Даурия Аэроспейс от владельца "Техносилы"

Автор Valerij, 26.09.2012 12:51:27

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Zelenyikot

ЦитироватьСтарый пишет: 
А какие ещё аппараты этого стандарта были запущены?
Perseus-M1 и M2, дауриевские же.

Старый

ЦитироватьZelenyikot пишет:
ЦитироватьСтарый пишет:
А какие ещё аппараты этого стандарта были запущены?
Perseus-M1 и M2, дауриевские же.
Вобщем пока это стандарт только для Даурии? ;)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Zelenyikot

ЦитироватьСтарый пишет: 
Вобщем пока это стандарт только для Даурии?  ;)
Это стандарт для всех, даже тех, кто не знает о его существовании. В нем выпускают пусковые контейнеры уже лет 5, не меньше. 

Два 6U от NASA весной к Марсу полетит.

Zelenyikot

Отчет о летных испытаниях космических аппаратов Perseus-M1 и Perseus-M2
http://zelenyikot.livejournal.com/84109.html

- солнечные панели и их микроконтроллеры функционируют;
- информация от микроконтроллеров солнечных панелей доступна бортовому компьютеру и передаётся по каналу телеметрической информации;
- AIS-приёмник функционирует и выдаёт информацию, которая далее передавалась на Землю по каналу служебной телеметрической информации;
- получена несущая передатчика Ка-диапазона во время пролёта аппарата над антеннами станции в Свалборде;
- получены и переданы на Землю по каналу телеметрической информации измерения бортового GPS-приемника.


Ну и вдогонку:
http://ria.ru/space/20151222/1346669395.html

Впервые российская частная космическая компания "Даурия Аэроспейс" (Dauria Aerospace) завершила сделку по продаже двух своих спутников: создающая собственную группировку американская компания Aquila Space приобрела космические аппараты Perseus-M, уже работающие на орбите, а также необходимые лицензии на использование технологий, сообщил РИА Новости гендиректор "Даурии Аэроспейс" Сергей Иванов.
"Полная цена сделки составит от 4,35 до 6 миллионов долларов в зависимости от размера лицензионных платежей", — уточнил он.

triage

что-то для Российского рынка в области АИС готовится?

Zelenyikot

Может кем-то и готовится, но не "Даурией". Компания от идеи операторства оказалась - не нашлось инвестора на это направление.

ZOOR

Генеральный директор Dauria Aerospace Сергей Иванов о развитии частного космического бизнеса

ЦитироватьГенеральный директор Dauria Aerospace Сергей Иванов в интервью Rambler News Service рассказал о влиянии западных санкций на производство спутников, развитии частного космического бизнеса в России и неуместном сравнении со SpaceX Илона Маска.
 
 
При появлении Dauria Aerospace на российском рынке космической техники многие сравнивали первую российскую частную космическую фирму с детищем Илона Маска SpaceX. Как вы к этому относитесь?
 
— Сравнение со SpaceX немного натянутое. Все-таки мы не строим ракеты, и никогда планов таких не было. Наша компания больше похожа на стартапы Skybox или PlanetLabs, хотя о них в России знают меньше. Если говорить о «выходе на уровень», то здесь мы ориентируемся на британскую спутникостроительную компанию SSTL. За полтора десятка лет она немалого достигла в разработке малых и средних космических аппаратов.
 
— Значит, разочарования в «космическом бизнесе» нет?
 
— Разочарования нет. Это направление продолжает оставаться темой с огромным потенциалом!
 
— Ну а в будущем конкуренция Dauria Aerospace с компанией Илона Маска возможна?

— Повторюсь, сравнивать наши компании нельзя. Разные и сферы деятельности, и масштабы. В SpaceX вложены сотни инвесторских миллионов долларов, компания имеет миллиардные госзаказы.
 
— Проблема заключается только в недостаточности финансирования российских частных космических компаний, в том числе вашей, или в нехватке новых проектов?
 
— Сравнивая любую российскую компанию со SpaceX, следует учитывать, что при всех управленческих талантах Илона Маска компания развивалась в намного более благоприятных условиях. Новый частник был нужен государству, поэтому были объявлены конкурсы, победители которых получали гранты на сотни миллионов долларов, а когда показали работоспособность технологий, то и крупные госзаказы. Российским частникам в космической сфере о таких, прямо скажем, тепличных условиях не приходится и мечтать. Но SpaceX в любом случае — замечательный проект! И заслуги Маска преуменьшать не стоит. На наших глазах творится история. Думаю, если завтра Маск объявит о проекте начала строительства поселения на Марсе, вряд ли кто-то будет иронизировать.
 
— Какую долю в портфеле заказов компании составляют экспортные контракты?
 
