Стратегия развития космонавтики до 2030 г

Автор mark200000, 07.03.2012 00:34:42

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

zyxman

Цитироватьлогично всю науку сосредоточить в одном холдинге.
Плохо всё собирать в одной корзине.
И еще куда-то годится, если-бы эта корзина хотя-бы показывала стабильный положительный результат, а так совсем плохо.
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

zyxman

ЦитироватьСебестоимость Фрегатов будет только расти
Вы не могли-бы вкратце пояснить, почему?
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

bavv

) Напёрсточники вспомнились..

"План реформы РКО" (или "проект реструктуризации отрасли") должен явл-ся детализацией части утвержденной Стратегии-30 (Указом Пр. или Постановлением Пр-ва, или Фед.законом), её продолжением и рассматриваться в таком ключе.
Рогозина вопросы, главнейшие..

bavv

ЦитироватьЗаседание ВПК[/size]

11 июля 2012 года
...заслушан доклад Роскосмоса «О ходе разработки проекта стратегии развития космической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года»...

Mark

Куда должна лететь российская космонавтика[/size]
Интервью з ведущим конструктором по пилотируемым ракетно-космическим комплексам для высадки на Луну и "Энергия-Буран" Владимиром Бугровым, 27.06.2012.
Длинные интервью и много критики.

ЦитироватьЧто предлагает эксперт РГ:

РГ: Что вы конкретно предлагаете?

Бугров: Принять документ, в котором:

1.  Определить национальной задачей России    пилотируемую экспедицию на планету Марс. Определить ближайшей задачей российской космонавтики осуществление пилотируемого годового полета по гелиоцентрической орбите вне земного тяготения на прототипе межпланетного корабля. Определить заказчиком программы Правительство Российской Федерации.

2.  Определить РКК "Энергия" головной организацией по осуществлению экспедиции на Марс и пилотируемым космическим полетам.

3.  Назначить  главного конструктора Тяжелого марсианского комплекса  ТМК -  директора программы экспедиции на Марс,  отдельным постановлением Правительства РФ после необходимых консультаций.

4.  Главному конструктору ТМК в срок до конца 2012 года:

4.1. Разработать предварительный облик ТМК и его структурную схему, взяв за основу проект разработанный Королевым и утвержденный Келдышем в 1962.

4.2.Разработать стратегию развития российской космонавтики поэтапно:

    - 2014 г. - разработка проекта ТМК для этапов;
    - 2014-218 гг. - изготовление, автономная отработка составных частей;
    - 2018-2020 гг. - наземная отработка на ТМК-Н;
    - 2020-2022 гг. - летно-конструкторские испытания на ОИСЗ ТМК-З;
    - 2022-2024 гг. - полет на  окололунную орбиту на ТМК-Л;
    - 2023-2025 гг. - полет вокруг Солнца на ТМК-С;    -
    - 2024-2026 гг. - отработка посадки марсианского корабля на Луне;
    - 2025-2030 гг. -  осуществление экспедиции на Марс  на ТМК-Э.

4.3. Разработать предложения по созданию "НПО Межпланетных, пилотируемых программ" и  привлечению предприятий и организаций к работам по созданию ТМК, его модификаций  и их составных частей.

5.   Роскосмосу подготовить предложения по изменению структуры отрасли, с учетом требований настоящего документа.

6.  Предложить Роскосмосу и Академии наук РФ рекомендовать подведомственным предприятиям прекратить разработку программ, пилотируемых полетов на Луну, как не отвечающих национальным интересам России.

http://www.rg.ru/printable/2012/06/27/kosmos-poln.html
Земля - это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели. Ц.К.Э

 

bavv

ЦитироватьБугров: Принять документ, в котором:

1.  Определить национальной задачей России    пилотируемую экспедицию на планету Марс. ...
Зачем решать такую национальную задачу,
что достигается успешной экспедицией на Марс?

anik

Поповкин сказал, что проект Стратегии развития космической деятельности РФ на период до 2030 года будет доработан к 15 августа и после окончательного рассмотрения Военно-промышленной комиссией его отправят на утверждение Путину в сентябре.

Павел73

Цитировать
ЦитироватьБугров: Принять документ, в котором:

1.  Определить национальной задачей России    пилотируемую экспедицию на планету Марс. ...
Зачем решать такую национальную задачу,
что достигается успешной экспедицией на Марс?
Следующий гигантский скачок для человечества, и за ним - полный трындец всей пилотируемой космонавтике, независимо от успеха/неуспеха. Это в лучшем случае. А в худшем, и скорее всего - не за ним, а ещё перед ним.
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Старый

Цитировать
ЦитироватьБугров: Принять документ, в котором:

1.  Определить национальной задачей России    пилотируемую экспедицию на планету Марс. ...
Зачем решать такую национальную задачу,
что достигается успешной экспедицией на Марс?
Наша национальная задача - ставить себе непосильные задачи и успешно проваливать их.
 Тут главное ничего не перепутать и нечаяно не поставить себе посильную задачу.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Parf

Национальной задачей для России может быть лунная база. Но уж никак не пилотируемая экспедиция на Марс - это задача для всего человечества.
Россия, вверх!

