на данную ступень двигателей. Сферобаки в такой уже достаточно малой ступени можно не использовать, что позволит увеличить заправку компонентами топлива.
Мне кажется это излишне. Любая ракета и Н-1 тем более цельное техническо изделие, нельзя ничего ни добавить, ни убавить. Поэтому все модернизации необходимо проделывать весьма осторожно.

Ивгениуш

Цитата: Giperion121 от 22.10.2025 01:57:57Первая ступень блок А остаётся примерно такой же как в оригинале, с поправкой на прикручивание
Мне кажется Н-1 уже достаточно сложная ракета (сверхтяж!) и дополнительные сложности ей, скорее всего, могут только навредить. Вот для Н-2(н11) и тем более Н-3(н111) можно что-то придумывать. Учитывая  простоту и надёжность схемы Н-1 можно действительно реализовать какие-то интересные идеи.

Ивгениуш

Цитата: Дмитрий В. от 21.10.2025 23:19:14
Цитата: Ивгениуш от 21.10.2025 23:15:01
Цитата: Giperion121 от 20.10.2025 01:50:31Но ведь тогда нельзя будет рассчитывать на характеристики близкие к Союзу-2, у которого 5 двигателей. А откуда набралось 290 тонн? Если блок В 189 тонн, б
Если модернизировать рд-107, например, более плотно разместив камеры сгорания, то получится пять двигателей, но т.к крт не хватает, общая масса его на союзе около 250 тонн, то понадобятся доп.топливные баки, либо увеличение массы крт в сферобаках, возможно конструктивные особенности схемы
Н1 (конусность) позволят уменьшить отношение тяги на старте к массе ракеты на старте, и её масса может быть доведена до 330-340 тонн.
Вы РД-107 видели? Куда там ещё камеры уплотнять, уплотнитель Вы наш?

И да, объясните-ка нам парадокс уменьшения потребной стартовой тяговооружённости из-за конусности ракеты? Практикой это не подтверждается.
При условии модернизации двигателей рд-107/108, если убрать рулевые камеры и (или) вместо них поставить пару рд-0110Р, а также сделать камеры подвижными, смещать и крепить их на какой-то базе в основании ракеты, это сделает её более устойчивой и управляемой. Также сферобаки и их расположение бвк керосина над  баком кислорода видимо, делает ракету более устойчивой. В итоге это может снизить тяговооружённость на старте до 1,2, как у А5, пока она у союза 1,35.

Дмитрий В.

Цитата: Ивгениуш от 22.10.2025 10:39:30
Цитата: Дмитрий В. от 21.10.2025 23:19:14
Цитата: Ивгениуш от 21.10.2025 23:15:01
Цитата: Giperion121 от 20.10.2025 01:50:31Но ведь тогда нельзя будет рассчитывать на характеристики близкие к Союзу-2, у которого 5 двигателей. А откуда набралось 290 тонн? Если блок В 189 тонн, б
Если модернизировать рд-107, например, более плотно разместив камеры сгорания, то получится пять двигателей, но т.к крт не хватает, общая масса его на союзе около 250 тонн, то понадобятся доп.топливные баки, либо увеличение массы крт в сферобаках, возможно конструктивные особенности схемы
Н1 (конусность) позволят уменьшить отношение тяги на старте к массе ракеты на старте, и её масса может быть доведена до 330-340 тонн.
Вы РД-107 видели? Куда там ещё камеры уплотнять, уплотнитель Вы наш?

И да, объясните-ка нам парадокс уменьшения потребной стартовой тяговооружённости из-за конусности ракеты? Практикой это не подтверждается.
При условии модернизации двигателей рд-107/108, если убрать рулевые камеры и (или) вместо них поставить пару рд-0110Р, а также сделать камеры подвижными, смещать и крепить их на какой-то базе в основании ракеты, это сделает её более устойчивой и управляемой. Также сферобаки и их расположение бвк керосина над  баком кислорода видимо, делает ракету более устойчивой. В итоге это может снизить тяговооружённость на старте до 1,2, как у А5, пока она у союза 1,35.
Ну, и каша у Вас в голове! Каким образом тяговооружённость связана с устойчивостью движения? То что у конической конфигурации центр давления смещён назад и вследствие этого степень статической неустойчивости уменьшается - это факт. Но тяговооружённость-то здесь причём?
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Giperion121

