Артемида (Artemis) - лунная пилотируемая программа США

Автор zandr, 14.05.2019 08:00:44

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Sam Grey

Цитата: Просто Василий от 29.04.2021 14:55:37А толку что тяга больше? ПН к луне меньше.
Ну, типа что первая ступень SLS, обладая большой тягой, дает всей системе хороший задел для модернизации.
"1A -> 1B -> 2" и т.д.

OldChukchi

https://tass.ru/kosmos/11291837
ЦитироватьНациональное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) США приняло решение приостановить действие контракта с американской компанией SpaceX на разработку и создание лунного посадочного модуля на сумму $2,9 млрд после протестов со стороны аэрокосмической корпорации Blue Origin и компании Dynetics. Об этом говорится в распространенном в пятницу письменном заявлении официального представителя NASA Моники Уитт.
...
"В связи с поданными в GAO протестами NASA проинформировало SpaceX, что осуществление контракта по [разработке] посадочного модуля приостановлено до тех пор, пока GAO не разрешит все оставшиеся тяжбы, связанные с этой закупкой", - отметила Уитт. Таким образом, до урегулирования споров компания, главой которой является предприниматель Илон Маск, не получит от управления средств на разработку аппарата.

Андрюха

Ну все, пошли тяжбы, лэндер, хоть какой-то, бай-бай...
Какой 2024 год? Вы о чем?  Дай бог к 30-му ;D

Zhilinsky Valerij

#1203
Цитата: Владимир от 23.04.2021 17:33:42
Цитата: Zhilinsky Valerij от 22.04.2021 22:11:25
Цитата: Liss от 17.04.2021 11:30:23Меня вот что беспокоит -- кто следил за Масковскими изысками, поясните...
От околоземной орбиты до Луны 3 км/с (плюс-минус лапоть).
Выход на окололунную орбиту 0.8 км/с.
Посадка 1.8 км/с.
Старт и выход на окололунную орбиту 1.7 км/с.
Итого 7.3 км/с характеристической скорости.
А что, Starship после заправки под завязку на околоземной орбите столько способен выдать?
Нет. Лунный лендер летит на Луну не с НОО, а с ОЛО, или с орбиты Гейтвея. Есть ещё один элемент системы, это Старшип-накопитель на НОО (в него танкеры с поверхности сливают топливо, и, вероятно, этот же танкер может доставить топливо на ОЛО для заправки Лунного Лендера на следующий рейс). Лунный Ледер вообще не предназначен для возвращения на Землю, так как не имеет ни плавников, ни теплозащиты.
 
Необходимо ещё иметь в виду, что в Лунном Лендере не будет посадочных баков. Вероятно, будут баки горючего для взлёта с луны внутри основных баков, и с аналогом ЭВИ (фольга из нержавейки). Лунный Старшип должен месяцами стоять на Луне, сохраняя запас топлива для старта.
 
