Стратегия развития космонавтики до 2030 г

Автор mark200000, 07.03.2012 00:34:42

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Дмитрий Виницкий

Для среднего пользователя ФБ стоимость акций на бирже - абсолютно фиолетовое понятие из новостей. Для рекламодателя - тем более.
+35797748398

Stalky

ЦитироватьКстати, посмотрите ссылку, которую дал sychbird: http://www.bbc.co.uk/russian/business/2012/05/120523_facebook_investors_lawsuit.shtml

Там отлично написано, что в результате, в отдаленной перспективе, наибольшие потери понесет FaceBook. Вот так.

А надписи на заборах Вы столь же внимательно и доверчиво читаете?
Сильно доткомы-2000 отучили человеков играть в рулетку?

Да и кто вообще сказал, что ФБ планирует играть в долгую? ИМХО цель размещения ФБ состояла именно в обналичивании своей сегодняшней популярности, а не в привлечении средств для развития бизнеса. Вовремя уловили предел роста аудитории и насыщения рекламными деньгами, и сняли пенку.

Придумают как ещё можно поднять денежный поток или хотя бы показать его рост - хомяки снова попадутся.
Классная у вас трава, ребята.

ZOOR

Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

mark200000

Цитировать30.05.2012 / 16:38   Проект реформы космической отрасли представят в понедельник - Рогозин[/size]


       Глава Роскосмоса Владимир Поповкин в понедельник, 4 июня, представит предложения по реформе космической отрасли, сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в своем микроблоге в Twitter.
       По данным вице-премьера, курирующего ОПК и космическую отрасль, выступление Поповкина состоится в Благовещенске на совещании по строительству космодрома "Восточный".
       Рогозин заявлял, что Роскосмос должен четко сформулировать, чем конкретно он может быть полезен. Вице-премьер говорил, что в начале лета Роскосмос должен "внести конкретные предложения", на основании анализа которых будет определена, в том числе, и судьба агентства, передает РИА Новости.

sychbird

ЦитироватьДля среднего пользователя ФБ стоимость акций на бирже - абсолютно фиолетовое понятие из новостей. Для рекламодателя - тем более.
С этим отчасти можно согласиться.
А вот от дурной репутации люди бегут как крысы с корабля к чему бы это не прилагалось. :wink:
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

anik

http://www.militarynews.ru/excl.asp?ex=128

"Что касается смены приоритетов в новой Стратегии развития космической отрасли, то, в принципе, эта ситуация назрела. Славные и, без сомнения, абсолютно важные успехи России в области пилотируемого космоса сегодня вышли на некую постоянную составляющую, которая уже не является прорывной. Поэтому в проекте Стратегии написано, что следующей целью должна стать Луна. Причем не просто облет Луны или высадка людей на ее поверхности, а, например, создание лунной базы или использование естественного спутника Земли как базы для научной обсерватории.

Но это отдаленная перспектива. Сегодня на первый план выходит задача использования результатов космической деятельности в интересах экономики, улучшения условий жизни граждан. Нужно, чтобы космос, как и любая отрасль экономики, давал конкретную отдачу в виде услуг и доходов.

Приведу пример, озвученный на заседании военно-промышленной комиссии при правительстве, которое проводил Дмитрий Олегович Рогозин в Воронеже в начале года: на 1 февраля в орбитальной группировке мира было 1087 космических аппаратов различного назначения, из них всего 114 - российских. Но это означает, что великая космическая держава Россия имеет сегодня всего одну десятую часть мировой орбитальной группировки. Притом что, например, у США более 400 действующих космических аппаратов гражданского и военного назначения.

Да, у России есть приоритетные космические группировки, которые поддерживаются. В частности, напомню, в прошлом году Россия восстановила полный состав группировки ГЛОНАСС. Есть ряд группировок специального назначения, которые также поддерживаются в полном составе. Но в целом идет серьезное отставание по количеству и качеству услуг, например, в сфере дистанционного зондирования Земли из космоса. Очень напряженная обстановка по телекоммуникационным аппаратам. То есть емкостей для телевещания, связи просто не хватает. Поэтому очень важно, чтобы те деньги, которые выделяются на космос, а теперь это уже немалые деньги, начали работать. Известно, например, что спутники связи окупаются в течение 7-9 лет, поэтому 15-летние спутники - это хороший вариант высокотехнологичных рентабельных вложений. Востребованы также потребителями и навигационные космические аппараты, и спутники дистанционного зондирования Земли"

Rofman

Дожили! Ни похвастаться нечем, ни соврать нечего...
Познайте истину, и истина сделает вас свободными.

ronatu

Пн Июл 17, 2006

ЦитироватьРКК "Энергия": Концепция развития российской пилотируемой космонавтики[/size]

В ОАО «РКК «Энергия» им. С.П.Королева» разработана и предложена к обсуждению «Концепция программы развития пилотируемой космонавтики России на период 2006–2030 гг.». Концепция интересна не только специалистам, но и широкой общественности, так как предлагается решение грандиозных, качественно новых задач.

На встрече-интервью 24 мая 2006 г. с редактором-корреспондентом журнала «Новости космонавтики» С.Х.Шамсутдиновым президент, генеральный конструктор РКК «Энергия» им. С.П.Королева Николай Николаевич Севастьянов рассказал об этой концепции, о сегодняшнем состоянии работ по проекту многоразовой транспортной космической системы «Клипер» и предложениях по развитию российского сегмента Международной космической станции (МКС).

Николай Николаевич, расскажите, пожалуйста, о концепции развития отечественной пилотируемой космонавтики, предложенной РКК «Энергия».

Предложения по концепции программы развития пилотируемой космонавтики России были разработаны РКК «Энергия» во второй половине 2005 г. с целью определения технически и экономически обоснованных направлений работ в этой области на ближайшие 25 лет. Корпорация обладает более чем 45-летним опытом реализации программ пилотируемых космических полетов в кооперации с десятками и сотнями предприятий и организаций отрасли. Как головной исполнитель работ в этой области, предприятие отвечает за выполнение уже принятых проектов, за их рациональное продолжение и развитие.

