С15 - 15КРБ

Автор Salo, 29.08.2009 14:28:27

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьИ у нас мог бы быть, если бы не лоханулись.
Да, не повезло нам делать из Циклона геостационарный носитель. :)

Из Циклона не надо, а вот из Протона можно было бы сделать мощную машину.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

fagot

Протон и без водорода был достаточен и только теперь необходимость водорода для него забрезжила на горизонте.

m-s Gelezniak

ЦитироватьПротон и без водорода был достаточен и только теперь необходимость водорода для него забрезжила на горизонте.
Увы нет. Иначе с фтором не развлекались бы.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Старый

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьИ у нас мог бы быть, если бы не лоханулись.
Да, не повезло нам делать из Циклона геостационарный носитель. :)
Из Циклона не надо, а вот из Протона можно было бы сделать мощную машину.
Китайцы делали из ракеты эквивалентной Циклону.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

fagot

ЦитироватьУвы нет. Иначе с фтором не развлекались бы.
И как, удалось развлечение? Для гермокорпусов, если размахнуться, то и ЯРДа не хватит.

Старый

ЦитироватьУвы нет. Иначе с фтором не развлекались бы.
С фтором был один любитель. Схоронили мы его... (с) почти Твардовский.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

m-s Gelezniak

Цитировать
ЦитироватьУвы нет. Иначе с фтором не развлекались бы.
И как, удалось развлечение? Для гермокорпусов, если размахнуться, то и ЯРДа не хватит.
Хорроший такой монстрик. Гептил-фтор-и геостационарник с "горшочком".  :D.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Александр Ч.

ЦитироватьПричем тут Энергия? 40-тонник возможен без проблем всего с тремя блоками и ЖД-транспортировкой.
Опять же технически, но не финансово.
Помнится хруники предложили А-7, однако старт под Ангару строят такой, что тягу пяти РД-191 выдержит с трудом. Ваша версия, почему это так?
Ad calendas graecas

fagot

Потому что переделывают старт от Зенита, рассчитанный на один РД-171. На Восточном все делать заново и яму можно вырыть какую нужно.

Александр Ч.

ЦитироватьПотому что переделывают старт от Зенита, рассчитанный на один РД-171. На Восточном все делать заново и яму можно вырыть какую нужно.
Судя по фоткам зенитовский старт основательно разрыли. Что мешало разрыть яму еще больше?
Ad calendas graecas

avmich

Цитировать
ЦитироватьНасчёт чистоты водорода...

Все решается элементарно просто. Все примеси в нем имеют жидкое состояние на более высоких температурах, чем когда ожижается сам водород.

Этого, к сожалению, недостаточно для того, чтобы эти примеси не могли попадать куда не надо ;) . Например, при сжижении примесей в теплообменнике, где идёт газообразный водород, возникает риск перекрытия сечения каналов теплообменника.

avmich

ЦитироватьКеросин вообще копейки стоит, а носитель тем не менее много миллионов долларов.

Вот что интересно - перекись водорода не самое дешёвое топливо, а носитель на нём получился очень недорогой, 9 млн фунтов образца 1969 года за всю программу. Лишний раз говорит в том числе о том, что деньги надо считать в целом, а не только в частностях...

ЦитироватьПросто стоимость пуска зависит не от стоимости топлива как таковой, а от стоимости всей инфраструктуры, начиная с разработки и производства двигателей и заканчивая заправочным оборудованием.

Совершенно верно. Сколько именно стоит именно разработка двигателей на водороде?.. Сколько стоит поддержание работающего отдела КБ, ведущего такой движок? Учитывая, что, в общем-то, опасности известны - эти цифры можно довольно точно прогнозировать.

ЦитироватьТак вот появление дополнительной водородной инфраструктуры чего-то должно наэкономить нам на размере инфраструктуры керосиновой и стартового комплекса. Вопрос в том, перекрывает ли эта экономия затраты на дополнительную инфраструктуру или нет.

И, конечно, считать нужно с учётом того, что керосиновая инфраструктура весьма отработана, а водородная нет. Иначе никакие новые технологии не смогут проникать на рынок, потому что они все требуют, в отличие от старых, дополнительных денег на развитие.

Иными словами, водород должен быть не просто "прямо сейчас" дороже, чем керосин, а должен быть "существенно дороже и сейчас и в обозримом будущем", чтобы от него отказаться. И тут возникнет ещё такой резонный вопрос, почему всё же никто керосинки не пытается довести до состояния РД-170, а все как-то на водород переходят.

В общем, мне не видно сильных аргументов против водорода :( .

avmich

ЦитироватьИ вообще - высокая стоимость водорода сейчас складывается
а) из высокой стоимости углеводородного сырья при его производстве реформингом
б) из высокой стоимости электричества и его больших потерях при электролизе
и самое главное - в) из крайне высокой стоимости хранения.

Это выглядит как довольно наивное представление. Особенных проблем иметь сравнительно недорогой ЖВ в теплоизолированной ёмкости вблизи ракеты на заправке нет. Хранить водород в шариках с теплоизоляцией недорого - чай, не годы хранить - а в баках ступеней и того проще.

avmich

Цитировать
ЦитироватьСам по себе ЖВ дешевле НДМГ. Хранить его неудобно - факт. Но и не фантастически трудно.  :wink:
Как мы учтём взрыв стартового комплекса из-за нарушения правил работы с водородом?

Очень просто. Например, СК рассчитывается на работу в среднем в течение такого-то времени, на такое-то количество пусков. Риски для отдельных пусков и периодов времени оцениваются. Задача типичная для страховщиков.

avmich

Цитировать
ЦитироватьОсвоим и в третий.
Двух первых раз мало? Русский должен наступить на грабли три раза?

Нет, русский должен с упорством истинного пионера прокладывать свой путь. Или тут речь не о русском?.. Старый, тут тебе должно быть виднее :) .

avmich

Цитировать
ЦитироватьПри нарушении правил взорвется что угодно, даже ТТУ.
Однако с водородом оно взорвётся гораааздо легче. И правила нарушить гораздо легче. Для нарушения правил даже делать ничего не надо, они нарушатся сами.

До 1930 года каждый ЖРД мучали-мучали, и получали довольно скромные результаты. А сегодня спецы на этом форуме привыкли даже к такому, в общем-то, шедевру, как НК-33.

С водородом та же история. Взрывается он, конечно, легче :) если мер не принять, а меры принимаются на раз, так как давно и хорошо известны. Вон у товарищей из Локхида Атлас-5 без одной аварии летает, и ничего... Правила, конечно, сами нарушатся, а как же - ровно как и с гептилом, на котором ой сколько всего летало и летает, и с жидким кислородом, который проблемы создать может легко... Можно даже создать условия, когда правила работы с водородом сложно будет нарушить.

avmich

Цитировать
ЦитироватьВсе, кроме нас, решили, что создание дополнительной водородной инфраструктуры к гептильной или керосиновой или ТТУшной - окупается.
У всех кроме нас не было замкнутых керосинок.
 И вот именно, добавляли водород они к уже существующим РН.

Штаты как разработали водородные технологии, так и привычно их использовали и до сих пор используют. Наиболее зримая иллюстрация - Дельта-4, где водород всё же не добавлен к существующей РН... Впрочем, Старый, подозреваю, ты в курсе :) .

Дальше, те же Штаты вполне сделали сравнительно недавно Атлас-5 с первой керосиновой ступенью. И?.. Уверен, не последнюю роль тут сыграла цена, в общем-то, неплохого движка (а то и неплохие отношения между странами на момент принятия решения). Говорит ли это плохо о водороде? До какой-то степени да. Настолько ли, что водород вообще невыгоден?.. Вряд ли; скорее у него своё место в ракетах.

avmich

Цитировать
ЦитироватьВсе, кроме нас, решили, что создание дополнительной водородной инфраструктуры к гептильной или керосиновой или ТТУшной - окупается.
Особенно если рассматривать ракетную технику не просто как средство выведения, а как элемент престижа. Кто из "всех" создал водородную инфраструктуру, имея изначально керосиновые двигатели замкнутой схемы?

Ээ, дай угадаю :) . СССР?..

Но согласитесь, Фагот, вопрос несколько натянутый.

avmich

ЦитироватьПеред заправкой баки необходимо прополаскивать азотом а потом гелием. В случае слива в обратном порядке,

Мне лично сразу вспоминаются ампулизированные МБР с высококипящими компонентами. И такая мысль, что прополоскать-то можно, но - конечно, вдобавок к этому - можно и везти баки с завода с правильной атмосферой в этих баках. Это особенно справедливо для РБ, которые не так велики.

Цитироватьпричём газы содержащие водород невозможно ни сжечь ни выбросить в атмосферу. Никакие проливы и даже дренажи водорода в окружающую среду недопустимы.

Это интересно. Кто мешает - мы, конечно, речь ведём о заправке ракеты на СК - эти газы отвести по трубе от ракеты (труба уже не должна быть с теплоизоляцией) и поджечь выходящие из трубы газы?

ЦитироватьТрубопроводы должны иметь теплоизоляцию и изоляцию не допускающую просачивание водорода в атмосферу сквозь стенки трубопроводов.

Это мы уже учли в системе заправки. Теплоизолированный трубопровод - чтобы воздух по нему не стекал :) - это как-то... ну, не рокет сайнз :) . Можно, конечно, посчитать параметры, но, право...

ЦитироватьИ т.д. и т.п. И только ламеру всё просто, что керосин что водоро. Подогнал заправщик, вставил пистолет в горловину...

Ну, мы-то тут не ламеры собрались :) разве что некоторые ;) . Пистолет в горловину мы всё же оставим нашим друзьям из БМВ :) - http://www.edmunds.com/insideline/do/MediaNav/articleId=117647/firstNav=Gallery/photoId=33365 - у нас задачи несколько другие.

Поэтому... всё же не так страшен водород, как его керосинщики малюют?

avmich

ЦитироватьПеред заправкой баки необходимо прополаскивать азотом а потом гелием.

Но ведь при работе с любым топливом баки приходится поддерживать в чистоте, и меры по поддержанию и очистке всё равно есть? Чем азот и гелий плохи?

Хм, кстати, неужели баки для ЖВ всё же прополаскивают жидким гелием перед заправкой?.. Что-то сомневаюсь :) .