И опять про Ангару (часть третья)

Автор ZOOR, 14.08.2020 12:00:19

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Евгений Б.

Цитата: ratcustorb от 13.04.2024 12:11:16
Цитата: vlad7308 от 13.04.2024 12:04:05нужно было создавать однокамерный двигатель размерностью 150-200тс.
Открытого цикла  ;)
На метане

ratcustorb

Цитата: Евгений Б. от 13.04.2024 12:13:56
Цитата: ratcustorb от 13.04.2024 12:11:16
Цитата: vlad7308 от 13.04.2024 12:04:05нужно было создавать однокамерный двигатель размерностью 150-200тс.
Открытого цикла  ;)
На метане
Зачем?

fagot

Цитата: vlad7308 от 13.04.2024 12:04:05ненене
Однокамерный двигатель на 740т был бы еще хуже четырехкамерного. Четырехкамерный хоть распилить можно пополам или на четыре части (что мы и наблюдаем 30 лет). А однокамерный такой размерности стал бы просто абсолютно бесполезным памятником былого величия.
Вы рассуждаете с современных позиций, в середине 70-х никто ничего пилить не собирался и востребованность двигателя не вызывала сомнений. Да и сейчас ракета размерности Зенита вполне востребована.
Цитата: vlad7308 от 13.04.2024 12:04:05Вместо четырехкамерного рд-170 нужно было создавать однокамерный двигатель размерностью 150-200тс.
И, за компанию, примерно аналогичный однокамерный же на 50тс.
И был бы прекрасный комплект, на базе которого можно было бы спроектировать любую РН от легкой до тяжелой, варьируя количество двигателей в ДУ.
Для линейки глушковских РЛА, а позднее Энергии, Вулкана и Зенита это было не нужно. А двигатель на 50 т зачем?
Цитата: vlad7308 от 13.04.2024 12:04:05ЗЫ В соображения надежности... верится с трудом. Но даже если они сыграли серьезную роль, то выдуманная преграда не превращает вынужденное решение в невынужденное :)
Это самые элементарные соображения и они не были выдуманными. В отличие от моноблока на РН блочной компоновки отказ даже одного двигателя не может быть компенсирован другими и фатален. Да и по стоимости один двигатель дешевле четырех аналогичных суммарной равной тяги.

Demir_Binici

Цитата: fagot от 13.04.2024 05:52:33
Цитата: nonconvex от 13.04.2024 05:26:54Если бы там был один однокамерный, тогда было бы о чем поговорить. Вопрос размеров сопла.
Требование компактности не подлежит сомнению, для Зенита и блока А Энергии оно, кстати, тоже было весьма актуально из-за идеи-фикс транспортировать первую ступень по ЖД в сборе. А вот само решение может быть разным - один многокамерный двигатель или несколько одно-двухкамерных. Причем последнее на МБР применялось во многом по причине упрощения отработки двигателя меньшей тяги и соответственно с меньшим ТНА, а в плане надежности 1 или 3-4 двигателя для столь массового изделия были не принципиальны, плюс происходила унификация с двигателем 2-й ступени этой же ракеты или же с двигателем первой ступени более легкой ракеты. В случае же многоблочных ракет с 4-6 однотипными блоками уже стало считаться, что увеличение количества двигателей критически влияет на надежность.
Вопрос выбора между одним мощным двигателем и четырьмя менее мощными, обеспечивающими ту-же суммарную сам по себе интересен, но давайте вернемся к  вопросу делать ли двигатель с одной камерой сгорания или с четырьмя.

Вот есть хороший пример. РД-0124 имеет четыре камеры сгорания. Их четыре не потому, что не могли сделать одну. Для двигателя тягой 30 тс могли и одну, но этот двигатель делали как альтернативу РД-0110 и была задача выдержать схожие габариты. Зато потом на его основе у КБХА появились ещё РД-0125А с одной КС и  РД-0125МС - пара РД-0124 с двумя КС каждый. Работы по РД-0125А приостановлены на стадии технического проекта, РД-0125МС находится в стадии создания. Если кто знает высоту этих двигателей, напишите.

Двигатель с одной КС очевидно выше аналогичного двигателя с двумя КС и т.д. Зато двигатель с одной КС уже. Возможно вопрос высоты (длины при перевозке) первой ступени для Зенит и боковых ускорителей Энергии действительно был принципиальным и требовалось выгадывать на высоте двигателя. Но что было раньше, курица или яйцо, можно поспорить. Сделали четыре камеры, чтобы уменьшить высоту двигателя или просто не было возможности сделать одну. С перевозкой Зенита даже с четырёхкамерным двигателем всё было непросто.

Евгений Б.

Цитата: ratcustorb от 13.04.2024 12:16:48
Цитата: Евгений Б. от 13.04.2024 12:13:56
Цитата: ratcustorb от 13.04.2024 12:11:16
Цитата: vlad7308 от 13.04.2024 12:04:05нужно было создавать однокамерный двигатель размерностью 150-200тс.
Открытого цикла  ;)
На метане
Зачем?
На открытой керосинке 2х ступ не получилось бы сделать с приемлемой мюПН.
А на открытой метанке - можно.

ratcustorb

Цитата: Евгений Б. от 13.04.2024 12:23:41На открытой керосинке 2х ступ не получилось бы сделать с приемлемой мюПН.
Вы - походу единственный на этом форуме, кто не слышал про Falcon 9... ;D ;D 

fagot

Цитата: Demir_Binici от 13.04.2024 12:20:50Двигатель с одной КС очевидно выше аналогичного двигателя с двумя КС и т.д. Зато двигатель с одной КС уже. Возможно вопрос высоты (длины при перевозке) первой ступени для Зенит и боковых ускорителей Энергии действительно был принципиальным и требовалось выгадывать на высоте двигателя. Но что было раньше, курица или яйцо, можно поспорить. Сделали четыре камеры, чтобы уменьшить высоту двигателя или просто не было возможности сделать одну. С перевозкой Зенита даже с четырёхкамерным двигателем всё было непросто.
Диаметр двигателя играет больше роль для высотных двигателей, где он для многокамерного двигателя ограничивает степень расширения и УИ, т.к. двигатель не влазит в ступень, отсюда и появился проект однокамерного РД-0124. А для Зенита с однокамерным двигателем перевоз ступени с сборе был бы вообще невозможен. Да и не дает однокамерный двигатель особых преимуществ, чтобы делать его любой ценой.

Demir_Binici

Цитата: fagot от 13.04.2024 12:00:47Учитывая заморочки с транспортировкой ступени, делать однокамерный двигатель не стали бы и при наличии готовой камеры.
Фраза "не стали бы и при наличии" звучит уж слишком предположительно. Сейчас пожалуй сложно установить, почему в 70-е годы решили делать так как сделали. Между "не было потребности" и "не было возможности" сейчас каждый волен выбрать ту версию, которая ему милее. Имеет смысл только обсуждение того, что если бы была потребность и была к тому возможность, то какие плюсы и минусы были бы у такого решения.

Цитата: Demir_Binici от 13.04.2024 11:08:26И много было аварий по этой причине?
Интересно и самому было бы, если бы кто-то взял на себя труд подробно изучить десятки неудачных пусков Р7 и рассортировать по причинам. Про ВЧ-колебания и борьбу с ними читал здесь. Там и про Союз-У2 интересно написано.
http://www.lpre.de/energomash/RD-107/index.htm


vlad7308

Цитата: fagot от 13.04.2024 12:20:05
Цитироватьненене
Однокамерный двигатель на 740т был бы еще хуже четырехкамерного. Четырехкамерный хоть распилить можно пополам или на четыре части (что мы и наблюдаем 30 лет). А однокамерный такой размерности стал бы просто абсолютно бесполезным памятником былого величия.
Вы рассуждаете с современных позиций, в середине 70-х никто ничего пилить не собирался и востребованность двигателя не вызывала сомнений. Да и сейчас ракета размерности Зенита вполне востребована
Имхо один из главных недостатков такого двигателя, как РД-170 - он предназначен для одной единственной размерности РН (или ракетного блока). Его нельзя ни уменьшить, ни увеличить (в пределах погрешности). В то время как из однокамерных двигателей на 150-200тс можно собирать ДУ любой нужной мощности, просто варьируя количество двигателей. От 2-3 до 5-7. Та самая пресловутая модульность, только на разумном уровне, а не как УРМ.

Цитата: fagot от 13.04.2024 12:20:05А двигатель на 50 т зачем?
для легких РН. И для верхних ступеней.

