SpaceX семейство метановых двигателей Raptor

Автор igorvs, 26.10.2013 01:05:56

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

nonconvex

Цитата: zero17 от 18.05.2025 14:27:07
Цитата: Буцетам от 18.05.2025 13:47:54
Цитата: nonconvex от 18.05.2025 02:37:29
Цитата: Feol от 18.05.2025 00:12:44Бо наша промышленность после середины 80-ых ничего нового создать уже, имхо, не сможет. Рад ошибиться.
Не вижу технологических проблем. Все техпроцессы освоены и имеются в наличии, включая лазерное спекание.
Лазерное спекание это технология что даёт средненького качества детали, аналог литья. Корпуса ТНА будете спекать? Или рубашки камер? Боюсь камеры от такого только потяжелеют
лазерное спекание это порошковая металлургия лучше литье.
Обучайтесь. Между прочим, в NASA это называеют новой промышленной революцией.

Prokrust

Цитата: Буцетам от 18.05.2025 20:54:53
Цитата: Prokrust от 18.05.2025 20:04:19Что это за такие трудногорючие сплавы? Пример такого сплава можете подсказать?
Состав не помню, вроде система "никель-хром-железо-алюминий". Оригинальный сплав называется Mondaloy, разработан в 90-х в США. Используется для деталей кислородного тракта (включая ТНА) в BE-4 и AR-1, и похожий на него сплав (условный Mondaloy-X) используется в рапторе. По стойкости к кислороду на уровне никелевых покрытий в РД, а по механическим свойствам на уровне сплавов из которых сделан ТНА у РД
Теперь понятно, откуда у Маска столько наглости. Да, это принципиальная разница между кислыми трактами Раптора и РД-180. Резюмирую - Раптор, как и БЕ-4, в отличие от РД-180 можно использовать многоразово.
Осталась пара уточняющих вопросов, на которые вряд-ли кто ответит.
1. Лопатки в Рапторе тоже сделаны из Mondaloy ?
2. РД-169 тоже сделан на подобном сплаве?

Boris Mekler

Цитата: Prokrust от 18.05.2025 22:03:31Да, это принципиальная разница между кислыми трактами Раптора и РД-180.
Принципиальная разница между окислительными трактами Раптора и РД-170/171/180 это то что у последних он длинный, извилистый и с сильфонами, так как КС подвешена на кардане отдельно от ТНА, а на Рапторе окислительные газогенератор и турбина находятся прямо на верхушке КС, и длина и сложность горячего окислительного тракта минимизированы. Кроме этого окислительный ТНА качает только кислород - горючее ему качать не надо - в результате чего нагрузка на его турбину снижена.

AlexandrU

Цитата: Буцетам от 17.05.2025 13:58:01"Коррозия" (горение) это у нас, потому что у нас покрытия. Сами-то покрытия не горят, но металл под ними - да. А у Маска вроде как трудногорючий сплав, и из него целиком сделаны детали. То есть ему покрытия и не нужны.
Нужны и не только ему. Такие газоходы позволяют существенно снизить их массу без потери ресурса и увеличить удельные хар-ки мотора.
Правда, технология эта сложная и дорогая в освоении.

AlexandrU

Цитата: Boris Mekler от 18.05.2025 22:37:19...газогенератор и турбина находятся прямо на верхушке КС, и длина и сложность горячего окислительного тракта минимизированы. Кроме этого окислительный ТНА качает только кислород - горючее ему качать не надо - в результате чего нагрузка на его турбину снижена.
А заплатили за эти "удобства" вторым ТНА ::)

simple

Цитата: AlexandrU от 18.05.2025 22:53:14А заплатили за эти "удобства" вторым ТНА ::)
это из серии одноколесного против двухколесного велосипедов 

Кот Бегемот

Цитата: Буцетам от 18.05.2025 20:54:53Оригинальный сплав называется Mondaloy, разработан в 90-х в США. Используется для деталей кислородного тракта (включая ТНА) в BE-4 и AR-1
И какую температуру это сплав выдерживает?НЯП там компромисс между прочностью и устойчивостью к горению.
А давление в БЕ-4 небольшое.Так может из-за пределов этого сплава?
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус

Буцетам

Цитата: Prokrust от 18.05.2025 22:03:311. Лопатки в Рапторе тоже сделаны из Mondaloy ?
2. РД-169 тоже сделан на подобном сплаве?
РД похоже что нет, не встречал такой информации в интервью про него. Лопатки скорее всего да, Маск показывал фотку отливки коллектора кислорода, и писал что этот сплав нужен для "горячего кислорода 800 атм." то есть видимо речь про турбину после газогенератора
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Буцетам

Цитата: Кот Бегемот от 18.05.2025 23:16:22И какую температуру это сплав выдерживает?НЯП там компромисс между прочностью и устойчивостью к горению.
А давление в БЕ-4 небольшое.Так может из-за пределов этого сплава?
Не знаю, надо смотреть. Там разные есть сплавы: Mondaloy 200, Mondaloy 300, Mondaloy 500, у Маска - SX300 и SX500
BE-4 просто оптимально сделанный кислый двигатель, лысый Безос молодец, не стал ничего выжимать. Кстати у Безоса самая большая камера, раз давление низкое. Даже так - самая большая в истории камера углеводородного двигателя, вон оно как!
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Кот Бегемот

Цитата: Буцетам от 19.05.2025 00:46:35Не знаю, надо смотреть.
А выводы делаете. 
Цитата: Буцетам от 19.05.2025 00:41:15РД похоже что нет
Чем похоже?
Цитата: Буцетам от 19.05.2025 00:41:15Лопатки скорее всего да
Ну если "скорее всего", то это меняет дело. :)
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус

AlexandrU

Цитата: simple от 18.05.2025 22:54:56
Цитата: AlexandrU от 18.05.2025 22:53:14А заплатили за эти "удобства" вторым ТНА ::)
это из серии одноколесного против двухколесного велосипедов
Не, это из другой серии. Там где два костыля пара.

Буцетам

Цитата: Кот Бегемот от 19.05.2025 01:02:07А выводы делаете. 
Хех, не устраивают мои выводы? Ну так делайте свои, мне-то что с того
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Буцетам

Цитата: AlexandrU от 19.05.2025 01:05:14
Цитата: simple от 18.05.2025 22:54:56
Цитата: AlexandrU от 18.05.2025 22:53:14А заплатили за эти "удобства" вторым ТНА ::)
это из серии одноколесного против двухколесного велосипедов
Не, это из другой серии. Там где два костыля пара.
Ну вон в RS-25 тоже два ТНА, а он ещё в 70-х появился. Да и два ТНА проще чем один, вал короче, подшипников всего 2 на каждый ТНА, схема проще и надёжней. А у Маска ещё и проблемы с уплотнениями уходят, потому что кислый газ не горит.
А то что на переходных режимах рассинхронизация, так это проблема решаемая
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Кот Бегемот

Цитата: Буцетам от 19.05.2025 01:12:38Хех, не устраивают мои выводы?
Мне интересно на каком основании сделаны такие выводы.
Цитата: Буцетам от 19.05.2025 01:12:38Ну так делайте свои, мне-то что с того
Я стараюсь не делать голословных утверждений.
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус

Кот Бегемот

Цитата: Буцетам от 19.05.2025 01:16:07Ну вон в RS-25 тоже два ТНА, а он ещё в 70-х появился.
Угу.И стоит как будто из золота отлит. ;D
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус

Трилобит

Цитата: Кот Бегемот от 19.05.2025 01:32:28
Цитата: Буцетам от 19.05.2025 01:16:07Ну вон в RS-25 тоже два ТНА, а он ещё в 70-х появился.
Угу.И стоит как будто из золота отлит. ;D

А у вас есть актуальные данные о стоимости RS-25E?
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

Кот Бегемот

Не шалю, никого не трогаю, починяю примус

Трилобит

Цитата: Кот Бегемот от 19.05.2025 02:43:31
Цитата: Трилобит от 19.05.2025 02:30:46А у вас есть актуальные данные о стоимости RS-25E?
https://spacenews.com/aerojet-rocketdyne-defends-sls-engine-contract-costs/
Статья буквально о том что неизвестно сколько отдельно взятый двигатель стоит и даже по SSME точной цифры нет.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

Кот Бегемот

#1878
Цитата: Трилобит от 19.05.2025 02:53:12Статья буквально о том что неизвестно сколько отдельно взятый двигатель стоит и даже по SSME точной цифры нет.
В разное время за разные контракты и цифры разные.Точных цифр быть не может.
Вот еще данные.
https://arstechnica.com/science/2020/05/nasa-will-pay-a-staggering-146-million-for-each-sls-rocket-engine/
Выводы делайте сами. ;) Да и других источников полно чтобы здесь это обсуждать.
То что SSME ужасно дорогой ПМСМ общеизвестно.
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус

Трилобит

Цитата: Кот Бегемот от 19.05.2025 03:08:28
Цитата: Трилобит от 19.05.2025 02:53:12Статья буквально о том что неизвестно сколько отдельно взятый двигатель стоит и даже по SSME точной цифры нет.
В разное время за разные контракты и цифры разные.Точных цифр быть не может.
Вот еще данные.
https://arstechnica.com/science/2020/05/nasa-will-pay-a-staggering-146-million-for-each-sls-rocket-engine/
Выводы делайте сами. ;) Да и других источников полно чтобы здесь это обсуждать.
То что SSME ужасно дорогой ПМСМ общеизвестно.
Заведомо необъективный Бергер и опять "контракт (в котором включено множество дополнительных затрат)/число двигателей", а не стоимость отдельного двигателя. Для Рапторов он указывает именно стоимость (предполагаемую) изготовления двигателя, без затрат всей программы создания Раптора с затратами на инфраструктуру\оборудование\RnD\испытания, так что сравнение манипуляция чистой воды.

Реальная стоимость RS-25E должна быть значительно ниже, я больше верю в оценки ~50млн.долларов (если предположить что 40млн это за RS-25D + инфляция - 30% удешевление), что конечно тоже немало, но для водородного двигателя такого класса вполне адекватно на мой взгляд.
SSME и RS-25E не одно и тоже, сопло значительно упрощено, а насосная часть переделана.
Все другие "источники" оперируют теми же самыми цифрами без конкретики.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"