Маск как-то сказал, что надеется, что полностью заправленный на НОО прототип Лунного Лендера сможет без ПН сесть на Луну, и взлететь с неё. Про то, сможет ли он выйти после этого на ОЛО, или уйти к Земле разговора не было.
Планы имеют свойство уточняться по мере их реализации. Судя по информации из HLS Source selection statement (p.11, интересующий кусок под спойлером)
Спойлер
SpaceX's mission depends upon an operations approach of unprecedented pace, scale, and synchronized movement of the vehicles in its architecture. This includes a significant number of vehicle launches in rapid succession, the refurbishment and reuse of those vehicles, and numerous in-space cryogenic propellant transfer events. I acknowledge the immense complexity and heightened risk associated with the very high number of events necessary to execute the front end of SpaceX's mission, and this complexity largely translates into increased risk of operational schedule delays. However, these concerns are tempered because they entail operational risks in Earth orbit that can be overcome more easily than in lunar orbit, where an unexpected event would create a much higher risk to loss of mission.
Indeed, despite SpaceX's concept of operations relying on a high number of launches, there is some flexibility in the timing of its required propellant tanker launches prior to the time-critical HLS Starship. This flexibility will allow NASA to time its crewed mission only after SpaceX has successfully achieved its complex propellant transfer activities and is ready to commence launch of its lunar lander. It is this flexibility that allays my concerns with regard to the admittedly riskier aspects of the first phase of SpaceX's concept of operations. And, I further acknowledge that bounding more of the risk associated with these activities within the first phase of SpaceX's mission actually enables the use of a single-element lander for the crewed portion of its mission. By decoupling the launch of propellant from the launch of the lander, SpaceX was able to design a larger lander which will not require any on-orbit aggregation or integration activities (an attribute for which the SEP assigned a strength under Technical Area of Focus 1). Moreover, I note that SpaceX's complex rendezvous, proximity operations, docking, and propellant transfer activities will occur in Earth orbit rather than at a more distant point in lunar orbit. In my opinion, the closer location of these complex operations mitigates risk to some degree; as noted above, issues that occur in Earth orbit are more easily overcome or corrected compared to those that occur in lunar orbit. Finally, I note that SpaceX has built in some margins for delay, and that its capability allows for some delay in propellant delivery without the need for a complete mission restart. Thus, while I concur with the SEP that numerous attributes of SpaceX's launch campaign create a significant risk to execution, enduring these operational risks on the front end of the mission is, in my opinion, a more palatable level of risk that has commensurate potential benefits.
[свернуть]
все операции по заправке будут проводиться на НОО, по крайней мере для первой высадки. И НАСА считает это здравым подходом. Так что dV ~ 7,3 км/сек - именно то, на что следует ориентироваться.
И чтобы не вставать дважды - в этом же куске подтверждение того, что не будет никакой взлетной ступени - интегрированный цельнолитой :) лендер, чего и следовало ожидать.
Процесс уточнения деталей идет, давайте более тщательно следить за появляющейся информацией.
Мы рассматриваем немного разные ситуации. Я говорю о регулярных полётах, а вы о первой экспедиции. Между ними есть принципиальная разница. Многоразовый лендер для первого рейса может заправиться на НОО в процессе доставки его на ОЛО, это правда. Но в дальнейшем, для заправки на НОО, он сначала должен вернуться на НОО - а вот этого он не умеет.
 
На самом деле большинство операций по стыковке и заправке на ОЛО вообще не влияет на безопасность, потому, что будет производиться автоматически, в беспилотном режиме, до вылета экипажа с Земли. Это угроза успеху миссии, но не безопасности.
   
Спорить с Дремучим Ламёром всё равно, что играть в шахматы с голубем. Он насрёт на доску, разбросает фигуры, и улетит к другим хвастаться, как он "тебя сделал" бегая кругами по манежу.

The Heart of the Moon

Цитата: Андрюха от 01.05.2021 06:59:52Ну все, пошли тяжбы, лэндер, хоть какой-то, бай-бай...
Какой 2024 год? Вы о чем?  Дай бог к 30-му ;D

  Лунная лодка разбилась о быт...

Sam Grey

Цитата: The Heart of the Moon от 04.05.2021 17:55:23
Цитата: Андрюха от 01.05.2021 06:59:52Ну все, пошли тяжбы, лэндер, хоть какой-то, бай-бай...
Какой 2024 год? Вы о чем?  Дай бог к 30-му ;D

  Лунная лодка разбилась о быт...
К началу августа GAO вынесет вердикт по обоим протестам  и все возобновится. Отработке прототипов в Бока Чике это в любом случае не помешает. 8)

The Heart of the Moon

Цитата: Sam Grey от 04.05.2021 19:42:30К началу августа GAO вынесет вердикт по обоим протестам  и все возобновится. Отработке прототипов в Бока Чике это в любом случае не помешает. 8)


  Свистать всех наверх, по местам стоять, с якоря сниматься! 

Владимир

Цитата: Zhilinsky Valerij от 04.05.2021 14:38:49
Цитата: undefinedПланы имеют свойство уточняться по мере их реализации. Судя по информации из HLS Source selection statement
  все операции по заправке будут проводиться на НОО, по крайней мере для первой высадки. И НАСА считает это здравым подходом. Так что dV ~ 7,3 км/сек - именно то, на что следует ориентироваться.
И чтобы не вставать дважды - в этом же куске подтверждение того, что не будет никакой взлетной ступени - интегрированный цельнолитой :) лендер, чего и следовало ожидать.
Процесс уточнения деталей идет, давайте более тщательно следить за появляющейся информацией.
Мы рассматриваем немного разные ситуации. Я говорю о регулярных полётах, а вы о первой экспедиции. Между ними есть принципиальная разница. Многоразовый лендер для первого рейса может заправиться на НОО в процессе доставки его на ОЛО, это правда. Но в дальнейшем, для заправки на НОО, он сначала должен вернуться на НОО - а вот этого он не умеет.
 