Цитата: Ивгениуш от 22.10.2025 09:43:11Мне кажется это излишне. Любая ракета и Н-1 тем более цельное техническо изделие, нельзя ничего ни добавить, ни убавить. Поэтому все модернизации необходимо проделывать весьма осторожно.
Дело в том что судя по фото и картинкам-эскизам, обтекатель начинается сразу от блока В, а под обтекателем блок Г в свою очередь находится ещё под одним цилиндрическим кожухом. 
Это конфигурация для лунного полёта в составе полноценного сверхтяжелого носителя, всё что под обтекателем это ПН, а для использования в режиме Н-11 и Н-111 желательна ещё одна коническая ступень с верхним диаметром 4.1 метров, т.к. верхний диаметр блока В 5.5 метров, или же блок конический переходник представляющий собой единое целое с блоком Г.

Ивгениуш

Цитата: Дмитрий В. от 22.10.2025 12:16:31
Цитата: Ивгениуш от 22.10.2025 10:39:30
Цитата: Дмитрий В. от 21.10.2025 23:19:14
Цитата: Ивгениуш от 21.10.2025 23:15:01
Цитата: Giperion121 от 20.10.2025 01:50:31Но ведь тогда нельзя будет рассчитывать на характеристики близкие к Союзу-2, у которого 5 двигателей. А откуда набралось 290 тонн? Если блок В 189 тонн, б
Если модернизировать рд-107, например, более плотно разместив камеры сгорания, то получится пять двигателей, но т.к крт не хватает, общая масса его на союзе около 250 тонн, то понадобятся доп.топливные баки, либо увеличение массы крт в сферобаках, возможно конструктивные особенности схемы
Н1 (конусность) позволят уменьшить отношение тяги на старте к массе ракеты на старте, и её масса может быть доведена до 330-340 тонн.
Вы РД-107 видели? Куда там ещё камеры уплотнять, уплотнитель Вы наш?

И да, объясните-ка нам парадокс уменьшения потребной стартовой тяговооружённости из-за конусности ракеты? Практикой это не подтверждается.
При условии модернизации двигателей рд-107/108, если убрать рулевые камеры и (или) вместо них поставить пару рд-0110Р, а также сделать камеры подвижными, смещать и крепить их на какой-то базе в основании ракеты, это сделает её более устойчивой и управляемой. Также сферобаки и их расположение бвк керосина над  баком кислорода видимо, делает ракету более устойчивой. В итоге это может снизить тяговооружённость на старте до 1,2, как у А5, пока она у союза 1,35.
Ну, и каша у Вас в голове! Каким образом тяговооружённость связана с устойчивостью движения? То что у конической конфигурации центр давления смещён назад и вследствие этого степень статической неустойчивости уменьшается - это факт. Но тяговооружённость-то здесь причём?
В технике существует такое понятие как допуск. У союза тяговооружённость 1,35, у А5 1,22, то есть у А5 этот допуск меньше, это и за счёт болшей  точности изготовления деталей, и за счёт более точной работы двигателя. Также  на тяговооружённость влияют многие факторы, например, если в работе один двигатель замкнутого цикла(А1-1,17), кажется у рла-120 было 1,17 и там предполагалось использовать один двигатель, если 1 ступень  представляет из себя цельную конструкцию как в случае н111. Как управляемость связана с тяговооружённостью? Я полагаю, что этот допуск можно снизить если управляемость будет выше, ракета будет более устойчива несмотря на какие либо колебания в работе оборудования, вибрации и воздействия внешней среды. Конечно, ракета будет стартовать медленнее, но увереннее.

Дмитрий В.

Цитата: Ивгениуш от 22.10.2025 15:07:30
Цитата: Дмитрий В. от 22.10.2025 12:16:31
Цитата: Ивгениуш от 22.10.2025 10:39:30
Цитата: Дмитрий В. от 21.10.2025 23:19:14
Цитата: Ивгениуш от 21.10.2025 23:15:01
Цитата: Giperion121 от 20.10.2025 01:50:31Но ведь тогда нельзя будет рассчитывать на характеристики близкие к Союзу-2, у которого 5 двигателей. А откуда набралось 290 тонн? Если блок В 189 тонн, б
Если модернизировать рд-107, например, более плотно разместив камеры сгорания, то получится пять двигателей, но т.к крт не хватает, общая масса его на союзе около 250 тонн, то понадобятся доп.топливные баки, либо увеличение массы крт в сферобаках, возможно конструктивные особенности схемы
Н1 (конусность) позволят уменьшить отношение тяги на старте к массе ракеты на старте, и её масса может быть доведена до 330-340 тонн.
Вы РД-107 видели? Куда там ещё камеры уплотнять, уплотнитель Вы наш?