Это побудило нас разработать предлагаемую концепцию, которая предусматривает реализацию следующих четырех фаз развития отечественной пилотируемой космонавтики:
[list=1:e60fab79b9]
[*:e60fab79b9]Создание экономически эффективной многоразовой транспортной космической системы «Клипер».
[*:e60fab79b9]Промышленное освоение околоземного пространства на базе развития российского сегмента МКС.
[*:e60fab79b9]Осуществление лунной программы, которая положит начало промышленному освоению Луны.
[*:e60fab79b9]Осуществление пилотируемых исследовательских экспедиций на Марс.
[/list]


Фазы развития российской пилотируемой космонавтики[/size]


Технические средства каждой фазы программы создаются с использованием научно-технического,  технологического и производственного задела предыдущих фаз. Концепция направлена на последовательное и поэтапное решение задачи промышленного освоения околоземного космического пространства и его исследований с последующим переходом к программе освоения Луны и реализации полетов на Марс. Мы понимаем, что уже наступило время, когда пилотируемая космонавтика должна перейти к промышленному освоению космоса, основанному на принципах экономической эффективности.

Концепция программы развития пилотируемой космонавтики была рассмотрена и одобрена 14 февраля 2006 г. на заседании расширенного Научно-технического совета (НТС), проходившем в РКК «Энергия». В работе НТС приняли участие представители Роскосмоса, Российской академии наук (РАН), руководители ведущих предприятий и организаций отрасли, профильных вузов страны. В прениях на заседании выступили: академики РАН Б.Е.Черток, О.М.Белоцерковский, Г.И.Северин, И.В.Бармин, начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса А.Б.Краснов, генеральный директор ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» А.Н.Кирилин, ректор МГТУ им. Н.Э.Баумана член-корреспондент РАН И.Б.Федоров, директор ИКИ член-корреспондент РАН Л.М.Зеленый и другие.

Выступавшие отметили актуальность разработки концепции развития пилотируемой космонавтики России на дальнюю перспективу и необходимость дальнейших совместных действий по формированию этой перспективной программы, исходя из требований ее сбалансированности и реализуемости, увязки с программами развития автоматических космических средств и средств выведения. На заседании НТС было предложено направить материалы по концепции в государственные структуры для учета при разработке национальной космической программы на период 2006–2030 гг.

Концепция была изложена также и на научно-технической конференции Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, проходившей 25 апреля 2006 г. в Роскосмосе в связи с 15-летием академии.

В настоящее время она представлена на уточнение и согласование в Роскосмос, Российскую академию наук и головные предприятия отрасли.

Первая фаза предполагает создание многоразовой транспортной космической системы «Клипер». В НК №7, 2005 впервые было подробно рассказано о проекте пилотируемого корабля этой системы, предложенного тогда по схеме «несущий корпус». Известно также, что Роскосмосом проводится конкурс на создание российского многоразового пилотируемого корабля нового поколения, в котором участвуют РКК «Энергия» им. С.П.Королева с проектом «Клипер», а также ГКНПЦ им. М.В.Хруничева и НПО «Молния» со своими проектами. В связи с этим следующий вопрос: изменился ли за прошедшее время проект корабля «Клипер»? В каком виде он был представлен на конкурс?

Да, проект изменился. Во второй половине 2005 г. мы существенно его переработали и улучшили. Почему мы это сделали? Мы посмотрели на проект как на систему. Именно как на систему, которая должна дать обществу и стране новое качество. Важным моментом мы определили то, что инвестиции, вложенные в проект, должны быть возвращены в процессе эксплуатации системы. Мы хотим сделать экономически эффективную промышленную транспортную космическую систему, подобную авиационному или морскому транспорту, который уже давно успешно работает на рынке.

Поэтому мы посмотрели на проект прежде всего с точки зрения его потребительских свойств. Во-первых, себестоимость полета космонавтов и грузов на корабле «Клипер», по нашим расчетам, должна уменьшиться более чем в три раза по сравнению с данным показателем нынешних кораблей «Союз» и «Прогресс». Это нужно для того, чтобы сделать доступными для широкого круга потребителей услуги по запуску космонавтов и полезной нагрузки. Во-вторых, корабль «Клипер» расширит возможный круг потребителей за счет более комфортных условий полета и посадки. Это тоже очень важно, так как позволяет значительно снизить требования к состоянию здоровья людей, которые будут летать на нем в космос.

В-третьих, если мы говорим, что система должна быть самоокупаемой, то очевидно, что на корабле должны летать не только профессиональные космонавты, но и непрофессиональные. Непрофессионалы отправляются в космический полет для решения своих задач, и, естественно, они оплачивают свой полет. Таких потребителей при условии снижения стоимости полета и требований к здоровью будет больше, чем сейчас, когда мы летаем на «Союзах». В «Союзе» можно отправить в космос только одного непрофессионального космонавта, а в экипаже «Клипера» смогут выполнить полет одновременно четыре непрофессиональных космонавта (всего в экипаже шесть человек, из них два профессионала).

Именно поэтому мы отказались от схемы «несущий корпус» в пользу крылатого варианта корабля, который и был представлен конкурсной комиссии Роскосмоса.


Пилотируемый корабль «Клипер» (с АБО)[/size]


Вы упомянули непрофессиональных космонавтов. Кого Вы относите к этой категории?

Ученые, специалисты, которые хотят отработать в космосе новые технологии или провести какие-либо эксперименты и исследования, и, наконец, туристы. Мы предполагаем, что непрофессиональные космонавты будут готовиться к полету на «Клипере» не более трех месяцев. Таким образом, круг наших потенциальных клиентов значительно расширяется, а вместе с тем расширяется и рынок предоставления космических услуг по пилотируемым полетам в космос.

Какие сейчас намечаются сектора этого космического рынка? Первый сектор – это профессиональные российские космонавты, которые летают по заказу государства и решают государственные задачи. Второй сектор – это иностранные астронавты. Этот сектор рынка находится в стадии развития. Он делится на три категории. Во-первых, профессиональные астронавты других национальных космических агентств. Во-вторых, как я уже говорил, зарубежные ученые и специалисты в различных областях науки, техники и промышленности, представляющие как государственные, так и частные исследовательские организации и компании. В-третьих, туристы. Этот сектор рынка космических услуг по пилотируемым полетам реален, но практически не развит, и у нас есть возможность его развития.

Уменьшение платы за полет и доставку грузов более чем в три раза, значительное снижение уровня требований к здоровью кандидатов и сокращение срока их подготовки к полету с одного года до трех месяцев приведет к тому, что рынок космических услуг по пилотируемым полетам нашим потенциальным клиентам увеличится от нынешних нескольких десятков человек до нескольких сотен. Отсюда следует, что после соответствующей, как сейчас говорят, «раскрутки» этого рынка, система «Клипер» станет не только самоокупаемой, но и будет приносить дополнительный доход.

Следует также сказать, что создание такой сложной системы, какой является «Клипер», предполагает проведение работ и испытаний, связанных с техническими рисками. Поэтому мы предлагаем вести работы по «Клиперу» поэтапно, и это отражено в нашей конкурсной заявке, направленной в Роскосмос.

