История Н1-Л3

Автор Шамс, 25.02.2022 15:19:52

« назад - далее »

Alys74 и 4 гостей просматривают эту тему.

Serge V Iz

Цитата: Дмитрий Инфан от 15.11.2023 06:10:49создай-ка на его основе трёхкамерник. А если получится - то и четырёхкамерник! Для моей лунной ракеты! Сможешь?"
Глушко это вот самое и предлагал. Но уже на этапе разработки НК-33. И тот двигатель (РД-270) так и не закончен разработкой. А потом предлагал даже ещё лучше -- кислород-керосин с большой тягой, но уже к самому моменту закрытия Н-1.

Serge V Iz

Цитата: Андрюха от 15.11.2023 09:53:10https://gagarin.energia.ru/news/iz-arkhiva-razrabotka-kosmicheskikh-obektov-na-baze-tyazhelogo-nositelya-n-1.html

... одним файлом?
Можно "сохранить как PDF" прямо из браузера -- качество (читаемость) вполне нормальное получается.

космосмурф

Цитата: WkWk от 14.11.2023 23:04:45На самом деле Н-1 вообще не должно быть :)
 После семерки логичным бы было разрабатывать что нибудь типа Р-8 Глушко - ракету с вдвое больше ПН. А вот потом...
Инкрементное внедрение - лучший способ медленного продвижения вперед. Ступень S-1C ракеты-носителя Saturn V была построена с нуля. Starship не является эволюцией другой ракеты.
Когда вы хотите что-то изменить, вы пробуете что-то новое. И Н -1 попробовали, правда, неудачно, но, по крайней мере, попытались.

Штуцер

Цитата: WkWk от 14.11.2023 23:04:45На самом деле Н-1 вообще не должно быть :)
 После семерки логичным бы было разрабатывать что нибудь типа Р-8 Глушко - ракету с вдвое больше ПН. А вот потом...
Опять если бы...
Для чего сделали семёрку однозначно и предельно ясно. Для чего Р-8 ?
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Андрюха


Дмитрий В.

Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий Инфан

Цитата: Serge V Iz от 15.11.2023 10:01:37Глушко это вот самое и предлагал. Но уже на этапе разработки НК-33. И тот двигатель (РД-270) так и не закончен разработкой. А потом предлагал даже ещё лучше -- кислород-керосин с большой тягой, но уже к самому моменту закрытия Н-1.
После этого остаётся только спросить - почему он, а не Королёв? Это Королёв должен был проявлять инициативу, а не ждать, когда Глушко что-нибудь ему предложит. Но, видимо, успех НК-9 застилал глаза и давал основание надеяться, что вот сейчас всё будет. А вот фигушки...

WkWk

Цитата: космосмурф от 15.11.2023 11:05:15Инкрементное внедрение - лучший способ медленного продвижения вперед. Ступень S-1C ракеты-носителя Saturn V была построена с нуля. Starship не является эволюцией другой ракеты.
Когда вы хотите что-то изменить, вы пробуете что-то новое. И Н -1 попробовали, правда, неудачно, но, по крайней мере, попытались.
Так как чудо инженерной мысли Н-1и мне нравиться. Но разговор о том что ее инженерные решения весьма сомнительны и не гарантируют успеха. Не зря Королев на ее защите весьма отчетливо жульничает ;)
  Да и разработка ее началась преждевременно...
 
Цитата: Штуцер от 15.11.2023 13:53:07Опять если бы...
Для чего сделали семёрку однозначно и предельно ясно. Для чего Р-8 ?
Р-7 кроме боевого значения смогла выводить спутники. В том числе и военные. И военные увидели пользу от ракет носителей. И против носителя с двойной после Р-7 нагрузкой бы явно не возражали. А даже и наоборот - всемерно поддерживали. А вот для чего Н-1 они не понимали...

Serge V Iz

Цитата: WkWk от 15.11.2023 21:01:05И против носителя с двойной после Р-7 нагрузкой бы явно не возражали.
Имхо, чисто военные (где только они решают всё) запросы, фактически, исчерпались ракетами массой максимум, до 200т, а как правило, в разы меньше. Даже Протон им уже некуда было девать.

Еще имхо, вот если бы удалось гораздо сильнее привлечь к работе разработчиков разных еще других способов использования космического пространства для военных нужд (разведка там, связь, и, чем чёрт не шутит, транспорт  ;D ), или самих по себе военных заразить такой разработкой, то, возможно, вышло бы всё по другому. Но это означает, что вообще не с ракеты вопрос надо начинать решать.  :)

WkWk

Цитата: Serge V Iz от 15.11.2023 21:14:54Даже Протон им уже некуда было девать.
А они пока этого не знали ;)  И ракету с ПН в 15 тонн вполне бы одобрили....

Дмитрий В.

Цитата: Дмитрий Инфан от 15.11.2023 06:10:49
Цитата: Дмитрий В. от 14.11.2023 20:22:04"Совершенно очевидно", что для "4-хкамерного типа НК-33" (вероятно, тягой 600 тс, не?) потребуется ТНА, который  технологически не мог быть изготовлен в начале 1960-х, по данным самого Кузнецова
Ну, во-первых, это уже не начало 60-х, а середина, во-вторых, это не КБ Кузнецова, а КБ Глушко, у которого возможностей сделать ТНА, какой надо, явно побольше, в третьих - двигатель не 4-х а 3-х, соответственно, тяга не 600, а 450. Впрочем, если Глушко сочтёт возможным, то и 600 было бы просто замечательно.
А всего-то надо было сказать весной 1962 года, что-нибудь вроде: "Валентин Петрович, ты меня, конечно, прости, что я поддержал тогда Кузнецова с его НК-9, но по-другому убедить тебя, что двигатель закрытой схемы возможен, я не мог. Я сейчас, гляди, - ты уже РД-253 по закрытой схеме создаёшь! Вот и создай-ка на его основе трёхкамерник. А если получится - то и четырёхкамерник! Для моей лунной ракеты! Сможешь?"
То, что Вы предлагаете было сделано только в 1980-х в Энергии. Поэтому все Ваши предложения хороши только на случай неучастия в лунной гонке, при наличии неограниченного времени. Поэтому все Ваши "гипотенузы" - из области альтернативной истории.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Штуцер

Цитата: WkWk от 15.11.2023 21:01:05Р-7 кроме боевого значения смогла выводить спутники.
В самом деле?
Прямо так в ТЗ на Р-7 и написано?
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

Цитата: WkWk от 15.11.2023 21:01:05И против носителя с двойной после Р-7 нагрузкой бы явно не возражали.
Ни о чем.
ТЗ от МО было?
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

simple

насколько я понял исходная идея н1, в части пн, выводить в 10 раз больше 

Штуцер

Цитата: WkWk от 15.11.2023 21:26:44
Цитата: Serge V Iz от 15.11.2023 21:14:54Даже Протон им уже некуда было девать.
А они пока этого не знали ;)  И ракету с ПН в 15 тонн вполне бы одобрили....
За чей счёт банкет? ))
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

WkWk

Цитата: simple от 15.11.2023 23:31:28насколько я понял исходная идея н1, в части пн, выводить в 10 раз больше 
И это вызывает определенные сомнения. Построив всего одну РН - замахиваться сразу на десятикратное увеличение ПН...

Seliv

Цитата: WkWk от 16.11.2023 07:31:05И это вызывает определенные сомнения. Построив всего одну РН - замахиваться сразу на десятикратное увеличение ПН...
Совсем в первой итерации H-1 была на 40-50т. Что с современным послезнанием может былоб очень даже ничего. Линейка РН 10, 20, 40-60тонн

"В постановлении предусматривалось создание новой мощной ракеты-носителя Н1 на ЖРД в период 1961–1963 г. Ракета Н1 должна была выводить на орбиту ИСЗ массой 40–50 т и разгонять до второй космической скорости ПГ массой 10–20 т. Вторым этапом на базе этой ракеты предлагалось в период 1963–1967 гг. создать носитель, выводящий на орбиту ИСЗ 60–80 т и разгоняющий до второй космической скорости 20–40 т."

Дмитрий Инфан

Цитата: Дмитрий В. от 15.11.2023 22:20:51То, что Вы предлагаете было сделано только в 1980-х в Энергии. Поэтому все Ваши предложения хороши только на случай неучастия в лунной гонке, при наличии неограниченного времени. Поэтому все Ваши "гипотенузы" - из области альтернативной истории.
А давайте возьмём и подсчитаем. Для кислородно-керосиновой Н-1 с НК-15 скорость истечения у земли - 297 км/с. в пустоте - 3,31 км/с. Начальную массу примем за 2735 т, ПН - 90 т.
Нач. масса – 2735 т, в т ч. 1 ступень – 1880 т, сух. вес – 130 т; приращение скорости – 3,03 км/с
Нач. масса – 855 т, в т. ч. 2 ступень – 561 т, сух. вес – 55 т; приращение скорости – 2,97 км/с
Нач. масса – 294 т, в т.ч. 3 ступень – 186 т,  сух. вес – 14 т; приращение скорости – 2,91 км/с.
 
 ИТОГО, 3,03 + 2,97 + 2,91 = 8,911 км/с

 Теперь посчитаем то же самое для гидразиновой Н-1 с РД-253. Поскольку он во всех отношениях хуже кузнецовского НК-15 (кроме того, что не взрывается), полезная нагрузка, естественно, станет меньше - 75 тонн (мы не гонимся за рекордами, нам лишь бы летало). Стартовая масса тоже окажется меньше - 2720 т. Итак,
Нач. масса – 2720 т, в т. ч. 1 ступень – 1880 т, сух. вес – 130 т; приращение скорости – 2,94 км/с
Нач. масса – 840 т, в т. ч. 2 ступень – 561 т, сух. вес – 55 т; приращение скорости – 2,91 км/с
 Нач. масса – 279 т, в т. ч. 3 ступень – 186 т, сух. вес – 12 т; приращение скорости – 3,09 км/с
 
 ИТОГО, 2,94 + 2,91 + 3,09 = 8,94 км/с

Как видим, и без кислорода можно обойтись, и без разнотяга. За счёт того, что РД-253 весит 1070 кг, а НК-15 весит 1247 кг на первой ступени экономится более пяти тонн, которые можно употребить на систему качения. Да, 75 тонн меньше 90, поэтому экипаж нужно сократить до одного человека. Зато не нужна стыковка. А самое главное, РД-253 был создан в 1963 году, тогда как НК-15 - только в 1967 году. Соответственно, испытания ракеты можно было начать НА ЧЕТЫРЕ ГОДА РАНЬШЕ.

Дмитрий В.

Цитата: Дмитрий Инфан от 17.11.2023 16:49:37
Цитата: Дмитрий В. от 15.11.2023 22:20:51То, что Вы предлагаете было сделано только в 1980-х в Энергии. Поэтому все Ваши предложения хороши только на случай неучастия в лунной гонке, при наличии неограниченного времени. Поэтому все Ваши "гипотенузы" - из области альтернативной истории.
А давайте возьмём и подсчитаем. Для кислородно-керосиновой Н-1 с НК-15 скорость истечения у земли - 297 км/с. в пустоте - 3,31 км/с. Начальную массу примем за 2735 т, ПН - 90 т.
Нач. масса – 2735 т, в т ч. 1 ступень – 1880 т, сух. вес – 130 т; приращение скорости – 3,03 км/с
Нач. масса – 855 т, в т. ч. 2 ступень – 561 т, сух. вес – 55 т; приращение скорости – 2,97 км/с
Нач. масса – 294 т, в т.ч. 3 ступень – 186 т,  сух. вес – 14 т; приращение скорости – 2,91 км/с.
 
 ИТОГО, 3,03 + 2,97 + 2,91 = 8,911 км/с

 Теперь посчитаем то же самое для гидразиновой Н-1 с РД-253. Поскольку он во всех отношениях хуже кузнецовского НК-15 (кроме того, что не взрывается), полезная нагрузка, естественно, станет меньше - 75 тонн (мы не гонимся за рекордами, нам лишь бы летало). Стартовая масса тоже окажется меньше - 2720 т. Итак,
Нач. масса – 2720 т, в т. ч. 1 ступень – 1880 т, сух. вес – 130 т; приращение скорости – 2,94 км/с
Нач. масса – 840 т, в т. ч. 2 ступень – 561 т, сух. вес – 55 т; приращение скорости – 2,91 км/с
 Нач. масса – 279 т, в т. ч. 3 ступень – 186 т, сух. вес – 12 т; приращение скорости – 3,09 км/с
 
 ИТОГО, 2,94 + 2,91 + 3,09 = 8,94 км/с

Как видим, и без кислорода можно обойтись, и без разнотяга. За счёт того, что РД-253 весит 1070 кг, а НК-15 весит 1247 кг на первой ступени экономится более пяти тонн, которые можно употребить на систему качения. Да, 75 тонн меньше 90, поэтому экипаж нужно сократить до одного человека. Зато не нужна стыковка. А самое главное, РД-253 был создан в 1963 году, тогда как НК-15 - только в 1967 году. Соответственно, испытания ракеты можно было начать НА ЧЕТЫРЕ ГОДА РАНЬШЕ.

Начнём с того, что "сухой" вес Блока А - вовсе не 130 т (а в реальности раза в два больше). Во-вторых, я-то и не спорю, что выбор гептильных РД-253 мог бы быть спасением. Тем более, что их можно было сделать под разнотяг - они же изначально для Н-1 создавались.
А вот всякие "трёх- и четырёхкамерные" чудеса - это уже выходило за рамки выделенных сроков. Соответственно, 75 т и 2-3 пуска для сборки комплекса - тоже (вспомним, когда у нас получилась первая автоматическая стыковка, а ведь её надо было довести до какого-то уровня надёжности).
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

WkWk

Цитата: Seliv от 17.11.2023 11:15:49Совсем в первой итерации H-1 была на 40-50т. Что с современным послезнанием может былоб очень даже ничего
Все равно многовато. Вот увеличение ПН вдвое постройкой супер Р-7 или супер Р-9 - вполне оправдано.
 Отработка доставки на космодром блоков диаметром 5-7 метров - тоже вполне напрашивается.
 Надежность многодвигательной установки они посчитали и из этого вытекает заказ двигателей с тягой в 300-600 тонн на перспективу.
 Для конца 50-х нормальный фронт работ. А с супертяжу приступать где то в году в 62.... Понятно дело без извращений с разнотягом сферобаками и сборкой на пусковой....