— Мы выполняем только один внешний контракт — государственный заказ на два микроспутника «МКА-Н» для «Роскосмоса» и есть проект для индийского оператора. Это первый и единственный случай, когда российская частная компания получила заказ на конечный продукт — спутники на орбите. Подписали контракт с индийским оператором, но работы по этому проекту пока не начались. Ведем переговоры о совместных проектах с компаниями из Китая. Наш рынок — это Восток.
 
— Сказались ли на компании западные санкции? Лишилась ли Dauria Aerospace поддержки крупных иностранных инвесторов?
 
— С точки зрения технологий санкции не сильно повлияли на процессы изготовления космических аппаратов. Мы занимаемся производством из комплектующих индустриального класса, то есть таких, которые применяются в станкостроении, автопроме, авиапроме. На них санкции не распространяются. Хотя часть поставщиков пришлось сменить, например, отказаться от американских и перейти на южнокорейские.
Более существенным оказалось изменение инвестиционного климата в мире. Западные инвесторы теперь практически игнорируют российские проекты, поэтому нам пришлось меняться. Фактически пришлось перестроить всю парадигму компании: если вначале мы строили оператора и поставщика услуг с наших спутников, и это требовало значительных инвестиций, то теперь наш фокус — разработка только в России космической техники для сторонних заказчиков.
У нас практически все комплектующие иностранные. Пока российская промышленность не удовлетворяет потребности в разработке микроспутников. Только-только начинают развиваться небольшие производства. К примеру, мы планируем использовать звездные датчики отечественной компании «Азмерит». С точки зрения бизнеса задачи импортозамещения не стоит. Мы можем спокойно закупать и заказывать под наши проекты все, что нам необходимо. Но, тем не менее, с этого года запустили несколько проектов по локализации ключевых узлов и подсистем в России.
 
— Рассчитывает ли Dauria Aerospace в реализации своих планов на поддержку со стороны «Роскосмоса»? Что надо сделать для организации эффективного частно-государственного партнерства?
 
— Если честно, этот вопрос уже набил оскомину: будет «Роскосмос» помогать частной космонавтике, не будет помогать. Я верю в простые вещи: если вы как компания в состоянии решать конкретные задачи и делаете это лучше других — быстрее, дешевле, качественнее, — то ваши решения будут интересны и госзаказчику (в лице «Роскосмоса». — RNS). И не важно, частная вы компания или с госучастием. Мы ориентируемся на коммерческий рынок.
Нет никого смысла развивать частные компании, просто потому что надо. Есть задачи, в которых коммерческие структуры более эффективны. Если этот тезис не оспаривается, тогда разумно создавать среду и экосистему, где такие коммерсанты будут появляться и куда пойдут частные инвестиции.
 
— Планирует ли Dauria Aerospace продолжить строительство спутников на платформе DX?
 
— DX — это наш первый проект. Мы прошли с ним весь цикл разработки, и наша внутренняя опытно-конструкторская работа по этой тематике закрыта. Изначально мы ставили цели на такой платформе решать самые различные задачи — от связи до космической съемки. По итогам летных испытаний можно сказать, что платформа надежна. У нас в разработке находится несколько идей, где задел по DX очень активно используется.
 
— На каком этапе разработки находится спутник Auriga? Планируется ли расширить список инвесторов проекта, и какова его стоимость?
 
— Проект финансируется долевым принципом, там присутствует и вклад нашей компании, наряду с фондом «Сколково» и «ВЭБ Инновации». Проект вышел на финишную стадию. Ожидаем поставки компонентов, чтобы начать сборку и интеграцию. В конце этого года — в I квартале следующего планируем пройти весь цикл наземных испытаний. С запуском пока определенности нет, все сдвигается «вправо». Но надеемся, что в конце 2017-го, сможем запустить Auriga и провести летные испытания. Стоимость проекта определена в грантовом меморандуме — 310 млн рублей. Продавать его за границу не планируем.
 
— Расскажите подробнее о строительстве космических аппаратов «МКА-Н»? Когда они будут переданы «Роскосмосу»?
 
— По условиям госконтракта, спутники «МКА-Н» должны были отправиться в космос в конце 2015 года, но по независящим от нас причинам срок запуска сместился на 2016 год. Спутники произведены, прошли наземные испытания. Надеемся, что в этом году запуск все-таки состоится. Задержка вызвана тем, что спутники летят попутно с ракетой «Союз-2.1б» и спутником «Канопус-В ИК», а этот запуск был перенесен на середину 2016 года.
 
— Завершена ли разработка малой спутниковой платформы «АТОМ»? На каком этапе создания сейчас находятся спутники для индийской компании Aniara Communications на базе этой платформы?
 
— «ATOM» — очень интересный и амбициозный проект нашей компании. Практически, это первый «взрослый» спутник, который мы разрабатываем. Там уже масса до тонны, 19 метров размах солнечных батарей, электроракетные двигатели... Проект сейчас находится в стадии привлечения инвестиций. Как со стороны нашего заказчика в Индии, так и с нашей стороны. Мы планируем самостоятельно профинансировать стадию разработки конструкторской документации. Все идет к тому, что в этом году начнем более активные работы по проекту.
 