Расскажите, пожалуйста, об этапности работ при создании «Клипера».

Надо сразу сказать, что при создании «Клипера» будет максимально использован имеющийся технологический задел по кораблям «Союз», «Прогресс», «Буран», а также по спутнику связи «Ямал».

«Клипер» должен органически и безболезненно интегрироваться в действующую сейчас пилотируемую программу, космическую инфраструктуру подготовки и запуска транспортных кораблей «Союз», «Прогресс» и инфраструктуру эксплуатации МКС. Это с одной стороны. С другой стороны, создание «Клипера» должно опираться на существующие производственные мощности РКК «Энергия» им. С.П.Королева и ее предприятий-смежников, которые необходимо использовать. Было бы неправильно, если бы мы сказали, что вот у нас есть новый проект и мы его будем делать, построив новые производственные мощности, а старые нам не нужны. Это экономически неэффективно. Мы должны максимально использовать уже существующую производственную инфраструктуру. Поэтому мы предлагаем вести работы по проекту «Клипер» в три этапа.


Корабли «Клипер» и «Союз ТМА» в одном масштабе[/size]

Первый этап – глубокая модернизация корабля «Союз». Мы предполагаем модернизировать все бортовые системы «Союза», оставив неизменными только конструкции корпусов его отсеков. Образно говоря, в старых формах корабля будет совершенно новая современная начинка. Зачем мы это делаем? Бортовые системы используемого сейчас корабля «Союз ТМА» разработаны в основном в 1960–70-е годы. Это очень старое, морально устаревшее оборудование, которое мы вынуждены все еще производить. Поэтому сейчас наша задача – модернизировать эту аппаратуру и при этом выполнить централизацию бортовых систем корабля. Модернизация и централизация позволит нам не просто перейти на современную элементную базу, но и сократить количество систем на борту.

Приведу простой пример. Сейчас на «Союзе ТМА» стоят отдельные радиотехнические системы: командной радиолинии, телеметрии, радиоконтроля орбиты, голосовой связи, телевидения. Пять систем – и это только для командно-информационного обеспечения полета. Что такое пять систем? Это пять антенно-фидерных устройств, пять передатчиков, пять приемников, пять усилителей и т.д. А сегодня цифровые технологии позволяют создать для всего этого одну универсальную систему. Вот это и означает централизацию. Такой подход применим и к другим бортовым системам.

Таким образом, путем централизации мы уменьшаем и оптимизируем количество систем, а переход на современную элементную базу делает аппаратуру легче по массе и меньше по объему. Все это в конечном итоге приведет к снижению себестоимости корабля и некоторому уменьшению общей массы его конструкции, что, в свою очередь, позволит увеличить размещаемую в нем массу полезной нагрузки. При этом мы переходим на новое качество с новыми возможностями.

Следует также отметить, что модернизация корабля потянет за собой и обновление наземного комплекса управления (НКУ), который сегодня тоже устарел. На его эксплуатацию сейчас уходят значительные объемы средств. А модернизация НКУ позволит снизить затраты и увеличить его возможности.

Итак, на первом этапе, уже на «Союзе» мы добиваемся нового качества. Что это нам дает? Мы создаем современные бортовые системы, испытываем и обкатываем их на «Союзе», и уже затем они переходят на корабль «Клипер».

Кроме того, и это очень важно, обновленный корабль «Союз» сможет летать не только к МКС, но и к Луне. Это будет универсальный корабль. Основное отличие лунного корабля от орбитального заключается лишь в том, что теплозащита спускаемого аппарата лунного варианта должна быть больше (примерно на 300 кг) для того, чтобы он мог совершить посадку на Землю при входе в ее атмосферу по трассе возвращения от Луны со второй космической скоростью.
«Союз» после модернизации сможет находиться в составе орбитальной станции до 360 суток. Мы планируем ввести его в эксплуатацию в 2010 г.

Далее, на втором этапе работ по созданию системы «Клипер» мы реализуем проект многофункционального многоразового межорбитального буксира «Паром», который должен прийти на замену эксплуатируемым сегодня одноразовым грузовым кораблям «Прогресс».

Третий этап работ по системе «Клипер» – создание многоразового пилотируемого космического корабля «Клипер» с использованием задела и результатов летной квалификации систем и конструкций первых двух этапов.

Что представляет собой буксир «Паром»?

Паром» – это многофункциональный многоразовый межорбитальный буксир, предназначенный для транспортировки на орбитальную станцию различных грузовых контейнеров и пилотируемого корабля «Клипер». Буксир «Паром» будет создаваться на базе модернизированных систем корабля «Союз».

«Паром» имеет два активных стыковочных узла: один для стыковки к контейнеру или к кораблю «Клипер», а другой для стыковки к орбитальной станции. Буксир имеет двигательную установку, оснащен баками с долгохранимыми компонентами топлива и солнечными батареями для электропитания бортовых систем.




Как работает межорбитальный буксир? Большую часть времени он находится в составе орбитальной станции. После выведения очередного грузового контейнера на рабочую околоземную орбиту буксир отстыковывается от станции и стыкуется с контейнером, а затем транспортирует его к орбитальной станции. Внутри буксира расположен гермоотсек, через который космонавты могут пройти с борта станции в герметичную часть контейнера для его разгрузки. По завершении работы с контейнером, после размещения в нем удаляемых грузов, «Паром» вновь уходит от станции и сбрасывает контейнер, который через некоторое время в результате торможения сходит с орбиты и сгорает в плотных слоях атмосферы. А буксир подхватывает новый контейнер и доставляет его к станции. Этот процесс повторяется многократно.


Межорбитальный буксир «Паром»[/size]

Грузовой контейнер – достаточно простой и относительно дешевый элемент системы. Он имеет герметичный отсек для грузов и оборудования  и негерметичный отсек, в котором на станцию доставляются компоненты топлива. Перекачка топлива из контейнера на станцию производится по магистралям, проложенным в буксире «Паром». Контейнер имеет минимальное количество служебного бортового оборудования. К основному из них относятся небольшой отсек с двигателями стабилизации и пассивный стыковочный узел.

Контейнеры рассчитаны на запуск с помощью РН «Союз» и «Протон». Они могут доставлять полезный груз массой от 4 до 13 тонн. Для сравнения: максимальная масса грузов, доставляемых «Прогрессом», составляет немногим более 2 тонн. Таким образом, контейнер может заменять несколько «Прогрессов». Расчеты показывают, что использование «Парома» и грузовых контейнеров позволит снизить себестоимость выводимых на орбиту грузов в три-четыре раза по сравнению с эксплуатацией «Прогрессов».