На самом деле большинство операций по стыковке и заправке на ОЛО вообще не влияет на безопасность, потому, что будет производиться автоматически, в беспилотном режиме, до вылета экипажа с Земли. Это угроза успеху миссии, но не безопасности.
Совершенно верно - ситуации разные. Я пишу о подтвержденных NASA предложениях SpaceX по HLS, как это предлагается к реализации на первом этапе, а это две миссии - демо и основная.. Будут ли потом регулярные полеты, когда и по какой схеме - будет понятно после этого первого этапа. Сейчас слишком мало подтвержденной информации даже по первому этапу, так что не вижу смысла в деталях обсуждать второй. Лунный лендер, например, в будущем вполне может "парковаться" и заправляться на высокой эллиптической орбите, как это как-то предлагал Маск (Димитър не даст соврать :) ), dV для перехода на нее после взлета с Луны ему вполне хватит.    

triage

Цитата: Sam Grey от 04.05.2021 19:42:30
Цитата: The Heart of the Moon от 04.05.2021 17:55:23
Цитата: Андрюха от 01.05.2021 06:59:52Ну все, пошли тяжбы, лэндер, хоть какой-то, бай-бай...
Какой 2024 год? Вы о чем?  Дай бог к 30-му ;D

  Лунная лодка разбилась о быт...
К началу августа GAO вынесет вердикт по обоим протестам  и все возобновится. Отработке прототипов в Бока Чике это в любом случае не помешает. 8)
возобновится действие контракта по которым NASA будет оплачивать, а вот работы могут и не останавливаться.

Zhilinsky Valerij

Цитата: Владимир от 04.05.2021 20:08:13Совершенно верно - ситуации разные. Я пишу о подтвержденных NASA предложениях SpaceX по HLS, как это предлагается к реализации на первом этапе, а это две миссии - демо и основная.. Будут ли потом регулярные полеты, когда и по какой схеме - будет понятно после этого первого этапа. Сейчас слишком мало подтвержденной информации даже по первому этапу, так что не вижу смысла в деталях обсуждать второй. Лунный лендер, например, в будущем вполне может "парковаться" и заправляться на высокой эллиптической орбите, как это как-то предлагал Маск (Димитър не даст соврать :) ), dV для перехода на нее после взлета с Луны ему вполне хватит.
Пасту в тюбик обратно не загнать. После того, как НАСА публично признала пригодность концепции Старшипа ситуация изменилась кардинально. НАСА может добавить вторую фирму, или объявить новый конкурс - всё равно у SpaceX прототип, который, к тому же уже и совершил успешную посадку, а у конкурентов макеты из фанеры и пенопласта. Этот довод уже не сможет игнорировать и Конгресс. По сути вся программа Артемис должна перерабатываться. Senate Lunch System устарела навсегда, теперь это должно быть очевидно для всех. Старшип - это, действительно новая парадигма освоения космоса.
   
Орбита для Lunar Gateway выбиралась исходя из возможностей системы SLS и Ориона, и в новой ситуации может быть выбрана другая. С другой стороны ЛОС (около лунная орбитальная станция) очень полезна при полноценном освоении Луны. Она может использоваться как коммерсантами, например, для туристических круизов на Луну или к Луне и, прежде всего, для перевалки грузов. Высокая эллиптическая околоземная орбита для этого не подходит никак, это вариант для единичных полётов.
   
Поэтому я уверен в будущем Старшипа и лендера на его основе.
   
Спорить с Дремучим Ламёром всё равно, что играть в шахматы с голубем. Он насрёт на доску, разбросает фигуры, и улетит к другим хвастаться, как он "тебя сделал" бегая кругами по манежу.

triage

Цитироватьhttps://apnews.com/article/fl-state-wire-moon-business-government-and-politics-science-ec39b34de4e3cb2161947a1208f3dcd5

AP Interview: NASA chief big on climate, hedges on moon date
By MARCIA DUNN
May 8, 2021

CAPE CANAVERAL, Fla. (AP) — NASA's new administrator is big on tackling climate and diversifying the agency's workforce, but hedging on whether the U.S. can put astronauts on the moon by 2024.

