Союз-5

Автор Salo, 28.03.2013 14:18:15

« назад - далее »

0 Пользователи и 6 гостей просматривают эту тему.

Михаил Михайлов

Цитата: Seerndv от 28.09.2021 16:06:31- ну а вы как сами думаете? 
Я не знаю, как и что с этим сейчас. Потому и спросил.

Bell

Цитата: Alex-DX от 28.09.2021 12:37:18
Цитата: ratcustorb от 28.09.2021 11:54:05Спуск на парашютах в горизонтальном положении не повлечет увеличения веса из-за необходимости усиления конструкции ступени?
Будет увеличение массы но меньше чем прикручивать колеса, оперение и тд и тп.
О! А это глубокое заблуждение!

ЦитироватьСледует также отметить, что относительная масса системы спасения по второму варианту [с тормозным импульсом перед входом в атмосферу], составляющая 88 % от массы одноразовой ступени, соизмерима с относительной массой самолётной системы спасения, составляющей 90-100 %.
это отсюда:
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СХЕМЫ ПОЛЁТА СТУПЕНИ С РАКЕТНО-ДИНАМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ СПАСЕНИЯ НА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ СРЕДНЕГО КЛАССА
© 2016 Ю. Л. Кузнецов, Д. С. Украинцев
Центральный научно-исследовательский институт машиностроения, г. Королёв

А как мы уже выяснили по разнице масс блока А и первой ступени Зенита, увеличение оной составляет те же самые +90-100% к исходной сухой массе ракетного блока.

То есть хоть тушкой, хоть чучелом - одно и то же.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Цитата: Роман Б от 28.09.2021 11:17:56
Цитата: Дмитрий В. от 27.09.2021 19:59:04
Цитата: Alex-DX от 27.09.2021 19:53:50В три ступени лучше, чем в две.
Ну, да, дороже ;D
Там выше шел вопрос о возобновлении производства РД-120 и возобновлении работ по РД-120 К https://topwar.ru/157904-rossija-vozobnovljaet-proizvodstvo-raketnogo-dvigatelja-rd-120.html

Если он не предназначен для "Союза-5" то для чего он нужен? По тяге РД-120 К будет в пределах 85 т, а форсированный порядка 90 т. Это двигатель для ракет лёгкого класса, с некоторым переходом в средний типа "Союз-2". Можно, конечно вернуться к идее замены РД-107/108 на ракете "Союз". создав очередную модернизированную версию что то типа "Союз-3.1, -3,2" и пр. заменив то ли двигатели только на боковых блоках, то ли на первой и второй ступени. Повысится грузоподъемность тонн до 9, может быть до 9,5. Но при этом и стоимость ракеты возрастёт. Да и вчерашний день эта хорошая, но всё же старая ракета.

И вот мне видится такая идея как создание на базе "Союза-5" замены "Союзу-2". Тут и можно было бы применить эти двигатели. При освоенном диаметре 4,1 м на первой ступени получится пакет из 4 РД-120 К. Но даже при 90 т тяги тяговооруженность будет не высока для ракеты типа "Союз". И мне кажется что украинские коллеги именно поэтому предложили такую размерность первой и второй ступени. В то же время третья ступень в проекте "Циклон-5" обеспечивает гибкость ракеты при выведении космических аппаратов как на НОО так и на ССО. Судя по возникшей идее создать версию ракеты "Союз-2-1" с повторным включением двигателя третьей ступени, такая ракета может быть очень даже востребована.
В российском варианте такая ракета могла бы иметь следующую компоновку:
- первая ступень 4 двигателя РД-120КР тягой по 90 т
- вторая ступень 1 стандартный двигатель РД-120
- третья ступень РБ ДМ-03
- головной обтекатель диаметром 4 м от ракеты "Союз-2.1б".

Касательно цены. Из имеющейся альтернативы можно рассматривать только 2 двигателя, имеющих материальное воплощение. Это РД-180 и пара РД-191М. Но работы по адаптации РД-180 к российскому сегменту ракет были свёрнуты, если не ошибаюсь, в 2011 году, а серийный РД-191М дорогой. Если не ошибаюсь его цена сейчас в районе 700 млн рублей за единицу.

