Артемида (Artemis) - лунная пилотируемая программа США

Автор zandr, 14.05.2019 08:00:44

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 2 гостей просматривают эту тему.

Sam Grey

Цитата: Просто Василий от 29.04.2021 14:55:37А толку что тяга больше? ПН к луне меньше.
Ну, типа что первая ступень SLS, обладая большой тягой, дает всей системе хороший задел для модернизации.
"1A -> 1B -> 2" и т.д.

OldChukchi

https://tass.ru/kosmos/11291837
ЦитатаНациональное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) США приняло решение приостановить действие контракта с американской компанией SpaceX на разработку и создание лунного посадочного модуля на сумму $2,9 млрд после протестов со стороны аэрокосмической корпорации Blue Origin и компании Dynetics. Об этом говорится в распространенном в пятницу письменном заявлении официального представителя NASA Моники Уитт.
...
"В связи с поданными в GAO протестами NASA проинформировало SpaceX, что осуществление контракта по [разработке] посадочного модуля приостановлено до тех пор, пока GAO не разрешит все оставшиеся тяжбы, связанные с этой закупкой", - отметила Уитт. Таким образом, до урегулирования споров компания, главой которой является предприниматель Илон Маск, не получит от управления средств на разработку аппарата.

Андрюха

Ну все, пошли тяжбы, лэндер, хоть какой-то, бай-бай...
Какой 2024 год? Вы о чем?  Дай бог к 30-му ;D

Zhilinsky Valerij

04.05.2021 14:38:49 #1203 Последнее редактирование: 04.05.2021 14:47:06 от Zhilinsky Valerij
Цитата: Владимир от 23.04.2021 17:33:42
Цитата: Zhilinsky Valerij от 22.04.2021 22:11:25
Цитата: Liss от 17.04.2021 11:30:23Меня вот что беспокоит -- кто следил за Масковскими изысками, поясните...
От околоземной орбиты до Луны 3 км/с (плюс-минус лапоть).
Выход на окололунную орбиту 0.8 км/с.
Посадка 1.8 км/с.
Старт и выход на окололунную орбиту 1.7 км/с.
Итого 7.3 км/с характеристической скорости.
А что, Starship после заправки под завязку на околоземной орбите столько способен выдать?
Нет. Лунный лендер летит на Луну не с НОО, а с ОЛО, или с орбиты Гейтвея. Есть ещё один элемент системы, это Старшип-накопитель на НОО (в него танкеры с поверхности сливают топливо, и, вероятно, этот же танкер может доставить топливо на ОЛО для заправки Лунного Лендера на следующий рейс). Лунный Ледер вообще не предназначен для возвращения на Землю, так как не имеет ни плавников, ни теплозащиты.
 
Необходимо ещё иметь в виду, что в Лунном Лендере не будет посадочных баков. Вероятно, будут баки горючего для взлёта с луны внутри основных баков, и с аналогом ЭВИ (фольга из нержавейки). Лунный Старшип должен месяцами стоять на Луне, сохраняя запас топлива для старта.
 
Маск как-то сказал, что надеется, что полностью заправленный на НОО прототип Лунного Лендера сможет без ПН сесть на Луну, и взлететь с неё. Про то, сможет ли он выйти после этого на ОЛО, или уйти к Земле разговора не было.
Планы имеют свойство уточняться по мере их реализации. Судя по информации из HLS Source selection statement (p.11, интересующий кусок под спойлером)
 Скрытый текст:
SpaceX's mission depends upon an operations approach of unprecedented pace, scale, and synchronized movement of the vehicles in its architecture. This includes a significant number of vehicle launches in rapid succession, the refurbishment and reuse of those vehicles, and numerous in-space cryogenic propellant transfer events. I acknowledge the immense complexity and heightened risk associated with the very high number of events necessary to execute the front end of SpaceX's mission, and this complexity largely translates into increased risk of operational schedule delays. However, these concerns are tempered because they entail operational risks in Earth orbit that can be overcome more easily than in lunar orbit, where an unexpected event would create a much higher risk to loss of mission.
Indeed, despite SpaceX's concept of operations relying on a high number of launches, there is some flexibility in the timing of its required propellant tanker launches prior to the time-critical HLS Starship. This flexibility will allow NASA to time its crewed mission only after SpaceX has successfully achieved its complex propellant transfer activities and is ready to commence launch of its lunar lander. It is this flexibility that allays my concerns with regard to the admittedly riskier aspects of the first phase of SpaceX's concept of operations. And, I further acknowledge that bounding more of the risk associated with these activities within the first phase of SpaceX's mission actually enables the use of a single-element lander for the crewed portion of its mission. By decoupling the launch of propellant from the launch of the lander, SpaceX was able to design a larger lander which will not require any on-orbit aggregation or integration activities (an attribute for which the SEP assigned a strength under Technical Area of Focus 1). Moreover, I note that SpaceX's complex rendezvous, proximity operations, docking, and propellant transfer activities will occur in Earth orbit rather than at a more distant point in lunar orbit. In my opinion, the closer location of these complex operations mitigates risk to some degree; as noted above, issues that occur in Earth orbit are more easily overcome or corrected compared to those that occur in lunar orbit. Finally, I note that SpaceX has built in some margins for delay, and that its capability allows for some delay in propellant delivery without the need for a complete mission restart. Thus, while I concur with the SEP that numerous attributes of SpaceX's launch campaign create a significant risk to execution, enduring these operational risks on the front end of the mission is, in my opinion, a more palatable level of risk that has commensurate potential benefits.
все операции по заправке будут проводиться на НОО, по крайней мере для первой высадки. И НАСА считает это здравым подходом. Так что dV ~ 7,3 км/сек - именно то, на что следует ориентироваться.
И чтобы не вставать дважды - в этом же куске подтверждение того, что не будет никакой взлетной ступени - интегрированный цельнолитой :) лендер, чего и следовало ожидать.
Процесс уточнения деталей идет, давайте более тщательно следить за появляющейся информацией.
Мы рассматриваем немного разные ситуации. Я говорю о регулярных полётах, а вы о первой экспедиции. Между ними есть принципиальная разница. Многоразовый лендер для первого рейса может заправиться на НОО в процессе доставки его на ОЛО, это правда. Но в дальнейшем, для заправки на НОО, он сначала должен вернуться на НОО - а вот этого он не умеет.
 
На самом деле большинство операций по стыковке и заправке на ОЛО вообще не влияет на безопасность, потому, что будет производиться автоматически, в беспилотном режиме, до вылета экипажа с Земли. Это угроза успеху миссии, но не безопасности.
   
Спорить с Дремучим Ламёром всё равно, что играть в шахматы с голубем. Он насрёт на доску, разбросает фигуры, и улетит к другим хвастаться, как он "тебя сделал" бегая кругами по манежу.

The Heart of the Moon

Цитата: Андрюха от 01.05.2021 06:59:52Ну все, пошли тяжбы, лэндер, хоть какой-то, бай-бай...
Какой 2024 год? Вы о чем?  Дай бог к 30-му ;D

  Лунная лодка разбилась о быт...

Sam Grey

Цитата: The Heart of the Moon от 04.05.2021 17:55:23
Цитата: Андрюха от 01.05.2021 06:59:52Ну все, пошли тяжбы, лэндер, хоть какой-то, бай-бай...
Какой 2024 год? Вы о чем?  Дай бог к 30-му ;D

  Лунная лодка разбилась о быт...
К началу августа GAO вынесет вердикт по обоим протестам  и все возобновится. Отработке прототипов в Бока Чике это в любом случае не помешает. 8)

The Heart of the Moon

Цитата: Sam Grey от 04.05.2021 19:42:30К началу августа GAO вынесет вердикт по обоим протестам  и все возобновится. Отработке прототипов в Бока Чике это в любом случае не помешает. 8)


  Свистать всех наверх, по местам стоять, с якоря сниматься! 

Владимир

Цитата: Zhilinsky Valerij от 04.05.2021 14:38:49
Цитата: undefinedПланы имеют свойство уточняться по мере их реализации. Судя по информации из HLS Source selection statement
  все операции по заправке будут проводиться на НОО, по крайней мере для первой высадки. И НАСА считает это здравым подходом. Так что dV ~ 7,3 км/сек - именно то, на что следует ориентироваться.
И чтобы не вставать дважды - в этом же куске подтверждение того, что не будет никакой взлетной ступени - интегрированный цельнолитой :) лендер, чего и следовало ожидать.
Процесс уточнения деталей идет, давайте более тщательно следить за появляющейся информацией.
Мы рассматриваем немного разные ситуации. Я говорю о регулярных полётах, а вы о первой экспедиции. Между ними есть принципиальная разница. Многоразовый лендер для первого рейса может заправиться на НОО в процессе доставки его на ОЛО, это правда. Но в дальнейшем, для заправки на НОО, он сначала должен вернуться на НОО - а вот этого он не умеет.
 
На самом деле большинство операций по стыковке и заправке на ОЛО вообще не влияет на безопасность, потому, что будет производиться автоматически, в беспилотном режиме, до вылета экипажа с Земли. Это угроза успеху миссии, но не безопасности.
Совершенно верно - ситуации разные. Я пишу о подтвержденных NASA предложениях SpaceX по HLS, как это предлагается к реализации на первом этапе, а это две миссии - демо и основная.. Будут ли потом регулярные полеты, когда и по какой схеме - будет понятно после этого первого этапа. Сейчас слишком мало подтвержденной информации даже по первому этапу, так что не вижу смысла в деталях обсуждать второй. Лунный лендер, например, в будущем вполне может "парковаться" и заправляться на высокой эллиптической орбите, как это как-то предлагал Маск (Димитър не даст соврать :) ), dV для перехода на нее после взлета с Луны ему вполне хватит.    

triage

Цитата: Sam Grey от 04.05.2021 19:42:30
Цитата: The Heart of the Moon от 04.05.2021 17:55:23
Цитата: Андрюха от 01.05.2021 06:59:52Ну все, пошли тяжбы, лэндер, хоть какой-то, бай-бай...
Какой 2024 год? Вы о чем?  Дай бог к 30-му ;D

  Лунная лодка разбилась о быт...
К началу августа GAO вынесет вердикт по обоим протестам  и все возобновится. Отработке прототипов в Бока Чике это в любом случае не помешает. 8)
возобновится действие контракта по которым NASA будет оплачивать, а вот работы могут и не останавливаться.

Zhilinsky Valerij

Цитата: Владимир от 04.05.2021 20:08:13Совершенно верно - ситуации разные. Я пишу о подтвержденных NASA предложениях SpaceX по HLS, как это предлагается к реализации на первом этапе, а это две миссии - демо и основная.. Будут ли потом регулярные полеты, когда и по какой схеме - будет понятно после этого первого этапа. Сейчас слишком мало подтвержденной информации даже по первому этапу, так что не вижу смысла в деталях обсуждать второй. Лунный лендер, например, в будущем вполне может "парковаться" и заправляться на высокой эллиптической орбите, как это как-то предлагал Маск (Димитър не даст соврать :) ), dV для перехода на нее после взлета с Луны ему вполне хватит.
Пасту в тюбик обратно не загнать. После того, как НАСА публично признала пригодность концепции Старшипа ситуация изменилась кардинально. НАСА может добавить вторую фирму, или объявить новый конкурс - всё равно у SpaceX прототип, который, к тому же уже и совершил успешную посадку, а у конкурентов макеты из фанеры и пенопласта. Этот довод уже не сможет игнорировать и Конгресс. По сути вся программа Артемис должна перерабатываться. Senate Lunch System устарела навсегда, теперь это должно быть очевидно для всех. Старшип - это, действительно новая парадигма освоения космоса.
   
Орбита для Lunar Gateway выбиралась исходя из возможностей системы SLS и Ориона, и в новой ситуации может быть выбрана другая. С другой стороны ЛОС (около лунная орбитальная станция) очень полезна при полноценном освоении Луны. Она может использоваться как коммерсантами, например, для туристических круизов на Луну или к Луне и, прежде всего, для перевалки грузов. Высокая эллиптическая околоземная орбита для этого не подходит никак, это вариант для единичных полётов.
   
Поэтому я уверен в будущем Старшипа и лендера на его основе.
   
Спорить с Дремучим Ламёром всё равно, что играть в шахматы с голубем. Он насрёт на доску, разбросает фигуры, и улетит к другим хвастаться, как он "тебя сделал" бегая кругами по манежу.