Иван Моисеев

ЦитироватьНациональной задачей для России может быть лунная база. Но уж никак не пилотируемая экспедиция на Марс - это задача для всего человечества.
Для того чтобы браться за задачи для всего человечества, надо сначала научится решать свои задачи. Тогда и народ подтянется.
А Марс просто не нужен. Как-нибудь потом, между делом, заглянем.
im

Зомби. Просто Зомби

Цитировать
ЦитироватьБугров: Принять документ, в котором:

1.  Определить национальной задачей России    пилотируемую экспедицию на планету Марс. ...
Зачем решать такую национальную задачу,
что достигается успешной экспедицией на Марс?
Была актуальна ДО выяснения подлинной природы этой планеты.

Но трудно, видимо, перестроиться, когда жизнь по сути отдана этой задаче.

Аэлиты в головах.

Ясен пень, что побывать надо везде, где только техника сможет обеспечить, а кое-где и закрепиться напостоянно.

Но, как стало ясно в ходе предварительной разведки, Луна гораздо удобнее и нужнее Марса, а потому и первее.

А для "альтернативной Земли" подходит только ВЕНЕРА, но тоже уж никак не Марс, и задача эта на пару порядков посложнее, чем казалась поначалу.
Не копать!

bavv

ЦитироватьСквозь тернии к звездам... Кто первый?[/size]
Увы, весьма вероятно, это будет не наша страна

// Алена Надеждина

Разработанная и представленная на обсуждение Роскосмосом «Стратегия развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу» вызвала большой общественный резонанс (о чем свидетельствуют и материалы, увидевшие свет на страницах еженедельника «ВПК»).

Но, естественно, особенно взволновала она людей, занимающихся вопросами освоения околоземного пространства, подготовкой и осуществлением полетов к иным планетам, в глубь Вселенной. Публикуем размышления высокопоставленного эксперта в ракетно-космической области о возможных перспективах одной из самых высокотехнологичных отраслей российской экономики.

Мой собеседник, по ряду причин пожелавший остаться неизвестным, убежден: да, России необходим документ, определяющий перспективы, на которые должна ориентироваться ее космонавтика, но он не может быть подготовлен и принят к реализации в течение полугода.

Концептуальные пробелы[/size]

«Стратегия...» явно носит эклектичный характер и имеет декларативно-тенденциозную окраску, – считает эксперт. – Невооруженным глазом видно, что при ее разработке за основу были взяты западные образцы, а из российского опыта использовались отдельные положения Закона о космической деятельности, Федеральной космической программы (ФКП), основ политики РФ в области космической деятельности. В итоге получилась не вполне удачная попытка все это объединить и составить «оригинальную» стратегию».

По мнению специалиста, более детальный анализ документа показывает, что в нем есть ряд крупных концептуальных пробелов и это не позволяет использовать его в нынешнем виде в качестве инструмента, способного закрепить долгосрочные приоритеты отечественной космонавтики. Например, в документе нет детальных проработок по следующим перспективам развития.

По космическим системам – метеорологического обеспечения, топогеодезии, ретрансляции данных оптико-электронного, радиолокационного наблюдения и контроля космической обстановки.

По средствам выведения – мало внимания уделено ракетам-носителям (РН) легкого и среднего класса, различным вариантам базирования, чем успешно занимаются другие страны. Например, в НАСА не просто рассматривают перспективы, а уже воплощают в жизнь конкретные планы (доказательство тому – недавний полет Х-37B).

По наземной составляющей космической инфраструктуры – недостаточно внимания уделено средствам сбора, обработки и доведения данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) до потребителей.

По средствам контроля космического пространства, которые предназначены для своевременного предупреждения как о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, так и об угрозах космического происхождения.

Роскосмос провозгласил в «Стратегии...» необходимость реализации идеи мирового лидерства в космонавтике, но это заявление не подкреплено реальными предложениями, утверждает собеседник.

В настоящее время все большее значение приобретает создание метеорологической спутниковой системы, ведь на орбите всего два российских КА, из которых один работает не на полную мощность. К сведению: на подобные системы в Китае и Индии выделяются такие же средства, как и в России, но только в космических программах этих стран уже запланированы запуски множества спутников, а у нас пока четкой программы не проглядывается. Аналогичная ситуация складывается и в области дистанционного зондирования Земли из космоса. Если так будет продолжаться, бьет тревогу эксперт, Россия обречена на все большую и большую зависимость от зарубежной космической информации.

В «Стратегии...» мало вопросов по международному сотрудничеству, отмечает эксперт. Всего два приоритетных пункта: запуск зарубежных спутников и доставка астронавтов на МКС. Все остальные – это присоединение к различным зарубежным проектам, «чужим» хартиям, программам.

Еще один момент: что-то мы задержались в околоземном пространстве. Десятилетия делаем одно и то же. Отдача от такой работы невысока: тренируем новых космонавтов, сохраняем пилотируемую программу, но действуем только на околоземных орбитах. В «Стратегии...» сказано, что эксплуатация МКС предусматривается до 2020 года и далее вплоть до утилизации станции. Но когда и как это будет реализовано – трудно сказать.

А действия американцев предельно понятны: они сбрасывают задачи эксплуатации МКС на коммерческую составляющую, что позволяет им частично высвободить средства и направить на другие перспективные программы.