Так же использование РД-120К на первой ступени позволило бы создать ракету в варианте с 4 такими двигателями на первой ступени и блоком ДМ-03 в качестве второй. Помните проект ракеты "Квант"? Если, конечно, в этом есть необходимость. Но, возможно, и есть т.к. предлагали же версию "Союза-2ЛК" - без обычной третьей ступени но с РБ "Фрегат".  Обе приложенные мною варианта ракеты имели бы грузоподъемность 5-6 и 7-8 т соответственно и создаются на производственной базе "Союза-5" путем унификации диаметров ступеней. Между собой у ракет дополнительно будут унифицированы двигатели, разгонный блок и пр.

Так же можно создать под эти две уменьшенные модификации единый старт. А если создать версию "Союз-5" с уменьшенной второй ступенью и двигателем РД-0124 как на "Союзе-2.1б" и "Ангаре-5" то получим версию ракеты с грузоподъемностью порядка 14 т. Это был бы аналог "Зенита". такая ракета запускалась бы с того же старта. что и стандартный "Союз-5". Таким образом имели бы 2 стартовых комплекса и 4 базовые модели ракет. Да еще и их модификации с применением разгонных блоков "Фрегат" на аналоге "Союза-2" и "Союзе-5" стандартной и уменьшенной модификации.

Вопрос цены удалось бы решить путем унификации производства как ракет в целом. так и отдельных узлов, блоков, двигателей и пр. При этом получили бы линейку ракет в легком и среднем классе, полностью закрывающим диапазон нагрузок от 5 до 17 т.

Касательно идей, предлагаемых кем-либо. Знаете чем мне нравится Илон Маск? Тем что он очень удачно скомпоновал в своём "Фальконе-9" ряд идей, в том числе реализуемых ранее советской школой ракетостроения. Но в результате получил одну из самых удачных и востребованных ракет

Зачем? Под универсальность есть Ангара.

А для <10 тонн ПН есть Союз-2. 

Это ересь с РД-120 не имеет потенциала стать дешевле Союза-2, и является переводом металла.

Цитата: Alex-DX от 28.09.2021 17:00:46
Цитата: Bell от 28.09.2021 16:37:20Усиление конструкции для восприятия поперечных и изгибающих нагрузок
Здесь можно оптимизировать.

Увеличиваем тяговооруженность - > укорачиваем ступень до времени работы 120 секунд.
Размеры конструкции меньше - > соответственно и нагрузки меньше.

Увеличиваем тяговооружённость -> увеличиваем секундный расход топлива.

Уменьшаем время работы, при увеличенном секундном расходе топлива -> почти не выигрываем в плане уменьшения размеров РН.

Bell

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 28.09.2021 19:44:51Это ересь с РД-120 не имеет потенциала стать дешевле Союза-2, и является переводом металла.
Насколько я понял, вся эта возня с РД-120 - не более чем самодеятельность ОДК, типа вот у нас же есть изделие, давайте его продвигать на рынке, вдруг кто-нибудь купит. А по факту на него нет ни официального спроса, ни реальной потребности.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Цитата: Alex-DX от 28.09.2021 13:41:37
Цитата: ratcustorb от 28.09.2021 13:30:58Какие нагрузки С-5 собирается выводить, чтобы хотя бы окупить затраты на его разработку и изготовление? Он же позиционируется как коммерческий проект, МО он не нужен.
В три ступени возможно выводить широкий диапазон нагрузок, не хуже чем у Протона. :) 

Самая дорогая первая ступень, но она многоразовая, что очень выгодно для увеличения маржи коммерческого проекта.

А к третьей многоразовой ступени две одноразовые...

Да ещё и для своей грузоподъёмности там дико мощные (дорогие в обслуживании) движки.

Многоразовые трехступы умерли почти сразу с зарождением космонавтики, см Ferry Rocket.