И да, объясните-ка нам парадокс уменьшения потребной стартовой тяговооружённости из-за конусности ракеты? Практикой это не подтверждается.
При условии модернизации двигателей рд-107/108, если убрать рулевые камеры и (или) вместо них поставить пару рд-0110Р, а также сделать камеры подвижными, смещать и крепить их на какой-то базе в основании ракеты, это сделает её более устойчивой и управляемой. Также сферобаки и их расположение бвк керосина над  баком кислорода видимо, делает ракету более устойчивой. В итоге это может снизить тяговооружённость на старте до 1,2, как у А5, пока она у союза 1,35.
Ну, и каша у Вас в голове! Каким образом тяговооружённость связана с устойчивостью движения? То что у конической конфигурации центр давления смещён назад и вследствие этого степень статической неустойчивости уменьшается - это факт. Но тяговооружённость-то здесь причём?
В технике существует такое понятие как допуск. У союза тяговооружённость 1,35, у А5 1,22, то есть у А5 этот допуск меньше, это и за счёт болшей  точности изготовления деталей, и за счёт более точной работы двигателя. Также  на тяговооружённость влияют многие факторы, например, если в работе один двигатель замкнутого цикла(А1-1,17), кажется у рла-120 было 1,17 и там предполагалось использовать один двигатель, если 1 ступень  представляет из себя цельную конструкцию как в случае н111. Как управляемость связана с тяговооружённостью? Я полагаю, что этот допуск можно снизить если управляемость будет выше, ракета будет более устойчива несмотря на какие либо колебания в работе оборудования, вибрации и воздействия внешней среды. Конечно, ракета будет стартовать медленнее, но увереннее.
Что за ахинею Вы несёте?! :o Допуски, точность изготовления деталей не связаны с выбором тяговооружённости.
Тяговооружённость является одним из оптимизируемых проектных параметров РН и выбирается вначале проектирования. На этот выбор много чего влияет (нагрузка на мидель, удельная масса двигателей, ограничения на перегрузки, высота опорной орбиты, критерий оптимизации и т.д.), но среди этих факторов нет никаких допускв на точность изготовления ДСЕ. ;)
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

zero17

изначально лунная ракета была марсианской ?

zero17

столько людей и предприятий работало ради этой программы

Дмитрий В.

Цитата: zero17 от 22.10.2025 17:02:35изначально лунная ракета была марсианской ?
Нет. Изначально Н1 была универсальной для широкого круга задач
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Буцетам

Напомните, по какой такой крайне важной причине Королёв отказался от проверенных готовых двигателей РД-111? 
И от цилиндрических баков, хотелось бы узнать, какая веская причина решительно не позволяла Королёву применить несущие цилиндрические баки большого диаметра?
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Дмитрий В.

Цитата: Буцетам от 22.10.2025 19:16:48Напомните, по какой такой крайне важной причине Королёв отказался от проверенных готовых двигателей РД-111?
И от цилиндрических баков, хотелось бы узнать, какая веская причина решительно не позволяла Королёву применить несущие цилиндрические баки большого диаметра?
Лыко, да мочало - начинай сначала ;D
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Буцетам

Цитата: Дмитрий В. от 22.10.2025 19:17:31Лыко, да мочало - начинай сначала
Не следил за темой))
Но поймал себя на мысли, что никак не получается охватить всё величие королёвского гения. Должно быть что-то упускаю. Ах, наверноее ракета с цилиндрическими баками была тяжелее? И не укладывалась в ТЗ. Дооааа, звучит как веская причина, видимо ТЗ писал Хрущёв с наганом в руке
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Alex-DX

Цитата: Буцетам от 22.10.2025 19:28:51Ах, наверноее ракета с цилиндрическими баками была тяжелее?
Разнотяг же. Требовалась максимальная ширина. Это цилиндрические баки у которых высота стенки равна 0. 
Остается только две сферические крышки.)

Дмитрий В.