Топтание на месте[/size]

У нас практически отсутствуют проекты, призванные обеспечивать безопасность и обороноспособность страны, например создания российского аналога Х-37B, подчеркивает специалист. Если все финансовое бремя по развитию космонавтики (например разработку тяжелых космических систем, радиолокаторов, ретрансляторов) возлагать только на плечи государства – средств просто не хватит. При этом в России есть люди, которые готовы вкладывать деньги в космонавтику. Если будет желание – можно их привлечь.

В «Стратегии...», говорит собеседник, поставлена задача на рубеже до 2030 года совершить облет Луны и осуществить высадку космонавтов на ее поверхность. Если определять и называть перспективной такую цель через 40 лет после того, как на Луне побывали американцы, это уже стратегия не развития, а топтания на месте. Она приведет к утрате Россией огромного наработанного опыта и накопленного потенциала в области космонавтики. Кстати, с точки зрения некоторых коллег, с которыми трудно не согласиться, Луна нужна России не как самоцель, а как объект для отработки технологий будущих межпланетных экспедиций.

Хорошая амбициозная лунная программа в отличие от той, которая заложена в «Стратегию...», по словам собеседника, разработана в ГКНПЦ имени Хруничева. Но, к сожалению, она пока не получила одобрения. В чем ее особенность? Создается орбитальная станция на окололунной орбите для экипажа из четырех человек, и только при необходимости на Луне развертывается посещаемая база для пилотируемых экспедиций. Это единственное по-настоящему интересное предложение, все прочее – повторение пройденного.

Что касается марсианских программ, особенно создания и запуска нового «Фобос-Грунта», то тут эксперт не скрывал эмоций: надо совесть иметь перед налогоплательщиками! Один раз волюнтаристски приняли решение на запуск, второй раз... Нет необходимости пытаться осуществить то, что не приносит результата.

Если внимательно посмотреть программы, которые расписаны в «Стратегии...», заявил специалист, мы увидим: большинство из них предусматривают делать все так, как в советскую эпоху. Какие задачи ставятся разработчиками документа в этом случае – непонятно. Программы – федеральную космическую, ГЛОНАСС, метеорологическую и другие – надо переработать так, чтобы они не повторяли того, что уже было раньше.

Обратил внимание собеседник и на следующее. Можно привести множество примеров, говорит он, когда наши граждане не получают конкретного ответа на вопрос: что дает тот или иной космический проект для науки, для простого человека, каковы его результаты, какие прикладные задачи выполняются при его реализации?

Складывается впечатление, сказал эксперт, что «Стратегию...» писали «в пожарном порядке». Конечно, Роскосмос поступил правильно, представив ее на суд общественности. Однако подобные серьезные документы НАСА, например, обсуждаются в США несколько лет, выносятся на всеобщее обсуждение. Это ведь не какие-то секретные замыслы, а планы, которые будут выполняться на деньги налогоплательщиков. Вот и каждый россиянин должен понимать, что делается Роскосмосом.

Чего порой не замечаем[/size]

Специалист негодует: сколько можно использовать всякие устаревшие спутники типа «Кобальта», «Дона» разработки 80-х годов, которые на орбите работают не более полугода. Давно уже пора создавать, а тем более закладывать на перспективу другие аппараты, созданные на новых технологических решениях. Не говоря уже о новых радиолокационных космических комплексах.

Россия не имеет до сих пор развитой национальной системы ДЗЗ, а если так будет продолжаться и дальше, то и перспективы в этом вопросе не видно. Дело в том, что количество космических аппаратов еще не означает качественного прорыва. А именно он нам и нужен, потому что сейчас уже запускаются, например, малые КА, японцы отправляют в полет микро- и мини-спутники массой от 100 граммов до 100 килограммов, и они могут сегодня решать те же задачи, которые решали вчера тяжелые аппараты. У нас же это направление где-то далеко-далеко, и в документе по нему всего две строчки написано, а ведь такие аппараты – достаточно серьезная перспектива.

Собеседник напоминает: надо решать наконец-то вопрос с электронной компонентной базой. Сейчас финансов значительно больше выделяют, чем несколько лет назад, а он по-прежнему не сходит с повестки дня.

Каждое десятилетие в пилотируемой космонавтике, как правило, появляется новое направление, но мы этого порой не замечаем, сетует эксперт. Американцы уходят вперед, а мы и здесь опять-таки топчемся на месте. Если рассматривать стратегию как перспективу развития, то надо идти по пути создания новых систем. Сейчас опять наступила эпоха продвижения и создания автоматических КА, которые крайне важны и нужны – в первую очередь для науки и для безопасности, для поддержания орбитальной группировки, для восстановления неисправных аппаратов на орбите. Не говоря уже об аппаратах, предназначенных для сбора космического мусора, противодействия астероидной опасности, раннего предупреждения о пожарной обстановке, землетрясениях. Китай, кстати, берет самое лучшее из нашего опыта и создает новые программы...

Наступило время, когда потребители на Земле должны видеть результаты работы любой космической системы, уверен специалист. Им надо объяснять, что дает на выходе каждая КС: например эта предназначена для обеспечения национальной безопасности, эта – для социальных нужд, эта – для уборки космического мусор, а эта – чтобы осваивать Арктику и т. д.

