Артемида (Artemis) - лунная пилотируемая программа США

Автор zandr, 14.05.2019 08:00:44

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Ronin

Цитата: Veganin от 19.08.2024 09:57:10Средняя скорость каскадеров во время бега достигала 6 м/с, что позволяло им удержаться от падения.
Что есть 21,6 км/ч. Если при этом имитируется земная тяжесть - то поддерживать такую скорость длительное время достаточно сложно. Это примерно норматив на стометровку. На длинных дистанциях - где-то между МС и КМС )

Veganin

Цитата: Ronin от 21.08.2024 22:56:40Если при этом имитируется земная тяжесть - то поддерживать такую скорость длительное время достаточно сложно.
Не земная, а лунная - 1/6 земной.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

Ronin

Я так понял они хотят так имитировать земную тяжесть:

Цитата: Veganin от 19.08.2024 09:57:10Сила, которую они испытывали при соприкосновении со стеной, была сравнима по величине с силой тяжести на Земле.

Ок. вспоминаем формулу, a=(v^2)/R , подставляем v=6м/с и R=4.85м, получаем a~=7.4м/с^2 , т.е. три четверти от земной. Возможно, каскадёры больше 6м/с разогнаться не смогли.

Veganin

#2003
https://arstechnica.com/space/2024/08/nasa-wants-clarity-on-orion-heat-shield-issue-before-stacking-artemis-ii-rocket/
ЦитироватьNASA wants clarity on Orion heat shield issue before stacking Artemis II rocket
"We have still a lot of work to do to close out the heat shield investigation"

STEPHEN CLARK - 8/22/2024, 1:09 AM

NASA would like to start stacking the Space Launch System rocket for the Artemis II mission—the first human flight around the Moon since 1972—sometime next month, but the agency's exploration chief says the milestone could be delayed as engineers continue studying the readiness of the Orion spacecraft's heat shield.

The heat shield, already installed at the base of the Orion spacecraft, will take the brunt of the heating when the capsule blazes through Earth's atmosphere at the end of the 10-day mission. On the Artemis I test flight in late 2022, NASA sent an Orion spacecraft to the Moon and back without a crew aboard. The only significant blemish on the test flight was a finding that charred chunks of the heat shield unexpectedly stripped away from the capsule during reentry as temperatures increased to nearly 5,000° Fahrenheit (2,760° Celsius).

The spacecraft safely splashed down, and if any astronauts had been aboard, they would have been fine. However, the inspections of the recovered spacecraft showed divots of heat shield material were missing. The heat shield material, called Avcoat, is designed to erode away in a controlled manner during reentry. Instead, fragments fell off the heat shield that left cavities resembling potholes.

"A lot of work to do"
NASA launched internal and independent investigations to look into the heat shield issue. Catherine Koerner, NASA's associate administrator for development of exploration systems, told Ars the inquiry remains open.

"We have not made any formal decisions on the forward path yet because we still are doing analysis," she said. "There are a lot of complications associated with the heat shield, not only with identifying a root cause, but also figuring out a path forward once we identify that root cause."

This is a complicated thermodynamic and aerodynamic problem, with engineers studying the combined effects of heating and air resistance as the Orion spacecraft dives deeper into the atmosphere. Victor Glover, the pilot of the Artemis II mission, told Ars earlier this year that ground testing and analyses can only go so far, and some of the dynamics may not be fully understood without more flight data.

Commander Reid Wiseman, mission specialist Christina Koch, and Canadian astronaut Jeremy Hansen will join Glover on the Artemis II mission. They will fly around the far side of the Moon inside the Orion capsule after lifting off from NASA's Kennedy Space Center in Florida on a Space Launch System (SLS) rocket. Artemis II will pave the way for future landing missions to deliver astronauts to the Moon's south pole.

But it's taking longer than NASA officials would have liked to complete the Orion heat shield investigation. Koerner said she didn't want to estimate how much longer it would take for NASA to come to a decision on what, if anything, to change on the Artemis II mission to reduce the risk to the astronauts.

"The best way to ensure crew safety on any activity, but especially this one in particular, is to make sure that they understand that they're doing this—the focus of this investigation and the forward path—with crew safety in mind, and not with schedule pressure or any other kind of external pressure from stakeholders," she said.