Грузовой контейнер[/size]


Вообще говоря, контейнеры могут быть самыми разнообразными, в зависимости от того, какие грузы необходимо доставить на орбитальную станцию. Контейнеры могут различаться по размерам и массе и выводиться на орбиту различными РН, в том числе и иностранными.

Кроме контейнеров, грузом для «Парома» могут являться различные негерметичные платформы с крупногабаритной научной аппаратурой, модули орбитальной станции, а также корабль «Клипер».

Для продления полетного ресурса «Парома» космонавты будут периодически проводить обслуживание бортового оборудования буксира и по мере необходимости менять вышедшую из строя аппаратуру. «Запчасти» для ремонта буксира будут доставляться грузовыми контейнерами. Кроме того, дозаправляться топливом «Паром» также будет из контейнеров.

Запуск первого «Парома» мы планируем осуществить в 2009 г. Сначала он будет испытан и отработан на доставке к МКС грузовых контейнеров, а уже затем его можно будет использовать для транспортировки пилотируемого корабля «Клипер».

Каковы основные параметры и характеристики буксира «Паром»?
[list=1:e60fab79b9]
[*:e60fab79b9]Стартовая масса буксира – до 12500 кг; «сухая» масса – 5990 кг.
[*:e60fab79b9]Геометрические характеристики:
– длина по корпусу – 6550 мм;
– максимальный диаметр отсеков – 3200 мм;
– объем гермоотсека – 26 м3.
[*:e60fab79b9]Длительность автономного полета – до 180 сут.
[*:e60fab79b9]Количество циклов орбитальных переходов – до 60.
[*:e60fab79b9]Полетный ресурс – до 15 лет.
[*:e60fab79b9]Параметры орбиты выведения:
– наклонение – 51.6–73°;
– высота – 200 км.
[*:e60fab79b9]Ракета-носитель – «Союз-2-3».
[/list]
Расскажите об особенностях работ третьего этапа по системе «Клипер», на котором, собственно, и начинается создание многоразового пилотируемого корабля «Клипер».


Схема агрегатирования корабля «Клипер»[/size]

Работы третьего этапа по системе «Клипер» осуществляются с использованием задела по модернизированным бортовым системам «Союза» и возможностей буксира «Паром». Этот задел и результаты летной квалификации новых бортовых систем «Союза» и буксира являются одним из основных принципов снижения технических рисков при реализации проекта многоразового пилотируемого космического корабля «Клипер». В проекте по созданию корабля «Клипер» сегодня вместе с нами решили участвовать АХК «Сухой», ЦАГИ, ЦНИИ машиностроения, ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс», КБОМ и другие ведущие предприятия и организации отрасли.

Конструктивно корабль состоит из следующих составных частей: возвращаемый аппарат (ВА) и агрегатно-бытовой отсек (АБО). ВА, в свою очередь, состоит из планера (фюзеляжа) и герметичного модуля кабины, который теперь имеет цилиндрическую форму. Экипаж размещается в три ряда по два человека.

Отсек системы аварийного спасения (САС) корабля выполняет две функции:
[list=1:e60fab79b9]
[*:e60fab79b9]довыведение корабля на орбиту в случае необходимости;
[*:e60fab79b9]аварийное спасение экипажа в случае аварии ракеты-носителя на стартовом комплексе или во время выведения.
[/list]


Пилотируемый корабль «Клипер» (с двигательным отсеком)[/size]


После выведения на опорную орбиту корабль по двухсуточной схеме сближения с помощью двигательной установки (ДУ), расположенной в АБО, переходит на орбиту МКС и стыкуется к ней. При возвращении на Землю ДУ обеспечивает выдачу тормозного импульса для схода корабля с орбиты. Затем АБО отделяется от корабля и сгорает в плотных слоях атмосферы. Таким образом, он является одноразовым отсеком, и поэтому данный вариант корабля – частично многоразовый.

Но мы решили добиться полной многоразовости корабля «Клипер». Так возникла идея использовать в составе системы «Клипер» межорбитальный буксир «Паром», который изначально разрабатывался только для замены «Прогрессов». Использование «Парома» позволяет отказаться от одноразового АБО, так как буксир полностью заменяет этот отсек. «Паром» имеет собственную ДУ, с помощью которой он сможет транспортировать «Клипер» с опорной орбиты выведения к МКС. При возвращении экипажа на Землю буксир обеспечит перевод корабля на орбиту, с которой корабль далее самостоятельно возвращается на Землю путем последующей выдачи тормозного импульса и спуска в атмосфере. А буксир остается на орбите в ожидании выведения следующего для него груза.

Таким образом, мы создаем полностью многоразовый корабль «Клипер». Этот вариант корабля состоит из ВА и двигательного отсека (ДО), в который трансформируется отсек САС.

ДО выполняет две функции:
[list=1:e60fab79b9]
[*:e60fab79b9]довыведение на орбиту в случае необходимости и выдача тормозного импульса для схода корабля с орбиты при возвращении на Землю;
[*:e60fab79b9]аварийное спасение экипажа.
[/list]
Следует отметить, что стоимость «Клипера» в варианте с ДО будет меньше, чем с одноразовым АБО.

«Клипер» будет выводиться на орбиту с помощью РН «Союз-2-3» двух модификаций с различной грузоподъемностью. Проработка проекта РН уже ведется в «ЦСКБ-Прогресс».
Первый испытательный полет «Клипера» в беспилотном режиме планируется на 2013 г., а первый испытательный пилотируемый полет – на 2014 г. В штатную эксплуатацию систему «Клипер» в составе флота из пяти кораблей предполагается ввести с 2016 г.


РН «Союз-2-3» двух модификаций[/size]


Каковы основные проектные параметры и характеристики корабля «Клипер»?
[list=1:e60fab79b9]
[*:e60fab79b9]Стартовая масса корабля:
– вариант с АБО (без отсека САС) – до 14000 кг;
– вариант с ДО – до 12500 кг.
[*:e60fab79b9]Стартовая масса отсеков:
– возвращаемый аппарат – до 9200 кг;
– агрегатно-бытовой отсек – до 4800 кг;
– отсек САС/ДО – 3300 кг.
[*:e60fab79b9]Численность экипажа – до 6 чел.
[*:e60fab79b9]Масса грузов (при экипаже 6 чел):
– доставляемых – до 500 кг;
– возвращаемых – до 500 кг;
– удаляемых – до 200 кг.
[*:e60fab79b9]Длительность автономного полета – до 5 сут (в варианте без АБО).
[*:e60fab79b9]Длительность полета в составе орбитальной станции – до 360 сут.
[*:e60fab79b9]Номинальная перегрузка при спуске с орбиты – до 2.5 ед.
[*:e60fab79b9]Дальность бокового маневра – 1200 км.
[*:e60fab79b9]Тип посадки – на аэродром.
[*:e60fab79b9]Количество полетов одного корабля – до 60; срок эксплуатации одного корабля – до 15 лет.
[/list]
Каковы экономические показатели проекта системы «Клипер»?

Система «Клипер» – это флот кораблей «Клипер», многоразовый буксир «Паром» и грузовые контейнеры, а также наземная и космическая инфраструктура средств подготовки, пуска и управления космическими полетами. В связи с этим данную систему мы иногда называем системой «Клипер–Паром».

Сегодня мы оценили разработку, наземные испытания корабля на различных макетах и изготовление флота из пяти кораблей «Клипер» в 1.5 млрд $ (40 млрд руб). Много это или мало? Стоит ли идти на эти расходы?

Страны – участницы МКС приняли решение об увеличении численности экипажа станции до шести человек с 2009 г. Поддержание эксплуатации станции при такой численности экипажа требует запуска четырех «Союзов ТМА» и 12 «Прогрессов» в год, если не будет других транспортных космических средств. Доставка шести членов экипажа в течение года с использованием системы «Клипер–Паром» потребует ежегодно всего два запуска корабля «Клипер».

Далее, для обеспечения полета МКС с экипажем в шесть человек потребуется запуск трех-четырех грузовых контейнеров в год. Их будет доставлять к станции один многоразовый «Паром». Это значительно дешевле, чем ежегодно запускать 12 «Прогрессов».

Расчеты показывают, что экономия для стран – участниц проекта МКС при использовании системы «Клипер–Паром» за один год эксплуатации этой станции с экипажем из шести человек может составить до 500 млн долларов по сравнению с применяемыми сегодня космическими транспортными средствами. Отсюда следует, что создание системы «Клипер–Паром» может полностью окупиться за счет этой экономии уже через 3–4 года эксплуатации МКС. А с учетом того, что «Клипер» будет использоваться не только для доставки основных экипажей и грузов на МКС, но и по коммерческим программам с участием непрофессиональных космонавтов, система «Клипер–Паром» будет не только самоокупаемой, но и принесет дополнительный доход. Наша оценка показывает, что за 15 лет эксплуатации этой системы экономический эффект может составить до 7 млрд $.

Расскажите, пожалуйста, о второй фазе концепции.

Промышленное освоение околоземного пространства мы предлагаем вести на базе МКС и, в первую очередь, на базе ее российского сегмента. В настоящее время и в ближайшем будущем МКС будет выполнять следующие задачи:
    [*:e60fab79b9]международный космический порт;
    [*:e60fab79b9]фундаментальные научные исследования и эксперименты;
    [*:e60fab79b9]отработка новых космических технологий в интересах промышленности и экономики Земли;
    [*:e60fab79b9]отработка длительных пилотируемых межпланетных полетов;
    [*:e60fab79b9]сборка межорбитальных комплексов для полетов к Луне и их обслуживание.
    [/list]
    В настоящее время МКС уже является международным космическим портом, так как сейчас к станции стыкуются российские корабли «Союз», «Прогресс» и американские шаттлы, а в скором времени к ней начнут летать европейские грузовые корабли ATV и японские «грузовики» HTV.

    С целью проведения фундаментальных научных исследований и экспериментов, а также отработки новых космических технологий разработана долгосрочная российская научная программа, которая будет реализовываться на российском сегменте МКС. В рамках этой программы предполагается проведение 331 космического эксперимента по 11 направлениям: медико-биологические исследования (70 экспериментов), исследование природных ресурсов Земли (32), изучение планет и малых тел Солнечной системы (10), биотехнологические исследования (47), технические эксперименты и исследования (53), внеатмосферная астрономия (6), комплексные эксперименты (36), проблемы космических энергосистем (14), исследования космических лучей (8), космическая технология и материаловедение (19), геофизические исследования (36).

    Для реализации этой научной программы требуется разработать и разместить на российском сегменте станции 267 наименований научной аппаратуры общей массой 7.5 т, и это только внутри гермоотсеков. Снаружи гермоотсеков планируется установить 153 наименования научной аппаратуры общей массой 9.5 т. Поэтому для размещения этой аппаратуры необходимо развивать российский сегмент МКС и пристыковать к станции несколько новых исследовательских модулей.

    Как предполагается развивать российский сегмент?

    Предлагаемое дальнейшее развитие российского сегмента МКС и его новая конфигурация должны обеспечить максимальную технико-экономическую эффективность его использования в будущем. Это надо делать начиная с Многоцелевого лабораторного модуля (МЛМ), который планируется запустить в 2009 г. МЛМ должен стать основным функциональным элементом российского сегмента МКС. Этот модуль необходимо создавать как многоцелевую научную лабораторию, позволяющую реализовать технологию сменных полезных нагрузок как по российской научной программе, так и по проектам зарубежных заказчиков.

    К надирному узлу МЛМ предлагается пристыковать шарообразный узловой модуль с шестью стыковочными узлами. Это позволит в дальнейшем присоединить к российскому сегменту два исследовательских модуля ИМ-1 и ИМ-2, а также две научно-энергетические платформы НЭП-1 и НЭП-2. Кроме того, к узловому модулю смогут стыковаться буксиры «Паром» с грузовыми контейнерами и кораблями «Клипер».

    На новых российских модулях должно быть установлено современное оборудование систем служебного борта и обеспечена оптимизация компоновки с размещением на борту универсальных рабочих мест под научные и прикладные эксперименты. Это позволит в будущем получить существенный доход от услуг, предоставляемых российским и зарубежным пользователям, по проведению экспериментов и исследований на российском сегменте МКС. А это, в свою очередь, позволит обеспечить в дальнейшем создание новых российских модулей на внебюджетной финансовой основе.


    Перспектива развития российского сегмента МКС[/size]


    На третьей фазе РКК «Энергия» предлагает осуществить лунную пилотируемую программу?

    Да, именно так. Мы разработали предложения, целью которых является освоение Луны. При этом могут быть решены следующие задачи:
      [*:e60fab79b9]добыча полезных ископаемых, включая гелий-3, для удовлетворения энергетических потребностей Земли;
      [*:e60fab79b9]перенос «вредных» производств с Земли на Луну и создание производств, требующих малой гравитации;
      [*:e60fab79b9]создание на поверхности Луны энергетической системы на лунных ресурсах;
      [*:e60fab79b9]создание средств производства топлива для обеспечения межпланетных перелетов;
      [*:e60fab79b9]астрофизические исследования с поверхности Луны.
      [/list]
      При реализации лунной программы будет использоваться уже существующая наземная инфраструктура: производственные мощности предприятий, стартовые комплексы, монтажно-испытательные корпуса, наземный комплекс управления и т.д. Все это уже есть. В свое время наше государство вложило огромные инвестиции в эту инфраструктуру, и поэтому мы просто обязаны использовать ее. Кроме того, наша страна имеет богатейший опыт по проведению стыковок космических аппаратов. Технологии и процессы стыковок давно отработаны и сейчас имеют высокую надежность. Этот опыт мы тоже будем использовать. Поэтому нам не надо строить гигантские ракеты для запуска лунных кораблей. Лунные комплексы сейчас можно собирать на орбите, используя отработанную и надежную технологию стыковок. Лунную пилотируемую программу предлагается реализовывать в три этапа.

      Первый этап: облет Луны и высадка на Луну на базе существующих космических технологий. На этом этапе будут использоваться серийные РН «Протон» и «Союз», разгонные блоки (РБ) «ДМ» и «Фрегат», а также модернизированный корабль «Союз». Все эти средства обладают высокой надежностью, что значительно снизит технические и экономические риски. На первом этапе предлагается выполнить следующие экспедиции к Луне.

      Первая экспедиция – облет Луны. Двухпусковая схема. Сначала с помощью РН «Союз» выводится корабль «Союз» (экипаж – три человека). В зависимости от решаемых задач он может быть сначала пристыкован к МКС и находиться некоторое время в составе станции, а может сразу использоваться для полета к Луне. Затем на околоземную орбиту с помощью РН «Протон» выводится разгонный блок «ДМ». На нем устанавливается бытовой отсек от «Союза» (с пассивным стыковочным узлом), который служит экипажу в качестве дополнительного гермоотсека. После стыковки корабля к РБ производится выдача разгонного импульса – и «Союз» выполняет облет Луны. Экипаж возвращается на Землю в спускаемом аппарате корабля по траектории входа в ее атмосферу со второй космической скоростью. Первый пилотируемый облет Луны можно осуществить уже в 2011 или 2012 г.


      Схема облета Луны[/size]


      Вторая экспедиция – полет с выходом на окололунную орбиту. Четырехпусковая схема. Сначала на околоземную опорную орбиту выводятся два РБ «ДМ» и они стыкуются между собой. Затем с помощью РН «Союз» на околоземную орбиту запускается РБ «Фрегат», и еще одним пуском РН «Союз» выводится корабль «Союз». Производится сборка лунного комплекса в составе двух РБ «ДМ», РБ «Фрегат» и корабля «Союз». С помощью первого блока «ДМ» выполняется разгон к Луне. Второй «ДМ» обеспечивает торможение и переход корабля на околокруговую опорную орбиту у Луны. «Фрегат» необходим для старта с окололунной опорной орбиты к Земле. Пилотируемый полет на окололунную орбиту возможен в 2013 г.


      Схема полета с выходом на окололунную орбиту[/size]


      Третья экспедиция – это полет с высадкой экипажа на поверхность Луны. Семипусковая схема. На околоземную орбиту тремя последовательными пусками выводятся два РБ «ДМ» и лунный взлетно-посадочный комплекс (ВПК). Производится их стыковка, и ВПК отправляется на опорную орбиту у Луны. Затем двумя пусками запускаются еще два блока «ДМ», а с помощью двух РН «Союз» выводятся РБ «Фрегат» и корабль «Союз» с экипажем из трех космонавтов. Выполняется сборка всех этих элементов в отлетный комплекс, и «Союз» переводится на опорную орбиту у Луны, где его ждет беспилотный ВПК. На этой окололунной орбите производится стыковка «Союза» к ВПК. Два космонавта переходят на борт ВПК и совершают в нем посадку на поверхность Луны. После выполнения работ на Луне взлетный модуль из состава ВПК стартует и пристыковывается на окололунной опорной орбите к «Союзу». Космонавты переходят на борт корабля, а взлетный модуль сбрасывается. Затем с помощью «Фрегата» корабль «Союз» возвращается к Земле.


      Схема полета с высадкой экипажа на поверхность Луны[/size]


      Экспедицию по этой схеме сначала предполагается провести без высадки экипажа на поверхность Луны. При этом будет проведена отработка и испытания ВПК в автоматическом режиме. Этот полет может состояться в 2014 г. Первая пилотируемая экспедиция с посадкой российских космонавтов на Луну возможна в 2015 г.

      В настоящее время лунная программа не включена в Федеральную космическую программу России. РКК «Энергия» им. С.П.Королева ведет данные проработки в инициативном порядке и будет предлагать их к реализации.

      Для осуществления лунной программы первого этапа есть практически все элементы: корабль «Союз», ракеты «Протон» и «Союз», разгонные блоки «ДМ» и «Фрегат». Нужно только модернизировать «Союз» и адаптировать РН и РБ к решению новых задач. Новым элементом является только ВПК, но и здесь при его создании мы можем использовать тот богатый опыт, который был получен в 60–70-е годы при создании и отработке лунного корабля (ЛК) по программе Н1–Л3.

      На втором этапе лунной программы, к которому можно будет приступить после 2015 г., мы предлагаем создать постоянно действующую многоразовую транспортную систему «Земля–Луна–Земля». В ее состав входят: многоразовый межорбитальный пилотируемый корабль (ММПК), который будет создан на базе модуля кабины корабля «Клипер»; многоразовый межорбитальный буксир (ММБ) с жидкостными реактивными двигателями – для транспортировки ММПК и грузовых контейнеров; ММБ с электрореактивной двигательной установкой (ЭРДУ) и крупногабарит
      Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

      ZOOR

      ЦитироватьДожили! Ни похвастаться нечем, ни соврать нечего...
      Цитироватьhttp://www.militarynews.ru/excl.asp?ex=128
      Да, у России есть приоритетные космические группировки, которые поддерживаются. В частности, напомню, в прошлом году Россия восстановила полный состав группировки ГЛОНАСС. Есть ряд группировок специального назначения, которые также поддерживаются в полном составе.
      Огласите весь список, пожалуйста! (с)
      Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
      Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

      zyxman

      Тихоокеанская, казахстанская, сибирская :lol:
      "Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
      --
      Удача - подготовленный успех!

      bavv

      ЦитироватьРоссийскую космическую отрасль реформировать не будут[/size]
      28 июня 2012

      Решение о реформировании ракетно-космической отрасли будет принято только после утверждения стратегии космической деятельности России до 2030 года. ...

      Большой

      Цитировать
      ЦитироватьРоссийскую космическую отрасль реформировать не будут[/size]
      28 июня 2012

      Решение о реформировании ракетно-космической отрасли будет принято только после утверждения стратегии космической деятельности России до 2030 года. ...
      когда ж её утвердят-то надоело ждать :roll:  :lol:
      Я верю тому кто ищет истину, и не верю тому, который говорит, что нашёл её...

      Salo

      http://vpk-news.ru/articles/9020
      ЦитироватьСветит ли нам лунная дорога?[/size]

      Чтобы ее вновь открыть, нужны новые идеи и талантливые специалисты
      // Дмитрий Гулютин, Татьяна Улитина

      В последние годы в клубе космических держав часто говорится о планах не только исследования Луны, но и создания на ее поверхности объектов различного назначения, использования природных богатств единственного естественного спутника Земли. Сможет ли Россия завоевать здесь передовые позиции? Об этом разговор с Дмитрием Гулютиным, немало лет трудившимся в Государственном космическом научно-производственном центре имени М. В. Хруничева, инженером-испытателем и инженером-конструктором, сотрудником отдела системного анализа, а сейчас работающим в Мемориальном музее космонавтики.

      – Наша страна первой открыла двери в космическое пространство, и конечно, обидно, когда нас тут догоняют и опережают другие государства, даже те, которые значительно позже приступили к освоению околоземных орбит. Так, в 2003 году Китай стал третьей в мире страной, имеющей собственную пилотируемую космонавтику. Судя по набранным КНР темпам, не приходится сомневаться в реализации самых смелых замыслов Поднебесной. Что нам мешает?

      – Нынешний Китай – промышленно развитая держава, строго придерживающаяся своего пути развития. Она идет вперед благодаря четкой программе и столь же четкой последовательности действий. В частности, все запланированные шаги в космонавтике КНР совершает по степени готовности. Например, наметили китайцы запустить «луноход» и они его запустят, хотя это может произойти не в 2013 году, как заявлено, а в 2014-м. Никакой спешки. Такая же последовательность просматривается и в отношении освоения околоземного пространства, использования спутников для связи, съемок Земли и Мирового океана. Почти девять лет назад Поднебесная, опять-таки выполняя тщательно продуманный план, отправила в космос пилотируемый корабль собственного производства собственной ракетой-носителем.

      – Точно собственной? Известно, что китайцы прекрасно копируют все, что имеет хоть какую-нибудь ценность.

      – Внешне китайский космический корабль похож на наш «Союз». Но он больше в диаметре. Отсеки корабля оригинальные. Конечно, форма спускаемого аппарата для возвращения на Землю – наша идея, но ведь законы аэродинамики едины для всех. Поэтому становится понятно, отчего эта похожесть. И использование стыковочного узла по типу российского андрогинного закономерно: лучшего пока никто не придумал. В целом нужно признать: да, китайцы применяют опыт, накопленный нами и американцами.

      – У нас же все было засекречено!

      – Это не помешало делиться опытом с дружественной державой. Во времена Хрущева мы с Китаем не просто дружили. Еще при Сергее Павловиче Королеве в КНР было организовано производство советской баллистической ракеты Р-2. Неудивительно, что первая китайская ракета стала ее копией. Позднее два китайских космонавта проходили подготовку в Звездном городке. Совместные программы прорабатываются и сейчас.

      Однако космические победы Китая имеют и более глубокие корни. В 2009 году ушел из жизни «отец китайской космонавтики» Цянь Сюэсэнь. Это был, безусловно, выдающийся человек. Он до Второй мировой войны учился в Америке. Там же стал одним из основателей Лаборатории реактивного движения – сегодня научно-исследовательского центра НАСА, занимающегося созданием и обслуживанием беспилотных космических кораблей. Когда нацистскую Германию разгромили, Цянь Сюэсэнь лично допрашивал Вернера фон Брауна, главного конструктора ракеты Фау-2, одного из руководителей немецкого военного исследовательского центра в Пенемюнде. По всем данным, польза от допроса была значительной. Полученные секреты Третьего рейха китайский конструктор впоследствии удачно совместил с советскими и отечественными наработками.

      Изюминка в том, что, копируя, этот изобретательный народ накладывает на мировой опыт свою восточную специфику. В целом же движение идет тем же путем, что и вся мировая космонавтика.

      – Российская космонавтика полностью отказалась от идеи осваивать Луну?

      – У нас в свое время существовала программа Е-6 по мягкой посадке автоматической межпланетной станции на Луну. Ею занималось королевское ОКБ-1. Затем программа была передана в Химки Георгию Николаевичу Бабакину. Задача оказалась весьма непростой. 3 февраля 1966 года АМС «Луна-9» впервые в мире совершила мягкую посадку на поверхности Луны в Океане Бурь. О том, что до этого целых 12 станций пытались достичь успеха, конечно, не писали. Триумф был главнее всех потерь.

      Нужно отметить, что буквально на героической воле и гениальной интуиции Сергея Павловича Королева стали возможными прорывы нашей космической техники. Это касается и ситуации с мягкой посадкой на Луну. Понятно, что никто не знал, каков грунт спутника Земли. Предположения были, но четких доказательств ученые представить не могли. Тогда главный конструктор, прекращая дискуссию, своей властью снял вопрос. На вырванном из блокнота листке он написал справку, что посадку «следует рассчитывать на достаточно твердый грунт типа пемзы». И его предвидение полностью оправдалось.

      – Уместно предположить, что советская лунная программа была рассчитана на использование спутника Земли для самых различных целей. Говорили о полезных ископаемых, получении новых видов энергии, а также уникальных стратегических возможностях для военных. Почему это направление так резко сбросили со счетов?

      – Луна в первую очередь была интересна ученым. От них зависело, насколько можно использовать такой близкий и удобный во всех отношениях плацдарм. Но для воплощения в жизнь лунных проектов требовалась соответствующая техника. Приступили к ее разработке. Первым настоящим успехом команды Бабакина стала станция «Луна-10» – первый в истории искусственный спутник Луны. Затем начали готовить пилотируемые полеты. Для этого создали ракету Н-1. К сожалению, четыре старта оказались неудачными. И все аварии происходили на этапе работы первой ступени. А ведь именно Н-1 могла быть использована не только для пилотируемых кораблей, но и для заброски на Луну крупногабаритных объектов, элементов лунной базы, которая уже проектировалась. Этим занимался главный конструктор стартовых комплексов Владимир Павлович Бармин, один из соратников Сергея Павловича Королева. Он трудился над макетом лунной базы, которую в народе называли Барминград. Безусловно, дальняя перспектива, но проект был настолько востребован, что в необходимости его реализации никто не сомневался. Вполне серьезно рассчитывали, что на Луне будут города. Не представляли, что все остановится уже в середине 70-х.