zandr

https://ria.ru/20210928/musor-1752098096.html
ЦитироватьМеждународная группа ученых составила рейтинг опасных объектов на орбите
МОСКВА, 28 сен - РИА Новости. Международная группа ученых составила список 50 самых опасных объектов на низкой околоземной орбите, топ-20 полностью занят отработавшими вторыми ступенями собиравшихся на Украине ракет "Зенит", следует из совместной статьи ученых, которая будет представлена на Международном конгрессе астронавтики в ОАЭ в октябре.
В статье, с которой удалось ознакомиться РИА Новости, идет речь об объектах, которые представляют наибольший потенциальный риск образования мусора и могут снизить этот риск, если будут удалены с орбиты.
Ученые, среди которых в том числе упомянуты российские специалисты, распределили космический мусор по ранжиру. В качестве факторов оценки опасности были выбраны: масса конкретного объекта космического мусора, частота встреч с другими объектами, время существования на орбите и дистанция до работающих спутников.
В итоге в списке из 50 объектов первые 20 строк заняли вторые ступени ракет "Зенит-2",
Спойлер
которые ранее делали на Украине из российских комплектующих. Последние 10 строк занимают ступени ракет "Космос-3М", производившихся в России. В итоге на страны СНГ приходится 43 объекта из 50 самых опасных. При этом речь идет о старых запусках, произведенных с 1974 по 2004 год.
Другой список из 70 потенциально наиболее опасных объектов составили сотрудники Миланского технического университета. В этом списке первые два десятка позиций занимают вторые ступени ракет "Зенит-2", в середине списка много советских/российских спутников типа "Космос". Практически всю вторую половину рейтинга занимают космические аппараты Европейского космического агентства.
"Проблема космического мусора еще не настолько овладела умами общественности по сравнению с темой загрязнения окружающей среды и вопросами загрязнения киберпространства и пока остается больше предметом обсуждения на экспертном уровне. Однако проблема космического мусора может стать как причиной, так и следствием в триединой угрозе человечеству вместе с упомянутыми выше. Под "триединой проблемой" понимается угроза жизнедеятельности человечества в результате неконтролируемого процесса в области индустриального развития, цифровизации и загрязнения космического пространства", - прокомментировал РИА Новости данные зарубежных ученых член Совета РАН по космосу, генеральный директор ООО "СР климатическая мониторинговая система" (входит в корпорацию Success Rockets) Валентин Уваров.
Он отметил, что неконтролируемое увеличение космического мусора на околоземной орите создает угрозу современной человеческой цивилизации – применению спутниковых технологий в повседневной жизни. С помощью космических аппаратов работает телевидение, спутниковая телефония, обеспечивается навигация транспорта и безопасность мореплавания, ведется мониторинг погоды и предупреждение катастроф. "Без космической составляющей сейчас уже невозможно представить действия вооруженных сил", - отметил эксперт.
Уваров призвал обратить внимание и на проблему отсутствия контроля и управления движением в космосе по аналогии с организацией авиационного движения в воздушном пространстве.
[свернуть]
А когда сабж залетает, его ступени составят конкуренцию в первых строках!?

Ну-и-ну

Цитата: Alex-DX от 28.09.2021 16:43:45
- Вы ракетов спосаете?
- Нет, просто показываю.
- Красивое...

Дмитрий Инфан

Парашютного отсека нет.

Роман Б

Даже в первоначальной линейке "Ангары" ниши на 7-8 т не было и её заполнял "Союз-2"

ЦитироватьА для <10 тонн ПН есть Союз-2.
Т,е. ему замена не нужна в принципе? Интересно. а сколько лет эта ракета еще будет летать?

ЦитироватьЭто ересь с РД-120 не имеет потенциала стать дешевле Союза-2, и является переводом металла.

Тут я соглашусь. Но опять таки это как с автомобилем - если "запорожец" или жигули дешевый автомобиль, то значит и не стоит искать им замену? Касательно самого РД-120 и РД-120 К, то действительно у него ниша только в классе ракет "Союз-2" и тому подобных. Если не делать замену "Союза-2" в модификациях 2.1а, 2.1б 2ЛК и 2-1 то эти двигатели и не нужны.

Роман Б

Цитата: Bell от 28.09.2021 19:48:57Насколько я понял, вся эта возня с РД-120 - не более чем самодеятельность ОДК, типа вот у нас же есть изделие, давайте его продвигать на рынке, вдруг кто-нибудь купит. А по факту на него нет ни официального спроса, ни реальной потребности.
Скорее всего да

Дмитрий В.

Цитата: Bell от 28.09.2021 19:48:57
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 28.09.2021 19:44:51Это ересь с РД-120 не имеет потенциала стать дешевле Союза-2, и является переводом металла.
Насколько я понял, вся эта возня с РД-120 - не более чем самодеятельность ОДК, типа вот у нас же есть изделие, давайте его продвигать на рынке, вдруг кто-нибудь купит. А по факту на него нет ни официального спроса, ни реальной потребности.
ОДК здесь не при делах. "Новодельные" РД-120 предлагает Главкосмос - структура Роскосмоса. Ну, и НПОЭ, естественно.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Чебурашка

После отмены керосинового сверхтяжа  зачем нужен Союз-5?
Как геостационарный носитель - он слабоват. Потребность в запусках на низкую орбиту все потребности полностью закрывают модификации старушки Р-7. 
Не проще ли в том же размерном класса Ангару-3 реанимировать. Для неё, по крайней мерее теоритически, всё уже есть. И старт и производство.

Роман Б

Цитата: Дмитрий В. от 29.09.2021 11:39:51
Цитата: Bell от 28.09.2021 19:48:57ОДК здесь не при делах. "Новодельные" РД-120 предлагает Главкосмос - структура Роскосмоса. Ну, и НПОЭ, естественно.
Хорошо, а для чего? Кстати, а как Вам такая идея - сделать РД-120 К многоразовый и ставить на первую ступень как у "Фалькон-9" связкой и один у центре. Ну при этом можно сделать связку из 7 двигателей тягой по 90 т, а вторая ступень с обычным. высотным РД-120. Такая себе полу многоразовая ракета тонн на 10-12 т нагрузки. Ступень изначально возвращать только в район стартового комплекса

Alex-DX

Цитата: Чебурашка от 29.09.2021 12:08:37Не проще ли в том же размерном класса Ангару-3 реанимировать.
С5 надежней А3 в три раза.

Роман Б

Цитата: Чебурашка от 29.09.2021 12:08:37После отмены керосинового сверхтяжа  зачем нужен Союз-5?
Как геостационарный носитель - он слабоват. Потребность в запусках на низкую орбиту все потребности полностью закрывают модификации старушки Р-7.
Не проще ли в том же размерном класса Ангару-3 реанимировать. Для неё, по крайней мерее теоритически, всё уже есть. И старт и производство.
И создавать полностью унифицированной с "Ангарой-5" как европейская ракета "Ариан-6" в версиях 62 и 64

Андрей Иванов

#12976
Цитата: Чебурашка от 29.09.2021 12:08:37После отмены керосинового сверхтяжа  зачем нужен Союз-5?

С чего ты взял, что керосиновый сверхтяж отменен, если с опережением идут работы по РН Союз-5 ?

...

пс
Глава Роскосмоса отметил, что планируется адаптировать плавучий космодром под пуски перспективных ракет-носителей "Союз-5"
МОСКВА, 21 сентября 2021г.. /ТАСС/. Будущее плавучего космодрома "Морской старт" должно быть определено в ближайшее время.


https://tass.ru/obschestvo/12533339
Путин 29 сентября 2021г. проведет совещание по развитию космической отрасли
"Ближе к вечеру президент проведет совещание по вопросам развития космической отрасли, - сказал Песков. - Объемное, содержательное, будут обсуждаться такие вопросы, как перспективы пилотируемой космонавтики, создание и перспективы использования ракетно-космического комплекса "Морской старт", работа по созданию космического ракетного комплекса "Ангара", в целом вопрос о том, как строится космодром "Восточный", как обеспечивается ритмичное и аргументированное финансирование для этой стройки"


Цитата: МОСКВА, 16 сентября 2021. /ТАСС/ https://tass.ru/kosmos/12425255
Россия и Казахстан подписали договор о создании комплекса для пусков "Союза-5"
Стороны приступают к реконструкции стартового и технического комплексов ракеты "Зенит" для их модернизации в рамках проекта "Байтерек"
"МанкуртыЛюди, которые после мощного внешнего воздействия на свою психику, забыли о своём прошлом и о прошлом своих предков".
Чингиз Айтматов ( "И дольше века длится день" ).

ratcustorb

Цитата: Alex-DX от 29.09.2021 12:33:02С5 надежней А3 в три раза.
Пруф так и не увидели ещё с прошлого сообщения.

Astro Cat

Цитата: Alex-DX от 29.09.2021 12:33:02С5 надежней А3 в три раза.

Что у той ноль практической надежности, что у другой. Никакой нету.

Георгий

Цитата: Чебурашка от 29.09.2021 12:08:37После отмены керосинового сверхтяжа  зачем нужен Союз-5?
Как геостационарный носитель - он слабоват. 
Прорабатывается вторая водородная. 
И гсо с Си Ланча неплох