Potential solutions to the heat shield issue for Artemis II include altering the spacecraft's trajectory during reentry or making changes to the heat shield itself. The latter option would require partially disassembling the Orion spacecraft at NASA's Kennedy Space Center, something that would probably delay the launch date from September 2025 until 2027 at the earliest. Another alternative could be to do nothing and fly the Artemis II mission as is.

"The entire trade space is open," Koerner said. "But as far as the actual Artemis II mission, right now, we're still holding to the September '25 launch date, knowing that we have still a lot of work to do to close out the heat shield investigation."

Limited life
One decision NASA will soon have to make is whether to begin stacking each of the Space Launch System's twin five-segment solid rocket boosters inside the Vehicle Assembly Building (VAB) at Kennedy. That is supposed to begin next month, with the placement of the bottom segments of each booster on the rocket's mobile launch platform inside the VAB.

But there's a time limit on how long the boosters can be stacked vertically on their launch platform. The joints connecting each piece of the SLS rocket's side boosters were originally certified for one year, but NASA nearly doubled the time limit for the Artemis I launch and could do so again for Artemis II.

Nevertheless, Koerner said NASA wants a better idea of the direction it will go on the Orion heat shield issue before giving the green light to assemble the rocket inside the VAB. "We will wait until we have the decision on the heat shield, or at least understanding of that, before we make the decision on stacking," she told Ars.

The major elements of the SLS rocket and Orion spacecraft are all undergoing preparations at the Florida launch site. The SLS core stage arrived at Kennedy last month, and technicians will mount it between the rocket's twin solid-fueled boosters once those are fully stacked on the launch platform.

Right now, work on the Orion spacecraft is driving the schedule for the Artemis II launch. It's not just the heat shield but also hands-on preparations and testing on Orion inside the Neil Armstrong Operations and Checkout Building at Kennedy. The Orion crew and service modules—made by Lockheed Martin and Airbus, respectively—are bolted together and recently completed tests inside a vacuum chamber to simulate the airless conditions in space.

Ground teams are swapping out batteries and digital motor controllers on the Orion spacecraft to resolve two other technical issues with the vehicle. Once this work is complete, NASA will transfer the spacecraft to a separate facility at Kennedy for fueling and integration with Orion's launch abort system. Then, perhaps in the spring or summer of 2025, Orion will be ready for stacking on top of the SLS rocket.

All that, of course, hinges on NASA deciding Artemis II is safe enough to fly without any hardware changes to the Orion heat shield.
Теплозащитный экран нужно было гораздо раньше испытывать на почти 2 космической скорости - советские лунные "Зонды" и "Чаньэ-5Т", запущенный за 6 лет до "Чаньэ-5", это подтверждают. Инженерное высокомерие - очень плохая штука, как и некомпетентность руководителей высшего и среднего звена, о чем говорит и история со "Старлайнером".
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

Astro Cat

Дело то не в теплозащитном экране, а в трусливом руководстве NASA. Они хотят сидеть, не принимать никаких опасных решений и получать зарплату. Это видно не только по Ориону, но и по Старлайнеру. Будут тянуть резину пока их не выгонят.

german_kmw

Цитата: Astro Cat от 22.08.2024 21:34:12Дело то не в теплозащитном экране, а в трусливом руководстве NASA. Они хотят сидеть, не принимать никаких опасных решений и получать зарплату. Это видно не только по Ориону, но и по Старлайнеру. Будут тянуть резину пока их не выгонят.
Когда начинается риск с шакой на голо имеем то случаются Челленджеры, Колумбии, Старлайнеры, после которых программу рисконавтов прикрывают, а руководству НАСА дают ускорение пониже спины.  Риск должен быть сведёт к минимуму на испытаниях. 

hlynin

— Лунная прогулка по пустыне (A moonwalk in the desert0 (на англ.) «BBC Sky at Night Magazine», №232 (сентябрь), 2024 г., стр. 15 в pdf - 723 кб
Подпись к фотографии: "Астронавты НАСА Кейт Рубинс и Андре Дуглас сделали еще один маленький шаг к высадке на Луну в рамках миссии НАСА "Артемида III", сымитировав лунную прогулку в пустыне Аризоны. Они вдвоем пересекли вулканическое поле Сан-Франциско в Аризоне - область, геологически схожую с Луной, - в макетах скафандров. Масса скафандров составляла около 30 кг, что соответствует весу аппаратов, которые носили астронавты "Аполлона" при лунной гравитации. Эта пара проводила геологические исследования днем и ночью, исследуя, как шарнирные соединения и осветительные установки влияют на их работу. Пара также пообщалась с "наземной" научной командой и центром управления полетами, проверяя процедуры будущей посадки. В настоящее время НАСА надеется запустить Artemis III к сентябрю 2026 года, но эти сроки могут быть слишком амбициозными. Система посадки человека для доставки экипажа на поверхность разрабатывается компанией SpaceX, но космический корабль, предназначенный для ее доставки, может быть завершен не раньше февраля 2028 года."

Димитър

Цитата: hlynin от 27.08.2024 11:08:12космический корабль, предназначенный для ее доставки, может быть завершен не раньше февраля 2028 года.
А это откуда известно? СпейсХ такое высказывание делали?

hlynin

Цитата: Димитър от 27.08.2024 11:30:11А это откуда известно? СпейсХ такое высказывание делали?
Вопросы - к журналу. Я думаю - это домыслы и сделают уже в 2026-м

Veganin

https://www.ixbt.com/news/2024/07/26/nasa-legs-artemis-deep-space-network.html
ЦитироватьNASA запускает новые антенны лунной связи LEGS для миссий Artemis и разгрузки Deep Space Network



Три новые площадки для исследования Луны (LEGS) значительно улучшат качество услуг связи сети ближнего космоса и станут ключевой поддержкой для кампании NASA Artemis. Программа NASA по космической связи и навигации (SCaN) поддерживает две основные сети связи агентства: Deep Space Network и Near Space Network. Эти сети позволяют спутникам отправлять данные на Землю для исследований и открытий, используя антенны по всему миру для захвата сигналов со спутников, сбора данных и отслеживания миссий. Они уже доказали свою эффективность, поддерживая первую миссию Artemis во время её 25-дневного путешествия вокруг Луны, и будут делать то же самое для предстоящей миссии Artemis II.

В рамках инициативы NASA «Луна-Марс» агентство добавило три новые антенны LEGS в Near Space Network. Эти антенны будут напрямую поддерживать более поздние миссии Artemis и сопутствующие миссии, такие как система посадки человека, лунный вездеход и станция Gateway.

«Одной из главных целей LEGS является разгрузка Deep Space Network. Near Space Network и её новые антенны LEGS будут сосредоточены на лунных миссиях, позволяя Deep Space Network поддерживать миссии, направленные дальше, в глубь Солнечной системы, такие как космический телескоп "Джеймс Уэбб" и межзвёздные миссии Voyager», — сказал TJ Crooks, менеджер проекта LEGS в Центре космических полётов имени Годдарда NASA в Гринбелте (штат Мэриленд).

Near Space Network предоставляет услуги связи и навигации для миссий в любом месте от Земли до 1,2 миллиона миль, включая Луну и точки Лагранжа 1 и 2 системы Солнце-Земля. Антенны LEGS, диаметром 66 футов, будут стратегически размещены по всему миру, чтобы гарантировать непрерывную поддержку лунных операций. Когда спутник вращается вокруг Луны, он кодирует свои данные в радиочастотный сигнал, который затем передаётся на антенну LEGS. Эти данные направляются операторам миссии и учёным по всему миру для принятия решений о состоянии и орбите космического корабля или использования научных данных для совершения открытий.

Антенны LEGS будут чрезвычайно гибкими для пользователей, реализуя «двухдиапазонный подход» для антенн, который позволит миссиям общаться, используя два разных радиочастотных диапазона — X-диапазон и Ka-диапазон. Дополнительные мощности LEGS будут запрашиваться у коммерческих поставщиков услуг и будут включать «трёхдиапазонный подход» для антенн, использующих S-диапазон в дополнение к X- и Ka-диапазонам.

Первая наземная станция, LEGS-1, находится в комплексе NASA White Sands в Лас-Крусес (штат Нью-Мексико). Антенна LEGS-2 будет находиться в Матиесфонтейне (Южная Африка, недалеко от Кейптауна), в партнёрстве с SANSA, Южноафриканским национальным космическим агентством. Для LEGS-3 NASA изучает места в Западной Австралии. Эти станции дополнят существующие возможности сетей ближнего и дальнего космоса и обеспечат более надёжные услуги связи для кампании Artemis.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

Veganin

https://www.space.com/nasa-inspector-general-report-mobile-launcher-2-artemis-sls?utm_source=ixbtcom
ЦитироватьNASA Inspector General issues harsh report on delayed SLS mobile launcher project

By Andrew Jones published 17 hours ago


Машперевод
Усилия НАСА по возвращению людей на Луну подверглись очередному критическому отчету о ходе проекта.

Управление генерального инспектора НАСА (OIG) опубликовало уничтожающий отчет по проекту Mobile Launcher 2 (ML-2). ML-2 необходим для транспортировки огромной лунной ракеты Space Launch System (SLS) НАСА на стартовую площадку.

В отчете OIG отмечены значительные перерасходы средств и задержки. Первоначально прогнозировалось, что стоимость проекта составит 383 млн долларов США с поставкой к марту 2023 года, но сейчас стоимость проекта оценивается в 1,8 млрд долларов США. OIG полагает, что окончательная стоимость может вырасти до 2,7 млрд долларов США — более чем в шесть раз по сравнению с первоначальной сметой — к тому времени, когда подрядчик Bechtel поставит ML-2. Поставка теперь ожидается в сентябре 2027 года.

Компания Bechtel получила контракт с оплатой издержек плюс в 2019 году. Согласно отчету, компания столкнулась с техническими проблемами, включая проблемы с изготовлением стали и управлением весом гигантской опорной конструкции.

Мобильная пусковая установка 2 необходима для доставки модернизированной, более крупной и тяжелой ракеты SLS Block 1B на стартовую площадку, начиная с миссии NASA Artemis 4. Конструкция включает в себя базовую платформу и башню с различными системами для заправки, питания и доступа экипажа.

Примечательно, что в отчете высказываются опасения, что реализация проекта может быть отложена еще больше, что приведет к отсрочке будущих миссий  Artemis .

«Мы прогнозируем, что ML-2 не будет готов к запуску до весны 2029 года, что превышает запланированную дату запуска Artemis IV в сентябре 2028 года», — говорится в отчете.

В отчете NASA рекомендовалось извлечь уроки из проекта ML-2, касающиеся приобретения и управления проектом, и проанализировать возможность использования контракта с фиксированной ценой. NASA частично согласилось с этими рекомендациями и запланировало корректирующие действия.

Новый отчет OIG последовал за недавними сообщениями, в которых резко критиковались контроль качества работ компании Boeing над SLS и проблемы с теплозащитой , влияющие на пилотируемый космический корабль Orion , который строится для NASA компанией Lockheed Martin.
[свернуть]
NASA's effort to return humans to the moon have been hit with another critical report on its progress.

The NASA Office of Inspector General (OIG) has issued a scathing report on the Mobile Launcher 2 (ML-2) project. ML-2 is needed to transport NASA's enormous Space Launch System (SLS) moon rocket to the launch pad.

The OIG report highlights significant cost overruns and delays. Initially projected to cost $383 million with delivery by March 2023, the project's cost has now run to an estimated $1.8 billion. The OIG believes the final cost could yet grow to $2.7 billion — more than six times the initial cost estimate — by the time contractor Bechtel delivers ML-2. Delivery is now expected in September 2027.

Bechtel was awarded the cost-plus contract in 2019. The company has struggled with technical challenges, including issues with steel fabrication and weight management of the giant ground support structure, according to the report.

Mobile Launcher 2 is required to haul the upgraded, larger and heavier SLS Block 1B rocket to the pad, starting with NASA's Artemis 4 mission. The structure includes a base platform and a tower with various systems for fueling, power and crew access.

Significantly, the report raises concerns that the project could suffer further delays and push back future Artemis missions.

"We project the ML-2 will not be ready to support a launch until spring 2029, surpassing the planned September 2028 Artemis IV launch date," the report read.

The report recommended that NASA take lessons learned from the ML-2 project relating to acquisition and project management and analyze the feasibility of using a fixed-price contract. NASA partially concurred with these recommendations and has planned corrective actions.

The new OIG report follows recent reports strongly criticizing Boeing's quality control over work on the SLS and heatshield issues affecting the Orion crew spacecraft, which is built for NASA by Lockheed Martin.
Сам рапорт можно скачать по ссылке https://oig.nasa.gov/wp-content/uploads/2024/08/ig-24-016.pdf?emrc=66d0f763a119c

В 6+ раз может превысить первоначальную стоимость... Очень наглые и вороватые подрядчики не только у Роскосмоса.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

Astro Cat

Цитата: Veganin от 30.08.2024 11:54:52В 6+ раз может превысить первоначальную стоимость...

"Сьесть то он сьесть. Да ктож ему дасть?"(с)

Бабло уже запланировано и лиших миллиардов NASA никто не давал пока. Чую дадут пинка главе NASA. Cтолько косяков!

Seliv

Цитата: Astro Cat от 30.08.2024 21:54:16
Цитата: Veganin от 30.08.2024 11:54:52В 6+ раз может превысить первоначальную стоимость...
"Сьесть то он сьесть. Да ктож ему дасть?"(с)
Бабло уже запланировано и лиших миллиардов NASA никто не давал пока. Чую дадут пинка главе NASA. Cтолько косяков!
От пинка главе наса,(скорее всего он в любом случае уйдет, после выборов, ктоб не победил) стоимость этого контракта не сильно меняется. она cost+ , а не фиксированная. Оплачиваем все работы и небольшая прибыль сверху. старый вариант, и роскосмоса тоже. Исполнителю всегда выгодно сделать побольше работ 

Veganin

#2013
https://arstechnica.com/space/2024/09/eminent-officials-say-nasa-facilities-some-of-the-worst-theyve-ever-seen/
https://3dnews.ru/1110922/eksperti-akademii-nauk-ssha-priznali-obekti-nasa-hudshimi-iz-kogdalibo-vidennih
ЦитироватьКризис в NASA: около 83% объектов агентства устарели, и это угрожает освоению Луны и Марса
13.09.2024 [11:25],  Дмитрий Федоров

Независимая комиссия Национальной академии наук (NAS) США представила отчёт о состоянии NASA, и выводы оказались неутешительными: 83 % объектов агентства устарели. Для ликвидации технологического отставания требуется $3,3 млрд. Эксперты предупреждают, что NASA рискует утратить инженерные компетенции, уступая их частному сектору, и не имеет чёткой стратегии, что ставит под угрозу амбициозные планы космического агентства по освоению Луны и Марса.

Норм Огастин (Norm Augustine), председатель комиссии, отметил: «У NASA всегда программ на $3 млрд больше, чем имеется средств». Эта проблема сохраняется с 1990 года, когда Огастин провёл первый анализ космических программ NASA, и она вновь подтвердилась в 2009 году при повторном анализе. Согласно новому отчёту, 83 % объектов NASA эксплуатируются сверх проектного срока, а накопленная задолженность по техобслуживанию достигла астрономических $3,3 млрд. При ежегодных затратах на обслуживание в $250 млн для ликвидации этого отставания за 10 лет потребуется ежегодное увеличение бюджета NASA на инфраструктуру на $600 млн.

Политики предпочитают финансировать новые миссии вместо поддержания старой инфраструктуры. Проекты, подобные лунной программе Artemis или космическому телескопу для изучения глубин Вселенной, привлекают внимание СМИ и создают рабочие места здесь и сейчас. Между тем, по данным Эрика Вайзера (Erik Weiser), директора NASA по объектам и недвижимости, большинство объектов агентства находятся в «посредственном или плохом» состоянии. Комиссия в своём отчёте подчеркнула: «Тенденция отдавать приоритет новым миссиям в ущерб поддержанию существующих активов привела к созданию инфраструктуры, неприемлемой по большинству промышленных стандартов». Члены комиссии назвали некоторые объекты NASA «худшими из когда-либо виденных».

Огастин привёл статистику: с 2010 года бюджет NASA на миссии вырос на 8 %, тогда как финансирование поддержки миссий сократилось на 33 %. В результате каждый доллар, выделенный на поддержку миссий, должен обеспечивать на 50 % больше активности, чем в 2010 году. NASA сталкивается с инфраструктурными проблемами на фоне реализации сложнейших миссий за свою 66-летнюю историю. Огастин отметил: «Программа Artemis по высадке на Луну ставит задачи, значительно превосходящие по сложности миссию ,,Аполлон"».



Диаграмма состояния объектов NASA в разбивке по центрам и дисциплинам. Красный круг означает плохое состояние, жёлтый — от удовлетворительного до посредственного, а зелёный — соответствие нормам. Размер круга соответствует количеству объектов в каждом центре.
          Источник изображения: Ars Technica


Космический центр им. Джонсона (JSC) в Хьюстоне, отвечающий за подготовку астронавтов и управление полётами МКС и будущих лунных миссий, имеет худшие показатели по состоянию инфраструктуры. Лишь Лаборатория реактивного движения (JPL) в Калифорнии, занимающаяся разработкой роботизированных межпланетных зондов, и Космический центр Стенниса (SSC) в Миссисипи, где проводятся испытания ракетных двигателей, не получили неуд.

Эксперты рекомендовали Конгрессу поручить NASA создать ежегодно пополняемый оборотный фонд для финансирования техобслуживания и модернизации инфраструктуры. Джилл Дальбург (Jill Dahlburg), член комиссии, отметила, что для реализации этой идеи необходимо федеральное законодательство. Подобные фонды уже используются другими правительственными агентствами.

Комиссия выявила отсутствие у NASA чёткой долгосрочной стратегии по разработке технологий для будущих миссий. Эксперты призвали агентство определить даты для критически важных технологий и расставить приоритеты в их разработке. Несоответствие между федеральными годовыми бюджетными циклами и десятилетними сроками реализации миссий NASA усугубляет проблему планирования. «На встречах с сотрудниками агентства мы часто слышали о том, что нет никакого смысла пытаться заниматься долгосрочным планированием в таких организациях, как NASA», — отметил Огастин.

Профессор Массачусетского технологического института (MIT) Эд Кроули (Ed Crawley) выделил 10 ключевых технологий для устойчивого присутствия человека на Луне и будущих экспедиций на Марс. Критическими он назвал энергоснабжение и двигательные установки в космосе для перемещения крупных масс вокруг Земли, Луны и Марса, технологии входа в атмосферу, спуска и посадки для космических аппаратов, направляющихся на Красную планету, а также защиту людей от радиации.


Зеркало космического телескопа «Джеймс Уэбб» помещают в вакуумную испытательную камеру в Космическом центре NASA им. Джонсона в 2017 году

Комиссия также обратила внимание на опасения сотрудников NASA, что растущая зависимость от коммерческих партнёров может привести к снижению квалификации персонала. Комитет признал успехи коммерческих программ NASA по перевозке грузов и экипажей по контрактам на обслуживание, но предупредил, что чрезмерное злоупотребление ими заставляет сотрудников агентства выполнять надзорные функции, а не заниматься инженерной работой.

Кэти Салливан (Kathy Sullivan), бывшая астронавт и экс-администратор Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA) США, выразила мнение комиссии: «США будут лучше подготовлены к будущему, сохранив инженерный опыт в NASA, а не превратив агентство в канал финансирования или контролёра».

Пока коммерческие партнёры NASA ещё часто полагаются на технический опыт и объекты агентства. SpaceX запускает ракеты с площадки NASA, тестирует Crew Dragon в вакуумной камере NASA и опирается на экспертов агентства при разработке корабля и программы подготовки астронавтов. NASA имеет множество соглашений с другими компаниями о предоставлении экспертизы. Ханс Кёнигсманн (Hans Koenigsmann) из SpaceX отметил, что сервисные контракты NASA привели к «удивительному прогрессу», но вызвали беспокойство у сотрудников NASA относительно будущего объёма практической работы в агентстве.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.