In his first interview since becoming NASA's top official this week, former Sen. Bill Nelson told The Associated Press on Friday that tracking climate change is a top issue. He also wants to diversify the space agency's workforce so it reflects America.

His underlying vision for NASA: "to explore the heavens with humans and machines."

For landing astronauts on the moon, Nelson said the goal remains 2024, a deadline set by the Trump administration. But he said he needs more time to review the matter, especially with challenges to the contract for the astronauts' lunar lander.

"That is the intended schedule, but I think we have to put a dose of sobering reality into our analysis," he said from NASA headquarters in Washington.

The lunar expeditions will benefit the Martian crews, according to Nelson. Whether the 2030s is still feasible for human Mars missions, "all of that is being discussed," he said.
...
хоть и стоит 2024, но рассмотреть подробнее и добавить в анализ долю отрезвляющей реальности

zandr

https://tass.ru/kosmos/11357447
ЦитироватьГлава NASA заявил, что будет добиваться в США финансирования МКС и после 2024 года
ВАШИНГТОН, 12 мая. /ТАСС/. Новый руководитель Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) Билл Нельсон намерен добиваться продолжения ассигнований из американского бюджета на проект МКС и после 2024 года. Об этом он сообщил в опубликованном в среду интервью газете The Washington Post.
Спойлер
Цитируя Нельсона, она пишет, что новый глава NASA собирается "добиваться финансирования Международной космической станции и после истечения срока текущего одобрения" графика ее работы в конце 2024 года. Нельсон выступает за продление работы МКС до 2030 года и за ее замену коммерческим проектом, отмечается в статье. "Считаю, что это естественная преемственность", - сказал про такую схему Нельсон. С его точки зрения, постепенный перевод проекта на коммерческие рельсы возможен, если эксплуатацию МКС продлить до 2030 года. "Речь идет еще о девяти годах. Посмотрите, с какой огромной скоростью развиваются технологии", - отметил глава космического ведомства США.
[свернуть]
Кроме того, в публикации говорится, что Нельсон собирается пересмотреть американский проект создания окололунной станции Gateway.
78-летний Нельсон вступил в должность главы NASA 3 мая. Сенат Конгресса США единогласно утвердил его в должности 29 апреля. Президент США Джо Байден внес кандидатуру бывшего астронавта и законодателя Нельсона на рассмотрение Сената в марте.
Выступая 21 апреля в комитете по торговле, науке и транспорту Сената на слушаниях, посвященных изучению его кандидатуры, Нельсон сообщил, что поддерживает продолжение эксплуатации Международной космической станции до тех пор, пока это не ставит под угрозу безопасность ее экипажа. Кроме того, он признал, что сроки возвращения американских астронавтов на Луну могут сдвинуться, хотя NASA по-прежнему готовится к осуществлению первой такой миссии в 2024 году.
Спойлер
Нельсон также выразил мнение, что космические исследования Китая, в том числе лунные и с потенциальным участием России, должны вызывать озабоченность у Соединенных Штатов. Наконец, он подтвердил, что намерен добиваться увеличения числа участников предлагаемого Вашингтоном соглашения об освоении Луны, получившего название "Соглашения Артемиды".
Управление проектом МКС осуществляется Россией, США, Японией, Канадой и Европейским космическим агентством. США израсходовали на программу создания МКС, начатую 20 ноября 1998 года, в общей сложности почти $100 млрд. На борту МКС может работать экипаж до 6 человек. Первоначально планировалось завершить ее эксплуатацию в 2015-2016 годах. В ноябре 2014 года страны - участницы проекта договорились использовать станцию до 2020 года, а затем изменили эти сроки еще раз - как минимум до 2024 года.
[свернуть]

triage

Цитироватьhttps://www.washingtonpost.com/technology/2021/05/11/bill-nelson-nasa-interview/
By Christian Davenport
May 12, 2021 at 12:53 a.m. GMT+4
...
In an interview with The Washington Post on Tuesday, Nelson said he plans to spend much of his time and energy on the Hill and has already started reaching out to the congressional leaders who oversee NASA and its budget.
...
In the interview, he said he'll push the agency to land astronauts on the moon by 2024. But he added that "space is hard, and we know that because space is hard, sometimes there are delays. I hope not. But you've got to have a hard dose of reality."
...
Another major challenge for Nelson will be the lunar lander contract NASA recently awarded that almost immediately created controversy.

