Двухступенчатый Протон

Автор javax, 16.11.2004 09:32:57

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьИ.Афанасьев, "35 лет РН Протон", "Новости космонавтики",
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

m-s Gelezniak

Цитировать
ЦитироватьРеально 8К82 вывела 3 спутника "Протон-1,2,3" массой по 12 тонн.

В остальном вы пишите чушь.

Сразу после первого пуска УР-500 вся советская пресса распространила заявления о запуске в СССР небывало мощной ракеты-носителя, названной "Протон". Сообщалось, что грузоподъемность РН существенно больше, чем у всех ранее созданных. Но это утверждение относилось только к советским носителям. В прессе указывалась масса научных станций "Протон" в 12.2 т (с учетом массы научной аппаратуры, установленной на последней ступени). Однако действительная масса ПГ двухступенчатого варианта этой ракеты составляла только 8.3-8.4 т, что всего на 22-24% больше, чем у "Союза" - самой мощной РН на базе Р-7, несмотря на то что масса УР-500 была больше на 75%. В этот же период проводились испытания американской РН "Saturn 1", имеющей несколько большую грузоподъемность.
 И.Афанасьев, "35 лет РН Протон", "Новости космонавтики",
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Bell

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьИ.Афанасьев, "35 лет РН Протон", "Новости космонавтики",
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Старый

ЦитироватьСразу после первого пуска УР-500 вся советская пресса распространила заявления о запуске в СССР небывало мощной ракеты-носителя, названной "Протон".
Вот только Протоном эту РН вся советская пресса начала называть гдето в 80-е гг.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Bell

А не после запуска спутников Протон?
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Штуцер

Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьИ.Афанасьев, "35 лет РН Протон", "Новости космонавтики",
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Bell

ЦитироватьА в НПОМаш кто-то занимался Протоном? :roll:
Эээ... ну вобще-то - все :roll:
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Штуцер

От ОКБ-52 могу назвать одну фамилию - Генеральный конструктор Челомей Владимир Николаевич. НПОМаш тогда вообще не было.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Bell

Ну "с 1993 по 2002" он уже был НПОМашем  :wink:
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Штуцер

В это время Протоном там не занимались однозначно.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Bell

ЦитироватьВ это время Протоном там не занимались однозначно.
Но люди-то еще были, которые занимались до этого.

Когда Дмитрий Воронцов читал проектную документацию Н1 организация, в которой он работал уже давно не занималась ею, однако ж...
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Штуцер

Цитировать
ЦитироватьВ это время Протоном там не занимались однозначно.
Но люди-то еще были, которые занимались до этого.
А вот люди конечно были, и, слава богу, сейчас есть. Только в ОКБ-23, нынешнем КБ Салют. В НПОМаш создателей Протона вряд ли можно встретить.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

Много раз уже говорил, что созданием Протона занимались в Филях, а не в Реутово. Другая сторона Москвы. :wink: Есть масса тому документальных подтверждений. Как впрочем и УР-100 и УР-200.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Дмитрий В.

ЦитироватьМного раз уже говорил, что созданием Протона занимались в Филях, а не в Реутово. Другая сторона Москвы. :wink: Есть масса тому документальных подтверждений. Как впрочем и УР-100 и УР-200.

В любом случае, в НПОМаш (ОКБ-52), как в головном подразделении, должна остаться документация. Кстати, почему в создании новой МБР принимает участие НПОМаш, а не КБ Салют? :wink:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Штуцер

Афанасьев в НК пишет:
ЦитироватьРассматривалось два варианта первой ступени: полиблочный и моноблочный.

Первый вариант (моноблок) подразумевал, что ступень будет состоять из двух последовательно соединенных транспортабельных блоков одного диаметра: верхнего (бак окислителя) и нижнего (бак горючего и двигательная установка). В монтажно-испытательном корпусе блоки стыкуются между собой; на них устанавливаются верхние ступени и полезный груз. Преимуществами такого варианта были относительно малая «сухая» масса ступени, простота ее сборки и прокладки топливных магистралей к двигательной установке. Проработку этого варианта вели проектанты филиала №1 (главный конструктор В.Н.Бугайский) под руководством ведущего конструктора М.К.Мишетьяна.
Второй вариант (полиблок) подразумевал, что ступень будет состоять из центрального блока-бака окислителя большого диаметра и нескольких навесных блоков-баков горючего малого диаметра. В монтажно-испытательном корпусе с помощью специального стапеля боковые блоки навешиваются на центральный; производится стыковка топливных магистралей, монтаж двигателей и установка верхних ступеней и полезного груза. Преимущества варианта: небольшая длина ступени в собранном состоянии и использование в качестве несущего элемента только центрального блока. Проработку варианта вели проектанты филиала №1 под руководством ведущего конструктора Э.Т.Радченко.

В январе 1962 г. была выбрана конструктивно-компоновочная схема первой ступени. По совокупности факторов, среди которых (помимо уже изложенных) были ограничения по ветровым нагрузкам и изгибающим моментам, победила полиблочная компоновка с оригинальным расположением баков-блоков, на которую главные разработчики — В.Н.Челомей, В.Н.Бугайский, В.А.Выродов, Г.Д.Дермичев, Н.И.Егоров, В.К.Карраск, Ю.П.Колесников, Я.Б.Нодельман, Э.Т.Радченко — получили авторское свидетельство №36616 от 26 июля 1966 г. В мае 1962 г. был выпущен аванпроект УР-500....
Разработка УР-500 начиналась под руководством главного ведущего конструктора темы П.А.Ивенсена. В 1962 г. на эту должность назначили Ю.Н.Труфанова. На проектном этапе непосредственное участие в определении технических параметров ракеты приняли Д.А.Полухин (впоследствии — главный ведущий темы), В.К.Карраск, Г.Д.Дермичев, В.А.Выродов, Э.Т.Радченко, Е.С.Кулага, Н.Н.Миркин, Ю.П.Колоснов, В.Ф.Гусев и А.Т.Тарасов.
Все фамилии, перечисленные Афанасьевым (кроме Челомея, естественно) - руководители и ведущие специалисты ОКБ-23. Н упомается НИ ОДИН представитель ОКБ-52.(почему бы?)
К сожалению, не могу точно сказать о Ю.П. Колесникове (Ю.П.Колоснов).
Вот что пишет один из создателей Протона, Виталий Андреевич Выродов:
ЦитироватьЯ, будучи в то время ведущим конструктором по проекту, принимал непосредственное участие в этих работах. Как уже отмечалось, руководств" ми работами осуществлял Генеральный конструктор В.Н.Челомей. Это сложный человек, но вместе с тем очень яркий, увлеченный, эмоциональный, и, конечно же, высокоодаренный. Он умел гореть в работе, и это горение передавалось нам. На совещаниях он мог часами с большим увлечением говорить о своих взглядах на изделие в общих фразах, не навязывая решений. Он как бы ставил своей задачей разбудить в нас струны нашего творчества. На новые оригинальные решения у него было поразительное чутье и мгновенная  реакция.
     Вспоминается совещание, на котором была отобрана компоновочная система изделия. К концу 1961 г. проектным отделом было выработано несколько альтернативных вариантов, нужно было принимать "генеральское" решение. И в это время Москву захватила первая эпидемия массового гриппа, и руководство в лице В.Н.Бугайского и В.Н. Челомея заболело. Мы находились в  напряженном ожидании и готовились к встрече. И не зря, так как В.Н.Челомей едва оправившись от гриппа, сразу явился к нам на фирму и собрал совещание.  Это произошло 16 января 1962 г.. Мельком взглянув на развешенные плакаты с предлагаемыми вариантами, он в раздражении стал "аки зверь" расхаживать по кабинету, укоряя нас за то, что мы, мол, утратили представленную нам самим случаем возможность плодотворно поработать, что мы подводим  и его, и ему вот не с чем выходить наверх, и, вообще, все мы "спим в оглоблях" и так далее. Поприветствовав нас таким образом, он спросил, кто будет докладывать.
     Докладывать предстояло начальнику проектного отдела Г.Д.Дермичеву, его доклад касался выбора компоновочной схемы ракеты УР-500.
     В свойственной ему манере, спокойным и уважительным голосом, Г.Д.Дермичев стал докладывать. Еще не остыв, в большом нетерпении Владимир Николаевич прерывает доклад и с новой силой в раздражении заявляет в то, что мы не справились с работой.
     Неожиданно для себя я вскочил и, обращаясь к Владимиру Николаевичу попросил его выслушать мое дополнение к докладу. С удивлением взглянув на меня, он кивнул.
     Я несколько эмоционально стал убеждать ею, что в представленных схемах как раз есть тот вариант, который можно положить в основу дальнейших разработок.
     В докладе я обратил внимание на два основных вопроса: вопрос динамики и вопрос транспортировки изделия. Характеристики по динамике изделия жидкие и упругие частоты - должны быть достаточно разнесены, чтобы гарантировать создание простого и надежного автомата стабилизации полетом изделия,   который мог бы работать безо всяких поднастроек и допускать эксплуата­цию головных частей любого назначения.  Для иллюстрации влияния на частоту первого тона упругих колебаний силовой конструкции изделия ее жесткости и длины, я привел формулу поперечных колебаний консольной балки с равномерной нагрузкой, которая позволила наглядно провести необходимые оценки. Далее сказал, что, если не огра­ничиваться вопросами транспортировки, наиболее приемлем, был бы ступенчатый вариант ракеты с диаметром первой ступени 5,5 м, чем достигается и большая жесткость, и гарантируется сравнительно небольшая высота изделия.
     Но достаточно близко к этим условиям подходит вариант ракеты с пакетной первой ступенью (подвесными блоками горючего и центральным силовым баком окислителя). При этом мы вписываемся в допустимый для транспорти­ровки по железной дороге диаметр, равный 4,1 м.  В такой схеме подвесные баки не завязываются в общую силовую схему,  как это были вынуждены сделать разработчики "Сатурна-1 ", они несут только сами себя.
     Кроме того, эта схема позволяет конструктивно просто решить вопросы сборки и разборки изделия.
     Владимир Николаевич внимательно следил за ходом сообщения, изредка задавал вопросы, а когда я кончил, он встал и, назидательно подняв палец, неожиданно для нас, заявил: "Считайте меня Вашим соавтором!".  29 апреля 1962 г. было подписано постановление правительства на разра­ботку трехступенчатой ракеты-носителя тяжелого класса УР-500. Был опреде­лен и срок выхода на летно-конструкторские испытания в 1965 г
Из этого следует, что основополагающие решения и совещания по Протону Челомей проводил в Филях. Вряд ли в Реутово есть какие-то уникальные документы по Протону.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Дмитрий В.

ЦитироватьИз этого следует, что основополагающие решения и совещания по Протону Челомей проводил в Филях. Вряд ли в Реутово есть какие-то уникальные документы по Протону.

Кто бы спорил, что 8К82 делали в Филях. Но весь комплект проектной документации должен был передаваться на головную фирму.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Штуцер

ЦитироватьКто бы спорил, что 8К82 делали в Филях. Но весь комплект проектной документации должен был передаваться на головную фирму.
Возможно и так, но в принципе зачем? Для каких подразделений? Разве что лично для Челомея. Более логично, что таковая документация передавалась в МАП, в соответствующий главк, курирующий эту тему. И уж тем более в Реутово нету ветеранов, которые могли бы рассказать , как создавался Протон.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьКто бы спорил, что 8К82 делали в Филях. Но весь комплект проектной документации должен был передаваться на головную фирму.
Возможно и так, но в принципе зачем? Для каких подразделений? Разве что лично для Челомея. Более логично, что таковая документация передавалась в МАП, в соответствующий главк, курирующий эту тему. И уж тем более в Реутово нету ветеранов, которые могли бы рассказать , как создавался Протон.

Не знаю очно, зачем, но видимо, был определенный порядок хранения документации. Мы например, все проектные документы нашего филиала, сдавали не только в свой архив, но и в обязательном порядке - в ГКБ.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

Кстати, почему-то вопросами продления сроков эксплуатации УР-100НУТТХ занимается именно ВПК НПОМаш:
http://www.npomash.ru/activities/ru/rocket2.htm

А вообще, тема участия непосредственно ОКБ-52 (Реутов) в проектировании "Протона" далеко не раскрыта, хотя и очень интересна.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Штуцер

ЦитироватьКстати, почему-то вопросами продления сроков эксплуатации УР-100НУТТХ занимается именно ВПК НПОМаш:
http://www.npomash.ru/activities/ru/rocket2.htm
Возможно, что поэтому:
Е.С. Кулуга
ЦитироватьДля фирмы Челомея предписывалось построить экспериментальную базу в Фаусто­во под Москвой и там же две экспериментальные шахты для опытного хранения двух ракет. Одну хранить в естественных условиях, а другую по ускоренно­му режиму при температуре 50 градусов.
В составе ГКНПЦ базы в Фаустово нет, хотя приходилось туда ездить в местные командировки от КБ Салют в середине 80-х.
В воспоминаниях Кулаги говорится, что база в Фаустово входила в состав ОКБ-23.
ЦитироватьНа создание экспериментальной базы в Фаустово и ракетного комплекса в Байконуре отдел разработал и выдал необходимые  технические задания. Про­ектирование фаустовской базы велось под курированием Виктора. Затем, когда началось ее строительство, был создан специальный отдел в Фаустово, как ст­руктурное подразделение ОКБ. Он очень быстро вырос по своему составу до нес­кольких сот человек. Эти две базы сыграли очень большую роль в работах по обеспечению длительного хранения ракеты      УР-100.
Кстати, там же о ведущих разработчиках УР-100:
ЦитироватьОригинальность и новизна созданной ракеты в Филях заслуживает того, что­бы сказать хотя бы краткое доброе слово в адрес ее основных разработчиков. Все они получили заслуженные награды и хорошо известны в ракетно-космичес­ких кругах. Всех, конечно, перечислить невозможно, но основных из них нуж­но привести.

Проект разрабатывался Карраском и Дермичевым. Главным конструктором был назначен Дьяченко, а ведущим конструктором Орочко, его заместителем Хазано­вич. Рабочие компоновки разрабатывались под руководством Обрезкова. Топлив­ная система и двигательные установки разрабатывались под руководством Полу­хина, Миркина и Наумова. Аэродинамические расчеты велись под руководством Домбровского и Комарова. Каркасными работами руководили Нодельман, Попов, Мурашов, Холмогоров, Рейтер. Расчеты на прочность выполнялись под руковод­ством Чернякова. Разработка механизмов и разъемов велась под руководством Юшкевича и Кошелева.
Работы и испытания на полигоне в Байконуре обеспечивали Невернов, Каза­ков, Шехоян. Испытательный отдел длительного хранения в Фаустово вначале возглавлял Шпанько, а затем Восканьянц. Опытное производство по изготовлению первых ракет возглавлял Рыбко. Разработка техпроцессов ее изготовления про­водилась под руководством главного технолога Заславского, главного металлур­га Мусатова и начальника отдела неметаллов Руденко.
Непосредственное руководство перестройкой завода на производство ракетной техники, его строительной реконструкцией и возведением новых производственных корпусов осуществляли директор завода М. Рыжих и главный инженер П. Волков. Техническое руководство реконструкцией и разработку технических условий на капитальное строительство осуществлял главный технолог С. Перевозчиков. Активно участвовали в перевооружении и перестройке завода, в организации подготовки производства по своим направлениям: П. Шлоков — заместитель директора по производству; В. Бельчиков — заместитель директора по материальному снабжению; М. Левин, Ю. Броф-ман, П. Котик — начальники соотвествующих производств; А. Гамалеев — главный диспетчер; М. Парфенов, А. Тимм, А. Гукасян, В. Корженевский — заместители главного технолога; К. Са-пелкин — начальник отдела неметаллов; А. Буров — главный металлург; В. Озерецковский  — главный сварщик и его заместитель А. Сабанцев; Л. Петров — начальник отдела механизации; К. Флоровский — начальник отдела обеспечения герметичности.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!