SpaceX Falcon 9

Автор ATN, 08.09.2005 20:24:10

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Васил Жеков

Скажите пожалуста, а бьили планьи на спасения первой ступени Зенита ?
Nula dies sine linea.

Lamort

ЦитироватьПока Ваш прожект обретёт смысл, я давно буду в мире ином. :wink:
Теперь всё зависит от Вас! Дерзайте! :P
Независимо от того, какой "прожект" вы имеете в виду, позвольте уточнить, - чего вы именно хотите, того чтобы я подождал вашей кончины или того, чтобы я поторопился, ибо вам жизнь не мила? ;)

 Однако, могу вас заверить, что никакого "прожекта" у меня нет, так что можете жить столь долго, сколь вам вздумается. :)
La mort toujours avec toi.

Дмитрий В.

ЦитироватьСкажите пожалуста, а бьили планьи на спасения первой ступени Зенита ?

Были.

Из книги "Призваны временем":

Проблема спасения и многоразового использования первой ступе¬ни ракеты-носителя "Зенит" рассматривалась еще на первых этапах раз¬работки.
В 1973 г. в техническом отчете, посвященном этой проблеме, был рассмотрен широкий круг вариантов спасения блоков первой ступени и наиболее приемлемым был при-знан следующий:
– разворот блока первой ступени после отделения второй ступени;
– повторное включение маршевого или специального двигателя для обеспечения полета по баллистической траектории в район старта;
– коррекция траектории для попадания на посадочную площадку;
– парашютно-реактивное торможение блока;
– посадка на разрушаемые посадочные устройства.
Анализ многоразового применения блока первой ступени показывал, что эффективность от его применения может быть получена только при 5-10-кратном использовании блока и в случае интенсивности 40-50 пусков в год в течение 10 лет.
Более подробно вопрос о спасении и многоразовом использова¬нии первой ступени РН "Зенит" был рассмотрен в дополнении к эс¬кизному проекту, выпущенному в 1979 г. К этому моменту НПО "Энергия" уже развернуло работы по многоразовому использованию блоков "А" ракеты-носителя "Энергия", поэтому естественным было стремление макси-мально приблизить условия спасения первой ступени РН "Зенит" к аналогичным для бло-ков "А". Чтобы использовать те же парашютно-реактивные средства спасения и районы посадки, необходимо было обеспечить ту же скорость в момент разделения ступеней (~1800 м/с) вместо V~2500 м/с, которая была у РН "Зенит". Но для этого нужно было увеличить стартовый вес второй ступени РН "Зенит" на 38 тс, при этом вес полезного груза, выводимого на стандартную орбиту, снижался до 7 тс, то есть не удовлетворялось требование Заказчика о величине полезного груза – 10 тс.
В 1982 г. был выпущен эскизный проект, в котором прорабатывался вопрос о спасении и многоразовом использовании только двигателя первой ступени как наиболее дорогого элемента, а также учитывая возможность обеспечить производство двигателей в требуемом количестве для предполагаемого в то время количества пусков ракет-носителей "Зенит" и "Энергия" (до 50 в год). Для случая спасения двигателя энергетические возможности ракеты-носителя удовлетворяли ТТТ (Gпг = 10,5 тс на стандартную орбиту), однако экономический эффект наступал только после ~500 пусков, что оказалось бы неприемлемым.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Васил Жеков

Спасибо !

Жаль однако - 10М $ просто так...
Nula dies sine linea.

Lamort

Гораздо проще можно было спасать одну двигательную установку "Зенита" и некоторые элементы системы управления.
La mort toujours avec toi.

Дмитрий В.

ЦитироватьГораздо проще можно было спасать одну двигательную установку "Зенита" и некоторые элементы системы управления.