Не впадать в крайности[/size]

Нет пророка в своем Отечестве, с горечью произносит собеседник и приводит такой пример. Несколько лет назад прежнее руководство Роскосмоса с упорством одержимого пробивало систему «Арктика». Поначалу в нее никто не верил, не поддерживали наверху до тех пор, пока реализацией похожего проекта не занялись канадцы. И только тогда на «Арктику» обратили внимание и начали ее создание. Слава богу, в России еще сохранились ученые, у которых немало идей. Вот только не востребованы они у нас. Иногда люди приходят в отчаяние от безысходности, от осознания того, что их ноу-хау в родной стране никому не нужно.

Сейчас строится космодром Восточный, напоминает эксперт. Раньше как ставилась задача: на новом космодроме должен быть новый стартовый комплекс для новой ракеты-носителя. Начались работы над созданием РН «Русь-М», которая вполне могла конкурировать с зарубежными носителями как минимум 50 лет (если не столетие). Но руководство Роскосмоса в прошлом году приняло решение отказаться от «Руси» и возводит на Восточном стартовый комплекс для РН «Союз-2».

Если это решение принималось для того, чтобы успеть произвести первый запуск с Восточного в 2015 году, как это заложено в плане создания нового космодрома и неоднократно анонсировалось первыми лицами государства, то уже сейчас ясно, что в этот срок никакого запуска не будет, говорит специалист. После отказа от «Руси» целый год был просто потерян, понесли убытки в несколько миллиардов рублей из-за того, что пришлось все менять.

Еще раз повторюсь, слышу от собеседника, – стратегия развития космонавтики до 2030 года очень нужна, но она должна быть разработана тщательно, не в такие короткие сроки. За полгода невозможно создать столь важный документ, всесторонне его рассмотреть, обсудить и подать на утверждение в правительство.

Вот НАСА очень правильно поступает, опять говорит о заокеанской практике эксперт. Все направления космической деятельности сначала обсуждают в агентстве, потом докладывают в конгрессе, работают над этим вопросом без всяких утверждений, затем собирают представителей научного и профессионального сообществ, выслушивают их суждения, после чего в течение полугода анализируют высказанные суждения, окончательно дорабатывают документ и, если есть необходимость, снова собираются для его рассмотрения в Вашингтоне.

Россия не бедная страна, замечает специалист. Если есть понимание, что все предлагаемое Роскосмосом нужно для людей и безопасности страны, государство найдет деньги: и бюджетные средства изыщет, и привлечет капитал из других источников. Поверьте, будущее – за космическими системами. Конечно, и газ, и энергетика, и транспорт – все это важные составляющие для развития России, но внедрение космических технологий во все отрасли промышленности, в повседневную жизнь человека приведет нашу страну к новому прорыву. А ведь сейчас внедрение таких технологий в жизнь идет стремительно: не на проценты, а на десятки процентов. Для Российской Федерации с ее огромными просторами космические технологии особенно актуальны.

И еще одним соображением поделился эксперт: при разработке стратегии нельзя ошибиться, нельзя впадать в крайности – сегодня так, завтра эдак. Хочу напомнить руководству Роскосмоса уроки истории: даже диктаторы всегда внимательно слушали отлично знающих свое дело людей. Они могли, правда, потом человека казнить, но перед этим обязательно выслушивали.

Вместо заключения[/size]

Точки зрения профессионалов ракетно-космической отрасли при обсуждении «Стратегии...» порой кардинально отличаются друг от друга. Так, например, один из высокопоставленных руководителей убежден, что принимать в качестве космической стратегии РФ на ближайшие десятилетия 30-страничный труд – нонсенс. «Стратегия...» – декларативный документ, где должны быть сформулированы цели, принципы и задачи развития отрасли на ближайшие десятилетия, – считает этот человек. – На основе стратегии разрабатываются конкретные программы, которые служат «наполнением» разных направлений».

В качестве альтернативы «Стратегии...», разработанной Роскосмосом, предлагается короткий, но емкий документ, где четко прописаны основные приоритеты развития отечественной космонавтики.

Как говорится, сколько людей – столько мнений. Опытные, высококвалифицированные специалисты и ученые, студенты профильных вузов, просто неравнодушные к будущему страны граждане – все могут внести свою лепту в обсуждение стратегии космической деятельности, результаты которой – вне всякого сомнения – ощутит на себе каждый. Другой вопрос: прислушается ли руководство Роскосмоса и страны к «гласу народа», возьмет ли на вооружение самые интересные идеи и предложения, высказанные в ходе дискуссии? Время покажет...

Материал подготовила Алена Надеждина
Опубликовано в выпуске № 28 (445) за 18 июля 2012 года
Руководитель Роскосмоса и курирующий вице-премьер должны пройти обучение по специальному курсу стратегического менеджмента (и сдать экзамены, но не "прослушать"), стать специалистами, т.к. они принимают на длительные сроки очень ресурсоемкие решения, в т.ч. связанные с готовящимся документом.
Тоже повторюсь - нужны альтернативные проекты (возможно, с аналогичными существующему правами в части их финансирования, обсуждения и рассмотрения)!
Стратегия должна периодически рассматриваться и, возможно, корректироваться - это норма, но утверждаться-то в лучшем варианте! "Среднее" качество - большие "выброшенные" деньги..