— Планируется ли строительство других аппаратов на базе этой платформы для зарубежных или отечественных заказчиков?
 
— Мы планируем предлагать наши геостационарные аппараты по цене не выше $100 млн. Компания Aniara Communications для нас — только один из заказчиков. К нашей разработке проявляют интерес самые разные заказчики — от Азии до Южной Америки. Что касается нашего индийского заказчика, то у него в планах запустить до 10 спутников такого класса.
 
— Вы реализуете проект Pyxis. Расскажите, на каком этапе находится разработка и строительство четырех спутников?
 
— Pyxis остался «в наследство» от прежней стратегии компании — когда мы готовы были заниматься операторским бизнесом. Сейчас проект тоже находится в режиме ожидания, до появления инвестора, который заинтересуется развитием северных территорий. Поэтому нельзя заявлять какие-то сроки запусков.
 
— Не будете ли вы конкурировать с OneWeb, если они также будут предоставлять доступ в интернет для жителей севера?
 
— Конкурировать с интернет-проектами глобального масштаба мы не планировали. Спутники разработаны исключительно под орбиту «Молния», которая позволяет обеспечивать связью только северные регионы планеты. Хотя, если государство или крупный инвестор решит составить конкуренцию американским проектам, мы готовы участвовать.
 
— Как идет реализация проекта спутников микрокласса Perseus-O? Планируется ли их продажа иностранному или отечественному заказчику?
 
— С проектом Perseus-O наша компания когда-то дебютировала на мировом венчурном рынке. Но, как уже говорилось, инвесторов под свою группировку и операторский бизнес не нашлось. Поэтому мы готовы развивать платформу Perseus под какие-либо конкретные задачи прямых заказчиков, но самостоятельно инвестировать не будем. Платформа может заинтересовать потенциальных заказчиков, например, для проведения летных испытаний комплектующих, для научных экспериментов или образовательных программ. Есть несколько потенциальных партнеров, и в наших планах до 2019 года запустить несколько спутников на базе платформы Perseus.
 
23.04.2016
Права на данный материал принадлежат RNS
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
Потрясающая гибкость в реагировании.
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Veganin

У нас практически ничего нет, но за ваши деньги разработаем это, это, то и даже вот это. Подход большинства госконтор :(

Почему нельзя довести до ума одно-два изделия и предлагать его на рынок? Помнится, про AIS говорили в каждом интервью.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

Zelenyikot

ЦитироватьVeganin пишет:
Почему нельзя довести до ума одно-два изделия и предлагать его на рынок? Помнится, про AIS говорили в каждом интервью.
Отвечал на этот вопрос двумя сообщениями выше.

ZOOR

ЦитироватьБудут ли частные российские космические корабли бороздить просторы Вселенной

— Хотите спутник подержать? — спрашивает меня Никита Парцевский, руководитель проекта "Кубсат–нано" компании "Даурия Аэроспейс".

— Давайте, — я беру со стола прибор. В моих руках — МКА–Н, спутник для съемки Земли, который умеет снимать поверхность в видимом и инфракрасном диапазоне. На вес — килограмм десять.

— На самом деле не спутник, а полноразмерный макет, пойдемте настоящий покажу, — говорит Никита.

Мы оказываемся в лаборатории компании, посередине нее — полностью стеклянная "чистая комната". Из дверей в комнату сильно дует — внутри создается избыточное давление, чтобы на готовых к запуску деталях не оседали микрочастицы и пыль. На столах в "чистой комнате" — два почти собранных спутника МКА–Н. Снаружи к спутникам тянутся провода и компьютерные шлейфы. "Проводим тестирование систем перед запуском", — поясняет Никита Парцевский. Уже осенью спутники полетят в космос. "Так что это последняя возможность увидеть их перед запуском", — добавляет Никита.

Гонки в космосе

Для "Даурии" этот запуск будет уже далеко не первым. Два года назад компания вывела на орбиту два спутника Perseus–M, а до этого еще и DX–1. Тогда ряд СМИ вообще назвали его "первым российским частным спутником".

Но в другой российской частной космической компании, "Спутникс", считают, что мини–гонку за частную российскую космонавтику выиграли они. И если "Даурия" запустила свой спутник ракетой "Союз" 8 июля 2014 года, то "Спутникс" вывел свою "ТаблетСат–Аврора" на пару недель раньше — 19 июня 2014 года на ракете "Днепр". "Поэтому мы считаем, что мы были первыми. Но мы договорились: будем писать в новостях, что у нас был "первый российский спутник дистанционного зондирования", а они — "первый российский спутник автоматической идентификации судов"", — рассказывает генеральный директор "Спутникса" Андрей Потапов.

Космическая гонка для "Даурии" и "Спутникса" началась примерно в одно и то же время — с 2011–2012 годов, когда они стали резидентами "Сколково". Еще в 2012 году они сидели практически в соседних комнатах в бизнес–центре "Урал". Но история рождения "ровесников" очень разная. "Даурия" — это проект российского частного инвестора и бывшего владельца сети "Техносила" Михаила Кокорича. Он вместе с другими сооснователями — Сергеем Ивановым и Дмитрием Ханом — вложил в проект примерно $10 млн и в 2011 году открыл компанию. Позже в проект $20 млн инвестировал фонд I2BF Global Ventures Ильи Голубовича. Голубович в интервью Forbes объяснял, что до этого в России были только частные космические компании, которые "перепродают чужие снимки с чужих спутников", а в фонде хотели найти тех, кто будет фотографировать землю самостоятельно собственными аппаратами. Из этих денег $3–5 млн ушли на разработку DX–1 и создание инфраструктуры и $4–5 млн — на разработку Perseus–M. Еще небольшой грант предоставил фонд "Сколково".
Спойлер

Компания "Спутникс" возникла как проект ГК "Сканэкс", которая специализируется на обработке и предоставлении спутниковых снимков Земли. "В один момент в "Сканэксе" возникла идея создать собственный спутниковый проект", — вспоминает заместитель директора "Спутникса" Станислав Карпенко. В 2009 году он работал там инженером. "Сначала проект предложили другим ребятам, но они отказались. А мы сказали: сделаем", — вспоминает он. На все про все было выделено 3 месяца. "Нас спасло такое понятие, как "перенос сроков запуска", — признается Станислав. В итоге на разработку ушло 2,5 года, а система "Чибис–М" была запущена. В 2011 году "Спутникс" становится самостоятельной компанией и резидентом "Сколково". На развитие проекта, по словам Андрея Потапова, "Сканэкс" выделил около 10 млн рублей, "Сколково" предоставило грант 29,5 млн рублей. О причинах выхода "Сканэкса" из проекта в компании "Спутникс" говорить не стали. Представитель компании "Сканэкс" в ответ на вопросы "ДП" не стал комментировать причины создания спутникового проекта и отделения "Спутникса". Были и другие инвесторы. В частности, согласно выписке ЕГРЮЛ на 22 мая, 33,34% доли в ООО "Спутникс" принадлежит ЗАО "Международная космическая компания "Космотрас". Компания была одним из инвесторов "Спутникса", подтвердил Андрей Потапов.

С маленьких спутников начать работу планируют и в компании Yaliny, которая намерена обеспечить спутниковым Интернетом со скоростью до 5 Мбит / с абонентов в любой точке Земли. В компании рассчитывают, что стоимость услуг составит $10 в месяц, еще от $150 до $199 — цена оборудования для приема сигнала. "Маленькие кубсаты — это отличная возможность протестировать разработанные нами системы — солнечных и звездных датчиков, бортового компьютера, GPS–ресивера, одного из видов радиоканала", — говорит партнер компании Иван Иевлев. Однако для развертывания основной группировки в компании будут использовать 144 полноразмерных спутника по 600 кг каждый.

О себе Yaliny заявила в 2014 году, когда открыла на краудфандинговой платформе Indiegogo сбор под проект $250 тыс. Удалось собрать только $4,2 тыс. После этого в компании перешли к поиску инвесторов. Сооснователи Yaliny — Вадим Тепляков и бывший президент "Одноклассников" Никита Шерман. Первоначально Вадим Тепляков вложил в проект $1 млн собственных средств. Также он привлек в проект средства частных инвесторов, которые получили за это меньше 10% акций компании, писали СМИ.

Общий объем необходимых инвестиций (включая запуск 144 спутников) в компании оценивают более чем в $1,5 млрд. Правда, на нынешней стадии проекта компания ищет $40 млн. Имена инвесторов, уже выделивших деньги, Иван Иевлев раскрывать не стал. Согласно выписке ЕГРЮЛ на 22 мая 2016 года, 100% в компании ООО "Ялини Технологии" принадлежит гонконгской "Ялини Лимитед". В Гонконге находится штаб–квартира компании, пояснил Иван.

"В России традиционная связь охватывает 20% территории, где живет 80% людей. А что делать остальным 20%, которые тоже хотят пользоваться всеми благами? — так описывает перспективы Иван Иевлев. — Плюс посмотрите, что происходит на рынке сотовых операторов, они жалуются, что их инфраструктурой, в которую они вложили кучу денег, пользуются "Скайпы", "Вайберы", которые деньги не вкладывали".

Поэтому потенциальными партнерами в Yaliny видят интернет–провайдеров в отдаленных регионах Земли и интернет–сервисы, например Интернет вещей (когда через спутники передаются автоматические сигналы от одного прибора на земле другому), клиентами — жителей этих регионов, путешественников и экстренные службы.

