Артемида (Artemis) - лунная пилотируемая программа США

Автор zandr, 14.05.2019 08:00:44

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

nonconvex

Цитата: Patron от 22.07.2024 21:43:45Осталось совсем немного - встать у Большого Руля. Или не встать - тогда это ещё один трепач.
Не встанет, он не родился в США. Если только войдет в теневое правительство, что вряд ли, там демократы сидят.

Patron

Цитата: nonconvex от 23.07.2024 02:17:56
Цитата: Patron от 22.07.2024 21:43:45Осталось совсем немного - встать у Большого Руля. Или не встать - тогда это ещё один трепач.
Не встанет, он не родился в США. Если только войдет в теневое правительство, что вряд ли, там демократы сидят.
Чистое ИМХО: у него одно, но неоспоримое преимущество, в отличие от сонма так называемых потенциальных кандидатов, произведение возраста на амбиции и более-менее интуитивное понимание плана дальнейших действий. Все остальные - исторический балласт, после них не только разруха в мозгах, но и в действиях. Я "ставлю" на него, с паспортом он, или без паспорта, но 22 года на одном и том же посту, "раскочегарить" завшивевшую в мозгах и телах биомассу, хотя бы часть её (инженерный корпус) - это по факту есть результат. У остальных, уже десятилетия - только глаголы будущего времени.

zandr

https://tass.ru/kosmos/21450933
ЦитироватьNASA протестировало лазерную связь в космосе
НЬЮ-ЙОРК, 25 июля. /ТАСС/. Исследователи NASA успешно протестировали лазерную связь в космосе, передав с борта самолета видео в разрешении 4К на Международную космическую станцию (МКС) и обратно. Об этом сообщил портал The Verge со ссылкой на ведомство.

По его информации, технология позволит провести прямую трансляцию высадки астронавтов на Луну в рамках миссий Artemis 2 и Artemis 3, запланированных на 2025 и 2026 год соответственно. Также итоги тестирования демонстрируют перспективы развития оптической связи, которую можно будет установить с Марсом и другими планетами, утверждает портал.

Обычно NASA использует радиоволны для коммуникации с космосом, но лазерная связь, использующая инфракрасный свет, может передавать данные до 100 раз быстрее, пишет The Verge.
Спойлер
В июне российская компания "Бюро 1440" успешно завершила тестирование лазерной спутниковой связи в космосе. Более 200 ГБ были переданы на скорости 10 ГБит/сек между космическими аппаратами на расстоянии от 30 до 1 005 км друг от друга. 25 июля российский терминал лазерной связи получил летную квалификацию. В Минцифры РФ сообщили, что спутниковый интернет и связь с такой технологией будут доступны без перебоев в самых отдаленных уголках России.
[свернуть]

hlynin

#1983
Джонатан О'Каллаган. Отмененный луноход НАСА ставит под сомнение посадку экипажа в 2026 году (Jonathan O'Callaghan, NASA's cancelled moon rover calls the 2026 crewed landing into question) (на англ.)«New Scientist», том 263, №3501 (27 июля), 2024 г., стр. 9в pdf - 1,49 Мб
"Полностью построенный луноход, который должен был отправиться на Луну в следующем году [2025], вместо этого будет демонтирован из-за бюджетных проблем, - объявило НАСА. Это заставило исследователей усомниться в том, действительно ли космическое агентство намерено посадить космический корабль с экипажем на Луну в 2026 году, как оно утверждает в настоящее время. Луноход Volatiles Investigating Polar Exploration Rover (VIPER) планировалось отправить на южный полюс Луны в сентябре 2025 года для поиска водяного льда. Оснащенный буром, луноход искал бы лед под поверхностью Луны в нескольких местах, в том числе в некоторых постоянно затененных кратерах. Однако 17 июля [2024 года] НАСА объявило, что отменяет миссию. (...) НАСА уже потратило 450 миллионов долларов на луноход, и ожидается, что отмена позволит сэкономить только 84 миллиона долларов. Агентство заявляет, что открыто для "выражения заинтересованности со стороны промышленности США и международных партнеров" в приобретении VIPER, но если этого не произойдет к 1 августа [2024 года], он будет разобран с целью повторного использования его частей в будущих миссиях. (... Отмена проекта VIPER также означает, что Китай может получить преимущество в охоте за ресурсами на Луне. Его предстоящие беспилотные миссии "Чанъэ-7" и "Чанъэ-8", запланированные на 2026 и 2028 годы соответственно, будут направлены на южный полюс Луны в поисках водяного льда. (...) Другие проекты НАСА, такие как рентгеновская обсерватория "Чандра" и миссия по возвращению образцов с Марса для сбора камней с Красной планеты, уже были запущены. также столкнулись с сокращениями или отменами из-за сокращения бюджетов".

triage

Цитата: hlynin от 27.07.2024 11:29:32Полностью построенный марсоход, который должен был отправиться на Луну
причесать текст кажется можно было... в оригинале rover , а не что-то марсианское

hlynin

Спасибо. Всегда исправлял. А тут поспешил. Исправляю

Veganin

#1986
https://arstechnica.com/space/2024/08/nasas-lunar-gateway-has-a-big-visiting-vehicles-problem
ЦитироватьNASA's Lunar Gateway has a big visiting vehicles problem

ERIC BERGER - 8/1/2024, 6:38 PM


A rendering of NASA's proposed lunar gateway


Машинный перевод
Помните Lunar Gateway? Вас можно простить, если нет, так как программа продолжает перебрасываться планировщиками NASA, и до сих пор не совсем ясно, какой цели должна служить лунная космическая станция.