Старый

Эк "эксперта" торкнуло этим Х-37!  Уж не на это ли и был рассчитан его полёт?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Salo

http://actualcomment.ru/news/45566/
Цитировать17 июля 2012
Роскосмос создаст три корпорации и субхолдинги[/size]

Стратегия развития ракетно-космической деятельности России, скорректированная с учетом мнения ряда министерств и ведомств, будет представлена Роскосмосом в правительство 15 августа, сообщил руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин журналистам.

Поповкин сказал: «Вариант стратегии, который мы представили на рассмотрение Военно-промышленной комиссии при правительстве России, в основном был одобрен», передает «Интерфакс».

Он добавил: «Нам дали срок до 15 августа доработать отдельные моменты стратегии, пожелания к которым были высказаны отдельными министерствами. Мы до 15 августа представим стратегию в правительство, после чего она пойдет на стол президенту».

Глава Роскосмоса предположил, что стратегия будет утверждена в сентябре, и «дальше на ближайшем заседании Военно-промышленной комиссии мы утвердим подходы в структурном преобразовании отрасли».

Поповкин сообщил, что «три спутникостроительных корпорации, субхолдинги в области двигателестроения, систем управления, ракетостроения будут созданы в ракетно-космической отрасли, а ряд головных научно-исследовательских институтов останутся самостоятельными».

«ЦЭНКИ с ЦУП никто не собирался объединять. В прессе прошла неправильная информация. Мы оставляем нетронутыми все наши головные НИИ: ЦНИИМаш, "Техномаш", который занимается космическими технологиями, "Агат", который занимается финансово-экономическими проверками, Центр Келдыша, который занимается двигателестроением. Это наша научная основа, которая у нас была и останется впредь», - сказал он.

Останутся самостоятельными также Центр подготовки космонавтов, Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ). «Мы, наверное, отдадим Центру еще и эксплуатацию наземных комплексов управления орбитальной группировкой. Это будет та организация, которая будет управлять всей наземной космической инфраструктурой», - сказал он.

В рамках реформирования ракетно-космической отрасли будет создано три спутникостроительных холдинга: первый - на базе предприятия «"Информационные спутниковые системы" (ИСС) им. Решетнева» (Железногорск), второй - объединит РКК «Энергия», НПО им. Лавочкина и ВНИИЭМ (все Москва), третий - ГКНПЦ им.Хруничева (Москва) и ЦСКБ «Прогресс» (Самара).

«Получается три конкурирующих предприятия, но каждое со своей специализацией», - сказал Поповкин.

Он пояснил, что ИСС будет заниматься созданием космических аппаратов связи и навигации, холдинг из трех московских предприятий будет специализироваться на пилотируемых космических кораблях, научных аппаратах, метеоспутниках, спутниках дистанционного зондирования Земли.

Спутникостроением будет заниматься и один из субхолдингов, который будет создан на базе ЦСКБ «Прогресс» и ГКНПЦ им.Хруничева. Другие субхолдинги на базе этих предприятий будут заниматься двигателестроением, системами управления и командными приборами, ракетами-носителями.

«При этом мы не собираемся ломать научные школы. Школа двигателестроения есть в КБ "Химавтоматики" (Воронеж) и есть школа НПО "Энергомаш" (Химки, Московская область)», - подчеркнул он.

«Это будет одна школа, но из двух отделений. У них есть много общего - прочнисты, материаловеды, руководство. Мы будем теоретиков и разработчиков двигателей держать, а все что обеспечивает их работу - оптимизируем. То же самое сделаем по системам управления. У нас есть НПЦ АП, и есть НПО Автоматики» пояснил Поповкин.

«Школы разные. Мы не собираемся их кромсать, но все общие моменты, обеспечивающие их работу, сократим», - заключил он.[/size]
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

О КБХМ даже не вспоминает. Куда вливать будет? Или у них нет своей школы двигателестроения? :roll:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

G.K.

ЦитироватьЭк "эксперта" торкнуло этим Х-37!  Уж не на это ли и был рассчитан его полёт?
Вы думаете нас опять вгонку втягивают?
https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AtceJ_4vZ7mSdDV4QWVVdEY0RXRFQUc0X05RZjFpN1E#gid=10
Планы пусков. Обновление по выходным.

Salo

http://www.militarynews.ru/excl.asp?ex=132
ЦитироватьГенеральный директор ФГУП "ЦНИИ машиностроения" Геннадий Райкунов: «После 2030-го года предполагается эксплуатация лунной базы, полеты на Марс и астероиды»[/size]

      О задачах космической деятельности России в ближайшие десятилетия, строительстве и развитии космодрома Восточный и создании перспективных космических ракетных комплексов «Интерфаксу-АВН» рассказал генеральный директор ФГУП «ЦНИИ машиностроения» Геннадий РАЙКУНОВ.

      - Геннадий Геннадиевич, в Амурской области началось строительство нового российского космодрома Восточный. Уже определено, для каких ракет-носителей будут там возводить стартовые комплексы и сколько их будет?