Цитата: fagot от 13.04.2024 12:20:05
ЦитироватьЗЫ В соображения надежности... верится с трудом. Но даже если они сыграли серьезную роль, то выдуманная преграда не превращает вынужденное решение в невынужденное :)
Это самые элементарные соображения и они не были выдуманными. В отличие от моноблока на РН блочной компоновки отказ даже одного двигателя не может быть компенсирован другими и фатален
Это рассуждение основано на довольно слабом предположении, что 4 средних двигателя всегда менее надежны, чем один мощный. Кстати, на практике-то мы видим ровно обратное - аварии рд170 были, а рд180 и 190 - нет (хотя статистика явно недостаточная, но тем не менее).
Цитата: fagot от 13.04.2024 12:20:05Да и по стоимости один двигатель дешевле четырех аналогичных суммарной равной тяги.
Это тоже слабое предположение, имхо. Себестоимость производства (marginal cost) - да, возможно дешевле, но не слишком. Не в четыре раза, и даже скорее всего не в два. Но! Разработка и испытания среднего двигателя многократно проще, быстрее и дешевле, чем рекордного. А для такого малосерийного изделия, как ракетный двигатель, стоимость и сроки разработки как бы не важнее для полной стоимости, чем голая себестоимость производства.
Цитата: fagot от 13.04.2024 12:20:05Вы рассуждаете с современных позиций
Ну разумеется. "Мы стоим на плечах гигантов".
Я ж не говорю, что Глушко был глупцом.
Но сейчас то уже видно, что он сильно ошибся.
это оценочное суждение

Евгений Б.

#11949
Цитата: ratcustorb от 13.04.2024 12:30:07
Цитата: Евгений Б. от 13.04.2024 12:23:41На открытой керосинке 2х ступ не получилось бы сделать с приемлемой мюПН.
Вы - походу единственный на этом форуме, кто не слышал про Falcon 9... ;D ;D
Вы походу единственный в этой теме кто забыл, что речь о советском движке середины 1970х и РН на его основе.

А весовое совершенство Ф9 в те времена в СССР - ненаучная фантастика(да и сейчас тоже).
Именно оно главный секрет Ф9, а не попсовые копчёные залепухи на ножках для лопушков/жуликов.

Поэтому единственный вариант для недорогого и надежного 2х ступа , что в СССР, что в РФ
- метан.
И даже на открытой схеме, которую можно быстрее освоить в серийном производстве.
Хотя и двгг и газ-газ тоже могут быть полезными в перспективе.

vlad7308

Цитата: Евгений Б. от 13.04.2024 12:59:48
Цитата: ratcustorb от 13.04.2024 12:30:07
Цитата: Евгений Б. от 13.04.2024 12:23:41На открытой керосинке 2х ступ не получилось бы сделать с приемлемой мюПН.
Вы - походу единственный на этом форуме, кто не слышал про Falcon 9... ;D ;D
Вы походу единственный в этой теме кто забыл, что речь о советском движке середины 1970х и РН на его основе.

А весовое совершенство Ф9 в те времена в СССР - ненаучная фантастика(да и сейчас тоже).

да ну
МюПН Союза (открытая керосинка 50х годов, технологии изготовления ступеней оттуда же) 2.7. Летает до сих пор, на мюПН жалоб нет.
Аналогичный тандем на тех же технологиях имел бы мюПН больше 3.
это оценочное суждение

fagot

Цитата: vlad7308 от 13.04.2024 12:58:13Имхо один из главных недостатков такого двигателя, как РД-170 - он предназначен для одной единственной размерности РН (или ракетного блока). Его нельзя ни уменьшить, ни увеличить (в пределах погрешности). В то время как из однокамерных двигателей на 150-200тс можно собирать ДУ любой нужной мощности, просто варьируя количество двигателей. От 2-3 до 5-7. Та самая пресловутая модульность, только на разумном уровне, а не как УРМ.
Как мы видим, Маск вполне довольствуется одной размерностью ракетного блока и, что интересно, именно такой, какую позволяет сделать РД-170.
Цитата: vlad7308 от 13.04.2024 12:58:13для легких РН. И для верхних ступеней.
По-моему 50 т это тяга ни то ни се, нигде особо не применяется.
Цитата: vlad7308 от 13.04.2024 12:58:13Это рассуждение основано на довольно слабом предположении, что 4 средних двигателя всегда менее надежны, чем один мощный. Кстати, на практике-то мы видим ровно обратное - аварии рд170 были, а рд180 и 190 - нет (хотя статистика явно недостаточная, но тем не менее).
На практике мы видим использование двигателей в разных условиях и ни одна авария РД-170 не была связана с его размерностью. По стоимости отработки согласен, но серийность 170-го планировалась довольно высокая, десятки штук в год.
Цитата: vlad7308 от 13.04.2024 12:58:13Ну разумеется. "Мы стоим на плечах гигантов".
Я ж не говорю, что Глушко был глупцом.
Но сейчас то уже видно, что он сильно ошибся.
Он ошибся только с уровнем давления.

Евгений Б.

Цитата: vlad7308 от 13.04.2024 13:11:39
Цитата: Евгений Б. от 13.04.2024 12:59:48
Цитата: ratcustorb от 13.04.2024 12:30:07
Цитата: Евгений Б. от 13.04.2024 12:23:41На открытой керосинке 2х ступ не получилось бы сделать с приемлемой мюПН.
Вы - походу единственный на этом форуме, кто не слышал про Falcon 9... ;D ;D
Вы походу единственный в этой теме кто забыл, что речь о советском движке середины 1970х и РН на его основе.

А весовое совершенство Ф9 в те времена в СССР - ненаучная фантастика(да и сейчас тоже).

да ну
МюПН Союза (открытая керосинка 50х годов, технологии изготовления ступеней оттуда же) 2.7. Летает до сих пор, на мюПН жалоб нет.
Аналогичный тандем на тех же технологиях имел бы мюПН больше 3.
Вы невнимательны? Или решили поупражняться в передергивании?
Речь про 2х ступ.
Р7 же - Зх ступы(или если угодно 2,5 ступы).

fagot

Цитата: Demir_Binici от 13.04.2024 12:50:13Фраза "не стали бы и при наличии" звучит уж слишком предположительно. Сейчас пожалуй сложно установить, почему в 70-е годы решили делать так как сделали. Между "не было потребности" и "не было возможности" сейчас каждый волен выбрать ту версию, которая ему милее. Имеет смысл только обсуждение того, что если бы была потребность и была к тому возможность, то какие плюсы и минусы были бы у такого решения.
Как бы то ни было, четыре камеры не сделали двигатель принципиально хуже в сравнении с однокамерным.
Цитата: Demir_Binici от 13.04.2024 12:50:13Интересно и самому было бы, если бы кто-то взял на себя труд подробно изучить десятки неудачных пусков Р7 и рассортировать по причинам. Про ВЧ-колебания и борьбу с ними читал здесь. Там и про Союз-У2 интересно написано.
http://www.lpre.de/energomash/RD-107/index.htm
Мне неизвестны аварии по причине ВЧ. Основная причина разработки РД-107А - увеличение УИ и тяги, чтобы компенсировать отказ от синтина.

fagot

Цитата: Евгений Б. от 13.04.2024 12:59:48А весовое совершенство Ф9 в те времена в СССР - ненаучная фантастика(да и сейчас тоже).
Именно оно главный секрет Ф9, а не попсовые копчёные залепухи на ножках для лопушков/жуликов.
Можно переименовать азвоза, но невозможно выдавить его из человека. ;D

Евгений Б.

Цитата: fagot от 13.04.2024 13:18:57
Цитата: Евгений Б. от 13.04.2024 12:59:48А весовое совершенство Ф9 в те времена в СССР - ненаучная фантастика(да и сейчас тоже).
Именно оно главный секрет Ф9, а не попсовые копчёные залепухи на ножках для лопушков/жуликов.
Можно переименовать азвоза, но невозможно выдавить его из человека. ;D
Возражения по сути есть?   8)

fagot

На открытой вонючке двухступы получались, а на керосинке прямо никак.

Евгений Б.

Цитата: fagot от 13.04.2024 13:23:03На открытой вонючке двухступы получались, а на керосинке прямо никак.
Ну зачем передергивать? Вы же не в Израиле живете.
Я ж написал:
Цитата: Евгений Б. от 13.04.2024 12:23:41На открытой керосинке 2х ступ не получилось бы сделать с приемлемой мюПН.
А у 2х ступов на вонючке мюПН - неприемлемое


vlad7308

Цитата: fagot от 13.04.2024 13:12:11
ЦитироватьНу разумеется. "Мы стоим на плечах гигантов".
Я ж не говорю, что Глушко был глупцом.
Но сейчас то уже видно, что он сильно ошибся.
Он ошибся только с уровнем давления
А мне кажется, с размерностью и многокамерностью. Что доказывает вся история этого семейства за последние 30 лет.
это оценочное суждение

fagot

У Циклона-2 и Космоса-3М был неприемлемый мю ПН или что?