SpaceX семейство метановых двигателей Raptor

Автор igorvs, 26.10.2013 01:05:56

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

vlad7308

Цитата: Старый от 19.05.2025 11:41:31
Цитата: vlad7308 от 19.05.2025 11:27:16Не объясняют в советских школах азы микроэкономики. А зря совершенно.
В советских школах, а особенно институтах, объясняли. Но они не учили. Прогуливали. Говорили "нахрен надо пудрить этим мозги". А теперь путаются.
объясняли в основном политэкономию социализма. А капитализм - в Незнайке на Луне.
это оценочное суждение

Трилобит

Цитата: Demir_Binici от 19.05.2025 14:01:03учитывая сколько к тому времени потрачено денег на этот проект.
Вам лишь бы сферические деньги в вакууме считать. А сколько на эти деньги полезной инфраструктуры восстановили и сделали, сколько рабочих мест было обеспечено, сколько кадров выращено это все неважно.
Цитата: Demir_Binici от 19.05.2025 14:01:03В 2012 году её первый полет планировали на 2017 год.
С 2017 по 2022 разница пять лет. Маск в 2019 году обещал рабочий орбитальный Старшип в 2020м, тоже пять лет прошло, но это другое, потому что бочки летают регулярно и вообще Старшип красивый, блестящий, перспективный и налогоплательщикам дешево обходится на первый взгляд.
Цитата: Demir_Binici от 19.05.2025 14:01:03Полёт в 2022 году уже выглядел, мягко говоря, странновато. Полёт в 2026 году будет откровенно гротескным,
Великолепно выглядит и будет выглядеть. Отличная ракета, надеюсь еще увидим Block 2 и работу ракеты в 30х, и в 40х и дальше.

Ладно тема про Раптор, не буду дальше спорить и уводить в оффтоп. По Раптору мне сказать нечего, я только выразил свое несогласие с оценкой RS-25 выше в этой теме.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

Demir_Binici

Цитата: Трилобит от 19.05.2025 14:18:54
Цитата: Demir_Binici от 19.05.2025 14:01:03учитывая сколько к тому времени потрачено денег на этот проект.
Вам лишь бы сферические деньги в вакууме считать. А сколько на эти деньги полезной инфраструктуры восстановили и сделали, сколько рабочих мест было обеспечено, сколько кадров выращено это все неважно.
Бесполезной инфраструктуры. Инфраструктуры, которая производит ненужную продукцию по неконкурентоспособным ценам. Эти рабочие места для социальных паразитов. Ладно бы они просто пособие получали и талоны на продукты. Они ещё кучу материалов переводят. Не знаю насчёт того, насколько эти кадры хороши. Это всё напоминает СССР, когда целые заводы выпускали, например обувь, которая потом перевозилась в магазины, потом, уценивалась, а потом везлась на свалку/переработку, чтобы освободить место для новой подобной обуви на прилавках. И советские НИИ тоже вспоминаются.

Цитата: Трилобит от 19.05.2025 14:18:54
Цитата: Demir_Binici от 19.05.2025 14:01:03В 2012 году её первый полет планировали на 2017 год.
С 2017 по 2022 разница пять лет. Маск в 2019 году обещал рабочий орбитальный Старшип в 2020м, тоже пять лет прошло, но это другое, потому что бочки летают регулярно и вообще Старшип красивый, блестящий, перспективный и налогоплательщикам дешево обходится на первый взгляд.
Как там идут дела у Маска, его личные проблемы, как и других совладельцев SpaceX. Что он там кому обещал - не важно. SpaceX на всю разработку HLS и один тестовый беспилотный полёт получит максимум $ 1,740. Смешная сумма, если сравнить её с расходами на SLS/Orion пусть даже с начала программы по 2022 год (тестовый беспилотный полёт). Получит ещё по $1,150 за первую и вторую пилотируемые миссии. Во сколько оценивают Artemis II и Artemis III? Маршрут HLS и маршрут SLS/Orion стоит сравнить тоже.

Буцетам

Цитата: Трилобит от 19.05.2025 13:12:06ведь метан меняется на водород легким движением руки без значительных изменений.
Ну да, про РД-0146ДМ не слышали? Замена сплава в ТНА (а то и без замены, смотря какой сплав), и возможная доработка уплотнений (тоже не факт). В рубашке охлаждения материал внутренней стенки нужно обескислородить. Собственно, всё
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Буцетам

Цитата: Demir_Binici от 19.05.2025 14:01:03Но для "своей" ракеты или "ракеты Сената", если кому это определение больше нравится, NASA выбрали именно его. Хотя и другие варианты рассматривали. Но и Raptor и BE-4 тогда если и существовали, то лишь на самых ранних стадиях разработки.
Я напомню что по боковым ускорителям был вариант выбрать жидкостный на F-1B, а F-1B специально разрабатывался упрощённым и удешевлённым. В процессе разработки, возможно, перешли бы и на метан (без сажи и кокса, а отсюда и до многораза недалеко).
И в итоге НАСА получило бы простой, технологичный и потенциально дешёвый (и многоразовый) метановый двигатель очень большой тяги. На одном двигателе можно было бы пускать тяжёлую ракету с Орионом, всего один двигатель открытого цикла и надёжность почти абсолютная. И таких двигателей у частников точно нет. Вот она, уникальная компетенция!
Но профинансировали позорный и попильный, абсолютно отсталый legacy-твердотоп. И теперь у НАСА ничего нет, бюджет съеден, SLS заслуженно будет на помойке истории и ни одной перспективной технологии после себя не оставит. По делам и награда
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

vlad7308

Цитата: Буцетам от 19.05.2025 17:47:41
Цитата: Трилобит от 19.05.2025 13:12:06ведь метан меняется на водород легким движением руки без значительных изменений.
Ну да, про РД-0146ДМ не слышали? Замена сплава в ТНА (а то и без замены, смотря какой сплав), и возможная доработка уплотнений (тоже не факт). В рубашке охлаждения материал внутренней стенки нужно обескислородить. Собственно, всё
Что-то верится с трудом.
У водорода в несколько раз ниже плотность. Его насос не может быть таким же, как у керосина или метана. И это только первое, что приходит в голову.
это оценочное суждение

Demir_Binici

#1906
Цитата: Буцетам от 19.05.2025 17:47:41
Цитата: Трилобит от 19.05.2025 13:12:06ведь метан меняется на водород легким движением руки без значительных изменений.
Ну да, про РД-0146ДМ не слышали? Замена сплава в ТНА (а то и без замены, смотря какой сплав), и возможная доработка уплотнений (тоже не факт). В рубашке охлаждения материал внутренней стенки нужно обескислородить. Собственно, всё
Перевести водородный двигатель на метан в качестве эксперимента пытались минимум дважды - RL-10 и РД-0146 (Mira). Но эксперименты это одно, а практическое применение - другое. Довести Mira (ныне M10) до лётных испытаний лишь к 2027 планируют. А начало проекта - 2007 год.
Чтобы наоборот, с метана на водород - не слышал.

Буцетам

Цитата: vlad7308 от 19.05.2025 18:12:58
Цитата: Буцетам от 19.05.2025 17:47:41
Цитата: Трилобит от 19.05.2025 13:12:06ведь метан меняется на водород легким движением руки без значительных изменений.
Ну да, про РД-0146ДМ не слышали? Замена сплава в ТНА (а то и без замены, смотря какой сплав), и возможная доработка уплотнений (тоже не факт). В рубашке охлаждения материал внутренней стенки нужно обескислородить. Собственно, всё
Что-то верится с трудом.
У водорода в несколько раз ниже плотность. Его насос не может быть таким же, как у керосина или метана. И это только первое, что приходит в голову.
А кто говорил про такой же? Размеры рабочих колёс будут другие, геометрия кое-где тоже другая.  И сплав другой, хоть и из той же группы (скажем, меньше железа, больше никеля). Но насос подобный метановому, на тех же технологиях
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Буцетам

Цитата: Demir_Binici от 19.05.2025 18:18:13, с метана на водород - не слышал.
Так на метане никто никогда и не летал. А вот керосиновый LR-87 перевели на водород в версии LR-87 LH2. И было это ещё в конце 50-х. Причём у УИ достойный (403/350) и тяговооружённость (97), и при этом насос водорода был простой одноступенчатый. Проблем не выявлено, заявлялся на конкурс для Сатурна, но победил J-2
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

vlad7308

Цитата: Буцетам от 19.05.2025 18:23:51кто говорил про такой же? Размеры рабочих колёс будут другие, геометрия кое-где тоже другая.  И сплав другой, хоть и из той же группы (скажем, меньше железа, больше никеля). Но насос подобный метановому, на тех же технологиях
Вот точно такой же, но только другой  ;D
Окей
это оценочное суждение

Prokrust

Цитата: vlad7308 от 19.05.2025 19:49:34
Цитата: Буцетам от 19.05.2025 18:23:51кто говорил про такой же? Размеры рабочих колёс будут другие, геометрия кое-где тоже другая.  И сплав другой, хоть и из той же группы (скажем, меньше железа, больше никеля). Но насос подобный метановому, на тех же технологиях
Вот точно такой же, но только другой  ;D
Окей
Одна из главных проблем RS-25 - в протечках, водород слишком легко просачивается.
А в движках типа Раптор эта проблема решена превентивно. Кислый тракт отдельно от метанового. Поэтому-то водородный Раптор сделать из метанового не сложно.
Но не нужно.

zero17

Цитата: Буцетам от 19.05.2025 00:41:15
Цитата: Prokrust от 18.05.2025 22:03:311. Лопатки в Рапторе тоже сделаны из Mondaloy ?
2. РД-169 тоже сделан на подобном сплаве?
РД похоже что нет, не встречал такой информации в интервью про него. Лопатки скорее всего да, Маск показывал фотку отливки коллектора кислорода, и писал что этот сплав нужен для "горячего кислорода 800 атм." то есть видимо речь про турбину после газогенератора

литье из какого сплава ?

Старый

Цитата: vlad7308 от 19.05.2025 14:14:17объясняли в основном политэкономию социализма.
С точностью до наоборот. Хорошо объясняли политэкономию капитализма. А с социализмом сами путались. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Буцетам

Цитата: zero17 от 19.05.2025 20:21:00литье из какого сплава ?
Так из этого же. Маск как раз литую деталь и показывал
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Буцетам

Ого! Пишут что у Раптора аж со 2й версии нет запальных устройств. Соответственно, нет части трубопроводов, и электропитание свечи не нужно.
А всё потому что сделали более горячий выхлоп из турбины (ближе к стехиометрии?), газы сами поджигаются.
Вот скажите, почему мы не можем делать то же самое с горячим кислородом? Чем ответит глушковская школа, ммм?
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Prokrust

Цитата: Буцетам от 20.05.2025 09:37:52Ого! Пишут что у Раптора аж со 2й версии нет запальных устройств. Соответственно, нет части трубопроводов, и электропитание свечи не нужно.
А всё потому что сделали более горячий выхлоп из турбины (ближе к стехиометрии?), газы сами поджигаются.
Вот скажите, почему мы не можем делать то же самое с горячим кислородом? Чем ответит глушковская школа, ммм?
Для метана добились зажигания только температурой? Не удивительно, у метана температура самовоспламенения 538*С, но все же. Достигли эффекта топлива-вонючки, пипец.
PS.
Кстати, диметиловый эфир имеет температуру воспламенения намного ниже, чем у метана, всего 350*С. При пустотном УИ на 15 ниже чем у метана (для кислорода) и большей плотности.

Буцетам

Цитата: Prokrust от 20.05.2025 10:01:01Не удивительно, у метана температура самовоспламенения 538*С, но все же
Это при обычном давлении, а при 5 атм. например, скорее всего будет даже ниже. Чтобы воспламенился керосиновый туман, я думаю достаточно будет и не очень горячего кислорода. Градусов 300 (573К) - почему бы и нет? Даже если нужно будет 400 градусов, это не означает что нужно весь выхлоп держать при такой температуре. Достаточно такой схемы:
- группа форсунок по центру камеры питается от горячего (500°С) кислорода
- остальные форсунки питаются от тёплого кислорода (200°С)
- тёплый кислород - тот что на выходе из турбины, как в обычном двигателе
- горячий кислород отбирается со входа турбины (выход из газогенератора)
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

zero17

#1917
Цитата: Prokrust от 19.05.2025 20:02:01
Цитата: vlad7308 от 19.05.2025 19:49:34
Цитата: Буцетам от 19.05.2025 18:23:51кто говорил про такой же? Размеры рабочих колёс будут другие, геометрия кое-где тоже другая.  И сплав другой, хоть и из той же группы (скажем, меньше железа, больше никеля). Но насос подобный метановому, на тех же технологиях
Вот точно такой же, но только другой  ;D
Окей
Одна из главных проблем RS-25 - в протечках, водород слишком легко просачивается.
А в движках типа Раптор эта проблема решена превентивно. Кислый тракт отдельно от метанового. Поэтому-то водородный Раптор сделать из метанового не сложно.
Но не нужно.
водород он такой, везде просачивается и легко испаряется...

Виктор Левашов

Чжуцюэ-2 на жидком метане сегодня спутники на орбиту вывела, а ничего нигде не обсуждается.
Я и не знал, что ракеты-носители на жидком метане уже есть давно.
У КНР.


Буцетам

Цитата: Виктор Левашов от 20.05.2025 20:31:03Чжуцюэ-2 на жидком метане сегодня спутники на орбиту вывела, а ничего нигде не обсуждается.
Так все обсуждают ракету Жук-2, а что такое "Чжуцюэ" никто не знает. Это как с марсоходом, который Zhurong, а никакой не Zhu Zhun :D
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.