Gateway — небольшая космическая станция, которая будет летать по гало-орбите вокруг Луны и проводить большую часть времени вдали от лунной поверхности — изначально планировалось запустить в 2022 году.  Очевидно, этого не произошло, и теперь, согласно  новому отчету Счетной палаты США , космическое агентство не ожидает запуска начальных элементов Gateway как минимум до декабря 2027 года.  Базовая оценка стоимости составляет 5,3 миллиарда долларов.

Текущие планы NASA предполагают использование Gateway в рамках миссии Artemis IV, которая в настоящее время запланирована на сентябрь 2028 года. К сожалению, текущая цель запуска Gateway уже на три месяца позже, чем необходимо для поддержки Artemis IV, второй миссии по высадке людей на Луну. Но это нормально. Есть много других движущихся частей для этой миссии, поэтому запуск в любое время в этом десятилетии был бы победой.

В отчет включена полезная картинка, поясняющая сложную последовательность действий, которые должны произойти для того, чтобы Gateway был задействован в миссии Artemis IV:

  • Запуск начальных сегментов Gateway, силового и двигательного модуля, а также жилого модуля на гало-орбиту вокруг Луны.
  • Запуск корабля SpaceX Dragon XL для доставки грузов на Gateway.
  • Запуск нескольких космических кораблей SpaceX Starship для заправки лунного космического корабля, который затем полетит к Gateway и состыкуется с ним.
  • Запуск ракеты NASA Space Launch System с четырьмя астронавтами на борту космического корабля Orion, а также еще одним модулем Gateway.
  • После запуска «Орион» отделяется от ракеты и стыкуется с этим модулем, Международным жилищем.
  • Orion буксирует International Habitat к Gateway и пристыковывается; команда выходит на Gateway.
  • Двое членов экипажа садятся на корабль Lunar Starship и отправляются на Луну на шесть дней.
  • Звездолет возвращается к Вратам, а четыре астронавта возвращаются на Землю внутри Ориона.

В отчете довольно сдержанно отмечается, что этот план довольно сложен и сопряжен с серьезными рисками срыва графика.

«Эта миссия будет сложной, поскольку NASA необходимо будет координировать действия семи программ NASA, нескольких подрядчиков, которые поддерживают эти программы, и международных партнеров для выполнения миссии», — говорится в отчете. «Это также будет первый запуск модернизированной версии ракеты Space Launch System».

Трудности развития
В отчете также говорится, что программа Gateway сталкивается с некоторыми довольно серьезными техническими трудностями. Одна из них связана с дефектным сетевым чипом, который обеспечивает связь по всей лунной космической станции. Его отказ может вызвать множество проблем на борту Gateway.

«Например, эти дефекты могут привести к неожиданному перезапуску бортовых компьютеров», — говорится в отчете. «Если сеть не функционирует должным образом, это может привести к потере контроля над Gateway. Руководители программы также обеспокоены тем, что они могут обнаружить больше дефектов в коммуникационной сети, основываясь на количестве уже обнаруженных».

Другой риск связан с так называемой «управляемостью стека». По сути, это означает, что поскольку Lunar Starship компании SpaceX намного массивнее Gateway, при его стыковке с космической станцией силовой и двигательный элемент (PPE) Gateway не сможет поддерживать правильную ориентацию всего стека.

«По оценкам руководства программы, масса лунного посадочного модуля Starship примерно в 18 раз превышает значение, которое NASA использовало для разработки параметров управляемости PPE», — говорится в отчете. «Согласно руководству NASA по системному проектированию, запоздалые требования и изменения в конструкции могут привести к росту затрат и задержкам в графике».

В отчете также содержатся некоторые отрезвляющие выводы о потенциальной полезности Lunar Gateway для миссий на Марс. (В прошлом представители NASA говорили о Gateway как о промежуточной площадке для космических кораблей и топливе для пилотируемых миссий на поверхность Марса.) Однако проблема «управляемости стека» создает серьезные ограничения для размещения крупных транспортных средств для марсианского транзита. Более того, запланированный 15-летний срок службы Gateway может оказаться недостаточным для поддержки миссий на Марс.

«Gateway мог бы превысить запланированный 15-летний срок службы на орбите уже в 2042 году, когда пилотируемые миссии на Марс только начнутся», — говорится в отчете.

В целом, отчет, похоже, предполагает, что Gateway сильно отстает от графика и имеет ограниченное применение для высадок на Луну и Марс. Отчет предполагает, что Gateway будет сложным для реализации в то же самое время, когда NASA пытается запустить программу лунной поверхности. Но в остальном все идет отлично.
[свернуть]

Do you remember the Lunar Gateway? You could be forgiven if not, as the program continues to be tossed around by NASA planners, and it is still not entirely clear what purpose the lunar space station is supposed to serve.

The Gateway—a small space station that will fly in a halo orbit around the Moon and spend most of its time far from the lunar surface—was initially supposed to launch in 2022. That obviously did not happen, and now, according to a new report from the US Government Accountability Office, the space agency does not expect the launch of the initial elements of the Gateway until at least December 2027. The baseline cost estimate is $5.3 billion.

NASA's present plans contemplate using the Gateway as part of the Artemis IV mission, presently scheduled for September 2028. Unfortunately, the Gateway's current launch target is already three months later than needed to support Artemis IV, the second mission to land humans on the Moon. But that's OK. There are a lot of other moving parts for this mission, so a launch any time this decade would be a win.

The report includes a helpful cartoon to explain the complicated sequence that needs to happen for Gateway to be involved in the Artemis IV mission:

Launch of the initial segments of the Gateway, a power and propulsion module, and a habitation module, to a halo orbit around the Moon
Launch of a SpaceX Dragon XL vehicle to bring supplies to the Gateway
Launch of multiple SpaceX Starships to fuel a Lunar Starship, which will then fly to and dock with the Gateway
Launch of a NASA Space Launch System rocket carrying four astronauts inside an Orion spacecraft as well as another Gateway module
After launch, Orion separates from the rocket and docks with this module, the International Habitat
Orion tugs the International Habitat to the Gateway and docks; the crew exits onto Gateway
Two crew members board the Lunar Starship and go down to the Moon for six days
Starship flies back to the Gateway, and the four astronauts return to Earth inside Orion.