      - Да, определено и запланировано в Федеральной космической программе России на 2006–2015 годы. Принято, что в этот период будет создан один универсальный стартовый комплекс с одной пусковой установкой для обеспечения пусков ракет-носителей семейства «Союз»: среднего класса грузоподъемности - «Союз-2» этапов «1а» и «1б» и ракет легкого класса – «Союз 2» этапа «1в».

      Создание космического ракетного комплекса на космодроме Восточный с космическими ракетами-носителями «Союз» позволит обеспечивать запуски космических аппаратов научного и социально-экономического назначения на солнечно-синхронную орбиту. Это "наиболее востребованная" орбита для космических аппаратов дистанционного зондирования Земли - метеорологического, картографического, геодезического и иного назначения.

      В отношении других стартовых комплексов на космодроме Восточный проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с целью определения наиболее рациональной их номенклатуры.

      - Новый космодром, очевидно, создается с прицелом на интенсивное использование в 21-м веке. Какие новые ракеты космического назначения могут понадобиться стране в это время?

      - Предварительно можно отметить, что, например, для изучения и освоения космического пространства, включая полеты на Луну, в 2015-2020 годы потребуются ракеты-носители тяжелого класса с грузоподъемностью не менее 20 тонн под пилотируемые корабли нового поколения. По оценкам ученых, в следующее за этим десятилетие, в 2021-2030 годы, будут востребованы ракеты-носители сверхтяжелого класса - до 50-70 тонн грузоподъемности - для доставки на низкую околоземную орбиту космических модулей - межорбитальных буксиров, конструкций для станций на Луне.

      После 2030 года может возникнуть потребность в ракетах-носителях с грузоподъемностью в пределах 130-180 тонн для освоения Луны и реализации других масштабных космических проектов, в том числе осуществления пилотируемого полета на Марс.

      Количество стартовых комплексов и пусковых установок для ракет-носителей тяжелого и сверхтяжелого классов будет определено в последующем, под конкретные программы экспансии России в космическое пространство.

      - В какие сроки у России может появиться сверхтяжелая ракета-носитель? На основе чего она будет построена?

      - Проектом Стратегии развития космической деятельности России до 2030 года и дальнейшую перспективу обозначены сроки, когда в России может появиться сверхтяжелая ракета-носитель. Например, 2030-й год определен, как рубеж прорыва. К этому времени мы должны пройти этап, который определяется постановкой и началом реализации масштабных проектов по использованию ближнего космоса, а также исследованию и освоению дальнего космоса. К таким проектам относятся создание средств для обеспечения пилотируемого полета на Луну; осуществление пилотируемых полетов в окололунное пространство, включая высадку космонавтов на поверхность Луны; разработку элементов лунной инфраструктуры.

      Для реализации таких проектов требуется создание космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса грузоподъемностью до 70 тонн с использованием конструкторского, технологического и производственного заделов по ракетам-носителям «Ангара», а также необходимого парка разгонных блоков и межорбитальных буксиров с кислородно-водородными и электроракетными двигательными установками.

      После 2030-го года, согласно Стратегии, предполагается развитие прорыва. Этот этап характеризуется практической реализацией масштабных проектов освоения ближнего космоса, Луны и созданием условий для осуществления в рамках международной кооперации пилотируемого полета на Марс. Для решения этих задач потребуется разработка космического ракетного комплекса со сверхтяжелой ракетой-носителем, способной выводить на опорную орбиту полезный груз массой 130-180 тонн, и межпланетных многоразовых буксиров на основе электроракетных двигательных установок.

      Выход на принципиально иные, не прогнозируемые или рассматриваемые в настоящее время лишь концептуально цели, задачи, принципы и методы реализации космических программ также потребуют использования ракет-носителей сверхтяжелого класса и многоразовых космических буксиров. К таким гипотетическим целям и проектам можно отнести, например, создание космических электростанций, захоронение радиоактивных отходов, использование "космических лифтов", организация промышленного производства в космосе и т.д.

      Разработка сверхтяжелых ракет-носителей потребует весьма значительных вложений средств, связанных в том числе с необходимостью создания кислородно-водородного маршевого жидкостного ракетного двигателя на базе задела по двигателю РД0120; изготовления и отработки крупногабаритного ракетного блока второй ступени; создания новых технического и стартового комплексов, а также организации крупномасштабного производства жидкого водорода на космодроме Восточный. Кроме того, понадобится создание на космодроме специального цеха для сборки ракет-носителей непосредственно на космодроме вследствие нетранспортабельных габаритов второй ступени по железной дороге или самолетом.

      Решение по созданию сверхтяжелой ракеты-носителя будет приниматься после детальной проработки вопроса.

      - Недавно обнародован проект Стратегии развития российской космонавтики до 2030 года. Когда она может быть утверждена правительством и будет ли разрабатываться долгосрочная программа до 2050-2060 годов?

      - Роскосмос завершил разработку проекта «Стратегии развития космической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года и дальнейшую перспективу», которая была задана правительством Российской Федерации. Проект Стратегии 12 марта разослан на согласование заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, а с 25 апреля 2012 года размещен для обсуждения на сайте Роскосмоса.