The $2.9 billion contract went to SpaceX to develop a spacecraft to fly astronauts to the lunar surface. But that award has been protested by the losing bidders, Blue Origin and Dynetics, and work on the contract has to cease while litigation plays out.

"If the bid is overturned, of course, then you start the whole process again," he said.

Either way, Nelson said he is committed to funding another spacecraft to land astronauts on the moon so that the agency is not reliant on a single provider. In awarding the sole contract to SpaceX, NASA officials said they simply did not have enough funding from Congress to award a second contract, as they had planned. In future missions to the moon, however, the agency has said it would award two contracts so that there is competition between bidders that would drive down cost, as well as ensuring there is a backup in case one of the companies stumbles.

But getting that money will be a challenge.

"What I have to do is to try to get the Congress to come up with the funds so that you can have a vigorous competition for all the other flights," he said. NASA had requested more than $3 billion for this year to fund the lunar lander program but received just $850 million.

"You've got to have a lot more if you're going to have a vigorous competition," Nelson said. "So I have some work that I have to do."

He said he was pleased to see progress being made on the giant Space Launch System rocket that is intended to launch the next lunar mission. The rocket has been beset by years of setbacks, delays and cost overruns but recently had a successful test of its engines and was shipped to the Kennedy Space Center last month to prepare for its first launch, either later this year or early next. Nelson called the successful test "very, very important."

As for the Gateway, the small space station NASA is planning to put in orbit around the moon, Nelson said he needed to review the program. "Give me some time," he said. "I've only been here a week. But having said that, contracts have already been awarded for the Gateway."

Nelson also said he would push to fund the International Space Station past its current authorization through 2024. He's advocated for the authorization to last until 2030 and that a commercial space station — not one built and managed by the government — should replace it.

"I think that's a natural follow-on," he said, adding he believes a private station could be ready if the ISS is extended to 2030.

"That's another nine years," he said. "Look at the warp speed with which technology is being developed."

Чебурашка

Интересная табличка, найденная на просторах интернетов 


Alex Immortal

Круто, если эта табличка не фэйк.
Blue Origin запросили на много больше, чем Спэйсы, а Dynetics запросили на много больше, чем Blue Origin  :)
Или вот ещё: SpaceX (self-funding) против Blue Origin (requested advance payments in violation of milestone contract)  :)

Tagir2000

Цитата: Чебурашка от 14.05.2021 16:09:41Интересная табличка, найденная на просторах интернетов


ИМХО, не совсем объективная табличка. у SpaceX и BO по технической части "acceptable", а выглядит будто у спейсов как минимум "very good"

Евгений Кравченко

Цитировать- Requested advance payments in violation of milestone contract
- Reservation of IP rights in conflict with NASA and government funding partnership
Публичной поркой зажравшегося Безоса удовлетворен

Space books

https://vk.com/wall-41152133_340646


ЦитироватьКорабль Dragon XL может увеличить жилую площадь лунной станции NASA 🐉

Недавнее изменение контракта SpaceX от NASA на поставку грузов кораблём Dragon XL предполагает, что этот грузовой корабль может быть использован в качестве дополнительной жилплощади для экипажа и санузла на лунной космической станции NASA, известной как Gateway.

В рамках контракта агентство обязалось выплатить SpaceX чуть более $14 млн. Большая часть этих средств - $12,7 млн - покрывает изменения, внесённые в контракт в сентябре 2020 года, обеспечивающие работу по улучшению связи и испытания для моделирования операций в окололунном пространстве. Другие модификации оцениваются в $680 000 и $121 000, они необходимы для завершения наземных испытаний корабля.