Цитата: Буцетам от 22.10.2025 19:28:51
Цитата: Дмитрий В. от 22.10.2025 19:17:31Лыко, да мочало - начинай сначала
Не следил за темой))
Но поймал себя на мысли, что никак не получается охватить всё величие королёвского гения. Должно быть что-то упускаю. Ах, наверноее ракета с цилиндрическими баками была тяжелее? И не укладывалась в ТЗ. Дооааа, звучит как веская причина, видимо ТЗ писал Хрущёв с наганом в руке
Больше повторять не буду!
1) РД-111 в принципе не рассматривался СП в качестве двигателя перспективных ракет, как не обладающий требуемыми для ОКБ-1 характеристиками по удельным массе и импульсу тяги
2) Отсутствие технологической возможности производить ЖРД тягой свыше 150 тс у земли предопределило использование большого количества ЖРД на первой ступени из-за чего её поперечный размер выходил очень большим.
3) Несущие цилиндрические баки при таких размерах компоновались плохо (см. рисунок) ,с большим количеством сухих отсеков. В отсутствие высокопрочных свариваемых сплавов и оборудования для фрезерования крупногабаритных панелей большой толщины требовало использовать гладкие баки разгруженные давлением, которое получалось очень высоким, и весовое совершенство таких баков очень плохое (что мы видим на примере Старшипа - начинали с гладких баков, а перешли к подкреплённым). Отсюда выбор подвесных баков с пониженным давлением наддува за счёт применения бустеров.

В принципе алализ различных вариантов прекрасно отржён в докладе СП на экспертной комиссии в 1962 г. (см. соответствующий документ у Ветрова). В конечном итоге, как самый простой, дешёвый и энергетически выгодный на тот момент был выбран вариант моноблочной компоновки с подвесными баками сферической формы (хотя рассматривалась, хоть и недолго, "чечевица"). Ну, а дальше уже сам Бог велел расположить баки так, что внешний контур образовывал коническую поверхность, которая обеспечивала смещение ЦД назад, уменьшая степень статической неустойчивости РН.
Попутно разрешался вопрос с СУВТ двигателей: из-за больших размеров "задниц" блоков выгодным оказалось применение разнотяга (экономия до 30% массы ДУ из-за отсутствия подвесов и приводов), который оказался вполне приемлемым из-за большой инерционности Н1.

ЗЫ. Сейчас придёт Старый и скажет что всё это ерунда, и СП выбрал конус поскольку ему понравился марс-проект фон Брауна ;D
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Буцетам

Цитата: Дмитрий В. от 22.10.2025 19:50:07Больше повторять не буду!
Принято!))

Цитата: Дмитрий В. от 22.10.2025 19:50:071) РД-111 в принципе не рассматривался СП в качестве двигателя перспективных ракет, как не обладающий требуемыми для ОКБ-1 характеристиками по удельным массе и импульсу тяги
Блин, но это ж не причина! Это ещё более произвольная вещь чем формальное несоответствие ТЗ. Это всё равно что сказать "мне не нравится"

Цитата: Дмитрий В. от 22.10.2025 19:50:072) Отсутствие технологической возможности производить ЖРД тягой свыше 150 тс у земли предопределило использование большого количества ЖРД на первой ступени из-за чего её поперечный размер выходил очень большим.
Нууу...ок, а как это связано с тем что РД-111 "совсем не нравится"? Ракета ведь такая широкая, потому что шаробаки. Не делай шаробаки, ширина уменьшится. Или! Или при сохранении диаметра, можно увеличить заправку раза в полтора. Увеличивай заправку, и РД-111 вытянет сколько надо, хоть он и хуже по УИ на 20 секунд (отставание это не критичное).

Цитата: Дмитрий В. от 22.10.2025 19:50:073) Несущие цилиндрические баки при таких размерах компоновались плохо (см. рисунок) ,с большим количеством сухих отсеков
Так на рисунке ракета коническая! Кто ж так делает, делай одинаковый диаметр и сухие отсеки будут малы. А ещё, раз ты такой великий Главный СП, то предложи совмещённые днища ;)

Цитата: Дмитрий В. от 22.10.2025 19:50:07В отсутствие высокопрочных свариваемых сплавов и оборудования для фрезерования крупногабаритных панелей большой толщины требовало использовать гладкие баки разгруженные давлением, которое получалось очень высоким, и весовое совершенство таких баков очень плохое
А что мешает НЕ делать вафлю, а приваривать элементы подкрепления как у Маска на Фалконе? Чем такой вариант не устроил?
Цитата: Дмитрий В. от 22.10.2025 19:50:07(что мы видим на примере Старшипа - начинали с гладких баков, а перешли к подкреплённым).
Ну вот, перешли же! И никаких проблем

Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Дмитрий В.