      По состоянию на 20 июня проект Стратегии согласован с четырьмя из восьми заинтересованных министерств и ведомств, уточнен по поступившим в Роскосмос предложениям и замечаниям межведомственной рабочей группой под руководством Юрия Николаевича Коптева и разослан на повторное согласование в Минэкономразвития, Минприроды, Росгидромет и МЧС. В откорректированном проекте Стратегии учтены также замечания экспертного управления президента и аппарата Совета безопасности Российской Федерации.

      Кроме того, получены предложения от ведущих организаций ракетно-космической промышленности, специалистов в области ракетно-космической техники, а также лиц, интересующихся вопросами развития отечественной космонавтики.

      Указанные замечания и предложения носят разноплановый характер, касаются практически всех направлений космической деятельности и требуют проведения объемной аналитической работы для обеспечения их учета в проекте Стратегии. Эта работа возложена на межведомственную рабочую группу.

      Работа по анализу поступающих новых предложений продолжается. После завершения отработки полученных предложений и согласования уточненной редакции документа с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект Стратегии будет представлен в правительство.

      В связи с достаточно стремительным уровнем развития научной мысли и космических технологий вопрос о необходимости разработки долгосрочной программы развития космической деятельности на такую длительную перспективу, как до 2060 года, в настоящее время окончательно не решен, хотя исследования по данному вопросу проводятся.

      - Каковы планы по развитию российской орбитальной группировки спутников социально-экономического и научного назначения?

      - Потребности страны в использовании космических аппаратов для обеспечения социально-экономической сферы и научного сообщества предполагают интенсивное развитие орбитальной группировки. В период до 2030 года перспективной целью является развертывание и поддержание группировки из приблизительно 180 космических аппаратов. В это число войдут примерно 35 космических аппаратов фиксированной связи и вещания на геостационарных и высокоэллиптических орбитах; около 40 космических аппаратов персональной связи на низких орбитах; 10 космических аппаратов гидрометеорологии на солнечносинхронных и геостационарных орбитах; 30 космических аппаратов для мониторинга поверхности Земли и ионосферы; в пределах 25 космических аппаратов для фундаментальных космических исследований и до 40 космических аппаратов навигационного обеспечения.

      До 2015 года запланированы запуски космических аппаратов к Луне, а с 2016 по 2025 годы намечены запуски на Луну и в окололунное пространство, на Марс и в околомарсианское пространство. В последующие годы предполагаются запуски аппаратов в точки либрации «Солнце - Земля», «Земля - Луна», «Солнце - Меркурий», «Солнце - Венера», миссии космических аппаратов к телам Солнечной системы, в том числе для поиска возможных форм жизни на планетах.

      В части пилотируемых полетов до 2030 года запланировано освоение всего спектра околоземных орбит, в том числе обслуживание на орбите дорогостоящих космических аппаратов, пилотируемые полеты на Луну, создание лунной инфраструктуры. После 2030 года предполагается эксплуатация лунной базы, полеты на Марс и астероиды.

      - Изучает ли ЦНИИмаш возможность продления эксплуатации МКС до 2028 года?

      - Возможность продления эксплуатации модулей российского сегмента МКС до 2028 года определяется их изготовителями – корпорацией «Энергия», космическим центром имени Хруничева. Сегодня такие работы проводятся в отношении возможности эксплуатации станции до 2020 года. После того, как такая техническая возможность будет доказана, можно будет рассуждать и о судьбе станции после 2020 года.

      ЦНИИмаш также вносит свой вклад в эти работы. В ходе выполнения программы научно-прикладных исследований и экспериментов на борту российского сегмента МКС ЦНИИмаш в кооперации соисполнителей разработал технические средства для контроля коррозионных процессов под воздействием микроорганизмов на поверхность гермокорпусов станции. Также разработано оборудование для нанесения дезинфицирующих препаратов на внутренние поверхности российского сегмента МКС.

      Центром имени Хруничева создана программа мониторинга микробиологической обстановки в российском сегменте МКС и разработки новых методов и средств ее контроля, а также методов и средств санитарной обработки конструкций. В рамках этой программы предусмотрено участие ФГУП «ЦНИИмаш» в методическом обеспечении работ, выполняемых с техническими средствами нашей разработки.

      Результаты исследований по данному направлению могут быть положены в основу для принятия решения о дальнейшем продлении срока эксплуатации российского сегмента МКС.

      При этом вопрос о продолжении полета станции после 2020 года, а тем более до 2028 года имеет не только техническую, но и программную составляющую. Действительно, необходимо определиться с основным вектором развития пилотируемой космонавтики. В рассматриваемой сегодня Стратегии предлагается сосредоточить основные усилия на создании средств обеспечения полетов человека к Луне, включая начало создания посещаемой базы на ее поверхности.

      ЦНИИмаш разделяет такой подход и считает его вполне рациональным. Освоение, подчеркиваю, освоение, а не повторное посещение, - Луны это огромная многофакторная задача, выполнение которой, без сомнения, изменит космонавтику в целом, аккумулирует все научные, технические и технологические достижения, создаст новую технократическую элиту страны.

      - Роскосмос ориентируется на приоритет практического использования космических технологий. Означает ли это, что пилотируемые программы будут сокращаться?