Можно, но как написано, этот вариант также не давал экономического эффекта в обозримом будущем.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Lamort

Цитировать
ЦитироватьГораздо проще можно было спасать одну двигательную установку "Зенита" и некоторые элементы системы управления.
Можно, но как написано, этот вариант также не давал экономического эффекта в обозримом будущем.
Строго говоря, во времена СССР настоящего экономического эффекта не было, поскольку нельзя было уволить людей даже если им абсолютно нечего было делать.
La mort toujours avec toi.

Fed

Цитировать
Цитироватьв огороде бузина ...

откуда у нас взялась низкая тяговооруженность?

Для выхода на орбиту вам нужна определённая ХС, которая включает потери, при старте с равной тяговооруженностью и большим удельным импульсом составляющая потерь будет больше, потому что топливо расходуется медленнее и медленнее растёт тяговооруженность.

 Если тяга равна стартовому весу, то при УИ 300 секунд масса уменьшится наполовину за 150 секунд, а при УИ 450 секунд за 225 секунд.

ламорт,

давайте лучше сформулируем задачу более корректно:

имеем одинаковую отлетную массу второй ступени - 45 тонн (не согласны, назовите ваше значение)
имеем одинаковую ХС второй ступени после отделения - 3700 м/с (не согласны, назовите ваше значение)
имеем одинаковое массовое совершенство ступени - 10 (у зенита 11,3)
имеем одинаковую тягу двигателей - 9 мерлинов чить сильнее одного РД-180
имеем одинаковые аэродинамические потери (старый :-), привет)

мерлин:

УИ на земле 266 с
тяга 9-ти 388

рд-180:

УИ на земле 311 с
тяга РД-180 383

и теперь попытаемся все это посчитать.

и получаем следующее:

         RD vs   Merlin

Mo          45 t
k          10 t
V        3700 m/s
I         311/ 266 s
e^V/I   3/4

Mt         139/205 tonn

т.е РД требуется 140 тонн топлива, а мерлину 205 для достижения одной и той же характеристической скорости и одного и того же груза.

а теперь посчитаем тяговооруженность при к=10:

                          РД-180  vs     Мерлин

масса 1 ступени       198/ 270
тяга двигателя         383/ 388
тяговооруженность  1,93/1,44


соответственно гравипотери (они здесь не учтены) будут у ракеты с мерлином существенно выше, хотя их связка немного мощнее.
Не делай мне нервы — их есть еще где испортить

Lamort

Fed, я вообще ничего не понял из этой мешанины вместо выкладок. :)

 Я не видел, чтобы вы где-то считали потери.

Цитироватьимеем одинаковую ХС второй ступени после отделения - 3700 м/с (не согласны, назовите ваше значение)
Что вы называете "ХС после разделения"? ;)
La mort toujours avec toi.

TestPilot

А тем временем SpaceX обновила характеристики Falcon 9 на сайте:

Vacuum Isp: возрос с 304s до 311s.
Sea Level Isp: возрос с 275s до 282s.
Sea Level Thrust : возрос с 125,000 lbf до 147,000 lbf.
Mass to Low Earth Orbit (LEO): возросла с 10,450 kg до 13,150 kg  
Inclination:    28.5 degree
Mass to Geosynchronous Transfer Orbit (GTO): возросла с   4,540 kg до 4,850 kg  
Inclination:    28.5 degree

Ну и естественно есть характеристика которая снизилась. Как вы все наверное уже догадались, это стоимость. Она упала с $59.5M до $54M. Ничего удивительного. Все это было предсказуемо и очевидно.

http://www.spacex.com/falcon9.php
They laughed when I said I was going to be a comedian. They're not laughing now. Bob Monkhouse

Apollo13

Однако +26% на ноо и +7% на гпо. Вот до чего отсутствие рб доводит?

Fed

ЦитироватьFed, я вообще ничего не понял из этой мешанины вместо выкладок. :)

 Я не видел, чтобы вы где-то считали потери.

Цитироватьимеем одинаковую ХС второй ступени после отделения - 3700 м/с (не согласны, назовите ваше значение)
Что вы называете "ХС после разделения"? ;)

ну так я вобщем-то и не надеялся. чел, когда хочет - понимает, а когда не хочет - нет.

и совершенно фиолетово, кто ему объясняет - хоть заслуженный деятель высшей школы.

шо не понятно - берем формулу циолковского и считаем потребное количество топлива при заданной ПН, характеристической скорости, удельном импульсе и коеффициенте массового совершенства.

ракете с РД требуется существенно меньше топлива, чем с мерлинами для достижения одной и той же характеристической скорости. при этом с  мерлинами имеем тяговооруженность 1,44 , а с РД - 1,93.

аэродинамические потери будут одинаковыми, а гравитационные (ввиду большей тяговооруженности на всех этапах работы ступени) будут существенно меньше у ракеты с РД.
Не делай мне нервы — их есть еще где испортить

Lamort

Цитировать
ЦитироватьFed, я вообще ничего не понял из этой мешанины вместо выкладок. :)

 Я не видел, чтобы вы где-то считали потери.

Цитироватьимеем одинаковую ХС второй ступени после отделения - 3700 м/с (не согласны, назовите ваше значение)
Что вы называете "ХС после разделения"? ;)

ну так я вобщем-то и не надеялся. чел, когда хочет - понимает, а когда не хочет - нет.

и совершенно фиолетово, кто ему объясняет - хоть заслуженный деятель высшей школы.

шо не понятно - берем формулу циолковского и считаем потребное количество топлива при заданной ПН, характеристической скорости, удельном импульсе и коеффициенте массового совершенства.

ракете с РД требуется существенно меньше топлива, чем с мерлинами для достижения одной и той же характеристической скорости. при этом с  мерлинами имеем тяговооруженность 1,44 , а с РД - 1,93.

аэродинамические потери будут одинаковыми, а гравитационные (ввиду большей тяговооруженности на всех этапах работы ступени) будут существенно меньше у ракеты с РД.
Вы наверно частенько употребляете какие-то "вещества"? ;)

 Выше вы писали, что тяговооруженность с двигателями Merlin вроде бы выше. ;)
La mort toujours avec toi.

Salo

ЦитироватьА тем временем SpaceX обновила характеристики Falcon 9 на сайте:
Сутки и шесть страниц тому назад :wink: :
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=949860#949860
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьОднако +26% на ноо и +7% на гпо. Вот до чего отсутствие рб доводит?
До этого доводит враньё в предшествующей цифре.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Lamort

Цитировать
ЦитироватьОднако +26% на ноо и +7% на гпо. Вот до чего отсутствие рб доводит?
До этого доводит враньё в предшествующей цифре.
Вы как-то вольно применяете термин "враньё", по-моему он относится к совершившимся событиям. ;)
La mort toujours avec toi.

Salo

Оно уже свершилось! Вы не находите? :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Lamort

ЦитироватьОно уже свершилось! Вы не находите? :wink:
Это просто преувеличение. :P
La mort toujours avec toi.

Apollo13

Цитировать
ЦитироватьОднако +26% на ноо и +7% на гпо. Вот до чего отсутствие рб доводит?
До этого доводит враньё в предшествующей цифре.

Интересно а сколько зенит-2 смог бы вывести на гпо (если предположить что вторая ступень в принципе на это способна)? Возможно где-то так и будет если не хуже - ступень то переразмерная.

TestPilot

ЦитироватьСутки и шесть страниц тому назад :wink:
Там не было про цены.  :P

И кстати, получается очень серьезное снижение стоимости выводимого кг.
Раньше 59.5 лямов за 10.54 тонны, а сейчас 54 ляма за 13.15 тон...  :shock:

Вот нафик им демпинговать в данный момент, у них манифест забронирован на несколько лет вперед, плюс набирают заказы быстрее чем запускают ракеты. :?:
They laughed when I said I was going to be a comedian. They're not laughing now. Bob Monkhouse