How the Artemis IV mission will (probably) take place

In a rather understated manner, the report notes that this plan is fairly complex and faces some serious schedule risks.

"This mission will be complex because NASA will need to coordinate across seven NASA programs, multiple contractors that support those programs, and international partners to execute the mission," the report states. "It will also be the first launch of an upgraded version of the Space Launch System rocket."


Developmental difficulties
The report also finds that the Gateway program is running into some pretty serious technical difficulties. One involves a defective network chip that facilitates communication throughout the lunar space station. Its failure could cause myriad problems onboard the Gateway.

"For example, these defects could lead the flight computers to unexpectedly restart," the report states. "If the network is not functioning properly, it could result in loss of control of the Gateway. Program officials are also concerned that they might identify more defects with the communication network, based on the number found already."

Another risk involves something called "stack controllability." This essentially means that because SpaceX's Lunar Starship is so much more massive than the Gateway, when it is docked to the space station, the Gateway's power and propulsion element (PPE) will not be able to maintain a proper orientation of the entire stack.

"Program officials estimate that the mass of the lunar lander Starship is approximately 18 times greater than the value NASA used to develop the PPE's controllability parameters," the report states. "According to NASA's system engineering guidance, late requirements and design changes can lead to cost growth and schedule delays."


The report also has some sobering conclusions about the potential utility of the Lunar Gateway for Mars missions. (In the past, NASA officials have spoken about the Gateway as a staging area for spacecraft and propellant for human missions to the surface of Mars.) However, the "stack controllability" issue poses a serious constraint to hosting large Mars transit vehicles. Moreover, the planned 15-year lifetime of the Gateway may not be long enough to sustain Mars missions.

"The Gateway could have exceeded its planned 15-year on-orbit life as early as 2042 when crewed missions to Mars are potentially just beginning," the report states.

All in all, the report seems to suggest that the Gateway is way behind schedule and is of limited use to lunar and Mars landings. The report suggests the Gateway will be complex to undertake at the very same time NASA is attempting to establish a lunar surface program. But other than that, everything is going great.
Отчет "Artemis Programs: NASA Should Document and Communicate Plans to Address Gateway's Mass Risk" https://www.gao.gov/products/gao-24-106878

То, что было понятно уже давно, с озвучивания самой идеи LOP, со свойственным ему сарказмом, озвучил Бергер.

Gateway - мертвая идея, на мой взгляд, для лунных планов, озвучиваемых НАСА и ЕКА: лунные базы (присыпанные, а то и под поверхностью или в лавовой трубке), работа на поверхности Луны в герметичных роверах и широкое использование лунных Старшипов делают LOP-G пятым колесом в исследовании и гсвоении Луны, добавляя только проблем и понапрасну расходуя огромные деньги и, главное, драгоценное время ученых и инженеров, задействованных в Gateway.

Скорее всего, с учетом многочисленных технических проблем, озвученных и найденных в будущем, а также сомнительности идеи иметь Лунные Врата на гало-орбите, прикроют этот будущий перевалочный путь к Марсу под благовидным предлогом.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

simple

Цитата: Veganin от 02.08.2024 22:10:37Скорее всего
вот только если они такую простую вещь ниасилят то остальное и подавно

Veganin

Цитата: simple от 03.08.2024 20:26:09вот только если они такую простую вещь ниасилят то остальное и подавно
Осилят. Осилят и LOP - лет за 10-15 точно, пусть с диким перерасходом госсредств. Только, LOP оказался проектом по технической сложности и финансовым затратам сопоставимым с высадкой человека на Луну (носители, корабль, сама станция) и имеющим туманные перспективы для освоения Луны и сомнительную пользу для марсианской экспедиции. 

"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Veganin

#1989
https://www.theregister.com/AMP/2024/08/09/nasa_boeing_sls/
ЦитироватьReport slams Boeing and NASA over shoddy quality that's delayed SLS blastoff
Space Launch System project overspent, under-built, and is overdue, government probe finds
Iain Thomson Fri 9 Aug 2024  //  01:31 UTC
Отчет критикует Boeing и NASA за низкое качество, из-за которого задержался запуск SLS
Правительственное расследование показало, что проект Space Launch System перерасходован, недостроен и просрочен



маш. перевод
Компании Boeing и NASA подверглись резкой критике со стороны федеральных следователей, которые исследовали следующее поколение ракет Space Launch System.

В отчете Управления генерального инспектора НАСА (OIG), опубликованном в четверг, рассматривается ход работ над версией 1B системы космического запуска (SLS) — ракета должна стартовать в 2028 году и нести оборудование, необходимое для создания базы на Луне. Ключевой частью корабля является новая секция ускорителя, получившая название Exploration Upper Stage (EUS), которая увеличит грузоподъемность SLS на 40 процентов.

Если Boeing сможет его построить.

После двухлетнего изучения сборочного цеха NASA в Новом Орлеане инспекторы обнаружили, что сотрудники Boeing допустили множество ошибок, в том числе некачественную сварку кислородных баков, а также металлическую и тефлоновую стружку, оставшуюся внутри бака с жидким водородом. Эти неполадки задержали программу на семь месяцев.

OIG обнаружил низкий уровень квалификации среди производственных рабочих. Низкая удержанность персонала была еще одной проблемой, обусловленной двумя факторами: оплата труда ниже отраслевых стандартов и расположение объекта в Новом Орлеане, что затрудняло привлечение талантливых работников.