Космическое такси

Спутники "Даурии" и "Спутникса" можно назвать родственниками — они оба относятся к малым космическим аппаратам. К этой категории обычно относят аппараты весом от 1 до 50 кг. Также сюда включаются и те самые кубсаты — аппараты весом от 1 до 10 кг с унифицированными размерами.

Когда "Даурия" и "Спутникс" запустили свои первые микроспутники, в мире их отправили в космос уже больше 300. Так, только в 2014 году в космос, по данным компании Spaceworks, было запущено больше 120 аппаратов массой от 1 до 50 кг. Годом ранее — 92. При этом число коммерческих спутников с 2013 по 2014 год выросло на 63%. По прогнозам Spaceworks, только за 2016 год в мире должны запустить порядка 300 микроспутников, а в 2020 году — уже 400.

Если запускать в космос хотя бы четыре микроспутника, то за 2,5 года можно окупить целый проект по их запуску. На таком предположении построен бизнес–план другой российской частной космической компании — "Лин–Индастриал". Так появилась идея создать не только частные российские микроспутники, но и ракету к ним. Сверхлегкая ракета "Таймыр" сможет выводить на орбиту от 10 до 180 кг полезного груза, стоимость первых запусков составит $60 тыс. за 1 кг за каждый пуск, последующие — $40 тыс. за 1 кг, рассчитали в "Лин–Индастриал". "Ключевая проблема — сейчас микроспутники запускаются в основном только так называемыми "попутными запусками", когда на большую ракету с большим грузом ставятся небольшие спутники, — рассказывает главный менеджер компании по интеграции Николай Дзись–Войнаровский, — но зачастую орбиту и точку запуска определяет главный заказчик — у кого летит самый большой груз. Но, например, на солнечно–синхронную орбиту за 2013 год не было ни одного запуска". Если же использовать частную небольшую ракету, то груз можно вывести на ту орбиту, которая будет нужна конкретному заказчику. И если попутные запуски на больших ракетах — это "космические маршрутки", то запуск на "Таймыре" будет напоминать "космическое такси", говорится в презентации проекта.

Сооснователи "Лин–Индастриал" — Алексей Калтушкин и Александр Ильин. В 2014 году они стали резидентами "Сколково". Изначально партнеры хотели создать более тяжелую ракету, способную выводить до 700 кг, однако позже идея полегчала. Ракету они предлагают собирать по принципу конструктора — в зависимости от нагрузки к основному модулю прикрепляются дополнительные, которые служат в качестве второй и третьей ступени. В качестве топлива они намерены использовать керосин, окислителя — концентрированную перекись водорода, что упрощает подготовку ракеты к запуску. Запускать ракеты в компании намерены с полигона Капустин Яр. У компании уже есть предварительная договоренность с Центральной аэрологической обсерваторией, которая запускает оттуда свои метеорологические ракеты. "Мы хотим прототип нашей орбитальной ракеты запускать как метеорологическую ракету — на высоту 100 км с приборами для измерения параметров атмосферы. Продавая эти пуски, мы получим прибыль еще до начала запусков спутников на орбиту", — рассказывает Николай Дзись–Войнаровский.

В проект вложились основатели компании. В декабре 2014 года у них появился еще один частный инвестор — вице–президент компании Wargaming Вячеслав Макаров вложил 3 млн рублей в обмен на долю 3%. Также деньги поступили от "Сколково" и других инвесторов, рассказывает Николай Дзись–Войнаровский. Сейчас компания находится на первом этапе разработки — в него включены обоснования проекта, бизнес–план и испытания ракетных двигателей на стендах. Стоимость всей разработки и летных испытаний в компании оценивают в 420 млн рублей, себестоимость запуска — 103 млн рублей. К моменту первого запуска затраты на проект составят $6 млн, на точку безубыточности планируется выйти к 11–му запуску.

Почти сказка

— Нам "Роскосмос" сам предложили запустить спутник, — рассказывает руководитель проекта "Маяк" Александр Шаенко.

— Это как? — не верю я.

— Пришло письмо: "Уважаемые коллеги, мы слышали, вы делаете студенческий проект, давайте встретимся и поговорим о возможностях бесплатного запуска". Подумали — фейк какой–то. Приехали, встретились, запуск, да, бесплатно, хорошо. Какие нужны документы? Прислали. Написали: "Ваш аппарат принят в перечень тех, кто летит".

— И все?

— Да.

История звучит как сказка, но если все пойдет по плану, то уже осенью 2016 года спутник окажется на орбите. После этого, обещают разработчики, на ночном небе появится самая яркая звезда. Для этого спутник раскроет на орбите солнечный парус из пленки, которая будет отражать солнечный свет. Найти спутник на небе можно будет с помощью приложения для смартфона. На орбите "Маяк" проработает несколько месяцев, после чего войдет в плотные слои атмосферы. Идея спутника — показать, что сделать и запустить его может любой человек. Даже ключевой элемент — система раскрытия паруса — сделана на основе (внимание) обычных строительных рулеток.

Создатель проекта — Александр Шаенко, руководитель образовательной программы "Современная космонавтика" в Московском политехническом университете. Он принимал участие в разработке спутника DX–1 "Даурии" и участвовал в проекте ракет "Ангара". В команде у него более 20 человек. "Они работают по принципу: есть время — работает, нет времени — нет", — говорит Александр.

Приехать посмотреть на спутник он предлагает в компанию по продаже фонарей "Суперфонарик" Антона Александрова, еще одного участника проекта. Здесь, в лаборатории, в обычном бизнес–центре днем делают аккумуляторные батареи для фонарей, а вечером собирают спутник. Мне снова предлагают поднять спутник: "Хотите подержать?" "Маяк" оказывается легче всех остальных — всего полкилограмма веса. "Это мы еще аккумуляторы не поставили, с ними будет четыре", — говорит Александр.

Для финансирования проекта Александр запустил на краудфандинговой платформе Boomstarter сбор денег. К 1 марта 2016 года им удалось собрать даже больше запланированного: 1,9 млн рублей вместо 1,5 млн. Эти средства необходимы для закупки материалов и проведения испытаний, говорит Александр. Также для проекта 350 тыс. рублей предоставил университет МАМИ, он же помог с оформлением бумаг, необходимых для запуска. Часть студентов помогали с разработкой отдельных деталей спутника.

Но даже если бы "Роскосмос" не согласился запускать "Маяк" бесплатно, то общий бюджет вместе с оплатой запуска составил бы 9 млн рублей, приводит подсчеты Александр.

— Ну, может, хотя бы документов много надо было предоставить? — уточняю я.

— Как ни странно, нет. Письмо от ректора МАМИ — "прошу включить аппарат в план запусков Роскосмоса". Сертификаты о невоенном использовании спутника, биологической безопасности. Самое сложное — это испытания. Нужно было провести испытания на вибростенде, которые доказывают, что аппарат не развалится на ракете и не взорвет ее и вакуумные испытания, — показать, как поведет себя спутник в космосе, не будет ли перегреваться и так далее, — рассказывает Александр.
[свернуть]

Спутники "Даурии" — те самые, лежащие на столе в стеклянной чистой комнате — эти испытания уже прошли. После окончательных тестов их уберут в герметичные чемоданчики и повезут из компании в НПО им. Лавочкина, которое собирает все спутники на разгонном блоке — части ракеты, которая и выводит аппараты на орбиту.

— Повезете в чемоданчике на машине? — шучу я.

— Нет, конечно. Кубсаты иногда возят в ручной клади в самолете, — говорит Никита Парцевский из "Даурии", — но мы последний раз нанимали компанию, которая имеет разрешение на перевозку ценных грузов, ехали с охраной с минимальной скоростью 40 км / ч. Спутник был упакован в контейнер, лежал в пенопластовой крошке, а все это — еще в одном контейнере. Со всех сторон он был обклеен датчиками ударов, температуры, а когда привезли на место, то мы проверяли их показания.

Иногда спутники доставляются сразу на Байконур, но в "Даурии" спутники отвозили напрямую в НПО им. Лавочкина, поскольку их разгонный блок выводил спутники на заданные орбиты. Далее из НПО отправляют "посылку" на космодром.

"Здесь, на техническом столе, спутник должен быть за месяц до запуска. Здесь тебе дают неделю на проведение последних проверок спутника — зарядить аккумуляторы, протестировать системы", — рассказывает Никита Парцевский. После этого — запуск.

Космический эспрессо

"Индустрия по производству кубсатов может только надеяться, что есть немного эспрессо под сливками капучино", — с такими словами год назад выступил Мартин Свиттинг, глава компании по строительству малых спутников Surrey Satellite Technology Ltd. По его словам, энтузиазм, с которым люди вкладываются в спутниковые проекты, пока можно объяснить только модой, а устойчивых и работающих бизнес–моделей до сих пор никто не показал. Его слова через полгода повторил Рольф Скейтабо, президент Kongsberg Satellite Services, оператора сети наземных станций по приему сигналов со спутников. Он заявил, что на рынке спутников уже много компаний и некоторые "конечно, останутся, но это напоминает "спутниковый пузырь", похожий на пузырь "дот–комов", когда часть компаний остались, а остальные исчезли".

Показать устойчивую бизнес–модель использования малых спутников пока не удалось и российским частным космическим компаниям. Например, у "Даурии" было соглашение с ФГУП "Морсвязьспутник" на использование DX–1 для отслеживания местоположения кораблей. Для этого "Даурия" купила в Голландии приборы за $200 тыс. "Но приборы не заработали после выхода на орбиту. Поэтому проект остался в теории", — говорит Сергей Иванов. За плечами у компании также пока единственная крупнейшая сделка среди российских частных космических компаний. В декабре 2015 года "Даурия" продала два находящихся на орбите спутника Perseus–M американской компании Aquila Space за $6 млн. Компанию создали инженеры, которые работали в американском офисе "Даурии". После его закрытия они решили создать собственную компанию. "Когда мы делали тендер на продажу спутников, они предложили самую высокую цену. И это объяснимо — они вместе с аппаратами купили технологию и лицензию", — говорит Сергей Иванов.

Сложно нащупать и рынок дистанционного зондирования, говорит генеральный директор "Спутникса" Андрей Потапов. По его словам, "традиционный рынок" складывался последние 50 лет, на нем есть крупные зарубежные игроки, у которых покупает данные даже российский "Яндекс". В итоге похвастать большой прибылью российские частные космические компании не могут. Работа, которой занимается "Спутникс", может приносить несколько десятков миллионов рублей в год, рассказал Андрей Потапов. "Даурия" коммерческие показатели работы не раскрывает. Правда, согласно данным СПАРК, ООО "Даурия — спутниковые технологии" в 2014 году получило чистую прибыль в размере 20,5 млн рублей, но, по словам гендиректора, компания находится пока на "инвестиционном этапе" деятельности.

Зарабатывать в теории на космическом рынке можно, даже не запустив ни одного аппарата. Сотовые операторы уже заинтересовались технологией активной фазированной решетки, которая разработана в Yaliny. "Операторы хотят, чтобы она поставлялась целиком вместе с готовой базовой станцией и ее установкой", — говорит Иван Иевлев. В ближайшее время может быть подписан контракт на тестирование подобного оборудования, говорит он.

Даже у некоммерческого проекта "Маяк" может быть коммерческое развитие, говорит Александр Шаенко. "Батарейка, побывавшая в космосе!" — приводит он в шутку пример возможного рекламного слогана. "Если без шуток, то это показатель, что такая батарейка может работать и при +60°, и при –20°, в вакууме спокойно греться, и ничего ей не будет", — говорит он. Кроме того, "Маяк" — это еще и отработка технологии спуска спутников с орбиты, на которой за десятилетия скопилось множество космического мусора. "Без паруса наш "Маяк" летал бы года три, а так получается что–то вроде аэродинамического паруса, который "толкает" спутник вниз. Это намного дешевле, чем спускать спутник с орбиты двигателем. Достаточно прикрепить наш кубсат, он в определенный момент раскроет парус, и аппарат целиком сойдет с орбиты", — рассказывает Александр Шаенко. Примерная стоимость такого блока, по его словам, может составлять 5 млн рублей.

Билеты в космос

Несмотря на скромное количество запусков, к российским частным космическим компаниям стоит уже относиться как к полноценному бизнесу, уверяет Сергей Иванов из "Даурии". Даже если посмотреть на тех, кто там работает, становится понятно — это не студенческие развлечения. Большинство сотрудников — это выходцы из крупных корпораций: НПО им. Лавочкина, Центр им. Хруничева, зарубежных космических агентств. Даже любительский проект "Маяк" собирают сотрудники, которые принимали участие в разработке ракеты "Ангара". И в частный космос они все в первую очередь идут работать.

"У нас уже летают спутники — это входной билет на космический рынок", — считает Сергей Иванов. "Бизнес ты начинаешь делать, когда доказал, что твои аппараты летают и работают. Ты либо продаешь данные со спутника, либо продаешь сам аппарат. DX мы не продавали, но это был технологический демонстратор, показывающий возможности компании заказчикам, а Perseus продали", — добавляет гендиректор "Даурии".

Запущенный в 2014 году спутник "Таблесат–Аврора" в компании "Спутникс" также называют "технологическим демонстратором". Благодаря показанным на орбите технологиям у компании уже было несколько заказов на приборы для различных космических аппаратов. Но объемы заказов директор компании Андрей Потапов раскрывать не стал. "Спутникс" обсуждает разработку спутниковых систем с заказчиками из Египта, с Ближнего Востока и из Представители подрядчика представили акты Юго–Восточной Азии. Второе крупное направление — это разработка и продажа готовых стендов для отработки систем управления спутниками. Основными заказчиками выступают университеты и НИИ, говорит Андрей Потапов. В прошлом году "Спутникс" запустил и образовательное направление — для школ и университетов они предлагают конструкторы спутников и полноценные учебные лаборатории.

Чтобы дойти до запуска собственной спутниковой группировки из пары десятков спутников, компании "Спутникс" нужно еще 3–4 года работы, говорит Андрей Потапов. Но нужно понимать, в какую сторону двигаться. "Наиболее коммерчески привлекательная сфера — это связь, — говорит он, — но она заточена на более сложные и дорогие геостационарные системы, которые требуют других технологических подходов к созданию". Проект компании Yaliny по развертыванию 144 спутников — это как раз из серии "сложных" и "дорогих". К подобным проектам подступаются и в "Даурии". Еще в 2014 году компания подписала соглашение с индийской Aniara Communications Pvt. Ltd о разработке двух спутников Nextstar по 1 тонне каждый. Два геостационарных спутника связи будут стоить для индийской компании $200 млн.

— Здесь будете собирать? — спрашиваю я.

— Нет. Мы просто не поместим здесь такой аппарат. Будем готовить инфраструктуру, — говорит Сергей Иванов.

ЦитироватьВ традиционной космонавтике есть подход — то, что летает, не трогай. У госкорпораций есть огромный багаж традиций и наследия того, что было. Поэтому ракеты летают времен Королева, а космические корабли до сих пор "Союзы". У частников больше возможностей для экспериментов. Они могут, не имея багажа за собой, делать что–то новое, и оно будет меньше, легче и быстрее работать. Первым такой подход взяли в компании SSTL, которая стала брать обычные, земные, индустриальные электронные компоненты для космических аппаратов. И они летали и работали. Илон Маск работает по такому же принципу — он берет сразу целую партию различных компонентов, тестирует ее, и если она прошла тесты и подошла для космоса, то он покупает всю партию сразу на 10 лет вперед. Этот же подход применяем и мы — если мы работаем с аппаратной базой, мы не берем электронику для космических и военных аппаратов: это дорого и не всегда обоснованно. Если срок службы аппарата 3 года, то применять такие части накладно. Это попытка отказаться от того, что было, и сделать скачок. Раньше же как было: "космос — это лидирующие технологии". Сейчас идет обратный процесс — космос берет все лучшее, что сделано для Земли. Космос уже не двигатель прогресса.
Виталий Егоров представитель "Даурия Аэропейс"
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Salo

#510
:)
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Schwalbe

Потрясает, что при таком количестве директоров компания сама публикует подобные новости.
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.

Echidna

И сколько же по Вашему мнению директоров в Даурии? А еще интересно - сколько же их должно быть? ))

solaris

Вот в банках например, все менеджеры ведущие переговоры с более-менее крупными клиентами имеют оф. должность начинающуюся со слова Директор :)

Salo

https://ria.ru/science/20170303/1489195890.html
ЦитироватьРоссийская компания Dauria планирует запустить два спутника по госконтракту
10:54 03.03.2017
 
МОСКВА, 3 мар — РИА Новости. Частная российская компания Dauria планирует этим летом запустить два спутника в рамках госконтракта, заявил глава компании Сергей Иванов в пятницу на форуме InSpace Forum-2017.
"У нас есть госконтракт, и в этом году мы, дай бог, в июне запустим два спутника", — сказал он, отметив, что речь идет о мини-спутниках типа МКА-Н.
Выведение двух микроспутников на орбиту предполагается провести попутным запуском. Аппараты будут заниматься высокооперативной космической съемкой с разрешением 22 метра. Потенциальной областью применения аппаратов компания-разработчик называет дистанционное зондирование земли.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"


Salo

http://tass.ru/kosmos/4067512
ЦитироватьЧастная компания Dauria Aerospace запустит в 2017 году два спутника по госконтракту
3 марта, 11:04 UTC+3
Спутники планируется запустить совместно с космическим аппаратом "Канопус-В-ИК" на ракете-носителе "Союз-2.1а" с космодрома Байконур

МОСКВА, 3 марта. /ТАСС/. Частная российская космическая компания Dauria Aerospace в этом году запустит на орбиту два космических аппарата, созданных в рамках госконтракта. Об этом сообщил в пятницу глава компании Сергей Иванов.
"Мы в этом году запускаем, у нас есть государственный контракт... в июне два спутника", - сказал он на форуме по коммерческой космонавтике в Москве InSpace Forum 2017.
Спутники планируется запустить совместно с космическим аппаратом "Канопус-В-ИК" на ракете-носителе "Союз-2.1а" с космодрома Байконур.
В декабре 2012 года дочерняя компания Dauria Aerospace подписала госконтракт с Роскосмосом на опытно-конструкторскую работу "Кубсат-Нано", в рамках которой планировалось создать два космических аппарата МКА-Н (малый космический аппарат нано-класса) по стандарту CubeSat с аппаратурой для дистанционного зондирования Земли в трех спектральных диапазонах с разрешением 10-50 метров и возможностью высокоскоростной передачи целевой информации.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"


bsdv

#518
ЦитироватьEchidna пишет:
https://hh.ru/vacancy/20150510

Просто оставлю это здесь :-)
https://hh.ru/vacancy/19995428

Альтернативный вариант )

PIN

ЦитироватьEchidna пишет:
Просто оставлю это здесь :-)
Это новая позиция или (не будем называть) кто-то ушел?