      - Космическую деятельность можно условно разделить на три последовательных этапа. Это "исследование", то есть фундаментальная и прикладная наука, планетология, астрофизика. Следующий этап – это «освоение», когда человек пытается адаптироваться к новым условиям существования и обеспечить будущее использование осваиваемых областей. И, наконец, «использование» - стадия непосредственного получения благ в результате космической деятельности. Это и телекоммуникация, и дистанционное зондирование Земли, и навигация и многое другое.

      Конечный потребитель ощущает результаты лишь последней стадии, но все они составляют неразрывное целое в процессе космической экспансии, о которой говорили многие философы, начиная с Константина Эдуардовича Циолковского.

      Эффективность деятельности на стадии использования во многом определяется успешными работами на двух предыдущих этапах. Роскосмос обеспечивает лишь рациональный баланс между этими этапами. На каких-то временных промежутках большая роль отводится освоению, то есть пилотируемым программам, как это было, например, на этапе строительства российского сегмента МКС. Но когда-то необходимо и вспоминать, ради чего мы инвестируем огромные средства в космическую деятельность. И если пилотируемые программы на околоземной орбите будут приносить практическую пользу, адекватную затрачиваемым средствам – они будут только развиваться.

      Не надо забывать, что освоение не заканчивается на околоземной орбите. И если мы пойдем, как я надеюсь, дальше, это придаст еще один новый, достаточно сильный, импульс развитию пилотируемой космонавтики. Так что, в целом, у меня довольно оптимистичный взгляд на ее будущее.

      - Не так давно в США осуществлен успешный эксперимент с запуском коммерческого корабля Dragon. Есть ли шанс, что в России появятся аналогичные коммерческие проекты?

      - Да, США запустили новый космический корабль «Dragon». Корабль «Dragon» разработан коммерческой фирмой «Space-X». Пока это грузовой вариант корабля. Это был его испытательный полет. Разработчики планируют создать и пилотируемый вариант корабля, который может появиться в 2015 году.

      С появлением корабля «Dragon» в будущем будет снижена нагрузка на российскую сторону по доставке грузов на МКС. Если после 15-го года будет летать пилотируемый вариант «Dragon» - это коснется и экипажей. Конечно же, программа пусков наших пилотируемых кораблей будет составляться с учетом этого факта.

      Мы для доставки экипажей и грузов на станцию используем отработанные, надежные корабли «Союз» и «Прогресс». Нас они вполне устраивают. Корпорация «Энергия» постоянно работает над модернизацией этих кораблей, улучшением их эксплуатационных качеств, повышением их надежности и безопасности. Сегодня это уже не те корабли, которые работали 20 лет назад.

      Однако с расширением задач по изучению и освоению космического пространства потребуется новая космическая инфраструктура. Именно на этом направлении мы предполагаем сконцентрировать свои усилия. Для решения целого комплекса новых задач по проведению научных исследований, реализации пилотируемых полетов на Луну, задач обслуживания аппаратов в космическом пространстве Роскосмос запланировал разработку новой перспективной пилотируемой транспортной системы.

      На первом этапе создается корабль для полета на Луну и для проведения исследований на различных орбитах в околоземном пространстве. Работа над этим проектом уже началась. В 2015 году должны начаться испытательные беспилотные пуски нового корабля. На 2018 год запланирован его первый пилотируемый пуск. Далее должны быть созданы корабли для посадки и взлета на Луне, межорбитальные буксиры, корабль для технического обслуживания и ремонта космических аппаратов на орбите.

      - Вы возглавляли комиссию по расследованию причин неудачного запуска спутников «Глонасс-М» в декабре 2010 года. Были выявлены недостатки в подготовке разгонного блока ДМ-03 корпорации "Энергия". Устранены ли они и когда возобновятся пуски с использованием этого разгонного блока?

      - В 2011 и 2012 годах Ракетно-космической корпорацией «Энергия» была проведена большая работа. Практически все замечания и предложения, которые были отмечены и зафиксированы в заключении комиссии, расследовавшей неудачный запуск спутников «Глонасс-М» в декабре 2010 года, устранены и выполнены. Осталось провести комплексные испытания разгонного блока ДМ-03 на космодроме Байконур в составе ракеты космического назначения.

      Специалистами Ракетно-космической корпорации «Энергия» разрабатывается решение по проведению таких испытаний. Предполагается испытания провести в четвертом квартале 2012 года или в первом квартале 2013 года Срок будет окончательно определен после проведения экспертизы подготовленного решения с привлечением ФГУП «ЦНИИмаш» и его утверждения Роскосмосом. По результатам проведения испытаний будет приниматься решение о допуске разгонных блоков ДМ к запускам космических аппаратов.

      Планируется первый пуск разгонного блока реализовать с космическим аппаратом связи «Экспресс-АМ8» в 2013 году.[/size]
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

pkl

Наконец то я увидел то, о чём мечтал!
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Большой

ЦитироватьНаконец то я увидел то, о чём мечтал!
Дык Райкунов же! Один ВУЗ с ним заканчивал. Политех. Земеля! (гордость просто распирает меня :P )
Я верю тому кто ищет истину, и не верю тому, который говорит, что нашёл её...