С РД-111 на тот момент (1961-62 гг.) имелись известные причины с вч-колебаниями. Высокий (высочайший по тем временам) был насущной необходимостью для завязывания проекта в отсутствие реальных водородных ЖРД. Другого способа обеспечить приемлемый МюПН не было - все проблемы с низким совершенством конструкции в ОКБ-1 решались только и исключительно за счёт двигателистов.
Если делать в одном диаметре керосиновую РН, то он получается метров 8-9 (и всё одно, он для 3-й ступени великоват) -30 двигателей никак не становятся в "задницу", хоть тресни.
Приваривать стрингеры довольно большой строительной высоты - то такое - трудоёмко и недёшево, не говоря уже о падении прочности бака (стрингеры-то часто придётся размещать - почитай, бак - один сплшной сварной шов). Уже тогда могли прессовать стрингерные панели. Правда, непонятно, панели какой ширины и строительной высоты могли тогда делать.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Буцетам

Цитата: Дмитрий В. от 22.10.2025 20:57:59С РД-111 на тот момент (1961-62 гг.) имелись известные причины с вч-колебаниями.
Да, но двигатель уже был, и летал! К концу 1962 года он перестал быть аварийным. Более того, он и в 1961 году работал стабильно на непереохлаждённом кислороде.
Кем нужно быть, чтобы из двух вариантов:
1. дорабатывать готовый двигатель с небольшими проблемами
2. с нуля без опыта делать предельный РД 
выбрать вариант 2? Я даже не знаю, нужно быть очень самоуверенным и недальновидным человеком наверное...

Цитата: Дмитрий В. от 22.10.2025 20:57:59Высокий (высочайший по тем временам) был насущной необходимостью для завязывания проекта в отсутствие реальных водородных ЖРД.
Да что значит "завязывание"? Завязывание на несбыточные хотелки? Нууу...если хотелки сталкиваются с реальностью, нужно выбирать реальность, разве нет?

Цитата: Дмитрий В. от 22.10.2025 20:57:59Другого способа обеспечить приемлемый МюПН не было
Что значит не было? Семёрка летала, МюПН 2,5%. Летала на РД-107. А РД-111 наголову лучше чем РД-107. Королёву чего конкретно не хватало? Почему Старый предложил трёхблок Тризенит, а Королёв не предложил трёхблок из моноблоков по 40тонн ПН? Уж всяко проще отработать 40-тонную ракету, а потом собрать из неё "тризенит" на 80-100 тонн. И это всего лишь трёхблок, семерка вон пятиблочная и ничего, колебания побороли.

Цитата: Дмитрий В. от 22.10.2025 20:57:59проблемы с низким совершенством конструкции в ОКБ-1 решались только и исключительно за счёт двигателистов.
Решались, или опять несбыточные хотелки? Трехблок на РД-111 почему не сделать?

Цитата: Дмитрий В. от 22.10.2025 20:57:59Если делать в одном диаметре керосиновую РН, то он получается метров 8-9 (и всё одно, он для 3-й ступени великоват) -30 двигателей никак не становятся в "задницу", хоть тресни.
На Сатурне тоже не вставали, есть решение :D
Ну и да, почему не сделать трёхблок, ммм? Причина?

Цитата: Дмитрий В. от 22.10.2025 20:57:59Приваривать стрингеры довольно большой строительной высоты - то такое - трудоёмко и недёшево, не говоря уже о падении прочности бака (стрингеры-то часто придётся размещать - почитай, бак - один сплшной сварной шов). Уже тогда могли прессовать стрингерные панели. Правда, непонятно, панели какой ширины и строительной высоты могли тогда делать.
Не спорю, не прочнист, но во-первых Старшип, где никак не "один сплошной шов". Во-вторых на ТРЁХБЛОКЕ ;D диаметр будет меньше. И проблем меньше, не?

Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Дмитрий В.

"Завязывание" - значит обеспечение приемлемой стартовой массы при заданной Мпг. По имеющимся данным, в те времена считалось, что советская промышленность может производить РН стартовой массой порядка 2000 т (СП запретил проектантам "перешагивать" через 3000 т). Паршивенькие (по сравнению с НК-15 или скажем РД-114) параметры РД-111 не позволяли это обеспечить, что очевидно. Не говоря уже об очевидных же проблемах с компоновкой 4-хкамерника.
Поэтому приемлемыми значениями МюПН для Н1 считались 3% для керосина и 4% для водорода на верхних ступенях.
Причина отказа от полиблока явно указана в докладе СП - читайте Ветрова.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!