Одноразовый корабль Dragon XL предназначен для доставки по крайней мере 5 тонн полезного груза на лунную орбиту, Dragon XL предполагается запускать на сверхтяжелой ракете Falcon Heavy. После того, как астронавты начнут посещать станцию на регулярной основе, для полного обеспечения одной пилотируемой миссии, по текущим оценкам, потребуется одна грузовая миссия по пополнению запасов, которая также будет включать в себя доставку дополнительного оборудования и научных материалов.

После отстыковки от Gateway корабль не вернётся на Землю, а останется на гелиоцентрической орбите и может быть задействован в проведении научных исследований и экспериментов.

🌒

Напомним, что впервые NASA объявило о выборе SpaceX для контракта Gateway Logistics Services (GLS) ещё в марте 2020 года. Прошло больше года, однако мало что было выполнено как со стороны SpaceX, так и NASA. Ещё в апреле этого года сотрудники NASA дали понять, что они всё ещё находятся "в процессе изучения возможностей программы Artemis". Пересмотр программы, в свою очередь, связан с попытками оценить текущий бюджет и сроки, чтобы разработать план, который с их учётом, будет наилучшим образом соответствовать требованиям программы. Только после этого будут утверждены сроки работ по контракту, и SpaceX смогут приступить к его реализации.

NASA планирует запустить первые два модуля лунной станции - PPE и HALO, в 2024 году. Ближайший пилотируемый запуск может состояться не ранее 2024 года в рамках миссии Artemis 3. Судя по всему, NASA серьёзно изучает возможность реализации программы Artemis в её представленном варианте. По плану космический корабль Orion и лунный посадочный модуль будут пристыковываться непосредственно к станции на лунной орбите. Решение NASA выбрать Starship в качестве будущего посадочного модуля было настолько удивительным в значительной степени из-за того, насколько резко потенциальные возможности корабля контрастируют с остальной частью программы Artemis.

Само существование Starship с его возможностями ставит под вопрос архитектуру основной программы, предложенной NASA. В настоящее время план Artemis состоит в том, чтобы вывести астронавтов на высокую лунную орбиту ракетой SLS, доставить к Луне космическим кораблём Orion и пристыковать к станции. Затем астронавты переместятся в Starship, который доставит их на поверхность Луны и обратно, после чего Orion вернёт астронавтов на Землю.

При этом NASA рассматривает возможность непосредственной стыковки корабля Orion с лунным посадочным модулем вместо стыковки каждого из них к Gateway, как было запланировано для более поздних лунных миссий.

🚀

Учитывая, что Starship предлагает большой герметичный объём внутреннего пространства, и в этом отношении он может конкурировать даже с огромной МКС, вся концепция Gateway, крошечной космической станции - становится сомнительной. Возможно в корабле Orion нет критичной необходимости, и NASA cможет отказаться от него и обойтись возможностями SpaceX. Но пока агентство не решилось что-либо изменять в своих планах и даже наоборот, оно глубоко обеспокоено тем, что Конгресс может недофинансировать программу Artemis.

Что получится в итоге - покажет время, но уже сейчас можно сказать, что даже с учётом времени осуществления проектов SpaceX по "Elon Time", "NASA Time" в нынешних обстоятельствах видится ещё более размытой и неопределённой субстанцией.

Чебурашка

На nasasspaceflight справедливо замечают, что если будет два проекта посадочного модуля, то придётся сделать две демо-миссии.
Т.е., ещё надо взять и выложить ещё 3 ярда грязных зелёных бумажек за дополнительную большую толстую ракету из трёх букв и за корабль, первого полёта которого ждут уже дольше чем идёт свет от звёзд соответствующего созвездия.

Sam Grey

Цитата: Чебурашка от 22.05.2021 22:23:06На nasasspaceflight справедливо замечают, что если будет два проекта посадочного модуля, то придётся сделать две демо-миссии.
Т.е., ещё надо взять и выложить ещё 3 ярда грязных зелёных бумажек за дополнительную большую толстую ракету из трёх букв и за корабль, первого полёта которого ждут уже дольше чем идёт свет от звёзд соответствующего созвездия.
История с Боинговским Старлайнером учит нас, что после достижения цели одним из участников, второй может тянуть свои «демонстрации» столько нужно. 

Если пепелац National Team полетит лет на 8 позже Старшипа, то всех (включая Конгресс) это вполне устроит. Рабочие места же сохранены.