ЭНЕРГИЯ сегодня показала КЛИПЕР

Автор X, 30.11.2004 19:34:57

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Бродяга

ЦитироватьНе будет. Низкая надежность при отработке объясняется не недостаточностью ТМ, а тяжелыми условиями эксплуатации и сложностью наземной отработки. Первые многоразовые ракеты просто будут летать один раз.
Шаттл сразу полетел "не один раз", и это при том, что он заодно и "возвращаемая орбитальная станция". :)

 Что касается "сложности наземной отработки", так я вам скажу, что это прекрасное обоснование "попила денег", не вижу, чем самолёты сложнее отрабатывать. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

ratte07

Цитировать
ЦитироватьНе будет. Низкая надежность при отработке объясняется не недостаточностью ТМ, а тяжелыми условиями эксплуатации и сложностью наземной отработки. Первые многоразовые ракеты просто будут летать один раз.
Шаттл сразу полетел "не один раз", и это при том, что он заодно и "возвращаемая орбитальная станция". :)

 Что касается "сложности наземной отработки", так я вам скажу, что это прекрасное обоснование "попила денег", не вижу, чем самолёты сложнее отрабатывать. :)

Невесомость и вакуум.

А шаттл - это дорогая в отработке система.
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

Бродяга

ЦитироватьБродяга, вертикальный старт - во, я понял чем не нравится - он автоматически предполагает наличие ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ инфраструктуры. Т.е. если АКС HZ самотранспортируемый, то АКС вертикального взлета на старт надо на чем-то везти, кроме того нужен этот самый стартовый комплекс. А для HZ нужна только заправочная система и полоса, причем треть заправки - это керосин, еще половина - кислород, и только 10% - это водород. Для полетов на транспортировку (обратный перегон АКС с аэродрома посадки на аэродром взлета, возможно со второй ступенью на спине) вообще ничего кроме керосина не нужно.
Ну, допустим, 10% массы водорода по объёму... ;)

 Относительно горизонтального старта, да нет проблем, если вы планер загоните в 20% стартовой массы. ;)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

hcube

Я считал. Даже с планером с сухой массой в 30% от стартовой массы, мюПН все еще довольно большая - что-то порядка 1-1.5%, при совершенстве второй ступени в 17-20%. Дело в том, что уменьшение массового совершенства хорошо компенсируется высоким импульсом ТРД при подъеме до 10 км/3М. Т.е. на ТРДФ ВЫГОДНЕЕ набирать высоту-скорость, чем на керосиновых ТРД. Дальше же распределение ХС между первой и второй ступенью является предметом оптимизации, но не менее 500 м/с, приходящихся на первую ступень - для обеспечения заатмосферной горки.

Керосин на первой ступени - чтобы в не-стартовом режиме разгонщик мог эксплуатироваться с обычных аэродромов. Поставить, кстати, на него 10 двигателей от Миг-25 - совершенно ни разу не проблема. Их даже удобнее компоновать, чем 2-4 особо мощных двигателей, и надежность выше. Опять же, удобнее при перегоночных полетах просто отключить 6 двигателей из 10, чтобы ресурс сэкономить. Да и объем хорошо экономится. И бак получется некриогенный - можно в крыло упрятать.
Звездной России - Быть!

Бродяга

ЦитироватьЯ считал. Даже с планером с сухой массой в 30% от стартовой массы, мюПН все еще довольно большая - что-то порядка 1-1.5%, при совершенстве второй ступени в 17-20%. Дело в том, что уменьшение массового совершенства хорошо компенсируется высоким импульсом ТРД при подъеме до 10 км/3М. Т.е. на ТРДФ ВЫГОДНЕЕ набирать высоту-скорость, чем на керосиновых ТРД. Дальше же распределение ХС между первой и второй ступенью является предметом оптимизации, но не менее 500 м/с, приходящихся на первую ступень - для обеспечения заатмосферной горки.
А вы учитывали падение тяги ТРДФ с высотой? ;)
 Почему я упёрся в ракетно-прямоточный двигатель, — потому что в режиме ВРД это просто ПВРД и можно без проблем увеличить воздухозаборник на большой высоте.