      – Для такого решения нужны были веские аргументы...

      – Когда американцы первыми ступили на Луну, Советский Союз, проиграв эту гонку, посчитал целесообразным закрыть пилотируемую программу. Официально провозглашали: мы бережем человеческие жизни и потому рассчитываем на автоматические станции.

      Теперь наверстываем 35-летний разрыв, так как с августа 1976 года ни один космический аппарат ни одной страны на Луну не садился.

      – Луна интересна как военно-стратегический объект?

      – Конечно. И у нас, и у американцев были такие идеи – получить на Луне базу стратегического назначения. Но дальше замыслов дело не пошло. Строить базу трудно. По всем прикидкам, грузопоток с Земли оказался бы очень большим. Мы к таким затратам не были готовы.

      Надежда на возобновление лунных программ появилась после очередного сюрприза, преподнесенного нашим ночным светилом. Все произошло случайно. Американцы в 1994 году запустили аппарат «Клементина». На нем Министерство обороны США решило испытать перспективные технологии в межпланетном полете. «Клементина» вышла на полярную орбиту вокруг Луны и стала снимать поверхность. И вдруг обнаруживается то, чего по всем канонам быть не должно: на полюсах, возможно, есть лед. Это сенсационное известие потрясло научное астрономическое сообщество.

      Что дальше? Американцы запустили аппарат «ЛунарПроспектор», в перечне его задач уже значилось исследование полюсов. Подтвердилось: в местах, куда не попадают солнечные лучи, в глубоких кратерах действительно находится лед. Запасы гигантские. Основной поставщик – кометы, которые из этого льда и состоят. Правда, нужно еще изучать, что он собой представляет.

      Следующим шагом явился запуск американского лунного орбитального разведчика, оснащенного специальным прибором, созданным в Институте космических исследований Российской академии наук. Он вновь подтвердил: лед на Луне есть.

      Понятно, как обрадовались все мечтавшие о базах на Луне. Может решиться одна из самых сложных проблем будущего лунного плацдарма. Не потребуется доставка воды с Земли и в первую очередь для технических нужд.

      – Каковы перспективы российской космонавтики? Есть шанс сделать Луну обитаемой?

      – Для этого необходима новая техника. Например, проект МКС востребован многими странами. Но станция начала строиться с 1998 года. Ее ресурс определен до 2020 года. То есть осталось восемь лет. Возможно, установленный срок будет продлен до 2025 года. А что потом? На международном авиасалоне «МАКС-2011» РКК «Энергия» представила макет нового космического корабля на шесть человек. Это перспективный аппарат, но для выполнения каких задач он предназначен? И еще одна проблема государственной важности: отечественная космонавтика остро нуждается в притоке талантливой целеустремленной молодежи с новыми идеями. Ведущие технические вузы России самостоятельно данную проблему не решат. А то, что подготовка специалистов – подлинная «головная боль» для космической отрасли, видно по состоянию дел в ней на сегодняшний день. Однако будем оптимистами. Мы первыми вышли на космическую дорогу и не в праве с нее сворачивать.[/size]
      "Были когда-то и мы рысаками!!!"

      FarEcho

      Конечно, эти концепции развития, космические стратегии и проекты вдохновляют. Но если оглянуться назад, то еще с шестидесятых годов лунная база и пилотируемый полет на Марс маячили в будущем на расстоянии 15-20 лет. Так  было и в 70е, и в девяностые... Вот и сейчас маячат. Как непрерывно отодвигающаяся линия горизонта.  
      Есть в этом процессе нечто неумолимое :(

      zyxman

      Цитироватьесли оглянуться назад, то еще с шестидесятых годов лунная база и пилотируемый полет на Марс маячили в будущем на расстоянии 15-20 лет. Так  было и в 70е, и в девяностые...
      Извините если я уже у вас спрашивал.
      Вопрос: откуда предполагалось брать финансирование на эти проекты?
      - В 70-х вобщем понятно - политическая гонка с американцами, сейчас вобщем тоже понятно, но деликатно умолчу причину :D , а что с 90-ми?
      "Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
      --
      Удача - подготовленный успех!

      FarEcho

      Цитировать...Вопрос: откуда предполагалось брать финансирование на эти проекты?
      - В 70-х вобщем понятно - политическая гонка с американцами, сейчас вобщем тоже понятно, но деликатно умолчу причину :D , а что с 90-ми?

      Аллах его знает, но скорее всего принцип предполагаемого финансирования этих проектов 20 лет назад ничем не отличался от нынешнего - т.е. к 2030 году Лунная база и Марсианская пилотируемая отодвинется к середине столетия.

      Susamidim

      Когда-то в журнале "Эврика" за ~65 год я прочитал статью про термоядерные реакторы. Там высказывалась уверенность, что задача управляемого термоядерного синтеза будет решена через 20-25 лет. В конце 80-х годов в новом журнале "Эврика" я снова прочитал статью про термоядерные реакторы. И снова автор высказывал уверенность, что задача будет решена через 20-25 лет. Примерно тоже самое утверждают и сейчас. Я так понял, что "через 20-25 лет" - это такая универсальная отмазка, которая переводится просто как "когда-нибудь в будущем".

      zyxman

      А никто не помнит точно, МКС как быстро предполагалось построить?
      - Вроде не за 15 лет, а меньше :lol:

      Кстати, БАК и ИТЕР тоже сам проект предполагался долгоиграющим, но ЕМНИП, первые результаты предполагались в районе не более 12 лет от начала строительства.
      "Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
      --
      Удача - подготовленный успех!

      ааа

      ЦитироватьЯ так понял, что "через 20-25 лет" - это такая универсальная отмазка, которая переводится просто как "когда-нибудь в будущем".
      Наверное, так:
      "Сделать это теоретически можно, но мы этого не сделаем в силу криворукости и ущербности. Может, следующее поколение через 25 лет сделает".
      "One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
       "Let my people go!" ©L.Armstrong

      Старый

      Скорее так: Обозримое будущее распространяется на 20 лет. И всё что будет когдато в необозримом будущем назначается за этот предел. Так что "более чем через 20 лет" означает "неизвестно когда".
      1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
      2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
      3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
      4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер