Где взять жидкий водород для ракет?

Автор Прасковья Иванова, 13.04.2010 10:54:27

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

ЦитироватьНа стадии разработки находится ветро-водородная станция (система бесперебойного питания и производства водорода и кислорода для личного пользования и промышленности).[/size]
http://www.src-vertical.com/production/hydrogen/
ООО «ГРЦ-Вертикаль» в кооперации с рядом российских и зарубежных партнеров  начало разработку проекта по созданию комплексов интегрированных энергосистем на базе ветро-водородных установок двух типов: малые (персональные) установки с мощностью 1...50 кВт и большие (промышленные) мощностью 200 кВт и более.

Система предназначена для  высокоэффективного производства водорода (и кислорода) с дальнейшей поставкой их потребителю в виде:
- газов, сжатых в баллонах или аккумулированных в специальных накопителях,
- электрической энергии, полученной в генераторах тока (топливных элементах, двигателях внутреннего сгорания) за счет использования этих газов.

ПРИНЦИП РАБОТЫ ВЕТРО-ВОДОРОДНОЙ СТАНЦИИ С БЕСПЕРЕБОЙНЫМ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕМ

При наличии ветра ветроэнергетическая установка вырабатывает электроэнергию в виде постоянного тока с напряжением 48В, которая, поступая через инвертор (преобразователь постоянного напряжения 48В в переменное 220В), используется потребителем для своих нужд. Одновременно электроэнергия используется для питания электролизера, который расщепляет воду на водород и кислород, которые запасаются в соответствующих емкостях.


ЦитироватьВ безветренную погоду система электронного управления бесперебойным питанием дает команду cистеме хранения водорода о переходе в режим работы на газе, после чего водород подается на топливные элементы, которые вырабатывают электроэнергию в виде тока с постоянным напряжением 48В, поступающего на инвертор.

В последние годы ООО "ГРЦ-Вертикаль" приобрело опыт разработкии производства ветроэнергетических установок, лабораторных образцов генераторов водорода, проектирования ракет-носителей на криогенных жидких компонентах ракетного топлива, разработки и эксплуатации титановых баллонов для хранения водорода и многое другое.

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВОДОРОДНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Перспективные методы получения водорода в объемах, приемлемых для нужд промышленности, находятся на стадии опытных разработок и лабораторных исследований.

В настоящее время создан ряд демонстрационных установок, реализующих новые высокоэффективные технологии получения и использования водорода из метана, природных серосодержащих газов с помощью плазменно-мембранной технологии. При этом исключаются катализаторы и традиционные жидкостные системы газораспределения.

Для высокоэффективных электролизеров на основе катионопроводящей мембраны МФ-4СК в настоящее время завершен цикл НИОКР (научно-исследовательских и опытно конструкторских работ) и создано производство электролизеров (агрегатов для расщепления воды на водород и кислород) с улучшенными показателями на базе российской технологии. Типоразмерный ряд доведен до производительности водорода 20 м3/час и необходим завершающий этап по созданию электролизера с производительностью 100 м3/час. Уровень лучших зарубежных разработок составляет 50 м3/час на базе  мембраны "Nafion".

На базе той же отечественной мембраны в России созданы  электрохимические генераторы 10-20 кВт, использующие водородно-воздушную смесь и имеющие КПД до 75%. При этом системы эмитируют только чистую воду, токсичные компоненты выброса отсутствуют полностью.

Основные НИОКР по топливным элементам проводятся в направлении создания топливных элементов двух типов: с твердополимерным электролитом (PEM FC) и высокотемпературных с твердоокисным  электролитом (SOFC) .

Высокотемпературные  топливные элементы с расплавнокарбонатным электролитом (MCFC) продолжают изучаться в рамках программ фундаментальных исследований.

Твердополимерные элементы по их техническому уровню находятся на пороге коммерциализации. Однако, их высокая стоимость (энергоустановка ~104 долл/кВт) в значительной степени сдерживает этот процесс. Многие компании прогнозируют снижение стоимости энергоустановок с PEM FC на порядок и более при их массовом производстве.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДОРОДА

Водород в виде сжатого газа может использоваться для следующих нужд:
- хранение в емкостях для использования в виде топлива в безветренную погоду
- топливо для автомобилей с водородным двигателем
- производственно-технические нужды

Использование водорода  привлекательно тем, что водород является не просто «топливом», а по сути  это рабочее тело теплового насоса, с помощью которого внутренняя энергия среды может быть использована как для бытовых нужд, так и для получения электрической энергии в количестве много больше той, которая была затрачена на получение водорода при электролизе.

Нерешенной проблемой до сегодняшнего дня  остаётся неэкономичность промышленного производства водорода. Поэтому необходимо подходить к процессу электролиза и последующему сжигание полученного водорода и кислорода, как к единому замкнутому термодинамическому циклу теплового насоса и на этом пути найти способ удешевления водорода.

Теоретические и экспериментальные результаты исследований показывают, что наиболее вероятным источником дешевого водорода, получаемого из воды , может стать её плазменный электролиз.

ЦЕЛИ РАЗРАБОТКИ ВЕТРО-ВОДОРОДНОЙ УСТАНОВКИ

Предполагается достижение следующих целей:
- создание эффективной ветро-водородной установки (ВВУ) на базе  ветроэнергетических установок ВЭУ-3, ВЭУ-5 и ВЭУ-30, с получением водорода не менее 0.3 м3 на 1 кВт-час,
- разработка и внедрение технологии хранения, транспортировки и использования водорода в быту и промышленности.

Учитывая современное состояние водородных технологий, ВВУ предназначается для получения и  накопления газов (водорода, кислорода), заправки ими баллонов для локального использования, заправки транспортировочных емкостей с целью вывоза, и заправки баллонов личного автотранспорта и других машин и агрегатов.

При отработке этого  варианта установки, ставя задачей, в конечном итоге, коммерческую реализацию комплекса интегрированных энергосистем на базе ветро-водородных установок, и  учитывая наличие на рынке широкого спектра технологий и преобразователей электрической энергии в химическую и обратно, в кратчайшие сроки будут определены  пути и меры по обеспечению разумной стоимости, удобства обслуживания, высокой надежности, безопасности и достаточного ресурса.

Схема построения системы будет предусматривать в зависимости от рыночного спроса возможность регулирования соотношения вырабатываемых энергоносителей (водорода, кислорода, электроэнергии).

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РАЗРАБОТКИ

Система включает в себя ветроэнергетическую установку, электролизер, стабилизатор постоянного напряжения, блок коммутации и управления электролизерами, блок подготовки воды, компрессоры, баллоны для хранения сжатых газов, металлогидридные накопители.

Базовый вариант системы на основе ВЭУ представлен на схеме:

Возможно дальнейшее развитие варианта с целью получения электрической энергии, например, с помощью электрохимических генераторов тока.

Выходное напряжение генератора ВЭУ, являющееся функцией скорости ветра по частоте и амплитуде, через простейший стабилизатор постоянного напряжения подается на вход электролизера, в качестве которого преимущественно предлагается использовать электролизеры нового поколения с КПД не хуже 85% с обеспечением высокой чистоты газов.

Электролизеры нового поколения обеспечивают по сравнению с традиционными получение водорода более высокой чистоты с удельными энергозатратами в 1,5 раза меньшими.

В процессе выполнения проекта будет выбран типоразмер электролизера, который должен быть мембранного класса с твердополимерным электролитом и обеспечить получение водорода не менее 0.3 м3/час на 1 кВт мощности ВЭУ.  Электролизер должен обеспечить возможность производства сжатых газов (до давления не менее 3 МПа). Рассматриваются варианты и возможность использования других классов электролизеров: плазмохимического; на основе ячейки Мейера, с подачей на нее импульсного напряжения; так называемого гравитационного;  на основе известных физических опытов  Толмена  и Стюарта и др.

Основная цель анализа возможного применения широкой гаммы электролизеров – выбор наиболее оптимального по стоимости и производительности генератора водорода.

Блок управления обеспечит согласование мощности, вырабатываемой ВЭУ с мощностью, потребляемой электролизером (электролизерами) и др. потребителями энергии в системе.

Образующиеся в электролизере газы (водород и кислород), очищенные от примесей, осушенные, будут подаваться в приемные устройства, конструктивное исполнение которых, их типоразмеры будут определены в зависимости от способа (вида) их дальнейшего использования. Будут применены новые технологии хранения газов.
В частности, предлагается в рамках настоящего проекта произвести разработку и изготовление опытных образцов титановых баллонов высокого давления с высоким массовым совершенством при обеспечении необходимой прочности за счет обмотки баллонов высокопрочным волокном на основе органо или углепластиков. Будут опробованы металлогидридные системы, изучена возможность практического использования систем хранения водорода в наноструктурах  (фуллеренах и нанотрубках).

В дальнейшем систему целесообразно дополнить устройствами, преобразующими химическую энергию газов, выработанных электролизерами, в электрическую энергию с требуемым напряжением  и частотой по желанию потребителей. В качестве преобразователей могут быть использованы электрохимические генераторы (ЭХГ), газотурбинные установки, установки с реализацией цикла Стирлинга.

На основе представленной базовой схемы рассматриваются различные варианты исполнения, предусматривающие:
- оптимальное сочетание применяемых агрегатов и устройств;
- использование ВЭУ с различным уровнем электрической мощности;
- оптимизацию построения системы в зависимости от количества и соотношения потребления вырабатываемых энергоносителей (Н2, О2, электроэнергия).

Данная система  интегрированных энерго-модулей на базе ветро-водородных установок, используя принцип накопления достаточного количества газов О2 и Н2 в аккумуляторах и обеспечения работы преобразователей, например, ЭХГ, любой требуемой мощности, позволит получить уровень выходной мощности, значительно превышающий первичную мощность ВЭУ.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать$200 млн на прототип космической заправки[/size]
    12 мая 2011 20:43:41
http://www.infuture.ru/article/4346

По пути к Марсу скоро можно будет заправить свои топливные баки доверху. NASA объявило о наборе идей стоимостью до $200 млн, демонстрирующих, как можно хранить и передавать ракетное топливо в космосе.

Идея космической заправочной станции буквально витает в воздухе — канадская компания уже планирует запустить летающую газовую станцию в 2015 году. Но последнее предложение NASA — это первый шаг на пути к поддержке будущих пилотируемых и автоматических полётов в дальние края вроде Луны или Марса, а не простую заправку орбитальных спутников. NASA собирается работать в первую очередь с жидкими кислородом и водородом, которые работали топливом для шаттлов и некоторых коммерческих ракет. А для этого нужно, чтобы кислород не испарялся, или хотя бы чтобы почти не испарялся водород.

 Чтобы представить, насколько это непростая задача, достаточно сказать, что жидкий водород должен храниться всего при 20° по Кельвину (-253° по Цельсию). Топливо должно быть защищено от внешних источников тепла, таких, как Солнце или выхлоп ракетных двигателей, которые могли бы привести к расширению газа и взрыву цистерны. Любой желающий также должен продемонстрировать NASA, как можно переправить топливо на земной орбите в условиях микрогравитации.
NASA тем не менее заявило, что готово рассматривать проекты стоимостью до $300 млн, но если у предложенного проекта будут большие преимущества. Аналогично, проекты дешевле $200 млн также рассматриваются, если они соответствуют условиям.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Dmitri

АниКей "На стадии разработки находится ветро-водородная станция  для личного пользования и промышленности).

B Islandii Vodopod virabativut ot tepla vylkanov.
Ha vodorode davno ezdat vce avtobyci v Reikavike.
A odna vetroystanovka dostigaet moshnosti 5 Megavatt v Canade.

Canadckaya companiya, kotopaya proektipyet zapravky v kocmoce: MDA
(MacDonald, Dettwiler and Associates Ltd).
http://www.mdacorporation.com/corporate/about_us/
Prove all things

pkl

Найден недорогой катализатор синтеза водорода:
http://www.membrana.ru/particle/16035
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Nikola

Байда эти ветро-водородные. Деньги европе некуда девать, вот и проектируют. Кстати непонятно что там вообще нового спроектировано это старье из 60-х.
Катализатор только увеличивает скорость процеса, а расход энергии остается прежний. А электролиз уж больно много жрет электричества.

Хомяк

Кто нибудь может сказать из добываемого водорода дейтерий как-нибудь отделяют и накапливают хотябы впрок?
Белка, Белка, я Хомяк!

Nikola

Раньше такие установки на приднепровском химическом были. Такие здоровенные криогенные колонны. Только дело это до неприличия капиталоемкое и затратное.

Дем

ЦитироватьГлавный недостаток – огромные выбросы парникового углекислого газа.
А никто не задумывался, что оксид водорода - не менее жуткий парниковый газ?
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

hecata

ЦитироватьКто нибудь может сказать из добываемого водорода дейтерий как-нибудь отделяют и накапливают хотябы впрок?

Это промышленный продукт со своими областями применения и стоимостью, зачем его "накапливать впрок"?  Кстати его добычу обычно начинают с отходов цехов водного электролиза - там концентрация дейтерия в воде может быть в 10-100 раз выше, чем в природе.

В процессе добычи водорода дейтерий никуда не девается, так и вместе с водородом по всему циклу путешествует.

АниКей

ЦитироватьРазработка БПЛА с энергетическими установками на основе водородных топливных элементов нуждается в госфинансировании[/size]

http://www.aviaport.ru/news/2011/06/06/216763.html
Выполненные полеты первых отечественных экспериментальных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), разработанных в ЦИАМ, с энергетическими установками на основе водородных топливных элементов внушают надежду на создание принципиально новых силовых установок для перспективных летательных аппаратов, при условии государственной поддержки. Однако до сих пор, по словам ведущего инженера ФГУП "ЦИАМ" Павла Рябова никакой поддержки новое направление обеспечения электродвигателей энергией не получило.

В ЦИАМ разработаны два типа БПЛА с питаем электродвигателей силовой установки от топливных элементов - ЦИАМ-80 и ЦИАМ-80-2. Первый полет ЦИАМ-80 совершил 4 ноября 2010 года, ЦИАМ-80-2 - 27 ноября 2010 года. ЦИАМ-80 - первый в отечественной истории БПЛА бортовые потребности в энергии которого обеспечивалась батареей топливных элементов - электрохимическим генератором электрической энергии. В качестве топлива использовался сжатый водород, в качестве окислителя - кислород воздуха. ЦИАМ-80 и ЦИАМ-80-2 являются исследовательскими аппаратами, демонстраторами новых и перспективных технологий и не рассчитаны на практическое применение.

П.Рябов подчеркнул, что топливные элементы обеспечивают БПЛА характеристики сходные с аппаратами с электродвигателями, работающими от аккумуляторов.

На обоих беспилотниках ЦИАМ-80 и ЦИАМ-80-2 применен топливный элемент AeroРak мощностью до 250 Вт. Тип топливного элемента с протонообменной мембранной (по другим данным - использована батарея твердополимерных топливных элементов производства сингапурской фирмы Horizon). Выходные параметры 24В/8,5В. Длительная выходная мощность 200 Вт. Пиковая мощность - 600 Вт в течение 4,5 минут. Выходное напряжение - 20-32 В. Ресурс 500 часов. Размеры топливных элементов, мм 106х120х115. Охлаждение - воздушное, встроенный вентилятор. Время запуска - менее 10 секунд.

Беспилотник ЦИАМ-80 имеет при длине 1,184 м и размахе крыла 1,700 м взлетную (стартовую) массу 2,6 кг. Скорость его полета составляет до 60 км/ч, а продолжительность полета - до 5 часов. Воздушный винт - тянущий диаметром 300 мм. Управление дистанционное по радиоканалу.

По словам П.Рябова, беспилотник ЦИАМ-80-2 существенно больше, чем ЦИАМ-80. Несколько изменена и его концепция силовой установки по сравнению с ЦИАМ-80. На ЦИАМ-80-2 или "большом" беспилотнике силовая установка установлена обычного типа - электродвигатель с питанием от мощных литиево-полимерных батарей. Топливные элементы на этой машине применены для питания двигателя в качестве вспомогательной силовой установки (ВСУ). Топливные элементы обеспечивают энергией приводы элеронов, рулей высоты и направления, управление шасси, осуществляют подзарядку аккумулятора маршевой силовой установки и питание системы дистанционного управления, видеокамеры и системы передачи видеоизображения.

По его данным, БПЛА ЦИАМ-80-2 оборудован баком объемом 1,1 л, рассчитанным на хранение водорода с давлением 300 атм., окислителем является содержащийся в воздухе кислород. Этот БПЛА имеет расчетную продолжительность полета порядка 5-6 часов.....
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Завершился кругосветный пробег водородных "Мерседесов"
http://motor.ru/news/2011/06/03/mercedes/
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

SpaceR

Ребяты, ну давайте всё же придерживаться темы.
Не всё, что касается водорода, годится в космонавтику. И так кучу лишнего накидали.

Дем

Вопрос такой - а обязательно в космосе иметь водород в жидком виде?
Вот вытащили мы его на орбиту - а потом пускай себе испаряется. Сделать боооольой надувной бак.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

pkl

Всё равно лопнет.

В космосе водород лучше хранить в виде воды. И производить по потребности на орбитальной станции с использованием солнечной энергии.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

m-s Gelezniak

ЦитироватьВопрос такой - а обязательно в космосе иметь водород в жидком виде?
Вот вытащили мы его на орбиту - а потом пускай себе испаряется. Сделать боооольой надувной бак.
Будет весело после первого попадания. :lol:
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

АниКей

Цитироватьhttp://www.amur.info/news/2011/07/29/6.html
29 июля 2011, 10:42
Космодром Восточный: планов громадьё[/size]
.....В числе прочего для космодрома построят второй в России водородный завод, стартовые площадки, комплекс для хранения спецтоплива. ....
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьБ.Алиханов: Узбекистан перейдет на водородную энергетику[/size]
21:04 27.07.2011

...
...
За последние 20 лет производство водорода в мире значительно возросло и уже к 2002-2004 годам достигло 80 миллионов тонн в год. По прогнозам, к 2012 году произойдет дальнейший рост его производства, обеспечивающий развитие химической промышленности до 90-95 миллионов ежегодно, а по некоторым оценкам - до 100 миллионов тонн.
Существуют два основных промышленных метода его получения. Один из них - экологически чистый, основан на электролизе или электрохимическом разложении воды либо водяного пара. В этом случае первичным источником энергии является генератор электрического тока. Преимущество электролизного водорода в том, что методы его дополнительной очистки экономичны и просты в технологическом отношении. Именно поэтому электролизный водород используется для получения чистого и высокочистого водорода.
Вместе с тем самым перспективным и с точки зрения экологии и экономики будет получение водорода электролизом воды, то есть ее разложением под воздействием электрического тока. Одним из препятствий для широкомасштабного использования электролитического метода до сегодняшнего дня являлось большое потребление электрического тока. Но применение возобновляемых и экологически чистых методов получения электрической энергии, которая будет использоваться для электролиза воды, - это действительно экологически чистая комплексная технология.
Если мы перейдем на водородную энергетику, то некоторые вредные выбросы значительно снизятся, а некоторых (SO2 и твердых частиц) вообще не будет.
Следует отметить, что в общем объеме производства водорода удельный вес электрохимических методов до сих пор не превышает 2-4 процентов, хотя в некоторых странах, например, в Канаде, Норвегии, США он существенно выше. Перспектива развития этих методов во многом зависит от наличия дешевой электроэнергии. В качестве универсального источника дешевой электроэнергии рассматривались до сих пор только АЭС и ГЭС.
Однако благодаря развитию науки в настоящее время в этой роли утверждаются возобновляемые источники энергии - в основном, солнечная энергетика. Дополнительные возможности снижения стоимости электролизного водорода связаны с совершенствованием методов электролиза воды (водяного пара).
Задачи ученых и специалистов в развитии водородной энергетики состоят в поиске новых перспективных материалов, исследованиях по эффективному применению экологически чистых технологий, направленных на получение водорода электролитическим способом с применением возобновляемых источников энергии.
Для развития в республике водородной энергетики приоритетными являются разработка технологии по производству водорода электролизом воды с применением для этого энергии солнца, разработка комплексов по его производству, хранению и транспортировке, создание высокоэффективных экологически чистых энергетических установок и электрохимических генераторов на основе топливных элементов.
Исследования, проведенные в республике с учетом имеющихся местных условий, показывают, что водород остается практически единственным экологически чистым топливом для автомобильного транспорта, а в более широком плане - и для любых объектов энергетики будущего. В рамках программы Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы в течение последних лет ведутся работы по созданию опытной пилотной установки по получению водорода экологически чистым путем. В ней для разложения молекулы воды применяется электрическая энергия, выработанная с помощью фотопреобразователей. Уже достигнуты обнадеживающие результаты на жизнеспособность выбранной технологии, поскольку себестоимость электрической энергии, выработанной фотоэлементами, практически та же, что и полученной по традиционной технологии. Наблюдается тенденция дальнейшего снижения себестоимости электрической энергии, выработанной фотоэлементами.
На сегодняшний день в нашей стране в лабораторных условиях разработана перспективная технологическая схема и комплексная установка, где ведутся экспериментальные работы по получению водорода. Установка состоит из нескольких отдельных самостоятельных технологических узлов, в частности, фотопреобразователя, электролиза воды и других. Основной акцент при ведении экспериментальных работ обращен на процесс электролиза. Полученный водород после осушки и очистки анализировался на степень чистоты, и было установлено, что достигнут практически чистый водород, положительно отличающийся от полученного другими методами.
Актуальность выбранного направления в масштабах республики заключается в разработке новых технологий производства водорода из воды с использованием солнечной энергии. Известно, что в Узбекистане более 300 солнечных дней в году. Применение выдвигаемой технологии будет успешно служить получению экологически чистым путем электрического тока фотопреобразователями. Кроме того, следует еще раз отметить, что наша республика расположена в аридной зоне средней полосы земного шара, что вызывает необходимость широкого применения водорода, получение которого основывается на криогенной технологии.
Применение водорода в криогенной технологии даст новый толчок развитию промышленности нашей страны. Получение криогенного водорода в республике предоставит уникальную возможность совершенствования и внедрения энергосберегающих технологий в промышленности, получения современных фотопреобразующих сплавов, новых химических термостойких материалов, производства химических удобрений взамен действующих в настоящее время с применением энергоемких технологий.
... Повторяя мнение известных специалистов замечу: широкое применение водорода в энергетике предоставит человечеству уникальный шанс жить в мире, избавленном от экологических и социальных катастроф.

Автор: Борий АЛИХАНОВ, председатель исполнительного комитета Центрального кенгаша Экодвижения Узбекистана.

Источник - 12.uz
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1311786240
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьРосбалт, 09/08/2011, 14:24 http://www.rosbalt.ru/style/2011/08/09/877502.html
NASA пытается решить вопрос хранения топлива в космосе[/size]

ВАШИНГТОН, 9 августа. Американское космическое агентство (NASA) заключило контракт с 4 компаниями, которые должны изучить вопросы о возможности хранения и перемещения топлива прямо в космосе. Эти вопросы необходимо решить для того, чтобы создать в космосе заправочные станции, на которых космические корабли могли бы пополнять запас топлива, передает "Вокруг света".

Для заправки космических кораблей используются жидкий кислрод и водород. Обе эти субстанции нужно хранить при низкой температуре, иначе они превратятся в газы.


Космические заправочные станции могут пригодиться при реализации программы полета человека к астероидам, запланированной на 2025 год и для полета на Марс, запланированного на 30-е гг. В NASA также не исключают, что в более далеком будущем заправочные станции будут восстребованы во время колонизации человеком других планет.

На разработку космических заправочных станций выделено $2,5 млн. Перед всеми 4 компаниями поставлены одинаковые задачи и NASA надеется, что они найдут разные пути для решения одной и той же проблемы. Все они должны найти недоработки в существующей программе по разработке космических заправочных станций и указать на пути их решения.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать18.11.2011, 10:21:52 http://rnd.cnews.ru/natur_science/news/top/index_science.shtml?2011/11/18/465141
В немецкой лаборатории получен металлический водород[/size]

Немецкие физики объявили, что им удалось получить металлический водород.

Михаил Еремец и Иван Троян из Химического института Макса Планка в Майнце, по их словам, смогли создать в лабораторных условиях металлический водород. Для специалистов в физике твердого тела и физике высоких энергий такое сообщение – настоящий шок.

Металлический водород пытаются получить с того момента, как его удалось предсказать в 1935-м году, но до сих пор все попытки сделать это кончались провалом. Считается, что это можно сделать только при очень высоких давлениях, как, например, в коре Юпитера.

Тем не менее, сам по себе металлический водород - очень соблазнительная цель, настоящая чаша Грааля для физики твердого тела и физики высоких давлений. Металлический водород – любимое детище теоретиков. В каком-то смысле это графен в кубе, поскольку обладает массой совершенно уникальных свойств, главное из которых – сверхпроводимость при комнатной температуре. Если когда-нибудь удастся не только получить его, но и добиться от него стабильного состояния при нормальных условиях, да еще сделать его производство недорогим (что представляется фантастикой, причем даже не научной), с его помощью можно будет передавать электроэнергию на большие расстояния и без всяких потерь.

Михаил Ерёмец и Иван Троян, по их словам, получили металлический водород, поместив газ между двумя алмазными остриями и сжав их при комнатной температуре до давления 2,3 миллиона атмосфер. Водород при этом потемнел и стал отражать свет, а его электрическое сопротивление уменьшилось в 10 тысяч раз.

Исследователи усматривают в этих метаморфозах явное свидетельство того, что газ превратился во что-то другое. Чтобы удостовериться, что это "что-то другое" представляет собой металл, они охладили образец до 30 градусов Кельвина. Сопротивление немного поднялось, но материал так и остался проводящим.
Коллеги встретили это сообщение с большим недоверием. Даже те, кто соглашается, что германским физикам удалось перевести водород из газового в какое-то другое состояние, сомневаются, что здесь был получен давно искомый металл. Ученым также вменяют в вину неправильную постановку эксперимента, при котором металлические электроды и эпоксидная смола могли взаимодействовать с водородом во время сдавливания и сильно исказить результаты. Особенно всех смущает повышение электросопротивления при замораживании образца до 30 градусов – у обычного металла оно, наоборот, падает.

В то же время, критики усматривают в этой работе и положительную сторону – она, по их мнению, вызовет взрыв интереса к металлическому водороду и цунами новых попыток его получить.

Цитировать
Сопротивление водородного образца, как показывает график, резко падало при давлении в 260 ГПа. Изменялась и реакция на лазерное облучение: до 260 ГПа оно вызывало уменьшение сопротивления, а после — повышение. (Иллюстрация авторов работы.)
http://science.compulenta.ru/646494/

Цитироватьhttp://www.nature.com/nmat/journal/v10/n12/full/nmat3175.html
Conductive dense hydrogen
Figure 4: Phase diagram of hydrogen.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьESA испытало ракету на сверхохлажденных газах[/size]
        29 ноября 2011, 18:11

http://vz.ru/news/2011/11/29/542572.html
Европейское (ESA) и Немецкое (DLR) космические агентства провели испытания ракеты Texus, которая использует новые виды топлива - сверхохлажденные водород и кислород, говорится на сайте Европейского космического агентства.

Полет ракеты занял 13 минут, она взлетела на высоту 263 км над поверхностью Земли. За шесть минут невесомости были протестированы различные этапы космического полета, результаты позже будут проанализированы.

В сообщении на сайте ESA отмечается, что миссия 48 в рамках программы Texus продемонстрировала новую технологию для пусковых установок в Европе, над которой работает Европейское космическое агентство. Также отмечается, что для того чтобы добиться подобного результата, специалистам пришлось работать в течение 30 лет.

«Запуск ракеты был несомненным успехом, который отражает высокую степень сотрудничества с DLR. Именно совместные усилия обеспечили то, что миссия состоялась вовремя», – сказал управляющий программой Гай Пилчен.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!