 Кстати, почему две ступени?
 Массовое совершенство многоразовой ракеты хуже и ступенчатость должна быть больше. :)
ЦитироватьКеросин на первой ступени - чтобы в не-стартовом режиме разгонщик мог эксплуатироваться с обычных аэродромов. Поставить, кстати, на него 10 двигателей от Миг-25 - совершенно ни разу не проблема. Их даже удобнее компоновать, чем 2-4 особо мощных двигателей, и надежность выше. Опять же, удобнее при перегоночных полетах просто отключить 6 двигателей из 10, чтобы ресурс сэкономить. Да и объем хорошо экономится. И бак получется некриогенный - можно в крыло упрятать.
Если стартовая масса 300 тонн, то 10 двигателей МиГ-25 дадут в форсажном режиме тяговооруженность 0,5, а это мало, надо 20 двигателей. :)

 Вообще, есть "компромиссный вариант". ;)
 Взлетаем с тяговооруженностью 0,3 как у авиалайнеров, это 6 МиГ-овских двигателей, набираем высоту километров 10, затем на первой ступени включаем ЖРД и далее всё стандартно. :)
 6 двигателей МиГ-25 это всего 15 тонн. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

hcube

Ну да, примерно так и надо, только лучше все-таки 10 движков поставить ;-) Нам все-таки разгоняться надо, и довольно агрессивно - 0.3 маловато будет. 0.5 - я думаю, достаточно.
Звездной России - Быть!

Бродяга

ЦитироватьНу да, примерно так и надо, только лучше все-таки 10 движков поставить ;-) Нам все-таки разгоняться надо, и довольно агрессивно - 0.3 маловато будет. 0.5 - я думаю, достаточно.
А "фишка" этого компромиссного промежуточного подхода в том, чтобы особо не разгоняться, можно даже на сверхзвук не переходить. :)

 На самом деле при старте на ЖРД с высокой тяговооруженностью прямо с земли получается примерно "баш на баш" сравнительно с разгоном с помощью ТРДФ при низкой тяговооруженности.
 Но влезает тот фактор, что на ЖРД надо разгоняться быстро и максимальные скоростные напоры становятся ~8 тонн на квадратный метр, если не больше. :)

 Если же запускаем ЖРД на высоте километров 10, ситуация со скоростными напорами значительно благоприятнее, я думаю, Рутан именно по этой причине свой ЫЫЩ поднимал на 15 километров.

 "Промежуточный подход" это "воздушный старт без спецсамолёта". :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

RDA

ЦитироватьВообще, в основе убежденности АКСистов в необходимости АКС, лежит ложный посыл, что, якобы, основным препятствием в освоении космического пространства является, якобы, "дорогой доступ в космос", и стоит снизить эту стоимость, как все станет замечательно и все ломанутся в околоземное пространство.
Вы не правы. Так могли думать только во времена проектирования шаттла. Стоимость доставки – величина относительная и Imho на что, прежде всего, стоит обращать внимание – это объем грузопотока на орбиту. Если этот объем единицы – сотни тонн – то традиционные РН вне конкуренции. Если порядка десятка кт и выше – это ниша АКС. Если мегатонны – тогда может быть появится необходимость в "космических лифтах".

Поэтому необходимость создания АКС – это, прежде всего, вопрос обоснования задачи, требующей увеличения грузопотока на орбиту минимум на порядок. Нет обоснования – нет "необходимости" АКС.

sychbird

Ну вот задача возврата грузов с орбиты уже нарисовалась. И живых грузов экстренным порядком тоже налицо. И вертикально взлетающий АКС уже грузопотоком востребована. А по инерции и из опаски  непассионарные чиновники заказывают МНОГОРАЗОВУЮ КАПСУЛУ??? :roll:
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Bell

ЦитироватьНу вот задача возврата грузов с орбиты уже нарисовалась. И живых грузов экстренным порядком тоже налицо. И вертикально взлетающий АКС уже грузопотоком востребована. А по инерции и из опаски  непассионарные чиновники заказывают МНОГОРАЗОВУЮ КАПСУЛУ??? :roll:
Потому что многоразовая капсула дешевле и проще в разработке и эксплуатации. чем АКС. К тому же если вертикально взлетающее - в остальном будет одинаково. А капсула - еще и легче при прочих равных.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Дмитрий В.

ЦитироватьПо моему дело не столько в стоимости, сколько в возможности летать чаще. АКС с пилотируемым или автоматическим "минишатлом" в количестве 4-5 едениц способен летать чаще и заменить все "Союзы" и "Прогрессы" на десятилетия вперёд. А для увеличения полётов одноразовых КК и РН надо соответственно увеличивать их производство.

АКС не дает возможности летать чаще. Наприммер, завод Прогресс способен выпускать 60-70 РН "Союз" в год, примерно 15-20 Протонов способен осилить ЦиХ (остальные РН пока не считаем - Космосы и Циклоны помирают, а Старт-1 летает слишком редко). Итак, 75-90 пусков в год - полтора раза в неделю. Спокойно летали во времена СССР. Сейчас такая частота пусков никому не нужна. И зачем в данной ситуации АКС?
Еще нюанс. С увеличением частоты пусков, производство одноразовых РН становится все дешевле, а их надежность растет (накапливается статистика, устраняются причины отказов). Производство ритмично и стабильно. С АКС картина обратная. Если частота пусков обеспечивается увеличением кратности использования (а мы ведь продолжаем говорить о МНОГОРАЗОВЫХ АКС, не так ли? Хм, почему-то реальная АКС - Пегас - никого не воодушевляет, что собственно неудивительно - журавль в небе куда привлекательнее синицы в руках :lol: ), да, так вот, в этом случае, конструкция АКС усложняется, а значит растет стоимость производства, что усугубляется штучным производством (это ведь цель АКСистов - заменить поточное производство одноразовых РН на штучное  производство АКС). Если проблема частоты запусков решается путем увеличения серийного выпуска АКС, то и здесь эффекта не будет. В самом деле, увеличение производства с двух штук до четырех принципиальных изменений в себестоимость производства не внесет. Что касается надежности многоразовых систем (и в частности АКС), то как известно, в противоположность одноразовым РН, она с ростом числа полетов падает. А это означает прогрессивный рост затрат на поддержание надежности АКС в течение жизненного цикла.
Ну, и наконец, чем загрузить рабочиих, после того, как они выпустят серию АКС?
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

hcube

Вооопрос. А что будет, если те же аргументы применить к использованию... самолетов?
Звездной России - Быть!

ratte07

ЦитироватьВооопрос. А что будет, если те же аргументы применить к использованию... самолетов?

А с чем Вы предлагаете сравнить самолеты?
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

Бродяга

ЦитироватьАКС не дает возможности летать чаще. Наприммер, завод Прогресс способен выпускать 60-70 РН "Союз" в год, примерно 15-20 Протонов способен осилить ЦиХ (остальные РН пока не считаем - Космосы и Циклоны помирают, а Старт-1 летает слишком редко). Итак, 75-90 пусков в год - полтора раза в неделю. Спокойно летали во времена СССР. Сейчас такая частота пусков никому не нужна. И зачем в данной ситуации АКС?
Вы хотели сказать "завод Прогресс БЫЛ способен выпускать"? ;)
ЦитироватьЕще нюанс. С увеличением частоты пусков, производство одноразовых РН становится все дешевле, а их надежность растет (накапливается статистика, устраняются причины отказов). Производство ритмично и стабильно. С АКС картина обратная. Если частота пусков обеспечивается увеличением кратности использования (а мы ведь продолжаем говорить о МНОГОРАЗОВЫХ АКС, не так ли? Хм, почему-то реальная АКС - Пегас - никого не воодушевляет, что собственно неудивительно - журавль в небе куда привлекательнее синицы в руках :lol: ), да, так вот, в этом случае, конструкция АКС усложняется, а значит растет стоимость производства, что усугубляется штучным производством (это ведь цель АКСистов - заменить поточное производство одноразовых РН на штучное  производство АКС). Если проблема частоты запусков решается путем увеличения серийного выпуска АКС, то и здесь эффекта не будет. В самом деле, увеличение производства с двух штук до четырех принципиальных изменений в себестоимость производства не внесет. Что касается надежности многоразовых систем (и в частности АКС), то как известно, в противоположность одноразовым РН, она с ростом числа полетов падает. А это означает прогрессивный рост затрат на поддержание надежности АКС в течение жизненного цикла.
А вот в этом вы не правы, с ростом числа пусков надёжность АКС растёт точно так же, как растёт надёжность эксплуатации самолёта по мере накопления опыта его эксплуатации. :)
 Никто не доводит самолёт до того, что он разваливается от старости, если не считать случаев клинического жлобизма. :)

 Что касается одноразовых РН, то надёжность действительно растёт пока выбираются ошибки проектирования, а дальше она не меняется вообще.
 При этом надёжность всех одноразовых узлов или потенциально меньше или необходимо проводить испытания каждого узла, что не удешевляет конструкцию. :)
ЦитироватьНу, и наконец, чем загрузить рабочиих, после того, как они выпустят серию АКС?
Технической поддержкой летающих изделий. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

tktyf

ЦитироватьЕсли стартовая масса 300 тонн, то 10 двигателей МиГ-25 дадут в форсажном режиме тяговооруженность 0,5, а это мало, надо 20 двигателей. :)

 Вообще, есть "компромиссный вариант". ;)
 Взлетаем с тяговооруженностью 0,3 как у авиалайнеров, это 6 МиГ-овских двигателей, набираем высоту километров 10, затем на первой ступени включаем ЖРД и далее всё стандартно. :)
 6 двигателей МиГ-25 это всего 15 тонн. :)

Хм. Валькирия с шестёркой 14-ти тонников разгонялась до 3000 км/ч. с полётным весом 230-240 тонн.
Три... Два... Один... СТАРТ!!!

Бродяга

ЦитироватьХм. Валькирия с шестёркой 14-ти тонников разгонялась до 3000 км/ч. с полётным весом 230-240 тонн.
А сколько топлива тратила "Валькирия" на этот разгон и набор высоты перед этим разгоном? :)

 Наибольшее время полёта самолёта - в крейсерском режиме, когда он тратит минимальное количество топлива и тяга двигателей мала.

 Для первой ступени АКС режим совершенно другой, необходимо как можно быстрее достигнуть определённой высоты и совершить разгон для увеличения доли ПН всей системы.

 Кроме того, не забывайте про полезную нагрузку на внешней подвеске, вам необходимо будет куда-то девать "рыхлую" ПН с обтекателем, что аэродинамического качества не прибавит.
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

tktyf

ЦитироватьАКС не дает возможности летать чаще.
Вообще то это зависит от кол-ва самолётов-разгонщиков и отлаженной инфраструктуры межполётного обслуживания.

ЦитироватьНаприммер, завод Прогресс способен выпускать 60-70 РН "Союз" в год, примерно 15-20 Протонов способен осилить ЦиХ (остальные РН пока не считаем - Космосы и Циклоны помирают, а Старт-1 летает слишком редко). Итак, 75-90 пусков в год - полтора раза в неделю. Спокойно летали во времена СССР. Сейчас такая частота пусков никому не нужна.
Да десятки пусков в год, было. И для каждого пуска делали новую ракету. Будь у СССР в 80-х приличный АКС средней грузоподъёмности то половина этих ракет непонадобилось бы производить. Освободились бы производственные мощности и специалисты.
С ненужностью пусков можно поспорить. Вы говорите так будто у России нет проблем с численностью спутниковой групировки.

ЦитироватьИ зачем в данной ситуации АКС?
Сейчас для возможности развития. Снижения зависимости доступа в космос от постоянного производства ракетной техники. Я в целом придерживаюсь мнения что будущее средств выведения грузоподъёмности до 15-20 тонн принадлежит АКС, а вот для  бОльших грузов нужны РН.
ЦитироватьЕще нюанс. С увеличением частоты пусков, производство одноразовых РН становится все дешевле, а их надежность растет (накапливается статистика, устраняются причины отказов). Производство ритмично и стабильно. С АКС картина обратная. Если частота пусков обеспечивается увеличением кратности использования (а мы ведь продолжаем говорить о МНОГОРАЗОВЫХ АКС, не так ли? да, так вот, в этом случае, конструкция АКС усложняется, а значит растет стоимость производства, что усугубляется штучным производством (это ведь цель АКСистов - заменить поточное производство одноразовых РН на штучное  производство АКС). Если проблема частоты запусков решается путем увеличения серийного выпуска АКС, то и здесь эффекта не будет. В самом деле, увеличение производства с двух штук до четырех принципиальных изменений в себестоимость производства не внесет. Что касается надежности многоразовых систем (и в частности АКС), то как известно, в противоположность одноразовым РН, она с ростом числа полетов падает. А это означает прогрессивный рост затрат на поддержание надежности АКС в течение жизненного цикла.
На это уже ответили.
ЦитироватьНу, и наконец, чем загрузить рабочиих, после того, как они выпустят серию АКС?
Как чем? Другие самолёты строить.
Три... Два... Один... СТАРТ!!!

ratte07

Цитироватьпримерно 15-20 Протонов способен осилить ЦиХ

13, только 13. И никакие Афанасьевы не смогли добиться большего.
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

tktyf

Цитировать
ЦитироватьХм. Валькирия с шестёркой 14-ти тонников разгонялась до 3000 км/ч. с полётным весом 230-240 тонн.
А сколько топлива тратила "Валькирия" на этот разгон и набор высоты перед этим разгоном? :)

 Наибольшее время полёта самолёта - в крейсерском режиме, когда он тратит минимальное количество топлива и тяга двигателей мала.

 Для первой ступени АКС режим совершенно другой, необходимо как можно быстрее достигнуть определённой высоты и совершить разгон для увеличения доли ПН всей системы.

 Кроме того, не забывайте про полезную нагрузку на внешней подвеске, вам необходимо будет куда-то девать "рыхлую" ПН с обтекателем, что аэродинамического качества не прибавит.

Валькирия в испытательных полётах по пол-часа летала на 3000 км/ч. И не забывайте это было в конце 60-х годов. С тех пор и аэродинамические формы новые появились, и материалы, и технологии и т.д. и т.п.
Три... Два... Один... СТАРТ!!!

ratte07

ЦитироватьС тех пор и аэродинамические формы новые появились, и материалы, и технологии и т.д. и т.п.

Только воздух остался, как был.
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...