Boeing получил 71 запрос на корректирующие действия за два года — это намного больше, чем обычно, согласно Агентству по управлению оборонными контрактами (DCMA). Многие из ошибок, допущенных Boeing, были теми же самыми ошибками контроля качества, которые нанесли ущерб его операциям по производству коммерческих самолетов: самосертификация некачественной работы, отсутствие отслеживания работ для проверки ремонта и «неприемлемые условия окружающей среды».

«Мы обнаружили, что система управления качеством Boeing не соответствует отраслевым стандартам в производстве основных ступеней», — говорится в отчете. «Учитывая проблемы управления качеством Boeing и связанные с этим кадровые проблемы, мы обеспокоены тем, что эти факторы могут потенциально повлиять на безопасность космических кораблей SLS и Orion, включая экипаж и груз».

Это программа с высокими ставками. Первые три системы SLS Block 1 впервые за полвека доставят американские экипажи на Луну и, если все пойдет хорошо, позволят создать базу на нашем единственном естественном спутнике.

НАСА не совсем безупречно во всем этом
Если программа не будет реализована по графику, виноват будет не только Boeing.

В отчете отмечается, что НАСА приняло несколько решений, которые задержали реализацию программы и помогли ей выйти за рамки первоначального бюджета.

В отчете отмечается, что работа над Block 1B началась в 2014 году, когда ожидалось, что он станет носителем для второй миссии в программе Artemis. Но NASA решила переключить Block 1B на четвертую миссию — более чем вдвое увеличив стоимость своего контракта с Boeing.

В настоящее время предполагаемые затраты на сборку Block 1B от NASA составляют около 5 миллиардов долларов, но, по словам инспекторов, эта сумма вырастет примерно до 5,7 миллиарда долларов из-за перерасхода средств и запланированных изменений в программе. Аналогичным образом, затраты на разработку EUS прогнозировались на уровне 962 миллионов долларов, но с тех пор выросли до 2,8 миллиарда долларов к 2028 году. Значительная часть этого изменения объясняется тем, что аэрокосмическое агентство перераспределило финансирование для покрытия перерасхода средств в процессе разработки Artemis I.

В отчете также критикуется управление проектом и его различные проблемы.

«Без формальной базовой линии затрат и графика на критических этапах Агентство было ограничено в своих возможностях по оценке соблюдения бюджетов и сроков, а Конгресс и другие заинтересованные стороны не имели возможности оценить растущие затраты и задержки графика работ по Блоку 1B», — говорится в нем.

Генеральный инспектор предлагает четыре способа улучшения ситуации:

Разработать программу обучения для подрядчиков Boeing, чтобы гарантировать, что контроль качества соответствует стандартам;
Ввести финансовые санкции в отношении Boeing в случае несоблюдения стандартов качества;
Составить подробный график разработки EUS и обеспечить его соблюдение;
Сотрудничать с Агентством по управлению оборонными контрактами для обеспечения соблюдения требований.
NASA согласилось с тремя из этих пунктов, но не намерено взимать плату с Boeing, если подрядчик не будет соблюдать стандарты качества.

«НАСА не соглашается. НАСА интерпретирует эту рекомендацию как указание НАСА установить штрафные санкции за пределами контракта», — утверждало агентство. «Установление финансовых штрафных санкций за пределами контракта подрывает процесс контроля контракта».

Возможно, кому-то в NASA стоит спросить Бутча Уилмора и Суни Уильямс — двух летчиков-испытателей Boeing Starliner, которые, возможно, застрянут в космосе до следующего года, — что они думают по этому поводу.

Новая надежда?[
Отчет появился в неудачное время для нового генерального директора Boeing Келли Ортберга, который приступил к работе в четверг. Ортберг, квалифицированный инженер-механик, который провел большую часть своей жизни в аэрокосмической отрасли, был выманен из отставки в 64 года, чтобы решить корпоративные проблемы Boeing. Его первым шагом было возвращение корпоративной штаб-квартиры Boeing в Сиэтл и проведение своего первого дня на производственном участке для общения с персоналом.

«Восстановление доверия начинается с выполнения наших обязательств — будь то строительство высококачественных и безопасных коммерческих самолетов, поставка оборонной и космической продукции, которая позволяет нашим клиентам выполнять свои задачи, или обслуживание нашей продукции для обеспечения круглосуточной работы наших клиентов», — цитируется его в заявлении .

«Это также означает выполнение наших обязательств друг перед другом и совместную работу в рамках Boeing для достижения наших целей. Жизни людей зависят от того, что мы делаем каждый день, и мы должны помнить об этом при принятии каждого решения».

Генеральный директор, по-видимому, пользуется большой популярностью в Boeing, поскольку его стиль управления способствует развитию инженерного дела.

Очевидно, что у Boeing серьезные проблемы с качеством, и отчет OIG это подтверждает. Ортбергу предстоит многое очистить — не в последнюю очередь металлическую стружку в топливных баках.

Boeing отказался комментировать отчет, сославшись на заявление NASA. ®
[свернуть]

Boeing and NASA have come in for scathing criticism from federal investigators, who examined the next generation of Space Launch System rockets.

A report from NASA's Office of the Inspector General (OIG), released Thursday, considered progress of Space Launch System (SLS) version 1B – the rocket hoped to lift off in 2028 and carry the equipment needed to establish a base on the Moon. A key part of the craft is a new booster section, dubbed the Exploration Upper Stage (EUS), which will boost the cargo capacity of the SLS by 40 percent.

If Boeing can build it.

Rocket to the Moon: What Is the Exploration Upper Stage?

Credit: NASA

After a two-year study of NASA's assembly facility in New Orleans, the inspectors found Boeing staff made numerous errors – including substandard welding on oxygen tanks, and metal and Teflon shavings left inside the liquid hydrogen tank. Those messes delayed the program by seven months.

The OIG found a low level of skill among production workers. Low staff retention was another issue, attributed to two factors: pay that's lower than industry standards, and the New Orleans location of the facility – which made it hard to attract talented workers.

Boeing received 71 Corrective Action Requests over the two years – a much higher figure than is normal according to the Defense Contract Management Agency (DCMA). Many of the errors Boeing made were the same kind of quality control fails that have hurt its commercial airplane manufacturing operations: self-certifying shoddy work, not tracking jobs so that repairs can be checked, and "unacceptable environmental conditions."

"We found that Boeing's quality management system does not meet industry standards in core stage production," the report states. "Given Boeing's quality management and its related workforce challenges, we are concerned these factors could potentially impact the safety of the SLS and Orion spacecraft including its crew and cargo."

This is a high-stakes program. The first three Block 1 SLS systems will put US crews on the Moon for the first time in half a century and, if all goes well, enable creation of a base on our sole natural satellite.

NASA's not exactly blameless in all this
If the program misses its schedule, Boeing won't be the only one wearing blame.

The report notes that NASA has changed made decisions that delayed the program and helped it to sail beyond initial budgets.

The report notes that work began on Block 1B in 2014, when it was expected to be the vehicle for the second mission in the Artemis program. But NASA decided to switch Block 1B to the fourth mission – more than doubling the cost of its contract with Boeing.

Currently the estimated costs for the Block 1B build from NASA are around $5 billion, but according to the inspectors this will rise to around $5.7 billion because of cost overruns and planned changes to the program. Similarly, the development costs of the EUS were forecast at $962 million, but have since risen to $2.8 billion by 2028. A large part of that change is attributable to the aerospace agency shifting funding to cover cost overruns in the Artemis I development process.

The report also criticizes management of the project and its various problems.

"Without a formal cost and schedule baseline at critical milestones, the Agency was limited in its ability to assess adherence to budgets and timelines, and Congress and other stakeholders lacked visibility into the Block 1B's increasing costs and schedule delays," it reads.

The OIG suggests four ways to improve matters:

Establish a training program for Boeing contractors to ensure quality control is up to standard;
Implement financial penalties for Boeing if it fails to meet quality standards;
Draw up a detailed timeline for the development of EUS and ensure it is followed;
Work with the Defense Contract Management Agency to ensure compliance.
NASA agreed with three of those points, but is unwilling to charge Boeing if the contractor fails to meet quality standards.

"NASA non-concurs. NASA interprets this recommendation to be directing NASA to institute penalties outside the bounds of the contract," the agency argued. "Instituting financial penalties outside the bounds of the contract subverts the control process of the contract."

Maybe someone at NASA should ask Butch Wilmore and Suni Williams – the two Boeing Starliner test pilots who might be stuck in space until next year – how they feel about that.

A new hope?
The report comes at an unfortunate time for Boeing's new CEO Kelly Ortberg, who started work on Thursday. Ortberg, a qualified mechanical engineer who has spent most of his life in aerospace, was lured out of retirement at 64 to fix Boeing's corporate problems. His first move was to return Boeing's corporate headquarters to Seattle and spend his first day on the production floor speaking with staff.

"Restoring trust starts with meeting our commitments – whether that's building high quality, safe commercial aircraft, delivering on defense and space products that allow our customers to meet their mission, or servicing our products to keep our customers running 24/7," he is quoted as saying in a statement.

"It also means meeting our commitments to each other and working collaboratively across Boeing to meet our goals. People's lives depend on what we do every day, and we must keep that top of mind with every decision we make."

The CEO is apparently quite popular at Boeing, as his management style elevates engineering.

It's clear Boeing has a serious quality problem, and the OIG report backs that up. Ortberg has a lot to clean up – not least those metal shavings in fuel tanks.

Boeing declined to comment on the report, referring The Register to NASA's statement. ®

https://oig.nasa.gov/wp-content/uploads/2024/08/ig-24-015.pdf?emrc=66b69ddc8b051
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Veganin

https://arstechnica.com/space/2024/08/a-conversation-with-nasa-chief-bill-nelson-on-artemis-budget-holes-and-more/
ЦитироватьNASA chief to scientists on budget cuts: "I feel your pain"
"I can't go and print the dollars."

Глава НАСА ученым о сокращении бюджета: «Я чувствую вашу боль»
«Я не могу пойти и напечатать доллары».
ERIC BERGER - 8/14/2024, 12:32 AM


Administrator Bill Nelson delivering remarks and answering questions from the media at the OFT-2 prelaunch press conference.

Маш.перевод
Недавно Ars Technica имел возможность поговорить с администратором NASA Биллом Нельсоном, который уже более трех лет возглавляет американское космическое агентство. Мы говорили о бюджетных вопросах, сроках программы Artemis и роли NASA как мягкой силы в глобальной дипломатии. Ниже приводится слегка отредактированная стенограмма разговора старшего редактора по космосу Эрика Бергера и Нельсона.

Ars Technica: Я хотел начать с бюджета NASA на следующий год. Мы уже увидели цифры из Палаты представителей и Сената, и NASA снова столкнулось с некоторыми сокращениями. И мне просто интересно, что вас больше всего беспокоит, когда мы переходим к окончательному процессу составления бюджета этой осенью?

Администратор Билл Нельсон: Ну, большая проблема в том, что вы не можете положить 10 фунтов картофеля в пятифунтовый мешок. Когда вы получаете сокращение на 4,7 миллиарда долларов за два года, и когда 2 миллиарда долларов из этого за два года идут только на науку, тогда вам приходится делать сложный выбор. Теперь я понимаю причины сокращений. Если бы я все еще был членом Сената, я бы проголосовал за это просто потому, что они были заложниками небольшой группы в Палате представителей, чтобы получить то, что они хотели. А именно, сокращение ассигнований с целью повышения искусственного, установленного законом потолка бюджетного долга, чтобы правительство не оказалось в состоянии дефолта. Это часть законодательного процесса. Это часть компромиссов, которые идут. Это произошло больше года назад, и это называлось Законом о фискальной ответственности. Цена за это не была сокращением всего бюджета. Помните, две трети бюджета — это программы социального обеспечения, такие как социальное обеспечение и Medicare, и это, конечно, не оборона. Так что все сокращения были сделаны из всего, что осталось, включая NASA. Я надеюсь, что мы получим передышку в 26 финансовом году, когда мы не будем в бюджетных ограничениях Закона о фискальной ответственности. Но кто знает? Потому что, о чудо, у них есть еще один искусственный потолок долга, который им придется поднять в следующем январе.

Ars:  Что бы вы сказали ученым, обеспокоенным Chandra, отменой Viper и Mars Sample Return, которые видят, что бюджет программы Artemis останется на прежнем уровне или даже увеличится? Мне кажется, те из нас, кто пережил Constellation, видели, как это разворачивалось 15-20 лет назад. Происходит ли то же самое с Artemis, наука каннибализируется, чтобы оплачивать человеческие исследования?

Нельсон: Я отвечаю ученым: я понимаю вашу боль. Но когда я сталкиваюсь с сокращением на 2 миллиарда долларов за два года только в науке, я не могу пойти и напечатать доллары. И поэтому нам приходится делать трудный выбор. Теперь давайте рассмотрим те, о которых вы упомянули. Возврат образцов с Марса. Это выходило из-под контроля. Это достигало 11 миллиардов долларов, и мы даже не собирались возвращать образцы до 2040 года. А это десятилетие, когда мы собираемся высадить астронавтов на Марс. Так что что-то нужно было сделать.
[свернуть]

Ars Technica recently had the opportunity to speak with NASA Administrator Bill Nelson, who has now led the US space agency for more than three years. We spoke about budget issues, Artemis program timelines, and NASA's role as a soft power in global diplomacy. What follows is a very lightly edited transcript of the conversation between Senior Space Editor Eric Berger and Nelson.

Ars Technica: I wanted to start with NASA's budget for next year. We've now seen the numbers from the House and Senate, and NASA is once again facing some cuts. And I'm just wondering, what are your big concerns as we get into the final budgeting process this fall?

Administrator Bill Nelson: Well, the big concern is that you can't put 10 pounds of potatoes in a five-pound sack. When you get cut $4.7 billion over two years, and when $2 billion of that over two years is just in science, then you have to start making some hard choices. Now, I understand the reasons for the cuts. Had I still been a member of the Senate I would've voted for it simply because they were held hostage by a small group in the House to get what they wanted. Which was reduced appropriations in order to raise the artificial, statutory budget debt ceiling in order for the government not to go into default. That's part of the legislative process. It's part of the compromises that go on. It happened over a year ago, and it was called the Fiscal Responsibility Act. The price for doing that wasn't cuts across the entire budget. Remember, two-thirds of the budget is entitlement programs like Social Security and Medicare, and it certainly wasn't in defense. So, all the cuts came out of everything left over, including NASA. I'm hoping that we're going to get a reprieve come fiscal year '26 when we will not be in the budgetary constraints of the Fiscal Responsibility Act. But who knows? Because lo and behold, they've got another artificial debt ceiling they're going to have to raise next January.

Ars: What would you say to scientists who are concerned about Chandra, the cancellation of Viper, and Mars Sample Return, who see the budget for Artemis program holding steady or even going up? It seems to me those of us who lived through Constellation saw this unfolding 15 to 20 years ago. Is the same thing happening with Artemis, is science being cannibalized to pay for human exploration?

Nelson: My response to the scientists is, I feel your pain. But, when I am faced with $2 billion of cuts over two years just in Science, I can't go and print the dollars. And so, we have to make hard choices. Now, let's go through those ones that you mentioned. Mars Sample Return. This was getting way out of control. It was going up to $11 billion, and we weren't even going to get a sample return until 2040. And that's the decade that we're going to land astronauts on Mars. So, something had to be done.

I convinced the budget director, Shalanda Young (director of the US Office of Management and Budget), and she was a partner in this, that we need to get those samples back. And so we pulled the plug on it. We said, "We're going to start over, and we're going to go out to all the NASA centers and to private industry, and we're going to solicit and give some incentive money for their studies. And those studies will come back in, and by the end of the year, we will make a decision." I'm hopeful that we are going to find such creativity and fiscal discipline that we're going to end up with a much cheaper Mars sample return that will come back in the mid-30s, instead of all the way to 2040. So, if that's what happens, and every indication I get is we're getting some really creative proposals, if that's what happens, then it's a win-win. It's a win for the taxpayer clearly. It's a win for NASA because we didn't have the money to spend $11 billion on it.

So, that's one example. Another one that you used is Viper. Viper was running 40 percent over budget. Now, there comes a limit, and when you have to take a $2 billion hit just to science, you have to make tough choices. And so, that decision was made. We're still getting (to the Moon) with Intuitive Machines at the end of the year. We are getting a lander that is going to drill to see if there is water underneath the surface. Understand that Viper was a much bigger rover, and it was going to rove around, but it was also 40 percent over budget. And so, these are the choices that you have to make.

You mentioned Chandra. By the way, I think we've worked Chandra out. Although it's not going to have the funding way up there at the top funding. What we have worked out is, we are going from what we requested, which was $41 million, it's going to be some amount in excess of that. Although there will be some layoffs, not nearly as many, and all of the science will be protected. There will not be any diminution of the science.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Veganin

#1991
https://rtvi.us/science-and-tech/uchenye-predlozhili-postroit-na-lune-stenu-smerti-chem-eto-pomozhet-astronavtam/
ЦитироватьУченые предложили построить на Луне «стену смерти». Чем это поможет астронавтам?

05.05.2024 11:36



Группа патофизиологов и специалистов по движению человека из Миланского университета в материале для журнала Royal Society Open Science заявила, что лучший способ предотвратить разрушение мышц и костей во время пребывания на Луне — это так называемая «стена смерти».

Итальянские ученые во главе с профессором физиологии Альберто Минетти экспериментально доказали, что центробежной силы, возникающей при беге на таком «аттракционе» (это бочкообразная цилиндрическая конструкция, которую часто используют мотоциклисты и велосипедисты для своих трюков), достаточно, чтобы не упасть из-за воздействия низкой гравитации. Подобная физическая нагрузка поможет уберечь мышцы и кости от атрофии.

Как известно, низкая гравитация негативно влияет на здоровье человека: происходит перераспределение жидкости в организме, вследствие чего возникают проблемы с сердечно-сосудистой системой, при этом минеральная плотность костной ткани снижается, а риск переломов и образования камней в почках только повышается.

«Колонизаторы Луны могли бы заниматься бегом внутри вертикальных круглых стен, следовательно, параллельно поверхности Луны. Такое упражнение на Земле предназначено для моторизованных транспортных средств во время показательных трюков, но могло бы выполняться людьми на Луне и генерировало бы достаточное центробежное ускорение для имитации более высокого уровня тяжести», — говорится в материале.

Вы не можете просматривать это вложение.
royalsocietypublishing.org

Чтобы проверить, могут ли люди бегать по такому сооружению при более низкой гравитации, специалисты арендовали «стену смерти» диаметром около 9,7 метра и высотой пять метров, а также наняли двух каскадеров-добровольцев — 36-летнего мужчину и 33-летнюю женщину. На дне конструкции находился пандус шириной 0,8 м под углом 30°, что позволяло добровольцам ускоряться, а затем бегать по вертикальной стене.

Участников эксперимента прикрепили к телескопическому крану на высоте 36 метров, предварительно сняв купол «аттракциона». Тем самым ученые хотели сделать испытуемых на 83% легче — эквивалентно их весу на Луне (целевой вес тела составляет одну шестую от земного).



Средняя скорость каскадеров во время бега достигала 6 м/с, что позволяло им удержаться от падения. Сила, которую они испытывали при соприкосновении со стеной, была сравнима по величине с силой тяжести на Земле.

«Участники продемонстрировали быстрое освоение необычного горизонтального бега. Этот процесс потребовал всего 5-8 попыток и позволил им начать бегать без посторонней помощи, — уточняется в исследовании. — <...> Мы впервые продемонстрировали, что люди могут безопасно бегать горизонтально в условиях низкой гравитации внутри цилиндра.

Ученые пояснили, что режим тренировок из нескольких кругов в день обещает стать «жизнеспособной контрмерой для астронавтов», которая позволяет быстро справляться с переутомлением организма перед дальнейшими миссиями и возвращением на Землю. Подобные занятия помогут «обратится вспять снижение минеральной плотности костной ткани, а сердечно-сосудистая система придет в норму».
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Veganin

#1992
https://www.vokrugsveta.ru/articles/kolco-radiusom-do-100-metrov-zachem-na-lune-sobralis-stroit-stenu-iz-neobrabotannykh-kamnei-id5787141/
ЦитироватьКольцо радиусом до 100 м: зачем на Луне собрались строить стену из необработанных камней?


Изображение сгенерировано с помощью нейросети Midjourney и носит иллюстративный характер.

Швейцарские исследователи из Высшей технической школы Цюриха (ETH Zürich) с коллегами предложили использовать автономный гидравлический робот-экскаватор для строительства «сухой» стены на Луне. По замыслу ученых, каменное «кольцо» радиусом 50–100 метров должно быть сложено из лунных валунов, который сам экскаватор и соберет на месте. Задача стены — защитить будущую лунную базу людей от выбросов при взлете и посадке ракет. По расчетам ученых, которые они приводят в Frontiers in Space Technologies, их технология требует в разы меньше энергии, времени и средств, чем любые другие методы лунного строительства.

Если людям все-таки удастся в ближайшее время снова высадиться на Луну и основать там первые базы (к этому готовятся сразу несколько космических держав), их придется защищать в том числе от запусков собственных ракет. Ученые убедились в опасности пыли, мелких обломков и газа из выхлопов космических аппаратов, когда на Землю вернули части лунного зонда «Серве́йер-3». Он оказался поврежден пылью, взлетевшей при посадке модуля «Аполлона-12».

Дальнейшее изучение вопроса показало, что выхлопы от гораздо более массивных кораблей (как Starship, который НАСА собирается использовать в миссии высадки на Луну «Артемида-3») смогут повредить объекты на расстоянии от сотен до тысяч метров. Поэтому исследователи пришли к выводу, что необходим будет защитный экран вокруг лунной базы и другой инфраструктуры на поверхности спутника Земли.

Авторы нового исследования годом ранее разработали и описали в журнале Science автономный роботизированный экскаватор для добычи материала и возведения сухих каменных стен на Земле. Теперь они предложили адаптировать робота для лунных условий. Команда изучила саму возможность строительства таких «противовзрывных экранов» на Луне с использованием необработанных лунных валунов вместо дорогостоящей доставки материалов с Земли.

Ученые рассчитали расстояния, на которые роботу нужно будет передвигаться, затраты времени и энергии на сбор камней и возведение стен. А также доступное количество материала в двух разведанных зонах: на хребте, который соединяет кратеры Шеклтона и Хенсона на южном полюсе Луны и может стать местом высадки астронавтов «Артемиды-3»; и на плато Аристарх.

По оценкам авторов, их метод потребовал бы на два порядка меньше энергии, чем альтернативные технологии строительства, которые предполагают плавление реголита и литье форм из него. (9–10 ГДж энергии на четверть сухой стены против 1250 ГДж для литья того же участка, или 6500–17500 ГДж для микроволнового нагрева материала).

На постройку всего защитного экрана уйдет примерно 63 земных дня, если не учитывать подзарядку. Если для этого будет использоваться солнечная энергия, то время строительства составит до 126 дней.

Что касается самой стены, этот примитивный вариант может быть очень долговечен, как говорят авторы: некоторые каменные стены на Земле простояли тысячи лет. К тому же на Луне на них не будут воздействовать воздух, вода и ветер. А давление на экран от выбросов одного космического корабля составит 1135 паскалей, что намного меньше обычного давления атмосферного давления на Земле в 101 тысячу паскалей.

Как заверяют исследователи, лунную версию аппарата они смогут разработать в относительно короткий срок. А на Марсе он будет еще полезнее — там на меньшей площади гораздо больше камней. Осталось дождаться, когда люди туда доберутся.

Автор текста:Ева Белецкая
По материалам Space.com.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Димитър

Цитата: Veganin от 19.08.2024 10:29:51строить стену из необработанных камней
На картинке они ОБРАБОТАННЫЕ. Как минимум - грубо обтесанные. То, что я предлагал.  

Veganin

Цитата: Димитър от 20.08.2024 17:51:09На картинке они ОБРАБОТАННЫЕ. Как минимум - грубо обтесанные. То, что я предлагал. 
Извиняюсь, не добавил под картинкой "Изображение сгенерировано с помощью нейросети Midjourney и носит иллюстративный характер."

Но Ваша идея обтесывать камни интересна, позволяя быстро создавать прочные и надежные стены/сооружения: если на Луну доставили экскаватор, то можно доставить и машину по обтесыванию камней, имея Старшип.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

telekast

Нафига обтесывать? Стена из мешков заполненных пылью, реголитом. Хоть лопатой набирай, засыпай в мешки и складывай, например, при расчистке той же площадки. По прочности такая стена сухой кладке минимум не уступит. По простоте и дешевизне вне конкуренции. Механизировать процесс тоже не сложно.
Имху
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

Димитър

Цитата: telekast от 21.08.2024 12:53:38Нафига обтесывать?
Из обтесанных камней можно строить дома, храмы и т. д. - в древности так делали.

telekast

Цитата: Димитър от 21.08.2024 18:02:45
Цитата: telekast от 21.08.2024 12:53:38Нафига обтесывать?
Из обтесанных камней можно строить дома, храмы и т. д. - в древности так делали.
Из мешков тоже. Ещё и проще. Стену, по меньшей мере, легко. Обваловку жилья против радиации тоже. Само жильё, или хотя бы склад, тоже, как иглу(эскимосская народная изба) и ТД. Хотя жилье лучше из бетона, на основе того же реголита.
Имху 
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

Dulevo

Мешки придется возить на Луну. Упаковка в 50 мешков уже весит прилично.
Если только налаживать производство мешков на луне из каменого волокна.
Но это уже гораздо сложнее обтесывания камней.

Veganin

https://3dnews.ru/1109796/axiom-space-i-nokia-obespechat-kosmonavtov-sotovoy-svyazyu-na-lune
ЦитироватьNokia встроит в лунные скафандры Axiom Space быструю сотовую связь LTE
21.08.2024 [18:14],  Сергей Сурабекянц

Nokia и Axiom Space интегрируют возможности высокоскоростной сотовой связи 4G/LTE в новый лунный скафандр, или как называет его производитель «модуль внекорабельной мобильности» (Axiom Extravehicular Mobility Unit, AxEMU). Заявлена поддержка трансляции HD-видео, телеметрических данных и голосовых звонков на расстояние в несколько километров. Это позволит участникам лунной миссии Artemis III транслировать видео и общаться с диспетчерами на Земле прямо с Луны.



«Axiom Space рада сотрудничать с Nokia для развития расширенных возможностей нашего скафандра нового поколения, — заявил исполнительный вице-президент Axiom Space по внекорабельной деятельности Рассел Ралстон (Russell Ralston). — Добавление высокоскоростной сети 4G/LTE на Луне станет важным мостом, связывающим астронавтов с Землёй, упрощающим обмен важными данными и обеспечивающим видеосвязь высокой чёткости на больших расстояниях».

Nokia планирует развернуть первую сотовую сеть на Луне в рамках миссии IM-2 компании Intuitive Machines, старт которой должен состояться в 2024 году. Во время этой миссии Nokia планирует продемонстрировать работоспособность, надёжность и удобство сотовой связи для будущих экспедиций на Луну или Марс. «Система связи на поверхности Луны» (Lunar Surface Communications System, LSCS) от Nokia, впервые разработанная в рамках исследований и инноваций Nokia Bell Labs, будет дополнительно адаптирована для использования в AxEMU.



Ранее Axiom Space рассказала о сотрудничестве с итальянским домом моды Prada в разработке скафандров для миссии Artemis III. В рамках этой миссии, запланированной на 2025 год, состоится первая высадка людей, в том числе первой женщины, на Луну после полёта «Аполлон-17» в декабре 1972 года. Так что всё должно быть красиво, включая костюмы астронавтов.

На создание AxEMU Axiom Space получила от NASA $57,5 млн. Этот скафандр является модификацией предыдущей версии, которая в 2022 году обошлась NASA в $228 млн. Разработка компанией Axiom Space скафандров нового поколения и инновации Nokia в области связи на поверхности Луны должны стать значительными достижениями на пути к дальнейшему изучению Солнечной системы, ближнего а затем и дальнего космоса.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд